Похожие работы
|
Примечание. Н. А. Ефремов, «Туманный Альбион, Англия и англичане глазами русских - страница №4/5
Как возникли подобные представления о французском народе? Разумеется, это тема серьезного и обширного исследования, но все же некоторые предварительные соображения можно высказать. Могущественная французская монархия с ее богатством и роскошью долго ослепляла Европу своим блеском. По выражению английского исследователя, «на протяжении большей части XVIII в. Франция была культурным диктатором континентальной Европы», и во многих странах «на Францию смотрели как на образец вкуса в литературе, искусстве, архитектуре и социальном поведении». Париж являлся признанным законодателем вкуса, мод и правил светской жизни, он привлекал к себе не только передовые умы, но и тех, кто искал удовольствий и светских развлечений. За Францией долго сохранялась слава светской столицы Европы. Эта репутация имела оборотную сторону. В умах людей издавна существовала тенденция связывать богатство и роскошь с упадком морали. Блестящий Париж в глазах широкой публики постепенно превращался в средоточие разврата и всяческих пороков. Раз возникши, этот образ как бы стал «установкой» в оценке французского народа в целом. Революция не поколебала этой незавидной репутации, которая еще более укрепилась после реставрации Бурбонов. Русское общество, подобно другим в Европе, испытало в XVIII в. влияние французской культуры. В среде дворянства возникла галломания — тенденция к некритическому восприятию всего французского, от литературы до светской моды. Как уже говорилось, галломания давно вызывала протесты и критику со стороны передовых умов. Протест против галломании мог сыграть известную роль в закреплении за Францией и французами нелестной репутации легкомысленности и порочности. Французская революция XVIII в. породила в среде русского Дворянства тревогу и недоверие к Франции, а в результате завоевательных войн Наполеона, и в особенности его похода на Россию, эти чувства должны были усилиться. В этих условиях естественно было противопоставление «солидного» и «добропорядочного» британца «легкомысленному» и «порочному» французу. Положительный образ англичанина сложился еще в XVIII в., чему благоприятствовали политические отношения между Англией и Россией: во второй половине XVIII в. в русско-английских отношениях наблюдалась тенденция к сближению, а политические контакты подкреплялись активной торговлей. Совместная борьба против наполеоновской Франции способствовала дальнейшему сближению обеих стран. Все это создавало благоприятную почву для восприятия английской литературы с ее положительными идеалами и высоконравственными героями. Моралистическая тенденция английских писателей резко бросалась в глаза, особенно при сравнении с французами. Русские наблюдатели подчеркивали эту особенность английской литературы. Шевырев писал в 1841 г. в «Москвитянине»: «Литература Англии имела всегда в виду цель нравственную, и каждое ее произведение, явившись в свет, кроме своего значения эстетического, имело значение нравственного поступка, который подвергался суду публичному. Так и должно быть в благоустроенном государстве» (1841, кн. 1, отд. 7, с. 238). «Современник» переносил эту характеристику на все английское общество: «Оно не терпит ни дурных речей, ни книг, не только безнравственных, но и способных дать какое-нибудь поощрение пороку» (1850, кн. 2, отд. 8, с. 73). «Отечественные записки» высказывались в том же духе. В статье о новом издании «Векфилдского священника» О. Голдсмита рецензент связывал дидактизм и морализирование английской литературы XVIII в. с английским национальным характером. Это качество английской литературы «изливалось само из общего направления народного характера... олицетворяло общее направление народного характера и потому было естественным и прекрасным». Напротив, попытка во Франции в конце правления Людовика XIV внушить литературе и обществу нравственные принципы оказалась «жалкой и ничтожной», ибо вытекала не из внутренних качеств, а была продиктована «расчетом и лицемерством» (1845, кн. 1, отд. 8, с. 2). «В Англии,— писали в другой раз „Отечественные записки",— весьма щекотливы на приличия. ...Никто на повезет своей жены или дочери в такой театр или в такую пьесу, где бы они могли краснеть от двусмысленности», поэтому в Англии мало переводят и ставят французских пьес — «англичане говорят, что в французских пьесах слишком много неприличностей» (1853, кн. 3, отд. 7, с. 69). Журнал писал, что «у англичан, как известно, ошикают даже гениальное произведение, если в нем есть двусмысленности» (1853, кн. 9, отд. 7, с. 86). Видимо, убеждение в высоком нравственном уровне английской литературы способствовало представлениям о нравственности английского народа. По мере того как информация об Англии становилась более обильной и многообразной, идеализированный образ англичанина постепенно тускнел, зато становился более правдивым и реалистичным. Жизнь вносила в него поправки. Этому способствовало и состояние русско-английских отношений, которые, особенно с начала 30-х годов XIX в., становились все более сложными и напряженными. Но, как известно, этнический стереотип изменяется медленно и постепенно. В представлениях о нравственности английского народа можно обнаружить как бы два слоя: нижний, пришедший из XVIII в., и более новый, возникший уже в XIX в. В первом преобладали черты идеализированного образа: англичанин рисовался как человек безупречно честный, порядочный и религиозный; во втором он становился похожим на представителей других народов, не лучше и не хуже остальных. Оба эти образа явно противоречили друг другу, отсюда — стремление как-то их примирить. Вероятно, этим и объясняется появление нового мотива в оценке англичан: их начинают обвинять в лицемерии. Ход мыслей был примерно таков: этому народу человеческие пороки свойственны не в меньшей степени, чем другим, но в отличие от остальных они умело их скрывают под личиной религиозности и благопристойности. В середине XIX в. мнение об английском ханжестве получило довольно широкое распространение, внося существенную поправку в этнический стереотип. Реальность и фантазия Если обобщить весь разнородный, подчас противоречивый материал, приведенный выше, то можно воссоздать образ типичного англичанина, утвердившийся как определенный этнический стереотип в глазах русского общества. Итак, типичный англичанин — «Джон Буль» —это гордый, самоуверенный и важный человек, холодный и спокойный, пожалуй, даже «чопорный». Энергичный и в высшей степени практичный, он преуспевает в делах — в промышленности и торговле: благодаря его предприимчивости, энергии и деловитости, трудолюбию и основательности в этой стране быстро развивается промышленность и торговля, кипит деловая жизнь. В то же время, поглощенный практическими делами, погоней за деньгами и богатством, англичанин не придает значения искусству, а науку он превратил в отрасль мануфактуры. Строгая честность в делах и глубокая религиозность не мешают тому, что он корыстолюбив, эгоистичен, жаден к деньгам. Отчетливая «самобытность» его характера доходит до странностей и чудачеств. В таком портрете бросаются в глаза его цельность, почти художественная выпуклость: перед нами по сути конкретный, живой человек, вполне реальный психологический тип. Возникает иллюзия, что он взят из жизни. Во всяком случае можно без труда представить себе такого человека. Между тем возник подобный образ из множества случайных черт. Сведенные воедино, они почерпнуты из весьма различных источников на протяжении десятилетий. Авторы, дававшие характеристику англичанам, принадлежали к самым различным классам и слоям русского общества. Их отличали несходные, подчас противоположные взгляды на Англию, на ее экономику, политический строй и т. п. Было бы естественно ожидать, что в результате простого сложения несхожих характеристик и оценок портрет англичанина будет выглядеть как совокупность взаимоисключающих, несовместимых черт. А получилось иное: портрет поражает своей цельностью. Его отдельные элементы ничуть не противоречат друг другу и, сложенные вместе, создают некое единство. Скептик может здесь заподозрить вольную или невольную подтасовку. А что если автор из массы отзывов и характеристик отобрал лишь то, что отвечало его собственным взглядам или преднамеренному замыслу оставляя все другое в стороне? Возможно и другое возражение — дело заключается в самом объекте, т. е. в том, что все наблюдатели сталкивались с одной и той же объективной реальностью. Такое объяснение равносильно утверждению, что все наблюдатели верно увидели и точно отразили национальный характер англичан. Такое предположение вряд ли можно принять всерьез. В жизни каждый видит окружающее по-своему, индивидуально, и так же по-своему изображает увиденное. Это относится даже к самым простым вещам и явлениям. Увидеть всем одно и то же и нарисовать его одинаково невозможно. А чем сложнее объект, тем это труднее и тем больше расхождений между отдельными его изображениями. Национальный характер — особенно сложный объект, в нем бесчисленное множество сторон и оттенков, поэтому каждый обнаружит в нем различные вещи, увидит их в различном свете, по-разному их оценит, так что в описаниях неизбежно будет много несовпадений. Следовательно, объяснение надо искать глубже. Вероятно, некоторые из сложившихся представлений действительно опирались на факты и наблюдения, поэтому мнения разных людей порой совпадали. Это, в частности, относится к энергии и предприимчивости английского народа. Видимо, это представление отражало нечто реальное. Конечно, дело не в каких-то особых свойствах народа, а в объективной исторической ситуации Интенсивное развитие капитализма, ожесточенная конкуренция, отчаянная борьба за существование, в которой все средства были хороши, чтобы уцелеть,—все это не позволяло представителям мира предпринимателей расслабляться, заставляло действовать энергично, расчетливо. А именно их деятельность и ее плоды в первую очередь бросались в глаза иностранным наблюдателям, которые о жизни трудящихся масс имели весьма смутное представление. Не было лишено оснований и убеждение в особой расположенности англичан к путешествиям. Потребности английского капитализма, погоня за рынками сырья и сбыта, колониальная экспансия заставляли Англию рассылать людей по всему свету. Потребности флота, широкая заморская торговля, создание многочисленного штата колониальных чиновников — все это приводило в движение десятки тысяч людей. Что же касается собственно путешествий, то практика эта складывалась в Англии еще в конце XVII в. В XVIII в. в богатых английских семьях вошло в обычай направлять молодых людей для завершения образования за границу — во Францию, Италию и Германию. Эти так называемые «большие турне» в начале XIX в. были широко распространены. Русский публицист И. М. Ястребцов в журнале «Московский телеграф» весьма высоко оценивал этот обычай, подчеркивая его пользу для образования (1830, кн. 10, с. 145). Итак, в некоторых случаях перед нами безусловно отражение объективной реальности. Но какими наслоениями покрыта эта реальность! Сколько к ней примешано вымысла и преувеличений! Роль фантазии особенно наглядно прослеживается в представлении об англичанах как чудаках, а об Англии— как стране чудаков и странностей. Правда, и здесь, как мы видели, фантазия возникала не на пустом месте, она отталкивалась от каких-то реальных явлений: поводом для нее служила непохожесть Англии на другие страны Западной Европы, некоторые особенности ее политического и частного быта. И уж совсем беспочвенной выдумкой являлось мнение о склонности англичан к самоубийствам, как и пресловутый «сплин», побуждающий к самоубийству. Статистика самоубийств в те годы в Европе не очень полна и надежна, но все же она решительно опровергает этот вымысел. Очевидно, поразительное совпадение образа англичанина в умах многих русских людей нельзя объяснить тем, что все видели одно и то же. Главная причина заключается в том, что все наблюдатели, несмотря на существенные расхождения в политических взглядах, руководствовались общей или сходной шкалой ценностей. Их оценки определялись общим умонастроением или тем, что в науке именуется ментальностью. Мы еще очень мало знаем об этой стороне духовной жизни народов, ее особенностях и закономерностях. Ее существенным элементом являются самооценка и сопоставление своего народа с чужими. При этом обычно своему народу приписываются те свойства, которые в его иерархии ценностей занимают самое высокое место. Так, в самохарактеристике русских первой половины XIX в. часто фигурируют такие черты, как широта, удаль, размах. «Дух силы, какого-то удальства, которому море по колено, какого-то широкого размета души, не знающего меры ни в горе ни в радости»,— вот, по мнению «Отечественных записок», основная черта «русского мировоззрения» (1841, кн. 1, отд. 3, с. 12). «Русский ум любит простор, ясность, определенность; чистое умозрение его не отуманит, но отвратит от себя; фактизм может сделать его мелким, поверхностным»,— писал Белинский. С ним соглашался Герцен, утверждавший, что русский народ «сохранил величавые черты, живой ум и широкий размах богатой натуры». Когда конструируется образ чужого народа, то нередко акцентируются именно непохожие, контрастирующие черты. При этом истинный образ упрощается, обедняется, превращается в схему. Примером может служить представление об английской цивилизации как «вещественной», как воплощении «материализма» в противовес русской — как цивилизации прежде всего духовной, отодвигающей материальные заботы на второй план. Эта схема заставляла русских наблюдателей не замечать многих достижений английской духовной жизни и культуры. Свою роль сыграл и получивший в ту пору распространение тезис немецкой идеалистической философии о том, что каждому пароду предназначено сыграть в развитии общечеловеческой цивилизации свою, особую роль, отвечающую его индивидуальному таланту. В результате каждый народ представал как носитель определенной идеи или принципа. Так, английский народ стал олицетворением практических способностей, французы — светскости и умения наслаждаться жизнью, немцы — воплощением науки, итальянцы — искусства и т. д. Такой «народ-идея», раз возникнув, в дальнейшем уж выполнял роль своеобразного «контролера» в отборе черт, входящих в образ данного народа: он побуждал отбирать те или иные качества, соответствующие заданной идее, и отбрасывать те, которые не соответствовали ей. Этому способствовало необыкновенное доверие к этническим вымыслам, кочующим из одного сочинения в другое. Преемственность способствует закреплению образа: каждый, кто пишет о другом народе, как правило, в значительной степени повторяет своих предшественников, вероятно даже не всегда отдавая себе ясный отчет в этой зависимости от них. Наблюдения, которые отложились в более ранних рассказах, составляют значительную часть багажа каждого путешественника. Образ англичанина в России складывался под влиянием предшествующих рассказов, главным образом французских. Об этом можно судить хотя бы по тому, что многие свойства англичан, которые фигурировали в русских сочинениях (да и в немецких!), значительно раньше были отмечены во французских работах об Англии. В них мы находим многие из тех легенд об англичанах, о которых говорилось выше. Взять хотя бы пресловутую английскую гордость. «Гордость,—писал еще в 1783 г. французский автор,— является одной из первых черт английского характера: он считает себя счастливым, что родился британцем, и не упускает случая похвалиться этим». П. Шантро, издавший книгу о своей поездке в Англию, говорил также о «дерзости и неуважении к иностранцам, в которых упрекают англичан», хотя считал, что это свойственно только «самой низкой черни»: последняя «ненавидит не только все французское, но любого человека, который не говорит по-английски». Спустя два десятилетия французский публицист П. Нугаре также заявлял: «Англичанин везде отличается своей национальной гордостью, которой он наполнен и которую он не может никогда скрыть». О том же говорил и другой французский публицист в 1817 г. Анонимный автор книги «Год в Лондоне» в 1819 г. утверждал, что «гордость в этой стране является распространенной болезнью, которая затронула все классы», и «гордый Альбион» смотрит на все другие народы свысока подобно тому, как древние греки и римляне смотрели на варваров. Впрочем, другой анонимный автор считал, что у себя дома англичане не проявляют этого высокомерия, но стоит им оказаться на материке, как «они приносят с собою гордость, спесь и такое поведение, которое говорит об убеждении в своем превосходстве над всеми окружающими». Публицист д'Оссез, написавший книгу о поездке в Англию в 1833 г., соглашался с этой характеристикой. У себя на родине, по его словам, англичанин предупредителен по отношению к иностранцам, но на материке «он показывает чувствительность ко всему, презрение и гордость, требует к себе уважения, но делает со своей стороны очень мало, чтобы его завоевать, и всюду держится развязно». Он не считается с обычаями страны, почти не здоровается при входе, однако в то же время требует неукоснительного соблюдения английских обычаев. По-видимому, мнение о гордости англичан и их высокомерном отношении к иностранцам было довольно широко распространено во Франции и отражало исторически сложившуюся неприязнь к англичанам. Эта неприязнь была, видимо, двусторонней и отражала трудную историю взаимоотношений между этими народами на протяжении веков. Французское влияние, вероятно, сказалось и на других русских представлениях об англичанах. Так, во французских сочинениях часто говорилось об английской расчетливости и эгоизме. По мнению одного автора, «этот дух спекуляции, холодный, методичный, который делает англичан мрачными, этот эгоизм побуждает их все сводить к личному интересу...». Другой автор также считал, что в Англии «все является предметом расчетов». «Англичан характеризует философия эгоизма»,— повторял третий. Мнение о поразительной энергии английского народа высказывалось во французской литературе еще в XVIII в. Анонимный автор книги «Картина Англии в 1780 г.» писал: «Фабрики, которые так часто встречаются в этой стране, достаточно убедительно доказывают, что энергия (activite), трудолюбие до сих пор являются чертами английского национального характера. Достаточно бросить один только взгляд на лондонскую улицу, чтобы в этом убедиться». «Англичанин помешан (acharne) на работе». Аналогичное наблюдение было высказано через три десятка лет: «Походка людей на улицах Лондона очень стремительна, они поглощены своими делами; они точны в соблюдении времени свидания». На тротуарах они бесцеремонно расталкивают встречных. Одну из причин процветания английской торговли автор усматривал в том, что купец или мануфактурист более всего боится праздности и никогда не прекращает своей деятельности, побуждая к занятиям тем же делом и своих детей. Автор также отмечал у англичан «вкус к путешествиям». Совпадение во французских сочинениях мы находим и мысль об отсутствии у англичан настоящего вкуса к изящному, и критическую оценку их искусства. Анонимный французский автор еще в 1819 г. писал, что архитектура Лондона монотонная, все дома совершенно на одно лицо, что «английская опера еще не появлялась» и т. п. П. Нугаре в 1816 г. критиковал английскую архитектуру, которая, по его словам, «не делает чести национальному вкусу», а в театре царит стремление угодить дурному вкусу публики. Д'Оссез считал, что изучать английскую архитектуру надо только для того, чтобы избежать ее ошибок. В английской живописи и музыке, по его мнению, не хватает вкуса, своего театра у англичан по существу нет, и «при всем пристрастии к Англии нельзя не признать, что в отношении изящных искусств она стоит ниже даже тех народов, которым менее посчастливилось». Даже мнение о красоте английских женщин могло сложиться под воздействием французской литературы, где оно выражалось неоднократно. Еще в середине XV в. анонимный французский автор утверждал, что у англичанок «лица самые ангельские и самые женственные, какие только можно вообразить». Среди этих странностей назывались: мрачный характер англичан, подверженность меланхолии, специфически английская болезнь «сплин» и склонность к самоубийствам. Французский автор в 1801 г. упоминал об этом как об очевидном и общеизвестном факте: «Самоубийства, столь частые в Англии, проистекают в одинаковой степени как из климата этой страны, так и из меланхолического и мрачного характера». «Меланхолия господствует в характере англичан»,— говорилось в другом сочинении. «Сплин, или глубокая меланхолия,—писал Нугаре,— это вид болезни, которая наполняет человека печалью и черными мыслями. Ее очаг — на Британских островах». Чаще всего этой болезнью страдают богатые люди. В Лондоне ежегодно возникает настоящая эпидемия самоубийств. Обычно это происходит в ноябре. «Когда восточный ветер дует в Лондоне, вы обязательно найдете в газетах длинный список людей, добровольно расставшихся с бременем жизни». Автор утверждал, что в Лондоне есть переулок, где самоубийства совершаются особенно часто и власти поставили здесь даже особый полицейский пост, чтобы предотвращать попытки такого рода. Богатый и пресыщенный англичанин, кончающий самоубийством, в эти и более поздние годы нередко фигурировал на французской сцене. Этот персонаж, в частности, выведен в комедиях Скриба «Сплин» и «Скука, или Лорд Дерфорд»: обе пьесы шли на парижской сцене в 1820 г. Его можно встретить в ряде французских романов той поры. Практичность. В Англии «на всем лежит печать практичности» (Греч); у англичан «практический разум», что проявляется в их юстиции и медицине (Паулович, Ниберг); науки у них применяются к практике (Кошелев); у них хозяйничает рассудок (Погодин); господство практического разума является причиной, почему в Англии процветают практические науки, а теоретические дисциплины находятся в незавидном положении (Паулович); у англичан философский анализ не развит (Хомяков); польза у них — в центре всего (Милютин); они не терпят бесполезного (Паулович). Предприимчивость и энергия. Англичанам свойственна упрямая (внутренняя) энергия (Хомяков); англичане— люди деятельные (Хомяков, Паулович); деловые (Милютин); предприимчивые (Милютин, Паулович); всегда спешат (Погодин). Опрятность. В Англии повсюду чистота и опрятность (Греч, Глаголев, Милютин, Корсаков, Паулович, Погодин) . Ум. Англичане — смышленые люди (Греч, Кошелев); им свойственны рассудительность, ум (Греч); предусмотрительность, обдуманность, дальновидность (Милютин) ; изобретательность, проницательность, основательность ума (Паулович); мудрость (Кошелев). Серьезность. Англичане — люди серьезные (Милютин, Греч); почтенные (Греч); степенные (Милютин, Погодин, Хомяков); важные (Милютин); чинные (Паулович, Погодин). Неприветливость. Англичане неприветливы, их сухость похожа на грубость (Милютин); их отличает невнимательность к другим (Корсаков); негостеприимность (Паулович); они трудно идут на сближение (Хомяков, Паулович); иностранцев презирают (Паулович); равнодушны к ним (Хомяков). Консерватизм. Англичане берегут традиции, чтят уложение, боятся перемен, обычай у них — верховный закон (Греч); свято хранят старину (Милютин); дорожат древностями (Симонов); обычаи соблюдают (Паулович); благоговеют перед стариной (Хомяков). Нравственные достоинства. Англичанам присущи искренность, благотворительность (Паулович); благородство, высокая нравственность, здоровое духовное начало (Хомяков); нравственное величие (Кошелев): ревность к пользе ближнего (Греч); набожность (Греч, Паулович, Хомяков); привязанность к семье (Паулович, Хомяков, Греч); любовь к справедливости (Греч, Паулович); любовь к правде, прямодушие (Греч, Паулович); честность (Паулович). Пороки. В англичанах много плутовства (Греч, Паулович); много порочности (Паулович, Милютин); они любят азартные игры и пари (Паулович); среди них процветает пьянство (Паулович). В этот перечень можно включить и такие свойства, как расчетливость, невосприимчивость к искусству, странности поведения и т. д. Но и приведенный список убедительно свидетельствует о распространенности сложившихся стереотипов. Нам остается добавить, что для правильного понимания нарисованного выше портрета англичанина следует учитывать не только особенности тогдашнего словоупотребления, но и то обстоятельство, что современники нередко, исходя из тогдашней шкалы ценностей, иначе оценивали отдельные черты, чем это делаем мы. Даже такое качество, как практицизм или деловитость, которую мы, наверное, поместили бы на шкале ценностей довольно высоко, во всяком случае выше, чем, например, прекраснодушную мечтательность, вызывало нередко в тогдашней России иное отношение. Деятельность, не знающая устали и покоя, многими воспринималась как недостойная человека. Более того, деловитость и практичность, как правило, отождествлялись с такими отрицательными чертами, как корыстолюбие и скупость. Поэтому определение англичан как народа деловитого и практичного совсем не следует понимать как безусловную похвалу. Основная зона англо-русских противоречий располагалась на Востоке — в турецком регионе и в Средней Азии: именно здесь столкнулись политические и экономические интересы обеих держав, и столкновение это порождало недоверие, взаимную подозрительность и конфликты. Известный историк международных отношений Ф. Мартене заметил это: «Если в сношениях Сент-Джемского кабинета с императорским правительством в течение 20-х годов настоящего столетия неоднократно обнаруживалось явное взаимное недоверие, то это в значительной степени объясняется усложнение ем пресловутого восточного вопроса». Следует лишь добавить, что положение не изменилось и в последующие годы. Центральным объектом борьбы была Оттоманская империя. Комплекс международных проблем, связанных с ее судьбой, получил название «восточного вопроса». Внутренняя неустойчивость в этой стране и нарастание освободительной борьбы народов, оказавшихся под властью султана, грозили целостности империи. Слабости внутренней организации стали еще более ощутимыми после нескольких неудачных войн с Россией, в ходе которых Оттоманская империя утратила ряд территорий. Естественно, экспансия царизма определялась экономическими и военно-стратегическими мотивами, но объективным ее результатом было освобождение народов от османского гнета. Проблема Турции осложнялась вопросом о проливах. Россия добивалась контроля над ними, поскольку от этого зависела безопасность ее южных границ. Англия, опасавшаяся усиления России, решительно противилась этому. Дипломатия обеих держав вела ожесточенную борьбу за влияние в Константинополе. На Среднем Востоке политика царской России диктовалась как экономическими, так и политическими мотивами: интересы растущей торговли требовали новых рынков, безопасности караванных путей. Приходилось считаться и с угрозой проникновения англичан в этот район. Восток занимал в английской политике весьма важное место. С утратой американских владений значение восточных территорий, особенно Индии, в британской имперской системе возросло. Индия являлась не только объектом жесточайшей эксплуатации, но и стратегическим плацдармом для дальнейшей колониальной экспансии англичан в Азии. Шаг за шагом создавали они цепь военных баз и морских опорных пунктов на путях, связывающих Европу со странами Востока. Сохранение и укрепление господства над Индией стали на многие годы предметом главной заботы и тревоги английских государственных деятелей. Эта тревога не была беспочвенной. Грандиозное восстание индийского народа в 1857—1859 гг. наглядно показало, какой заряд ненависти против колонизаторов накопился в недрах индийского общества. Неуверенность в прочности своей власти порождала у англичан повышенную чувствительность ко всякой угрозе извне. Английская экспансия в Азии шла в разных направлениях, приближаясь к районам Среднего Востока, которые царизм считал зоной своих интересов. Вторая четверть XIX в. ознаменовалась обострением противоречий между обеими державами в этом регионе. И там и здесь с возрастающей тревогой следили за действиями соперника. При этом, маскируя свои захватнические планы, английская буржуазия рядилась в одежды защитника свободы и независимости Турции и народов Средней Азии. Восточный вопрос резко обострился в конце 20-х годов в результате русско-турецкой войны 1828—1829 гг., итоги которой зафиксировал Адрианопольский договор 1829 г. По этому договору Турция признала автономию Греции, Молдавии, Валахии и Сербии, отказалась от претензий на черноморское побережье Кавказа, признав присоединение к России Грузии, Имеретии, Мингрелии. Драматический характер носили события в начале 30-х годов. Египетский паша Мухаммед Али, вассал Порты, решил добиться независимости от Турции. Попытка султана силой принудить его к покорности оказалась неудачной: в битве при Конии (21 декабря 1832 г.) турецкие войска потерпели жестокое поражение, и, казалось, ничто не сможет помешать победоносной египетской армии захватить Константинополь. Английкое правительство не решилось открыто вмешаться в конфликт, поскольку за спиной Мухаммеда Али стояла Франция. Султану не оставалось ничего иного, как обратиться за помощью к России. Султан был спасен, русское влияние в Турции резко возросло. 8 июля 1833 г. в Ункяр-Искелеси был подписан русско-турецкий договор о «дружбе и помощи», который закрывал проливы для военных судов всех наций, кроме России. Египетский паша был вынужден согласиться на перемирие. Исход русско-турецкой войны и особенно договор в Ункяр-Искелеси вызвали в Англии бурную реакцию: многие полагали, что султан окончательно превратился в русского вассала. Российская дипломатия пыталась развеять это впечатление. Английская дипломатия постаралась больше не допускать этого. По ее инициативе в коллективной нота от 27 июля 1839 г. державы — на этот раз в их числе была и Россия — фактически взяли Турцию под своё коллективное покровительство. Когда Мухаммед Али попытался продолжать наступление на север, английский флот обстрелял Бейрут, англо-турецкие отряды блокировали египетскую армию в Сирии, и ей пришлось отступить. Опасность для Константинополя на время была отведена, но не ликвидирована и в любой момент могла возникнуть снова.xxx Серьезные трения между Англией и Россией вызывала проблема торговли на Черном море. После того как Адрианопольский мир подтвердил права России на черноморское побережье Кавказа, она объявила морскую блокаду, чтобы прекратить доставку оружия и боеприпасов для непокоренных горцев. Но английской правительство отказалось признать законность этой блокады, и английские агенты продолжали доставлять в этот район не только товары, но и оружие. Английская печать заявляла, что Россия нарушает исконное английское право торговли и требовала решительных мер. Английский посол в Константинополя Понсонби даже предлагал направить в Черное мора английскую эскадру для поддержки «Черкесии». Правительство, однако, не решилось на такой крайний шаг. Первый конфликт с Англией относится к середина 1836 г., когда русскими морскими властями была задержана английская шхуна «Чарлз Спенсер». Впрочем вскоре она была отпущена, и Нессельроде официальна признал право собственника шхуны на компенсацию! Более серьезными последствиями грозил другой инцидент, возникший в конце того же года, когда русские корабли задержали у берегов Кавказа английскую шхуну «Виксен». Есть основания полагать, что этот конфликт был намеренно создан англичанами и Понсонби санкционировал рейс. Замысел его состоял в том, чтобы спровоцировать конфликт с Россией и создать предлог для посылки в Черное море английского флота. Воспользовавшись темнотой, командир шхуны выгрузил на берег доставленные грузы: пушки, порох и оружие. Поэтому, когда на следующий день русские обыскали шхуну, ничего предосудительного на ней не обнаружили... Английское правительство заявило решительный протест, утверждая, что шхуна была задержана за пределами территориальных вод, на которые распространяется блокада. Английская пресса подняла шумную кампанию, в парламенте раздавались воинственные призывы. По мнению американского исследователя, Николай I со дня на день ожидал нападения английского флота. Русская дипломатия умело маневрировала, то проявляя твердость, то уступая. Она постаралась ограничить конфликт, объявив рейс «Виксена» частным предприятием, к которому английское правительство не имеет никакого отношения. Оно также не поднимало вопроса об оружии на борту шхуны. В конце концов конфликт удалось уладить. Таким образом, к концу 30-х годов в отношениях между Россией и Англией на Востоке накопился довольно значительный запас горючего материала. При первом серьезном конфликте он грозил вспыхнуть. Торговля и политика Важную роль в развитии англо-русских отношений играла оживленная торговля между обеими странами, в которой обе они были чрезвычайно заинтересованы. Для России Англия служила крупнейшим покупателем сырья и продовольствия. Более развитая в экономическом отношении Англия же была заинтересована в сбыте своих товаров и в приложении капиталов. Англо-русские торговые связи имели давнюю традицию. Возникнув в середине XVI в., они быстро развивались, особенно с того момента, как в начале XVIII в. Россия вышла на побережье Балтики, прорубив «окно в Европу». По данным английской официальной статистики, вывоз товаров из Англии в Россию за 80 лет — с 1705 до 1785 г.— в стоимостном исчислении вырос более чем в 17 раз, а ввоз из России в Англию за те же годы — почти в 20 раз. Рост продолжался и в последующие годы. Одновременно расширялся и круг предметов этой торговли. Важнейшей статьей русского вывоза в Англию был лес. Англия в этом отношении целиком зависела от поставок извне, и именно Россия долгое время являлась его важнейшим поставщиком. Другим предметом русского вывоза в XVIII в. был металл. Поставка русского железа в Англию с 2 тыс. пудов в 1718 г. возросла к концу века до 2 млн. пудов, а в некоторые годы даже превышала 3 млн. пудов. С открытием плавки металла на каменном угле Англия стала освобождаться от иностранной зависимости и с начала XIX в. сама в нарастающих масштабах вывозила металл. Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по балтическим волнам За лес и сало возит к нам. «Отечественные записки» так характеризовали положение: английская промышленность «посредством огромных капиталов своих, извлекая отовсюду первоначальные материалы, обрабатывает их легко и дешево своими усовершенствованными способами, отправляет обработанные в целый мир, часто даже в те самые государства, откуда получен первоначальный материал, и останавливает там всякую мануфактурную промышленность, всякое соперничество других народов дешевизною и кредитом, к чему имеет неизмеримые средства». В результате, по словам автора статьи, все страны боятся английских товаров и «тяготятся ими», они возбуждают «чувство неприятное, похожее на боязнь». Впрочем, автор считал, что Россия располагает возможностями для того, чтобы вступить в соперничество с Англией и ее превзойти. По его мнению, для достижения этой цели «нам надобен только дух промышленности, опыт, образованность Англии — предметы, достижимые для твердой, прямой воли» (1849, кн. 8, отд. 4, с. 25). Интересам российских коммерсантов наносило ущерб и засилье англичан в русском импорте. Внешняя торговля России в первой половине XIX в. находилась почти целиком в руках иностранцев, среди которых англичане занимали первое место, а в морской торговле безусловно преобладали. Вывоз русских товаров осуществлялся почти целиком на английских судах. Русские коммерсанты не вели прямых торговых отношений с Англией, их роль ограничивалась доставкой продуктов к русским портам, причем, как правило, они пользовались кредитами, получаемыми от английских фирм. Английские товары, ввозимые в Россию, также распродавались через многочисленных мелких посредников, которые получали эти товары в кредит на срок от 4 до 12 месяцев. Известный экономист В. Пельчинский, занимавший должность советника департамента мануфактур, писал: «Заморская наша торговля производится до сего времени иностранцами, исключая слабые опыты некоторых наших купцов, отправляющих собственные свои корабли за море». Спустя полтора десятилетия «Современник» повторял это утверждение: «В нашей отпускной торговле Великобритания имеет решительный I перевес» (1847, кн. 2, отд. 3, с. 153). Русское купечество пыталось получить поддержку правительства в борьбе против засилья иностранцев. Еще в 1805 г. московские купцы обращались к властям с просьбой запретить иностранцам записываться в русское купечество и обязать их продавать свои товары только оптом, а не в розницу. Как на эту, так и на аналогичные просьбы правительство не реагировало. В архиве сохранилась датированная 1 ноября 1829 г. петиция на имя царя от архангельского купца первой гильдии Петрова, который жаловался, что «все пришло в совершенное преобладание иностранцев» и русские купцы, не выдерживая с ними конкуренции, один за другим уходят от дел. В Архангельске, по словам автора, еще в 1780 г. было 48 русских «вывозящих домов», а в настоящее время из них не осталось ни одного. Засилье иностранцев приносит вред русской торговле еще и потому, что ставит ее в зависимость от них: «Сколько к нам придет кораблей, столько и увезут наших продуктов». Иначе говоря, вывоз русских товаров определялся не русскими потребностями, а интересами иностранных судовладельцев. Нам неизвестно, как эту петицию восприняли власти, но в последующие годы положение не изменилось. Английское правительство неоднократно ставило в Петербурге вопрос об отмене запретов и снижения пошлин, однако эти усилия вплоть до 40-х годов имели мало успеха. Русские капиталисты решительно противились всяким послаблениям в тарифной политике. Попытка «Коммерческой газеты» в 1830 г. выступить в пользу свободной торговли, т. е. отмены запретительных тарифов и снижения пошлин, вызвала резкие протесты со стороны торгово-промышленных кругов. Анонимный автор в своем ответе категорически возражал против предложения газеты: «Права взаимности уместны токмо между народами равными во всех отношениях и в массе производства, торговли и в количестве кораблей, капиталов и промышленности». Во всех этих отношениях у нас нет равенства с Англией, а ее тарифная политика направлена к собственным выгодам: «...она привозит к нам товары из всего света, нам же дозволяет привозить в ее порты только собственные наши произведения». Автор считал первой задачей в борьбе за развитие внешней торговли создание собственного торгового флота. Неудачи русских купцов на Востоке многие объясняли их неповоротливостью, неумением торговать. Редактор «Московского телеграфа» Полевой в примечании к журнальной статье о торговле с Персией, говоря об отставании русской торговли от английской, упрекал русских купцов в медлительности и призывал их: «Надобно вспомнить, что соперники наши не дремлют, пока мы думаем и не принимаемся за дело». Русофобия в Англии Англо-русские противоречия порождали в отношениях между обеими странами взаимное недоверие и подозрительность. В Англии усилению этих чувств способствовала деятельность небольшой, но весьма активной группы политиков и публицистов, которые были убеждены, что русский царизм стремился полностью подчинить себе Турцию и весь Средний Восток и, дойдя до границ Индии, изгнать оттуда англичан. Страх перед наступлением России приобрел в некоторых английских кругах навязчивый характер: антианглийские замыслы российского правительства мерещились на каждом шагу. Литература на эту тему ширилась. Особенно много внимания уделялось Турции. А. И. Тургенев в марте 1836 г. писал из Парижа, что книги об отношениях между Россией и Турцией выходят одна за другой. «Никогда,— продолжал он,— столько книг, брошюр, журнальных статей и книг не выходило о сем предмете, как в последние два года... Здесь и в Англии можно накопить целую библиотеку о России в отношении к Востоку». В последующие годы поток литературы на эту тему продолжал нарастать. Английская русофобия не была привилегией какого-нибудь одного социального слоя. В основном она, вероятно, рождалась в кругах, связанных с колониальной политикой в Азии и на Ближнем Востоке: экспансионистские замыслы этих кругов и боязнь утратить приобретенные владения побуждали их всячески преувеличивать опасность со стороны России. Некоторые не прочь были использовать жупел «русской угрозы» для дальнейшего расширения колониальных владений под лозунгом «защиты» их безопасности. Особенно часто этим прикрывалось расширение территориальных границ Британской Индии. Другая группа русофобов вербовалась в среде коммерсантов, заинтересованных в восточных рынках. Появление на Востоке русских купцов и их товаров расценивалось как покушение на английские интересы. Географическое положение России и ее протекционистская таможенная политика позволяли иногда русским товарам противостоять английской конкуренции, и это также вызывало недовольство английских коммерсантов. Они жаловались, что русский протекционизм, который имел целью защиту слабой русской промышленности, якобы несправедлив и пристрастен, что он создает дискриминацию в пользу русских купцов. Анонимный английский автор в 1844 г. признавал наличие в этой стране «общей неприязни в отношении России». Российский посол в Лондоне граф Поццо ди Борго сообщал в Петербург, что мысль о близком завоевании Индии Россией широко распространена в Англии. «Этот план,— писал посол,— засел здесь во всех головах, невзирая на свою естественную невероятность и положительную фальшь». Антирусская кампания имела крайне вредные последствия для англо-русских отношений. Нападки на Россию порождали реакцию недоверия и подозрительности: в той или иной неудаче русской политики нередко стали усматривать происки англичан, всюду подозревали присутствие английских агентов, сеющих вражду к России. Жертвой русофобской кампании стало само английское правительство: оно начало проявлять нервозность, приводившую к неосторожным шагам. В январе 1834 г. английский посол в Константинополе получил от своего правительства полномочия в любом случае, когда он сочтет необходимым, вызвать в проливы английский флот; английское правительство фактически вручало своему послу решение вопроса о войне с Россией. В январе 1835 г. глава правительства Веллингтон, учитывая спад напряженности в отношениях с Россией, отменил эти полномочия, но в мае 1836 г. Пальмерстон восстановил их. В мае 1839 г. английское правительство пошло еще дальше и предоставило адмиралу Стопфорду, командующему эскадрой, право форсировать проливы при первом появлении русских судов в водах, прилегающих к проливам, а также по просьбе султана. Видимо, английское правительство было готово начать военные действия против России при первом намеке на практическое осуществление договора в Ункяр-Искелеси. Английское правительство усматривало угрозу в любом признаке военного усиления России. Морской министр А. С. Меньшиков в начале 30-х годов обнаружил, что многие суда сильно устарели или попорчены гниением и начал модернизацию русского флота. В ответ на это в Англии были увеличены ассигнования на флот, и Пальмерстон в беседе с русским послом 29 декабря 1838 г. оправдывал их тем, что, по его убеждению, меры, принятые русским правительством на море, направлены прямо против Англии. Еще в апреле 1837 г. в беседе с русским послом он дал волю своим чувствам и воскликнул: «Да, Европа слишком долго спала. Она, наконец, пробуждается, чтобы положить конец этой системе захватов, которые император желает предпринять на всех границах своей обширной империи». В октябре 1838 г. в очередной беседе Пальмерстон уже официально от имени своего правительства выдвинул ряд претензий к России. Он заявил, что его беспокоит «господствующее влияние» ее в Персии, за которым он усматривает замыслы против Индии, упомянул об усилении русской эскадры на Балтике и о политике России в «Черкесии», под которой англичане имели ввиду горный Кавказ. Царизм и Англия Tо направление, в котором развивались отношения между двумя державами, не могло не внушать серьезной тревоги. Урегулирование этих отношений становилось важнейшей задачей русской дипломатии. Путь, который был для этого избран в Петербурге, проливает свет и на то, как оценивали здесь сложившуюся ситуацию и как представляли себе выход из нее. Для правильного понимания дальнейшего хода событий необходимо учесть, что внешняя политика России тех лет во многом определялась императором: он намечал ее основные линии и сам проводил ее в жизнь. Нессельроде, который формально в должности канцлера возглавлял внешнеполитическое ведомство, на деле был простым исполнителем. На него возлагалась задача оправдывать и обосновывать политику, избавляя царя от скучной и трудной умственной работы, которую Николай I не любил. Нессельроде нередко узнавал о дипломатических акциях царя уже после того, как они были совершены, и ему не оставалось ничего иного, как их объяснять. Это обстоятельство создавало у некоторых иностранных дипломатов впечатление двуличия и лицемерия российской внешней политики. Было бы, впрочем, неверно игнорировать роль Нессельроде: в ряде случаев ему удавалось оказывать влияние на ход событий и улаживать или предотвращать последствия дипломатических промахов царя. В такой ситуации личные взгляды царя должны были оказывать большое, а подчас решающее влияние на ход событий. Как же смотрел Николай I на Англию, как относился к этой стране и оценивал ее политику? Отношение его к Англии было двойственным. Богатство этой страны, ее огромные колониальные владения и морское могущество импонировали ему и вызывали чувство уважения. Силу он уважал. Его симпатии вызывала и та видимая стабильность, незыблемость политической системы, которая отличала Англию от ее соседей на континенте. Николай одобрял господствующую роль богатой и могущественной аристократии. Подобно другим русским аристократам Николай также высоко ценил устройство английского быта. Его первая нянька — англичанка мисс Джейн (Евгения Васильевна) Лайонс, которая воспитывала его до семилетнего возраста, не только научила его английскому языку, но и привила английские вкусы, уважение к своей родине и ее культуре. Английским вкусам Николай I остался верен всю жизнь. Летний коттедж царя в Петергофе был построен в чисто английском стиле. По свидетельству французского путешественника, это был «совсем английский домик, построенный по образцу самых красивых вилл в окрестностях Лондона на берегу Темзы, окруженный цветниками и тенистыми деревьями...; Нижний этаж, как две капли воды, похож на любое жилище богатого и светского англичанина». << предыдущая страница следующая страница >> |
|