Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура для студентов факультета журналистики - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности... 1 223.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов юридического... 2 480.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.91kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инвестиционная стратегия... 1 318.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.67kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура... 2 475.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология (наименование... 2 520.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы кинезиологии (наименование... 1 282.46kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология... 1 367.81kb.
Реферат по литературе Адресаты посланий А. С. Пушкина в 30-е годы... 1 226.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура для студентов - страница №1/1



Учебно-методический
комплекс дисциплины

МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА


Для студентов факультета журналистики,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2008

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики
периодической печати

С о с т а в и т е л ь – Д.П. Шульгина



Учебно-методический комплекс дисциплины «Мировая художественная культура». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 18 с.

Подготовлен на факультете журналистики.

© Шульгина Д.П., 2008

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Мировая художественная культура» имеет своей целью создание базы необходимых систематических знаний об основных периодах развития художественной культуры зарубежных стран и отечественной культуры.



Задачи дисциплины

  • сформировать у учащихся конкретные представления о характерных особенностях, тенденциях, направлениях, стилях и методах искусства;

  • познакомить студентов с наиболее значимыми произведениями и признанными шедеврами изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

  • развить способность давать самостоятельную критическую оценку, определять художественную значимость произведений искусства различных эпох, которая может быть реализована в сфере профессиональной деятельности;

  • расширить общекультурный диапазон и сформировать систему ценностей.


2. Требования к уровню освоения содержания

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать

- исторические этапы развития мировой художественной культуры;

- особенности культурной эволюции в сфере эстетической деятельности;

- основные направления европейского искусства, их характерные черты и наиболее значимых представителей.



Иметь представление о

- системе видов искусства и средствах создания художественного образа;

- характеристиках творческой индивидуальности, выразительных и изобразительных средствах различных авторов;

- структуре процесса художественного творчества;

- синтезе видов искусств.

Уметь

- ориентироваться в специальной литературе;

- самостоятельно формулировать в эстетических категориях оценочные суждения, отражающие специфику художественного образа в различных видах искусства;

- обосновывать индивидуальную позицию в оценке результатов процесса художественного творчества.


3. Содержание дисциплины

Программа
Тема 1. Культура древнейших цивилизаций

Происхождение искусства. Искусство и миф. Искусство как способ передачи информации. Искусство и ритуал. Древнейшие памятники культуры. Мегалитические сооружения. Наскальные росписи (Альтамира, Ляско, Фон-де-Гом, Капова пещера). Палеолитические Венеры.

Художественная культура Двуречья. Зиккурат как тип культового сооружения. Скульптура и декоративно-прикладное искусство. Эпос о Гильгамеше и его отражение в изобразительном искусстве. Дворцовый комплекс в Ашшуре. Вавилон. Персеполь – столица империи.

Египет. Особенности художественной культуры. Традиция и канон. Древнейшие памятники египетского искусства.

Иероглифическая письменность и изобразительное искусство. Памятники египетской литературы. «Книга мёртвых».

Погребальные комплексы эпохи Древнего Царства. Сложение типа пирамиды. Великие пирамиды в Гизе. Скальные погребения периодов Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы. Комплексы в Дейр-эль-Бахри и Абу-Симбеле. Гробница Тутанхамона. Синтез искусств в художественной культуре Египта.

Храмы Амона в Карнаке и Луксоре. Структура и символика культовой постройки.

Египетская скульптура. Канон. Портрет как основной жанр. Особенность работы с различными материалами. Рельеф и живопись. Искусство Амарнского периода.

Декоративно-прикладное искусство эпохи Нового Царства.
Тема 2. Античная культура

Художественная культура Древней Греции

Происхождение древнегреческой культуры. Крито-Микенская культура, Троя. Дворцовые комплексы в Кноссе и Фесте.

Миф и ритуал. Греческая мифология как источник поэтического творчества. Гомеровские поэмы как отражение эстетических норм эпохи.

Архаический период. Эгейское, дорийское, восточное влияние на искусство Эллады. Керамика и орнамент. Дипилонские вазы. Сложение ордерной системы в архитектуре. Дорический ордер – его происхождение и символика. Скульптура периода архаики.

Классический период. Греческое искусство – утверждение идеала красоты и гармонии. Эстетическая теория и художественная практика. Архитектура классического периода. Афинский Акрополь как архитектурный ансамбль. Парфенон. Эрехтейон. Появление ионического ордера. Фидий и его влияние на дальнейшее развитие античного искусства. Скульпторы Мирон и Поликлет. «Канон» Поликлета. Трактовка портретного жанра в греческой скульптуре. Вазопись.

Греческий театр и драматургия (Эсхил, Софокл, Еврипид).

Пластические искусства периода поздней классики. Пракситель, Лисипп. Реалистическая тенденция в греческой скульптуре.

Эллинистический период. Развитие литературного творчества: лирика, комедия. Архитектурные комплексы в Малой Азии. Коринфский ордер и восточные влияния. Храм Артемиды в Эфесе. Галикарнасский мавзолей. Пергамский алтарь. Новые явления в скульптуре.

Греция и Римская империя.
Художественная культура Древнего Рима

Греческое влияние на развитие искусства Рима. Ордерная система как основной декоративный элемент.

Театральное искусство. Особенности римской поэзии. Формы поэтического творчества.

Характерные черты архитектуры. Применение новых конструкций и материалов. Градостроительные концепции. Колизей и Пантеон – шедевры архитектуры и символы «вечного Рима». Традиционные типы сооружений – храм, базилика, термы. Римские форумы. Мемориальная архитектура – триумфальные арки и колонны.

Римская скульптура. Греческие и этрусские влияния. Скульптурный портрет. Конный монумент.

Реализм в живописи. Помпейские стили. Росписи виллы Мистерий.

Влияние христианства на развитие художественной культуры.
Тема 3. Культура Средневековья

Истоки средневековой культуры: христианство, античная традиция. Изменение системы духовных ценностей. Раннехристианский период в художественной культуре Рима: архитектура и изобразительное искусство.


Византийская культура

Переход от античной традиции к условности и подчинение художественных средств духовно-умозрительному началу в изобразительных искусствах. Феномены иконопочитания и иконоборчества.

Особенности византийской архитектуры. Формирование типа крестово-купольного храма, его образный мир и символика. Собор святой Софии в Константинополе.

Византийские мозаики. Фресковые росписи. Структура росписей православного храма. Икона и её жанровое своеобразие. Декоративно-прикладное искусство.



Европейское Средневековье

Университеты и монастыри как центры культуры. Средневековый город.

Средневековая литература: рыцарский роман, поэзия вагантов.

Раннехристианское искусство. Базиликальные храмы. Романский стиль – время расцвета монументального искусства (Франция, Германия, Италия). Типология и структура католического храма. Тип паломнической базилики (Клюни 3). Скульптура как элемент декора. Искусство книжной миниатюры.

Готика – новое конструктивное открытие. Собор как образ «Небесного Иерусалима». Франция – колыбель готики. Собор Парижской богоматери, Шартрский собор, Амьенский собор. Влияние французской архитектуры на развитие готического искусства европейских стран. Готика в Германии, Италии и Англии.

Искусство книжной иллюстрации в эпоху готики. Братья Лимбурги. Витраж как вид живописи.

Влияние религии и церкви на музыкальное и театральное искусство.

Народное искусство. «Карнавальная культура».


Отечественная культура
в контексте средневековой культуры Запада и Востока

Славянская мифология и верования. Народные традиции, ритуалы, обряды. Развитие национального языка. Создание славянской азбуки Кириллом и Ме­фодием.

Христианские монастыри и первые русские иконописные школы. Язычество и православие: противостояние, взаимодействие, синтез.

Архитектура домонгольского периода. Византийские и западноевропейские влияния. Владимиро-суздальское белокаменное зодчество.

Русская культура развитого Средневековья (XIV–XV вв.)

Московская школа иконописи (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). Ансамбль московского Кремля. Посадские храмы XVI–XVII вв.

Русская культура позднего Средневековья (XVI в.). Книжная культура России и книгопечатанье. Развитие прикладного искусства.
Тема 4. Культура эпохи Возрождения

Предвозрождение – переход от традиций Средневековья к гуманизму Ренессанса. Великие писатели-гуманисты (Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо). Изобразительное искусство Проторенессанса (Джотто).

Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как характерные черты художественного мышления эпохи Возрождения. Отражение в искусстве нового понимания личности.

Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени.

Архитектура Раннего Возрождения. Филиппо Брунеллески, Леон-Бат­тиста Альберти.

Изобразительное искусство раннего Возрождения. Портретный жанр. Мифологические сюжеты в живописи. Алтарная картина. Ведущие мастера живописи Раннего Возрождения – Фра Анжелико, Сандро Боттичелли, Андреа Мантенья, Пьеро дела Франческа и др.

Скульптура Раннего Возрождения. Донателло, Верроккьо.

Высокое Возрождение. Изобразительное искусство и архитектура.

Леонардо да Винчи – живопись, поэзия, научные искания. Рафаэль Санти. Росписи папского дворца в Ватикане. Микеланджело Буонарроти – величайший скульптор эпохи Возрождения. Собор святого Петра в Ватикане. Росписи Сикстинской капеллы.

Позднее Возрождение. Андреа Палладио – теоретик архитектуры. Вилла Ротонда. Живопись Позднего Возрождения – Паоло Веронезе, Тинторетто. Тициан. «Академия направленных на истинный путь» братьев Карраччи.

«Северное Возрождение». Нидерландская школа живописи – Ян Ван Эйк, Иеронимус Босх, Питер Брейгель Старший.

Возрождение в Германии. Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Маттиас Грюневальд.

Французское Возрождение. Перестройка Лувра. Школа Фонтенбло.
Тема 5. Культура Западной Европы XVII–XVIII веков

Новый тип художественного мышления как синтез внестилевого реализма и академизма. Барокко и классицизм – две основные стилевые системы Нового времени. Ведущие национальные школы и центры культуры: Италия, Нидерланды, Франция. Отражение противоречивого характера эпохи в структуре художественного образа (конфликтная природа и динамичность образа; ориентация на воспроизведение реальности в неизмененном виде).

Кризис «эпохального стиля» и возникновение внестилевого мышления – характерная особенность пространственных искусств. Ориентация внестилевого мышления на конкретное, индивидуальное явление. Появление нового типа художественного сознания, опирающегося на индивидуальный творческий метод, и «художника-одиночки». Система видов пространственных искусств. «Большие формы» в изобразительном искусстве (алтарные картины, монументальные росписи). Особенности жанровой живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).

Эстетическая концепция стиля барокко.

Архитектура барокко – Лоренцо Бернини, Франческо Борромини. Иль Джезу как образец храмового зодчества. Франсуа Мансар. Парковая архитектура. Тип французского и итальянского парка.

Скульптура барокко. Лоренцо Бернини.

Живопись барокко. Росписи плафонов в храмах Иль Джезу и Сан Иньяцио в Риме. Особенности национальных художественных школ.

Испанская живопись. Портрет, пейзаж и натюрморт в творчестве Эль Гре­ко. Диего Веласкес. Парадный портрет, «Менины», «Пряхи», «Сдача Бреды».

Фламандская школа в изобразительном искусстве. Выражение особенностей стиля барокко в живописи Питера-Пауля Рубенса и его учеников. Искусство портретной живописи Антониса ван Дейка. Натюрморт как особый жанр фламандской живописи (Франс Снейдерс).

Голландская школа. Живопись Франса Халса (групповой и индивидуальный портрет, натюрморт). Мастера натюрморта Питер Клас и Виллем. Хеда. Бытовой жанр.

Реалистическое течение в голландской живописи. Творчество Рембрандта: групповой портрет, портрет-биография. Библейские сюжеты в творчестве Рембрандта.

Французская школа живописи: сочетание классицизма (Николя Пуссен, Клод Лор­рен) с традициями академического искусства.

Итальянская школа живописи. Караваджо. Джованни-Баттиста Тьеполо.

Пространственно-временные искусства, доминирующая роль театра. Литературные источники театра: драматургия Тирсо де Молина, Кальдерона, Мольера.

Стиль рококо в изобразительном искусстве. Отель Субиз в Париже, Амалиенбург в Дрездене. Оформление интерьеров и декоративно-прикладное искусство. Живопись рококо – Франсуа Буше, Оноре Фрагонар. Антуан Ватто.

Проблема человека и способы ее решения в национальных вариантах Просвещения. Сентиментализм и классицизм как выражение идей Просвещения в искусстве.

Этико-эстетическая концепция классицизма. Изменение эстетических идеалов, оппозиция барокко.

Архитектура классицизма. Клод Перро – восточный фасад Лувра. Жак-Анж Габриэль. Проекты «идеального города». Парижские заставы – Клод Леду. Английский парк и эстетика сентиментализма.

Реалистическое направление в скульптуре. Жан Антуан Гудон. Антонио Канова и антикизирующая линия в скульптуре. Этьен-Морис Фальконе.

Сложение иерархии жанров в живописи. Историческая картина. Парадный портрет эпохи классицизма. Искусство натюрморта и жанровая живопись Ж. Шардена. Бытовой жанр в произведениях Ж. Грёза. Пейзаж – Антонио Каналетто, Франческо Гварди.

Жак Луи Давид – воплощение идеалов классицизма в живописи. «Революционный классицизм».

Русская культура XVIII века
в контексте европейского просветительского движения

Культура России Петровской эпохи. Расширение культурных контактов с Европой. Открытие Петербургской Академии наук (1725) и Московского университета (1755). М. Ломоносов (1711–1765) – личность и лицо отечественной культуры.

Влияние западноевропейской традиции и участие «иноземцев» в развитии национального изобразительного искусства России. Архитектура русского барокко – Доменико Трезини, Франческо Растрелли. Иван Никитин и развитие русской живописи.

Культура Екатерининской эпохи. Просвещение в России (Н. Новиков, А. Радищев). Классицизм, реалистическая тенденция, сентиментализм в русской литературе. Рождение русского профессионального театра. Отечественная и зарубежная драматургия на русской сцене.

Открытие Академии художеств. Архитектура – Джакомо Кваренги, Василий Баженов, Матвей Казаков. Портрет в русской живописи второй половины XVIII века – Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Василий Боровиковский.
Тема 6. Европейская культура XIX века

Взаимосвязь художественной культуры и социальной практики – характерная черта европейской культуры начала XIX в.

Ампир – последний «большой стиль». Архитектурный ансамбль в позднем классицизме. Ампир во Франции и в России. Мемориальные сооружения.

Доминик Энгр и продолжение традиций классицизма в живописи. Классицизм и романтизм в творчестве Карла Брюллова.

Романтизм как новое эстетическое направление и оппозиция классицизму. Зарождение романтизма в искусстве Франции: изобразительное искусство, литература. Борьба нового течения с традициями академизма. Теодор Жерико – первый художник-романтик Франции. Развитие традиций романтизма в творчестве Эжена Делакруа. Характерные сюжеты в живописи романтизма.

Романтизм в Германии – Каспар Давид Фридрих, Мориц фон Швиндт. Франсиско Гойя и романтизм в Испании. Английский романтизм. Поэзия и живопись Уильяма Блейка. Прерафаэлиты.

Эклектика в архитектуре. Новые конструкции и декоративные системы. Принцип разумного выбора. Эклектика в России – псевдорусский стиль.

Реализм как метод в искусстве середины XIX в. Критический реализм в жанровой живописи Гюстава Курбе. Живопись и графика Оноре Домье. Реализм в русском искусстве. Передвижники. Реалистический пейзаж – Исаак Левитан. Русская историческая живопись второй половины XIX века – Василий Суриков, Николай Ге.

Академическое искусство. Салон.

Эдуард Мане. Импрессионизм во Франции – Клод Моне, Камиль Писсаро, Огюст Ренуар.

Творчество Огюста Родена импрессионизм и реализм в скульптуре. Влияние Родена на развитие искусства пластики.

Импрессионизм в музыке – Клод Дебюсси, Морис Равель.

Постимпрессионисты – Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Гоген.

Театральное искусство Западной Европы XIX в. Традиции музыкального и драматического театра.

Фотография как новый вид изобразительного искусства. Рождение кинематографа (1895). Первые короткометражные фильмы (Огюст и Луи Люмьер).
Тема 7. Европейская культура ХХ века

ХХ в. – эпоха противоречий, драматических конфликтов, столкновения интересов и идеалов. Отражение социальных процессов в художественной культуре ХХ в. Влияние науки и техники на развитие художественной практики. Влияние радио и телевидения на духовную культуру. Феномен массовой культуры.

Традиции и новации в европейском искусстве ХХ в. Многообразие направлений и художественных методов. Развитие синтетических видов искусства.

Модерн – попытка восстановления синтеза искусств. «Прекрасный мир». Модерн и символизм. Архитектура модерна – национальные особенности. Живопись и театральная декорация. Модерн – искусство графики. Жанр рекламного плаката и плаката-афиши. Ювелирное искусство.

Конструктивизм в архитектуре. Шарль ле Корбюзье. Актуальные проблемы градостроительства. Ар деко в США и в Европе. Людвиг Мис ван дер Роэ. «Одноэтажная Америка». Фрэнк Ллойд Райт. Соотношение национального и интернационального в современной западной архитектуре.

Модернизм в искусстве. Авангард. Абстрактное искусство – «лирический абстракционизм» Василия Кандинского, супрематизм Казимира Малевича. Абстракционизм второй половины ХХ века – Джексон Поллок.

Творческая эволюция Пабло Пикассо и кубизм.

Сюрреализм в поэзии и живописи. Андре Бретон. Сальвадор Дали – натурализм, мистицизм, «католический сюрреализм».

Футуризм в итальянском и советском искусстве. Экспрессионизм. Дадаизм.

Поп-арт и массовая культура. Энди Уорхол. Живопись и дизайн. Соц-арт.

Реализм и академизм в искусстве ХХ в.

Гиперреализм в живописи. Видео-арт. Применение современных технологий в искусстве.

Основные направления развития европейской художественной литературы ХХ в. Перспективы развития современной европейской литературы: традиционные виды и жанры, авангардная волна.

Театр и драматургия в европейской художественной культуре: драматический театр, музыкальный театр, синтетические виды театрального искусства.

Духовное наследие и новые тенденции культуры начала третьего тысячелетия.

Культура XXI в. и художественное наследие XIX–ХХ вв. Переоценка истории европейской культуры с позиции новых эстетических критериев.


Тема 8. Русская культура ХХ века

Формирование духовного климата России начала ХХ в. под влиянием революционного движения. Традиции XIX в. в творчестве писателей ХХ в. (реалистическое направление, романтизм).

«Серебряный век» русской литературы – основные направления, тенденции, течения (декадентство, символизм, акмеизм, футуризм).

Изменение политической системы и вектора ценностной ориентации как последствие социальной революции (1917). Попытка построения «пролетарской» культуры. Ленинский план монументальной пропаганды.

Русская живопись начала ХХ в. Разнообразие стилей и жанров. «Мир искусства».

Искусство кинематографии как новая область творческой деятельности. Художественное и документальное кино.

Новые системы в театральном искусстве – Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов.

Судьбы российской интеллигенции в 20–30-е гг. ХХ в. Культура русского зарубежья.

Художественные объединения 20–30-х гг. ХХ в.

«Советская культура» в качестве официального идеологического лидера (30–50-е гг.). Изменение качественного состояния и тематической направленности художественных произведений. Унификация творческого процесса. Метод социалистического реализма.

Великая Отечественная война и её отражение в искусстве.

Движение «шестидесятников» как оппозиция социалистическому реализму.

Новые тенденции в отечественной культуре 90-х гг. ХХ в. Возвращение отечественного культурного наследия первой половины ХХ в. в систему функционирующей культуры. Массовая культура.
Тема 9. Культура Индии и Дальнего Востока

Древнейшие памятники культуры Индии. «Веды». Эпические поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна».

Буддизм. Типы буддистских культовых сооружений – мемориальная колонна, ступа, пещерные монастыри. Аджанта.

Комплекс Махабхали-Пурам. Индуистские храмы. Храм в Кхаджурахо. Скульптура в индуистском храме. Декоративно-прикладное искусство.

Культура Индии мусульманского периода. Красный форт в Агре. Тадж-Махал. Искусство книжной миниатюры.

Культура Китая. Традиция в китайской культуре. Личность и социум. Учение Конфуция и этические концепции. Даосизм. «Книга перемен».

Знаменитые памятники китайской культуры – гробница Цинь-Ши Хуана, Великая Китайская стена. Буддистские пещерные монастыри, символика «уединённого пути». Искусство эпохи Мин. Императорский дворец в Пекине. Китайская живопись – жанровая структура, особенности. Пейзаж в китайском изобразительном искусстве. Го Си. Китайский фарфор.

Художественная культура Китая в период культурной революции. Традиции и современность в китайском искусстве конца ХХ – начала ХХI вв.

Художественная культура Японии – своеобразие и переработка китайских влияний. Период Хейан – сложение знаковых черт японской культуры. Архитектура – стиль сёин. Золотой дом в Киото. Традиционное японское жилище. Чайная церемония. Жанры садово-парковой архитектуры – сад для чайной церемонии, сад буддистского монастыря. Современная японская архитектура. Кендзо Танге.

Живопись. Школа Кано и Огата Корин. Портретный жанр в японском искусстве. Гравюра. Андо Хиросигэ, Кацусика Хокусай.

Японский театр.
Тема 10. Культура стран ислама

Ислам – мировая религия. Коран. Символика ислама. Ислам и изобразительное искусство.

Памятники литературы. «Шахнамэ» Фирдоуси. Басни. Развитие поэтических жанров.

Архитектура. Мечеть как культовое сооружение. Тип дворовой мечети – мечеть Каабы в Мекке, мечеть Омейядов в Дамаске. Мечеть Омара в Иерусалиме. Тип айванной мечети.

Искусство Испании мусульманского периода. Мечеть в Кордове. Альгамбра.

Комплекс мавзолеев Шах-и-Зинда в Самарканде. Мавзолей Тимура. Особенности архитектуры Средней Азии.

Орнамент в искусстве ислама. Декоративное оформление Корана. Арабеска. Живопись в исламском искусстве – книжная миниатюра. Региональные школы живописи. Декоративно-прикладное искусство.

Художественная культура Турции. Своеобразие культовых построек. Мечеть Сулеймание. Мечеть султана Ахмата. Турецкая книжная миниатюра и европейские влияния.



Учебные задания к семинарским занятиям
Тема 1. Культура древнейших цивилизаций

Вопросы для обсуждения

1. Происхождение искусства.

2. Канон в искусстве Древнего Египта, его формирование и значение.

3. Архитектура и идеология.

4. Храмовые комплексы Двуречья и Древнего Египта.

Литература

Перзашкевич О.В., Федосик В.А. Древний мир. Культура. Искусство. История. Иллюстрированная энциклопедия. – М., 2008.

Окладников А.П. Утро искусства. – Л., 1967.

Пунин А. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. – М., 2008.

Чегодаев М.А. Папирусная графика Древнего Египта. – М., 2004.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1961.

Гнедич П.П. История искусств. Древний Египет и Древний Восток. – М., 2005.

Флиттнер Н.Д. Культура и Искусство Двуречья. – М., 2008.
Тема 2. Античная культура

Вопросы для обсуждения

1Художественная культура Древней Греции. Мифология и искусство.

2. Ордерная система в архитектуре. Дорический, ионический и коринфский ордер, их возникновение и применение.

3. Пластические искусства периода поздней классики.

4Художественная культура Древнего Рима.

5. Античная живопись.



Литература

Античность как тип культуры. – М., 1988.

Античная цивилизация. – М., 1973.

Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992. – Т. 1–3.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1963–1980. – Т. 1–6.

Мифы в искусстве старом и новом. – М., 1993.



Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М., 1980.

Словарь античности. – М., 1989.



Барт Р. Мифология. – М., 1996.

Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады. – М., 1994.

Культура Древнего Рима: В 2 т. – М., 1986.

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета (любое изд.).
Тема 3. Культура Средневековья

Вопросы для обсуждения

1. Икона в восточном и западном Средневековье.

2. Русь и Византия – преемственность черт художественной культуры.

3. Романский стиль в искусстве.

4. Готический храм – конструкция и образ.

5. Синтез искусств в средневековой культуре.



Литература

Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М., 2005.

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – Киев, 1995.

Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

Райс Д.Т. Искусство Византии. – М., 2002.

Яковлев Е.Г. Христианство и искусство // Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. – М., 2003.

Ястребицкая. А.Л. Западная Европа XI–XIII веков. – М., 1978.

Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.

Персонажи славянской мифологии. – Киев, 1992.

Славянская мифология: Энциклопедический сл. – М., 1995.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2003.
Тема 4. Культура эпохи Возрождения

Вопросы для обсуждения

1. Изобразительное искусство раннего Возрождения. Флоренция.

2. Папский Рим и Высокое Возрождение.

3. Знаменитые города-памятники: Рим, Флоренция, Венеция.

4. Феномен Северного Возрождения.

5. Техника масляной живописи в изобразительном искусстве Нидерландов.



Литература

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2003.

Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. – М., 1978.

Лисовский В. Архитектура эпохи Возрождения. Италия. – М., 2007.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М., 1994. – Т. 1–5.

Федорова Е.В. Знаменитые города Италии. – М., 1985.

Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1976.

Муратов П.П. Образы Италии. – М., 1994.

Боттичелли. Сборник материалов о творчестве. – М., 1962.



Мережковский Д.С. Воскресшие боги: Леонардо да Винчи. – М., 1990.

Уоллэйс Р. Мир Леонардо, 1452–1519. – М., 1997.

Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: Биографические очерки. – М., 1993.



Баткин Л.В. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

Дюрер. А. Дневники, письма, трактаты: В 2 т. – М.; Л., 1957.
Тема 5. Культура Западной Европы XVII-XVIII веков

Вопросы для обсуждения

1. Национальные школы в европейском искусстве.

2. Барокко и классицизм – эстетические концепции Нового Времени.

3. Дворцово-парковые ансамбли XVII-XVIII вв.

4. Парадный портрет в барокко и классицизме.

5. Рококо и развитие декоративно-прикладного искусства.

6. Художественная культура России в XVIII в.

Литература

Фромантен Э. Старые мастера. – М., 1966.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – М., 1963.

Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. – СПб., 1912–1914. – Т. 3 4.

Свидерская М.И. Искусство Италии XVII в. – М., 1999.

Бонканти Д. Караваджо. – М.,1995.

Рубенс, Питер Пауль. Письма. Документы. Суждения современников. – М., 1977.

Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII в. – М., 1972.

Грицай Н. Фламандская живопись XVII в. – Л., 1990.

Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVII веков.

Реальность и символика. – М., 1983.



Фехнер Е.К. Голландский натюрморт XVII в. – М., 1981.

Западноевропейская художественная культура XVIII в. – М., 1980.



Кантор А.И. и др. Искусство XVIII в. – М., 1977. – (Малая история искусств).

Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII в. – Л., 1971.

Кроль А.Е. Английская живопись XVI-XIX вв. в Эрмитаже. – Л., 1961.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX вв.). – СПб., 1994.

Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII в. – М., 1995.

Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII в. – М., 1983.

Грехов В. История культуры России с древнейших времён до начала ХХ в. М., 2005.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Тема 6. Европейская культура XIX века

Вопросы для обсуждения

1. Романтизм как новое эстетическое направление и оппозиция классицизму.

2. Импрессионизм в живописи.

3. Эклектика и стилизация.

3. Реализм в живописи XIX в.

4. Жизнь и творчество О. Родена.



Литература

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII–ХХ веков. – Л., 1990.

Искусство Западной Европы в XIX веке // Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.



Томан Р. Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750–1848. – М., 2004.

Вольф Н. Романтизм. – М., 2008.

Импрессионизм: Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. – М., 1980.



Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980.

Ревалд Дж. История импрессионизма. – М.; Л., 1959.

Ревалд Дж. Постимпрессионизм. – М.; Л., 1962.

Рильке Р.-М. Огюст Роден // Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. – М., 1971.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
Тема 7. Культура ХХ века

Вопросы для обсуждения

1. Изобразительное искусство ХХ в.: реалистические тенденции и авангард.

2. Конструктивизм, функционализм и экспрессионизм в архитектуре.

3. Реализм и академизм в искусстве ХХ в.

4. Постмодернизм и художественная культура.

5. Советская идеология и авангардные течения в искусстве.

6. Культура русского зарубежья (ХХ в.).

Литература

Кантор. А.И. Изобразительное искусство ХХ в. – М., 1988.

Самосознание европейской культуры ХХ в. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.

Актуальные проблемы культуры ХХ в. – М., 1993.

Дмитриева Н.А. Пикассо. – М., 1971.

Эсколье Э. Матисс. – Л., 1979.

Виленкин В.Б. А. Модильяни. – М., 1970.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М., 1972.

Модернизм: Сб. – М., 1980.



Лихачев Д.С. О русском. – М., 1990.
Тема 8. Культура Востока

Вопросы для обсуждения

1. Буддизм в индийской культуре.

2. Китай и Япония – сходство и различия в художественной культуре.

3. Тиражная графика в культуре Японии.

4. Ислам и изобразительное искусство.

Литература

Потабенко С.И. Искусство независимой Индии. – М., 2003.

Ян Ч. Китайская миниатюра тушью и акварелью. Традиции и современность. – М., 2006.

Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. – М., 2004.



Дэле Н. Япония вечная. – М., 2006.

Японская гравюра и живопись. – М., 2007.



Назарли М.Д. Два мира восточной миниатюры. – М., 2006.

Веймарн Б.В. Ислам: Классическое искусство стран Ислама. – М., 2002.

Вопросы для подготовки к зачету

  1. История искусства. Периодизация, эпохи, стили.

  2. Искусство Древнего Египта.

  3. Художественная культура Древней Греции, основные периоды ее развития.

  4. Архитектура Древней Греции.

  5. Скульптура и живопись Древней Греции.

  6. Искусство Древнего Рима. Характерные черты римской архитектуры.

  7. Художественная культура Византии.

  8. Древнерусское искусство.

  9. Романский стиль. Архитектура, скульптура, живопись.

  10. Готика. Архитектура, скульптура, витраж.

  11. Новаторство и традиции в искусстве Возрождения.

  12. Изобразительное искусство и зодчество Проторенессанса.

  13. Архитектура эпохи Возрождения.

  14. Скульптура эпохи Возрождения.

  15. Живопись Раннего Возрождения – система жанров, стилевые поиски.

  16. Высокое Возрождение.

  17. Северное Возрождение.

  18. Стиль барокко в европейском искусстве.

  19. Рококо.

  20. Живопись XVII века.

  21. Классицизм и ампир в европейском искусстве.

  22. Барокко и классицизм в России.

  23. Романтизм, реализм и импрессионизм в европейской живописи.

  24. Эклектика в архитектуре XIX века.

  25. Стиль модерн.

  26. Искусство ХХ века – общая характеристика.

  27. Авангардные течения в искусстве ХХ века.

  28. Конструктивизм, функционализм и экспрессионизм в архитектуре.

  29. Реализм и академизм в искусстве ХХ в.

  30. Постмодернизм и художественная культура.

  31. Советская идеология и авангардные течения в искусстве.

  32. Искусство Индии и Дальнего Востока.

  33. Художественная культура стран ислама.



4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература

Основная

Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.



Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. – М., 2002.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 2004.

Гнелич П.П. Всемирная история искусства. – М., 1996.

Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь, 1997.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1996.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

История мировой культуры. – М., 1998.



Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII–ХХ ве­ков. – Л., 1990.

Кантор А.И. Изобразительное искусство ХХ века. – М., 1988.

Кривцун О.А. Эстетика. – М., 1998.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2003.

Садохин А. П. Мировая художественная культура. – М., 2006.

Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.


Дополнительная

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – М., 1963.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М., 1972.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М., 1995.

Век Просвещения. – М.; Париж, 1970.



Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М., 1994. – Т. 1–5.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998.

Западноевропейская художественная культура XVIII века. – М., 1980.



Кочетов А.Н. Искусство и религия. – М., 1984.

Культура, человек и картина мира. – М., 1987.

Малая история искусств: В 10 т. – М., 1972–1991.

Муратов П.П. Образы Италии. – М., 1994.

Очерки по истории мировой культуры. – М., 1997.

Постмодернизм и культура. – М., 1991.

Россия ХХ век. Политика и культура. Энциклопедический словарь. – М., 1999.



Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII в. – М., 1972.

Стили и орнаменты в искусстве. – М., 2008.



Федорова Е.В. Знаменитые города Италии. – М., 1985.

Фромантен Э. Старые мастера. – М., 1966.

Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М., 1991.

Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI–XIII веков. – М., 1978.
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия проходят на базе материально-технического оборудования факультета, включая компьютерные классы и Интернет.


6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В основе методических рекомендаций по организации освоения дисциплины лежит ориентация на современные образовательные технологии, использование активных методов обучения, широкое применение мультимедийных технологий, с помощью которых достигается не только освоение студентами изучаемой дисциплины, но и личностное развитие.



Для оценки освоения учащимися материала в ходе текущей и промежуточной аттестации применяется решение студентами практических задач на основе изученного теоретического материала.