Тематический план специальная психология Цель Категория слушателей - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематический план изучения дисциплины 1 27.02kb.
Рабочая программа дисциплины специальная психология направление подготовки... 2 830.06kb.
Специальная психология 1 123.77kb.
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение... 2 910.67kb.
Специальная психология (Ведёт лобанова елена владиславовна) 1 154.01kb.
Специальное (дефектологическое) образование профиль Специальная психология... 1 17.65kb.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии... 1 164.58kb.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии... 1 209.38kb.
Девиантное поведение (наименование учебной дисциплины) Место дисциплины... 1 24.31kb.
Тематический план Таблица № Тематический план Наименование раздела... 1 69.12kb.
Тематический план изучения дисциплины тематический план № Тема недели... 1 144.77kb.
Рабочая программа дисциплины специальная психология направление подготовки... 2 830.06kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тематический план специальная психология Цель Категория слушателей - страница №1/1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Специальная психология
Цель__________________________________________________________

Категория слушателей___________________________________________

Срок обучения__________________________________________________

Форма обучения_________________________________________________

Режим занятий__________________________________________________


п/п


Наименование разделов,

дисциплин и тем


Всего

часов



В том числе

Формы

контроля


лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические, лабораторные, семинары




1

Целостность и неделимость психического;
















1.1

норма и дефект; взаимодействие биологического, социального и аномального в человеке; структура дефекта и диалектическая взаимосвязь между его подструктурами;
















1.2

психическое развитие ребенка первых 3 лет жизни; дальнейшее развитие в дошкольном возрасте;
















1.3

развитие ребенка в школьном возрасте; особенности развития в подростковом возрасте;
















1.4

социальные и психологические факторы влияющие на развитие ребенка; специфические проблемы развития в разных возрастных группах;
















2.

компенсаторные возможности психики ребенка с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, нарушениями в двигательной сфере;
















2.1

умственная отсталость, причины, формы, методы диагностики;
















2.3

задержка психического развития, причины, клиническая картина различных форм;
















2.4

слабоумие (деменция); особенности слабоумия при психических сосудистых и других заболеваниях головного мозга;
















2.5

методы диагностики интеллектуальных расстройств.
















3

Основы сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии
















3.1

психология лиц с двигательными нарушениями;
















3.2

психология лиц с выраженными речевыми расстройствами.



















Стажировка итоговый контроль



















Итого















ФГБОУ ВПО

«Воронежский государственный институт физической культуры»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса или дисциплины


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


  1. Введение

Целью дисциплины является, изучение специальной психологии; ознакомление с новыми понятиями и терминами; в теоретическом анализе раскрыть биологические, психолого-педагогические и социальные аспекты проблемы нарушения в развитии психики; сочетание экспериментальных и теоретических методов в познании аномального развития; показать единство закономерностей нормального и отклоняющегося развития; изучить основные механизмы компенсации и коррекции отклоняющегося развития; рассмотреть скрытые возможности организма в условиях аномального развития и множественных подходах в обучении; изучение специальной психологией научных и практических рекомендаций, положений и выводов по формированию и применению техник, методов компенсации и коррекции отклоняющегося развития; применение основных методов диагностики в специальной психологии, в написании психологического анализа и квалификации дефекта; применять диагностический ассоциативный эксперимент и развивать компенсаторные возможности в социально-психологической работе с детьми и лицами, имеющими дефект.







Тема 1. Предмет и задачи специальной психологии. Понятийно-категориальный аппарат специальной психологии. Систематика и статистика в специальной психологии.

Определение предмета и задачи специальной психологии. Основная цель изучения специальной психологии. Специальная психология как направление психологической науки в целом. Взаимосвязь с коррекционной педагогикой. История развития дисциплины. Экспериментальные методы Вундта, Крепелина, Бехтерева и Корсакова. Специфика категорий и понятий в специальной психологии. Применений систематики и статистики для исследований в этой дисциплине.


Тема 2. Специальная психология и смежные науки. Основные разделы: логопсихология, олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология.

Общее представление основных разделов специальной психологии. Характеристика каждого раздела по задачам, содержанию, истории создания, общие сведения. Взаимосвязь этих разделов и отличие.


Тема 3. Основные виды и закономерности отклоняющегося развития. Современное представление о нормальном и отклоняющемся развитии. Новые понятия в специальной психологии.

Определение степени нормальности человека. Личностно – ориентированный подход. Кривая Гаусса. Определение нормальности развития ребенка. Три критерии я нормальности. Факторы психического развития человека. Условия для нормального развития. Теория преформизма. Пренатальный и постнатальный периоды развития.


Тема 4. Концепция А.Р. Лурия и его последователей о мозговых организациях целостной психической деятельности.

Теоретическое понятие мозговых организаций. Структурно-фукциональная модель интегративной работы мозга предложенная А.Р. Лурия. Характеристика поражений и результат ожидания.


Тема 5. Общие вопросы специальной психологии. Факторы психического развития человека: механизмы генетических влияний, соматический фактор, повреждения головного мозга, механизмы социальных влияний в период пренатальном и натальном периодах развития ребенка.

Факторы психического развития и механизмы генетический влияний. Постнатальный период и онтогенез их зависимость от социокультурных влияний. Социокультурные влияния на мозговые структуры и их функционирование. Новое понятие «репродуктивный императив». Отношения родитель-ребенок, привязанность. Что приводит к патологии. Аномалия плода как синдром. Нервносоматическая ослабленность, эмоциональная неустойчивость и признаки невропатии по Захарову. Признаки и нарушения в развитии.


Тема 6. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции.

Две группы методов профилактики и коррекции отклонений в развитии. Методологические основы коррекционно работы. Чувство неполноценности и их характеристика по Выготскому Л.С. Понятие дефект и динамическое изучение дефективного ребенка. Закон психической жизни Т.Липпса. Социальные последствия.


Тема 7. Психическое развитие умственно отсталого ребенка и особенности развития познавательной сферы личности. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР): предмет и задачи, исторический экскурс, диагностика и коррекция.

Психологическая диагностика и коррекция трудных детей и детского поведения. Психологическая квалификация основных психических расстройств, их структура и степень выраженности. Оценка выраженности нарушений у детей. Дезонтогенез, компоненты психического недоразвития, асинхрония, регресс, изоляция. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии. Диагностика и коррекция.


Тема 8. Сурдопсихология и особенности развития детей с этой патологией. Диагностика и коррекция. Классификация нарушений слуха, причины и особенности развития личности.

Предмет и задачи сурдопсихологии. Особенности поведения людей с недостатками слуха. Педагогическая классификация нарушений слуха. История становления сурдологии как науки: Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Л.С. Выготский и т.д. Причины нарушений слуха. Классификационные критерии нарушений слуха. Особый вид дизонтегенеза – дефицитарный.


Тема 9. Тифлопсихология, предмет и задачи, история развития этого направления в СП. Классификация нарушения зрения, диагностика и коррекция развития детей с нарушением зрения. Особенности их развития.
Тема 10. Логопсихология, предмет и задачи этого раздела в СП. Причины речевых нарушений, классификация.
Тема 11. Диагностика и коррекция личности с нарушением речи. Особенности нарушений речи в сочетании с нарушениями слуха, зрения и двигательных функций.

Особенности нарушений речи в сочетании с нарушениями слуха, зрения.

Зоны поражения коры головного мозга, имеющие сочетательные нарушения. Первичный, вторичный и третичный дефект. Диагностика и коррекционная работа по восполнению нарушенных функций и их компенсация.
Тема 12. История развития направления, диагностика и коррекция при нарушении ОДА у детей. Особенности развития личности ребенка с нарушением ОДА. ДЦП, его специфика, структура и формы.

История формирования направления ОДА в специальной психологии. Диагностика и коррекция по степени нарушенности ОДА. Специфика, структура и формы. Задачи этого направления.


Тема 13. Психическое развитие при асинхронии с преобладанием расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Синдром детского аутизма.

Проблемы в развитии при асинхронии. Понятие – асинхрония. Влияние асинхронии на эмоционально-волевую сферу. Познавательную и внимание, память. Понятие –синдром детского аутизма. Влияние его на развитие поведения, познавательной сферы. Диагностика и коррекция.


Тема 14. Предмет и задачи психологии детей с РДА. История, причины и механизмы возникновения РДА. Классификация по степени тяжести. Особенности развития личности, диагностика и коррекция РДА.

История возникновения РДА. Основные причины и механизмы нарушения. Классификация по степени тяжести и влияние на развитие. Предмет и задачи, диагностика и коррекция работы. Особенности развития личности.

Тема 15. Психология детей с дисгармоничным складом личности. Предмет и задачи, история психологии этого направления. Диагностика и коррекция личности детей с дисгармоничным складом личности.

Особенности развития личности с дисгармоничным складом. Факторы влияния на развитие и воспитание дисгармоничной личности. Особенности диагностики и коррекции детей по выявлению дисгармоничного развития. История формирования направления в специальной психологии, предмет изучения и задачи.

Тема 17. Психология детей со сложными нарушениями развития. Предмет и задачи, история этого направления. Причины сложных нарушений. Классификация, особенности развития личности, диагностика и коррекция.

История становления этого направления в специальной психологии. Изучение причин сложных нарушений и их классификация по степени сложности. Предмет и задачи данного направления, диагностика и коррекция детей со сложными нарушениями в развитии.


4. Контрольные задания

  1. Понятия об аномальном развитии. Причины аномального развития.

  2. Психологические параметры дизонтегенеза.

  3. Две линии развития в онтогенезе.

  4. Структура дефекта.

  5. Социальная концепция дефекта.

  6. Дефекты сенсорного развития.

  7. Типология интеллектуальных нарушений.

  8. Механизмы вторичных нарушений.

  9. Типы нарушений психологического развития.

  10. Психическое недоразвитие.

  11. Поврежденное развитие.

  12. Дефицитарное развитие.

  13. Искаженное развитие.

  14. Дисгармоничное развитие.

  15. Личность при дефицитарном развитии.

  16. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефекте.

  17. Понятие сурдопсихологии.

  18. Понятие тифлопсихологии.

  19. Понятие логопсихологии.

  20. Биологические факторы дизонтегенеза.

  21. Межличностные отношения при дефицитарном развитии.

  22. Социально-психологическая адаптация при приобретенном нарушении работы анализатора.

  23. Патологическое формирование личности.

  24. Принципы, задачи, методы диагностики в специальной психологии.

  25. Психология нарушений ОДА. Компенсаторные возможности.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия, Спб.: Питер 2008. - 624 с.

  2. Специальная психология : Учеб. пособие. Изд. 5-е / Под ред. В.И. Лубовского, М.: ИД Академия 2007. - 464 с.

  3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я.Рубинштейн, Спб.: Ленато 2008. - 168 с.