Программа «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» - страница №1/1
"Национальный исследовательский университет " Высшая школа экономики"
ПУД «Методология научных исследований в менеджменте: методология управления проектами»
для направления 080200.68Менеджмент подготовки магистра
Магистерская программа «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»
Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Программа дисциплины
Методология научных исследований в менеджменте: методология управления проектами
для направления 080200.68 Менеджмент
подготовки магистра
для магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»
Автор программы: Д.В Гергерт, к.э.н., gergertdv@hse.perm.ru
(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)
Одобрена на заседании кафедры стратегического менеджмента «____»_____________ 2012 г
Зав. кафедрой ________________________Е.И. Бабенко
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ- Пермь «___»_____________2012 г.
Председатель ________________________Г.Е. Володина
Пермь, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской программе «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»,изучающих дисциплину «Методология научных исследований в менеджменте: методология управления проектами».
Программа разработана в соответствии с:
ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2009г. №636.
Образовательной программой «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» для направления подготовки магистра 080200.68 Менеджмент.
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент для магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации», утвержденным в 2011г.
2.Цели освоения дисциплины
Магистр по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности.
Целями освоения дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: методология управления проектами» в области обучения являются:
- систематизация имеющихся знаний по исторической эволюции управления проектами от древнего мира до современной действительности;
- изучение существующих профессиональных стандартов управления проектами;
- выделение основных особенностей стандартов управления монопроектом;
- обзор особенностей определения компетенций менеджера проекта.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Знать основные профессиональные стандарты управления проектами.
-
Уметь формировать структуру методологии управления проектами.
-
Иметь представление об особенностях и основных отличиях стандартов управления монопроектом.
-
Обладать навыками формирования раздела методологии по определению компетенций менеджера проекта.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие развитию компетенции
|
способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования
|
ОК-1
|
- владеет культурой управления монопроектами; понимает взаимосвязь проектного управления с социально-значимыми процессами, происходящими в современном обществе и государстве;
|
лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, включающая выполнение задач и упражнений
|
cпособенсамостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения
|
ОК-3
|
- знает основные положения стандартов управления проектами, понятия, определения и подходы; обоснованно применяет инструменты управления проектами для решения поставленных задач
|
семинарские занятия с использованием технологии кейс-метода; обсуждение и анализ современных публикаций по методологии проектного управления
|
cпособен принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия
|
ОК-4
|
-уверенно использует инструменты проектного управления в ходе практической деятельности;
Владеет основными компетенциями менеджера проекта;
|
лекции, семинарские занятия с использованием технологии кейс-метода; самостоятельная работа, результатом которой является написание домашней работы; обсуждение и анализ решений, предлагаемых студентами
|
способен управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
|
ПК-1
|
- разрабатывает проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;
|
лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, включающая выполнение задач и упражнений
|
способен разрабатывать программы организационного развития, изменений и обеспечивать их реализацию
|
ПК-4
|
- показывает умение формулировать и решать профессиональные задачи, а также выбрать подходы к их решению;
|
лекции, семинрские занятия, самостоятельная работа
|
способен готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности
|
ПК-8
|
- понимает взаимосвязь проектного управления с экономическими процессами, происходящими на макро и микро уровнях; понимает значение проектного управления для наиболее эффективного решения профессиональных задач
|
лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
|
4.Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу общих дисциплин направления и базовой части.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
«Менеджмент»
«Разработка управленческих решений»
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
знать современные подходы в менеджменте и разработке стратегии;
уметь обобщать и систематизировать результаты анализа деятельности компании;
обладать элементарными навыками разработки управленческих решений.
Вместе с тем, на данную магистерскую программу поступают бакалавры различных направлений высшего профессионального образования, часть которых не имеет необходимых для обучения менеджериальных знаний. Данный курс должен восполнить пробелы в менеджериальном образовании студентов.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Корпоративные системы управления проектами»; «Управление портфелем проектов».
5.Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
|
1
|
Историческая эволюция управления проектами
|
44
|
8
|
8
|
|
28
|
2
|
Методологическое обеспечение управления проектами
|
54
|
12
|
10
|
|
32
|
3
|
Методология управления монопроектом
|
58
|
10
|
10
|
|
38
|
4
|
Методология определения компетенций менеджера проекта
|
60
|
10
|
10
|
|
40
|
6
|
Итого
|
216
|
40
|
38
|
0
|
138
|
6.Контроль знаний студентов
6.1.Формыконтроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Модуль/неделя модуля
|
Параметры **
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Текущий
|
Контрольная работа
|
8
|
|
|
|
Письменная работа 60 минут
|
|
Эссе
|
|
2
|
|
|
В соответствии с темами
|
|
Коллоквиум
|
|
6
|
|
|
В соответствии с темами
|
Итоговый
|
Экзамен
|
|
8
|
|
|
Письменный - по контрольным вопросам курса
|
-
Критерии оценки знаний, навыков
Контрольная работа
Контрольная работа проводится в аудитории в виде теста и решения ситуационных задач.
Разбалловка по тестам и задачам заранее доводится до сведения студентов.
Студентам необходимо набрать максимальное количество баллов.
Коллоквиум
В качестве темы для коллоквиума студентам предлагается ситуационная задача по теме «Современные методы (инструменты, подходы) управления монопроектами в нестабильной внешней среде ». Критерии оценки: для получения максимального количества баллов студенту необходимо найти в медиатеке, периодических изданиях, сети Интернет публикации по теме, выстроить презентацию и защиту своего подхода.
При проведении контрольной работы и коллоквиума проверяются следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-4, ПК-8.
Эссе
Эссе пишется на тематику, представленную в данной программе. Обязательна сдача эссе в электронной форме и проверка его в системе Антиплагиат. Эссе должно содержать не менее 80% авторского текста.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Дистанционная поддержка осуществляется в системе LMS.
7.Содержание дисциплины
Раздел 1. Историческая эволюция управления проектами
-
Великие проекты прошлого. Проекты древнего мира, средневековья, возрождения, индустриальной эпохи, постиндустриальной эпохи. Исторический опыт России в реализации проектов.
Количество часов аудиторной работы 4
-
Становление управления проектами как научно-практической дисциплины и профессии. История управления проектами с середины 20-го века до наших дней. Современное состояние управления проектами.
Количество часов аудиторной работы 6
-
Международные ассоциации управления проектами, стандарты, сертификация. Эволюция научных исследований в управлении проектами. Тенденции развития управления проектами.
Количество часов аудиторной работы 6
Литература по разделу:
-
Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003.
-
Хелдман К. Профессиональное управление проектами / К. Хелдман; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
Пинто Дж.К. Управление проектами – СПб, Питер, 2004.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии.
Работа на семинарах предполагает решение ситуационных задач, обсуждение проектной практики.
Раздел 2. Методологическое обеспечение управления проектами
-
Обзор существующих профессиональных стандартов управления проектами. Классификация стандартов.
Количество часов аудиторной работы 6
-
Стандарты управления монопроектом. Стандарты управления программой. Стандарты управления портфелем проектов. Стандарты определения компетенций менеджера проекта. Стандарты определения зрелости проектного управления в организации. Стандарты по управлению рисками, разработке структурной декомпозиции работ проекта, освоенному объему.
Количество часов аудиторной работы 6
-
Сравнительный анализ стандартов. Авторские методологии в управлении проектами.
Количество часов аудиторной работы 6
-
Формирование структуры методологии управления проектами.
Количество часов аудиторной работы 4
Литература по разделу:
-
Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003.
-
Основы Профессиональных Знаний и Национальные Требования к Компетентности (НТК) Специалистов по Управлению Проектами. – М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010
-
Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) Четвертое издание, 2008 Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA / США
-
ICB - IPMA Competence Baseline, Version 3.0, 2006
-
P2MGuidebook, 2012
-
PRINCE2 and Governance White Paper, 2011
-
Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. Пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ.ред. И.И. Мазура. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. – 574 с.
-
Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М.: ДМК Пресс, 2002.
-
Дитхелм Г. Управление проектами в 2 т.: пер. с нем. – СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2004.
-
Дитхелм Г. Управление проектами. – СПб.: Издательский дом Бизнес-пресса, 2004.
-
Йордан Э. Управление сложными Интернет-проектами. – М.: ЛОРИ, 2003.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии.
Работа на семинарах предполагает решение ситуационных задач, обсуждение проектной практики.
Раздел 3. Методология управления монопроектом
-
Сравнительный анализ стандартов управления монопроектом: PMBoK, ISO 10006, PRINCE2, P2M.
Количество часов аудиторной работы 4
-
Анализ авторских методологий.
Количество часов аудиторной работы 6
-
Методология экстремального управления проектами Дуга Де Карло. Радикальное управление проектами. Industrial Project Management.
Количество часов аудиторной работы 4
-
(практический раздел) Формирование раздела методологии по управлению монопроектом.
Количество часов аудиторной работы 6
Литература по разделу:
-
Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003.
-
Основы Профессиональных Знаний и Национальные Требования к Компетентности (НТК) Специалистов по Управлению Проектами. – М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010
-
Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) Четвертое издание, 2008 Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA / США
-
ICB - IPMA Competence Baseline, Version 3.0, 2006
-
P2MGuidebook, 2012
-
PRINCE2 and Governance White Paper, 2011
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии.
Работа на семинарах предполагает решение ситуационных задач, обсуждение проектной практики.
Раздел 4. Методология определения компетенций менеджера проекта
-
Сравнительный анализ стандартов НТК, PMICB, PMCDF.
Количество часов аудиторной работы 6
-
Структура и содержание требований к компетенциям менеджера проекта. Примеры.
Количество часов аудиторной работы 6
-
Формирование раздела методологии по определению компетенций менеджера проекта.
Количество часов аудиторной работы 8
Литература по разделу:
-
Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003.
-
Бэгьюли Ф. Управление проектом. – М.: ФАИР-Пресс, 2002.
-
Воропаев В.И., Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.
-
Основы Профессиональных Знаний и Национальные Требования к Компетентности (НТК) Специалистов по Управлению Проектами. – М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010
-
Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) Четвертое издание, 2008 Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA / США
-
ICB - IPMA Competence Baseline, Version 3.0, 2006
-
P2MGuidebook, 2012
-
PRINCE2 and Governance White Paper, 2011
-
Project Management Competence Development Framework, 1998.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:
Работа на семинарах предполагает решение ситуационных задач, рассмотрение кейсов, проведение деловых игр, обсуждение проектной практики.
8.Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины применяются следующие учебные технологии: ролевые игры, работа в малых группах, решение ситуационных задач.
Методические рекомендации преподавателю
При проведении лекций рекомендуется, чтобы студенты предварительно изучали материал лекции. Лекционные занятия предпочтительнее строить как обсуждение ключевых вопросов темы лекции, а не как изложение полностью нового материала для студентов.
Целесообразно рассмотреть теоретические проблемы курса в лекциях, а затем вернуться к этому материалу, но уже в аспекте практического применения, уделяя внимание анализу конкретных ситуаций и кейсов на семинарских занятиях.
Семинарские занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы определенного раздела, а при сокращении количества часов семинарских занятий часть тем может быть вынесена на самостоятельное изучение с последующим текущим микро-контролем. Вместе с вопросами семинара приводится список основных понятий темы, что дает возможность дополнительно проводить текущие микро-контроли на каждом занятии.
Вопросы контрольной работы и домашнее задание составлены с учетом постепенного освоения студентами материала. Домашнее задание позволяет реализовать практическую направленность курса. Оно является самым сложным и позволяет студентам рассмотретьпроектные проблемыведения бизнеса.
Для подготовки к зачету студенты получают список вопросов для самоконтроля.
Методические указания студентам
При подготовке к семинарам студентам, прежде всего, следует изучить периодические публикации по теме.Вместе с тем успешное изучение дисциплины возможно только в том случае, если оно опирается на результаты научных исследований.
При подготовке к семинарам студентам не следует ограничиваться одним информационным или библиографическим источником, необходимо знакомиться со всеми позициями, сформулированными по данной проблематике. Один из вопросов семинара следует прорабатывать более тщательно, с использованием дополнительной литературы.
Рекомендуется также при подготовке к семинару использовать Интернет-ресурсы.
9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
-
Тематика заданий текущего контроля
Контрольная работа предназначена для оценки уровня знаний по разделу курса, связанному с историей управления проектами.
-
Великие проекты в России и в мире
-
Исторические уроки управления проектами
-
Мир управления проектами: международные ассоциации, сертификационная система, стандарты.
-
Тенденции развития управления проектами.
-
Эволюция методов управления проектами.
-
Эволюция научных исследований в управлении проектами.
Темы эссе
Эссе представляет собой изложение автором своей концепции методологии управления проектами, сформированной на основе детального анализа существующих в мире стандартов профессионального управления проектами. Эссе может быть посвящено как разработке общей универсальной методологии управления проектами, так и отдельным ее составляющим:
-
Методология управления проектами: уровень монопроекта
-
Методология управления проектами: структуры управления проектом
-
Методология управления проектами: компетенции менеджера проекта
-
Методология управления проектами: проекты и программы в организации
-
Методология управления проектами: области знаний управления проектами
-
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Раздел 1
-
Определите основные исторические эпохи становления управления проектами.
-
Определите основные международные ассоциации управления проектами
-
Определите эволюцию методов управления проектами
-
Дайте обзор развития научных исследований в управлении проектами.
-
Определите роль менеджера проекта в различные исторические эпохи.
Раздел 2
-
В чем различия между стандартами PMBoK, ISO 10006, PRINCE2.
-
Дайте классификацию стандартов управления проектами по разработчикам, времени разработки, структуре.
-
Какие стандарты, определяющие компетенцию менеджера проекта, Вы знаете? В чем разница между ними?
Раздел 3
-
Структура стандарта PMBoK.
-
Структура стандарта PRINCE2
-
Структура стандарта ISO 10006.
-
Структура стандарта P2M.
-
Суть концепции Дуга Де Карло.
Раздел 4
-
Структура стандарта PMICB
-
Структура стандарта PMCDF
10.Порядок формирования оценок по дисциплине:
В НИУ ВШЭ – Пермь принята следующая система весов:
20% результирующей оценки – оценка за работу на семинарских занятиях;
40% результирующей оценки – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия;
40% результирующей оценки – оценка за итоговый (или промежуточный контроль).
Таким образом, 60% результирующей оценки – это накопительная оценка и 40% – это оценка за итоговый (или промежуточный контроль).
Результирующая оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы накопительной оценки и оценки за экзамен (или зачет).
Накопительная оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля. К формам текущего контроля относятся: работа на семинарских занятиях, контрольные мероприятия (контрольные работы, эссе, коллоквиумы и пр.), которые определены учебным планом.
В рабочем учебным плане университета по направлению подготовки080200.68 Менеджмент, утвержденным в 2011г., закреплены следующие виды контроля знаний студентов: итоговый контроль в форме экзамена.
В модуле перед проведением итогового контроля рабочим учебным планом закреплены три контрольных мероприятия: контрольная работа, коллоквиум и эссе. Веса по контрольным мероприятиям: контрольная работа – 40%, коллоквиум – 40%, эссе – 20%.
11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
-
Базовый учебник
-
Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе МВА.: Пер. с англ. – М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2007 – 480 с.
-
Основная литература
-
Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. Пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ.ред. И.И. Мазура. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. – 574 с.
-
Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М.: ДМК Пресс, 2002.
-
Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997.
-
Бэгьюли Ф. Управление проектом. – М.: ФАИР-Пресс, 2002.
-
Воропаев В.И., Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.
-
Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003.
-
Дитхелм Г. Управление проектами в 2 т.: пер. снем. – СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2004.
-
Дитхелм Г. Управление проектами. – СПб.: Издательский дом Бизнес-пресса, 2004.
-
Йордан Э. Управление сложными Интернет-проектами. – М.: ЛОРИ, 2003.
-
Локк Д. Основы управления проектами. – М., HIPPO, 2004.
-
Основы Профессиональных Знаний и Национальные Требования к Компетентности (НТК) Специалистов по Управлению Проектами. – М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010
-
Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) Четвертое издание, 2008 ProjectManagementInstitute, FourCampusBoulevard, NewtownSquare, PA 19073-3299 USA / США
-
ICB - IPMA Competence Baseline, Version 3.0, 2006
-
P2MGuidebook, 2012
-
PRINCE2 and Governance White Paper, 2011
-
Project Management Competence Development Framework, 1998
-
Дополнительная литература
-
Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2004.
-
ПинтоДж.К. Управление проектами – СПб, Питер, 2004.
-
Руководство к Своду знаний по управлению проектами. Американский национальный стандарт. ANSI/PMI 99-001-2004.
-
Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003.
-
Хелдман К. Профессиональное управление проектами / К. Хелдман; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
Шафер Д., ФатреллР и др. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат. – М., Вильямс, 2003.
-
Шмальтц Д. Слепые и слон. Работа по управлению проектами. – М., HIPPO, 2005.
-
Manion Michael T., Cherion Joseph Impact of Strategic Type on Success Measures for Product Development Projects // The Journal Of Product Innovation Management 2009; 26, p. 71-85
-
Shenhar Aaron J., DvirDov, Levy Ofer and Maltz Alan C. Project Success: A Multidimensional Strategic Concept // Long Range Planning 34 (2001), p. 699-725
-
Lavagnon A. Ika Project Success as a Topic in Project Management Journals // Project Management Journal, December 2009, Vol. 40, No. 4, 6–19
-
Bryde David J. Methods for Managing Different Perspectives of Project Success // British Journal of Management, Vol. 16, p. 119–131 (2005)
-
Дистанционная поддержка дисциплины
Дистанционная поддержка дисциплины осуществляется через систему LMS.
По всем разделам дисциплины в материалах выкладываются презентации лекций, дополнительные материалы и материалы для самостоятельной работы.
Для подготовки к семинарским занятиям в материалах выкладываются планы семинарских занятий, домашние задания.
Для проверки знаний студентов в системе LMS проводится тренировочное тестирование.
12.Материально-техническое обеспечение дисциплины
На лекциях используется проектор. Для подготовки к семинарам, написанию эссе, студенты пользуются медиатекой.