Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Методология научного творчества» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Международное гуманитарное право Цикл... 2 586.72kb.
Программа курса «Методология и методика научного исследования» 1 44.3kb.
Общая методология научного творчества Научное изучение как основная... 4 1553.01kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» 1 288.24kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Уравнения математической физики 1 224.7kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 Философские вопросы... 2 504.81kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина ен. «Цитология, гистология... 1 139.15kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина ен. В. 1 «Физиология человека... 1 166.86kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 Философские вопросы... 2 540.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для... 1 137.88kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина ен. Ф 5 «Теория функций комплексных... 1 249.11kb.
Доклад продолжение исследований в области «Экономической социодинамики»... 1 63.22kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Методология научного творчества» - страница №2/4

3. Содержание дисциплины


3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

Дисциплина «Методология научного творчества» представляется тремя модулями, каждый из которых раскрывает фундаментальные основы научно-исследовательской деятельности. Тематический план занятий, их объем и формируемые на уровне модулей компетенции приведены в табл. 3.1.



Таблица 3.1

Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)


п/п


Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)


СЗ

зачетных единиц

(часов)


Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)


Реализуемые компетенции

1

Модуль 1.

Методология науки и методы научных исследований



0,11(4)

0,11(4)

0,39(14)

ОК-1-9; ПК-3-4; ПК-8-11

2

Модуль 2.

Основные формы научного знания.



0,11(4)

0,11(4)

0,39(14)

ОК-1-9; ПК-3-4; ПК-8-11

3

Модуль 3.

Психология науки.



0,16(6)


0,16(6)


0,44(16)

ОК-1-9; ПК-3-4; ПК-8-11

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Содержание разделов и тем лекционного курса приведены в табл. 3.2.



Таблица 3.2

Модули

дисциплины



Темы занятий


1. Методология науки и методы научных исследований

1.1. Цели и задачи курса «Методология научного творчества». Научное исследование.

1.2. Научная рефлексия и методология.

1.3. Диалектический метод познания.

1.4. Общенаучные подходы.

1.5. Общенаучные методы познания.

1.6. Методы теоретического исследования.

1.7. Методы эмпирического исследования.

1.8.Специфика методологии специальности «Биофизика».




2. Основные формы научного знания


2.1. Предмет и структура науковедения.

2.2. Научное знание.

2.3. Язык науки.

2.4. Научный факт.

2.5. Научная проблема.

2.6. Научная идея.

2.7. Научная гипотеза.

2.8. Научный закон.

2.9. Научная теория.


3.Психология науки.

3.1. Творческий процесс в науке и его стадии.

3.2. Изобразительные возможности научной аргументации.

3.3. Научное общение.

3.4. Дискуссия как жанр научного общения.

3.5. Формальная оценка качества научной продукции ученого.

3.6. Эго-защитный характер творческого мышления.

3.7. Школы в науке.

3.8. Малая группа в науке.

3.9. Психологические особенности личности ученого.

3.10. Грантовая поддержка научных исследований.

3.11. Стимуляция научного творчества.


3.3 Семинарские занятия

Трудоемкость семинарских занятий по дисциплине «Методология научного творчества» составляет 0,39 з. е. (14 часов). Семинарские занятия проводятся согласно графику учебного процесса и самостоятельной работы (прил. А).

Содержание семинарских занятий и распределение часов семинарских занятий по модулям представлены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Распределение часов семинарских занятий по модулям



п/п


№ раздела

дисциплины



Наименование семинарских занятий,

объем в часах



1

Методология науки и методы научных исследований.

Занятие 1. Методологические особенности и проблемы соотношения теоретического и эмпирического знания в физике, биологии и биофизике. 6 часов


2

Основные формы научного знания.

Занятие 2. Современное представление о понятии «наука» и «научный метод» как основа изучения исторического пути становления и развития физики. 2 часа

Занятие 3. Типы научной рациональности. Т.Кун о парадигмальном развитии науки и понятие о научном сообществе. Понятие научного предвидения и прогностической функции науки. Научная гипотеза, принципы верификации (Л.Витгенштейн) и фальсификации (К.Поппер). 2 часа




3

Психология науки.

Занятие 4.  Обсуждение темы «Написание научного проекта», демонстрация образцовой презентации. Формулировка проблемы, целей и задач исследования на материале, предложенном магистрантам2 часа

Занятие 5. Дискуссия как жанр научного общения: цели, задачи, роли участников. 2 часа



3.3 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по курсу «Методология научного творчества» включает самостоятельное изучение теоретического материала, написание реферата, подготовка презентации по теме реферата, подготовка к выступлению по выбранной теме.

Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение 1).

Самостоятельное изучение теоретического материала планируется по разделам курса 1-3, содержание и количество часов на освоение теоретического материала указано в таблице 3.4 «Самостоятельное изучение теоретического материала»:



№ модуля п/п

Название модуля

Темы для самостоятельного изучения

Количество часов

1


Методология науки и методы научных исследований

1.3. Диалектический метод познания: диалектический метод как система принципов и требований; принцип объективности; принцип системности; принцип историзма; принцип диалектической противоречивости. 1.6. Методы теоретического исследования: идеализация; мысленный эксперимент; гипотетико-индуктивный метод; метод аксиоматизации; метод формализации. 1.7. Методы эмпирического исследования: наблюдение; описание и сравнение; измерение; эксперимент.


14

2


Основные формы научного знания

2.2. Научное знание: обыденное и научное знание; идеалы и нормы научности; типология научного знания; эмпирические и теоретические знания; научно-методологическое знание. 2.4. Научный факт: роль факт в науке; проблема понимания научного факта; факты действительности; научный факт; природа научного факта – эмпиризм и теоретизм; проблема структуры научного факта. 2.6. Научная идея: проблема понимания идеи; определение понятия научной идеи; формы выражения научной идеи; интегративные формы существования научной идеи. 2.8. Научный закон: отношение, связь, взаимосвязь, закон; определение понятия научный закон; содержание, структура и условие возникновения научного закона. Классификация научных законов.

14

3

Психология науки.

3.3. Научное общение: разновидности научного стиля речи; особенности собственно научного общения; особенности научно-информационного общения. 3.4. Дискуссия как жанр научного общения: определение научной дискуссии; составные компоненты дискуссии – коммуникативный, интерактивный, перцептивный; разнообразие форм научной дискуссии: научно-практическая конференция, симпозиум, стендовый доклад, отчет по науке и другие; ролевые позиции участников – эксперты, рецензенты, аналитики, лидеры; личностно-ориентированное и социально-ориентированное общение; стадии дискуссии – накопление, ознакомление, сопоставление и сравнение, аргументация и доказательство, результирующий этап. 3.7. Школы в науке: школа как основная форма неформального научно-социального объединения; динамика школ; роль личности ученого в организации школы; национальные научные школы как отражение двойственности субъекта научного творчества, примеры русских национальных школ в биологии, физике. 3.9. Психологические особенности личности ученого: интеллект и научное творчество; тестология общих интеллектуальных способностей; тесту творческих способностей и результативность научного творчества; психологические особенности личности ученого и их формирование; проблема изучения индивидуально-психологических характеристик ученых. 3.10. Грантовая поддержка научных исследований: определение понятия грант; причина грантового финансирования науки в современном обществе; доноры или фадрайзеры; виды грантов; особенности процедуры получения гранта; особенности процедуры оформления гранта.


16

Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС), содержащим издания по основным разделам изучаемой дисциплины. Электронно-библиотечная система СФУ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

В электронных читальных залах Электронной библиотеки СФУ обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронным ресурсам не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов(сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/).

Студентам предоставлены условия и возможности работы в режиме on-line с зарубежными и отечественными лицензионными информационными базами данных, перечисленными в п.5, раздел «Информационные ресурсы», настоящей программы.

Самостоятельная работа по курсу «Методология научного творчества» включает самостоятельное изучение теоретического материала. Содержание, рекомендуемая литература и количество часов на освоение теоретического материала разбиты на три модуля и указаны в разделе «Темы для самостоятельного изучения теоретического материала».

Изучение теоретического материала проводится по лекциям, представленным, в том числе, и в виде демонстрационных презентаций соответствующих глав и тем курса.

Лекционный материал по той или иной теме изучается, в том числе, и самостоятельно – темы отмечены звездочкой. После прочтения лекции рекомендуется самостоятельно воспроизвести ее содержание в виде конспекта с необходимыми схемами, основными определениями и выводами по основным положениям. Если при прочтении лекции возникают вопросы, студент может проконсультироваться у преподавателя по электронной почте или на периодических очных консультациях.

Рекомендуется проводить также и заочное общение с преподавателем с помощью электронной почты, форумов в образовательно-информационной среде на сайте института фундаментальной биологии и биотехнологии. Самостоятельная работа способствует развитию таких необходимых навыков, как решение поставленной перед студентом задачи, сбор и аналитический анализ литературных данных, умение сделать обоснованное заключение.

После изучения теоретического материала студенты должны оформить и защитить реферат по одной из тем, предлагаемых ниже или предложить свою тему, предварительно согласовав с преподавателем.

Задания по написанию реферата выдаются лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Защита рефератов осуществляется во время семинарских занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point.



Примерная тематика рефератов

  1. Развитие и преобразование основных концепций в биологии. Экстенсивный и интенсивный путь развития науки. Теория и история познания.

  2. Развитие и преобразование основных концепций в биологии. Историческая обусловленность основных этапов развития биологии, ее достижений. Роль личности ученого.

  3. Развитие и преобразование основных концепций в биологии. Возникновение новых методов исследования.

  4. Факторы, определяющие развитие науки.

  5. Общий ход развития науки. Формы и типы научных революций в биологии.

  6. Основные познавательные модели развития европейской науки: схоластическая, механистическая, системная, диатропическая. Особенности развития современного этапа науки. Сравнение моделей американской и отечественной науки.

  7. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила)

  8. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания. Модели анализа научного открытия и исследования.

  9. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

  10. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта.

  11. Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Математизация теоретического знания.

  12. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке.

  13. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний.

  14. Формы и методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, аналогия, моделирование, идеализация, интуиция.

  15. Научная проблема. Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании. Предпосылки возникновения и постановки проблем. Разработка и решение научных проблем. Решение проблем, как показатель прогресса науки.

  16. Гипотезы и их роль в научном исследовании. Гипотеза как форма научного познания. Принципы верификации (Л.Витгенштейн) и фальсификации гипотез (К.Поппер).

  17. Методы анализа и построения научных теорий. Общая характеристика и определение научной теории. Классификация научных теорий. Структура научных теорий. Методические и эвристические принципы построения теорий. Интертеоретические отношения.

  18. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий. Специфические особенности проверки научных теорий. Проблемы подтверждения и опровержения теорий.

  19. Методы объяснения, понимания и предсказания. Методы и модели научного объяснения. Методы и функции понимания. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования.

  20. Проблема паранаучного знания.

  21. Проблемы и методология популяризации науки.

  22. Особенности психологии научного творчества.

При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронных методических изданий, перечня программного обеспечения, методических указаний используемых в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы.

Следует обратить особое внимание на то, что реферат является вторичным жанром речи и может быть репродуктивным и продуктивным. В данном случае студент должен представить продуктивный реферат. Это может быть реферат-обзор, в этом случае он составляется на основе нескольких первичных текстов и в нем представляется сопоставление различных точек зрения по данному вопросу. В случае выбора студентом формы реферата-доклада представляется развернутый характер вопроса (проблемы); наряду с анализом информации, приведенной в первоисточниках, необходимо выдать объективную оценку состояния вопроса (проблемы).

Структура реферата

Реферат включает следующие структурные элементы:



  1. Титульный лист. С него начинается нумерация страниц, но номер не ставится. Номера страниц начинают печатать с первой страницы раздела «Введение». Титульный лист оформляется аналогично титульному листу курсовой работы: указывают наименование высшего учебного заведения; факультет, кафедру, где выполнялась работа; название работы; фамилию и инициалы студента; ученую степень и ученое звание, фамилию и инициалы преподавателя; город и год выполнения работы.

  2. Содержание. В содержании представлены названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых печатается с новой строки. В конце строки ставится номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы. Следует обратить внимание, что названия разделов и подразделов в оглавлении должно точно соответствовать заголовкам текста.

  3. Введение. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, пути развития на современном этапе, имеющиеся проблемы и способы их разрешения. Объём данного раздела не должен превышать одной страницы.

  4. Обзор литературы. В данном разделе излагаются теоретические основы по выбранной тематике. Изложение должно вестись в форме теоретического анализа проработанных источников применительно к выполняемой теме, логично, последовательно и грамотно. При необходимости данный раздел может состоять из отдельных подразделов. Из содержания теоретического обзора должно быть видно состояние изученности темы в целом и отдельных ее вопросов.

  5. Заключение. Представляет собой краткое обобщение (2-3 абзаца) приведенных данных.

  6. Библиографический список. Оформляется в соответствии с существующими требованиями.

  7. Приложения.

Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов.

Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 20-30 страниц.

Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методология научного творчества», приведенного в конце данной программы (Приложение А).

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развитие коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации на практических занятиях в интерактивной форме, т.е. с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся.

Защита итоговой работы осуществляется с целью проверки усвоения студентами комплекса знаний, полученных при изучении дисциплины. Для защиты реферата студент готовит презентационные материалы, оформленные в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, закупленной по программе развития СФУ. В частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, базами данных, библиотеками и т. д.

Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение А).



4. Образовательные технологии

Помимо посещения лекций и занятий на семинарах предусматривается самостоятельная работа студентов с возможностью доступа к Интернет-ресурсам и электронным учебным модулям УМКД «Методология научного творчества».

Активному формированию основных компетенций обучающегося по данной дисциплине должно способствовать проведение деловой игры по методу «Мозгового штурма». Тема игры выбирается в соответствии и с учетом тематики диссертационных исследований обучающихся. Технология «Мозгового штурма» реализуется в два этапа. На первом этапе формируются команды «генераторов» и «критиков», обсуждается порядок работы, распределение ролей, баланс времени. На втором этапе проводится собственно игра, подводится ее итог, ведущий преподаватель производит разбор ролевого участия, указывает на положительные стороны работы, дает оценку недостатков.

Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением.



Удельный вес интерактивных форм обучения по дисциплине составляет 71.4% аудиторных занятий, лекции составляют 29 % аудиторных занятий.

5.Учебно-методические материалы по дисциплине

5.1 Основная и дополнительная литература, информационные

ресурсы
  1. << предыдущая страница   следующая страница >>