Методические рекомендации по дисциплине математические методы в историческом исследовании - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ 1 130.03kb.
Методические указания по их проведению, вопросы к экзамену, перечень... 1 301.52kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Математические методы... 1 133.91kb.
Методические рекомендации по написанию дипломных работ для студентов... 3 490.83kb.
Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей 23 Методические... 1 333.86kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «экономико-математические методы... 1 28.34kb.
Келдыш нонна Александровна Доцент кафедры «Математика-1», доцент. 1 24.34kb.
Рабочая программа по дисциплине «Математические методы в социологии»... 1 332.25kb.
Математические методы защиты информации 1 42.89kb.
Методические рекомендации по их выполнению по дисциплине «Юридическая... 1 154.59kb.
Методические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации... 5 3060.6kb.
Курс «история культуры» 1 13.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по дисциплине математические методы в историческом исследовании - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт Гуманитарных наук и искусств

Кафедра документационного и информационного обеспечения управления


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

С.Т. Князев

«___» _____________2012 г.



Методические рекомендации
по дисциплине
математические методы в историческом исследовании
Рекомендована Методическим Советом Института гуманитарных наук и искусств

для направлений подготовки и специальностей:




Код ООП


Направление


Профиль


Код дисциплины по учебному плану

030600

История




2.4

МОДУЛЬ [Б2. Математический и информационно-технологический цикл]


Екатеринбург 2012

Рабочая программа составлена авторами:

п/п

ФИО

Ученая степень, ученое звание

Должность

Кафедра

Подпись

1

Мазур Людмила Николаевна

д.и.н.

Зав.кафедрой

Кафедра документационного и информационного обеспечения управления



Методические рекомендации одобрены на заседании кафедр:






Наименование кафедры

Дата

ФИО заведующего кафедрой

Подпись

1

Истории России




Д.А. Редин






2

Новой и новейшей истории




Н.Н. Баранов




3

Древнего мира и средних веков




В.П. Степаненко




4

Археологии, этнологии и вспомогательных исторических дисциплин




А.В. Головнев




Согласовано:


Начальник отдела проектирования

образовательных программ Ю.В. Коновалова


Начальник отдела ресурсного обеспечения

образовательных программ ЦОТ Н.Н. Торопова

Председатель методического совета ИГНИ И.В. Шалина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Методы исторического исследования» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами проведения исторического исследования, приемами и методами сбора, систематизации, анализа исторической информации. Его основная цель – дать представление студентам о методическом научном аппарате исследования, научить применять его в научно-исследовательской деятельности. Методические рекомендации являются составной частью УМК по дисциплине и подготовлены для использования на практических занятиях, а также для организации и проведения самостоятельной работы студентов.

Методические рекомендации включают планы практических занятий, информационные материалы и задания к ним. Набор заданий для самостоятельной работы по каждой теме. Пример теста по предмету.


Для подготовки к практическим занятиям и контрольной работе рекомендуется использование следующей учебной литературы:
Основная литература
1. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003

2. Мазур Л. Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010. 35 экз.

3. Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования: учеб. пособие. Томск, 2006.
Дополнительная литература
Барг М. А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984

Бородкин Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. – М.,1986

Гарскова И. М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. – М., 1994

Дружинин Н. К. Выборочный метод и его применение в социально-экономических исследованиях. – М., 1986

Елисеева Н.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М., 1995.

Историческая информатика. – М.,1996

Количественные методы в исторических исследованиях. Учеб. пособ. – М., 1984

Мазур Л.Н. Исторические модели: виды, возможности и ограничения / Л. Н. Мазур// Российская история. 2011. № 2. - С .142 – 148.

Мазур Л.Н. Историко-сравнительный метод в исторических исследованиях: возможности и ограничения // Ученые записки Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Общественные науки / Отв. ред. О. В. Рыжкова. Нижний Тагил, 2009. С. 5-11.

Мазур Л.Н. Методические проблемы исторической периодизации: от систематизации к моделированию прошлого // Запад, Восток и Россия: историк и время: Вопросы всеобщей истории. Вып. 11 / под. ред. В.Н. Земцова. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2009. С. 137–150.

Миронов Б. Н. История в цифрах. – М., 1993

Миронов Б. Н., Степанов З. В. Историк и математика (Математические методы в историческом исследовании). – Л., 1981

Миронов Б. Н. Историк и социология. – Л., 1984

Общая теория статистики (Под ред. А.А.Спирина и О.Э. Башиной). Финансы и статистика. – М., 1994.

Славко Т. И. Математические методы в исторических исследованиях. – Екатеринбург, 1995

Смоленский Н. И. Теория и методология истории.: учеб. пособ. – М., 2007

Теория статистики (Под ред. Р.А.Шмойловой ), М., Финансы и статистика, 1996

Томпсон П. Устная история: Голос прошлого. – М., 2003



МАТЕРИАЛЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Историческое исследование: основные этапы
Историческое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур, направленных на получение нового знания, необходимого достижения поставленных целей. Оно состоит из следующих элементов: 1) научной проблемы; 2) гипотез; 3) объекта и предмета исследования; 4) исходных познавательных задач (описательных, теоретических, методических); 5) методов исследовании; 6) результатов и выводов.

Этапы исторического исследования

Первый этаписториографический – связан с методологической разработкой основных элементов исследования. Используемые методы: библиографические поиска литературы; методы анализа литературы (традиционные, формализованные, в том числе наукометрии). Научный результат первого этапа: составление библиографического списка, аналитический обзор литературы, разработка стратегического плана исследования, который предполагает формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, задач исследования, а также обоснование методологии и методики.

Второй этаписточниковедческий – включает определение круга основных и второстепенных источников и формирование информационной базы исследования. Для этого используются методы поиска, выборки исторических источников, методы сбора исторической информации, а также регистрации и оценки исторических данных. Среди специальных методов на этом этапе могут быть использованы: контент-анализ, дискурсивный метод, семиотический анализ и проч. Научный результат: составление списка источников, систематизация и анализ источников (обзор источниковой базы исследования), формирование массива первичных данных, фактов, свидетельств.

Третий этапсистематизация и обобщение исторической информации. Основная задача данного этапа – формирование моделей данных, обеспечивающих возможность научного анализа. Выделяются следующие модели (с учетом характера систематизируемой информации): текстовая (метод описания); числовая (статистические методы: система статистических показателей; группировка; динамические, вариационные ряды; табличный метод; графический метод); схема (метод схематизации); карта (метод картографирования), компьютерная модель (база данных, гипертекст, электронная таблица).

Четвертый этапаналитический - предполагает раскрытие проблемы с использованием методов традиционных и количественных методов анализа и оформление текста научного труда.

Выделение в рамках исторического исследования этапов, связанных с решением определенных информационных задач, важно для более глубокого понимания методических проблем, стоящих перед историком.



Вопросы к практическому занятию

  1. Что такое «исследование»?

  2. Какие виды исторических исследований выделяются в научной литературе?

  3. Охарактеризуйте какой-либо выбранный Вами исторический труд с использованием терминов классификаций исторических исследований.

  4. Какие этапы исторического исследования можно выделить?

  5. Укажите основные задачи историографического этапа.

  6. Какие проблемы необходимо решить на источниковедческом этапе?

  7. Укажите задачи этапа систематизации и структурирования информации.

  8. Какие особенности свойственны аналитическому этапу?

  9. Дайте определение основным элементам исторического исследования.

  10. Представьте в виде схемы иерархию элементов научного исследования.

  11. Какое место в структуре исследования занимает методология и методика? С какими элементами научной работы они связаны?



Тема 2. Методы сбора исторической информации: контент-анализ

Методы сбора информации – направлены на определение источников информации и извлечение ее из текстов.

Методы сбора информации применительно к историческому исследованию подразделяются на:


  1. Методы библиографического поиска

  2. Методы поиска исторических источников

  3. Методы анализа текстов документов (традиционные, формализованные).

Контент-анализ

В основе контент-анализа лежит идея расчленения текста на элементарные информационные единицы, которые можно перевести в количественные характеристики.

Проведение контент-анализа включает следующие этапы:

1 – определение объекта анализа, т.е. документа или массива однородных документов;

2 – выделение в информационном массиве смысловых (информационных) единиц, определение их значений и связей.

3 – подсчет частоты употребления смысловых единиц или объема (пространства), которые они занимают в тексте;

4 – интерпретация полученных результатов.

В качестве объектов исследования обычно выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Они относятся к слабоструктурированным комплексам текстовых материалов, комплексное изучение которых, в том числе выявление скрытой информации, связано с формализацией.

После того, как сформулированы объект, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Категории анализа с опорой на эмпирический материал текстов конструируются исследователем. Система категорий играет роль вопросов в исследовательской анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В качестве категорий могут быть выделены: образ, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания. Информационной единицей (единицей анализа) может выступать слово (понятие, имя, географическое название, дата и т.д.), словосочетание, тема, событие или факт, либо структурный элемент документа.

Необходимо уточнить единицу счета, т.к. она может совпадать, либо не совпадать с единицами анализа. В первом случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной информационной единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам определяет единицы счета, которыми могут быть: а) объем текстов (количество символов); б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях; е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Проведение контент-анализа связано с созданием необходимых исследовательских инструментов – рабочих документов, в которых дается системное описание всех элементов контент-анализа и результатов его проведения. К ним относятся: классификатор контент-анализа; бланк контент-анализа; регистрационная карточка или кодировальная матрица; инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета; каталог (список) проанализированных документов. Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории и единицы анализа. Ее основное назначение – отразить, в каких единицах выражается каждая категория. Классификатор может иметь вид исследовательской анкеты (по типу унифицированной), где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов (варианты значений признака). Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов.



Бланк контент-анализа содержит: сведения о каждом анализируемом документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); а также итоги его анализа (количество случаев употребления определенных единиц анализа и следующие из этого выводы относительно категорий анализа). Регистрационная карточка разрабатывается в дополнение к бланку контент-анализа и представляет собой кодировальную матрицу для каждой единицы анализа, в которой отмечается количество единиц счета. Бланк каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Виды контент-анализа. С учетом изучаемых информационных единиц выделяются следующие разновидности контент-анализа: 1) символьный; 2) тематический; 3) структурный; 4) анализ модальности текстов.

Символьный контент-анализ - в качестве объекта исследования может выступать отдельный документ или массив документов, в качестве информационной единицы, а также единицы счета - определенные слова или словосочетания (имена, географические названия, отдельные слова и проч.).

Тематический контент-анализ используется для изучения массива документов, в качестве единицы счета выступает определенный текст (статья, письмо, жалоба, воспоминание и т.д.), а в качестве категории анализа – тема. В рамках такого исследования необходимо решить ряд вопросов: выделить массив анализируемых текстов; классифицировать их по темам (в этом случае необходимо формализовать встречающиеся варианты тематики и разработать рубрикатор тем); учесть объем внимания к темам, т.е. размеры текстов.

Модальный контент-анализ изучает информационные элементы, представленные в тексте неявно (подтексты). При оценке модальности учитывается отношение авторов документа к событию или процессу (положительное или отрицательное, восторженное или нейтральное), форма подачи информации, выразительность средств, аргументация, способы воздействия на читателя и т.д. Все эти элементы могут выступать в качестве единиц счета и анализа. Особенно много такой анализ дает для понимания психологии авторов и тех, кому адресован документ.

Структурный анализ текстов. В качестве объекта исследования выделяется какой-то конкретный документ, а в качестве единиц анализа и счета отдельные структурные элементы текста: тематические вопросы и объем внимания, иллюстрации, фотографии, тезисы и их доказательства и т.д. В целом структурный анализ ориентирован на выявление соотношения тем внутри текста и их особенности их подачи. Структурный анализ требует выделения главных и второстепенных структурных элементов, уточнение того, какие второстепенные элементы поддерживают главные и насколько они согласованы. Тем самым оценивается эффективность текста с точки зрения заявленной в нем цели и воспринимающей аудитории.

Итак, суть контент-анализа состоит в том, что исходя из исследовательской задачи и учета возможностей используемых источников, исследователь выделяет определенную систему категорий анализа (понятий, тем, модальных свойств), характеризующих смысл текстов. Затем проводится счет объектов или их элементов. В итоге описательная информация формализуется и преобразуется в количественную форму.


Вопросы для обсуждения:

  1. Какие библиотечные системы и библиографические издания необходимо использовать для поиска научной литературы и источников?

  2. Какие информационно-поисковые системы применяются для поиска архивных документов?

  3. Какие виды вторичных информационных документов Вы знаете?

  4. Охарактеризуйте основные этапы контент-анализа и решаемые задачи.

Задание для самостоятельной работы:

Провести контент-аналитическое исследование на основе:



  1. Списка научной литературы по теме своего исследования;

  2. Годовой подписки научного журнала (по выбору)

  3. Провести выборку и контент-анализ материалов прессы (современной или исторической) по выбору

  4. Провести структурный контент-анализ исторического документа (по выбору).



Тема 3. Методы систематизации информации: группировка. Правила оформления таблиц.
Систематизация – это процесс упорядочения исторической информации в определенной форме, обеспечивающий возможность ее дальнейшего использования и анализа. Форма упорядочения зависит от средств кодирования информации. Это может быть текст, числа, изображения или, например, база данных. С учетом наиболее часто используемых способов кодирования и приемов систематизации информации можно выделить следующие модели исторических данных: текстовая, числовая, схема, карта, компьютерная (электронная) модель.

Если объектом исторического исследования выступает явление или событие массового характера, анализируемое в контексте статистических закономерностей, то перед историком встает задача не только собрать как можно более полную статистическую информацию о его функционировании, но и упорядочить ее с целью дальнейшей математической обработки и анализа.

Основными способами систематизации числовых данных являются следующие:

1) система показателей, описывающих исторический объект или процесс;

2) вариационные ряды;

3) динамические ряды;

4) сводка и группировка данных

Система статистических показателей. Представляет собой наиболее часто используемый способ упорядочения числовой информации об изучаемом объекте.

Статистический показатель – это количественная оценка, мера, характеризующая свойства изучаемого исторического явления с количественной и качественной стороны1. Статистические показатели, являясь отражением исторических явлений, взаимосвязаны, поэтому они рассматриваются не отдельно друг от друга, а в определенной системе. Система статистических показателей определяется задачами исследования и характером изучаемого объекта. Желательно, чтобы она включала не только объемные, но и аналитические показатели.

Вариационный ряд – это систематизированные (ранжированные, сгруппированные) значения признака, характеризующие конкретные исторические объекты (единицы наблюдения). Вариационный ряд используется, прежде всего, для оценки вариативности изучаемого признака. Вариативность – это колебание значений признака внутри изучаемой совокупности. В статистике выделяют три вида вариационного ряда:

1) ранжированный вариационный ряд – это перечень значений признака для отдельных единиц совокупности в порядке их возрастания или убывания;

2) дискретный вариационный ряд представляет собой перечень вариантов значений признака, для каждого из которых определена его частота, т.е. указано, сколько единиц наблюдения (в абсолютных или относительных величинах) имеют данное значение.

3) интервальный вариационный ряд представляет собой разновидность группировки первичных данных, где значения признака выражены в виде интервала и для каждого интервала определена частота.



Динамический ряд – это совокупность статистических показателей, отражающих изменение изучаемого явления во времени. Изучение динамики является одним из необходимых условий познания закономерности исторических процессов. Динамизм социально-экономических явлений есть результат воздействия разнообразных причин.

Схема - это …

  1. изображение, описание, изложение чего-либо в общих главных чертах;

  2. чертеж, воспроизводящий с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, сооружения и т.д.

  3. в конструкторской документации: схема – это документ, в котором условными графическими обозначениями показаны составные части чего-либо и соединения или связи между ними.

Карта – пространственная модель, это образ и средство познания окружающего мира.

СВОДКА И ГРУППИРОВКА ДАННЫХ
К числу наиболее распространенных методов систематизации количественных данных относятся методы сводки и группировки данных. Статистическая сводка необходима для того, чтобы охарактеризовать изучаемое явление в целом, систематизировать единичные факты и показатели. Статистические сводки различаются по ряду признаков: по сложности построения, месту проведения и способу разработки материалов статистического наблюдения.

Группировка - это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части. Признаки, по которым производится распределение совокупности на группы, называются группировочными признаками или основанием группировки. Все многообразие признаков, на основании которых могут производиться группировки, можно классифицировать следующим образом:

1) По форме выражения группировочные признаки могут быть качественными (атрибутивными), т.е. не имеющими количественного значения (профессия, образование, национальность и т.д.) и количественными, т.е. принимающими различные числовые значения;

2) Признаки могут быть альтернативными (два значения) и неальтернативными, имеющими множество значений;

3) По той роли, которую играют признаки их подразделяют на факторные - воздействующие на другие признаки и результативные - испытывающие на себе влияние других.

Следующим важным шагом после определения группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о количестве групп и величине интервала. Одним из основных требований является выбор такого числа групп с такой величиной интервала, которые позволяют равномерно распределить единицы совокупности по группам и достичь при этом их представительности, качественной однородности внутри группы. Для этого необходимо измерить признаки и построить шкалу градаций значений признака (перечень вариантов значений). Шкала градаций в зависимости от измеряемого признака может быть Номинальной; порядковой; интервальной. Шкала градаций определяет, сколько группы и какие группы будут в группировке, т.е. ее логическую структуру.

Группировки подчинены решению конкретных задач. Мы можем выделить несколько видов группировок, в зависимости от решаемых ими задач:



ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ представляют процесс расчленения разнородных совокупностей на качественно однородные группы, на определенные социально-экономические типы. В этом случае путем предварительного логического анализа необходимо определить тот основной признак или несколько признаков, которые будут положены в основу типологии. Выбранный признак должен максимально отражать сущность изучаемого явления.

СТРУКТУРНЫЕ ГРУППИРОВКИ позволяют исследовать качественно однородную совокупность и представить ее в виде количественных групп, т.е. делят ее на части и подвергают детальному изучению каждую из них. Главная задача структурной группировки - изучение и анализ структуры объекта по какому-то показателю. Группировка может решать задачи и другого рода - например, они позволяют констатировать наличие или отсутствие связи между признаками. Такие группировки, которые позволяют изучить связь между признаками называют АНАЛИТИЧЕСКИМИ ИЛИ ФАКТОРНЫМИ. В этом случае совокупность разбивается по двум и более признакам. Построение аналитических группировок безусловно предполагает предварительное выяснение принципиальной возможности существования связи между изучаемыми признаками, и лишь потом на основе формальных методов выясняется сила такого взаимодействия.

Для того, чтобы сгруппированные данные было легче воспринимать и исследовать нужно выбрать наиболее удобную форму их представления. Если группировочный признак небольшой и количественных показателей немного, они могут быть описаны в тексте исследования. Но чаще возникает ситуация, когда группировочных показателей достаточно много. В этом случае их можно оформить в виде таблицы или графика. В течение занятия мы постоянно использовали табличную форму представления группировок - такое представление очень компактно и наглядно, облегчает анализ информации. Правильно составленная таблица обладает большим информационным потенциалом и ценностью. Остановимся на правилах составления таблиц и требованиях, предъявляемых к ним.

1) По возможности таблица должна быть небольшой по размеру и легко обозримой, не следует строить таблицы с большим количеством граф. Иногда целесообразно объединить несколько граф в одну под названием "прочие" или "другие", "более... ". Существует рекомендация, что эта группа не должна охватывать более 10% единиц наблюдения.

2) Таблица обязательно должна иметь заголовок, в котором должно быть кратко выражено ее основное содержание. В заголовке обычно указывается время, территория, к которым относятся данные, единицы измерения, если они едины для всей совокупности. А также таблица должна быть пронумерована (в рамках главы).

3) Наименования граф и строк должны быть сформулированы точно, кратко, ясно. Слова в таблице пишутся полностью, без сокращений. При отсутствии общей единицы измерения в каждой графе проставляется своя единица измерения.

4) Для удобства анализа в таблицах с большим количеством строк и граф их необходимо нумеровать.

5) В названии таблицы обычно имеется сноска( в виде звездочки), которая расположена сразу после завершающей нижней черты таблицы. В ней дается указание на источник информации. Сноска оформляется в соответствии с общими библиографическими правилами.

6) Если возникает необходимости в сноске к части таблицы, то она нумеруется и расшифровка ее располагается над нижней чертой таблицы. Такие сноски обычно нужны для того, чтобы указать на обстоятельства, которые нужно иметь ввиду при чтении таблицы.

7) При заполнении таблицы используются условные обозначения:

- при отсутствии явления ставится "-";

- если нет информации о явлении ставится многоточие или пишется "нет сведений";

- если изучаемой явление не имеет осмысленного содержания, то ставится "x". Например, в группировке по возрасту и числу браков в возрасте от 5 до 7 лет ставится этот знак;

- при наличии информации по изучаемому объекту или явлению, числовое значение которого составляет величину меньше принятой в таблице точности, принято записывать "0";

- если есть сомнение в данных, приведенных в таблице, то рядом с показателем ставится "!";

- если данные приближенные, то они заключаются в скобочки.

Все эти условные обозначения необходимы для того, чтобы в таблице не было пустых мест.

8) При заполнении таблицы нужно соблюдать одинаковую степень точности, т.е. все показатели должны быть либо целыми, либо десятичными с одинаковым числом цифр после запятой. Наиболее распространенная степень точности - одна цифра после запятой;

9) Рекомендуется в таблице использовать итоговые показатели, такие как "ИТОГО" - отмечает итог к части таблицы; "ВСЕГО" - итог ко всей таблице;

10) Если Вы используете в своей исследовательской работе таблицу, то она должна быть обязательно проанализирована в тексте. Причем анализ должен начинаться с общего итога, который характеризует совокупность в целом, а затем уже Вы переходите к изучению данных строк и граф, т.е. оценке частей изучаемого объекта.

ВПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:



  1. Что такое систематизация?

  2. Какие приемы относятся к методам систематизации исторических данных?

  3. Какие модели исторических данных используются в исторических исследованиях?

  4. В каких случаях создаются числовые модели данных?

  5. Охарактеризуйте основные виды числовых моделей.

  6. Что такое схема?

  7. Для решения каких задач используются схемы в историческом исследовании?

  8. Какие задачи в историческом исследовании решает картографирование?

  9. Приведите примеры типологических, структурных, аналитических группировок, используя результаты собственных исследований или научную литературу.

  10. Охарактеризуйте основные этапы группировки.

  11. На основе изучения научной литературы по истории проанализируйте, какие нарушения в оформлении встречаются наиболее часто.

  12. Дайте определение понятия «статистический график».

  13. Какие виды графиков вы знаете?


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. В научной литературе подберите примеры типологической, структурной и аналитической группировки. Перепишите их в тетрадь для самостоятельных работ. Если пример представлен в виде таблицы, то оформите ее с соблюдением всех правил.
Задание 2 .

Сгруппируйте приведенные ниже данные о работниках предприятия. Проведите типологическую, структурные и аналитические группировки.




№№

Пол

Возраст

Стаж работы

Должность

Образование

Семейное положение

Заработная плата

1

муж

33

10

мастер

ср.-спец.

женат

320

2

муж

45

27

слесарь

среднее

женат

315

3

жен.

24

4,5

монтажни-ца

среднее

незамужем

276

4

муж.

26

3

инженер

высшее

женат

170

5

муж.

29

6,5

монтажник

среднее

неженат

220

6

жен.

34

15

оператор

сред.-спец

замужем

190

7

жен.

20

2

контролер

сред.-спец.

незамужем

150

8

жен.

45

23

мастер

среднее

замужем

310

9

муж.

37

13

нач. участка

сред.-спец

женат

350

10

муж.

33

11

инженер

высшее

женат

220

11

муж.

18

0,5

слесарь

среднее

неженат

145

12

жен.

25

7

секретарь

среднее

незамужем

150

13

жен.

50

25

бухгалтер

сред.-спец.

замужем

230

14

муж.

31

11,5

фрезеров-щик

среднее

женат

312

15

муж.

48

27

бригадир

среднее

женат

360

16

муж.

40

17

слесарь

неполн. среднее

неженат

270

17

жен.

28

9

контролер

среднее

незамужем

180

18

муж.

34

14.5

наладчик

среднее

женат

285

19

жен.

41

23.5

повар

сред.-спец

замужем

225

20

жен.

38

20,5

кассир

среднее

замужем

165

21

муж.

18

0,2

ученик монтажни-ка

неполн. среднее

неженат

70

22

муж.

22

3

токарь

среднее

неженат

220

23

муж.

32

14,6

техник

сред.-спец.

женат

210

24

жен.

44

21

экономист

высшее

замужем

250

25

муж.

35

10

нач.цеха

высшее

женат

450

26

муж.

18

0,2

уч. слесаря

неполн. среднее

неженат

85

27

жен.

19

1,5

оператор

среднее

замужем

210

28

муж.

36

18

фрезеров-щик

непол. среднее

неженат

345

29

муж.

32

9

инженер

высшее

женат

235

30

муж.

46

23

гл.инженер

высшее

женат

465


Темы 4. Традиционные методы исторического анализа

Осуществляя систематизацию и упорядочение первичной информации, мы уже реализуем определенные аналитические процедуры, так как определяем оптимальный вариант модели исторических данных, соответствующий задачам исследования. Методы анализа базируются на формальных логических процедурах, направленных на сравнение, обобщение, соотнесение общего и частного и т.д. Анализ может осуществляться: 1) с использованием умозрительных конструкций (суждений и умозаключений), ориентированных на понимание изучаемого явления – такие методы часто называют традиционными; 2) с применением математического инструментария.



Аналитические задачи исторического исследования обычно подразделяются на следующие виды:

  1. анализ содержания исторического явления (структуры и функций);

  2. изучение направленности и характера изменений изучаемого явления во времени (динамический анализ);

  3. выделение классов и типов исторических объектов (классификация и типология);

  4. характеристика общего и специфического в историческом явлении или процессе (сравнение);

  5. генезис исторических явлений и объектов (причинно-следственный анализ);

  6. характеристика места и роли изучаемого явления в исторической реальности (факторный анализ).

с учетом аналитических задач, решаемых в исследовании, представляется возможным дополнить и уточнить состав основных или традиционных методов исторического исследования. К ним можно отнести:

  • классификационный анализ;

  • историко-системный (структурно-функциональный) анализ;

  • историко-типологический анализ;

  • историко-динамический анализ;

  • историко-сравнительный (компаративный) анализ;

  • историко-генетический анализ.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. На основе изучения методической литературы составьте описание методов в форме таблицы. Приведите примеры из исторической литературы для каждого метода.

Метод

Решаемые задачи

Методологический принцип

Содержание, процедуры этапы,

Ограничения, недостатки

Историко-системный метод














Историко-типологический














Историко-динамический














Историко-сравнительный














Историко-генетический














Метод периодизации
















  1. Составьте системное описание методов, используемых в Вашей исследовательской работе по следующей схеме и приведите обоснование:

  1. Базовый метод исследования

  2. Вспомогательные методы



Тема 5. Количественные методы в историческом исследовании
Статистические показатели

Статистические показатели выполняют ряд функций (познавательную, управленческую,



прогностическую)

Познавательная функция статистических показателей заключается в том, что они характеризуют состояние и развитие изучаемых явлений, направление и интенсивность процессов, происходящих в обществе.

Суть управленческой функции состоит в том, что показатель является важнейшим элементом процесса управления на всех его уровнях. В связи с переходом на рыночные отношения эта роль статистических показателей возрастает.

Динамический анализ исторических процессов


ПОСТРОЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО РЯДА

Динамический ряд – это значения показателя, отражающие изменение изучаемого процесса или явления во времени. Состоит из двух элементов: показатель времени (моментный, интервальный); уровень ряда динамики

Моментный ряд характеризует состояние изучаемого явления на определенные моменты (даты) времени.

Интервальный ряд характеризует итог развития изучаемого явления за определенные промежутки времени.






СИСТЕМА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИКИ

Абсолютный прирост (цепной, базисный) – характеризует, на сколько изменился изучаемый показатель.

Темп роста (цепной, базисный) – отношение изучаемого уровня ряда к сравниваемому (более раннему по времени).

Темп прироста (цепной, базисный) – характеризует, на сколько процентов изменился изучаемый показатель.

Средний уровень ряда – значение уровня ряда, свойственное всему изучаемому периоду

Средний абсолютный прирост – характеризует, на сколько в среднем меняется изучаемый показатель.

Средний темп роста (средняя геометрическая) – отражает общую тенденцию изменений изучаемого показателя.







ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ТРЕНДА

Тренд – общая тенденция изменения рядов динамики, складывающаяся под влиянием постоянно действующих факторов.

Методы выявления тренда – визуальный анализ, графический анализ, метод укрупнения интервалов, метод скользящей средней

Методы описания тренда – аналитический, графический

Типы тренда – линейный, параболический, логистический.


следующая страница >>