Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обуче - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематический план Таблица № Тематический план Наименование раздела... 1 69.12kb.
Название программы, форма обучения 1 24.82kb.
Название программы, форма обучения 1 19.71kb.
А. Г. Свинаренко 2 675.98kb.
1 Курс «Методы активного социально-психологического обучения» соответствует... 1 81.54kb.
Тематический план специальная психология Цель Категория слушателей 1 104.89kb.
Тематический план 5 класса по технологии гбоу сош «образовательный... 1 275.16kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Одержание и оформление контрольных работ 1 74.02kb.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы... 1 134.57kb.
Учебный план среднесрочной дополнительной образовательной программы 1 50.64kb.
М. М. Безруких; В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М. Академия, 2002. 1 37.77kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. - страница №2/2

тЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО РАЗДЕЛУ «СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»



1. К региональным относят упражнения, в осуществлении которых принимает участие:

а) менее 1/3 всей мышечной массы тела;

б) от 1/3 до 1/2 всей мышечной массы;

в) более 1\2 всей мышечной массы;

г) конкретная группа мышц.
2. Максимальную мощность сокращения мышцы развивают при внешнем сопротивлении (грузе):

а) равном 40-50% от их максимальной;

б) равном 5-10% от их максимальной;

в) при отсутствии внешнего сопротивления;

г) равном 80-90% от их максимальной.

3. Общая энергетическая стоимость преодоления дистанции в беге со средней скоростью 5 м/с равна:

а) 1,08 ккал/мин;

б) 25, ккал/мин;

в) 9,3 ккал/мин.
4. Укажите правильное соотношение трех энергетических систем в процентах (1-я фосфогенная, 2-я лактацидная, 3-я кислородная) при динамической работе околомаксимальной анаэробной мощности:

а) 1-95%, 2-5%, 3-0%;

б) 1-24%, 2-60%, 3-40%;

в) 1-70%, 2-20%, 3-10%.


5. К динамическим упражнения малой аэробной мощности относятся те, при выполнении которых потребление кислорода равно:

а) 55-65% от индивидуального МПК;

б) 95-100% от индивидуального МПК;

в) менее 50% от индивидуального МПК.


6. По своей природе предстартовые изменения функций являются:

а) безусловными нервными и гормональными реакциями;

б) стрессовыми реакциями;

в) результатом разминки перед соревновательной деятельностью;

г) условно-рефлекторными нервными и гормональными реакциями.
7. В основе положительного влияния разминки на последующую деятельность лежат:

а) иррадиация и концентрация возбуждения в ЦНС;

б) «следовые» явления» в ЦНС и повышение температуры мышц;

в) предстартовые изменения в деятельности вегетативных систем;

г) продолжительность и интенсивность разминки.
8. В результате разминки при увеличении температуры мышц на 10 скорость метаболизма клеток:

а) увеличивается примерно на 13%;

б) увеличивается примерно на 50%;

в) увеличивается примерно на 100%;

г) снижается активность ферментов.
9. В результате разминки скорость сокращения мышц:

а) увеличивается на 20% при повышении их температуры на 20;

б) увеличивается на 50% при повышении их температуры тела на 10;

в) скоростные способности мышц не изменяются.


10. Облегчение снабжения мышц кислородом при повышении температуры крови в результате выполнения разминки связано:

а) со сдвигом кривой диссоциации оксигемоглобина вправо;

б) со сдвигом кривой диссоциации оксигемоглобина влево;

в) со сдвигом кривой диссоциации карбгемогловина вправо.


11. К особенностям врабатывания НЕ относятся:

а) инертность развертывания вегетативных функций;

б) не одновременность (гетерохронизм) в усилении отдельных функций организма;

в) длительность периода врабатывания находится в прямой зависимости от мощности (интенсивности) упражнения, т.е. чем интенсивнее, тем длительнее.


12. Изменяющееся в начале работы несоответствие между потребностями организма в кислороде и его реальным удовлетворением приводит к образованию:

а) кислородного долга;

б) кислородного запроса;

в) кислородного дефицита.


13. При выполнении циклических упражнений различной мощности в первую очередь происходит врабатывание:

а) сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД, МОК);

б) нервно-мышечного аппарата;

в) дыхательной системы (ЧД, МОК, ПО2).


14. При выполнении аэробных упражнений «истинное» устойчивое состояние возможно:

а) в зоне максимальной аэробной мощности;

б) в зоне средней аэробной мощности;

в) в зоне малой аэробной мощности.


15. При каких значениях ЧСС возможно выполнение работы исключительно за счет окислительного фосфорилирования:

а) до 140 уд/мин;

б) при 150-160 уд/мин;

в) до 180 уд/мин;

г) при максимальных значениях.
16. Наибольший тренирующий эффект на кардио-распираторную систему оказывают нагрузки (в равномерном методе) выполняемые при:

а) ЧСС менее 140 уд/мин;

б) ЧСС больше 180 уд/мин;

в) ЧСС 150-170 уд/мин.


17. Развитие запредельного, охранительного торможения (утомления) в нервных клетках вследствие их интенсивной (продолжительной) активности возникает в результате:

а) снижения количества медиаторов в межнейронных синапсах;

б) нарушения в координации вегетативного обеспечения мышечной деятельности;

в) интенсивной проприорецептивной импульсации от рецепторов работающих мышц, суставов, связок и капсул движущихся частей тела.


18. Функциональные изменения в системе или системах, определяющих наступление состояния утомления, могут быть локализованы (укажите неправильный ответ):

а) в регулирующих системах;

б) в системах вегетативного обеспечения мышечной деятельности;

в) в выделительных системах;

г) в двигательном аппарате.
19. В результате дискоординации двигательных и вегетативных функций у недостаточно подготовленных спортсменов, период врабатывания может завершаться:

а) снижением содержания лактата в крови;

б) значительным повышением рН крови;

в) появлением состояния «мертвой точки»;

г) повышением жизненной емкости легких.
20. При длительной мало интенсивной работе важнейшей причиной нарушения деятельности ЦНС и утомления является:

а) недостаточное поступление кислорода к работающим мышцам и коре больших полушарий;

б) снижение содержания гликогена в печени и соответственно глюкозы в крови (гипогликемия) развитие охранительного торможения в ЦНС;

в) снижение рН в мышечных клетках и крови.


21. По существу, восстановление после физической работы есть:

а) уменьшение ЧСС, артериального давления, легочной вентиляции и прочего до уровня покоя;

б) перестройка нервных и нейрогормональных механизмов управления движениями и вегетативных процессов;

в) восстановление нарушенного работой гомеостаза организма.


22. Устранение алактатной фракции кислородного долга происходит в течение:

а) первых 2-3 минут восстановления;

б) через 30-60 минут восстановления;

в) нескольких суток.


23. Физиологическое поперечное сечение мышцы 10 см2. Максимальная произвольная сила мышцы равна 20кг. Какова абсолютная сила этой мышцы?

А) 80 кг;

Б) 20 кг;

В) 200 кг.


24. Укажите правильный порядок фаз восстановления:

а) 1- быстрая, 2 – замедленная, 3 – поздняя (длительная), 4 – суперкомпенсация;

б) 1- быстрая, 2- суперкомпенсация, 3 - замедленная, 4 – поздняя;

в) 1- быстрая, 2- замедленная, 3- суперкомпенсация, 4 – поздняя.


25. Периферические функциональные факторы определяющие величину максимального мышечного напряжения обусловлены:

а) количественным содержанием в мышцах сократительных белков, АТФ, КрФ, гликогена;

б) количеством мышечных волокон, их длинной, композицией мышц;

в) частотой и характером нервных импульсов, регуляцией числа активных двигательных единиц.


26. Быстрота как физическое качество в первую очередь зависит от:

а) анатомического и физиологического поперечника мышц и их длины;

б) возбудимости, лабильности нервно-мышечного аппарата, подвижности нервных процессов и композиции мышц;

в) скоростно-силовых качеств.


27. Основной причиной снижения работоспособности (утомления) при скоростно-силовой работе является:

а) увеличение латентного времени расслабления мышц при некотором увеличении периода сокращения;

б) истощение внутримышечных запасов гликогена;

в) уменьшение латентного времени сокращения и расслабления мышц.


28. Общая выносливость (работоспособность) зависит от:

а) анаэробных возможностей организма;

б) способности многократно повторять упражнения, требующие проявления большой мышечной силы;

в) аэробных возможностей организма.


29. Способность длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода характеризует:

а) мощность аэробной производительности;

б) емкость аэробной производительности;

в) подвижность аэробной производительности.


30. Объем циркулирующей крови при физической работе увеличивается только у спортсменов, которые тренируют:

а) скоростно-силовые качества;

б) выносливость;

в) скоростную выносливость.


31. Высокую физическую работоспособность (выносливость) способны показывать спортсмены, у которых МПК (в мл/мин/кг) равно:

а) 70-90 мл/мин/кг;

б) 30-50 мл/мин/кг;

в) 150-200 мл/мин/кг.


32. Порог анаэробного обмена (ПАНО) у тренированных, выносливых спортсменов по сравнения с нетренированными достигается при нагрузках с потреблением кислорода на уровне:

а) 70-80% от МПК;

б) 90-100% от МПК;

в)45-60% от МПК.


33. Свойство живого организма изменять свои функциональные возможности под влиянием систематической тренировки называется:

а) тренированностью;

б) тренируемостью;

в) уровнем развития физических качеств.


34. Наименьшая ЧСС (интенсивность), ниже которой не возникает тренирующего эффекта, называется? И равна в процентах от максимальной:

а) пиковой и равна 95% от максимальной ЧСС;

б) рабочей и равна 60% от максимальной ЧСС;

в) пороговой и равна 75% от максимальной ЧСС.


35. Меньшие мировые рекорды у женщин, чем у мужчин в основном связаны:

а) с физиологическими особенностями реакции на физическую нагрузку;

б) с механизмами, определяющими функциональные возможности и их изменение под влиянием спортивной тренировки;

в) антропометрическими отличиями женского и мужского организма.


36. Снижение физической работоспособности в условиях пониженного атмосферного давления (на высоте не более 3000м) вызвано:

а) снижением количества гемоглобина в крови;

б) увеличением энергетической стоимости работы дыхания и сердца в следствии уменьшения парциального напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе;

в) уменьшением парциального напряжения и содержания кислорода в крови.


37. Основные адаптационные изменения в системе крови в условиям пониженного атмосферного давления направлены на:

а) увеличение концентрации гемоглобина в крови;

б) увеличение объема плазмы крови;

в) уменьшение щелочного резерва крови.


38. Укажите вторую стадию формирования двигательного навыка в ЦНС:

а) концентрация нервных процессов;

б) генерализация нервных процессов;

в) иррадиация нервных процессов.


39. Какие компоненты навыков утрачиваются в первую очередь:

а) двигательные;

б) вегетативные.
40. Способность нервной системы, на основании имеющейся базы двигательных навыков и умений адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи, называется:

а) доминантой;

б) экстраполяцией;

в) вызванной активностью.


41. Предел роста тренировочных эффектов у человека предопределен (ограничен):

а) генетически;

б) методикой тренировки;

в) утомлением.


42. Устойчивое состояние в деятельности систем организма спортсмена, когда потребление кислорода НЕ соответствует кислородному запросу, называется:

а) кажущимся;

б) истинным;

в) ложным;

г) неустойчивым.
43. При выполнении циклической работы относительной зоны максимальной мощности основной причиной снижения работоспособности и развития утомления является:

а) уменьшение возбудимости, лабильности, подвижности ЦНС и сократительной способности мышц;

б) угнетение деятельности нервных центров и изменение внутренней среды;

в) дискоординация моторных и вегетативных функций;

г) развитие охранительного торможения в ЦНС и истощение энергоресурсов.
44. Основной причиной снижения работоспособности и развития утомления при выполнении циклической работы относительной зоны большой мощности является:

а) уменьшение подвижности основных нервных процессов в ЦНС;

б) угнетение деятельности нервных центров и изменение внутренней среды;

в) дискоординация моторных и вегетативных функций;

г) развитие охранительного торможения в ЦНС и истощение энергоресурсов.


  1. Где раньше возникает утомление при скоростной работе:

А) в мышце;

Б) в нервном волокне;

В) в нервной клетке;

Г) в синапсе.


46. При выполнении циклической работы относительной зоны субмаксимальной мощности основной причиной снижения работоспособности и развития утомления является:

а) уменьшение подвижности основных нервных процессов в ЦНС;

б) угнетение деятельности нервных центров и изменение внутренней среды;

в) дискоординация моторных и вегетативных функций;

г) развитие охранительного торможения в ЦНС и истощение энергоресурсов.
47. Неодновременное протекание различных восстановительных процессов, обеспечивающее наиболее оптимальную деятельность целостного организма, лежит в основе физиологической закономерности восстановления:

а) фазности;

б) гетерохронности;

в) избирательности;

г) неравномерности.
48. Ведущими физиологическими системами обеспечения работы в относительной зоне субмаксимальной мощности являются:

а) центральная нервная система и двигательный аппарат;

б) системы: терморегуляции, желез внутренней секреции, кардиореспираторная;

в) кислородтранспортная и нервная системы;

г) большие запасы углеводов и функциональная устойчивость ЦНС.
49. Ведущими физиологическими системами обеспечения работы в относительной зоне умеренной мощности являются:

а) центральная нервная система и двигательный аппарат;

б) системы: терморегуляции, желез внутренней секреции, кардиореспираторная;

в) кислородтранспортная и нервная системы;

г) большие запасы углеводов и функциональная устойчивость ЦНС.
50. Ведущими системами организма при работе в зоне относительной максимальной мощности являются:

а) центральная нервная система и двигательный аппарат;

б) системы: терморегуляции, желез внутренней секреции, кардиореспираторная;

в) кислородтранспортная и нервная системы;

г) большие запасы углеводов и функциональная устойчивость ЦНС.
51. Способность за счет мышечных сокращений преодолевать внешнее сопротивление называется:

а) быстротой;

б) ловкостью;

в) силой;

г) выносливостью.
52. В развитии мышечной силы имеют значение:

а) внутримышечные факторы, особенности нервной регуляции, психофизиологические механизмы;

б) функционирование кислородтранспортной системы, морфофункциональные перестройки в сердечно-сосудистой системе;

в) способность к управлению двигательным аппаратом и его морфофункциональные особенности;

г) лабильность и подвижность нервных процессов, соотношение мышечных волокон в скелетных мышцах.
53. Способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности называется:

а) быстротой;

б) ловкостью;

в) силой;

г) выносливостью.
54. Гибкость зависит от:

а) внутримышечных факторов, особенностей нервной регуляции, психофизиологических механизмов;

б) функционирования кислородтранспортной системы, морфофункциональных перестроек в сердечно-сосудистой системе;

в) способности к управлению двигательным аппаратом и подвижности в суставах;

г) лабильности и подвижности нервных процессов, соотношения мышечных волокон в скелетных мышцах.

55. Периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренировочным, называются:

а) критическими;

б) опережающими;

в) сенситивными;

г) возрастными.
56. Изучение врожденных особенностей человека и подбор адекватных для него физических упражнений или вида спорта, происходят в процессе:

а) врачебного контроля;

б) спортивной ориентации;

в) диспансеризации;

г) спортивного отбора.
57. В зависимости от особенностей энергетического обеспечения, физические упражнения делятся на:

а) циклические и ациклические;

б) силовые и скоростные;

в) координационные и скоростно-силовые;

г) аэробные и анаэробные.
58. Физиологическая мощность нагрузки определяется (измеряется):

а) в килограммах, километрах, метрах в секунду;

б) совокупностью физиологических реакций организма при её выполнении;

в) объёмом и интенсивностью;

г) совокупностью развития физических качеств.


  1. Быстрые двигательные единицы в сравнении с медленными развивают:

А) одинаковую силу и большую скорость сокращения;

Б) меньшую силу, но большую скорость сокращения;

В) большую силу и скорость сокращения.


  1. Чем с большей скоростью нарастает напряжение мышцы, тем выше её:

А) максимальная сила;

Б) статическая сила;

В) абсолютная сила;

Г) взрывная сила.





  1. Литература:

  1. Зимкин Н.В. Физиология человека. М., ФиС, 1975г.

  1. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности. М, ФиС, 1982.

  2. А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб Физиология человека.

  3. Тхоревский В.И. Физиология человека. М.: ФОН, 2001.

  4. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики
    спортивной тренировки. М, ФиС, 1970г.

  5. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Спорт и здоровье. М, ФиС, 1963г.

  6. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологическое воспитание детей
    школьного возраста. М, ФиС, 1970г.

  7. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М, «Медицина», 1969г.

  8. Фарфель B.C., Коц Я.М. Физиология человека. М. ФиС, 1970 г.

  9. Фомин Н.А. Физиология человека. М, 1982г.

  10. Чусов Ю.Н. Физиология человека. М, 1981 г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Физиология человека

(наименование программы, раздела)


Цель: Повышение квалификации.

Категории слушателей: Работники ВПО

Срок обучения

Форма обучения

Режим занятий


№ п/п

Наименование разделов дисциплины и тем

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

Лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические, лабораторные, семинары

1

Физиологические основы физической работоспособности.


8

8






Конспекты лек. и практ. занят.

1.1

Работоспособность в условиях повы­шенной температуры, влажности воздуха и пониженного атмосферного давления.




4







Конспекты лек.

1.2

Физиологические основы здоровья и здорового образа жизни.




4







Конспекты лек.




Стажировка итоговый контроль



















Итого
















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

К Приказу Минобразования РФ

От 18 июня 1997г. № 1221
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса или дисциплины

(наименование дисциплины)


  1. Введение: Работник ВПО должен стремиться к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства. Изучение предлагаемого материала направлено на умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение на практике основных учений в области физиологии человека. Уметь оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Реализовывать систему отбора с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида. Уметь выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся. Умение реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие а себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление, является залогом успешной работы специалистов в области физической культуры.

  2. Содержание и последовательность изложения учебного материала:

Тема 1. Лекция 1 (2 часа). Работоспособность в условиях повы­шенной температуры, влажности воздуха и пониженного атмосферного давления. Изменения функций организма в особых условиях среды. Тепловая адаптация (акклиматизация) и ее физиологическая характеристика. Питьевой режим. Повышение тепловой устойчивости организма. Спортивная работоспособность в условиях повышенной и пониженной температуры окружающей среды. Лекция 2 (2 часа). Характеристика факторов, действующих на организм человека в условиях среднегорья и высокогорья, изменения функций организма в этих условиях. Различные типы гипоксии и их физиологическая характеристика. Горная (высотная) болезнь. Адаптация человека к пониженному барометрическому давлению. Работоспособность спортсменов во время и после пребывания в среднегорье.

Тема 2. Физиологические основы здоровья и здорового образа жизни. Лекция 1 (2 часа). Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и мышечный аппарат людей зрелого возраста при занятиях физической культурой. Гипокинезия и ее отрицательное влияние на функциональное состоя­ние организма детей и взрослых. Лекция 2 (2 часа). Физиологическое обоснование и критерии эффективности занятий


лиц разного возраста в группах здоровья. Физиологические механизмы закаливания. Физиологическое обоснование занятий аэробными нагрузками (оздо­ровительный бег, плавание и др.) с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей занимающихся. Физиологические особенности плавания. Плавание как средство оздо­ровления и закаливания. Принципы дозировки физических нагрузок, используемых для повы­шения функциональных резервов лиц разного пола, возраста и физической под­готовленности, занимающихся физической культурой. Физиологические принципы и методы контроля величин нагрузок при занятиях физической культурой.


  1. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины.

    1. Физиология человека относится к категории сугубо экспериментальных и наиболее трудных и сложных наук. Она имеет первостепенную важность при научной организации про­цесса обучения и воспитания учащихся. Зная функции раз­личных биосистем организма, закономерности роста и разви­тия человека, особенности его высшей нервной деятельности, педагог сможет абстрактное представление об индивидуаль­ных особенностях учащихся заполнить конкретным физиолого-психологическим содержанием. Только в этом случае процесс интенсивного духовного, морального и физического развития человека будет протекать без ущерба для здоровья. Овладение физиологическим арсеналом знаний требует прослушивания лекций, выполнения лабораторных работ. На самостоятельное изучение разделов программы отводится 50% часов. В этом случае боль­шое значение имеет выбор способа самоконтроля знаний. Следует помнить, что качество знаний значительно повышается, если самоконтроль за зна­ниями осуществляется путем решения задач по изучаемым разделам физиологии. В случае, когда материал хорошо по­нят и знания систематизированы, каждая задача решается в течение нескольких секунд. Если же имело место механиче­ское заучивание, то задачи решить невозможно без повтор­ного изучения материала.

При написании контрольных и реферативных работ слушатель должен показать уровень своей теоре­тической подготовленности и умение прово­дить экспериментальные исследования, ана­лизировать их и делать обобщения. Синтез теоретических знаний и практических навы­ков экспериментирования позволит самостоятельно и квали­фицированно решать проблемы совершенст­вования физического воспитания учащихся. Поскольку контрольными работами преду­сматривается проведение эксперимента, то для своевременного ее проведения необходимо заранее получить задание. В результате освоения курса слушатель должен знать основные принципы работы функциональных систем организма че­ловека, как в покое, так и при различных режимах мышечной деятельности, а также разбираться в механизмах регуляции физиологических функций. Изучение фундаментальных основ общей физиологии с выделением стерж­невых, базовых положений физиологии, необходимо для их последую­щего использования в практической деятельности специалиста.

    1. Методические пособия:

  1. Сборник лабораторных работ по курсу «Общая физиология». Часть 1./ С.С. Артемьева, Е.Н. Семенов - Воронеж: «ИТА», 2009. – 76

  2. Сборник лабораторных работ по курсу «Общая физиология». Часть 2./ С.С. Артемьева, Е.Н. Семенов - Воронеж: «ИТА», 2009. – 78 с.

  3. Семенов Е.Н. «Морфофункциональные показатели кардио-респираторной системы в покое и при мышечной деятельности» Пособие для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности «Физическая культура и спорт». Воронеж: Научная книга, 2007. – .40 с.

  4. Семенов Е.Н. Словарь-справочник терминологических понятий по курсу общей и спортивной физиологии. Пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Е.Н. Семенов; - Воронеж: Научная книга, 2007. – 80 с.

  5. Семенов Е.Н. Курс лекций, и их мультимедийное сопровождение, по общей и спортивной физиологии для студентов дневного и заочного отделений. Учебно-методическое пособие (для самостоятельной работы студентов институтов физической культуры) / Е.Н. Семенов, С.С. Артемьева – Воронеж, 2010. – 200с.

  6. Физиолого-биохимическая характеристика механизмов энергетического обеспечения двигательной деятельности. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры / Э.К. Артемова, Е.Н. Семенов. - Воронеж: Научная книга, 2011. – 99с. Утверждено УМО от 07. 02. 2011г. № 01ТВ.

  7. Семенов Е.Н. Сборник самостоятельных работ по общей и спортивной физиологии. Пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Е.Н. Семенов; - Воронеж: Научная книга, 2005. – 35 с.

  8. Шахгельдян Ф.Г. «Человек в цифрах». Методические указания для студентов / Ф.Г.

Шахгельдян, Е.Н. Семенов ; - Воронеж: Научная книга, 2002. – 10 с.

  1. Контрольные задания для самостоятельная работы.

4.1 Теоретический раздел. Изучить, используя учебники и дополнительную литературу, особенности терморегуляции в условиях повышенной температуры и влажности воздуха. Физиологическую характеристику факторов, снижающих спортивную работоспособность. Биологические ритмы человека. Циркадные ритмы. Ритмы и адаптация. Динамика работоспособности в течение суток. Влияние водной среды на спортивную работоспособность. Факторы, действующие на организм человека в водной среде (плотность, повышенное барометрическое давление, гипогравитация, теплоемкость и теплопроводность). Особенности терморегуляции организма в воде. Энергетика плавания. Функции сенсорных систем в воде. Функции анимальных и вегетативных систем в водной среде.

4.2 Практический раздел.ТЕМЫ и методические указания по написанию КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Необходимо внимательно и вдумчиво прочесть задание полностью. Контрольная работа должна состоять из трех частей: ПЕРВАЯ ЧАСТЬ - теоретический вопрос - должен быть изложен максимально подробно с использованием материалов учебников и обязательным привлечением дополнительной литературы (список литературы - см. последний лист задания). Текст желательно сопровождать схемами, рисунками, таблицами. ВТОРАЯ ЧАСТЬ - вопрос-задача, решение которой требует некоторой сообразительности. Ответ обязательно следует доказать, обосновать или по крайней мере пояснить. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ предусматривает выполнение эксперимента, его обоснование, грамотное изложение полученных в ходе эксперимента данных, их статистическую обработку (в соответствии с требованиями, полученными при изучении спортивной метрологии). Изложение материала следует сопровождать протоколами, таблицами, графиками, оценками, выводами. Эксперимент выполняется после формулировки его цели, в соответствии с Вашей специализацией, работой, интересами, возможностями (в том числе техническими) и избранной темой. ТЕМУ первого и второго задания (теоретического вопроса и задачу) выбирают в соответствии с первой буквой собственной фамилии. ТЕМУ третьего задания (эксперимента) выбирают самостоятельно. ТЕМЫ ПЕРВОГО (теоретического) и ВТОРОГО (задача) ЗАДАНИЙ:

A) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне максимальной мощности.

2. В организме за сутки окислилось 100гр белков, 70гр жиров, 500гр углеводов. Сколько энергии (в ккал) выделилось в результате этих процессов? Наблюдается ли зависимость между характером спортивной деятельности и энерготратами организма?

Б) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне субмаксимальной мощности.

2. После удара по брюшной стенке или иного резкого воздействия на органы брюшной полости может произойти остановка сердечных сокращений. С чем это связано? Воздействие какого отдела вегетативной нервной системы проявляется? В каких видах спортивной деятельности наиболее часто можно наблюдать такую картину?

B) 1. Уровень функциональных изменений в системе крови, дыхания и аппарата кровообращения при дости­жении максимального потребления кислорода (МПК), равного 6 л/мин.

2. Каковы механизмы одновременной и последовательной, положительной и отрицательной индукции в нервных центрах? Как проявляются эти закономерности при статической и динамической мышечной работе?

Г) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне большой мощности.

2. Минутный объем дыхания (МОД) до нагрузки составил 6 л/мин. После выполнения физической нагрузки объем дыхания увеличился на 2 л/мин. Известно, что частота дыхания не менялась и была равна 12 в мин. За счет какого параметра произошло усиление дыхания? Можно ли дать оценку тренированности человека (спортсмена), исходя из этих данных?

Д) 1. Физиологические принципы и критерии отбора детей для занятий спортом.

2. У спортсмена в 1 мм3 было найдено 5 000 000 эритро­
цитов. Как и почему изменится количество эритроцитов в
1 мм3 при подъеме на высоту 5 000 м?

Е) 1. Строение двигательного аппарата. Двигательная единица (ДЕ) как структурно-функциональный элемент двигательного аппарата. Классификация и свойства двигательных единиц. Композиция мышц и её взаимосвязь с проявлением физических качеств.

2. Минутный объем крови (МОК) после выполнения физической нагрузки увеличился с 5 л.мин до 10 л.мин. За счет какого показателя произошло увеличение МОК? Если известно, что частота сердечных сокращений (ЧСС) не менялась и составила 70 уд/мин? Можно ли судить о степени тренированности человека (спортсмена), имея сведения о такой реакции сердечно-сосудистой системы (ССС)?

Ж),З) 1. Показатели силы мышц. Способы их изменения. Факторы, определяющие максимальную произвольную силу мышц. Закон СРЕДНИХ НАГРУЗОК. Показатель механической эффективности мышечной работы.

2. Почему у людей, которым приходится подолгу неподвижно стоять, наблюдается нарушение состояния и нормального функционирования сосудов нижних конечностей? Почему мышечная активность нижних конечностей препятствует этой патологии?

И) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне умеренной мощности.

2. Эритроциты помещают в три сосуда с кровозамещающей жидкостью. Концентрация солей в первом сосуде 0,5%. Во втором-0,3%, в третьем — 1,2%. Что произойдет с эритроцитами в каждом из этих растворов? Как называется каждый из приведенных растворов? Какие явления наблюдаются?

К) 1. Механизм формирования двигательных навыков. Компоненты двигательных навыков. Значение экстрапо­ляции.

2. Каждая из двух мышц способна поднять груз не тяжелее 800гр. Физиологическое поперечное сечение одной мышцы = 2см2, второй = 4см2. Площадь анатомического сечения каждой мышцы составляет 2см2. Какие показатели мышечной силы сходны, а какие различны для этих двух мышц? Какой тип расположения мышечных волокон можно предположить для каждой?

Л) 1. Адаптация к физическим нагрузкам. «Цена» адап­тации.

2. Кругооборот крови совершается за 30 сек. Частота пульса 60 ударов в 1 мин., минутный объем крови — 6 000 мл. Определите систолический объем крови и приблизительное количество циркулирующей крови.
М) 1. Вестибулярная и двигательная сенсорные системы. Строение, свойства и функции вестибулярной и двигательной сенсорных систем и их роль в управлении движениями.

2. По данным спирографии получены значения минутного объема дыхания (МОД). У одного испытуемого — 7л.мин , у второго — 12 л.мин. Частота дыхания у них была одинаковой и составила 14 дыхательных движений в минуту (14/мин). Определите значения дыхательного объема у каждого испытуемого, оцените и сравните степень их тренированности. Какое количество альвеолярного воздуха использовал каждый для газообмена крови?


Н) 1. Основные закономерности роста и развития чело­века. Акселерация и ее последствия. Гиподинамия и гипокинезия.

2. Если содержание газов в газовой смеси при общем объеме давления 760мм рт. ст. составляет 20,46%, 0,04% и 79,5%, то каковы при этом будут значения парциального давления каждого из них? В каком воздухе может быть обнаружено такое соотношение и какие это газы?


О) 1. Высшая нервная деятельность (ВНД). Ее значение для животных и человека. Механизм и условия образования и торможения условных рефлексов (УР). Динамический стереотип. Значение условных рефлексов в формировании двигательных навыков.

2. Артериальная кровь большого круга кровообращения содержит 19 объемных процентов (19об.%) кислорода, венозная - 11 об. %. Сколько кислорода получают ткани за одну минуту при минутном объеме крови (МОК) = 10 л.мин?


П) 1. Кровь как внутренняя среда организма. Функции крови. Состав и физико-химические свойства плазмы крови. Влияние мышечной деятельности на изменения в системе крови.

2. Изобразить схему рефлекторных дуг коленного и ахиллового рефлексов. Отметить их сходства и различия между собой и с дугой чувствительного рефлекса. Обосновать использование сухожильных рефлексов в клинической практике.


Р) 1. Физиология сердца. Основные свойства сердечной мышцы. Фазы сердечного цикла, показатели работы сердца (систолический и минутный объем крови). Регуляция работы сердца при физических нагрузках.

2. В какой части нервно-мышечного препарата раньше всего возникает утомление: в мышце, нервно-мышечном синапсе или нерве? Почему?


С) 1. Значение АТФ в процессе сокращения мышечных волокон. Каковы энер­гетические системы, обеспечивающие ресинтез АТФ, их мощность и емкость?

2. Измеряя лабильность составных частей нервно-мышечного препарата, получили значения: 100, 200 и 500 импульсов в секунду (имп/с). Каким частям препарата принадлежит каждый из результатов?


Т) 1. Физиологические принципы тренировки и их обо­снование.

2. О чем свидетельствует удлинение интервала PQ на электрокардиограмме (ЭКГ)? Как рассчитать частоту сердечных сокращений (ЧСС) на ЭКГ, если известно, что скорость движения бумажной ленты = 25мм/с, а интервал RR = 23мм? Какому состоянию организма соответствует полученная ЧСС? Что такое тахикардия и брадикардия? Какова их природа?


У) 1. Механизм обмена газов между альвеолами легких и кровью, диссоциация оксигемоглобина, обмен газов между кровью и тканями, кислородная емкость гемоглобина, кислородная емкость крови (КЕК), максимальное потребление кислорода (МПК), кислородный запрос (КЗ), кислородный долг (КД). Изменение показателей кислородного запроса и кислородного долга под воздействием тренировок.

2. У одного испытуемого объем сердца равен 1000 см3,


частота сокращения сердца — 50 ударов в минуту, минутный
объем крови 4 л, систолический объем — 70 мл, синусовая
аритмия равна 0,3 сек; у другого эти параметры соответст­
венно были равны 700 см3, 65 ударов в мин., 6 л., 81 мл.,
0,1 сек. Кто из этих двух лиц имеет более высокий уровень
тренированности?
Ф, Х) 1. Понятие о восстановительном периоде. Современ­ные средства реабилитации спортсменов после больших физических нагрузок.

2. Сердце сокращается с интервалом 0,8 с. Длительность сокращения желудочка - 0,3 с. Можно ли получить экстрасистолу, воздействуя на сердечную мышцу через 0,2; 0,5; 0,7; 0,9 с после начала сокращения желудочка? Что следует за экстрасистолой и почему?


Ц, Ч) 1. Роль отечественных и советских физиологов в раз­витии физиологии физических упражнений.

2. Изобразить и пояснить схему рефлекторной дуги, поддерживающей тонус мышц.


Ш, Щ) 1. Показатели состояния тренированности организма, выявляемые в состоянии покоя, при дозированной (стан­дартной) и предельной физических нагрузках.

2. Как опытным путем доказать наличие в нервных центрах свойства суммации? Приведите пример суммации возбуждения из обыденной жизни. На каких этапах формирования двигательного навыка преобладают процессы иррадиации, а на каких концентрация возбуждения в нервных центрах? Поясните сущность этих процессов.


Э, Ю, Я) 1. Железы внутренней секреции. Свойства, особенности и роль желез внутренней секреции в развитии и жизнедеятельности организма. Регуляция желез внутренней секреции. Работоспособность и гормональные сдвиги.

2. Два нервных волокна имеют различный диаметр: 12мк и 0,5мк. Каково строение этих волокон? По какому из них возбуждение способно распространяться с большей скоростью и почему?



ТЕМЫ ТРЕТЬЕГО (эксперимент) ЗАДАНИЯ:

  1. Динамика индекса физической работоспособности (ИГСТ) в Гарвардском степ-тесте (приложение 1) в недельном и месячном циклах тренировки у спортсменов (указать специализацию).

  2. Изменение показателей дыхания (ЧД, ЖЕ Л, МОД, времени задержки
    дыхания) при специальных нагрузках у спортсменов (указать специализацию).

  3. Динамика ЧСС в покое и после специализированной нагрузки у спортсменов в недельном цикле тренировки.

  4. Характеристика двигательных способностей борцов по показателям кистевой динамометрии, времени двигательной реакции и теппинг-теста.

  5. Характеристика двигательных способностей спортсменов, специализирующихся в спортивных играх по показателям времени двигательной реакции и теппинг-теста.

  6. Сравнительная характеристика величин полей зрения у представителей
    спортивных игр различной квалификации.

  7. Сравнительная характеристика порогов различения прикосновений у
    борцов различной квалификации.

  8. Функциональная оценка подготовительной, основной и заключительной частей урока физической культуры по ЧСС и ЧД у учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

  9. Динамика активности нервно-мышечного аппарата (по показателям
    кистевой динамометрии и теппинг-теста) в ходе проведения уроков
    физической культуры у учащихся среднего и старшего школьного возраста.

  10. Сравнительная характеристика физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста, активно занимающихся и не занимающихся спортом.

  11. Сравнительная характеристика физической работоспособности студентов 1 и 5 курсов ФГОУ ВПО «ВГИФК».

12. Изучить изменение пульса при пробе Вальсальвы (приложение 2) у учащихся 1—6 клас­сов. Данные занести в таблицу. Сделать заключение.

  1. Сравнительная характеристика реакций организма на стандартную физическую нагрузку у спортсменов (мужчин и женщин), специализирующихся в различных видах спорта, по результатам измерения ЧСС, ЧД, кистевой динамометрии.

  2. Изучить вестибулярную устой­чивость у учащихся 1—6 классов (приложение 3). Дан­ные занести в таблицу, сделать заключение.


Приложения:

1 Определение индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ).


Для выполнения теста подобрать скамейку высотой

35 см. Испытуемые совершают восхождения на скамейку не более 5 минут в темпе 30 восхождений за 1 минуту. Если учащийся перестает сохранять заданный темп, то работа прекращается. Сразу после прекращения работы подсчитать частоту сердцебиения за 30 секунд. Далее произвести рас­чет индекса по формуле:



При ИГСТ ниже 50 — уровень работоспособности низ­кий, при 50—80 — средний. Если же индекс больше 80 — работоспособность считается высокой.

2. Проба Вальсальвы.

Для выполнения этого задания необходимо взять у школь­ного врача манометр для измерения артериального давле­ния. Конец резиновой трубки отсоединить от резинового бал­лона для нагнетания воздуха. В этот конец резиновой труб­ки вставить металлическую трубку (гладкую) длиной 5 см. При выполнении пробы учащийся берет в рот металлическую трубку, производит максимальный вдох, закрывает нос и путем выдоха передвигает стрелку манометра до отметки 30 мм рт. ст. Этот уровень давления учащийся поддержива­ет до отказа. Необходимо фиксировать длительность пробы. Пульс измеряется до начала пробы, сразу после пробы, а за­чтем через. 1, 2, 3 минуты. Следует тщательно дезинфициро­вать спиртом металлическую трубку после каждой пробы.

3. Исследование вестибулярной устойчивости.

Учащийся совершает три вращательных движения голо­вой в левую сторону. После этого закрывает глаза и как можно долго сохраняет равновесие на левой ноге, правая согнута в коленном суставе под прямым углом. Отметить дли­тельность сохранения равновесия. Через 5 минут вновь сде­лать три вращения головой и определить длительность равно­весия на правой ноге.

Тестовые задания для самоконтроля знаний


  1. Обмен веществ и энергии это:

А) совокупность процессов образования сложных органических веществ;

Б) совокупность процессов химического превращения веществ от момента их поступления в организм до выделения конечных продуктов обмена;

В) поступление, распад и окисление органических веществ в клетке.


  1. Суточная потребность человека в белках составляет в среднем:

А) 30г;

Б) 250г;


В) 100г.


  1. Суточная потребность человека в углеводах составляет в среднем:

А) 200г;

Б) 500г;


В) 50г.


  1. Потребность человека в жирах в сутки составляет в среднем:

А) 50г;

Б) 100г;


В) 200г.


  1. Основной обмен у человека весом 70кг в среднем составляет:

А) 1700ккал;

Б) 1200ккал;

В) 3000ккал.


  1. У спортсменов циклических видов спорта энергетические траты в сутки составляют:

А) 7000-9000 ккал;

Б) 4500-5000ккал;

В) 2000-2500ккал.


  1. Дыхательный коэффициент при окислении углеводов равен:

А)1,0;

Б) 0,85;


В) 0,7.


  1. При окислении 1г белка и углеводов в организме освобождается:

А) 4,1ккал;

Б) 5,8ккал;

В) 9,3ккал.


  1. При окислении 1г жира освобождается:

А) 5,3ккал;

Б) 4,1ккал;

В) 9,3ккал.


  1. Состояние, при котором усвоение азота превышает его выведение называют:

А) отрицательным азотистым балансом;

Б) положительным азотистым балансом;

В) азотистым равновесием.


  1. Молочная кислота является продуктом расщепления:

А) белков;

Б) углеводов;

В) липидов.


  1. При какой концентрации глюкозы в крови мышечная деятельность продолжаться не может:

А) 0,06%;

Б) 0,12%;

В) 0,04%.


  1. Как энергетический материал жир используется главным образом:

А) в покое и при длительной малоинтенсивной работе;

Б) в покое и при работе максимальной интенсивности;

В) в восстановительный период и при работе средней интенсивности.


  1. Баланс воды в организме взрослого человека составляет в сутки:

А) 1,5-2л;

Б) 2,4-2,8л;

В) 3,6-4л;

Г) 0,5-1л.




  1. Витамины являются:

А) строительным материалом;

Б) составной частью многих форменных элементов и физиологически активных веществ;

В) источником энергии и регуляторами процессов жизнедеятельности.


  1. Минеральные соединения определяют:

А) онкотическое давление;

Б) осмотическое давление;

В) кровяное давление.


  1. Для окисления 1г углеводов требуется:

А) 0,5л кислорода;

Б) 1л кислорода;

В) 0,8л кислорода.


  1. Один литр кислорода может окислить:

А) 1г жира;

Б) 0,8г жира;

В) 0,5г жира.


  1. Калорический эквивалент углеводов равен:

А) 5,05 ккал;

Б) 4,5 ккал;

В) 9,3 ккал.


  1. Калорический эквивалент белков равен:

А 5,05 ккал;

Б) 4,85 ккал;

В) 3,75 ккал.


  1. Калорический эквивалент жиров равен:

А) 4,85 ккал;

Б) 8,3 ккал;

В) 4,7 ккал.


  1. Центральной структурой регуляции обмена веществ и энергии является:

А) продолговатый мозг;

Б) гипоталамус;

В) мозжечок;

Г) средний мозг.




  1. При усилении функции гипофиза и щитовидной железы энергообмен:

А) понижается;

Б) повышается;

В) не изменяется.


  1. Может ли энергетический обмен изменяться под влиянием условнорефлекторных раздражителей:

А) да;

Б) нет.



  1. Главными гуморальными факторами регуляции углеводного обмена являются гормоны:

А) коры надпочечников и поджелудочной железы;

Б) гипофиза и щитовидной железы;

В) паращитовидной и половых желез.


  1. Физиологическое состояние, отражающее потребность организма в питательных веществах называется:

А) аппетит;

Б) мотивация голода;

В) пищевая потребность.


  1. Ферменты слюны в основном действуют на:

А) углеводы;

Б) белки;

В) жиры.


  1. Ферменты желудочного сока в основном действуют на:

А) клетчатку;

Б) углеводы;

В) белки и липиды.


  1. Основным отделом желудочного и кишечного тракта (ЖКТ), в котором происходит всасывание воды и продуктов гидролиза пищи является:

А) желудок;

Б) тонкая кишка;

В) толстая кишка.


  1. Конечными продуктами расщепления белков в пищеварительном тракте является:

А) аммиак и мочевина;

Б) моносахариды и альбумины;

В) аминокислоты и низкомолекулярные полипептиды.


  1. Конечными продуктами расщепления жиров в пищеварительном тракте является:

А) низкомолекулярные пептиды;

Б) моноглицериды, глицерин и жирные кислоты.

В) холестерин и фосфолипиды.


  1. Сколько времени пища находится в желудке:

А) 1-2 часа;

Б) 24 часа;

В) 4-10 часов.


  1. Как влияет мышечная работа на пищеварение:

А) усиливает секреторную и двигательную функции пищеварительного тракта;

Б) угнетает секреторную и двигательную функции пищеварительного тракта;

В) не оказывает существенного влияния.


  1. Может ли пищеварение отрицательно влиять на выполнение физических упражнений:

А) нет, эти процессы не связаны друг с другом;

Б) да, за счёт оттока крови от мышц в пищеварительный тракт;

В) нет, так как при усиленном пищеварении в мышцы поступает больше питательных веществ.


  1. Образование первичной мочи в среднем в сутки равно:

А) 150л;

Б) 50л;


В) 1,5л.


  1. Выведение конечной (вторичной) мочи в среднем в сутки составляет:

А) 100л;

Б) 1-1,5л;

В) 3-5л.


  1. Среднее давление крови в сосудистом клубочке почки равно:

А) 20-40мм.рт.ст.;

Б) 80-100мм рт.ст.;

В) 60-70мм рт.ст.


  1. Осмотическое давление белков в крови (онкотическое) составляет:

А) 30-35мм рт.ст.;

Б) 5-10мм рт.ст.;

В) 60-70мм рт.ст.


  1. При температуре «комфорта» в покое в среднем количество выделяемого пота равно:

А) 1-1,5л;

Б) 0,1-0,5л;

В) 2,5-3л.


  1. При физических упражнениях количество выделяемого пота может составлять:

А) 0,5л в час;

Б) 1-1,5л в час;



В) 3-5л в час.



  1. Литература:

  1. Зимкин Н.В. Физиология человека. М., ФиС, 1975г.

  2. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности. М, ФиС, 1982.

  3. А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб Физиология человека.

  4. Тхоревский В.И. Физиология человека. М.: ФОН, 2001.

  5. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики
    спортивной тренировки. М, ФиС, 1970г.

  6. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Спорт и здоровье. М, ФиС, 1963г.

  7. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологическое воспитание детей
    школьного возраста. М, ФиС, 1970г.

  8. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М, «Медицина», 1969г.

  9. Фарфель B.C., Коц Я.М. Физиология человека. М. ФиС, 1970 г.

  10. Фомин Н.А. Физиология человека. М, 1982г.

  11. Чусов Ю.Н. Физиология человека. М, 1981 г.
<< предыдущая страница