Примечание. Н. А. Ефремов, «Туманный Альбион, Англия и англичане глазами русских 1825-1853 г.» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Примечание. Н. А. Ефремов, «Туманный Альбион, Англия и англичане глазами русских - страница №5/5

Несмотря на свои английские вкусы и англофильст­во, Николай самым решительным образом осуждал по­литическую систему этой страны. В разговоре с Кюстином он говорил, что может понять республику, но, по его словам, «представительного образа правления я постигнуть не могу. Это — правительство лжи, обмана, подкупа. Я скорее отступил бы до самого Китая, чем согласился бы на подобный образ правления». Он просто не мог понять, как английские короли мирятся с всемогуществом парламента, усматривая в этом про­явление слабоволия. Роль общественного мнения, демо­кратические свободы и шумная пресса вызывали у него враждебные чувства.

Нессельроде беспокоился напрасно: политическая жизнь Англии осталась для Николая книгой за семью печатями. Он не интересовался ею и сохранил на всю жизнь к ней пренебрежительное отношение. За четыре месяца, проведенные в Англии, он лишь один раз, и только из приличия, посетил парламент, который, впрочем, не произвел на него никакого впечатления. По словам официального биографа, «Николай Павлович менее всего интересовался ораторскими приемами в па­лате лордов и палате общин, а также разговорами об этих явлениях английской жизни». Все свое время ве­ликий князь делил между светскими приемами и посе­щениями казарм и воинских парадов. Вообще с самого раннего возраста он увлекался только одним — военным делом. Эту страсть он, как и его братья, по-видимому, унаследовал от отца. Позднее он сам признавал, что из-за этой страсти получил «бедное образование». Его мать, которая видела дурное влияние казарменного вос­питания, по словам того же биографа, «не переставала бороться с врожденными наклонностями своих сыновей», однако «заботливой матери не удалось искоренить осо­бое расположение к фронтовым занятиям в Николае Павловиче, а еще менее в Михаиле Павловиче»: Страсть к мундирам и парадам Николай I пронес через всю жизнь. Вскоре после своего воцарения, в первой половине 1826 г., он издал десятки приказов, посвящен­ных форме отдельных полков, а также отдельных групп чиновников, даже рисунку пуговиц для их мундиров, и т. п. Он разрабатывал форму для профессоров и учащихся, а в 1831 г. предписал носить мундиры всем дво­рянам. Он не позабыл даже об усах: их разрешалось носить только военным, причем они должны были быть только черными — всякие другие беспощадно сбрива­лись. В 1837 г. чиновникам запретили носить серые шляпы.

Николай не мог понять сложную конституцию Анг­лии. За внешним демократическим фасадом он не раз­личал структуру реальной власти в стране. Автократи­ческие замашки Николая I, усиленные воспитанием и атмосферой сервилизма, царившей при дворе, заставля­ли его презирать английское общественное мнение. Он был убежден, что можно безнаказанно его игнорировать, и полагал, что в обход его лично сумеет договориться с английскими министрами — главное, считал он,— от­кровенно объясниться с ними. Он не понимал, что ни одно министерство в Англии не удержится у власти, если не будет прислушиваться к требованиям господст­вующих кругов имущих классов.

Впрочем, переговорами назвать их можно лишь условно: в сущности говорил один Николай I. Он вообще не умел слушать собеседника: атмосфера полного едино­властия и придворного подобострастия приучила его только приказывать. Мнение собеседника его интересо­вало меньше всего. Поэтому его разговоры с англий­скими политиками обычно выливались в пространные монологи. Его задачей было как можно полнее изло­жить свои взгляды. В том, что собеседники их примут, он, видимо, не сомневался.

Что говорил Николай своим английским собеседникам? Как и следовало ожидать, главной и, пожалуй, единственной темой разговоров был «восточный во­прос»— основной камень преткновения на пути сохра­нения добрых отношений между Россией и Англией. Исследователь дипломатической истории Мартене, изу­чивший сохранившиеся документальные свидетельства, пишет, что Николай I со всеми своими собеседниками делился мыслями о неминуемой смерти «больного» на берегах Босфора и «указывал на желательность согла­шения между Россией и Англией на случай наступления этой неизбежной катастрофы»: беседы на эту тему со­стоялись у царя с принцем Альбертом (супругом коро­левы Виктории), Пилем, Эбердином и Пальмерстоном. Сам Николай I был очень доволен этими беседами и считал их результаты положительными. Дипломатиче­ское молчание собеседников он воспринимал как согла­сие с ним.

Как же обстояло на деле? Удалось ли Николаю I убедить собеседников в неизбежности крушения Отто­манской империи и продвинуться на пути соглашения с Англией на предмет ее раздела? Последующие собы­тия показывают, что царь принял собственные пожела­ния за действительность. Аргументация русского царя не убедила английских политиков. Распадение Оттоман­ской империи они не считали ни неизбежным, ни жела­тельным и, во всяком случае, отнюдь не стремились его ускорять. Они вежливо выслушивали Николая I и не возражали ему, да, впрочем, он их и не спрашивал. Однако его откровенность — а он не считал нужным скрывать свои соображения — скорее всего, не только не уменьшила их давних опасений, но, напротив, их подтвердила. В результате Англия отказалась согла­ситься с русскими планами: меморандум Нессельроде, направленный английскому правительству после окон­чания визита, был оставлен без официального ответа, и, таким образом, фактически переговоры были сведены на нет. Мартене считает результаты визита отрица­тельными: по его мнению, царь без нужды раскрыл свои карты перед англичанами и тем самым как бы преду­предил их о направлении своей политики. По мнению Мартенса, «Крымская война явилась неизбежным по­следствием такой опасной откровенности».

Дело, разумеется, не в откровенности, а в несовме­стимости целей обеих держав. Визит Николая I не внес изменений в развитие англо-русских отношений. Тен­денции и силы, толкавшие к столкновению, продолжа­ли неумолимо действовать и спустя десять лет привели к воине.


Эволюция образа
Превращение Англии в «коварный Альбион», как уже говорилось, произошло не сразу, а в результате многочисленных мелких и частных поправок, вносив­шихся в прежний образ страны. Эти поправки, накап­ливаясь, в конце концов изменили и самый образ. Англия предстала как страна, которая в погоне за по­литическими выгодами игнорирует все моральные прин­ципы, не гнушаясь ничем. Эту мысль и должно было выразить наименование «коварный Альбион».

Выражение «коварный Альбион» (perfide Albion) пришло в Рос­сию из Франции. На протяжении XVIII в. эта страна неоднократ­но оказывалась в состоянии войны с Англией, и при каждом ухуд­шении отношений между ними этот образ всплывал снова и сно­ва. Характерно, что он возродился в начале 1939 г., когда обе стра­ны оказались перед лицом агрессивной гитлеровской Германии. Влиятельный французский журналист Пертинакс (Андрэ Жеро) утверждал, что эта характеристика Англии вполне оправданна: ее политика «равновесия сил», по мнению Пертинакса, не что иное, как «полный отказ от моральных соображений».

Меняющееся отношение к Англии можно проследить на оценке одного из качеств английского народа, а именно его «практицизма». Это качество, которое рас­сматривали как основную, определяющую особенность английского народа, долго оценивали положительно. Ведь если именно «практический дух» явился главной причиной всех успехов Англии в торговле, промышлен­ности и мореплавании (а в этом большинство не сомне­валось), т. е. был источником богатства и процветания страны, то как можно осуждать это качество?! Конечно, оно порождало и некоторые отрицательные стороны английского характера — корыстолюбие, скупость и т. п., а постоянная погоня за наживой определяла пренебре­жительное отношение к искусству, сводила науку к по­искам практических рецептов, обедняла жизнь. Но в целом в английском практицизме и «материальности» не видели ничего дурного, даже считали достойным подражания, осуждая только крайности.

Постепенно, однако, акценты сдвигались: «вещест­венная цивилизация» стала все чаще связываться с та­кими пороками, как своекорыстие, холодный, бесчувст­венный эгоизм. Меняющуюся оценку практицизма отра­зил Шевырев в нашумевшей статье «Взгляд русского на современное образование Европы», опубликованной в «Москвитянине». Шевырев построил статью на противопоставлении отсталой, бедной Италии и промышленной Англии, богатой и преуспевающей. Италия, по словам Шевырева, «взяла на долю свою все сокровища идеального мира фантазии... Она в жалком руби­ще нищеты сверкает своими огненными глазами... бле­щет нестирающеюся красотою и гордится своим минув­шим». Напротив, Англия «корыстно присвоила себе все блага существующего житейского мира: утопая са­ма в богатстве жизни, она хочет опутать весь мир узами своей торговли и промышленности» (1841, кн. 1, с 221).

Как видим, давно известный факт теперь оценивался по-новому, поворачивался другой стороной, выглядел в ином свете: теперь это уже отнюдь не достоинство, ко­торому следует подражать, а порок. На первый план выдвигается эгоизм англичан. Этот упрек повторялся все чаще, становился в глазах критиков главной чертой английского национального характера. Автор одной из заметок в «Отечественных записках» так говорил о пер­вом чувстве, которое путешественник, прибывающий с материка, испытывает при виде высокого мелового уте­са, возвышающегося над Дувром: «Как верно и точно он изображает самую горделивую, сухую, себялюбивую, холодную Англию!» (1849, кн. 12, отд. 8, с. 268). В дру­гой раз в том же журнале описывался визит в лондонское Сити — деловой центр города. Автор заявлял: здесь «соединяются все средства, все условия для дела­ния или добывания денег — это является единственной целью людей в этой части города». Но Сити не только центр торговой деятельности: «его можно также назвать — и довольно справедливо — центром лондонской грязи, нравственной и вещественной... Грустное, безот­четно грустное чувство выносишь на сердце, проведя несколько часов в Сити. Грустно делается за человечество, когда посмотришь на это циническое преследование одной цели — достать, добыть, нажить деньги» (1850, кн. 3, отд. 8, с. 57).

Таким образом, уже вся деловая жизнь Англии в целом, коммерческая активность и промышленные успе­хи этой страны становятся предметом решительного и безоговорочного осуждения, как источник человеческих пороков. Национальный эгоизм англичан все чаще фи­гурирует рядом с практицизмом, чтобы в конце концов полностью отождествиться с последним, стать его сино­нимом, непременным атрибутом английского народа и Англии. В. Соллогуб в «Тарантасе» еще в 30-е годы призывал читателей «остерегаться надменности герман­ской, английского эгоизма, французского разврата и итальянской лени». В более поздней повести «Лев», опубликованной в «Отечественных записках», он снова говорил о «горделивом эгоизме сынов Альбиона» (1841, -кн. 4, отд. 1, с. 265). «Телескоп» утверждал, что «анг­личанин почитает себя осью мира, центром вселенной» (1834, кн. 3, с. 184). Белинский разделял господствую­щее мнение об эгоизме англичан, когда заявлял, что «политическое своекорыстие и эгоизм, являются нацио­нальным пороком этого народа.


Правда, и в ранних высказываниях порой проскаль­зывали упреки англичанам в своекорыстии и игнориро­вании интересов других народов. «Московский телеграф» еще в 1826 г. заявлял, что Англия использует свое про­мышленное могущество в ущерб другим.

В другой раз тот же журнал намекал, что аналогичные усилия ныне англичане направляют против русского производ­ства красок. «Торговая зависть Англии проснулась», заявлял автор статьи и высказывал подозрение, что британцы стремятся «поставить все страны света в ко­лониальные отношения к Англии» (1846, кн. 4, отд. 4, х с. 340). Конечно, и позднее признавали ловкость англичан, их достоинства как коммерсантов, но тональность менялась, они все чаще сопровождались неприязненными замечаниями.

В отзывах русской печати о торговой политике Анг­лии появляется и новый элемент — подозрительность: в каждом ее шаге усматривались коварные замыслы против интересов других стран, в том числе России.
Так, ранее «Исторический журнал» утверждал, что в Индии «жители счастливы под владычеством Англии» (1826, кн. 10, с. 109). Отвечая на вопрос о том, каким образом небольшой Англии удается держать в повиновении десятки миллионов людей в этой стране, «Северный архив» замечал, что «англичане властвуют в Индии более мнением, нежели силой оружия» (1827,,, кн. 10, с. 157). А «Живописное обозрение» объясняло обширность английских колониальных владений тем, что Англия в отличие от Франции «уважает нравы других народов и оттого так легко и удобно управляет своими колониями. Француз гонит монахов из монастырей в Испании, смеется над патриархальною жизнью немцев в Германии, строит в чужих землях республики, когда он республиканец, и конституционные монархии, когда у него самого есть палаты и король, назначает места для площадей и большой улицы посреди Алжира, не щадя мечетей и мусульманских обычаев; англичанин владеет ионийскими островами и только держит там гарнизон; в Индии спокойно смотрит, как жены сжигаются с мужьями и не заводит модных колясок вместо паланкинов. Зато его переносят везде без ропота» (1838, т. 3, с. 295).

«Северная пчела» объясняла завоевание англичанами обширных колоний в различных частях света особым талантом управления, которым якобы наделены англи­чане. «Англосаксонская порода людей,— по мнению автора статьи,— одарена особенной способностью к учреждению колоний в отдаленных странах» (1849, № 137).

Тональность высказываний по поводу английской колониальной политики изменялась. Так, «Сын отече­ства» в 1837 г. заявлял, что англичане «ознаменовали себя в Индии одним только разрушением», а «все войны англичан с туземцами суть не что иное, как резня и убийство», приводя в доказательство письма английско­го командующего в Индии с описанием жестокостей, совершенных англичанами (1837, кн. 5, отд. 5, с. 131 — 132). Автор пространной статьи в том же журнале в 1842 г. резко критиковал английское управление Индией. Ссылаясь на наблюдения французского путешественни­ка, которого автор не называл (видимо, речь шла о не­давно переведенной на русский язык книге француза Э. Варрена), он рисовал страшные картины голода и нищеты в Индии, описывал работорговлю, неграмотность подавляющего большинства, отсутствие больниц и т. п. Свою статью автор заключал: «За золото, извлеченное из Индии, Англия ничего ей не дала» (1842, кн. 9 отд. 5, с. 64—84).

Еще более неприглядную картину английского управ­ления Индией рисовал в «Отечественных записках» рус­ский автор, скрывшийся под псевдонимом «-в» (вероятно, это был русский художник А. Салтыков, проведший в Индии более года). Свою статью автор начинал с при­знания, что «владычество англичан благодетельно для племен Индостана», поскольку оно способствовало якобы их нравственному и физическому развитию, однако все последующее содержание статьи находилось в резком противоречии с этим утверждением. Автор прежде всего отмечал потрясающую нищету народа, которая особенное бросалась в глаза на фоне огромного природного богатства страны: «Принимая в соображение эти неистощимые богатства, я был поражен бедностью и страшной нищетой, в которые погружены три четверти народона­селения Индии». Автор подчеркивал, что вину за это несут англичане. «Слишком целое столетие владеют анг­личане этой землей, но как мало они сделали для благодействия народа!» — восклицал он. Ост-Индская компа­ния, обогащаясь за счет Индии, «не открыла ни одного колодца, не вырыла ни одного пруда, не построила ни одного канала». В настоящее время страна эта стала беднее, чем ранее: промышленность ее погибла, богатые города опустели, и там, где раньше было 200 тыс. жите­лей, теперь живут едва 15 тыс. Английские школы и миссии не принесли пользы народу, земли запущены, публичные работы не ведутся. Налоги остались в том виде, как во времена Акбара, но с тех пор введена монополия на продажу соли и огромные территории засеяны маком для производства опиума. Из обнища­ния Индии выгоды извлекла только Ост-Индская ком­пания, которая для сохранения своего господства сеет рознь между племенами (1844, кн. 6, отд. 7, с. 98—109). Статья Салтыкова явилась суровым обвинением англий­ского колониализма в Индии.


По мере обострения англо-русских противоречий высказывания русской прессы и публицистики становились все более резкими. В 1842 г. «Отечественные записки» поместили письмо с Мальты, в котором говорилось, что здесь усиливаются жалобы на английское управление. Однако, прибавлял автор заметки, «англичане крепко уселись на этом почти голом утесе и вряд ли выпустят ) его из рук... Эгоистический характер Англии слишком очевиден» (1843, кн. 10, отд. 8, с. 116).
В 1841 г. «Библиотека для чтения» признавала: «Никогда, может быть, Англия не обрисовывалась резче в своем торгово-политическом характере, как в прошлом году»: автор имел в виду два конфликта, в которых уча­ствовала Англия,—в Китае, где она стремилась силой навязать другому народу свой опиум, и в Неаполе, где она в таком же агрессивном стиле добивалась беспре­пятственного вывоза серы, служившей сырьем для ее химической промышленности (1841, кн. 2, отд. 3, с. 55).

Раньше всего и резче всего в России начали крити­ковать английскую внешнюю политику, отыскивая в ней признаки эгоизма и своекорыстия, стремление извлекать выгоды из трудностей и бед, постигших другие народы. Это обвинение сформулировал еще Сумароков: «Тогда как на твердой земле пылают грады, проливают кровь островитяне, взирая на зарева в дали, подбирают сокровища, усугубляют свое могущество». В дальнейшем это обвинение повторялось часто. В 1830 г. «Московский телеграф», изложив прения по внешней политике, со­стоявшиеся в английском парламенте, в своих коммен­тариях утверждал: «Во всех уравнениях и вычетах анг­лийской политики все другие народы считаются у англичан орудиями и средствами» (1830, кн. 9, с. 110). В 1847 г. «Современник» заявлял: «Едва ли есть другой народ, в котором национальный эгоизм доходил бы до таких крайностей, как у англичан» (1847, кн. 11, отд. 3, с. 55).

«Северная пчела» также напоминала многочислен­ные случаи коварства английской политики, в частности нападение на Индию и Китай, добавляя, что, совершая эти нападения, Англия обычно прикрывала их благовид­ными предлогами и даже филантропическими мотивами. «А нападения на Вашингтон, на Копенгаген? — ехидно, спрашивал автор статьи.— Вероятно, и эти подвиги произошли также с целью филантропической! Англича­не наивно удивлялись, что все ядра их артиллерии при осаде Валансьена в 1814 г. попадали во французские фабрики. Никогда Англия не сделала ни одного выстре­ла даром, и каждое зерно английского пороха оцени­вается в несколько пудов золота. Англия совершенно припоминает древний Карфаген (разумеется, в гигант­ских размерах)» (1850, № 134).

Резкой критике подвергалась политика Англии на морях. На ее «морской деспотизм» жаловались уже дав­но. Профессор Харьковского университета И. Сливицкий в 1839 г. издал брошюру с нападками на него и предлагал вернуться к политике нейтралитета, которую Россия проводила в конце XVIII в. «Европе,— писал Сливицкий,— предстоит постоянно опасность со сторо­ны колоссального могущества британцев. И что может противостоять ему, кроме единодушного ополчения на­ций за свою торговлю и мануфактурную промышлен­ность, которой морской деспотизм Англии может на­нести чувствительный удар? В таком случае вооружен­ный нейтралитет возникает с новою силою и мысль великой Екатерины принесет богатые плоды».

Дань этим настроениям отдал в то время даже такой убежденный англофил, как Хомяков. Накануне Крымской войны он писал, что в настоящее время Англия «добивается, как кажется, первенства в бесчестии».

Крымская война подвела черту в развитии англий­ского образа и завершила формирование нового симво­ла в виде «коварного Альбиона».

Этому способствовали обстоятельства, при которых Англия вступила в войну против России. Многие, не только в России, до самого последнего момента считали такой шаг с ее стороны невероятным: большинство по­лагало, что в русско-турецком конфликте она, скорее всего, займет нейтральную позицию. Выступление на стороне Турции застигло врасплох всех, в том числе самого царя и его окружение.

В этом отчасти была виновата русская дипломатия, которая вместо выполнения своего прямого долга — информировать Петербург о действительном положении дел в Англии — в угоду царю заведомо искажала кар­тину, внушая уверенность, что Англия ни за что не решится на войну. Бруннов, излагая свои многократные беседы с английскими министрами и политиками, по­стоянно выдвигал на первый план и намеренно преуве­личивал их антитурецкие настроения, готовность к со­глашению с Россией, переоценивал разногласия между Англией и Францией и рисовал неподготовленность Англии к войне. Отрезвлению царя и его окружения не помогли даже усиленные военные приготовления Англии. «Северная пчела» еще 23 июля 1853 г., т. е. в самый канун войны, писала: «Хотя Англия действитель­но производит огромные вооружения и хотя в Спитгиде собран небывалый флот, однако на это не должно обращать особого внимания, потому что система английского кабинета во все времена заключалась в том, чтобы, пользуясь несогласиями других держав, усиливать свой I флот» (1853, № 161).

О степени ослепления царя свидетельствует и то, что буквально накануне войны, в конце октября 1853 г., он направил письмо королеве Виктории с просьбой рас­судить его спор с английскими министрами. Мартене, комментируя это послание, пишет, что царь «ожидал, что королева осудит образ действий английского правительства и вступит с ним в непосредственное личное соглашение». В этом акте проявилось полное непони­мание английской политической системы.

Результатом плохой осведомленности и самообмана явилось убеждение, возникшее после вступления Англии в войну, что англичане намеренно вводили в заблуждение весь мир, и особенно Россию, как бы заманивали в ло­вушку и только в последний момент открыли свои под­линные намерения и планы. Образ «коварного Альбиона» получал, таким образом, подтверждение.

После объявления войны отзывы об Англии стали гораздо более резкими. Вот, к примеру, что писал ано­нимный автор в 1854 г.: «Политика Англии сделалась силою самих обстоятельств существенно политикою мер­кантильною, эгоистическою и стремящеюся к завладе­нию, политикою, тщеславие которой, подобно побужде­ниям ее, не знает пределов и которая ставит выгоды своей торговли и своего морского владычества выше всех прочих каких бы то ни было интересов, а часто даже и вопреки требованиям морали, справедливости и начал общепринятых и уважаемых в отношениях меж­дународных». Автор обвинял Англию в завистливости, в стремлении подчинить себе и разорить Европу. Не удержался он от нападок и на английский народ, на его мораль и нравы: «Гордые своими учреждениями, англичане усвоили себе с давних пор привычку смот­реть с презрением на учреждения прочих стран». В за­ключение автор высказывал убеждение, что война с Россией окажется для Англии «гибельной».

Отношение к Англии сказалось и на оценке англий­ского народа: нападки на его отрицательные черты стали раздаваться все чаще, их оценивали еще резче. В газете «Северная пчела» Я. Грот, известный ученый-славист писал: «И прежде замечали, что англичане не только в политике, но и в общежитии более всего руко­водствуются эгоизмом, корыстолюбием и расчетом; угрюмая спесь и презрительная надменность выходцев Англии в обращении с иностранцами всегда поражали мыслящих людей самым неприятным образом, но в действиях английского правительства всепоглощающее ком­мерческое направление выражалось только отдельными, одинокими фактами: народы, ослепленные блеском успе­хов Англии в промышленности и общественной жизни, легко забывали дух, скрывавшийся в основании всех ее предприятий. Наконец, этот дух обнаружился во всей своей наготе: открываются глаза у народов» (1854, № 8). Перед нами — набор стереотипов, каждый из которых сформировался гораздо раньше, но теперь все отрица­тельные характеристики собраны вместе и окрашены резко.

Еще сильнее антианглийские настроения проявля­лись в среде рядовых обывателей. Человек, весьма дале­кий от политики, записывал в своем дневнике: «Англи­чане, словно разбойники, прогуливаются по морям да прибирают к рукам, что могут... Прибрали к рукам Ирландию, Гибралтар, Мальту, протягивают жадные руки к Египту с Суэцким перешейком, захватили Ин­дию с сотнею миллионов жителей, возмутительно гра­бят и притесняют индейцев...». Начинала прояв­ляться психология военного времени. При этом харак­терно, что в центре нападок оказалась именно Англия: о Франции, выступавшей вместе с Англией в роли ее союзницы, писали и говорили в то время гораздо мень­ше и не столь резко. Англия представлялась главным виновником происходившего.

Окончательное оформление в России образа «ковар­ного Альбиона» относится лишь к самому кануну войны. До этого представления об Англии и ее народе остава­лись довольно стабильными. Изменения накапливались постепенно и долгое время ограничивались нюансами. Проследить их нелегко.

Возникновение в некоторых слоях русского общества неприязни к англичанам относится, вероятно, к началу XIX в. В 1877 г. в журнале «Русская старина» были опубликованы воспоминания публициста П. Т. Морозо­ва, относящиеся к 20-м годам. Автор приводил свои беседы с небезызвестным М. Л. Магницким в бытность его в Одессе. Магницкий говорил автору: «Признаюсь, я вообще не люблю Западную Европу, но Англию нена­вижу. Она, по моему мнению, скопище лицемеров, лже­либералов и ненавистников рода человеческого» (1877, кн. 11, с. 47). В 40-е годы подобные высказывания уча­щаются. Паулович писал: «Я признаюсь здесь, что анг­личан совсем не люблю, хотя и не знаю за что...». Второстепенный писатель тех лет Ф. Ф. Корф в повести «Как люди богатеют», опубликованной в «Современни­ке», приводит разговор, по всей видимости подслушан­ный им. Откупщик в беседе с управляющим имением так характеризовал англичан: «Пребестия эти англичане». «Самый хитрый и презадорный народ»,— подтвердил управляющий (1847, кн. 8, отд. 1, с. 217).

Чем объясняется такое отношение к стране, с которой у России вплоть до 1854 г. не было не только крупных столкновений, но даже серьезных конфликтов? Сенковский в «Библиотеке для чтения» приписывал это исключительно французскому влиянию: «Вообще мы, французо-руссы, не жалуем этого народа. Почему? Да так, без причины, начитавшись французских книг, наслушавшись суждений французских гувернеров и гу­вернанток. Усвоив мало-помалу все глупости этих книг, все плоскости этих суждений, мы смотрим на Англию сквозь предубеждения и страсти наших мудрых настав­ников и невольно одушевляемся французским патрио­тизмом против сынов коварного Альбиона» (1848, кн. 1, отд. 6, с. 21). Финский исследователь В. Кипарский также считает, что «характеристика англичан как хит­рых рыжих дельцов, хитрых наживателей, безжалост­ных грабителей и Англии как продажного или коварно­го Альбиона возникла, вероятно, с помощью француз­ской модели».

Хотя французское влияние вполне возможно, однако, как было показано выше, имелись и более глубокие причины. Известную роль, конечно, играла и англий­ская русофобия, которая в эти годы не ослабевала, что, естественно, вызывало ответную реакцию в России. Настроения и высказывания подобного рода действуют как бумеранг и всегда возвращаются через границу домой в усиленном виде.

При этом, правда, следует заметить, что антианглий­ские чувства в России никогда не достигали такого раз­маха и влияния, как антирусские настроения в Англии. Это объясняется просто: в России не было такой спло­ченной и активной группы, какая вела эту кампанию в Англии. Имело значение также отсутствие массовой прессы. Поэтому антианглийские настроения разделя­лись отнюдь не всеми слоями населения. В. С. Аксако­ва записала 21 февраля 1855 г. в дневнике разговор своего брата Константина со старым крестьянином-извозчиком, который сказал: «Англичанам бог мудрость даровал». В этих словах, произнесенных в момент, когда война с Англией шла уже почти год, нельзя обнаружить и признака неприязни к англичанам. Даже десять лет спустя в стихотворении, которое стало на­родной песней, поэт В. И. Богданов писал:


Англичанин-хитрец, чтоб работе помочь,

Вымышлял за машиной машину...


По-видимому, в те годы неприязнь к Англии не полу­чила массового распространения. О нем можно говорить только к концу века, что явилось результатом долгой серии политических столкновений и воздействия широ­кой массовой печати.

Другая особенность антианглийских настроений в России — стремление отделить английский народ от государства, возложив вину за все происшедшее на пра­вительство. Это стремление прослеживается в записке Жуковского «Русская и английская политика», написан­ной в 1849 г. в виде письма Паскевичу и предназначен­ной для печати. Автор с уважением говорит о могуще­стве, богатстве, просвещенности английского народа, его религии, которая «еще не проникнута безверием», сво­боде, патриотизме англичан и т. п. По мнению автора, все это свидетельствует о том, что Англии провидением предназначена высокая миссия: «Англии, стоящей в го­лове просвещенных народов, не остается ничего иного желать, кроме высокой чести предводительствовать их благоденствием и, так сказать, повелевать всему миру быть стройным и спокойным». Однако на деле Англия пренебрегла этой высокой миссией: великий корабль Англии не что иное, как «всемирный корсар, сообщник сперва потаенный всех великих разбойников, губящих явно и тайно в других народах порядок общественный, а теперь и явный разбойник, провозглашающий как по­следний результат христианской цивилизации право сильного...». Что же произошло? Кто повинен в случив­шемся? Жуковский безоговорочно возлагает всю вину на Пальмерстона, именуя его «злым гением нашего времени»: «Не обвиняю еще в этом всемирном преступ­лении всей благородной нации... Но на беду нашего века и к бесчестию английского народа рулем ее корабля управляет рука, недостойная такой чести и власти».

Противопоставление народа и правительства в Анг­лии в известной мере сохраняло традиционный образ этой страны и ее народа в глазах многих русских

Заключение

Во второй четверти XIX в. в России накопилось достаточно сведений об Англии и англичанах, чтобы на этом основании возник довольно детальный образ этой страны и ее народа. Эту страну в России рисовали как промышленную, торговую и морскую державу, богатую и сильную, со своими старинными учреждениями, свое­образным устоявшимся бытом и своими трудными про­блемами.

Кое-что в этой картине было подмечено правильно: резкие и глубокие социальные контрасты, сосущество­вание огромного богатства и беспросветной нищеты, политические свободы на словах и бесправие народной массы на деле и многое другое. В то же время в ряде вопросов легко заметить искажения, ошибки и даже прямой вымысел. Ошибочными и искаженными были представления о самых элементарных вещах. Так, богат­ство Англии видели не в том, в чем оно действительно заключалось, т. е. не в фабриках и заводах, не в могу­чих производительных силах, а в обилии золота и звон­кой монеты, которых в Англии было как раз мало. Бур­ное развитие английского капитализма воспринимали как назревание кризиса, предвещавшего близкую ката­строфу. Неверны были и некоторые оценки английской политической системы. За властью аристократии не за­мечали новую реальную силу — буржуазию, которая на деле диктовала свою волю аристократии. Отдельные черты политического строя вызывали недоумение, например как верховная твердая власть мирится с волнениями масс и постоянными «смутами», почему не решается применить силу?

Одновременно сложился и образ «типичного» анг­личанина. Его рисовали прежде всего как человека практичного, делового, исполненного энергии. Дело­вая жизнь — его стихия, накопление — страсть. Кое-что здесь было схвачено метко и отражало объективную реальность, было в значительной степени итогом трезвого наблюдения. В то же время были и ошибки.

Известное влияние на образ англичанина оказывала и самооценка русскими своего национального характе­ра: в образе чужого народа находила отражение та шкала ценностей, которая господствовала в те годы в России. Приписывая англичанам такие грехи, как ко­рысть и стяжательство, русские наблюдатели хотели этим подчеркнуть бескорыстие и щедрость русского ха­рактера. В данном случае речь идет, конечно, не о дей­ствительных чертах русского характера, а о той парадигме, которая господствовала в умах русских людей.



Предубеждения, непонимание, эмоции, самооценка и прочие факторы складывались, таким образом, в це­лую систему светофильтров, стоявших на пути наблю­дения и понимания. В них и следует искать корни тех искажений, которые сопровождают процесс познания этнической реальности.»<< предыдущая страница