страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Тематический план специальная психология Цель Категория слушателей - страница №1/1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Специальная психология Цель__________________________________________________________ Категория слушателей___________________________________________ Срок обучения__________________________________________________ Форма обучения_________________________________________________ Режим занятий__________________________________________________
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный институт физической культуры» курса или дисциплины СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Целью дисциплины является, изучение специальной психологии; ознакомление с новыми понятиями и терминами; в теоретическом анализе раскрыть биологические, психолого-педагогические и социальные аспекты проблемы нарушения в развитии психики; сочетание экспериментальных и теоретических методов в познании аномального развития; показать единство закономерностей нормального и отклоняющегося развития; изучить основные механизмы компенсации и коррекции отклоняющегося развития; рассмотреть скрытые возможности организма в условиях аномального развития и множественных подходах в обучении; изучение специальной психологией научных и практических рекомендаций, положений и выводов по формированию и применению техник, методов компенсации и коррекции отклоняющегося развития; применение основных методов диагностики в специальной психологии, в написании психологического анализа и квалификации дефекта; применять диагностический ассоциативный эксперимент и развивать компенсаторные возможности в социально-психологической работе с детьми и лицами, имеющими дефект. Тема 1. Предмет и задачи специальной психологии. Понятийно-категориальный аппарат специальной психологии. Систематика и статистика в специальной психологии. Определение предмета и задачи специальной психологии. Основная цель изучения специальной психологии. Специальная психология как направление психологической науки в целом. Взаимосвязь с коррекционной педагогикой. История развития дисциплины. Экспериментальные методы Вундта, Крепелина, Бехтерева и Корсакова. Специфика категорий и понятий в специальной психологии. Применений систематики и статистики для исследований в этой дисциплине. Тема 2. Специальная психология и смежные науки. Основные разделы: логопсихология, олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология. Общее представление основных разделов специальной психологии. Характеристика каждого раздела по задачам, содержанию, истории создания, общие сведения. Взаимосвязь этих разделов и отличие. Тема 3. Основные виды и закономерности отклоняющегося развития. Современное представление о нормальном и отклоняющемся развитии. Новые понятия в специальной психологии. Определение степени нормальности человека. Личностно – ориентированный подход. Кривая Гаусса. Определение нормальности развития ребенка. Три критерии я нормальности. Факторы психического развития человека. Условия для нормального развития. Теория преформизма. Пренатальный и постнатальный периоды развития. Тема 4. Концепция А.Р. Лурия и его последователей о мозговых организациях целостной психической деятельности. Теоретическое понятие мозговых организаций. Структурно-фукциональная модель интегративной работы мозга предложенная А.Р. Лурия. Характеристика поражений и результат ожидания. Тема 5. Общие вопросы специальной психологии. Факторы психического развития человека: механизмы генетических влияний, соматический фактор, повреждения головного мозга, механизмы социальных влияний в период пренатальном и натальном периодах развития ребенка. Факторы психического развития и механизмы генетический влияний. Постнатальный период и онтогенез их зависимость от социокультурных влияний. Социокультурные влияния на мозговые структуры и их функционирование. Новое понятие «репродуктивный императив». Отношения родитель-ребенок, привязанность. Что приводит к патологии. Аномалия плода как синдром. Нервносоматическая ослабленность, эмоциональная неустойчивость и признаки невропатии по Захарову. Признаки и нарушения в развитии. Тема 6. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции. Две группы методов профилактики и коррекции отклонений в развитии. Методологические основы коррекционно работы. Чувство неполноценности и их характеристика по Выготскому Л.С. Понятие дефект и динамическое изучение дефективного ребенка. Закон психической жизни Т.Липпса. Социальные последствия. Тема 7. Психическое развитие умственно отсталого ребенка и особенности развития познавательной сферы личности. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР): предмет и задачи, исторический экскурс, диагностика и коррекция. Психологическая диагностика и коррекция трудных детей и детского поведения. Психологическая квалификация основных психических расстройств, их структура и степень выраженности. Оценка выраженности нарушений у детей. Дезонтогенез, компоненты психического недоразвития, асинхрония, регресс, изоляция. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии. Диагностика и коррекция. Тема 8. Сурдопсихология и особенности развития детей с этой патологией. Диагностика и коррекция. Классификация нарушений слуха, причины и особенности развития личности. Предмет и задачи сурдопсихологии. Особенности поведения людей с недостатками слуха. Педагогическая классификация нарушений слуха. История становления сурдологии как науки: Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Л.С. Выготский и т.д. Причины нарушений слуха. Классификационные критерии нарушений слуха. Особый вид дизонтегенеза – дефицитарный. Тема 9. Тифлопсихология, предмет и задачи, история развития этого направления в СП. Классификация нарушения зрения, диагностика и коррекция развития детей с нарушением зрения. Особенности их развития. Тема 10. Логопсихология, предмет и задачи этого раздела в СП. Причины речевых нарушений, классификация. Тема 11. Диагностика и коррекция личности с нарушением речи. Особенности нарушений речи в сочетании с нарушениями слуха, зрения и двигательных функций. Особенности нарушений речи в сочетании с нарушениями слуха, зрения. Зоны поражения коры головного мозга, имеющие сочетательные нарушения. Первичный, вторичный и третичный дефект. Диагностика и коррекционная работа по восполнению нарушенных функций и их компенсация. История формирования направления ОДА в специальной психологии. Диагностика и коррекция по степени нарушенности ОДА. Специфика, структура и формы. Задачи этого направления. Тема 13. Психическое развитие при асинхронии с преобладанием расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Синдром детского аутизма. Проблемы в развитии при асинхронии. Понятие – асинхрония. Влияние асинхронии на эмоционально-волевую сферу. Познавательную и внимание, память. Понятие –синдром детского аутизма. Влияние его на развитие поведения, познавательной сферы. Диагностика и коррекция. Тема 14. Предмет и задачи психологии детей с РДА. История, причины и механизмы возникновения РДА. Классификация по степени тяжести. Особенности развития личности, диагностика и коррекция РДА. История возникновения РДА. Основные причины и механизмы нарушения. Классификация по степени тяжести и влияние на развитие. Предмет и задачи, диагностика и коррекция работы. Особенности развития личности. Тема 15. Психология детей с дисгармоничным складом личности. Предмет и задачи, история психологии этого направления. Диагностика и коррекция личности детей с дисгармоничным складом личности. Особенности развития личности с дисгармоничным складом. Факторы влияния на развитие и воспитание дисгармоничной личности. Особенности диагностики и коррекции детей по выявлению дисгармоничного развития. История формирования направления в специальной психологии, предмет изучения и задачи. Тема 17. Психология детей со сложными нарушениями развития. Предмет и задачи, история этого направления. Причины сложных нарушений. Классификация, особенности развития личности, диагностика и коррекция. История становления этого направления в специальной психологии. Изучение причин сложных нарушений и их классификация по степени сложности. Предмет и задачи данного направления, диагностика и коррекция детей со сложными нарушениями в развитии. 4. Контрольные задания
ЛИТЕРАТУРА
|
|