1 Курс «Методы активного социально-психологического обучения» соответствует целям основной образовательной программы по подготовке у - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Министерство образования и науки РФ 1 40.35kb.
Культуроведческой компетенции будущего учителя иностранного языка 1 122.85kb.
А. Г. Свинаренко 2 675.98kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология... 2 1009.75kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине математика уровень основной... 1 384.45kb.
Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного... 2 605.01kb.
Учебный курс:«Новая история стран Запада» 1 17.26kb.
Профессиональная мультимедийная языковая компетенция учителя иностранного... 1 107.37kb.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы... 1 134.57kb.
Оценка адаптации учащихся первых классов к школе Г. З. Переверзева... 1 73.67kb.
Урок "Эмбриональное развитие организма" входит в состав темы "Размножение... 1 102.63kb.
Программы дисциплины «Основы психотерапии» 1 13.81kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

1 Курс «Методы активного социально-психологического обучения» соответствует целям - страница №1/1

Министерство образования Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

___________________________________________

Кафедра педагогики
Утверждаю

Декан


___________Певзнер М.Н.

« ___» ___________2001 г.


МЕТОДЫ

активного социально-психологического обучения

дисциплина для направления __________
Рабочая программа
СОГЛАСОВАНО РАЗРАБОТАЛ:

Начальник УМУ доцент кафедры педагогики

________________ _____________Петров А.В.

«___» ______2001 г. «___» __________2001 г.

Принята на заседании

кафедры педагогики

Заведующий кафедрой

_____________Певзнер М.Н.

«___»____________2001 г.

1. Введение.

1.1. Курс «Методы активного социально-психологического обучения» соответствует целям основной образовательной программы по подготовке учителя иностранного языка с дополнительной специальностью «Педагог, психолог». Курс «Методы активного социально-психологического обучения» входит в блок учебных дисциплин по социальной педагогике и занимает в нем одно из существенных мест. В учебном курсе рассматриваются процессы организации целенаправленной активной коммуникации в группах, способствующей принятию групповых решений и достижению дидактических целей. Технологии, методы и приемы, средства педагогического сопровождения активного обучения позволяют осуществить конкретизацию и диагностику групповых проблем, наметить пути преодоления и разрешения конфликтов, использовать механизмы кооперации и в результате получить синергетический эффект групповой работы.

1.2. В основе курса лежит развивающая модель обучения, способствующая становлению исследовательской деятельности студентов. Обучающая цель - изучение, анализ и овладение студентами различных способов активизации процесса обучения. Развивающая цель – формирование динамической системы представлений о себе как субъекте профессионального становления и развития.

1.3. В основу курса положен комплекс идей особенностей коллективного взаимодействия в принятии группового решения, корпоративной культуры деятельности, а также использования синергетического эффекта групповой работы. В процессе групповой работы происходит обмен опытом, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал каждого участника, повышается продуктивность его взаимодействия с другими, его социальная активность, результаты работы группы превышают простую сумму результатов работы ее отдельных членов. Сопоставление взглядов всех членов группы повышает уровень понимания действительности, предвидения будущих события, вероятность выработки новых идей и эффективных решений.

1.4. Требования к уровню подготовки студента.

1.4.1. В результате изучения курса студенты должны овладеть знаниями: теоретических основ активного обучения, основных видах активного социально-психологического обучения; содержания отдельных технологий, методов и приемов активного обучения; общих закономерностей, принципов, особенностей педагогической организации активного обучения; основ диагностической и исследовательской деятельности в процессе активного социально-психологического обучения.

1.4.2. Курс «Методы активного социально-психологического обучения» позволит студентам овладеть умениями: анализировать и прогнозировать педагогическую ситуацию; устанавливать причинно-следственные связи между отдельными педагогическими явлениями, происходящими в процессе активного социально-психологического обучения; эффективно управлять групповой работой; творчески выбирать формы, методы, средства активного обучения.
2. Объем дисциплины. Виды учебной работы. Формы контроля.

2.1. Распределение видов учебной работы.



вид учебной работы

кол-во часов в

семестре


Аудиторные занятия:

- лекции


- семинары и практические занятия

Самостоятельная работа:


9

17



22



Всего:

48

Вид итогового контроля

зачет

2.2. Организация содержания.

2.2.1. Методы обучения: лекции, семинары и практические занятия, учебно-ролевая игра.

2.2.2. Формы обучения: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

2.2.3. Формы контроля. Текущий контроль осуществляется в ходе систематических отчетов студентов по темам занятий. Итоговый контроль предусмотрен по окончании изучения курса в форме зачета.

2.2.4. Средства обучения: учебная литература, раздаточный материал.
3. Содержание дисциплины.


  1. Содержание теоретических занятий.

3.1.1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения. Педагогические основания в разработке методов активного обучения. Цели, задачи и принципы методов активного обучения. Основные понятия проблемы активизации познавательной деятельности. Особенностей познавательной деятельности учащихся старших классов. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся. Стимулирование творчества активными методам обучения.
3.1.2. Дистанционное обучение как вид активного социально-психологического обучения. Характеристика проблемы информатизации общества. Дидактические требования к организации дистанционного обучения. Принципы ДО. Дополнительные требования к организации ДО.
3.1.3. Методы работы с текстом как вид активного социально-психологического обучения. Феномен текста как объект междисциплинарных исследований. Дидактические аспекты работы с текстом в процессе активизации познавательной деятельности. Методика работы с текстом
3.1.4. Модерирование как вид активного социально-психологического обучения. Методы и технологии модерирования групповой работы. Базовые процессы модерации. Мозговой штурм. Правила модерации.
3.1.5. Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных, дидактических игр.
3.2. Содержание семинарских и практических занятий.

3.2.1. Социально-психологический тренинг сензитивности. Психолого-педагогический тренинг, его цели, задачи, виды. Технология и эффекты групповой дискуссии. Возможности использования различных видов тренинга с целью личностного роста.


3.2.2. Методы работы с текстом - скорочтение, стенограмма, коспектирование.
3.2.3. Дистанционное обучение. Использование компьютерных технологий для контроля знаний.
3.2.4. Модерирование. Мозговой штурм как метод групповой работы. Фазы групповой работы. Виды мозгового штурма.
3.2.5. Модерирование. Модерирование. Визуализация - цели и принципы. Средства визуализации. Способы визуализации: Clustern, Mind-Mapping, SOFT, «Ц»-процесс и др.
3.2.6. Модерирование. Вербализация - цели и принципы. Типы вопросов. Способы вербализации: устный опрос, письменный опрос.
3.2.7. Модерирование. Позиционирование - цели и принципы. Средства позиционирования. Способы позиционирования: «горячий стул», «предписание», анализ «языка тела», ранжирование.
3.2.8. Модерирование. Обратная связь – цели и принципы. Способы формирования обратной связи.
3.2.9. Учебно-ролевая игра «История трех контрактов или миссия школы».
3.3. Содержание самостоятельной работы.

3.3.1. Самоопределение по направлениям исследовательской деятельности в сфере активных методов обучения.

3.3.2. Разработка модели группового взаимодействия.

3.3.3. Изучение педагогической литературы, конспектирование, подготовка к занятиям.



4. Список рекомендуемой литературы.

  1. Список основной литературы (Приложение 1).

  2. Список дополнительной литературы (Приложение 2).

Приложение 1

Список основной литературы


  1. Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей / Под ред. Р.Ф.Жукова. - Л.: Высшая школа, 1989. - 125 с.

  2. Арро Т. Игра как способ моделирования действительности \\ Проблемы практической психологии. – Таллин, 1984.

  3. Багин В.В., Савченко Н.Д., Терехова Т.А., Лоншакова Н.А. Игра в учебном процессе: Учебное пособие. - Чита: ЧитГТУ, 1999. - 63 с.

  4. Борзенков В.Л. Теоретико-методологические основания педагогической игротехники. Автореф. дисс. д.п.н. - Великий Новгород, 2001. - 48 с.

  5. Групповая психотерапия. \ Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. М., 1990. 384 с.

  6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.

  7. Ерофеев В.К., Карягин Н.Е., Ноздрина Е.Г. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений: Учебное пособие. - Астрахань: Изд.-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1998. - 65 с.

  8. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В.В.Петрусинского. - М.: Прометей, 1991.

  9. Ляпина Т.В. Организация групповой учебно-познавательной деятельности студентов как фактор повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Автореф. дисс. к.п.н.. -Пенза, 2001. - 19 с.

  10. Назаренкова Г.Н. Конструирование учебных заданий и дидактических игр: Спец. Курс. - Рязань, 1998. - 98 с.

  11. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: ТОО “Интел-Тех”, 1995. - 60 с.

  12. Петров А.В. Игровая деятельность учащихся как развивающая педагогическая технология. В сб. Развивающее обучение в контексте современного образования / Под ред. Горычевой С.Н. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого: НРЦРО, 2001. - 120 с. (с. 42 - 47)

  13. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. / Учебное пособие. - М.: МПУ, 1996. - 269 с.

  14. Страунинг А.Г. Методика активизации мышления дошкольников. В 3 томах. Учебно-методическое пособие. – Обнинск: Изд.- во «Принтер», 2000.

  15. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1995. - 544 с.

  16. Яценко Т.С. Методологические основы активного социально-психологического обучения будущего учителя. - М., 1985.

Приложение 2

Список дополнительной литературы




  1. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М., 1995.

  2. Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 144 с.

  3. Бабурин В.П. Деловые игры по экологической и социальной географии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.

  5. Карпов А.В. Психология групповых решений \ Институт психологии РАН, 2000. Монография. 532 с.

  6. Лучшие психологические тесты. / Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. - Петроком, 1992. - 318 с.

  7. Назаренкова Г.Н. Игровые формы развития профессионального самоопределения: Методическое пособие. - Рязань, 1999. - 36 с.

  8. Петров А.В. Игры на все случаи жизни. / Метод. рекомендации. - Новгород: изд. НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1995. - 32 с.

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990. 368 с.

  10. Франц Х. Ван Еемерен, Роб Гроотендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. - СПб.: «Васильевский остров», 1992. - 207 с.

  11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608 с.

  12. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. - М., 1999.

  13. Эркенова М.А. Технологические основы игрового стимулирования в педагогике. Автореф. дисс. к.п.н. – Карачаевск, 2000. – 22 с.

  14. Язык и модели социального взаимодействия / Общ. ред. В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

  15. Bauer K.-O. Professionelles Handeln in pädagogischen Feldern: ein Übungsbuch für Pädagogen, Andragogen und Bildungsmanager. - Weincheim; München: Juventa Verlag, 1997.

  16. Rolf H.-G., Buhren C.G., Lindau-Bank D., Müller S. Manual Schulentwicklung. Handlungskonzept zur pädagogischen Schulentwicklungsberatung (Schluß). - Weincheim und Basel, 1999.

C:\WINDOWS\Рабочий стол\занятия\Методы акт.обуч\Методы акт.обуч-ПРОГР..doc