Программа дисциплины «Теория и методы принятия решений о развитии организаций и общества» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинара «Дискретные модели и методы принятия решений» 1 38.3kb.
Программа дисциплины «Информационные системы поддержки принятия решений» 1 294.46kb.
Программа государственного экзаменА по специальности 230203. 1 45.34kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методы принятия решений» 1 23.8kb.
Лекция Системы поддержки принятия решений Тем Системы поддержки принятия... 1 101.41kb.
Анализ и разработка схемы принятия решений в организации 1 136.89kb.
Дисциплина «Методы оптимальных решений» 1 32.5kb.
И методы интеллектуальной поддержки процессов принятия решений 4 1382.86kb.
«Организация как функция менеджмента» «Модели и методы принятия решений» 1 78.74kb.
Экономико-математическое моделирование, как метод принятия 1 309.46kb.
Принятие решения в управлении. Модели и процесс принятия управленческих... 1 123.11kb.
Программа дисциплины Высшая математика для направления Философия 1 69.35kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Теория и методы принятия решений о развитии организаций и общества» - страница №1/1


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория и методы принятия решений о развитии организаций и общества»

для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Теория и методы принятия решений о развитии

организаций и общества»
для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Авторы программы

д.т.н., проф. Ф.Т. Алескеров (alesk@hse.ru)

к.т.н. В.И. Вольский (vvolskiy@hse.ru)

Одобрена на заседании кафедры высшей математики на факультете экономики «___»________ 20 г

Зав. кафедрой Ф.Т. Алескеров


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория и методы принятия решений о развитии организаций и общества».

Программа разработана в соответствии с:

стандартом НИУ ВШЭ;

образовательной программой направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра;

рабочим учебным планом университета по направлению 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012г.


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория и методы принятия решений о развитии организаций и общества» являются:

- формирование представлений у студентов о теоретических основах принятия решений в конфликтных ситуациях (принятие коллективных решений при различающихся предпочтениях избирателей; формирование парламента и распределение влияния политических партий в парламенте, выбор лучшей альтернативы из нескольких возможных в случае, когда эти альтернативы оцениваются по нескольким критериям, ситуациях, когда необходимо осуществить справедливый дележ, и т.д.);

- формирование представлений об областях практического применения теоретических моделей принятия решений;

- формирование умений применять основные положения теории графов (ориентированных и неориентированных), теории паросочетаний, теории множеств, комбинаторики и т.д.;

- формирование умения демонстрировать знание и понимание основных определений, теорем, алгоритмов и методов решения задач по курсу;

- приобретение умений строить логически выверенные рассуждения;

- формирование умения пользоваться методами принятия решений (в частности, теории графов, теории коллективного и многокритериального выбора, теории игр, методов справедливого дележа, процедур пропорционального представительства) для формализации и решения прикладных задач;

- развитие навыков самостоятельной работы и умений находить и перерабатывать дополнительную информацию в данной предметной области;

- развитие творческого, научного потенциала студентов, их познавательных интересов в области математики конфликта и принятия политических решений, стимулирование к дальнейшему занятию научной деятельностью.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные определения теории множеств, теории графов, теории паросочетаний, теории игр, теории многокритериального выбора, теории голосования, основные положения систем пропорционального представительства и оценки влияния участников выборных органов на принятие решений, а также основные процедуры справедливого дележа.

Уметь: применять на практике процедуры голосования в малых группах, основные методы многокритериального выбора, процедуры пропорционального представительства, подсчитывать числовые показатели реального влияния партий на принятие политических решений, применять процедуры справедливого дележа, основанные на различных принципах.

Иметь навыки (приобрести опыт): чтения учебной и научной литературы в данной предметной области; подбора информации из различных источников для занятий, а также для самостоятельного построения несложных моделей из общественно- политической и экономической сфер жизни современного общества, аналогичных изученным в курсе; самостоятельной работы по изучению теоретического материала курса, решению задач, в том числе нестандартного характера.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой математического мышления: способность к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке задачи и выбору методов её решения



ОК–1

Дает определения основных понятий курса, воспроизводит формулировки теорем, ориентируется в различных методах решения задач и умеет их выбирать, исходя из конкретных условий, применяет процедуры многокритериального выбора, применяет алгоритмы построения совершенных паросочетаний, коллективных решений (на основе различных правил), справедливых дележей, доминантных и доминируемых стратегий и равновесий Нэша

Лекции и семинарские занятия, самостоятельная работа: решение задач (в том числе теоретического характера) на семинарских занятиях, в домашних работах, в том числе несколькими способами, подбор примеров и контрпримеров, разбор кейсов, выполнение дополнительных заданий нестандартного характера

Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-6

Демонстрирует логически выверенные рассуждения при решении задач в письменных работах и при выступлении на семинарах

Семинарские занятия, самостоятельная работа (аудиторная и внеаудиторная): выступление студентов на семинарах, дискуссионные обсуждения моделей, выполнение домашнего задания и письменной зачетной работы

Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных прикладных задач


ПК-4,

ПК-5



Умеет подбирать из различных источников материалы, иллюстрирующие практическое применение изученных моделей владеет математическими методами обработки полученных данных и интерпретирует полученные результаты

Самостоятельная внеаудиторная работа: выполнение дополнительных заданий по подбору практического материла к семинарским занятиям, иллюстрирующего новые области применения изучаемых моделей, или демонстрирующего особенности их применения

Способность на основе описания экономических, социальных, общественно-политических процессов и явлений строить несложные модели принятия решений, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

ПК-6

Демонстрирует умение строить и анализировать модели принятия решений, аналогичные изученным, в новых практических ситуациях

Семинарские занятия, самостоятельная работа: разбор кейсов, решение задач прикладного характера

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин, изучаемых по выбору студентами 4-го курса подготовки бакалавра по направлению 080500.62 «Менеджмент».
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Курс математики средней общеобразовательной школы.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знать терминологию основ теории множеств;

знать и уметь применять логическую символику для записи формальных утверждений;

уметь использовать графические образы для иллюстрации используемых понятий;

обладать умением читать математическую литературу учебного характера;

уметь использовать поисковые интернет-системы для подбора практической и научной информации;

обладать достаточно развитыми навыками самостоятельной работы.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

теория принятия коллективных решений;



теория многокритериального выбора.

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Эффективные решения в задачах менеджмента

8

2

1

-

5

2

Справедливый дележ в задачах слияния компаний. Критерии справедливости дележа

8

2

1

-

5

3

Оптимальное распределение работников по работам. Паросочетания

8

4

1

-

3

4

Решение задачи о найме на работу. Обобщенные паросочетания

6

2

1

-

3

5

Проблема выявления согласованного коллективного решения. Выбор Совета директоров компании

7

2

1




4

6

Обзор применяемых на практике процедур голосования

8

2

2

-

4

7

Системы пропорционального представительства в выборных органах компаний (Советах директоров, комитетах, комиссиях)

6

2

2

-

2

8

Распределение влияния членов Совета директоров. Коалиции. Сбалансированность коллектива

7

2

1

-

4




Итого

58

18

10

-

30



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры







1 модуль




Текущий

Домашнее задание

4-5 неделя

Письменная работа

Итоговый

Зачет

в конце 2 модуля

Письменная зачетная работа, 180 минут


6.1Критерии оценки знаний, навыков


В ходе выполнения домашнего задания студент должен продемонстрировать:

  • знание и понимание основных определений по темам 3 – 4;

  • умение решать задачи по темам 3 – 4, аналогичные разобранным ранее, а также более высокого уровня сложности;

  • понимание работы основных алгоритмов и умение применять их для построения объектов с заданными свойствами, а именно: построение совершенных паросочетаний нахождение множества Парето в многокритериальных задачах;

  • умение строить модели по описанию практической ситуации и применять соответствующий математический аппарат теории многокритериального выбора;

  • умение анализировать и интерпретировать полученные результаты.

В ходе выполнения письменной зачетной работы студент должен продемонстрировать:



  • знание и понимание основных определений по темам 2 – 9;

  • умение решать задачи по темам 2 – 9, аналогичные разобранным ранее;

  • понимание работы основных алгоритмов и умение применять их для построения объектов с заданными свойствами, а именно: вычисление индексов представительности парламента, построение коллективных решений с помощью различных правил, построение справедливых решений с помощью различных процедур справедливого дележа, нахождение лучших альтернатив в многокритериальных задачах принятия решения

  • умение оценивать влияние участников выборных органов на принятие решений с помощью индексов Банцафа и Джонстона.

Оценка текущего контроля выставляется по 10-ти балльной шкале.


7Содержание дисциплины


Тема 1. Эффективные решения в задачах менеджмента

Основные понятия. Классификация принятия решений. Этапы принятия решений. Экспертные методы в принятии решений. Экстремизационный выбор по одному критерию. Многокритериальная ситуация. Граф Парето. Множество Парето. Процедуры выделения части множества Парето.


Литература:

  1. Базовый учебник: [2] (гл. 1),

  2. Дополнительная литература: [27] (гл. 1-3), [15]


Тема 2. Справедливый дележ в задачах слияния компаний. Критерии справедливости дележа

Ситуации дележа. Критерии справедливости дележа. Процедуры « Строгая и сбалансированная очередность», «Дели и выбирай», «Подстраивающийся победитель». Проблема манипулирования при дележе. Применение процедуры «Подстраивающийся победитель» к анализу Кэмп-дэвидского соглашения.



Литература:

Базовый учебник: [1] (гл. 9)

Дополнительная литература: [12] (гл. 2-8
Тема 3. Оптимальное распределение работников по работам. Паросочетания

«Задача о свадьбах». Задача об оптимальном распределении работ по работникам. Критерий существования совершенного паросочетания. Алгоритм нахождения максимального паросочетания. Построение системы различных представителей семейства множеств.



Литература:

Базовый учебник: [1] (гл. 1)

Дополнительная литература: [24] (гл. 6)
Тема 4. Решение задачи о найме на работу. Обобщенные паросочетания

Предпочтения. Обобщенные паросочетания. Устойчивость паросочетаний. Теорема о существовании устойчивого паросочетания при любых предпочтениях участников (теорема Гейла - Шепли). Манипулирование предпочтениями.



Литература:

Базовый учебник : [1] (гл. 2)

Дополнительная литература: [26]
Тема 5. Проблема выявления согласованного коллективного решения. Выбор Совета директоров компании

Типы голосования: конституционное (всеобщее) голосование и голосование в малых группах. Из истории теории голосования. Парадокс Кондорсе. Парадокс Эрроу. Парадокс Сена. Стратегическое поведение избирателей при голосовании. Манипулирование со стороны избирателей и организатора голосования.



Литература:

Базовый учебник: [1] (гл. 4-5), [14] (гл. 3-4)

Дополнительная литература: [3]
Тема 6. Обзор применяемых на практике процедур голосования

Правило простого большинства. Правило Борда. Процедуры Нансона и Коупленда. Сравнительный анализ процедур голосования



Литература:

Базовый учебник: [1] (гл. 4-5), [14] (гл. 3-4)

Дополнительная литература: [3]
Тема 7. Системы пропорционального представительства в выборных органах компаний (Советах директоров, комитетах комиссиях)

Выборы в парламент по партийным спискам. Цель - справедливое распределение (в зависимости от полученного партиями числа голосов) мест в парламенте. Выбор совета директоров компании. Применяемые методы для получения пропорционального представительства. Критерий справедливости метода. Анализ представительства акционеров в крупных российских акционерных обществах. Индексы представительности парламента.



Литература:

Базовый учебник: [4], [18]

Дополнительная литература : [5], [16], [17]
Тема 8. Распределение влияния членов Совета директоров компании. Коалиции. Сбалансированность коллектива

Как оценить влияние участников в выборном органе? Индекс Банцафа. Каково влияние на принятие решения каждого члена Совета Безопасности ООН? Примеры оценки влияния участников в выборных органах – Совет Министров расширенного Евросоюза, Советах директоров крупных российских компаний



Литература:

Базовый учебник: [1] (гл.7)



Дополнительная литература: [8]

8Образовательные технологии


В рамках проведения лекций и семинарских занятий проводится разбор практических ситуаций из экономической, социальной и общественно-политической сфер жизни современного общества, а также разбор кейсов.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Типовой вариант домашнего задания (темы 1 и 3 программы)
Задача № 1

  1. Придумать задачу выбора лучших альтернатив, оцениваемых по нескольким критериям. Задача должна быть близка к реальной ситуации принятия решения.

  2. Альтернатив должно быть не менее пяти, критериев для оценки этих альтернатив должно быть не менее трех.

  3. Построить граф Парето.

Найти множество Парето. Критериальные оценки альтернатив должны быть таковы, чтобы в множество Парето входило не менее двух альтернатив.

  1. Из множества Парето найти лучшую альтернативу, используя два способа:

  1. Способ выделения части множества Парето, основанный на близости к «идеальной» точке.

  2. Способ, основанный на суммировании критериальных оценок с учетом важности критериев. Веса критериев подобрать таким образом, чтобы выбранная альтернатива отличалась от альтернативы, выбранной по близости к «идеальной» точке.

Задача № 2

  1. Привести пример трансверсали семейства множеств (в мире спорта, или в мире искусства, или в мире бизнеса, или в любой другой области).

Построить соответствующий двудольный граф. В двудольном графе должно быть не менее 4 вершин на верхнем уровне и не менее 5 вершин на нижнем уровне.

  1. Проверить выполнение условия Холла.

  2. Использовать метод чередующихся цепей для получения совершенного паросочетания.

  1. Необходимо начать построение с паросочетания, содержащего одну дугу.

  2. Первая чередующаяся цепь должна содержать три дуги.

  3. Вторая чередующаяся цепь должна содержать не менее трех дуг.



9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  • Тема 1

  1. Перечислить основные этапы принятия решений.

  2. Перечислить и охарактеризовать основные методы организации экспертиз.

  3. Описать метод Делфи.

  4. Привести критериальные оценки четырех альтернатив в трехкритериальном пространстве такие, что все три альтернативы принадлежат множеству Парето.

  5. Привести критериальные оценки четырех альтернатив в трехкритериальном пространстве такие, что только одна альтернатива принадлежала множеству Парето.


Тема 2

  1. Постройте пример, в котором у процедуры «Подстраивающийся победитель» будет не менее 4 шагов.


Тема 3.

1. Построить двудольный граф: Х = {2,3,5,9}, Y = {27,30,50}. Дуга между элементами х и y проводится, если х является делителем y. Подсчитать степени всех вершин этого графа.

2. Приведите пример трансверсали семейства множеств в мире спорта.
Тема 4


  1. Приведите примеры, в которых участникам невыгодно искажать свои предпочтения.


Тема 5

  1. Привести пример манипулирования со стороны организатора голосования путем изменения процедуры голосования.

Тема 6

  1. Четверо друзей выбирают место отдыха на лето для всей компании. Ими рассматриваются в качестве вариантов Испания (И), Греция (Г), Кипр (К) и Болгария (Б), относительно которых друзья имеют следующие предпочтения:

Р1 Р2 Р3 Р4

--------------------------

К Г Б И


И К К Г

Г Б И К


Б И Г Б

Построить коллективное решение с помощью процедуры Борда.



  1. Семья из трех человек собирается покупать новый автомобиль. Выбор осуществляется среди моделей (в одной ценовой категории) следующих марок: «пежо» (Р), «рено» (R), «ситроен» (S), «опель» (О). Предпочтения членов семьи относительно этих альтернатив имеют вид:

Р1 Р2 Р3

-------------------

R P C


O O R

P C O


C R P

Построить коллективное решение по правилу Фишберна.



  1. Семья из четырех человек выбирает ресторан, в котором собирается отметить семейное торжество. Рассматриваются следующие варианты: итальянский (I), японский (J), мексиканский (М) и французский (F). Предпочтения членов семьи выглядят следующим образом:

Р1 Р2 Р3 Р4

--------------------------

M F J J


F J I F

I I M I


J M F M

Какой ресторан будет выбран, если коллективное решение строится по правилу

Коупленда?

Тема 7

Ниже приведен состав парламента Норвегии (2005год)



Партия

Число депутатов

Рабочая партия

61

Партия прогресса

38

Консервативная партия

23

Социалистическая левая партия

14

Христианско-демокр. партия

12

Партия центра

11

Либеральная партия

10

Итого:




Необходимо выбрать комитет по проблемам рыболовства, состоящий из 5 депутатов парламента, учитывая представительство партий в парламенте.

Каково будет представительство партий в комитете по проблемам рыболовства, если для выбора членов комитета применяется:

а) квота Хара;

б) нормальная имперская квота;

в) метод д’Ондта.
Тема 8


  1. Совет директоров банка состоит из 5 человек: P, A, B, C, D. Президент банка Р имеет два голоса, остальные члены совета – по одному. Решение считается принятым, если за него подано не менее 4 голосов. Найти индекс влияния каждого члена совета директоров (индекс Банцафа).



9.3Примеры заданий итогового контроля



Задача № 1. В Совет директоров компании входят 5 членов. Председатель Совета имеет 2 голоса, члены Совета имеют по одному голосу. Решения принимается, если оно получило 4 голоса.

  1. Перечислите все выигрывающие коалиции.

b) Подсчитайте значение индекса Банцафа влияния каждого из членов Совета директоров на создание коалиций.
Задача № 2. Пусть задано распределение акционерного капитала между акционерами компании. Необходимо избрать Совет директоров. Кому из акционеров выгодно применение индекса Банцафа, а кому – применение усиленной имперской квоты.

Задача № 3. Состав Совета директоров компании:

Нильс, Олаф, Стефан, Гуннар, Томас.

Были поставлены на голосование в следующие предложения по выплате дивидендов:


  1. Не выплачивать дивиденды → x

  2. Всю прибыль компании выплатить в качестве дивидендов y

  3. Треть прибыли выплатить в качестве дивидендов → z

  4. Половину прибыли выплатить в качестве дивидендов → v

  5. Три четверти прибыли выплатить в качестве дивидендов w

Предпочтения членов Совета относительно этих предложений:

Нильс Олаф Стефан Гуннар Томас

y w w v v

z x x y x

w y v z y

x v y x z

v z z w w

Какое предложение вынесет Совет директоров, если для определения результатов голосования была использована:



  1. Процедура Коупленда?

  2. Имеется ли победитель Кондорсе на этом мажоритарном графе? Если нет, то как надо изменить предпочтения одного (любого, на Ваш выбор) из участников голосования, чтобы на мажоритарном графе появился победитель Кондорсе?


Задача № 4.

Возникла необходимость покупки офисной техники для компании.



В качестве альтернатив рассматривались компьютеры четырех производителей. При помощи экспертных опросов были получены оценки этих альтернатив по 4 критериям (см. таблицу, чем выше оценка по критерию, тем альтернатива лучше).







Дешевизна

Объем жесткого диска

Объем оперативной памяти

Внешний вид

HP

7

6

5

7

Samsung

5

6

4

7

Panasonic

5

3

5

8

Toshiba

7

6

6

7




  1. Для того, отсечь из рассмотрения заведомо непригодные альтернативы, постройте граф Парето

  2. Найдите множество Парето.

  3. Если оказалось, что в множество Парето входит несколько альтернатив, то для выбора единственной альтернативы примените любой известный Вам способ выделения части множества Парето.

  4. Измените числовые значения критериев любыми значениями (от 1до 10) таким образом, чтобы в множество Парето входили 3 альтернативы:




Дешевизна

Объем жесткого диска

Объем оперативной памяти

Внешний вид

HP













Samsung













Panasonic













Toshiba














Задача № 5. В Совете директоров компании работают секретарями 4 девушки:

Анна (А), Хельга (Х), Мария (М) и Кристина (К). На новогоднем вечере было решено устроить маскарад.

У девушек дома есть следующие маскарадные костюмы:

у Анны – «Снежная королева» и «Коломбина»

у Хельги – «Золушка», «Снежная королева», «Белоснежка»

у Марии – «Коломбина», «Фея»

у Кристины – «Фея», «Золушка», «Белоснежка»

Смогут ли девушки прийти на маскарад в разных маскарадных костюмах? Для того, чтобы ответить на этот вопрос:

Постройте соответствующий двудольный граф и проверьте выполнение условия Холла.


  1. При построении паросочетания нужно строго придерживаться следующего :

- на 1-м шаге паросочетание должно содержать одну дугу;

- на 2-м шаге чередующаяся цепь должна содержать три дуги;

- на 3-м шаге чередующаяся цепь должна содержать не менее трех дуг;

- на 4-м шаге – на Ваше усмотрение.



Задача № 6.

Супруги разводятся. Встал вопрос о разделе имущества. Бывшие супруги решили, что при разделе имущества они воспользуются процедурой «Подстраивающийся победитель». В таблице представлены предпочтения каждого из бывших супругов относительно совместно нажитого имущества:







Нильс

Хельга

Квартира

40

15

Дача

5

35

Вклад в венч. фонд

20

15

Мерседес

25

10

Джип

10

25

Всего:

100

100

  1. Что получит каждый из бывших супругов после раздела имущества?

  2. Как Хельга, зная предпочтения Нильса, может указать свои ложные предпочтения, чтобы получить лучшие для себя результаты дележа?


Задача № 7.

Кроме того, супруги решили поделить собрания сочинений русских писателей, используя процедуру «Сбалансированная очередность».

Их предпочтения относительно собраний сочинений:

Нильс Хельга

Толстой Пушкин

Пушкин Гоголь

Гоголь Тургенев

Достоевский Достоевский

Лесков Толстой

Тургенев Лесков

а) Какие собрания сочинений на каждом этапе процедуры будут передаваться

Нильсу, какие – Хельге, а какие – попадут в «спорную кучу»?

б) При выборе из «спорной кучи» право первого хода принадлежит Хельге. Какие собрания сочинений получит каждый из бывших супругов в результате дележа?



10. Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по следующим позициям: правильность решения задач на семинарах, правильность выполнения аудиторных самостоятельных работ. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Осем.


Домашняя работа оценивается по 10-ти балльной шкале – Одом.

Накопленная оценка учитывает оценку за семинарские занятия и оценку за домашнее задание (по темам 1 – 4) и формируется следующим образом:

Онакопленная= 0,4* Осем + 0,6 * Одом
Результирующая оценка Орезульт за дисциплину по 10-ти балльной шкале рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,35* Онакопл + 0,65 *·Озачет

где Озачет – оценка за письменный зачет по 10-ти балльной шкале.

Способ округления накопленной оценки и результирующей оценки производится арифметическим способом.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине.


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник


  1. Алескеров Ф.Т., Хабина Э.Л., Шварц Д.А. Бинарные отношения, графы и коллективные решения. – М.: ФИЗМАТЛИТ. 2012

11.2 Дополнительная литература


  1. Алескеров Ф.Т., Ордешук П. "Выборы. Голосование. Партии.", М., Академия, 1995.

  2. Алескеров Ф.Т. «Формальные методы коллективного принятия решений» (пленарный доклад), Тезисы докладов 2-ой Всесоюзной конференции по статистическому и дискретному анализу нечисловых данных, М., Наука, 1984, 18-28

  3. Алескеров Ф., Платонов В. "Системы пропорционального представительства и индексы представительности парламента", препринт ГУ Высшая Школа Экономики, WP7/2003/05, Москва, 2003

  4. Алескеров Ф., Платонов В. "Индексы представительности парламента", Полития, №1, 2003, 193-200

  5. Алескеров Ф., Голубенко М. "Об оценке симметричности политических взглядов и поляризованности общества", препринт ГУ Высшая Школа Экономики, WP7/2003/04, Москва, 2003

  6. Алескеров Ф., Н.Благовещенский, М.Константинов, Г.Сатаров, В. Якуба "О сбалансированности Государственной Думы Российской Федерации (1994-2003 гг.)", препринт ГУ Высшая Школа Экономики, WP7/2003/02, Москва, 2003

  7. Алескеров Ф., Н.Благовещенский, Г.Сатаров, А.Соколова, В. Якуба "Оценка влияния групп и фракций в российском парламенте (1994 - 2003 гг.)", Экономический Журнал ВШЭ, №4, 2003, 496-512

  8. Алескеров Ф.Т., Е.В. Бауман, В.И. Вольский. «Методы обработки интервальных экспертных оценок», Автоматика и телемеханика, 1984, №3, 384-389.

  9. Aleskerov F.T., Nurmi H. Patterns of Party Competition in British General and Finnish Municipal Elections. Working paper WP7/2003/07 — Moscow: State University— Higher School of Economics, 2003. — 24p.

  10. Айзерман М.А., Алескеров Ф.Т. Выбор вариантов (основы теории).- М.: Наука. 1990. – 236 с.

  11. Брамс С., Тейлор А. «Делим по справедливости», М., СИНТЕГ, 2003

  12. Вентцель Е.С. «Элементы теории игр», М.: Физматгиз, 1961

  13. Вольский В.И., Лезина З.М. Голосование в малых группах.  М., Наука, 1991

  14. Вольский В.И. Применение метода Крамера для выделения части множества Парето. – Автоматика и телемеханика, 1982. № 12. с. 111 – 119

  15. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания 1999. Электоральная статистика. М.: Издательство “Весь мир”, 2000.

  16. Выборы депутатов Государственной Думы 1995. Электоральная статистика. М.: Издательство “Весь мир”, 1996.

  17. Карпов А.В. Измерение представительности парламента в системах пропорционального представительства. Препринт ГУ ВШЭ. WP7/2006/04, М.: ГУ ВШЭ, 2006 – 40 с.

  18. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. – М.: Университетская книга, Логос. 2006. – 392 с.

  19. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. – М.: Патент. – 272 с.

  20. Письма Плиния Младшего. Книги I-X. М., Наука, АН СССР, серия Литературные памятники, 1983

  21. Плутарх. Сравнительные жизнеописания.  "Правда", 1990

  22. Эрроу К. «Коллективный выбор и индивидуальные ценности», М., ГУ ВШЭ, 2004

  23. Берж К. Теория графов и ее приложения. – М.: ИЛ, 1962

  24. Исследование операций в экономике (под ред. Н. Крамера – М.: Банки и биржи, 1997

  25. Roth A., Sotomayor M.O. Two-sided matching. – Cambridge University Press, 1990

  26. Айзерман М.А., Алескеров Ф.Т. Выбор вариантов (основы теории). – М.: Наука, 1990

12 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Лекции по курсу читаются с использованием мультимедийного проектора для демонстрации слайдов и презентационных материалов.