Программа дисциплины "Электронный бизнес" - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса " Информационные технологии в экономике" 1 26.42kb.
Программа дисциплины Информационные технологии управления знаниями... 1 212.85kb.
Программа дисциплины Управление качеством программного обеспечения... 1 132.89kb.
Программа дисциплины «Управление данными» 1 328.64kb.
Программа дисциплины Распределенные информационные системы для направления... 1 219.99kb.
Программа дисциплины Дискретная математика для направления 080500. 1 323.06kb.
Программа дисциплины «Теоретические основы информатики» 1 183.87kb.
Электронный журнал и электронный дневник 1 20.89kb.
Программа дисциплины «Бизнес и управление организациями в сфере услуг» 1 220.12kb.
Программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальности... 1 216.06kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 145.74kb.
*какая конструкция поддерживает абстракцию процесса 1 135.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины "Электронный бизнес" - страница №1/1




Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины "Электронный бизнес" по направлению

080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра







Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Нижегородский филиал

Факультет бизнес-информатики и прикладной математики

Программа дисциплины "Электронный бизнес"
для направления 080500.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра, для специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Автор программы:

Марширов В.В. ,к.т.н., с.н.с., vmarshirov@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий

«___»____________ 2010 г

Зав. кафедрой Э.А.Бабкин
Рекомендована секцией УМС «Информатика”

«___»____________ 2010 г

Председатель А.Н. Визгунов
Утверждена УМС филиала

«___»_____________2010 г.

Председатель Л.Г.Макарова

Нижний Новгород , 2010



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, для специальности 080507.65 «Менеджмент организации».



Программа разработана в соответствии с:

  • ГОС ВПО для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, для специальности 080507.65 «Менеджмент организации»;

  • ООП для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, для специальности 080507.65 «Менеджмент организации»;

  • Рабочим учебным планом университета для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, для специальности 080507.65 «Менеджмент организации», утвержденным в 2010 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины " Электронный бизнес" являются формирование представления об обработке данных в информационных системах (ИС) при организации электронного бизнеса, об используемых на современном этапе развития моделях данных и о способах их обработки на разных уровнях абстракции, приобретение навыков и умений использования современных инструментальных средств в практической деятельности и при выявлении способов и инструментов для эффективного решения необходимых задач.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные модели данных и знаний (в том числе инфологическую модель«сущность-связь», даталогическую реляционную модель, продукционные модели представления знаний), язык управления реляционными данными SQL, средства для создания пользовательских интерфейсов к базам данных при организации электронного бизнеса

  • уметь использовать современные информационные системы, технологии и ресурсы в решении задач хранения, обработки и представления информации, уметь выбирать необходимые технические средства и системы при решении конкретных задач и проблем.

  • получить навыки (приобрести опыт) практической деятельности с использованием современных информационных систем и ресурсов.





4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин и к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров и специалистов.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Уверенное владение персональным компьютером

  • Знание одной из современных операционных систем и одного из основных менеджеров файлов



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Инвестиционный анализ

  • Бизнес-планирование

  • Управленческий учет и бюджетирование

  • Управление проектами

  • Управление проектами и целевыми программами

5Тематический план учебной дисциплины




6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

4 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа







26




Тест с использованием компьютера, 20 минут







29




Тест с использованием компьютера, 20 минут

Итоговый

Зачет







*




Итоговый тест с использованием компьютера, 20 минут



6.1Критерии оценки знаний, навыков


При оценке знаний рекомендуется руководствоваться следующим:

- высшая оценка в 9 баллов (10 баллов проставляется в исключительных случаях) проставляется при отличном выполнении заданий: полных, с детальными или многочисленными примерами и возможными обобщениями ответах на вопросы, правильном решении задачи и четком ее представлении,

- почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах и решении задач, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных примеров или обобщений или исчерпывающего представления решаемой задачи,

- оценка в 7 баллов проставляется при всех, в конечном счете, правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при отсутствии пояснений, примеров, без представления алгоритма решения задач,

- оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы или непринципиальных неточностях в решении задачи (описки и случайные ошибки арифметического характера),

- оценка в 5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах и в решении задачи имеются существенные неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании проблематики,

- оценка в 4 балла проставляется при серьезных ошибках и пробелах в знаниях,

- оценка в 3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи, говорящих о потенциальной возможности более успешно выполнить задания (и может вести к повторному написанию ответов на вопросы или решению задачи),

- оценка в 2 балла проставляется при полном отсутствии положительных моментов в ответах на вопросы и решении задач,

- оценка в 1 балл проставляется, когда неправильные ответы и решения, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и окружающим.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7Содержание дисциплины



Раздел 1. Базы данных и принципы манипулирования данными при организации электронного бизнеса
1.1. Абстракция данных и введение в управление данными

Понятие базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Знания и их отличия от данных. Банки данных и знаний. Роль и место СУБД в современных информационных системах. Основные характеристики БД и СУБД. Проблемы, возникающие при описании систем данных и манипулировании ими

1.2. Манипулирование данными.

Общие принципы манипулирования данными. Задачи обработки данных. Модели данных и их классификация. Методы абстракции данных, средства структуризации,манипулирования и обеспечения целостности. Основные понятия реляционной, иерархической, сетевой и объектной модели данных. Обобщенная архитектура, состав и функции СУБД. Принцип централизованного управления данными. Концептуальный,логический и физический уровни представления данных и архитектуры СУБД



Литература по разделу:

Базовый учебник


      1. Дейт К. Введение в системы баз данных, 8-е издание. – Вильямс, 2005. – 1328 с.

Основная литература


      1. Д. Кренке. Теория и практика построения баз данных. – Питер, 2005. – 864 с.

      2. Дунаев В.В. Базы данных. Язык SQL. – СПб. : БХВ-Петербург, 2006. – 288 с..

Дополнительная литература


      1. Мирошниченко Г. Реляционные базы данных. Практические приемы оптимальных решений. – СПб. : БХВ-Петербург, 2005. – 400 с.

                5. Новиков Б., Домбровская Г. Настройка приложений баз данных. – BHV, 2006. – 210 с.

      1. 8. Открытые стандарты и спецификации. – Общественная организация «Нетлэндер»,

Источники в Интернете:

      1. Entity-relationship model - Wikipedia, the free encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/Entity-relationship_model

      2. SQL - Wikipedia, the free encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/SQL

      3. HTML 4.01 Specification.http://www.w3.org/TR/html401/

      4. Ридер. www.marshirov.nnov.ru



Раздел 2. Проектирование баз, данных обеспечивающих функционирование электронного бизнеса
2.1. Инфологическое моделирование и модель «сущность-связь»

Entity-relationship (ER) model . Основные элементы ER-модели: Сущность, свойство, ключ, связь, тип и подтип. ER-диаграммы. Расширения ER-модели. Различные способы отображения множественности связей. Необходимость использования формальных моделей данных на этапах проектирования.

2.2. Даталогическое проектирование и реляционная модель

Теоретические основы реляционной модели данных (РМД). Формализация РМД в виде алгебры и исчисления отношений на кортежах. Базовые понятия: домен, атрибут, кортеж, отношение, ключ и др. Основные операции над отношениями. Языки манипулирования данными на основе РМД. Функциональные зависимости и нормализация отношений, нормальные формы. Предлагаемые расширения РМД. Программное обеспечение для создания динамических систем. Оценка работы и возможностей развития динамических сайтов на основе представленного программного обеспечения. Изучение возможностей эффективного и быстрого создания необходимой системы управления информационными ресурсами.


Литература по разделу:

Базовый учебник


      1. Дейт К. Введение в системы баз данных, 8-е издание. – Вильямс, 2005. – 1328 с.

Основная литература


      1. Дунаев В.В. Базы данных. Язык SQL. – СПб. : БХВ-Петербург, 2006. – 288 с.

      2. Д. Кренке. Теория и практика построения баз данных. – Питер, 2005. – 864 с.

Дополнительная литература


      1. Мирошниченко Г. Реляционные базы данных. Практические приемы оптимальных решений. – СПб. : БХВ-Петербург, 2005. – 400 с.

                5. Новиков Б., Домбровская Г. Настройка приложений баз данных. – BHV, 2006. – 210 с.

      1. 8. Открытые стандарты и спецификации. – Общественная организация «Нетлэндер»,

      2. 2008. (http://doka.info/recommendations)

      3. 9. CIT Forum: базы данных (www.citforum.ru/database).

Источники в Интернете:

      1. Entity-relationship model - Wikipedia, the free encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/Entity-relationship_model

      2. SQL - Wikipedia, the free encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/SQL

      3. HTML 4.01 Specification.http://www.w3.org/TR/html401/

      4. Ридер. www.marshirov.nnov.ru


Раздел 3. Управление данными и пользовательские интерфейсы в электронном бизнесе

3.1. Язык манипулирования данными SQL

Язык манипулирования данными SQL (Structured Query Language), краткая история развития, стандартизация, диалекты и проблемы совместимости. Варианты использования SQL (интерактивный, встроенный, динамический SQL и др.). Смысл разделения на язык определения данных (DDL), управления данными (DML), запроса данных (DQL), Синтаксис и семантика основных конструкций. Типы данных языка SQL. Четыре главных оператора DDL и DML: SELECT, INSERT, UPDATE и DELETE.

3.2. Построения сложных запросов по управлению данными.

Методы и средства защиты данных и обеспечения целостности данных, понятие

транзакций. Оптимизация SQL-запросов. Работа SQL-сервера. SQL-сервер как открытая система. Хранимые процедуры и триггеры. Ссылочная целостность и ограничения. Каскадное обновление и удаление.

3.3. Современные технологии доступа к данным.

Интерфейсы доступа к СУБД. Режимы работы с СУБД. Масштабирование БД Современные платформы и решения. Информационные хранилища и центры обработки данных. Виртуализация и консолидация данных и средств их обработки. Конвергенция технологий доступа к данным.

3.4. Управление доступом и безопасность

Протоколирование обращений к документам и других действия, затрагивающие документ, или связанные с ним документы и данные. Средства сохранения данных при сбое системы и возможности восстановления данных. Защита документов имеющих гриф доступа. Управление доступом к документам и папкам (делам) для отдельных пользователей и/или групп с учетом уровень допуска пользователя. Возможности управления настройками прав доступа. Иерархические уровни допусков. Назначение категории доступа


Литература по разделу:

Базовый учебник


      1. Дейт К. Введение в системы баз данных, 8-е издание. – Вильямс, 2005. – 1328 с.

Основная литература


      1. Д. Кренке. Теория и практика построения баз данных. – Питер, 2005. – 864 с.

      2. Дунаев В.В. Базы данных. Язык SQL. – СПб. : БХВ-Петербург, 2006. – 288 с..

Дополнительная литература


      1. Мирошниченко Г. Реляционные базы данных. Практические приемы оптимальных решений. – СПб. : БХВ-Петербург, 2005. – 400 с.

                5. Новиков Б., Домбровская Г. Настройка приложений баз данных. – BHV, 2006. – 210 с.

      1. 8. Открытые стандарты и спецификации. – Общественная организация «Нетлэндер»,

      2. 2008. (http://doka.info/recommendations)

      3. 9. CIT Forum: базы данных (www.citforum.ru/database).

Источники в Интернете:



      1. Entity-relationship model - Wikipedia, the free encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/Entity-relationship_model

      2. SQL - Wikipedia, the free encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/SQL

      3. HTML 4.01 Specification.http://www.w3.org/TR/html401/

      4. Ридер. www.marshirov.nnov.ru

8Образовательные технологии


Лекции, разбор практических задач и кейсов, выполнение практических заданий на персональных компьютерах по управлению информационными ресурсами.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для 1-й контрольной работы

1.Разработать и реализовать с использованием SQL инфологическую модель в соответствии с представленным индивидуальным заданием.

Примерные вопросы/ задания для 2-й контрольной работы.

1.Разработать пользовательский интерфейс доступа к базе данных для управления информационными ресурсами в соответствии с представленным заданием.



9.2Примерная тематика домашнего задания.


Разработка web-ориентированной среды электронного бизнеса на основе MySQL

9.3Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Понятие базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Знания и их отличия от данных.

Банки данных и знаний. Роль и место СУБД в современных информацион-ных системах.

Причины и цели создания БД и СУБД. Основные характеристики БД и СУБД.

Проблемы, возникающие при описании систем данных и манипулировании ими.

Пути развития БД и СУБД.

Общие принципы манипулирования данными. Задачи обработки данных.

Модели данных и их классификация.

Методы абстракции данных, средства структуризации,манипулирования и обеспечения целостности.

Основные понятия реляционной, иерархической, сетевой и объектной модели данных.

Обобщенная архитектура, состав и функции СУБД. Принцип централизованного управления данными.

Концептуальный,логический и физический уровни представления данных и архитектуры СУБД.

Классификация СУБД. Архитектуры современных СУБД.

Открытые системы и СУБД,переносимость, интероперабельность, расширяемость, масштабируемость,интернационализация.

Этапы проектирования БД. Анализ предметной области и концептуальное проектирова-ние БД.

Средства и методы анализа и моделирования предметной области. Entity-relationship (ER) model .

Основные элементы ER-модели: Сущность, свойство, ключ, связь, тип и подтип. ER-диаграммы. Расширения ER-модели.

Различные способы отображения множественности связей. Необходимость использования формальных моделей данных на этапах проектирования.

Теоретические основы реляционной модели данных (РМД).

Формализация РМД в виде алгебры и исчисления отношений на кортежах. Базовые понятия: домен, атрибут, кортеж, отношение, ключ и др.

Основные операции над отношениями. Языки манипулирования данными на основе РМД.

Функциональные зависимости и нормализация отношений, нормальные формы. Предлагаемые расширения РМД.

Язык манипулирования данными SQL (Structured Query Language), краткая история раз-вития, стандартизация, диалекты и проблемы совместимости.

Варианты использования SQL (интерактивный, встроенный, динамический SQL и др.). Смысл разделения на язык определения данных (DDL), управления данными (DML), запроса данных (DQL),

Синтаксис и семантика основных конструкций. Типы данных языка SQL. Четыре главных оператора DDL и DML: SELECT, INSERT, UPDATE и DELETE.

Методы и средства защиты данных и обеспечения целостности данных, понятие транзакций.

Оптимизация SQL-запросов.Понятие SQL-сервера. SQL-сервер как открытая система. Хранимые процедуры и триггеры.

Ссылочная целостность и ограничения. Каскадное об-новление и удаление.

Интерфейсы доступа к СУБД. Режимы работы с СУБД.

Масштабирование БД Современные платформы и решения.

Информационные хранилища и центры обработки данных.

Виртуализация и консолидация данных и средств их обработки.

Конвергенция технологий доступа к данным.




10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях, по итогам выполнения контрольных работ и домашнего задания за правильность решения поставленных задач. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем .

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:



Оитоговый = k1·Озачет + k2·Ок/р + k3·Ок/р ++ k3·Од/з

Значение k1 равно 0,4. Удельные веса k2-k4 равнозначны и их сумма должна быть равна 0,6. По результатам итогового устного собеседования с преподавателем выполняемого на зачете возможны дополнительные корректировки итоговой оценки в большую или меньшую сторону.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник


      1. Дейт К. Введение в системы баз данных, 8-е издание. – Вильямс, 2005. – 1328 с.

Основная литература


      1. Д. Кренке. Теория и практика построения баз данных. – Питер, 2005. – 864 с.

      2. Дунаев В.В. Базы данных. Язык SQL. – СПб. : БХВ-Петербург, 2006. – 288 с..

Дополнительная литература


      1. Мирошниченко Г. Реляционные базы данных. Практические приемы оптимальных решений. – СПб. : БХВ-Петербург, 2005. – 400 с.

                5. Новиков Б., Домбровская Г. Настройка приложений баз данных. – BHV, 2006. – 210 с.

      1. 8. Открытые стандарты и спецификации. – Общественная организация «Нетлэндер»,

      2. 2008. (http://doka.info/recommendations)

      3. 9. CIT Forum: базы данных (www.citforum.ru/database).

Источники в Интернете:



      1. Entity-relationship model - Wikipedia, the free encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/Entity-relationship_model

      2. SQL - Wikipedia, the free encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/SQL

      3. HTML 4.01 Specification.http://www.w3.org/TR/html401/

      4. Ридер. www.marshirov.nnov.ru



11.1Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Iternet Explorer

  • MySQL :The world's most popular open source database. www.mysql.com

  • HTML 4.01 Specification.http://www.w3.org/TR/html401/

  • The Perl Programming Language. www.perl.org


11.2Дистанционная поддержка дисциплины


Обучающий сайт-справочник. www.marshirov.nnov.ru

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Компьютерное и мультимедийное оборудование для проведения лекций.

Компьютерный зал с подключением к WWW для проведения практических занятий и для выполнения контрольных работ.


Автор программы: _____________________________/ Марширов В.В./



13Лист изменений на 2012/2013 учебный год

14Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1










Текущий

(неделя)


Домашнее

задание


7










Создание среды для электронного бизнеса

Итоговый

Зачет

9










Итоговый тест с использованием компьютера, 20 минут



15Порядок формирования оценок по дисциплине


Накопленную оценку Онакопл преподаватель определяет по оценкам за домашние задания Од.з n , где n - номер последнего домашнего задания и оценивает по следующей формуле
Онакоп = ( ∑ Од.з n) / n

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за текущую работу определяется перед итоговым контролем и округляется в меньшую сторону.


На зачете студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в дополнительный или отрицательный балл к итоговой оценке Оитог.
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине Орезульт , которая формируется по формуле:
Орезульт = k1•Оитог + k2•Онакопл
Удельный вес k1 равен 0,6. Удельные вес k2 равен 0,4. Результирующая оценка Орезульт округляется в меньшую сторону.
В диплом ставится итоговая оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Зав. кафедрой Э.А. Бабкин


Автор программы В.В. Марширов