Похожие работы
|
Примечание. Н. А. Ефремов, «Туманный Альбион, Англия и англичане глазами русских - страница №1/5
Примечание. Н. А. Ефремов, «Туманный Альбион, Англия и англичане глазами русских 1825-1853 г.»: «Интерес к чужим народам, стремление понять и объяснить особенности их быта и жизни восходят к самым древним временам. Этот интерес мы наблюдаем в наше время у всех, даже у самых отсталых народов. Правда, в силу их относительной изоляции от внешнего мира знание ими этого мира крайне ограничено, а образы других народов не дифференцированны: все они просто «чужие». Отношение к этим чужим окрашивается твердым убеждением в превосходстве всего своего над чужим и своего племени над всеми другими (прим ред. Вот она сермяжная истина!). В античности все народы, не принадлежавшие к эллинам, не говорившие по-гречески, зачислялись в «варвары»: это слово означало прежде всего примитивность, грубость, нецивилизованность. …Общее чувство, которое доминировало в правящих кругах и определяло поведение властей, можно охарактеризовать одним словом — страх, страх перед народом. Восстание декабристов на всю жизнь оставило у Николая I глубокий след. Его биограф указывает: «При малейшем нарушении общественного спокойствия и дисциплины Николай имел привычку повторять: се sont mes amis du quatorze» (это мои друзья 14 декабря). Господствующие классы России имели достаточно оснований для страха. Главная угроза, конечно, исходила от низов, задавленных крепостничеством. Дальновидные люди среди самих крепостников понимали эту опасность. Царский министр Н. И. Киселев писал М. С. Воронцову в 1852 г.: «Чем более я всматриваюсь, тем более страшусь восстания (jackerie), грозящего спокойствию и существованию дворянства»; автор ссылался на опыт Франции, где, по его словам, «упрямство аристократии произвело революцию со всеми ее гибельными последствиями». Его адресат был с ним полностью согласен. «Мы стоим на вулкане»,— писал он Киселеву. Страх Киселева был ему понятен: «Я разделяю этот страх,— и подобно вам желаю урегулирования из страха». Под «урегулированием» Воронцов имел в виду регламентирование крестьянских повинностей для пресечения вопиющих злоупотреблений со стороны помещиков. Французский путешественник маркиз Кюстин, посетивший Россию, утверждал, что эта страна — «котел с кипящей водой, котел крепко закрытый, но поставленный на огонь, разгорающийся все сильнее и сильнее. Я боюсь взрыва». Взрыва боялся и начальник корпуса жандармов Бенкендорф, который имел достаточно материалов, чтобы оценить обстановку. В годовом отчете III отделения за 1839 г. он писал, что «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». Воронцов был недалек от истины, говоря о вулкане. Протест угнетенной массы крепостного крестьянства выливался как в многочисленные восстания, так и в другие формы протеста, в частности в индивидуальные выступления крестьян против помещиков. Семенов-Тянь-Шанский в своих воспоминаниях, ссылаясь на свидетельства многочисленных родных и знакомых, отмечает, что на протяжении 30—50-х годов XIX в. вплоть до реформы «не проходило года без того, чтобы кто-либо из помещиков в ближайшей или более отдаленной округе не был убит своими крестьянами. В газетах об этом, конечно, никогда не писали, но известия о таких случаях были совершенно достоверны». В отчетах министерства внутренних дел, составлявшихся для царя, фигурировал особый раздел с указанием числа помещиков, убитых своими крепостными. Чиновник, много лет составлявший эти отчеты, позднее признавался, что «число это год от году увеличивалось, несмотря на то что совершавшие преступления умирали большей частью под ударами кнута, то есть подвергались мучительной казни». Ощущение страха, которое постоянно переживали имущие классы, порой усиливалось до паники. Так было, в частности, в 1848 г. под влиянием событий на Западе. Характеризуя атмосферу, которая господствовала в Петербурге в октябре 1848 г., Анненков с протокольным лаконизмом писал: «Страх правительства перед революцией, террор внутри, предводимый самим страхом, преследование печати, усиление полиции, подозрительность, репрессивные меры без нужды и без границ, оставление только что возникшего крестьянского вопроса в стороне, борьба между обскурантизмом и просвещением, ожидание войны». Одним из самых влиятельных источников формирования тогдашних представлений об Англии и англичанах были рассказы очевидцев, русских людей, побывавших в этой стране. Показания очевидцев всегда пользуются особым авторитетом: ведь трудно усомниться в истинности того, что другие люди видели собственными глазами. Кто в эти годы ездил в Англию? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать несколько слов вообще о заграничных путешествиях того времени. Обычай путешествовать за границей не был в тогдашней России широко распространен. Правительство с осуждением смотрело на тех, кто выезжает, даже временно. Николай I в беседе с князем Меньшиковым говорил: «Я признаюсь, что не люблю посылок за границу. Молодые люди возвращаются оттуда с духом критики, который заставляет их находить, может быть справедливо, учреждения своей страны неудовлетворительными». Разумеется, жизнь заставляла мириться с выездами, а порой и посылать людей за границу, но правительство стремилось сохранить в своих руках строгий контроль за поездками и по возможности их ограничивало. В мае 1832 г. III отделение сообщило повеление царя: «...впредь за границу не увольнять никого без дозволения его величества», т. е. вообще воспретить всякие выезды. Впрочем, вскоре этот запрет был снят. 26 сентября 1835 г. были установлены ограничения на поездки за границу в целях обучения. Новые строгости последовали в 1844 г.: людям моложе 25 лет выезд был воспрещен, жена могла ехать только в сопровождении мужа. Одновременно за выдачу заграничного паспорта была установлена высокая плата (700 р.) Цели, которые преследовали выезжавшие, определяли и направление их путешествий. Один молодой человек, говоря о том, что он надеется получить от поездки за границу, писал: «В Германии узнаю всю глубину учености; у англичан научусь политике; во Франции увижу, как должно наслаждаться жизнью». Историк Погодин также отождествлял отдельные страны с определенными видами пользы: «Во Франции жить можно всего веселее, в Англии свободнее, в Италии — приятнее, в Германии спокойнее». Для многих пребывание во Франции обещало, прежде всего, именно удовольствие, Германия представлялась родиной учености, Италия — страной искусства, Англия — страной политики и политической свободы. В соответствии с этими представлениями каждая страна Западной Европы привлекала к себе особый контингент путешественников. Охотнее всего русские дворяне ехали, разумеется, во Францию, и прежде всего в Париж. Здесь они рассчитывали развлечься, позаимствовать светский лоск и последние моды. Париж был Меккой для жуиров. Этот город, по словам Герцена, «чаровал русских». Стремлению в Париж способствовали длительные культурные связи с Францией и широкое распространение в дворянской среде французского языка. В Германию отправлялась иная категория людей: на знаменитых немецких курортах в Эмсе, Мариенбаде и др. всегда было много русских, в особенности немецкого происхождения и прибалтийской знати. Молодые люди, интересовавшиеся немецкой философией и умозрительными науками, посещали лекции знаменитых ученых и философов в Гёттингене, Мюнхене и Берлине. К. Маркс в письме Л. Кугельману 12 октября 1868 г. писал: «Русские аристократы в юношеские годы воспитываются в немецких университетах и в Париже. Они гонятся всегда за самым крайним, что дает Запад. Это чистейшее гурманство, такое же, каким занималась часть французской аристократии в XVIII столетии...». Вероятно, эта характеристика действительна и для первой половины XIX в. Третьей страной, манившей русских, была Италия: магнитом служили ее прекрасная природа и произведения искусства. Поездка в Италию была постоянной мечтой всех художников, хотя действительное число людей искусства, которым удавалось поработать в этой стране, было незначительным. Чем могла привлечь к себе Англия? Она не располагала фешенебельными курортами с европейской славой, а Лондон никак не мог конкурировать с Парижем по части развлечений. В Англию отправлялись в основном те, кто принадлежал к третьей и самой малочисленной группе деловых людей и ученых. Помещики и аристократия не любили ездить в Лондон. А. П. Заблоцкий-Десятовский, крупный чиновник, описывая в «Отечественных записках» свой краткий визит в Англию, писал, что в этой стране у всякого приезжего быстро возникает желание как можно скорее уехать: здесь, заявлял он, «за все надо платить и платить дорого. Большая часть путешественников под влиянием этого чувства недолго остаются в Англии и спешат возвратиться на материк». Правда, прибавлял он, если вы устоите против этого первого желания, то не пожалеете: в этой стране есть что посмотреть (1849, кн. 1, отд. 8, с. 9). Булгарин в одном из своих газетных фельетонов в «Северной пчеле» так обобщал впечатления русских от Лондона: «Лондон для северных туристов—terra incognita, страна неизвестная! Наших туристов пугают старинные слухи о чрезмерной дороговизне лондонской жизни, о лондонской скуке, о холодности, чопорности, принужденности лондонского общества... Английская жизнь, точно, скучна для человека общежительного, привыкшего к обществу разговорчивому, фамильярному, так сказать, к обществу любезному» (1851, № 117). Кроме того, привыкшему к безделью русскому помещику вряд ли мог понравиться энергичный деловой ритм лондонской жизни. Если к этому присоединить слабое знание русскими дворянами английского языка, то станет понятным, почему, по словам Герцена, «в Лондон русские ездили на скорую руку, сконфуженные, потерянные». Статистика не дает возможности установить численность русских в Англии. Русский эмигрант И. Головин утверждал в 1858 г., что русских в Англии в сто раз меньше, чем во Франции. Не беря эту цифру целиком на веру, можно предположить, что действительно соотношение безусловно было в пользу Франции. Наиболее заметную группу русских в Англии составляли дипломаты и чиновники. Некоторые из них прожили в ней довольно долго, например князь X. А. Ливен, занимавший должность российского посла с 1812 до 1834 г. (правда, заметного следа в дипломатии он не оставил). Его жена княгиня Д. X. Ливен, урожденная Бенкендорф (сестра начальника III отделения), весьма активно проявляла себя в сфере светской жизни и в политике, о чем свидетельствует ее переписка. Среди русских политических эмигрантов, избравших в качестве убежища Англию, следует назвать прежде всего Герцена, перебравшегося туда в 1849 г. из Парижа после поражения революции. Его пребывание на берегах Темзы, прерывавшееся лишь краткими отъездами на континент, затянулось до конца жизни. Здесь, в Лондоне, в 1857 г. он начал издавать знаменитый журнал «Колокол», первое нелегальное издание, предназначенное для русских читателей. Среди русских эмигрантов выделяется фигура В. С. Печерина. Талантливый ученый, Печерин преподавал в Московском университете древние языки, но неожиданно бросил все и в 1836 г. уехал из России. Главной причиной отъезда, по словам Печерина, был его «непомерный страх России или скорее страх Николая I». Много лет спустя он вспоминал: «Я в первый раз свободно вздохнул, когда дилижанс высадил меня на площади в Базеле 23 июня 1836 г.» С детства он идеализировал Англию, считая ее «страной разума и свободы». Вступив за границей в монашеский орден, Печерин провел большую часть жизни католическим священником в Англии и Ирландии. Герцен, который видел его в эмиграции, объясняя обращение Печерина, писал: «Бедность, безучастие и одиночество сломили его». Сам Печерин в заметках, относящихся к последним годам жизни, не скрывал, что сожалеет об этих годах, потерянных для жизни. Естественно, что в наблюдениях иностранцев всегда очень много субъективного. Впрочем, это обычно не мешает путешественникам возводить сугубо частные явления в правила и делать широкие и поспешные обобщения, которые при проверке оказываются необоснованными. Таково свойство человеческого ума: как пишет американский психолог, мы всегда, «имея перед собой наперсток фактов, спешим сделать из них бочку обобщений». Во французской литературе нередко приводился пример английского путешественника, который после краткого пребывания в гостинице города Блуа в своем дневнике записал: «В Блуа женщины рыжи и сварливы». Многие обобщения иностранных путешественников напоминают этот анекдотический случай. Нельзя игнорировать и то влияние, которое оказывают заметки предшественников: они часто списывают друг у друга. И это не всегда плагиат: просто принадлежность к общей культуре создает тождественное отношение к увиденному, общую его оценку, а порой предопределяет и сам рассказ. Как замечает французский исследователь, «любой автор, который пытается зафиксировать литературный образ чужой страны, желает он этого или нет, не может начисто избежать трафаретов, созданных повторением...». Ссылаясь на те образы Германии и немцев, которые фигурируют постоянно во французской литературе, автор пишет, что они «являются доказательством силы и длительности влияния клише, созданного литературной традицией». Факты, замечал Белинский, «можно исказить, и не выдумывая... Стоит только обратить внимание на те факты, которые подтверждают заранее составленное мнение, закрывая глаза на те, которые противоречат этому мнению». И Белинский давал путешественникам совет: «Если вы въезжаете в чужую землю с целью изучить ее нравы и обычаи, вы должны забыть на время, что вы гражданин своей земли, и сделаться совершенным космополитом: иначе вы ничего не поймете». Учитывая многочисленные трудности, с которыми, как мы видим, связано наблюдение над чужими народами, некоторые исследователи в своем критическом отношении к рассказам путешественников идут слишком далеко, отрицая за ними вообще какую-либо ценность. Немецкий публицист заявляет: «В чужую страну едут только для того, чтобы найти подтверждение своим стереотипам». О многих из них можно было бы сказать то же, что в 1829 г. написал «Вестник Европы» по поводу рассказов иностранцев о России: «Что за охота господам иностранцам ездить к нам в Россию как будто нарочно для того, чтобы, ничего в ней не видевши, рассказывать после небылицы в лицах, частные случаи представлять в виде господствующих обычаев и причуды одного или двух человек приписывать всему высшему классу или даже всей нации?!» (1829, кн. 11, с. 236). Не менее существенным был вклад этого писателя в формирование «образа Англии». Особенно важную роль в этом отношении сыграли такие произведения, как «Оливер Твист», «Николас Никльби» и «Тяжелые времена», которые открыли русскому читателю глаза на острые социальные проблемы Англии. Как пишет немецкий исследователь, до появления романов Диккенса в представлениях об Англии за границей фигурировали главным образом лорды и путешественники, «другая, более мрачная сторона Англии стала известной на континенте главным образом благодаря романам Диккенса». Нарисованные им реалистические картины английской жизни, быта и психологии способствовали складыванию более отчетливых представлений об этой стране и ее народе. Созданная им галерея английских характеров формировала образ вполне реального англичанина. Наряду с Диккенсом к социальным проблемам, возникшим в ходе промышленной революции, обращались и другие английские писатели (Э. Гаскелл, Ш. Бронте и др.). Но только Диккенс за горькой судьбой отдельных людей труда сумел разглядеть более общие социальные проблемы, ярко и правдиво воссоздать атмосферу английского города эпохи промышленного переворота, беспросветную нужду масс, чудовищный эгоизм и жестокость буржуазии. Таким образом, можно сказать, что английская литература была достаточно известна в России, чтобы повлиять на представления об Англии и англичанах. Личные контакты с англичанами способствовали созданию о них определенных представлений, однако эти контакты складывались труднее, чем с другими иностранцами. Подавляющее большинство англичан рассматривали свое пребывание в России как кратковременное и не очень стремились узнать русских и научиться их языку. Вдобавок — в отличие от немцев и французов — англичане держались крайне обособленно. Об этом говорят они сами, в частности А. Гранвилл, посетивший Петербург в середине 20-х годов. Англичане стремились селиться в Петербурге, в одном районе. Английский священник Р. Поул замечает, что, «за исключением, вероятно, только таких предпринимателей, как Бонар, Томсон, Торнтон, и еще одного-двух домов на Английской набережной, большинство наших соотечественников проживают в так называемом Английском переулке (English back-line). Здесь легко можно вообразить, что ты находишься в Лондоне, настолько многочисленны вывески с такими классическими надписями, как „Джон Смит, портной" или „Томас Вильяме, драпировщик"». Отсутствие прямого выхода к морю затрудняло Московскому государству связи с внешним миром, в том числе с Англией, поэтому торговля шла главным образом через третьих лиц и была нерегулярной. Визит Ченслора привел к установлению прямой торговли, а льготы, которые англичанам дал Иван Грозный, способствовали ее быстрому росту. Некоторые исследователи полагают, что на протяжении 150 лет с середины XVI в. отношения между обеими странами ограничивались исключительно торговлей и как политическая сила Россия для Англии не существовала: «С самого начала интерес Британии к полуварварской Московии почти целиком ограничивался торговлей». Вряд ли такое категорическое утверждение справедливо: само географическое положение России неизбежно делало ее фактором европейской политики, а с ростом силы и могущества Московского государства его влияние на соотношение сил в Европе росло. Поэтому можно не сомневаться в том, что к английской торговле с Россией всегда примешивались политические соображения. В Англии с известным опозданием пришли к пониманию политического значения России как фактора европейской политики, а по мере ее усиления стали опасаться, что это может повести к нарушению сложившегося равновесия на северо-востоке Европейского континента. Руководясь этими соображениями, в период Северной войны (1700—1721 гг.) Англия поддерживала Швецию против России и пыталась оказать влияние на ход войны и на мирные переговоры. С этой целью английский флот неоднократно появлялся в Балтийском море. Английская политика тех лет имела явную антирусскую направленность. Однако обострение англо-французских противоречий заставило английских политиков пересмотреть свое отношение к России. В середине 30-х годов был заключен первый англо-русский торговый договор, а с середины v XVIII в. начинается англо-русское сотрудничество в Швеции, направленное против французского влияния в этой стране. Конвенции 1747 и 1755 гг. обязывали Россию в обмен на английские субсидии защищать своими войсками Ганновер, германское владение английского короля. В 1750 г. Англия примкнула к русско-австрийскому союзу. Англо-русский торговый договор 1766 г. содержал статьи политического характера, определявшие общую позицию обеих держав в Швеции и Польше. Враждебность между обеими странами сменилась политическим сотрудничеством. Первая русско-турецкая война 1768—1774 гг. не повлияла на это сотрудничество. В ходе войны Англия даже оказывала некоторую помощь русскому флоту, главным образом снабжая его припасами. Английские моряки и офицеры с санкции своего правительства служили наемниками на русских судах. В 60-е годы между Россией и Англией велись даже переговоры о заключении союза, которые, впрочем, не дали положительных результатов. Поворот к ухудшению англо-русских отношений наступил в конце 70-х годов XVIII в. Известную роль в этом сыграло столкновение между ними по вопросу о морской торговле. Англия, объявив блокаду своих американских колоний, пыталась пресечь их торговлю с Европой. Захватам подвергались корабли всех стран, в том числе и русские. В 1780 г. Россия выступила против английского морского произвола. На этой почве между Англией и Россией произошел ряд серьезных конфликтов. В конце XVIII —начале XIX в. Англия и Россия были вынуждены вновь сблизиться для борьбы против общего врага — революционной и наполеоновской Франции. Противоречия между ними отодвинулись на второй план. Традиция сотрудничества, закрепленная в годы совместной борьбы, продолжала действовать и после нее, а противоречия, которые обнаруживались и давали о себе знать то в одной, то в другой сфере, еще не приняли значительных масштабов. Географическое положение обеих держав, отсутствие общих границ исключало мелкие тяжбы и взаимные претензии территориального характера. Большую роль в укреплении и развитии англо-русских связей играла торговля. По мере развития и укрепления контактов между обеими странами уточнялись и представления об Англии и англичанах. На протяжении XVI и XVII вв. англичане еще не выделялись из среды других чужеземцев, приезжавших из Западной Европы: все они именовались просто «немцами», т. е. немыми, не говорящими по-русски. Когда возникала необходимость точнее определить эту группу чужеземцев, их именовали «ангилейскими немцами». Лишь постепенно — по мере усиления контактов экономических, политических и культурных — вместе с накоплением конкретных знаний об этой стране представления о ней становились все конкретнее: «туманный Альбион» обретал более отчетливые очертания. Перед Россией возникал образ страны, непохожей на все другие страны Европы, с особой культурой и бытом. Одновременно в плоть и кровь облекался образ англичанина — «Джона Буля» — как особого национального типа, непохожего на все другие. Конечно, в народных представлениях, в глазах широких слоев англичанин еще долго ничем не выделялся из общей массы «немцев», однако для многих представители английской нации стали приобретать собственное лицо. Это относится в первую очередь к помещикам, для которых Англия, крупнейшая покупательница русского хлеба и сырья, уже не могла быть абстракцией, а также к купцам, которые торговали английскими товарами. Одна из самых ранних характеристик английского народа относится ко второй половине XVII в. В «Космографии» 1670 г. говорилось: «Английские люди доброобразны, веселоваты, телом белы, очи имеют светлы, во всем изрядны, подобны итальянцам. Житие их во нраве и обычаях чинно и стройно, ни в чем их похулити невозможно. Воинскому чину искусны, храбры и мужественны, против всякого недруга безо всякого размышления стоят крепко, не скрывая лица своего. Морскому плаванию паче иных государств зело искусны. Пища их большая статья от мяс, яствы прохладные, пива добрые и в иные страны оттоле пива идут». Такой детальный портрет англичанина свидетельствует о начавшейся дифференциации этнических представлений. Практический интерес не ограничивался заимствованием: Англия, ушедшая далеко вперед в своем экономическом и политическом развитии, служила в какой-то мере моделью, на которой проецировались некоторые проблемы русской действительности. При обсуждении этих проблем опыт Англии — прямо или косвенно — фигурировал часто. Возникала мысль: а как эта проблема решена в Англии и какие получились результаты? Приемлемо такое решение для России или нет? Одни утверждали, что надо следовать за Англией, другие заявляли, что именно история Англии убедительно доказывает гибельность подобного пути. В любом случае обращение к этому примеру никого не оставляло равнодушным. Редактор журнала «Библиотека для чтения», публикуя выдержки из одного сочинения немецкого писателя об Англии, в примечании от редакции писал: «Англия составляет обыкновенно предмет или самых мрачных картин, или неумеренной похвалы» (1836, кн. 7/8, отд. 3, Экономист Щулепников доказывал, что Англия достигла преимущества «над всеми торгующими странами в мире покровительством, которое три столетия постоянно оказывала своей промышленности наблюдением охранительной торговой системы и продолжаемыми преимуществами собственному торговому флагу». Сейчас она отказывается от этой политики, по мнению автора, только потому, что ее промышленность более не нуждается в защите. Англию в эти годы чаще, чем другие страны Западной Европы, сравнивали с Россией и противопоставляли ей. Это противопоставление возникало при обсуждении всех острых и животрепещущих проблем тогдашней России. Развитие капитализма поставило перед страной вопрос: что сулит ей будущее и как следует оценивать прошлое? Пойдет ли Россия по пути Западной Европы, просто восприняв ее опыт и усвоив культуру, или она способна найти собственный путь, создать что-то новое, отличное, избежав темных сторон западной цивилизации? Профессор Московского университета Шевырев, близкий по взглядам к славянофилам, в статье, опубликованной в «Москвитянине», так формулировал этот вопрос: «Запад и Россия стоят друг перед другом, лицом к лицу. Увлечет ли нас он в своем всемирном стремлении? Пойдем ли мы в придачу к его образованию? Составим ли какое лишнее дополнение к его истории? Или устоим в своей самобытности? Образуем мир особый по началам своим, а не тем же европейским?» (1841, кн. 1, с. 219—220). Из этих посылок проистекало распространенное в те годы мнение о том, что каждый народ отличается от всех остальных особыми, свойственными только ему внешними и психологическими качествами. Подробно развивал эту мысль Белинский: «Каждый народ, сообразно со своим характером, происходящим от местности, от единства или разнообразия элементов, из коих образовалась его жизнь, и исторических обстоятельств, при коих развилась, играет в великом семействе человеческого рода свою особенную, назначенную ему провидением роль и вносит в общую сокровищницу его успехов на поприще самосовершенствования свою долю, свой вклад; другими словами, каждый народ выражает собою одну какую-нибудь сторону жизни человечества. Таким образом, немцы завладели беспредельною областью умозрения и анализа, англичане отличаются практическою деятельностью, итальянцы — художественным направлением. Немец все подводит под общий взгляд, все выводит из одного начала, англичанин переплывает моря, прокладывает дороги, проводит каналы, торгует со всем светом, заводит колонии и во всем опирается на опыте, на расчете; жизнь итальянца прежних времен была любовь и творчество, творчество и любовь». Позднее в другой статье Белинский развивал эту мысль и уточнял ее применительно к отдельным народам. Исходя из убеждения, что «в идеализме заключается источник национальной жизни Германии», он продолжал: «Мир идей составляет сферу, которою, так сказать, дышит немец... Совсем иной характер имеют жизненные идея и пафос французской нации: это вечно тревожное стремление к идеалу и уравнение с ним действительности... Англия составляет прямую противоположность и Германии и Франции. Сколько Германия идеальна, столько Англия практически положительна; как велики успехи немцев в философии, так ничтожны попытки англичан в абстрактной науке; у англичан источником всех их исторических событий бывает польза общества.,. Покорение сил природы на службу обществу, победа над материей, пространством и временем, развитие промышленности как основной общественной стихни, как краеугольного камня здания общества — вот в чем сила и величие Англии и ее заслуги перед человечеством. Во многом похожая на древний Рим, практическая Англия довершает свое сходство с ним и огромными завоеваниями, причина которых — корыстные расчеты, а результат — распространение цивилизации по всему миру. Но в отношении к искусству Англия ничего общего с древним Римом не имеет». Характерно, что торговлю Англии обычно полностью отождествляли с морской. Еще Карамзин, говоря о лондонском порте, восклицал: «Вот первая пристань в свете, сосредоточие всемирной торговли»,— и сравнивал его многочисленные мачты с «лесом, опаленным молнией». «Великие успехи на обширном поприще морской коммерции сделали Англию центральной биржей для всех произведений земного шара»,— констатировала петербургская газета «Купец», орган торговой буржуазии (1832, 20 авг.— 1 сент.). Восторженное описание лондонской гавани дает П. Сумароков: «Известные нам морские пристани предстают после их скудными, ничтожными; столицы, народы без исключения зависят от своенравия здешних островитян. Кажется, все растет, спеет, выделывается для их услуг; от полюсов, экваторов ожидают себе наделения; то ярмарка четырех частей света. Невозможно дать читателю достаточного понятия о сем богатстве, молва об нем далеко ниже истинной оценки... Английские купцы суть цари без скипетров, на возвышениях из гиней восседают вместо тронов». Таким образом, в торговле видели тогда главный и, пожалуй, единственный источник английского богатства и могущества. О богатстве Англии писали все русские путешественники и наблюдатели. По мнению Карамзина, «английский богатый купец не может завидовать никакому состоянию людей в Европе. Сумароков называл английское купечество «братством Крезов»: «Фортуна, их банкир, носит за ними мешки с гинеями». Греч разделял точку зрения Сумарокова: в своей характеристике Англии он рядом ставил эпитеты «гордая, смышленая и богатая». Рисуя богатство этой страны и ее обитателей, он приводил такой факт: правительство пыталось составить перепись состояний с ежегодным доходом в 10 тыс. руб. и выше, но их было так много, что все пересчитать оказалось невозможным и власти оставили свою попытку. По русским масштабам годовой доход в 10 тыс. руб. считался колоссальным. По мнению Пауловича, жители Лондона могли бы купить «половину Европы со всеми их царствами и заплатить за все наличными деньгами». Утверждения о колоссальном богатстве Англии постоянно повторялись в русских журналах, которые всегда подчеркивали, что Лондон — самый богатый город мира. При этом "богатство Англии отождествлялось с деньгами, с золотом. «Деньги,— писал в 1825 г. „Исторический журнал",— как из всех обстоятельств явствует, льются в Англию в таком количестве, что люди уже находятся в затруднении, недоумевая, куда деваться с ними» (1825, кн. 8, с. 114). Подтверждение этого видели прежде всего в той легкости, с какой в Англии возникали самые различные промышленные, коммерческие и прочие компании. По подсчетам «Московского телеграфа», только за один 1825 г. в Англии было создано 276 различных компаний с общим капиталом в 174 млн. ф. ст. Косвенным, но достаточно убедительным доказательством обилия капиталов в Англии журнал «Вестник Европы» считал и огромные суммы, которые в Лондоне переходили из рук в руки на аукционах картин: «Такие суммы, расточаемые на живопись, свидетельствуют сколько о достоинстве картин, столько и о богатстве сынов Британии» (1829, кн. 5, с. 74). Недооценка промышленности была естественным результатом такого различия в уровнях. Своеобразие "русского видения мы можем проследить также на тогдашнем понимании причин экономического возвышения Англии. В чем русские наблюдатели усматривали «английский секрет», чему они приписывали ее возвышение? Ответы на это давались самые разные. Некоторые усматривали главную причину в географических особенностях. «Журнал мануфактур и торговли» высказывал догадку, что Англию обогатили «неисчерпаемые руды каменного угля и железа» (1840, кн. 8, с. 378). По мнению «Журнала министерства государственных имуществ», «главнейшею причиною пробуждения с такою силою промышленного духа сей нации было ее морское положение» (1842, кн. 4, с. 304). Некоторые в поисках объяснения подчеркивали большую роль государства. Сумароков в такой последовательности перечислял причины возвышения Англии: «Ободрение от правительства, твердость законов, полная свобода без малейшего стеснения, неизменяемые навсегда правила, взаимная доверенность граждан, сложение воедино огромных капиталов, постоянно торгующих, пребывание в сословии и, наконец, глубокое познание своего дела — суть вернейшие причины к процветанию». На первое место автор выдвигал, как видим, политику правительства в целом. Острота социальных проблем здесь бросалась в глаза. Еще Сумароков характеризовал английское общество как «смесь единственных богачей и страдающих лазарей. Или погружаются в миллионы, могут купить города, области, или осуждаются влачить жизнь при посторонней помощи, не располагают куском хлеба». Аналогичную картину рисовал посетивший Англию в 30-е годы публицист Глаголев. «В Англии несколько тысяч владельцев размежевали между собою все земли и урочища и несколько сотен капиталистов овладели всеми грудами сокровищ, оставив всех прочих без домов, без недвижимой собственности и даже без средств существования». «Аристократия, купечество, мануфактуристы закапываются в груды золота, утверждал Милютин, бедные поселяне Ирландии умирают с голоду, и Англия покрыта нищими». «Что такое есть Англия?— спрашивал Паулович и отвечал.— С одной стороны, огромное богатство и роскошь, а с другой — большой недостаток и бедность». «Современник» приводил свидетельство американского наблюдателя: «Нигде в Европе не поражает так резко социальное неравенство, как в Англии. Баснословное богатство и утонченное образование высших классов и поразительное невежество низших невольно бросаются в глаза» (1847, кн. 9, отд. 8, с. 34). Наличие этого контраста признавали сами англичане. Буржуазный радикал Дж. Уорд говорил в парламенте в 1839 г.: «Я посетил многие страны, но без колебаний могу сказать, что ни в одном месте земного шара нет такого ужасного контраста между богатыми и бедными классами, как в нашей стране, нигде водораздел между ними не проходит так глубоко, нигде переход не совершается так резко, и ни в какой другой стране крайности богатства и нищеты не находятся в столь ужасном и опасном противопоставлении». Ф. Энгельс, наблюдавший эту картину своими глазами, считал, что «ни одна страна в мире не знает таких вопиющих контрастов между крайней нищетой и колоссальными богатствами». На этом основании Энгельс говорил о наличии в Англии не одной, а двух наций. «Буржуазия,— писал он,— имеет со всеми другими нациями земли больше родственного, чем с рабочими, живущими у нее под боком». О двух нациях, стоящих друг против друга, говорит Б. Дизраэли в своем романе «Сивилла, или Две нации». На фоне огромного богатства положение бедняков представлялось особенно тяжелым. Еще Карамзин указывал на то, что в Англии бедность служит предметом презрения. «Здесь бедность делается пороком! Она терпит и должна таиться! Ах! Если хотите еще более угнести того, кто угнетен нищетою, пошлите его в Англию: здесь среди предметов богатства, цветущего изобилия и кучами рассыпанных гиней узнает он муку Тантала!» Спустя более чем полвека это наблюдение Карамзина подтверждал Герцен, говоривший, что Англия — «страна, которая не знает слова более оскорбительного, чем слово beggar (нищий)». Статистика подтверждала впечатления наблюдателей. По подсчетам французского исследователя, опиравшегося на официальные данные, в 30-е годы 0,2% населения Англии, или всего 40 тыс. человек, присваивали 99% национального дохода. Эти факты, становясь известными в России, не могли не производить сильного впечатления. Именно Англия позволила русским понять принципиальное своеобразие социальной проблемы в России и на Западе. Белинский в 1847 г. в письме из Дрездена писал, что только в Западной Европе он «понял ужасное значение слов павперизм и пролетариат». «Бедность есть безвыходность из вечного страха голодной смерти. У человека здоровые руки, он трудолюбив и честен, готов работать— и для него нет работы: вот бедность, вот павперизм, вот пролетариат!» Автор заметки имел в виду факт, на который обращали внимание многие наблюдатели и путешественники,— заметные внешние различия между представителями привилегированных классов Англии и всеми остальными. Признак иерархичности и сохранения сословности английского общества «Библиотека для чтения» усматривала и в строгом разделении Лондона на районы в соответствии с состоянием и сословным положением: в Лондоне, «каждая улица, каждый квартал предназначены определенному классу» (1841, кн. 4, отд. 8, с. 80). «Англия — страна аристократии,—писали „Отечественные записки",— здесь между классами род стены» (1845, кн. 11, отд. 7, с. 4—5). Резкий водораздел между отдельными классами английского общества замечали и другие наблюдатели. В частности, на него указывал Боткин, который, однако, относился к этому с явным одобрением: «Всякий здесь знает свое место и не смешивается с другими, отсюда тот всеобщий порядок и та общественная дисциплина, которые поражают здесь всякого иностранца». Положение существенно не изменилось и после реформы избирательной системы 1832 г., увеличившей представительство в нижней палате промышленной буржуазии и купечества. Что касается верхней палаты — палаты лордов, то здесь царила потомственная аристократия, которая могла отменить любое решение палаты общин и, таким образом, фактически держала в своих руках контроль над управлением страной. В доказательство этого часто ссылались на господство в Англии архаических обычаев, церемоний и учреждений, давно утративших смысл, а также на тщательное сохранение памятников истории. По мнению «Северной пчелы», консерватизм англичанина проявляется во всех его привычках: «В своих удовольствиях англичане подчинены силе привычки»: они ходят всегда в один и тот же кофейный дом, сидят там всегда на одном и том же месте, всегда одно и то же пьют и читают. Точно так же постоянны они и в своих политических привычках и привязанностях; англичанин, заключал автор статьи,— «ученик более времени, чем разума» (1827, № 95). Прочность и незыблемость английских политических порядков русские реакционные круги связывали прежде всего с монархическим образом правления. «Библиотека для чтения» утверждала, что причина этой прочности лежит якобы в «спасительных преданиях древнего самодержавия». Другим столпом английской политической системы журнал считал аристократию. «Богатая и просвещенная» аристократия, по мнению журнала, «есть душа английской нации, которая уважает ее и окружает всеми знаками почтения и доверенности». В аристократической палате лордов журнал усматривал «хорошее противоядие разрушительному духу толпы» (1838, кн. 26, отд. 5, с. 29). Что касается нижней палаты, палаты общин, то О. Сенковский, редактор этого журнала, презрительно именовал ее «самой бестолковой» И1836, кн. 3, отд. 7, с. 24—25). То же можно сказать и об отношении к английской аристократии. Дифирамбы в ее адрес расточались не только представителями охранительного и реакционного лагеря. В журналах иного направления аристократию тоже хвалили, но совсем по другим мотивам. «Телескоп» видел ее достоинство в том, что она допускает в свои ряды выходцев из других слоев — наиболее талантливых деятелей в различных областях науки, искусства, права и т. п., а также представителей разбогатевшей буржуазии. «Телескоп» утверждал, что английская аристократия «не составляет просто привилегированной касты, которая, как нередко бывает в других землях, оттирает от должностей и чинов прочие состояния, не вознаграждая за то ничем государства». Напротив, по мнению журнала, в Англии любой человек может достичь дворянства и даже титула лорда: в качестве, примера он приводил биографию лорда Брума, который начал свою деятельность простым адвокатом (1831, кн. 6, с. 127—128). «Практицизм» англичан, т. е. их стремление во всяком деле искать прежде всего выгоду в денежном смысле и пренебрегать всем, что такой выгоды не обещает, по мнению русских наблюдателей, пронизывал все стороны английской жизни. Культура этой страны представлялась им воплощением материализма, или, как выражались в ту пору, «вещественной цивилизацией»: она нацелена только на материальные блага — богатства, расширение промышленности и торговли и т. п. Рассуждали так: высокие непреходящие ценности духа англичанам недоступны. Разве это не признак духовного упадка? Ясно, что страна зашла в тупик, ее роль в духовной жизни человечества исчерпана. Идея об исторической миссии отдельных народов была заимствована из немецкой идеалистической философии, которая считала, что каждый народ призван сыграть в истории человечества определенную роль, выполнить какую-то важную миссию. История человечества представала как единый процесс, который складывается из истории отдельных народов, но все они входят в историю целого как его составные части: каждый народ представляет как бы одну сторону, один аспект, общего целого, какую-то частную идею. Правда, отнюдь не все народы выполняют такую миссию: для этого предназначены только «избранные», или «исторические», народы, которые возглавляют движение цивилизации и ведут за, собой другие, «неисторические» народы. История цивилизации превращается, таким образом, в историю «ведущих» народов. Особенно подробно развил эту мысль Гегель. Он считал, что «субстанциональный дух», управляющий поступательным движением человечества, проявляет себя через «избранные» народы, у которых цивилизация достигает своей высшей точки. По мнению Гегеля, до сих пор в истории человечества было всего три таких цивилизации: древневосточная, греческая и римская, а в настоящее время эту роль играет четвертая — германская. Главный компонент этого образа — особый взгляд на духовную жизнь Англии. Для понимания его следует принять во внимание ту шкалу ценностей, которая господствовала в те годы в России и в которой самое высокое место занимали духовные ценности. Согласно этим взглядам духовная жизнь представляет самое главное в жизни народа, а материальные достижения и успехи занимают второстепенное и подчиненное место. Такая позиция оправдывала недостатки русской жизни — бедность огромной массы народа, слабое развитие экономики и промышленности и многое другое. В результате все успехи англичан на поприще материальной жизни отнюдь не вызывали в России восхищения или зависти. Более того, они лишь давали пищу убеждению, что этот народ слишком развил материальную сторону своей жизни, слишком поглощен материальными заботами. А так как силы любого народа не являются неограниченными, то такая однобокость неизбежно должна была обеднить его духовную жизнь. следующая страница >> |
|