Программа дисциплины Психодиагностика для направления 080500. 62 «Менеджмент» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Психология влияния для направления 080500. 1 201.53kb.
Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200. 1 239.46kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс по математике» 1 114.61kb.
Программа дисциплины «Теория и методы принятия решений о развитии... 1 225.39kb.
Программа дисциплины Управление качеством для слушателей подготовительного... 1 32.71kb.
Программа дисциплины "Электронный бизнес" 1 155.55kb.
Программа дисциплины Распределенные информационные системы для направления... 1 219.99kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 236.25kb.
Программа дисциплины Информационные технологии управления знаниями... 1 212.85kb.
Программа государственной аттестации выпускников по направлению 080500. 2 840.58kb.
Программа дисциплины «Разработка и проведение тренингов» 1 243.7kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 06. 1 «Профессиональная... 1 27.98kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины Психодиагностика для направления 080500. 62 «Менеджмент» - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет менеджмента


Программа дисциплины
Психодиагностика

для направления 080500.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра
Автор: Пешехонова Е.А.

Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой Мкртычян Г.А._______________________
Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012г.

Председатель Кузнецова Ю.В.


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г.

Председатель Петрухин Н.С. ________________________

Нижний Новгород, 2012

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психодиагностика».

Программа разработана в соответствии с:


  • ГОС ВПО по направлению «Менеджмент»;

  • Образовательной программой направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.



  1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Психодиагностика» является формирование теоретических представлений и основных практических навыков, необходимых для психологической оценки персонала.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать историю развития психодиагностики, классификацию и основные характеристики методов психодиагностики, области практического использования методов психодиагностики, требования к психодиагностическим методикам,  основные этапы конструирования методик, правила проведения обследований и способы их обработки, этические принципы в работе психодиагноста.

  • Уметь подбирать, адекватно цели психодиагностического обследования, и применять психодиагностические методики в практической деятельности для решения вопросов, связанных с оценкой персонала.

  • Иметь навыки интерпретации результатов психодиагностического обследования по базовым методикам оценки интеллекта, свойств личности и разработке рекомендаций по итогам психодиагностического обследования.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



- Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями;

- Владение культурой мышления, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- Владение навыками обучения в различных формах, включая самообразование, стремление к

личностному и профессиональному саморазвитию в условиях пожизненного обучения и

экономики знаний, умение критически оценивать личные достоинства и недостатки;

- Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.;

- Способность предложить организационно - управленческие решения и оценить условия и

последствия принимаемых решений;

- Владение современными технологиями управления персоналом;

- Способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности.

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Общая психология

  • Управление человеческими ресурсами

  • Организационная психология

  • Теория вероятности и математическая статистика

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • Знать особенности организации и проведения научных исследований

  • Знать основные типы личности, темперамента, характера, мотивации человека

  • Знать основы математической статистики

    Основные положения данной дисциплины могут быть использованы при прохождении преддипломной практики и написании выпускной квалификационной работы.




  1. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение в психодиагностику

5

3

0

0

2

2

Классификация психодиагностических методов

20

2

0

8

10

3

Алгоритм разработки стандартизированной методики

4

2

0

0

2

4

Этические принципы в работе психодиагноста

4

2

0

0

2

5

Диагностика интеллектуально-познавательной сферы личности

25

3

0

6

16

6

Личностные опросники

17

3

0

6

8

7

Проективные методы в психодиагностике личности

13

2

0

6

5

8

Психодиагностика межличностных отношений

10

2

0

2

6

9

Информационные технологии в психодиагностике

10

2

0

2

6




ИТОГО

108

21




30

57


  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

2

3

Текущий

(неделя)


Домашнее задание




1

Корректно проведённые и описанные вычисления; развёрнутая интерпретация результатов; оформление, соответствующее «Методическим рекомендациям по написанию и оформлению рефератов и эссе».

Итоговый

Зачет





*

Письменное тестирование, 40 минут




    1. Критерии оценки знаний, навыков
      Критерии оценки для домашней работы :

  • Корректность вычислений по методикам («Краткий отборочный тест», «Интеллектуальная лабильность», «Прогрессивные матрицы Равена», «Расстановка чисел», «Мюнстерберга», «Корректурная проба», «Сложные аналогии», «Закономерности числового ряда», «Гибкость мышления», «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина) (0,1)

  • Развернутый (не менее 2х страниц) психологический автопортрет, содержащий комплексный анализ результатов по всем методикам (0,8)

  • Оформление, соответствующее «Методическим рекомендациям по написанию и оформлению рефератов и эссе» (0,1).

Оценки выставляются по 10-ти балльной шкале.

Требования к зачету: зачет проводится в форме письменного теста, состоящего из 30 вопросов. За каждый правильный ответ студенту присваивается 1 балл. Время тестирования – 40 минут.

Интервальная шкала оценок:

29 – 30 баллов – оценка 10

27 – 28 баллов – оценка 9

25 – 26 баллов – оценка 8

22 – 24 баллов – оценка 7

19 – 21 баллов – оценка 6

16 – 18 баллов – оценка 5

13-15 баллов – оценка 4

Ниже 13 баллов – оценка «не зачтено»

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: оценивается посещаемость практических занятий, активность, участие в групповой работе. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оауд.

Преподаватель оценивает домашнее задание студентов (критерии оценки прописаны в п. 6.1.). Оценки за домашнее задание студентов преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка за домашнее задание по 10-ти балльной шкале определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Одз. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.



Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему кон-

тролю следующим образом:

Онакопленная= 0,2* Отекущий + 0,2* Оауд +0,2* Осам.р

где Отекущий = Одз;

Таким образом, Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4*·Озач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).



  1. Содержание дисциплины


    Тема 1. Введение в психодиагностику

    Понятие психодиагностики. Психодиагностика как звено, связывающее психологическую теорию и практику. Системное строение психодиагностики. Основные понятия психодиагностики: обследование и научное дифференциально-диагностическое исследование; диагностические признаки, диагностические категории, диагностический вывод; психологический диагноз, 3 ступени психологического диагноза по Л.С. Выготскому. Основные этапы развития психодиагностики. Основные области практического применения методов психологической диагностики: сфера образования; медицинские учреждения; психологическое консультирование; сфера трудовой деятельности; область правосудия; армия, спорт и пр.




Литература:

Основная:

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. - 384 с. С. 7 – 117.

Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с. С.18-54; с.489-503.
Дополнительная:

Батурин Н.А. Современная психодиагностика в России // (Статья написана на основе пленарного доклада на Всероссийской конференции «Современная психодиагностика в изменяющейся России», 2008). [Электронный ресурс] // URL: http://www.ht.ru/cms1/component/content/article/760

Бодалёв А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2004. – 440 стр. (Глава 1)

Леонтьев Д.А. Перспективы неклассической психодиагностики [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 4(12). URL: http://psystudy.ru

Ушаков Д. В., Денисова Ю. А. Российская психодиагностика в канун перемен. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. т. 5 № 4. C. 41-43.


    APA ethical principles of psychologist and code of conduct. 2010 amendments. Standard 9. Assessment. [Электронный ресурс] // URL: http://www.apa.org/ethics/code/index.aspx



Количество часов аудиторной работы – 2 часа (лекции)



    Тема 2. Классификация психодиагностических методов

    Критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строгоформализованные.

    Виды строгоформализованных методов психодиагностики: тесты; опросники и анкеты; проективные методы; психофизиологические методы и их основные характеристики.

    Виды малоформализованных методов психодиагностики:

    - метод наблюдения (основные виды; схема и правила проведения научного наблюдения; структурированное наблюдение как основной метод Ассессмент-центров);

    - беседа (интервью как наиболее распространенный вид беседы; виды интервью; стратегии проведения интервью);

    - анализ продуктов деятельности (понятие «документальный источник»; метод контент-анализа, его преимущества и недостатки; система ВААЛ как метод оценки текстов).

    Возможности и специфические трудности применения на практике каждого вида психодиагностических методов.





Литература:

Основная:

Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2008. – 652 с. С.55-77


Дополнительная:

Базаров Т.Ю, Технология центров оценки персонала: процессы и результаты :практическое пособие / Т.Ю. Базаров. – М.:КНОРУС, 2011. – 304 с. С.243 – 266.

Баллантайн И., Пова Н. Ассессмент-центр. Полное руководство / пер. с англ. Е.Г. Гореловой. Второе издание. М.: ГИППО, 2008. – 201 с. С.106 – 116.


    Браймен А., Белл Э. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2012. – 776с. С. 268-310.

Иванова С. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час / С.В. Иванова. – М.: Альпина Паблишер, 2005.


Иванова С. Лидерские компетенции и их определение. Модель успеха в конкретной организации // Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. – 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012. С 21 – 44.

Иванова С. Оценка компетенций методом интервью. Универсальное руководство / С.В. Иванова. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 160 с.


Квале С. Исследовательское интервью. — М.: Смысл, 2003. - 301 с.

Шмидт В. Проблемы и технологии оценки персонала : Учебно-методическое пособие.

– СПб.: Речь, 2008. – 160 с. С. 73-107

Проект ВААЛ // URL:  http://www.vaal.ru


Количество часов аудиторной работы – 6 часов (2 часа – лекции, 4 часа – практические занятия).

    Тема 3. Алгоритм разработки стандартизированной методики

    Основные этапы конструирования методики. Формулирование цели методики. Разработка спецификации. Определение количества заданий, разработка заданий (виды заданий и шкал; проблемы, возникающие при разработке заданий; содержание методик как фактор, опосредующий влияние культуры). Оформление методики. Пилотажное исследование. Стандартизация методики (выборка стандартизации, правила ее подбора; генеральная и специфическая популяция). Определение надежности методики (надежность измерительного инструмента – коэффициент надежности, стабильность изучаемого признака – коэффициент стабильности, константность – коэффициент константности). Валидность методики (теоретическая и прагматическая валидизация).




Литература:

Основная:

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. - 384 с. С. 165 – 191.

Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2008. – 652 с. С.440-449.
Дополнительная:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 1982.

Бодалёв А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2004. – 440 стр. (Глава 3).

Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.— М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.— 384с. С. 83-128.

Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. – М.: Смысл, 2011. – 235 с. С. 31-102


    Науменко А.С., Орел Е.А. А судьи кто? Индивидуальные особенности разработчиков и характеристики тестовых заданий[Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 4(12).

Носс И. Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). — М.:Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.

Rust S., Golombok S. Modern psychometrics. The science of psychological assessment. Routledge. 2007 P. 240.


Количество часов аудиторной работы – 2 часа (лекции).



    Тема 4. Этические принципы в работе психодиагноста

    Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Права и обязанности психодиагноста. Использование психодиагностических методик специалистами-смежниками. Права тестируемого. Авторское право в психодиагностике.



Количество часов аудиторной работы – 2 часа (лекции).
Литература:

Основная:

Психологическая диагностика: Учебник для вузов. / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2008. – 652 с. С.488-502


Дополнительная:

Батурин Н. А., Минбалеев А. В. Проблема охраны авторских прав на психологические продукты // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2010. – Вып.8.

APA ethical principles of psychologist and code of conduct. 2010 amendments. Standard 9. Assessment. [Электронный ресурс] // URL: http://www.apa.org/ethics/code/index.aspx




    Тема 5.Диагностика интеллектуально-познавательной сферы личности

    Основные характеристики психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Методика «Расстановка чисел». Методика «Мюнстерберга». Методика «Корректурная проба». Методика «10 слов». Методика «Сложные аналогии». Методика «Закономерности числового ряда». Методика «Гибкость мышления».

    Подходы к определению интеллекта. Структура интеллекта. История вопроса и современное состояние проблемы интеллекта. Интеллект и наследственность. Интеллект и биологическая среда. Интеллект и половые различия. Интеллект и питание. Интеллект и социокультурная среда. Интеллект и возраст. Интеллект и личность. Виды и цели использования тестов интеллекта. Характеристика тестов Д.Векслера, Р. Амтхауера, прогрессивных матриц Равена, Р. Кеттелла. Методика «Интеллектуальная лабильность». Краткий отборочный тест (КОТ). Подходы к определению эмоционального интеллекта. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д.Крузо «Эмоциональный интеллект». Опросник ЭмИн Д.В. Люсина.

    Подходы к определению креативности. Креативность и интеллект. Тесты креативности: Дж. Гилфорда, П. Торранса. Проблемы отечественной диагностики творческих способностей.

    Подходы к определению способностей. Понятия общих и специальных способностей. Возможности тестов в диагностике способностей.

    Сущность тестов достижений. Виды тестов достижений. Применение тестов достижений.





Литература:

Основная:

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. - 384 с. С. 192 – 276

Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2009. – 533 с.

Психологическая диагностика: Учебник для вузов. / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2008. – 652 с. С.106-239


Дополнительная:

Богоявленская Д. Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. т. 1 № 2. C. 54-65

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Москва, Издательство “Наука”. 1994 г.

Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.— М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.— 384с. С. 130-172.



Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. Том 5, №23. URL: http://psystudy.ru

Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): /Руководство. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 176 с. (Методы психологии)

 Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru

Ушаков Д. В. Тесты интеллекта и горечь самопознания. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. т. 1 № 2. C. 76-93

Ушаков Д. В. Тесты интеллекта, креативности и экспертные оценки. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. т. 1 № 4. C. 28-37

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности : Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС. 2001. – 512 с. С.209-253

Шмелёв А. Г. О различных моделях использования результатов тестирования. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. т. 1 № 4. C. 50-56

Шмелёв А. Г. Тест как оружие. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. т. 1 № 2. C. 40-53

Количество часов аудиторной работы – 7 часов (3 часа – лекции, 4 часа – практические занятия.).


    Тема 6.Личностные опросники

    Виды личностных опросников. Надежность и валидность личностных опросников. Области и цели их применения. Типологические опросники: Миннесотский многофакторный личностный опросник; Опросник Шмишека; Опросник Кейрси. Опросники черт личности: 16-факторный опросник Р.Кеттела; опросник Г. Айзенка. Опросники мотивов А. Мехрабиана, В.Мильмана. Опросник интересов Климова. Опросники ценностей: Рокича; Тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А.Леонтьева. Опросники установок: Опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р. Пантелеева; методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.

    Психосемантичесие методы диагностики личности. Общие представления о психосемантической диагностике. Контрольный список прилагательных Г.Гоуха. Семантический дифференциал Ч.Осгуда. Q – сортировка В. Стефенсона. Репертуарные личностные методики.


Литература:

Основная:

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. - 384 с. С. 277- 306

Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2008. – 652 с. С.240-288
Дополнительная:

Аксенова Е.П. Ипсативный подход к оценке личности: возможности и ограничения [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. Том 5, №24. URL: http://psystudy.ru

Баранская С.С. Методика измерения лояльности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 1(15). URL: http://psystudy.ru

Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. – М.: Смысл, 2011. – 235 с. С. 11-21

Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. – 3-у изд. – М. : Эксмо, 2010. – 480 с.

Психология менеджмента: практикум / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010. 535 с.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности : Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС. 2001. – 512 с. С.5-49




Количество часов аудиторной работы – 7 часов (3 часа – лекции, 4 часа – практические занятия).



    Тема 7.Проективные методы в психодиагностике личности

    История возникновения проективных методов. Общая характеристика проективных методов. Надежность и валидность проективных техник. Требования к специалистам, использующим проективные техники. Классификация проективных методов. Знакомство с проективными методиками: ТАТ, методикой «чернильных пятен» Г. Роршаха, методикой рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, цветовой методикой М.Люшера, методикой незаконченных предложений, методикой «Ассоциативный рисуночный тест». Символдрама в коучинге и организационном консультировании. Системные расстановки в контексте менеджмента.




Литература:

Основная:

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. - 384 с. С. 307 – 344

Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2008. – 652 с. С.289-301
Дополнительная:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 1982.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты : Иллюстрированное руководство. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

Котье – Бирнбахер Л. Символдрама в коучинге и организационном консультировании. [Электронный ресурс] // URL: http://symboldrama.ru/category/LKottjeBirnbacher

Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. – СПб.: Речь, 2005. – 524 с.

Росселе К., Сенонер Г. В поисках смысла…: Системные расстановки в контексте менеджмента. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. – 176 с.





Количество часов аудиторной работы – 4 часа (2 часа – лекции, 2 часа – практические занятия).



    Тема 8.Психодиагностика межличностных отношений

    Межличностные отношения как объект диагностики. Задачи, решаемые межличностной диагностикой. Диагностика межличностных отношений в группе на основе субъективных предпочтений: социометрический тест Дж.Морено. Диагностика интерперсональных отношений: опросник Т.Лири; Калифорнийский психологический опросник личности (CPI); опросник описания поведения К.Н. Томаса.




Литература:

Основная:

Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2008. – 652 с. С.314-343


Дополнительная:

    Червинская К.Р. Методика интерперсональных отношений : опыт эксплицирования знаний эксперта – психолога, интерпретационные схемы. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности : Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС. 2001. – 512 с.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа (2 часа – лекции, 2 часа – практические занятия).



Тема 9. Информационные технологии в психодиагностике

Компьютеризация психологической диагностики. Способы представления стимульного материала в компьютерном тестировании. Технологии адаптивного тестирования. Он-лайн тестирование: проблемы и преимущества.


Количество часов аудиторной работы – 4 часа (2 часа – лекции, 2 часа – практические занятия.).
Литература:

Основная:

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с. С.: 126 – 132.

Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2008. – 652 с. С.504-512



  1. Образовательные технологии


Занятия проходят в виде лекций и практических занятий.

Практические занятия предполагают как индивидуальную работу студента (выполнение психодиагностических методик, обработка и интерпретация данных; подготовка докладов), так и групповую форму взаимодействия (анализ кейсов).




9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для выполнения домашнего задания:

    На основе собственных результатов по методикам: «Краткий отборочный тест», «Интеллектуальная лабильность», «Прогрессивные матрицы Равена», «Расстановка чисел», «Мюнстерберга», «Корректурная проба», «Сложные аналогии», «Закономерности числового ряда», «Гибкость мышления» написать комплексный психодиагностический портрет, включающий в себя:

  1. сопоставление результатов по методикам: поиск согласованных между собой результатов и противоречий; содержательная интерпретация противоречий.

  2. сопоставление результатов тестирования с самонаблюдением и самооценкой студента, выявление и содержательная интерпретация противоречий.
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Системное строение психодиагностики

  2. Основные области практического использования методов психологической диагностики

  3. Психологический диагноз

  4. Классификация методов психодиагностики

  5. Этические принципы в работе психодиагноста. Использование методик специалистами-смежниками

  6. Малоформализованные методы психодиагностики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности

  7. Этапы конструирования стандартизованной психодиагностической методики

  8. Психометрические требования к построению и проверке методик: стандартизация, надежность, валидность

  9. Психические процессы и их диагностика

  10. Понятие «интеллект», структура интеллекта, интеллектуальные тесты и возможности их использования в практической деятельности

  11. Креативность и ее диагностика

  12. Виды личностных опросников, возможности их использования в практической деятельности

  13. Психосемантические методы диагностики личности

  14. Виды проективных методик и возможности их использования в практической деятельности

  15. Основные методики для оценки межличностных отношений в организации


    1. Примеры заданий промежуточного /итогового контроля


Пример тренировочного теста по дисциплине:
Проективные методики отличается от личностных опросников тем, что:

А. позволяют получить наиболее целостную картину об индивиде

В. в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны индивида

С. обладают высокими показателями по валидности и надежности



Д. в них используются стимулы, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать и т.д.
Минимальный объем выборки, необходимый для получения достоверных психометрических данных по методике должен составлять:

А. не менее 200 человек

В. не менее 150 человек

С. не менее 100 человек
Адекватным инструментом для оценки усвоения работником/учеником знаний по определенной тематике являются:

А. тесты достижений

В. тесты специальных способностей

С. тесты интеллекта




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. - 384 с.
    1. Основная литература

Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2008. – 652 с.



    1. Дополнительная литература

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 1982.

Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты :практическое пособие / Т.Ю. Базаров. – М.:КНОРУС, 2011. – 304 с.

Баллантайн И., Пова Н. Ассессмент-центр. Полное руководство / пер. с англ. Е.Г. Гореловой. Второе издание. М.: ГИППО, 2008. – 201 с.

Батурин Н. А., Минбалеев А. В. Проблема охраны авторских прав на психологические продукты // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2010. – Вып.8.


    Браймен А., Белл Э. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнеc/

    Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2012.



Богоявленская Д. Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. т. 1 № 2. C. 54-65

Бодалёв А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2004. – 440 стр.

с.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты :Иллюстрированное руководство. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 160 с.



Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2009.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Москва, Издательство “Наука”. 1994 г.


Иванова С. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час / С.В. Иванова. – М.: Альпина Паблишер, 2005.


Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. – 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 280с.

Иванова С. Оценка компетенций методом интервью. Универсальное руководство / С.В. Иванова. – М.: Альпина Паблишер, 2012.


Квале С. Исследовательское интервью. — М.: Смысл, 2003. - 301 с.

Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.— М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.— 384с.

Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. – М.: Смысл, 2011. – 235 с.

Носс И. Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). — М.: Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. – 3-у изд. – М. : Эксмо, 2010. – 480 с.

Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. – СПб.: Речь, 2005. – 524 с.

Психология менеджмента: практикум / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010. - 535 с.

Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): /Руководство. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 176 с. (Методы психологии)

Ушаков Д. В. Тесты интеллекта, креативности и экспертные оценки. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. т. 1 № 4. C. 28-37

Ушаков Д. В., Денисова Ю. А. Российская психодиагностика в канун перемен. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. т. 5 № 4. C. 41-43.

Ушаков Д. В. Тесты интеллекта и горечь самопознания. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. т. 1 № 2. C. 76-93



    Червинская К.Р. Методика интерперсональных отношений : опыт эксплицирования знаний эксперта – психолога, интерпретационные схемы. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности : Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС. 2001. – 512 с.

Шмидт В. Проблемы и технологии оценки персонала : Учебно-методическое пособие.

– СПб.: Речь, 2008. – 160 с.

Шмелёв А. Г. О различных моделях использования результатов тестирования. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. т. 1 № 4. C. 50-56

Шмелёв А. Г. Тест как оружие. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. т. 1 № 2. C. 40-53

Lorraine D. Eyde, Gary J. Robertson, Samuel E. Krug. Responsible Test Use: Case Studies for Assessing Human Behavior. 2009. P.217


Rust S., Golombok S. Modern psychometrics. The science of psychological assessment. Routledge. 2007 P. 240.

    1. Ресурсы сети Интернет


Аксенова Е.П. Ипсативный подход к оценке личности: возможности и ограничения

[Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. Том 5, №24. URL: http://psystudy.ru



Баранская С.С. Методика измерения лояльности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 1(15). URL: http://psystudy.ru

Батурин Н.А. Современная психодиагностика в России // (Статья написана на основе пленарного доклада на Всероссийской конференции «Современная психодиагностика в изменяющейся России», 2008). [Электронный ресурс] // URL: http://www.ht.ru/cms1/component/content/article/760

Котье – Бирнбахер Л. Символдрама в коучинге и организационном консультировании. [Электронный ресурс] // URL: http://symboldrama.ru/category/LKottjeBirnbacher

Леонтьев Д.А. Перспективы неклассической психодиагностики [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 4(12). URL: http://psystudy.ru



     Науменко А.С., Орел Е.А. А судьи кто? Индивидуальные особенности разработчиков и характеристики тестовых заданий[Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 4(12). URL: http://psystudy.ru

Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. Том 5, №23. URL: http://psystudy.ru

Проект ВААЛ // URL:  http://www.vaal.ru


Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru

    APA ethical principles of psychologist and code of conduct. 2010 amendments. Standard 9.

    Assessment. [Электронный ресурс] // URL: http://www.apa.org/ethics/code/index.aspx





    1. Справочники, словари, энциклопедии


Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер. 2001. - 528 с.
    1. Дистанционная поддержка дисциплины


Для проведения лекций используется проектор, ноутбук, экран. Для проведения практических занятий раздаточный материал.

Автор программы Е.А. Пешехонова