Программа дисциплины Психология влияния для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра (для 4 курса) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Психодиагностика для направления 080500. 1 254.14kb.
Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200. 1 239.46kb.
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» 2 460.86kb.
Программа дисциплины Распределенные информационные системы для направления... 1 219.99kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс по математике» 1 114.61kb.
Программа дисциплины Методы оптимизации для направления 080200. 1 192.8kb.
Программа дисциплины "Электронный бизнес" 1 155.55kb.
Программа дисциплины «Теория и методы принятия решений о развитии... 1 225.39kb.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления... 4 603.3kb.
Программа дисциплины Методы разработки и анализа алгоритмов для направления... 1 221.47kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс математики» 1 163.12kb.
Экономико-психологические теории финансового поведения населения 1 189.67kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины Психология влияния для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки - страница №1/1

Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента



Программа дисциплины

Психология влияния

для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

(для 4 курса)

Автор программы: Перфильева Евгения Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент

Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «__» ____________2012 г.

Зав. кафедрой – Герасим Амирович Мкртычян

Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012 г.

Председатель Ю.В. Кузнецова

Утверждена УМС НИУ ВШЭ

Нижний - Новгород «___»_____________2012 г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________

Нижний Новгород, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология влияния».

Программа разработана в соответствии с:

ГОС ВПО по направлению «Менеджмент»

Образовательной программой направления 080500.62 – «Менеджмент» подготовки бакалавра;

Рабочим учебным планом университета по направлению 080500.62 –

«Менеджмент» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 году.


1 Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психология влияния» является формирование у студентов представления о социально-психологической природе влияния, особенностях управленческой работы в данном предметном поле, а также формирование у будущих менеджеров психологической культуры и навыков управления межличностным влиянием в различных сферах.

2 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать теоретические основы и основные понятия психологии влияния; иметь представление об основных направлениях изучения социального влияния, современных достижениях теоретической и прикладной психологии влияния; о формах и методах управления влиянием; о существующих способах защиты от нежелательного влияния

  • Уметь применять эти знания на практике; анализировать причины возникновения межличностных конфликтов, структурные и динамические особенности их протекания и завершения; уметь выявлять специфику и особенности разных видов социального влияния.

  • Обладать навыками комплексного психологического анализа влияния в малых группах и организационного влияния.

  • Обладать навыками работы с научной информацией (грамотно осуществлять ее поиск, сбор и анализ), иметь опыт написания научных рефератов и эссе.


3 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к факультативным дисциплинам. Изучение курса психологических дисциплин в профессиональной подготовке современного специалиста по управлению предполагает наряду с развитием общей психологической культуры менеджера создание условий для выбора студентом гуманитарных технологий познавательной, а в будущем и профессиональной деятельности. Курс «Психология влияния» в рамках внутри дисциплинарных связей в структуре образовательной программы взаимодействует с социальными и культурологическими дисциплинами (философией, культурологией, системой управленческих практикумов).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Общая психология»

«Социология»

«Социальная психология»

«Организационная психология»

Курс «Психология влияния» - дисциплина теоретико-прикладная, что делает особо значимыми методологические связи с социальной психологией и другими дисциплинами психологического содержания. Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении профессионально-предметных дисциплин: «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Психология лидерства», «Организационное поведение».

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

«Психология лидерства»,

«Организационное поведение»,

«Психология управления персоналом»

при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.


Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Общая характеристика влияния

22

2







20

2

Влияние в малых группах

30

4

2

4

20

3

Межличностное влияние

28

4




4

20

4

Основы влияния СМИ

28

4




4

20

Итого – 108 часов

Аудиторных часов - 28

Самостоятельная работа - 80

Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры




2




Текущий

(неделя)


Домашняя работа




8-9 неделя


3-4 тыс. слов

Итоговый

Устный зачёт




*

В форме открытых вопросов


    1. Критерии оценки знаний, навыков

Текущий контроль предполагает контроль за посещением лекций, оценку работы студентов на семинарских занятиях и оценку выполнения домашнего задания в форме эссе. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется по 10-и балльной шкале, в зависимости от степени участия студента в подготовке и обсуждении заданий. Домашнее задание оценивается по 10-балльной шкале.

Итоговый контроль – устный зачет. Зачетное задание включает открытый вопрос (оценивается в 6 баллов), предполагающий самостоятельную формулировку ответа студентом, и открытый вопрос по содержанию эссе (оценивается в 4 балла).

Зачетное задание оценивается по 10 балльной шкале: 1-3 балла – незачет, 4-10 баллов – зачет.



Результирующая оценка итогового контроля складывается из накопленной оценки за работу на семинарских занятиях, выполнения домашнего задания и оценки итогового зачетного задания:

Онакопленная = 0,4 текущая + 0,6аудиторная ,

где Отекущаяд/з.

Орезультат = 0, 6накопл. + 0, 4итоговый (зачет)

Внимание! В случае получения неудовлетворительной оценки хотя бы за одну из составляющих (работа на семинарских занятиях, домашнее задание) итоговая оценка будет считаться неудовлетворительной (незачет).

Содержание дисциплины


Раздел 1. Общая характеристика влияния

Количество часов аудиторной работы – 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы – 20 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы – 10 часов.

для выполнения индивидуальной домашней работы – 10 часов.

Тема 1.Основные понятия и базовые теории психологии влияния.

Мировые психологические школы: психоанализ, бихевиоризм, интеракционистское направление о природе социального влияния. Идеи и концепции Дж. Мида. Теории референтной группы.

Современная дискуссия о природе влияния в интеракциональной психологии. Рычаги влияния, по мнению Р.Чалдини.

Отечественная традиция изучения социального влияния.



Базовые учебники

  1. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – М.: 2006. – 656 с. (Доступна электронная версия )

  2. Чалдини Роберт. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. 5–е изд. – СПб.: Питер, 2013. – (Главы 4,5, 8)

Основная литература

  1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб,: Изд-во Михайлова, 2001.

  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии: Теоретические подходы:Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002. –С.179-219.

  3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990

  4. Аронсон, Э.Общественное животное. Введение в социальную психологию. /Пер. с англ. – М,:АСПЕКТ ПРЕСС,1999. –С.86-104.

  5. Малашкина М.М. Популярная история психологии. – М.: Вече, 2002. – С.10-55

  6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.- 496 с.

  7. Мэй и др. Экзистенциальная психология / Пер с англ. .- М.: институт общегуманитарных исследований, 2005 – 160 с.

  8. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – 336 с. (С.40-41;67-92)

  9. Роджерс К. К науке о личности/ История зарубежной психологии. Тексты М., 1986

  10. Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. –(Серия «Мастера психологии») – С.536 – 539.

  11. Сумерки богов /Сост. А.А. Яковлев: Перевод.- М.: Политиздат, 1989. – (З Фрейд и Э Фромм).

Дополнительная литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 2000.

  3. Журавлев А.Л., Соснин В.А. Социальная психология. – М.: Форум, 2006. – 416 с.

  4. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: 2001. – 448 с.

  5. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: 2000. – 128 с.

  6. Красильников М.Е. Введение в социальную психологию / Лекция. – М.: Российский открытый университет, 2001.

  7. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб., 2001.

  8. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.

  9. Mайерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. И доп.– СПб., 2001. – С.358-403.

  10. Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

  11. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: 2000. – 312 с.

  12. Социальная психология. 7-е изд. /Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. - Часть 1. – С. 38-283

Тема 2. Методы изучения социального влияния.

Характеристика основных методов социально-психологического исследования. Психоаналитическая традиция в изучении социального влияния. Эксперимент как метод изучения влияния в группе. Диагностика межличностных отношений.

Диагностика манипулятивного влияния.

Базовые учебники


  1. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – М.: 2006. – 656 с. (Доступна электронная версия )

  2. Экспериментальная психология: Учебник для вузов.2-е изд.,доп. –СПб.: Питер,2003. – С.30-62

Основная литература

  1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – С. 12-43

  2. Глейтман и др. Основы психологии: Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2001. –С. 17-27

  3. Малашкина, М.М. Популярная история психологии. – М.: Вече, 2002. – С.10-55

  4. Общая психология. Словарь/ Под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

  5. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. — СПб.: Питер, 2001. — 176 с. — (Серия «Практикум по психологии»).

  6. Шадриков, В.Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. - М. : Изд-во Институт психологии РАН», 2009. –С.69-95.

  7. Тернер Дж. Социальное влияние. – М.: Концентрированная психология, 2003. – 256 с.

Дополнительная литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 2000.

  3. Журавлев А.Л., Соснин В.А. Социальная психология. – М.: Форум, 2006. – 416 с.

  4. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: 2001. – 448 с.

  5. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: 2000. – 128 с.

  6. Красильников М.Е. Введение в социальную психологию / Лекция. – М.: Российский открытый университет, 2001.

  7. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб., 2001.

  8. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.

  9. Mайерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. И доп.– СПб., 2001. – С.358-403.

  10. Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

  11. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: 2000. – 312 с.

  12. Социальная психология. 7-е изд. /Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. - Часть 1. – С. 38-283

Раздел 2. Влияние в малых группах

Количество часов аудиторной работы – 10 часов из них лекции-4,сем.-6

Общий объем самостоятельной работы – 20 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

для выполнения индивидуальной домашней работы – 10 часов

для чтения дополнительной литературы – 10 часов.

Тема 3. Влияние большинства и меньшинства

Влияние и социально- психологическая структура группы. Конформизм. Информативное и нормативное влияние. Влияние и социальная поддержка. Подчинение. Исследования подчинения. Стили поведения меньшинства. Инновация и влияние меньшинства.



Базовые учебники

  1. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – М.: 2006. – 656 с. (Доступна электронная версия )

  2. Чалдини Роберт. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. 5–е изд. – СПб.: Питер, 2013. – С.141-333.

Основная литература

    1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.

    2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии: Теоретические подходы:Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002. –С.179-219.

    3. Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: учебное пособие. –Ростов н\Д: Феникс,2012 – С.272-310

    4. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин [и др.]. - 2-е изд., доп. - М.: Психотерапия, 2009. - 490 с.

    5. Социальная психология : учебное пособие / отв. ред. А. Л Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 193 - 252. (Серия «Высшее психологическое образование») -

    6. Чалдини Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 140 - 216.

Дополнительная литература

  1. Андриенко Е. В. Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2010. - С. 117 - 190.

  2. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982 – 112 с.

  3. Бэрон Р. Социальная психология. Ключевые идеи / Р. Берон, Д. Бирн, Б. Джонсон. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2003. – С. 398 - 441.

  4. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. – М,: НОУ ВНО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С.11-103

  5. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М.: Академия, 1996. – С. 310 - 362.

  6. Журавлев А. Л. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / А.Л. Журавлев, Е В. Шорохова. – М.: Социум; Институт психологии РАН, 2001. - 288 с.

  7. Кондратьев Ю. М. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения [Электронный ресурс] / Ю. М. Кондратьев, М. Е. Сачкова // Психологическая наука и образование. – 2011. - № 1. - С. 13 Режим доступа : http://www.psyedu.ru

  8. Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-професиональной мотивации студентов [Электронный ресурс] / Д. А. Меламед // Психологическая наука и образование. – 2011. - № 2. - С. 16 Режим доступа : http://www.psyedu.ru

  9. Homans George. The Human Group. - New York : Harcourt, Brace & World, 1950. ISBN 0-15-540374-3

  10. Mayo E. The human problem of an industrial civilization [Электронный ресурс] / Elton Mayo. – London : Routledge. – 2003 Режим доступа: http:// www.questia.com

  11. Triplett N. The dynamogenic factors in pacemaking and competition [Electronic resource] / Norman Triplett // American Journal of Psychology. – 1897. – V. 9. – P. 507 - 533. Режим доступа : http://psychclassics.yorku.ca/Triplett/

Тема 4. Влияние в процессе групповой дискуссии и принятия решений.

Групповая поляризация. Объяснительные модели групповой поляризации: социального сравнения, модель убеждающих аргументов, модель группового давления. Понятие «огрупплённого мышления». Основные признаки и способы преодоления.



Основная литература

    1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.

    2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002. –С.179-219.

    3. Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: учебное пособие. –Ростов н\Д: Феникс,2012 – С.272-310

    4. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин [и др.]. - 2-е изд., доп. - М.: Психотерапия, 2009. - 490 с.

    5. Социальная психология : учебное пособие / отв. ред. А. Л Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 193 - 252. (Серия «Высшее психологическое образование») -

    6. Чалдини Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 140 - 216.

Дополнительная литература

  1. Андриенко Е. В. Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2010. - С. 117 - 190.

  2. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982 – 112 с.

  3. Бэрон Р. Социальная психология. Ключевые идеи / Р. Берон, Д. Бирн, Б. Джонсон. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2003. – С. 398 - 441.

  4. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. – М,: НОУ ВНО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С.11-103

  5. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М.: Академия, 1996. – С. 310 - 362.

  6. Журавлев А. Л. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / А.Л. Журавлев, Е В. Шорохова. – М.: Социум; Институт психологии РАН, 2001. - 288 с.

  7. Homans George. The Human Group. - New York : Harcourt, Brace & World, 1950. ISBN 0-15-540374-3

  8. Mayo E. The human problem of an industrial civilization [Электронный ресурс] / Elton Mayo. – London : Routledge. – 2003 Режим доступа: http:// www.questia.com

  9. Triplett N. The dynamogenic factors in pacemaking and competition [Electronic resource] / Norman Triplett // American Journal of Psychology. – 1897. – V. 9. – P. 507 - 533. Режим доступа : http://psychclassics.yorku.ca/Triplett/

Раздел 3. Межличностное влияние

Количество часов аудиторной работы – 10 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 20 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Подготовка к семинарским занятиям – 10 часов

Выполнение проектных заданий – 10 часов

Тема 5. Власть, влияние и взаимная симпатия.

Межличностное взаимодействие в диапазоне от сотрудничества до соперничества, от кооперации до конфликта, его психологическая природа. Концепция другого человека. Проблема доверия во взаимоотношениях. Просоциальное поведение: помощь другим. Индивидуальная власть как основа для влияния. Должностная и личностная власть. Тактики должностной власти. Влияние без власти: обмен, союзы, взаимная симпатия.

Движущие силы межличностного влияния: внешняя привлекательность, сходство, похвалы. «Фабрика улыбки». «Быстрорастворимое» влияние.

Тема 6. Межличностный конфликт и его разрешение.

Психологическая традиция изучения конфликтов. Психоаналитическая интерпретация межличностного конфликта. Экспериментальные исследования психологических конфликтов. Модели развития межличностной конфликтной ситуации. Стратегии и тактики поведения в межличностном конфликте. Попытки систематизации конфликтов.



Основная литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008 (глава 1-4)

  2. Братченко Л.С. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

  3. Гришина Н.В.Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008 (глава 1,3)

  4. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. М.: Педагогическое общество России, 2004.

  5. Психология конфликта / Серия «Хрестоматия по психологии». СПб.: Питер, 2008 (раздел 1-2).

  6. Хасан Б. И. , Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. М.: Академия, 2006. (раздел 1.1 , 1.2)

Дополнительная литература

  1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб: Питер. 2005

  2. Анцупов А. Я. Российская конфликтология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

  3. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива // Социальный конфликт: современные исследования. М.: ИСАН, 1991

  4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта.// Социологические исследования, 1994, № 5

  5. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993

  6. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал, 1980, № 6, с. 119-133

  7. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1997

  8. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999

  9. Handbook of conflict analysis and resolution. London; New York Routledge, 2009.

Раздел 4. Психологические основы влияния СМИ

Количество часов аудиторной работы – 10 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 20 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

для выполнения заданий по текущему контролю – 5 часов

подготовки к семинарским и практическим занятиям - 5 часов

просмотр фильма и подготовка эссе -10 часов



Тема 7. Психологические основы влияния средств массовой коммуникации.

Основные психологические подходы к изучению СМИ. Скорость и степень влияния СМИ. Особенности информирования в СМИ. Влияние агрессии и порнографии в СМК.



Тема 8. Влияние СМК на состояние межгрупповых отношений.

Усиление межгрупповых конфликтов. Распространение слухов .Формирование негативных стереотипов и предрассудков.



Основная литература

  1. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. – М,: НОУ ВНО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С.11-103

  2. Гулевич О.А. Психология коммуникации. - М,: НОУ ВНО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С.207-277.

  3. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин [и др.]. - 2-е изд., доп. - М.: Психотерапия, 2009. - 490 с.

  4. Социальная психология : учебное пособие / отв. ред. А. Л Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 193 - 252. (Серия «Высшее психологическое образование») -

  5. Чалдини Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 140 - 216

Дополнительная литература

  1. Белинская Е.П.. Тихомадрицкая О.А. Социальная психология личности.

  2. Брайант Д.,Томпсон С. Основы воздействия СМИ. – М.-СПб –Киев, 2004.

  3. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб., 2001.

  4. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.

  5. Mайерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. И доп.– СПб., 2001. – С.358-403.

  6. Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

  7. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: 2000. – 312 с.

  8. Социальная психология. 7-е изд. /Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. - Часть 1. – С. 38-283

  9. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб. – М. , 2003

Образовательные технологии


В ходе реализации данной учебной программы используются традиционные и интерактивные образовательные технологии: лекция с использованием обратной связи , групповые дискуссии, ролевые игры , групповые упражнения, анализ кейсов.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

7.1.Тематика заданий текущего контроля


Разработка экспериментальной схемы изучения влияния в условиях простого присутствия других

Проектное задание с предварительным обсуждением на семинаре «Плохие и хорошие новости» - особенности информирования в СМК

Проектное задание: «Влияние агрессии в СМИ» - примеры телевизионного насилия

Проектное задание: «Особенности информационного влияния текстовой рекламы»


7.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету

1. Характеристика рычагов влияния по Р.Чалдини

2. Подчинение как психологический феномен. Исследования подчинения

3. Стили поведения меньшинства

4. Понятие «огрупплённого мышления»

5. Проблема доверия во взаимоотношениях

6. Влияние без власти: обмен, союзы, взаимная симпатия.

7. Психоаналитическая интерпретация межличностного конфликта

8. Модели развития межличностной конфликтной ситуации

9. Психологические основы влияния средств массовой коммуникации



10. Формирование негативных стереотипов и предрассудков.

7.3.Темы эссе

  1. Что скрывает наш разум под словом «влияние».

  2. Критерии влияния внешней привлекательности человека в объяснении психологов.

  3. Сны и сновидения как предмет художественного понимания (фольклор, живопись, литература).

  4. Толкование сновидений в современной психологии .

  5. «Поток сознания» как научное понятие, художественный приём и явление разговорной речи.

  6. Понятие межличностного конфликта в психоанализе и гуманистической психологии.

  7. Жалость, сострадание, эмпатия, доброта – есть разница?

  8. Индивидуальные стили влияния и их роль в создании индивидуального стиля жизни.

  9. Современный психоанализ об информативном влиянии: практические следствия.

  10. Как нас заставляют покупать то, что нам не нужно.

  11. Умеем ли мы…..разговаривать?

  12. Одежда – внешнее выражение отношения к себе и к миру.

  13. Источники и формирование защитных механизмов у людей.

  14. Фокусы древних и современных жрецов. Что такое внушаемость?

  15. Психология влияния в работе профессионалов убеждения.

  16. Как устроен «детектор лжи» и можно ли его обмануть.

  17. Лидерство – социальное влияние одного человека на многих.

  18. Особенности межличностного влияния в деятельности менеджера.

  19. Социальное влияние как феномен практики управления.

  20. Роль психологии влияния в науке управления.

  21. Наблюдательность как профессионально важное качество

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


  1. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – М.: 2009. – 656 с. (Доступна электронная версия)

  2. Чалдини Роберт. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. 5–е изд. – СПб.: Питер, 2013. – (Главы 4,5, 8)

Основная литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008 (глава 1-4).

  2. Гулевич О.А. Психология коммуникации. - М,: НОУ ВНО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С.207-277.

  3. Гришина Н.В.Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008 (глава 1,3)

  4. Дружинин В.Н.Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. _ М.: ПЭР СЭ, 2005. – 135 с.

  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб,: Питер,2005. _ (гл.2,6).

  6. Социальная психология. 7-е изд. /Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. - Часть 1. – С. 38-283

  7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.- С.320-400

  8. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин [и др.]. - 2-е изд., доп. - М.: Психотерапия, 2009. - 490 с.

Дополнительная литература

  1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб: Питер. 2005

  2. Анцупов А. Я. Российская конфликтология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

  3. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива // Социальный конфликт: современные исследования. М.: ИСАН, 1991

  4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта.// Социологические исследования, 1994, № 5

  5. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993

  6. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал, 1980, № 6, с. 119-133

  7. Малашкина М.М. Популярная история психологии. – М.: Вече, 2002. – С.10-55

  8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.- 496 с.

  9. Роджерс К. К науке о личности/ История зарубежной психологии. Тексты М., 1986

  10. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – 336 с. (С.40-41;67-92)

  11. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1997

  12. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999

  13. Handbook of conflict analysis and resolution. London; New York Routledge, 2009.
    1. Справочники, словари, энциклопедии


  1. Анастази А.Психологическое тестирование. СПб: Питер,2006.

  2. Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности. М.,Смысл,2001.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Гл. ред. С.П. Обнорский. М.:1949.

  4. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.:ПЕР СЭ,2005

  5. Современный психологический словарь /Под ред. Б.Г. Мещрякова, В.П. Зинченко. СПб., Прайм-Евро-Знак,2007

  6. Шипов Я.А. Православный словарь. – М.: Современник,1998. -271 с.

10.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для лекций -

Автор программы Е.И. Перфильева