страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
1 Курс «Методы активного социально-психологического обучения» соответствует целям - страница №1/1
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» ___________________________________________ Кафедра педагогики Декан ___________Певзнер М.Н. « ___» ___________2001 г. МЕТОДЫ активного социально-психологического обучения дисциплина для направления __________ Начальник УМУ доцент кафедры педагогики ________________ _____________Петров А.В. «___» ______2001 г. «___» __________2001 г. Принята на заседании кафедры педагогики Заведующий кафедрой _____________Певзнер М.Н. «___»____________2001 г. 1.1. Курс «Методы активного социально-психологического обучения» соответствует целям основной образовательной программы по подготовке учителя иностранного языка с дополнительной специальностью «Педагог, психолог». Курс «Методы активного социально-психологического обучения» входит в блок учебных дисциплин по социальной педагогике и занимает в нем одно из существенных мест. В учебном курсе рассматриваются процессы организации целенаправленной активной коммуникации в группах, способствующей принятию групповых решений и достижению дидактических целей. Технологии, методы и приемы, средства педагогического сопровождения активного обучения позволяют осуществить конкретизацию и диагностику групповых проблем, наметить пути преодоления и разрешения конфликтов, использовать механизмы кооперации и в результате получить синергетический эффект групповой работы. 1.2. В основе курса лежит развивающая модель обучения, способствующая становлению исследовательской деятельности студентов. Обучающая цель - изучение, анализ и овладение студентами различных способов активизации процесса обучения. Развивающая цель – формирование динамической системы представлений о себе как субъекте профессионального становления и развития. 1.3. В основу курса положен комплекс идей особенностей коллективного взаимодействия в принятии группового решения, корпоративной культуры деятельности, а также использования синергетического эффекта групповой работы. В процессе групповой работы происходит обмен опытом, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал каждого участника, повышается продуктивность его взаимодействия с другими, его социальная активность, результаты работы группы превышают простую сумму результатов работы ее отдельных членов. Сопоставление взглядов всех членов группы повышает уровень понимания действительности, предвидения будущих события, вероятность выработки новых идей и эффективных решений. 1.4. Требования к уровню подготовки студента. 1.4.1. В результате изучения курса студенты должны овладеть знаниями: теоретических основ активного обучения, основных видах активного социально-психологического обучения; содержания отдельных технологий, методов и приемов активного обучения; общих закономерностей, принципов, особенностей педагогической организации активного обучения; основ диагностической и исследовательской деятельности в процессе активного социально-психологического обучения. 1.4.2. Курс «Методы активного социально-психологического обучения» позволит студентам овладеть умениями: анализировать и прогнозировать педагогическую ситуацию; устанавливать причинно-следственные связи между отдельными педагогическими явлениями, происходящими в процессе активного социально-психологического обучения; эффективно управлять групповой работой; творчески выбирать формы, методы, средства активного обучения. 2.1. Распределение видов учебной работы.
2.2. Организация содержания. 2.2.1. Методы обучения: лекции, семинары и практические занятия, учебно-ролевая игра. 2.2.2. Формы обучения: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа. 2.2.3. Формы контроля. Текущий контроль осуществляется в ходе систематических отчетов студентов по темам занятий. Итоговый контроль предусмотрен по окончании изучения курса в форме зачета. 2.2.4. Средства обучения: учебная литература, раздаточный материал.
3.1.1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения. Педагогические основания в разработке методов активного обучения. Цели, задачи и принципы методов активного обучения. Основные понятия проблемы активизации познавательной деятельности. Особенностей познавательной деятельности учащихся старших классов. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся. Стимулирование творчества активными методам обучения. 3.1.2. Дистанционное обучение как вид активного социально-психологического обучения. Характеристика проблемы информатизации общества. Дидактические требования к организации дистанционного обучения. Принципы ДО. Дополнительные требования к организации ДО. 3.1.3. Методы работы с текстом как вид активного социально-психологического обучения. Феномен текста как объект междисциплинарных исследований. Дидактические аспекты работы с текстом в процессе активизации познавательной деятельности. Методика работы с текстом 3.1.4. Модерирование как вид активного социально-психологического обучения. Методы и технологии модерирования групповой работы. Базовые процессы модерации. Мозговой штурм. Правила модерации. 3.1.5. Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных, дидактических игр. 3.2. Содержание семинарских и практических занятий. 3.2.1. Социально-психологический тренинг сензитивности. Психолого-педагогический тренинг, его цели, задачи, виды. Технология и эффекты групповой дискуссии. Возможности использования различных видов тренинга с целью личностного роста. 3.2.2. Методы работы с текстом - скорочтение, стенограмма, коспектирование. 3.2.3. Дистанционное обучение. Использование компьютерных технологий для контроля знаний. 3.2.4. Модерирование. Мозговой штурм как метод групповой работы. Фазы групповой работы. Виды мозгового штурма. 3.2.5. Модерирование. Модерирование. Визуализация - цели и принципы. Средства визуализации. Способы визуализации: Clustern, Mind-Mapping, SOFT, «Ц»-процесс и др. 3.2.6. Модерирование. Вербализация - цели и принципы. Типы вопросов. Способы вербализации: устный опрос, письменный опрос. 3.2.7. Модерирование. Позиционирование - цели и принципы. Средства позиционирования. Способы позиционирования: «горячий стул», «предписание», анализ «языка тела», ранжирование. 3.2.8. Модерирование. Обратная связь – цели и принципы. Способы формирования обратной связи. 3.2.9. Учебно-ролевая игра «История трех контрактов или миссия школы». 3.3. Содержание самостоятельной работы. 3.3.1. Самоопределение по направлениям исследовательской деятельности в сфере активных методов обучения. 3.3.2. Разработка модели группового взаимодействия. 3.3.3. Изучение педагогической литературы, конспектирование, подготовка к занятиям. 4. Список рекомендуемой литературы.
Приложение 1 Список основной литературы
Приложение 2 Список дополнительной литературы
C:\WINDOWS\Рабочий стол\занятия\Методы акт.обуч\Методы акт.обуч-ПРОГР..doc |
|