Стандарты и управление проектами - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Стандарты и управление проектами - страница №1/1


Секция "Стандарты и управление проектами" __________________________________________________________________________________________________________

Опыт использования нормативных документов по

разработке строительных смет в проектах развития

информационной инфраструктуры
Клочков Максим Николаевич, Летучий Борис Александрович,

Шабад Всеволод Михайлович

СетьПроект”, Москва



letuchiy@netproject.ru
Описывается опыт разработки строительных смет в проектах развития информационной инфраструктуры. Перечисляются методы сметных расчетов, выявляется их польза для заказчиков, проектировщиков и создателей слаботочных систем; обсуждается применимость сметных расчетов по централизованным нормативным документам (по сути, стандартам) в условиях либерализации цен; указываются недостатки нормативной базы сметных расчетов. Называются факторы, способствующие успешной разработке строительных смет и их использованию как одного из средств управления бюджетом проекта и в качестве основы для переговоров о реализации слаботочных систем. Одним из таких факторов является разработка собственных шаблонов смет, входящих в стандарт предприятия.

Система управления проектами, используемая в компании "СетьПроект", основана на дисциплине MSF (Microsoft Solutions Framework), об опыте применения которой мы докладывали на Первой всероссийской практической конференции “Стандарты в проектах современных информационных систем”. Мы активно используем стандарты групп 34 (Автоматизированные системы) и 19 (Единая система программной документации), хорошо знакомые многим нашим заказчикам, а также стандарты Единой системы конструкторской документации, очень важные для некоторых наших клиентов.

Ориентация компании на проектирование и разработку компьютерных сетей, систем местной телефонной связи и узлов доступа к Интернету заставила нас использовать еще одну группу нормативных документов — по сути, стандартов, — регламентирующих состав и порядок разработки строительных смет. Стандарт ISO/IEC 15288 FCD и методы управления проектами позволяют считать разработку смет частью процессов управления инвестициями и бюджетом проекта. Излагаемые в докладе оценки основаны на успешном опыте выполнения проектов развития информационной инфраструктуры. Наработки компании (шаблон сметы, банк данных о проектах) являются частью стандарта нашего предприятия.
Применение смет. Нормативные документы на сметы и сметные расчеты

В соответствии с Законом, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности лицензируется. Эту деятельность лицензирует Госстрой России, причем разработка сметной документации включена в классификатор лицензируемых работ и услуг. К проектированию зданий и сооружений отнесены проектирование и устройство компьютерных сетей, сетей связи, монтаж и пуско-наладка учрежденческих телефонных станций — те работы, на которых специализируется наша компания. Эта деятельность естественно воспринимается как строительная и многими нашими заказчиками.

Гражданский Кодекс категорически требует, чтобы строительство и связанные с ним работы выполнялись по смете. Составления смет требует и целый ряд постановлений Правительства РФ, относящихся к подрядным работам для государственных нужд. В Москве городским инвесторам и городским заказчикам предписано руководствоваться определенной методикой расчета сметы.

Подготовка смет на строительство жестко регламентирована. Действовавший с октября 1984 года СНиП “Правила определения сметной стоимости строительства”, замененный 1 апреля 1995 “Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации” определяют основные цели, принципы и структуру системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве; заданная структура сметы наполняется расценками, содержащимися в сборниках единичных расценок и элементных сметных норм. Регионы имеют право вводить на своей территории дополнительные сметные нормативы, которые не должны дублировать федеральные. Например, территориальные нормативы, принимающие в качестве базисных цены на 1 января 1998 года, действуют с 1 июля 1999 года в Москве и обязательны для применения в проектировании, формировании договорных цен и расчетах при строительстве объектов городского заказа.

“Положение о составе затрат”, действовавшее с 1992 года, и заменившая ее вторая часть Налогового кодекса РФ позволяют включать в себестоимость продукции затраты на ремонт и реконструкцию основных средств только через амортизационные отчисления; дополнительные затраты должны производиться из прибыли. Это означает, что для оптимального планирования налоговых расходов заказчику важно сопоставлять стоимость ремонта и модернизации, в том числе модернизации информационной инфраструктуры, со стоимостью строительства объекта. Такую возможность дает правильно составленная смета. Неудивительно, что заказчики довольно часто требуют включить в комплект разрабатываемой нами проектной документации на сеть знакомую им по другим строительным проектам смету.
Методы сметных расчетов. Двойственность их регулирования

Действующие с середины 1999 года “Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации” определяют следующие пять способов расчета стоимости строительства: ресурсный, базисно-индексный, ресурсно-индексный, базисно-компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.

В ресурсном методе определения стоимости ресурсы, необходимые для реализации проектного решения, калькулируются в текущих (прогнозных) ценах и тарифах. Потребность в материалах, изделиях, конструкциях, механизмах, затраты на доставку к месту строительства, расход энергоносителей на технологические цели, трудоемкость работ берутся из проектной документации, а также нормативных справочников и других источников.

В базисно-индексном методе стоимость строительства рассчитывается на одну из дат, определяемых сборниками расценок, а затем приводится к стоимости на дату строительства применением повышающих коэффициентов (текущих и прогнозных индексов). Индексы учитывают рыночные изменения цен на материально-технические, трудовые и другие ресурсы и различаются в зависимости от элемента технологической структуры капитальных вложений и уровня укрупнения строительной продукции, отрасли и видов работ. Правила расчета индексов установлены Правительством, и реально индексы берутся из периодически обновляемых бюллетеней.



Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.

В базисно-компенсационном методе стоимость работ, ресурсов и других затрат, исчисленная в базисном уровне сметных цен, складывается с дополнительными затратами, вызванными изменением цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы.

Метод применения банка данных состоит в том, что при проектировании объекта используются стоимостные данные по реально построенным или запроектированным зданиям и сооружениям со схожими характеристиками.

Мы выбираем тот или иной метод расчета сметной стоимости строительства в зависимости от готовности заказчика работать с текущими (а не базовыми) ценами и удобства того или иного метода расчета в конкретном проекте. Как правило, заказчик, у которого стоимость строительства рассчитана в ценах 1984 года, предпочитает получить стоимость реконструкции информационных сетей в ценах 1984 года с отдельным пересчетом в текущие цены.

Действующие правила требуют отдельно (“локально”) рассчитать стоимость групп работ и оборудования с последующим сведением в объектные расчеты, относящиеся к отдельным частям объекта строительства, примерами которых могут служить кабельная система и локальная сеть одного здания.

Дополнительно рассчитываются затраты, относящиеся к строительству в целом (подготовка территории строительства, подготовка эксплуатационных кадров), а также транспортные, складские и другие расходы. В сводном расчете учитываются налоги; прилагаемая к сводному расчету пояснительная записка мотивирует используемые методики расчета сметы и определяет нормы сметной прибыли и накладных расходов.

В условиях свободных рыночных цен на оборудование и работы законодательная фиксация цен на строительство выглядит странно. В нормативных документах Госстроя РФ в сфере ценообразования сметные работники усматривают существенное нарушение прав граждан и действующего антимонопольного законодательства. Обязательность нормативов препятствует объективному рыночному регулированию цен.

Централизованное регулирование сметных расчетов на первый взгляд противоречит и интересам подрядчика, поскольку лишает его возможности получить с заказчика разумные средства на развитие производительных сил.



Польза сметных расчетов для подрядчика

Несмотря на кажущуюся направленность против подрядчика, сметный расчет может обернуться для него определенными выгодами.

Смета позволяет не упустить существенные источники затрат, уменьшая вероятность выхода за бюджет и расписание. Предотвращение рисков (а не борьба с наступившими последствиями) является существенной деталью используемой нами дисциплины управления проектами MSF.

Смета позволяет отсечь непрофессиональных конкурентов, неспособных показать структуру цен и обосновать итоговую цену.

Твердость сметы дисциплинирует персонал, стимулирует качественную работу без переделок.

Смета стимулирует снижение накладных расходов по сравнению с нормативными, увеличивая прибыль.

Детальность сметы позволяет оценивать последствия незапланированных ситуаций.

Заказчику смета выгодна не только уменьшением налогов и сокращением расходов. Полезными для него оказываются и следующие факторы.

Возможность оценить полноту учета затрат еще до начала работ внушает уверенность в успешном выполнении проекта.

Возникает возможность заблаговременно планировать расходы.

Смета позволяет обоснованно выбирать подрядчиков, сравнивая работы, включенные в смету, и при необходимости объявляя осмысленные торги.

Снижается риск потери интереса к проекту, когда подрядчик, необоснованно “дожатый” заказчиком, работает почти без прибыли.

Повышается обоснованность решения руководителей о целесообразности запуска проекта.

Возникает возможность оценивать связь постепенной (в соответствии с итерационной моделью процесса MSF, побуждающей к созданию решения в несколько версий) реализации слаботочной системы и ее стоимости и осознанно выбирать между быстрой окупаемостью поэтапной реализации и несколько меньшей стоимостью целостной реализации.

Появляется возможность экспертизы проекта.

Сметные расчеты как основа переговоров

Сметный расчет не может уничтожить конфликт интересов подрядчика и заказчика, однако он может существенно облегчить переговоры.

Наличие сметы облегчает подрядчику борьбу за право оставить себе сэкономленные средства; прозрачность цен снижает подозрительность заказчика.

Прозрачность сметной структуры цен и ее наполнения позволяет перевести конфликт позиций в конфликт интересов, добиваясь “справедливой” цены, при которой обе стороны заинтересованы в успехе проекта.

Прозрачность структуры работ позволяет добиваться баланса рисков и выгод, например объединяя этапы или интенсифицируя работы с риском снижения качества (заказчик не всегда стремится интенсифицировать работы подрядчика, понимая, что для этого придется интенсифицировать и работу своего принимающего персонала).

Наши методы

Нашему успеху в использовании нормативных документов по разработке смет мы обязаны следующим факторам.

Тщательный анализ методики расчетов и справочников цен, позволивший нам найти наиболее близкие аналоги реальных работ.

Мы разработали четкий шаблон сметы с понятной структурой, что сделало наши сметы понятными заказчикам.

Накапливая собственные данные о проектах и, насколько возможно, типизируя работы, мы создаем фирменные справочники типичных объемов и цен работ.

Недостатки нормативной базы сметных расчетов

Использованию в нашей практике сметных расчетов мешают недостатки существующей нормативной базы.

Нормативные справочники отстают от обновления оборудования и состава работ, а правила сметных расчетов не содержат четких послаблений для таких случаев.

Не обеспечено своевременное появление территориальных сметных норм, из-за чего приходится применять либо устаревшие, либо, вообще говоря, неадекватные коэффициенты.

Сметные правила содержат допущения о наличии персонала, наиболее подходящего для каждой работы, что верно только для больших организаций, но неверно для малых, где простая работа может быть поручена дорогому работнику без удорожания проекта в силу низких (как у нас и наших конкурентов) накладных расходов.

Не всегда учтена возможность выполнять работу по-разному, балансируя между стоимостью и качеством.



- -