страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» - страница №1/1
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Института фундаментальнойбиологии и биотехнологии___________________/ Сапожников В.А./ «_____» _____________2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина СД.Ф.8 «Иммунология» Укрупненная группа 020000 Естественные науки Специальность 020208.65 Биохимия Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Физико-химической биологии Красноярск 2008 составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 Естественные науки специальности 020208.65 Биохимия Программу составил__________________профессор Савченко А.А. (фамилия, и. о., подпись) Заведующая кафедрой ________________профессор Крстасюк В.А. (фамилия, и. о., подпись) «_____»_______________200 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физико-химической биологии»___________________________________________________ «______» _________________ 200 г. протокол № _____________ Заведующая кафедрой ________________профессор Кратасюк В.А. (фамилия, и. о., подпись) Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 20___ г. протокол № _____________ Председатель НМСИ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 20_г. протокол № ________ Заведующая кафедрой ____________________профессор Кратасюк В.А. (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ___________________________________________ института (фамилия, и. о., подпись) Иммунология – наука о системе, обеспечивающей защиту организма от интервенции генетически чужеродных биологических структур, способных нарушить гомеостаз. Курс «Иммунология» включает систематическое изложение теоретических основ современной иммунологии, отражает многие актуальные вопросы физиологии и медицины. Целью дисциплины является более глубокое знакомство студентов со строением иммунной системы организма человека и механизмами иммунного ответа. В задачи изучения дисциплины входит: 1. понимать особенности строения и механизмы функционирования иммунной системы; 2. научить студентов проводить иммунологические исследования для определения иммунного статуса. В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь: использовать приобретенные знания и навыки для решения задач медицины, ветеринарии, биотехнологии. владеть:
1.3 Межпредметная связь Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Физика», «Биохимия», «Физиология человека и животных». Курс «Иммунология» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Молекулярные механизмы гормональной регуляции», «Молекулярная биология», «Медицинская биохимия», «Биотехнология». Знания иммунологии – необходимая база для выполнения курсовых работ, подготовки дипломных работ, тематика которых связана с изучением метаболических процессов и их регуляции, а также проведения большого практикума. Темы курса дополнят изучение следующих дисциплин: «Общая и частная патология», «Клеточная сигнализация», «Биохимические механизмы адаптации» и др. Освоение модулей курса «Иммунология» также будет способствовать формированию у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Раздел 1 – ауд. – 2ч; «Введение. Возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета» 1-я неделя – 2-я неделя «Антигены. Антитела» 3-я неделя – 6-я неделя «Иммунная система. Эволюция иммунитета» 7-я неделя – 10-я неделя «Основные феномены клеточного и гуморального иммунитета» 11-я неделя – 17-я неделя 1. Предмет, проблемы, возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета – 3ч / самост. – 8ч; 2. Антигены и антитела – 2ч / самост. – 8ч; 3. Эффекторные механизмы иммунитета – 2ч / самост. – 2ч; 4. Взаимодействие клеток в иммунном ответе – 4ч / самост. – 10ч; 5. Филогенез иммунного ответа – 2ч / самост. – 6ч; 6. Онтогенез иммунного ответа – 2ч 7. Основные феномены иммунных процессов – 2ч / самост. – 4ч. 1. Предмет, проблемы, возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета. Предмет и задачи иммунологии; ее место и роль в современной биологии, медицине и народном хозяйстве. Фундаментальное и прикладное значение иммунологии. Социально-экономические и научные основы возникновения иммунологии и ее связь с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, биофизикой, биотехнологией, физиологией и математическим моделированием процессов. Исторические этапы развития иммунологии. Работы Э. Дженнера. Рождение иммунологии как науки. Основоположники научной иммунологии – Л. Пастер, Э. Беринг, Р. Кох. Возникновение неинфекционной иммунологии – И.И. Мечников, П. Эрлих, Ж. Броде, Н.Н. Чистович, К. Ландштейнер и другие. Традиционное определение иммунитета. Становление современной иммунологии. Новое определение иммунитета. Уровни изучения и проявления иммунологической реактивности. Биологический смысл иммунитета и биологическое содержание иммунологии. Открытие иммунологической толерантности в 1953 г. (П. Медавар и М. Гашек). Роль российских ученых в развитии иммунологии (И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, А.А. Максимов, С. Метальников, Л.Л. Зильбер, П.Н. Косяков, А.А. Адо, Р.В. Петров и другие). Основные этапы и направления развития современной иммунологии. Создание и применение вакцины, стимуляция иммунитета при инфекциях, искусственные антигены и вакцины. Нобелевские лауреаты по иммунологии: И.И. Мечников, П. Эрлих, К. Ландштейнер, Ф.М. Бернет, П. Медавар, Д. Эдельман, Р. Портер, Б. Бенацерраф, Ж. Доссе, Д. Снелл, Р. Цинкернагель, П. Догерти. Исторический аспект инструктивных и селективных теорий иммунитета. Теория боковых цепей П. Эрлиха. Инструктивная теория Полинга. Теория естественного отбора Н. Ерне. Теория непрямой матрицы Ф. Бернета и Ф. Феннера. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета. Объяснение иммунологических феноменов с позиции каждой теории. 2. Антигены и антитела. Основные понятия антигенов. Структура антигенной специфичности. Виды антигенной специфичности: видовая, групповая, гетероспецифичность, типоспецифичность, стадиоспецифичность, функциональная специфичность, патологическая специфичность, антигенность и иммуногенность. Гаптены и гаптеноспецифичность. Синтетические антигены (полиаминокислоты). Конъюгированные антигены, носители. Адъюванты. Антигены тимусзависимые и тимуснезависимые. Изоантигены человека: системы антигенов эритроцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, тромбоцитов, белков плазмы. Антигены главного комплекса гистосовместимости человека и животных. Система Н-2 и система HLA: наследование, распределение в тканях, функция. Антигены как индукторы иммунного ответа. Основные понятия антител. История открытия и изучения. Физикохимическая характеристика антител. Молекулярная структура. Роль биохимии и молекулярной биологии в расшифровке структуры и синтеза антител. Специфичность и гетерогенность антител. Структура иммуноглобулина, легкие и тяжелые цепи, вариабельные и константные области. Активные центры молекулы антитела. Классы и подклассы иммуноглобулинов: IgM, IgG, IgA, IgE, IgD. Функциональная и физико-химическая характеристика каждого класса. Гетерогенность иммуноглобулинов. Миелоидные белки. Синтез антител in vitro и гибридомы. Изотипы, аллотипы и идиотипы. Генетический контроль структуры иммуноглобулинов. 3. Эффекторные механизмы иммунитета. Роль цитотоксических Т-лимфоцитов, активированных макрофагов, эозинофилов, нейтрофилов, базофилов и других типов клеток. Роль протеолитических ферментов и регуляторных белков в реализации иммунных реакций, включая систему комплемента. Рецепторы Т- и В-лимфоцитов. Медиаторы и гормоны иммунной системы. 4. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Афферентный этап. Роль рецепторного аппарата Т-и В-лимфоцитов в распознавании антигена и участие макрофагов в переработке антигена. Центральный этап. Генез и механизм взаимодействия Т-и В-лимфоцитов в периферических органах иммунной системы. Основные этапы клеточных реакций, происходящих в лимфоидных органах. Эфферентный этап. Реализация и понятие об иммунологической памяти. Роль взаимодействия клеток при первичном и вторичном иммунном ответе. Регуляция иммунопоэза. Связь иммунной, эндокринной и нервной систем в поддержании гомеостаза. Трехклеточная система взаимодействия. Двойное распознавание. Распознавание антигена, реакция антиген-антитело Феномены агглютинации, преципитации, лизиса, цитотоксические реакции, реакции связывания комплемента и др. 5. Филогенез иммунного ответа. Развитие иммунологической реактивности в филогенезе. Эволюция лимфоидной системы. Стволовая кроветворная клетка и ее дифференцировка. Формирование и дифференцировка Т-, В- и А-клеточных систем. Эволюция иммуноглобулинов. 6. Онтогенез иммунного ответа. Развитие иммунологической реактивности в онтогенезе. Становление иммунитета в эмбриональном периоде. Развитие лимфоидных органов. Состав и строение центральных органов иммунной системы. Эмбриогенез костного мозга и тимуса. Состав и строение периферических лимфоидных органов, рециркуляция лимфоцитов. Становление антигенной структуры тканей позвоночных в ходе эмбриогенеза. Старение. Иммунная недостаточность. Иммуногенетические основы старения. Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости. Возможные механизмы врожденного (первичного) иммунодефицита. Классификация. Врожденные дефекты фагоцитарной системы и системы комплемента. 7. Основные феномены иммунных процессов. Механизм реакции гиперчувствительности немедленного типа. Аллергические антитела – реагины и иммуноглобулины Е. Основные положения учения об аллергии. Виды аллергии, анафилаксия. Аллергия и иммунитет. Классификация аллергенов. Клеточные основы гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ). Отличие ГЗТ от реакции гиперчувствительности немедленного типа. Перенос клеточного иммунитета. Сенсибилизация и десенсибилизация. История становления трансплантационной иммунологии. А. Карель, П. Медавар. Определение понятия «трансплантационный иммунитет». Чистолинейные животные. Генетические законы совместимости тканей. Аутотрансплантация. Сингенная и аллогенная трансплантация. Ксенотрансплантация. Иммунологическая природа отторжения. Динамика отторжения. Механизм деструкции трансплантата. Значение системы Н-2 и HLA при трансплантации органов. Клеточные феномены трансплантационного иммунитета. 3.3 Практические занятия
1. Историческое развитие теории иммунитета. Теоретическая часть: Вклад Э. Дженнера в истории развития иммунологии. Значение работ Луи Пастера. Первый период развития иммунологии. Инструктивные и селективные теории иммунитета. Клеточная теория иммунитета И.И. Мечникова. Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха. Клонально-селекционная теория иммунитета М.Ф. Бернета. Развитие иммунологии на современном этапе. 2. Антигены и антитела. Теоретическое и практическое значение. Теоретическая часть: Классификация антигенов. Структура антигенов HLA. Практическая часть: Схемы и таблицы, характеризующие иммуноглобулины, схема механизмов иммунных реакций. 3. Характеристика гетерогенных популяций Т- и В-лимфоцитов. Антиинфекционный иммунитет. Теоретическая часть: Лимфоцит – основная структурная и функциональная единица иммунной системы. Практическая часть: схемы различных форм лимфоцитов, таблицы по функции лимфоцитов. 4. Анатомо-морфологическая характеристика органов иммунной системы. Теоретическая часть: Строение и функции центральных органов иммунной системы: красного костного мозга, тимуса. Строение и функции периферических органов иммунной системы: селезенки, лимфатического узла. Строение и функции системы лимфоэпителиальных образований. Практическая часть: схемы и таблицы по онтогенезу органов иммунной системы. 5. Аллергия. Анафилаксия. Аутоиммунитет. Теоретическая часть: Гиперчувствительность немедленного типа. Классификация аллергенов. Механизм развития аллергического процесса. Гиперчувствительность замедленного типа. Практическая часть: схемы и таблицы по особенностям аутоиммунных заболеваний. 6. Трансплантационный иммунитет. Теоретическая часть: История развития трансплантологии. Общая характеристика отторжения. Иммунные механизмы отторжения. Клинические проблемы трансплантации. Практическая часть: схемы и таблицы по заготовке, методам консервирования и срокам хранения трансплантатов. 7. Иммунитет к опухолям. Теоретическая часть: Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета. Факторы, способствующие развитию злокачественных опухолей. Практическая часть: схемы и таблицы по характеристике злокачественных заболеваний. 3.4 Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены. 3.5 Самостоятельная работа Самостоятельное изучение теоретического материала включает разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в общем списке основной и дополнительной литературы по дисциплине – 18 ч. Раздел 1. (2 часа) Исторические этапы развития иммунологии. Основоположники научной иммунологии – Л. Пастер, Э. Беринг, Р. Кох. Возникновение неинфекционной иммунологии – И.И. Мечников, П. Эрлих, Ж. Броде, Н.Н. Чистович, К. Ландштейнер и другие. Основные этапы и направления развития современной иммунологии Исторический аспект инструктивных и селективных теорий иммунитета. Теория боковых цепей П. Эрлиха. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета. Инструктивная теория Полинга. Теория естественного отбора Н. Ерне. Теория непрямой матрицы Ф. Бернета и Ф. Феннера. Раздел 2. (4 часа) 2.1. (1 час) Виды антигенной специфичности. Гаптены и гаптеноспецифичность. Синтетические антигены (полиаминокислоты). Конъюгированные антигены, носители. Изоантигены человека. Система Н-2 и система HLA. Антигены как индукторы иммунного ответа. Миелоидные белки. Синтез антител in vitro и гибридомы. Изотипы, аллотипы и идиотипы. Генетический контроль структуры иммуноглобулинов. Афферентный этап. Роль рецепторного аппарата Т- и В-лимфоцитов в распознавании антигена и участие макрофагов в переработке антигена. Центральный этап. Генез и механизм взаимодействия Т- и В-лимфоцитов в периферических органах иммунной системы. Основные этапы клеточных реакций, происходящих в лимфоидных органах. Эфферентный этап. Реализация и понятие об иммунологической памяти. Роль взаимодействия клеток при первичном и вторичном иммунном ответе. Регуляция иммунопоэза. Связь иммунной, эндокринной и нервной систем в поддержании гомеостаза. Понятие о неспецифических и специфических (иммунологических) факторах защиты организма. Антиинфекционный иммунитет. Феномены агглютинации, преципитации, лизиса, цитотоксические реакции, реакции связывания комплемента и др. 2.3. (2 часа) Центральные и периферические органы иммунной системы. Структурно-функциональные отношения. Формирование и дифференцировка Т-, В- и А- клеточных систем. Становление иммунитета в эмбриональном периоде. Эмбриогенез костного мозга и тимуса. Иммуногенетические основы старения. Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости. 3.1. (3 часа) История развития учения о толерантности. Высокодозовая и низкодозовая толерантность. Индукция толерантности после облучения. Роль генотипа в индукции толерантности. Отмена толерантности, аутоиммунная патология. 3.2. (3 часа) История становления трансплантационной иммунологии. А. Карель, П. Медавар. Аутотрансплантация. Сингенная и аллогенная трансплантация. Ксенотрансплантация. Иммунологическая природа отторжения. Значение системы Н-2 и HLA при трансплантации органов. Феномен усиления роста трансплантата. Эмбрион как аллотрансплантат. Иммунологический конфликт между организмом матери и плода. Гемолитическая болезнь новорожденных. Первичная (врожденная) иммунологическая недостаточность. Вторичный иммунодефицит. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Специфическая иммуннокоррекция. Написание рефератов, объемом до 10 страниц, осуществляется по темам, предлагаемым преподавателем во время практического занятия. Для выполнения работы рекомендуется литература, указанная в списке основной и дополнительной литературы по дисциплине – 10 ч. Сдача рефератов производится преподавателю во время практического занятия. Примерные темы рефератов:
Структура реферата: Реферат включает следующие структурные элементы:
Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 15-20 страниц. Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иммунология», приведенного в конце данной программы (Приложение А). С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развития коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации, подготовленной в Power Point, на лабораторных занятиях в интерактивной форме, т.е. с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся. Презентационные материалы оформляются в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, в частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени, позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, базами данных и т.д. 4 Учебно-методические материалы по дисциплине Список основной литературы: 1. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. - Москва : Медицина, 2000 . - 430 с. [20 экз.] 2. Галактионов В.Г. Иммунология: учебник для студентов вузов по направлению 510600 "Биология" и биологическим специальностям. - Москва : Academia (Академия), 2004 . - 523 с. [25 экз.] 3. Клиническая иммунология и аллергология / Андрей Михайлович Земсков и Владимир Михайлович Земсков ; под ред. Александр Викторович Караулов . - Москва : Медицинское информационное агентство, 2002 . - 650 с. [3 экз.] 4. Галактионов В.Г. Эволюционная иммунология: учебное пособие для вузов по направлению 510600 "Биология" и специальностям 011600 "Биология" и 012000 "Физиология" : рекомендовано Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию. - Москва : Академкнига, 2005 . - 407 с. [5 экз.]
4.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения 1. Таблицы. 2. Схемы. 3. Презентации лекций по курсу «Иммунология», подготовленные в Power Point (от 20 слайдов на лекцию) по темам всех модулей. 2. Вопросы к зачету. 3. Перечень тем рефератов.
ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине __Иммунология специальности Биохимия, института Фундаментальной биологии и биотехнологии , 4 курса на 8 семестр
Заведующая кафедрой: __________________профессор Кратасюк В.А. Директор института:____________________профессор Сапожников В.А. «_______» _______________________ 2008 г. |
|