Тайпинское восстание в Китае 1853-62гг - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Преподобный Феофил Киевский (+1853) 1 11.9kb.
Cанкт-Петербург Восстание машин 1 10.71kb.
1176 ломбардское пешее войско наголову разгромило немецких рыцарей... 1 11.8kb.
Категория синь в системе философских взглядов цзэн гофаня 1 120kb.
Fao: мировые цены на продовольствие вырастут из-за озимых Мировые... 1 10.34kb.
Примечание. Н. А. Ефремов, «Туманный Альбион, Англия и англичане... 5 1372.03kb.
Дин Фан Родился 08 июля 1990 года в Китае. После окончания школы... 1 14.39kb.
Статья Федеральное Правительство поддерживает римско-католическую... 1 274.32kb.
«Восстание декабристов» 1 87.86kb.
Феномен русского инженера 1 38.63kb.
Народные праздники 1 105.33kb.
Пояснительная записка Учитель: Ефремов Леонид Александрович Тема... 1 180.11kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тайпинское восстание в Китае 1853-62гг - страница №1/1

Тайпинское восстание в Китае 1853-62гг.

Тайпинское восстание. Китайская реакция на давление со стороны Запада, конечно, в значительной степени определялась ситуацией внутри страны, которая в середине 19 в. была крайне неустойчивой. В период между 1840 и 1860 революционные восстания вспыхивали во всех 18 провинциях. Четыре из них поставили под удар само существование династии Цин: два выступления были организованы мусульманским населением на юго-западе (1855–1873) и северо-западе страны (1862–1878), Тайпинское (1851–1864) и Няньцзюаньское (1853–1868) восстания. Самым мощным и организованным было Тайпинское восстание. На протяжении почти 15 лет отряды тайпинов действовали в 16 из 18 провинций страны.

Отправным пунктом Тайпинского восстания стала межклановая вражда в Южном Китае, усилившаяся под влиянием бурного роста населения и раздуваемая недовольством этнически обособленных сообществ хакка. Однако особый характер этого движения определялся присущей ему уникальной идеологией, проповедником которой был самопровозглашенный младший брат Христа – Хун Сюцюань, сельский учитель, несколько раз проваливавший экзамены на занятие должности в системе гражданской администрации и почерпнувший свое религиозное вдохновение от миссионеров в Кантоне и из памфлетов Лян Афа – первого обращенного в протестантскую религию китайца.

Религиозная пропаганда Хун Сюцюаня обещала, помимо избавления от маньчжурских «демонов», вознаграждение в раю. Кроме того, идеология тайпинов подчеркивала равенство людей (включая женщин) перед Богом и обещала помощь калекам, одиноким вдовцам, вдовам и сиротам. Восставшие клялись ликвидировать торговлю опиумом, азартные игры, женское рабство, проституцию и бинтование ног. Земельная программа тайпинов ставила своей целью дать «землю всем, чтобы ее обрабатывать, пищу всем, чтобы есть, одежду всем, чтобы носить, и деньги всем, чтобы их тратить». Эта революционная программа, по существу, никогда не была проведена в жизнь. Одним из препятствий на пути ее практического претворения было то, что участники восстания большую часть своего времени проводили в боях, даже после основания столицы тайпинов в Нанкине в 1853. К тому же у них не хватало управленческих кадров, поскольку большинство грамотных чиновников связывало свои личные интересы с династией Цин. Для решения проблемы снабжения продовольствием тайпины были вынуждены использовать местную элиту – помещиков и бывших мелких чиновников местных правительств. Кроме того, тайпины допустили ряд грубых стратегических ошибок. Кровавая чистка 1856 лишила нанкинский режим лучших лидеров. Вместе в тем, несмотря на всю слабость движения, оно оставалось серьезной угрозой для династии. Новые императорские армии (юнъин), в особенности находившиеся под командованием Цзэн Гофаня и Ху Линьи, в боях на территориях провинций по среднему течению р.Янцзы остановили наступление тайпинов, однако окончательная победа над восставшими была достигнута только в начале 1860-х годов благодаря военной поддержке Запада. Признание многими высокопоставленными чиновниками династии Цин превосходства европейского вооружения и техники, по существу, вдохновило т.н. «движение самоусиления» – своеобразную попытку усилить военный и экономический потенциал Китая, предпринятую после 1860 патриотически настроенными чиновниками.

К сожалению, достигнув успеха в предотвращении новых крупномасштабных восстаний в последние десятилетия 19 в., династия оказалась не в состоянии провести реформы. В столицу продолжали поступать сообщения о сотнях восстаний на местах. Знаменитая реставрация во время правления китайского императора Тунчжи в 1860-х годах принесла успех в деле восстановления авторитета императорской власти и сохранения конфуцианского наследия. Однако те же преданные трону государственные деятели, что восстановили мир и порядок в обществе (основную роль в котором играло наиболее образованное сословие шэньши), были вынуждены идти на различные компромиссы в тех случаях, когда речь шла о постоянных нарушениях законности со стороны бюрократии и местной элиты.

Иностранное влияние и реформы. После заключения Пекинских конвенций 1860 отношения Китая с зарубежными странами улучшились. Присутствие иностранных посольств в столице и учреждение в 1861 министерства иностранных дел (Цзунли ямэнь) свидетельствовали о совместных усилиях Китая и Запада для разрешения межгосударственных противоречий. Учреждение императорской таможенной инспекции символизировало совершенствование административной системы в духе т.н. политики взаимного сотрудничества. Созданное в 1854 в Шанхае, это совместное китайско-иностранное предприятие в 1860-е годы распространило сферу своей деятельности на другие открытые порты. Инспекция подчинялась централизованному управлению во главе с британским генерал-инспектором Робертом Хартом. Система существующих договоров обеспечила благоприятные условия для иностранного влияния в самых различных сферах. Публикации миссионерских общин и переводы на китайский язык западной литературы дали возможность китайскому обществу, по меньшей мере его просвещенным слоям, ознакомиться с новыми областями знаний. Китайцы, поддерживавшие тесные профессиональные связи с представителями Запада (дипломаты, военные, служащие таможенных учреждений), неизбежно попадали под влияние западных идей и образа жизни.



Однако европейцы и американцы отнюдь не всегда производили на китайцев благоприятное впечатление. Привилегии, которыми пользовались иностранцы, вызывали недовольство местного населения. Иностранные дипломаты часто надменно относились к китайцам, а вмешательство западных торговцев и миссионеров в китайские дела вело к усилению напряженности. В результате нередко вспыхивали мятежи, направленные против иностранцев. Наиболее серьезным столкновением явилась т.н. «тяньцзиньская резня» (1870).

В 1873 послы иностранных держав добились освобождения от обязанности совершать низкий поклон императору во время аудиенций. В 1874 японцы вторглись на территорию восточной части о.Формоза (Тайвань); соглашение об их эвакуации было достигнуто с помощью английских посредников, но Формоза была включена в число территорий, открытых для иностранной торговли. В 1875 после т.н. инцидента с Маргари в Юньнани (убийство местными жителями англичанина Огастеса Маргари) Англии была передана Верхняя Бирма, которую Китай считал своим протекторатом. В 1879 Япония аннексировала о-ва Рюкю – бывшее вассальное государство, выплачивавшее дань Китаю. В 1880 конфронтация между Китаем и Россией на р.Или привела к более четкой демаркации границ в ущерб Китаю. После китайско-французской войны 1884–1885 Китай был вынужден признать протекторат Франции над Вьетнамом, еще одним вассалом Китая. Кульминацией всех этих кризисных явлений явилось поражение Китая в китайско-японской войне 1894–1895. По Симоносекскому договору 1895, завершившему войну, Китай был вынужден признать независимость Кореи и передать Японии провинцию Тайвань.