страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Нескучные уроки - страница №1/2
Методическая статья на тему: «Нескучные уроки» Время от времени каждому учителю необходимо «встряхивать» (обновлять) свое представление о том, что такое урок и что такое образование. Учителям важно, чтобы на их уроках ученики использовали собственный жизненный опыт, собственные ассоциации, живое мышление, неповторимую выразительность, индивидуальное воображение. А это все можно «разбудить» с помощью специальных упражнений, которыми театральные педагоги пользуются при обучении актеров. При современном разнообразии телевизионных и компьютерных обучающих программ скучная жизнь на уроке, безэмоциональное образова ние оказываются в глазах учеников как неконкурентоспособными. Поэтому-то у современного учителя и возникает нужда в освоении таких обучающих технологий, которые тренировали бы в учениках умение непосредственно на уроке открывать в окружающей действительности поразительный мир человеческого духа и стремиться вносить свою посильную лепту в преумножении его богатств. Режиссерские ракурсы восприятия позволяют обращать внимание не только на сущность происходящего, но и на то, как эта сущность выражена. Если ученику (или учителю) пришла в голову мысль, то это обязательно в чем-то выразится. И эти «выразительные моменты» могут быть очень интересны в разных аспектах, в том числе и в педагогических. Например, какая у ребенка (или у самого учителя) речь – живая или заученная? Ведь, когда мы говорим, что нам не хватает слов, то как правило, именно в эти моменты мы в своей речи весьма выразительны. А гладкая речь, хорошо выявляющая эрудицию, часто оказывается проявлением личной закрытости, более или менее очевидной боязни говорить. При взвешивании каждого слова речь получается особой, неживой. И слушать ее собеседникам достаточно трудно. А уж слушать долго (и тем более, – внимательно), так и вообще просто-напросто невозможно. Было время, когда большинство школьных методик пусть негласно, но повсеместно возлагали на учителей обязанность говорить на уроке заведомо неживые вещи. При этом, конечно, подразумевалась и неживая интонация. Особая, так называемая – назидательная. А неживые, лживые интонации с педагогикой вообще-то плохо совместимы.… До сих пор на отдельных школьных уроках нормальная, человеческая связь жестикуляции, мышления и речи то и дело нарушается. Потому на уроках нет-нет, да и начинает маячить некая каменная стена (пусть не специально выстроенная по чьему-то злому умыслу, но, тем не менее, вполне реальная и, к сожалению, весьма для всех привычная). Вот ученик отвечает учителю, а тот в такт кивает головой. Казалось бы, все благополучно? Но давайте присмотримся: а выражен ли в учительском поведении тот факт, что ему интересно этот ответ слушать?.. Если нет – то получается, что это просто ритуал такой: ученик делает вид, что отвечает, а учитель делает вид, что внимательно слушает (ведь, конечно, ответ на заданный вопрос учитель знает уже давно, ну например, со времен обучения в институте). Как помочь учителям освободить свои школьные уроки от досадных топей подобных ритуалов? Типичная ситуация – учитель добросовестно готовился к уроку, был полон замыслов (предвкушал, как он вместе с ребятами будет их осуществлять…), но вот урок начался, а класс остался равнодушным. И ученики вяло реагируют на все то, что с энтузиазмом пытается предлагать учитель. Другая, не менее типичная ситуация: ученики вроде бы заинтересованы, хорошо отвечают, а результаты контрольных работ ужасны – прочных знаний нет и в помине. Или такая картина: идет объяснение интереснейшей темы, но кто-то из учеников в работе не участвует, мешая всем остальным. Учитель отвлекается от объяснения. С обеих сторон звучат враждебные нотки, темп урока падает, материал комкается. А вот пример неудачи другого рода: учитель видел, как его коллега с помощью игрового упражнения за несколько минут преобразил детей в классе. Смолкли разговоры, шеи вытянулись — все внимание на учителя, чтобы не пропустить чего-то интересного у доски. Упражнение было нехитрое, то, что при этом говорил коллега, учитель запомнил, и на ближайшем уроке в другом классе, решив повторить прием, он предлагает то же задание, говорит те же слова, но никакого впечатления на детей его старания не производят. Почему? В каждом подобном случае результат один — глубокая неудовлетворенность учителя, обида на детей, отчаянные мысли бросить все и уйти из школы. Некоторые учителя однажды удавшийся прием воздействия (как правило, принуждение, чрезмерная строгость, диктат, то есть все то, что легко усвоить как манеру поведения и проще всего использовать на уроке) начинают повторять «везде и всегда». И появляется уверенность: «Да, так и надо делать. Я их заставлю работать! Ведь для их же пользы стараюсь! Привыкнут — вот тогда и буду с ними демократичным, доброжелательным». Увы, чаще всего это «тогда» уже никогда не наступает. Путь по линии наименьшего сопротивления никого не приводит к настоящему успеху. А в итоге — все то же разочарование, искреннее недоумение, потеря веры в себя как педагога-гуманиста. Причин подобных ситуаций может быть много: одни не зависят от учителя, другие зависят только от него. В каком бы состоянии ни был класс к началу урока (возбужден после физкультуры или утомлен после контрольной), учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в мгновение ока оценить ситуацию в классе и скорректировать как план урока, так и свое поведение – а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству. То есть учителю следует по-новому, исходя из конкретных, незапланированных условий, срежиссировать урок. И такая работа учителя несомненно носит творческий характер. Некоторые приёмы «нескучного» урока: I. Ученики объединяются в несколько команд по 5–6 человек. После того, как все заняли свои новые (командные) места, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать – двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (40 секунд или минута) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова. Затем компании учеников обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным уже для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись. Проверенные листочки возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов. Плакаты для задания «видимо-невидимо» могут изготавливаться и самими учениками во время урока. Для этого каждая команда посылает человека тянуть жребий – билетик с указанием той или иной темы. Такими темами могут быть, например, следующие: На русском языке: – непроизносимые согласные; – безударные гласные в личных окончаниях глаголов; – сложные прилагательные; – безударные гласные в окончаниях наречий и так далее. На литературе: – имена и фамилии общественных деятелей; – даты; – персонажи литературного произведения или исторического события (как уже известных, так и тех, которых еще только предстоит изучать школьникам по программе). Каждая команда в течение установленных 5-8 минут готовит свой плакат, отыскивая нужные слова в учебниках и словарях. Когда все готово, команды покидают свои места, оставляя там изготовленный плакат, и на одну-две минуты окружают плакат чужой, запоминая все, что на нем написано. А вернувшись после сигнала на свое место, записывают увиденное. Потом следует проверка записей, которая может проводиться так же, как и в уже описанном основном варианте. II. 1 ЧЕТВЕРТЬ А Л Ф А В И Т, В О Р О Т А , П А Р Т Е Р , И Н Ж Е Н Е Р, И Н С Т Р У М Е Н Т, П О Р Т Ф Е Л Ь, Щ А В Е Л Ь, Д О Б Ы Ч А, К О П И Р О В А Т Ь, У К Р А И Н С К И Й Сколько мягких согласных звуков в пословице: «Не трудиться, так и хлеба не добиться»? 3. К словам подберите антонимы: РАНО – ЗДЕСЬ – УТРО – ШИРОКИЙ – ЗАПАД – Решите ребусы:
5. Вставьте вместо точек предлоги «В» или «НА»: ИДТИ … ШКОЛУ; ИДТИ … РАБОТУ; ИДТИ ... ТЕАТР; ИДТИ … ОПЕРУ; ИДТИ … БАЛЕТ; ИДТИ … СТАДИОН; ИДТИ …УНИВЕРСИТЕТ; ИДТИ …ФАКУЛЬТЕТ. Закончите пословицы: ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЗНАЕТ КОШКА, ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ КУЙ ЖЕЛЕЗО, Л…Б…П…ТН…..Й СЛ…Н…Н…К СПР…С…Л, ЧТ… …СТ КР…К…Д…Л З… …Б…Д…М. КР…К…Д…Л СХВ…Т…Л СЛ…Н…НК… З…. Н….С. Прочитайте, что написано:
9. Как правильно написать: У РЫБОВ НЕТ ЗУБОВ! У РЫБЬЕВ НЕТ ЗУБЬЕВ! У РЫБ НЕТ ЗУБ! Заполните таблицу существительными в именительном падеже:
11. Какие полные имена собственные соответствуют этимуменьшительно-ласкательным формам: 1) Алька, Шуша, Шуся, Санюточка, Санко, Санчо, Шурёнок – 2) Тольянка, Толяй, Тоська – 3) Онька, Дюка, Адик, Дрюня, Дюнька – 4) Гога, Гоша, Гошаня - Какое слово выражается двумя звуками, а обозначается одним знаком? 13. Запишите столько значений слова «корень», сколько можете вспомнить: КОРЕНЬ - 14. Запишите одним словом: 1) ОСТАНОВКА В ПУТИ ДЛЯ ОТДЫХА ВО ВРЕМЯ ПОХОДА – 2) САМЫЙ НИЗКИЙ МУЖСКОЙ ГОЛОС – 3) ТЕРРИТОРИЯ, НА КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТА, ВЫРУБКА ДЕРЕВЬЕВ – 4) ВРАЩАЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА ИЛИ ДРУГОГО СФЕРИЧЕСКОГО НЕБЕСНОГО ТЕЛА - ВСЛАСТЬ – СКЛОН – ТЕПЛО – ЭКРАН – КРАСКА – БЕДА – Допишите стихотворение: В ПОЛЕ ТРАВЫ ХОРОШИ, А НА РЕЧКЕ … . Я РУКИ В ВОДУ … И В ВОДЕ …. . ВОЗЛЕ ПОЛЯ, МИМО … ШЛИ КОЛЮЧИЕ … . 17. Найдите «третий лишний» (в каждой тройке слов одно - не родственное): 1) ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСНИЧИЙ 2) ЛЕВЫЙ, ЛЕВ, НАЛЕВО 3) ДИВНЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ, ДИВАННЫЙ 4) ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ 5) ЧЕСТНЫЙ, ЧЕСНОЧНЫЙ, ЧЕСНОК 6) СМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬ Расположите синонимы в порядке усиления степени признака: 1)_ БОЛЬШОЙ, _ КОЛОССАЛЬНЫЙ, _ ГРОМАДНЫЙ; 2) _ ГЕНИАЛЬНЫЙ, _ СПОСОБНЫЙ, _ ТАЛАНТЛИВЫЙ; 3) _ ПРОТИВНЫЙ, _ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ, _ НЕПРИЯТНЫЙ. 19. Выделите приставки в словах: 1) ВОРВАТЬСЯ, ВОЕВАТЬ, ВОРОХ, ВОГНАТЬ. 2) ДОБРАТЬСЯ, ДОМАШНИЙ, ДОВЕРИТЬ, ДОБРОТА. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков: ТРЕНЕР, РЕЗУЛЬТАТ, ЯРМАРКА, БАССЕЙН, ТЕЛЕГРАММА, РУЖЬЁ, РОСКОШЬ, ВОСХИЩЕНИЕ, ЕЩЁ. 2 ЧЕТВЕРТЬ 1. Расставьте ударения в словах: Д О С У Г, Н А Ч А Л, Т О Р Т Ы, О Б Л Е Г Ч И Т Ь, П О Н Я Л, Ц Е М Е Н Т, Р А С П О Л О Ж И Т Ь, Б А Л О В А Т Ь, П Л А Т О, П Р И Б Ы Л А. Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.
3. Выделите приставки в словах: 1) ПОЕЗДКА, ПОЛОСА, ПОЛЕВОДСТВО, ПОЛЕНО. 2) СОТРУДНИК, СОЛОВЕЙ, СОЕДИНЕНИЕ. Решите ребусы:
5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов: ВЛАДЕТЬ МИРОМ – МИЛАЯ ЛЮДЯМ – ЛЮБИТЬ МИР – СВЯТО СЛАВИТЬ – ВЛАДЕТЬ ВСЕМ - Распределите слова по родственным корням: НАВОДНЕНИЕ, НАВОДЧИК, ВОДОЁМ, ПОВОДЫРЬ, ВОДОРОСЛЬ, ВОДИТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ПАВОДОК, ПОЛОВОДЬЕ, ВОДЯНОЙ, ВОДОЛАЗ. 1. 2. 7. Найдите «третий лишний»: 1) ВЕТЕР, ВИХРЬ, БЕЗВЕТРЕННЫЙ; 2) СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЯННЫЙ; 3) УЧИТЬ, ИЗУЧАТЬ, ЗУБРИТЬ; 4) СОЖАЛЕНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОСТЬ. Замените следующие словосочетания одним словом: Рисунки в журнале, газете, книге - Сквозной проезд, прорытый под землёй – Место, где получают и выдают деньги – Свидетельство об окончании средней школы – Укажите, где предложения, а где словосочетания: СТРЕКОЗЫ ПРИМЧАЛИСЬ. – ПРОЗРАЧНЫЕ СТРЕКОЗЫ. – ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. – ЛИСТЬЯ ОПАЛИ. – БЕЖИТ РЕКА. – БЕГУЩИЙ МАЛЬЧИК. - 11. Какая буква наиболее «редкая гостья» в книгах, написанных по-русски? В одно учреждение пришла телеграмма о прибытии иностранной делегации: «ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ». Почему телеграмма вызвала недоумение у сотрудников? 13. Шарады (получите омонимы):
Замените одним словом: Жвачное животное с очень длинной шеей - Какие животные носят еду на спине - Хищная рыба с острыми зубами - Дикая роза с ярко-красными ягодами - Здраствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на сонце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. Миша В некоторых словах с целью экономии места повторяющиеся основное слово или корень обозначается значком (тильдой). Например, корень лес: ок; ной; ник Попытайтесь угадать «тильду» в данных словах: 1) ное сосуществование; по ить(ся); ение; пере ие. 2) ливый человек; ственные возгласы; ствовать хорошее начинание; передавать кому-либо . 17. Прибавляя по одной букве к «загадочному» слову (имя существительное именительного падежа единственного числа), можно получить слова следующего значения: 1) Газообразное состояние - 2) Место отдыха - 3) Театральная принадлежность - 4) Теплица - Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: ПИЛА - ШИЛА - СТРОЙ - 19. КРОК…ДИЛ ЖИВЁТ В ПЕЩЕРЕ, ЗАПИРАЕТ НА ….ОЧЬ ДВЕРИ, ЗАЖИГАЕТ ВО…ЕМЬ СВЕЧЕК И СТРЕКОЧЕ…, КАК КУЗНЕЧИК. ПОЧ…МУ ЖЕ ДНЁМ ТОГДА НЕ ….ТРЕКОЧЕТ ….ИКОГДА? ДРУЗЬ… , ИЗ БУКВ, КОТОРЫХ Н…Т, ЛЕГКО СОС…АВИТ... … ОТВЕТ! Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов составят ещё одно слово. ШИРОКИЙ – ТВЁРДЫЙ – СТАРЫЙ – СКУЧНЫЙ – БЕСПОЛЕЗНЫЙ – НЕРЯШЛИВЫЙ – ОТВЕТ: 3 ЧЕТВЕРТЬ 1. Расставьте ударения в словах: В Ы З Д О Р О В Е Т Ь, К Р А С И В Е Е, С Т О Л Я Р, Ш О Ф Ё Р, К В А Р Т А Л, Д О К У М Е Н Т, У Г Л У Б И Т Ь, К А У Ч У К, НА Д О С К У, З В О Н И Ш Ь. Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.
3. Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. (Они будут не в каждом слове!) ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ГРОМООТВОД, ПЯТИЛЕТКА, ВОДОПРОВОДЧИК, ПУТЕШЕСТВЕННИК, МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ.
5. Подчеркните имена существительные одушевлённые: Кошка, ковшик, черепаха, Туфли, воробей, папаха, Лук, кабанчик, кабачок, Платье, птичка, пиджачок. Щука, ёрш, карась и роза, Стол, сервант, сынок, мимоза, Шило, ножницы, игра, Танцы, зайчик, детвора. Запишите одним словом: СКОРЫЙ ПОЕЗД – АСФАЛЬТИРОВАННАЯ ДОРОГА – ПОМЕЩЕНИЕ В ШКОЛЕ – БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ -
ОТВЕТ: Подберите к словам синонимы: БОР - МОРОЗ – ХОТЕТЬ – КРЕПОСТЬ – ДИКОВИННЫЙ -
9. Заучите «волшебное» предложение: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Почему оно «волшебное», узнаете, если зачеркнёте в нём все гласные и мягкий знак. Что останется? Подчеркните проверочное слово: Уд…вительно (диво, дева); м…нять (мина, замена); л…пить (липко, лепка); подч…щать (честь, чисто); л…нивый (лень, линька); скр…пучий (скрепка, скрип), м…стерить (мост, мастер). 11. Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Сделать подарок – Испытывать жалость – Издавать крик – Произвести посадку – Излучать свет – Говорить дерзости – Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: РОЙ - ТЕЧЬ - МЫЛА - СТАЛИ - 13. Определите падежи выделенных слов:
14. Попробуйте соединить слова из левого и правого столбика так, чтобы получилось новое слово:
НОВЫЕ СЛОВА: 15. Шарады:
Как называют ребяток-зверяток у животных:
17. Подчеркните пары слов, которые являются синонимами: Интерес – интересоваться; Ученик – школьник; Удивляться – диво; Верный – преданный; Сторож – сторожка. Продолжите ряд синонимов к выделенным словам: Снег ослепительный, ………………….. Погода ненастная, ……………………… Вопрос нелепый, ……………………….. Завод большой, …………………………. 19. Найдите «третий лишний»: 1) Целина, цель, прицел 2) Море, морской, морщины 3) Пища, пищать, пищевой 4)Смешной, смешить, смешать
20. Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы: Подписать – приставка Водянистый – корень Прелестный – суффикс Тяжеловатый – окончание ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: 4 ЧЕТВЕРТЬ 1. Расставьте ударения в словах: Б А Г Р О В Е Т Ь, Г Е Р Б О В Ы Й, А Р Г У М Е Н Т, К А Ш Л Я Н У Т Ь, К О М П А С, М Е Л Ь К О М, П А Х О Т А, П Р О Ц Е Н Т, Р А К У Р С, С В Е К Л А. Затранскрибируйте скороговорку: У ПЕНЬКОВ ОПЯТЬ ПЯТЬ ОПЯТ 3. Замените следующие словосочетания одним словом: ПОПУЛЯРНАЯ ИГРА НА ЛЬДУ – ОБУЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ – СОБРАНИЕ КАКИХ-ЛИБО ПРЕДМЕТОВ – ТОВАРИЩ ПО РАБОТЕ – Решите ребусы:
5. Расставьте знаки препинания в предложении: ОЛЬГА СИДЕЛА НА СКАМЕЙКЕ КОТОРАЯ НАХОДИЛАСЬ В СКВЕРЕ И ЖДАЛА ПОДРУГУ.
Какими частями речи могут быть следующие слова.Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: ПЕЧЬ – СТИХ – ЖАРКОЕ – МЕЛОК - 7. Поставьте ударения в словах: ДОРОГА ДОРОГА, НО ДОРОЖЕ БЕЗДОРОЖЬЕ. ТЕМНЕТЬ, ТЁМНЫЙ, ПОТЕМНЕТЬ. Завлечь – приставка Скрипит – корень Посмотреть – глагольный суффикс Побагровел – суффикс прошедшего времени Сторона – окончание ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: Допишите пословицы: Поспешишь – людей … С кем поведёшься, … Тише едешь - … Что посеешь, ….
Определите падежи выделенных слов:
13. Расставьте знаки препинания в предложениях так, чтобы во втором стало на одного человека меньше: 1) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. 2) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. Шарады:
15. Допишите рифму: Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт, Мы называем всё ……………. На время что-то прекратив, Мы объявляем ………………... В борьбе, в труде устали слишком. Дают уставшим ………………. После урока непременно Нужна ребятам ………………. Выделите в словах окончания и найдите в ряду слов лишнее. Подчеркните его: 1) Говорила, прелестна, сначала, бабушка 2) Взвод, взор, вниз, вздох 17. Подберите к данным словам антонимы: МИНУС – ВЫСОКО – ДЕРЗКИЙ – ПОТЕРЯЛ – ТРУС – Впишите названия животных: 19. Найдите «четвёртый лишний»: 1) Наез…ник, праз…ник, звёз…ный, ужас…ный; 2) ненас…ный, напрас…ный, извес…ный, хрус…нуть; 3) скис…нуть, блес…нуть, учас…ник, чудес…ный; 4) сколь…кий, ре…кий, ни…кий, про…ьба. Составьте слово. Из предложения Берёза раскачивалась под сильными порывами ветравзять приставку сказуемого. Добавить корень сказуемого из предложения Он выписал из упражнения только слова. Добавить суффикс прилагательногогрустный и окончание прилагательного большой. ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: УЧИТЕЛЬСКИЙ ВАРИАНТ 1 ЧЕТВЕРТЬ 1. Расставьте ударения в словах: А Л Ф А В И Т, В О Р О Т А , П А Р Т Е Р ,И Н Ж Е Н Е Р, И Н С Т Р У М Е Н Т, П О Р Т Ф Е Л Ь , Щ А В Е Л Ь, Д О Б Ы Ч А, К О П И Р О В А Т Ь, У К Р А И Н С К И Й. (5 баллов) УТРО – вечер; ШИРОКИЙ – узкий; ЗАПАД – восток (3 балла) 4. Решите ребусы: подвал; рукав (1 балл) 5. Вставьте вместо точек предлоги «В» или «НА»: ИДТИ в ШКОЛУ; ИДТИ на РАБОТУ; ИДТИ в ТЕАТР; ИДТИ в ОПЕРУ;ИДТИ на БАЛЕТ; ИДТИ на СТАДИОН;ИДТИ в УНИВЕРСИТЕТ; ИДТИ на ФАКУЛЬТЕТ (4 балла) 6. Закончите пословицы: ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – в лес не ходить. ЗНАЕТ КОШКА, чьё мясо съела. ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ вода не течёт. КУЙ ЖЕЛЕЗО, пока горячо.(2 балла) 7. Прочитайте предложения, в которых пропущены все гласные. Вставьте их: ЛЮБОПЫТНЫЙ СЛОНЁНОК СПРОСИЛ, ЧТО ЕСТ КРОКОДОЛ ЗА ОБЕДОМ. КРОКОДИЛ СХВАТИЛ СЛОНЁНКА ЗА НОС. (1 балл) 8. Прочитайте, что написано: Любите наш могучий язык (Написанное нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам). (2 балла) 9. Как правильно написать: У РЫБОВ НЕТ ЗУБОВ! У РЫБЬЕВ НЕТ ЗУБЬЕВ! У РЫБ НЕТ ЗУБ! У рыб нет зубов.(2 балла) 10. Заполните таблицу существительными в именительном падеже: НОль, МОль, ТОль, РОль, СОль, БОль, ТЮль, ПЫль. (3 балла) 11. Какие полные имена собственные соответствуют этим уменьшительно-ласкательным формам: 1) Алька, Шуша, Шуся, Санюточка, Санко, Санчо, Шурёнок – Александр; 2) Тольянка, Толяй, Тоська – Анатолий; 3) Онька, Дюка, Адик, Дрюня, Дюнька –Андрей; 4) Гога, Гоша, Гошаня – Игорь. (2 балла) КОРЕНЬ – растения, слова, математический, зуба, волоса, зла… (2 балла) 14. Запишите одним словом: 1) ОСТАНОВКА В ПУТИ ДЛЯ ОТДЫХА ВО ВРЕМЯ ПОХОДА – привал 2) САМЫЙ НИЗКИЙ МУЖСКОЙ ГОЛОС – бас 3) ТЕРРИТОРИЯ, НА КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТА, ВЫРУБКА ДЕРЕВЬЕВ – заповедник 4) ВРАЩАЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА ИЛИ ДРУГОГО СФЕРИЧЕСКОГО НЕБЕСНОГО ТЕЛА – глобус (2 балла) 15. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово (горсть – гость): ВСЛАСТЬ – власть. СКЛОН – слон. ТЕПЛО – тело. ЭКРАН – кран. КРАСКА – каска. БЕДА – еда. (3балла) 16. Допиши стихотворение: В ПОЛЕ ТРАВЫ ХОРОШИ,// А НА РЕЧКЕ камыши.// Я РУКИ В ВОДУ опущу //И В ВОДЕ пополощу.//ВОЗЛЕ ПОЛЯ, МИМО ржи// ШЛИ КОЛЮЧИЕ ежи. (2 балла) 17. Найди «третий лишний» (в каждой тройке слов одно - не родственное): 1) ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСНИЧИЙ. 2) ЛЕВЫЙ, ЛЕВ, НАЛЕВО. 3) ДИВНЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ, ДИВАННЫЙ. 4) ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ. 5) ЧЕСТНЫЙ, ЧЕСНОЧНЫЙ, ЧЕСНОК 6) СМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬ. (3 балла) |
|