Нескучные уроки - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Нескучные уроки - страница №1/2

Методическая статья на тему: «Нескучные уроки»

Время от времени каждому учителю необходимо «встряхивать» (обновлять) свое представление о том, что такое урок и что такое образование. Учителям важно, чтобы на их уроках ученики использовали собственный жизненный опыт, собственные ассоциации, живое мышление, неповторимую выразительность, индивидуальное воображение. А это все можно «разбудить» с помощью специальных упражнений, которыми театральные педагоги пользуются при обучении актеров.

При современном разнообразии телевизионных и компьютерных обучающих программ скучная жизнь на уроке, безэмоциональное образова ние   оказываются в глазах учеников как неконкурентоспособными. Поэтому-то у современного учителя и возникает нужда в освоении таких обучающих технологий, которые тренировали бы в учениках умение непосредственно на уроке открывать в окружающей действительности поразительный мир человеческого духа и стремиться вносить свою посильную лепту в преумножении его богатств.

Речь живая или заученная?

Режиссерские ракурсы восприятия позволяют обращать внимание не только на сущность происходящего, но и на то, как эта сущность выражена. Если ученику (или учителю) пришла в голову мысль, то это обязательно в чем-то выразится. И эти «выразительные моменты» могут быть очень интересны в разных аспектах, в том числе и в педагогических. 

Например, какая у ребенка (или у самого учителя) речь – живая или заученная? Ведь, когда мы говорим, что нам не хватает слов, то как правило, именно в эти моменты мы в своей речи весьма выразительны. А гладкая речь, хорошо выявляющая эрудицию, часто оказывается проявлением личной закрытости, более или менее очевидной боязни говорить. При взвешивании каждого слова речь получается особой, неживой. И слушать ее собеседникам достаточно трудно. А уж слушать долго (и тем более, – внимательно), так и вообще просто-напросто невозможно.

Было время, когда большинство школьных методик пусть негласно, но повсеместно возлагали на учителей обязанность говорить на уроке заведомо неживые вещи. При этом, конечно, подразумевалась и неживая интонация. Особая, так называемая – назидательная. А неживые, лживые интонации с педагогикой вообще-то плохо совместимы.… До сих пор на отдельных школьных уроках нормальная, человеческая связь жестикуляции, мышления и речи то и дело нарушается. Потому на уроках нет-нет, да и начинает маячить некая каменная стена (пусть не специально выстроенная по чьему-то злому умыслу, но, тем не менее, вполне реальная и, к сожалению, весьма для всех привычная). 

Вот ученик отвечает учителю, а тот в такт кивает головой. Казалось бы, все благополучно? Но давайте присмотримся: а выражен ли в учительском поведении тот факт, что ему интересно этот ответ слушать?.. Если нет – то получается, что это просто ритуал такой: ученик делает вид, что отвечает, а учитель делает вид, что внимательно слушает (ведь, конечно, ответ на заданный вопрос учитель знает уже давно, ну например, со времен обучения в институте). Как помочь учителям освободить свои школьные уроки от досадных топей подобных ритуалов?
Выход есть - снабдить школьного учителя технологиями, повышающими эффективность любого урока. Прежде всего необходимым собрать и переработать те из социо-игровых заданий, в которых наиболее концентрируются дидактические и коммуникативные аспекты школьного урока. Имеются в виду универсальные технологии организации внимания класса и каждого ученика, способы активизации и поддержания творческой дисциплины и порядка на уроке, а также приёмы обеспечивающие погружение в учебный материал
Предлагаемые социо-игровые технологии обучения, гуманизирующие сам процесс общения учителя с учениками и учеников между собой на уроке, как показывает широкая практика, способны обеспечить радость творческих открытий на уроке по любому предмету. Эмоции открытий могут и должны присутствовать и в личном педагогическом труде каждого учителя, и в познавательной деятельности каждого ребёнка. Организованное учителем общение на уроке также может создавать и (или) развивать дружественную атмосферу в ученических соревнованиях и конкурсах, укрепляя спокойно-деловое отношение ко всяческим оценкам, призам и номинациям.

Типичная ситуация – учитель добросовестно готовился к уроку, был полон замыслов (предвкушал, как он вместе с ребятами будет их осуществлять…), но вот урок начался, а класс остался равнодушным. И ученики вяло реагируют на все то, что с энтузиазмом пытается предлагать учитель. 

Другая, не менее типичная ситуация: ученики вроде бы заинтересованы, хорошо отвечают, а результаты контрольных работ ужасны – прочных знаний нет и в помине. 

Или такая картина: идет объяснение интереснейшей темы, но кто-то из учеников в работе не участвует, мешая всем остальным. Учитель отвлекается от объяснения. С обеих сторон звучат враждебные нотки, темп урока падает, материал комкается. 

А вот пример неудачи другого рода: учитель видел, как его коллега с помощью игрового упражнения за несколько минут преобразил детей в классе. Смолкли разговоры, шеи вытянулись — все внимание на учителя, чтобы не пропустить чего-то интересного у доски. 

Упражнение было нехитрое, то, что при этом говорил коллега, учитель запомнил, и на ближайшем уроке в другом классе, решив повторить прием, он предлагает то же задание, говорит те же слова, но никакого впечатления на детей его старания не производят. Почему? В каждом подобном случае результат один — глубокая неудовлетворенность учителя, обида на детей, отчаянные мысли бросить все и уйти из школы.

Некоторые учителя однажды удавшийся прием воздействия (как правило, принуждение, чрезмерная строгость, диктат, то есть все то, что легко усвоить как манеру поведения и проще всего использовать на уроке) начинают повторять «везде и всегда». И появляется уверенность: «Да, так и надо делать. Я их заставлю работать! Ведь для их же пользы стараюсь! Привыкнут — вот тогда и буду с ними демократичным, доброжелательным». Увы, чаще всего это «тогда» уже никогда не наступает. Путь по линии наименьшего сопротивления никого не приводит к настоящему успеху. А в итоге — все то же разочарование, искреннее недоумение, потеря веры в себя как педагога-гуманиста.

Причин подобных ситуаций может быть много: одни не зависят от учителя, другие зависят только от него. В каком бы состоянии ни был класс к началу урока (возбужден после физкультуры или утомлен после контрольной), учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в мгновение ока оценить ситуацию в классе и скорректировать как план урока, так и свое поведение – а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству. То есть учителю следует по-новому, исходя из конкретных, незапланированных условий, срежиссировать урок. И такая работа учителя несомненно носит творческий характер.



Некоторые приёмы «нескучного» урока:

I. Ученики объединяются в несколько команд по 5–6 человек. После того, как все заняли свои новые (командные) места, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать – двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (40 секунд или минута) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова.


Затем компании учеников обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным уже для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.
Проверенные листочки возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.
Плакаты для задания «видимо-невидимо» могут изготавливаться и самими учениками во время урока. Для этого каждая команда посылает человека тянуть жребий – билетик с указанием той или иной темы. Такими темами могут быть, например, следующие:
На русском языке:
– непроизносимые согласные;
– безударные гласные в личных окончаниях глаголов;
– сложные прилагательные;
– безударные гласные в окончаниях наречий и так далее.

На литературе:
– имена и фамилии общественных деятелей;
– даты;
– персонажи литературного произведения или исторического события (как уже известных, так и тех, которых еще только предстоит изучать школьникам по программе).

Каждая команда в течение установленных 5-8 минут готовит свой плакат, отыскивая нужные слова в учебниках и словарях. Когда все готово, команды покидают свои места, оставляя там изготовленный плакат, и на одну-две минуты окружают плакат чужой, запоминая все, что на нем написано. А вернувшись после сигнала на свое место, записывают увиденное. Потом следует проверка записей, которая может проводиться так же, как и в уже описанном основном варианте.

II. 1 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Расставьте ударения в словах:

А Л Ф А В И Т,


В О Р О Т А ,
П А Р Т Е Р ,
И Н Ж Е Н Е Р,
И Н С Т Р У М Е Н Т,
П О Р Т Ф Е Л Ь,
Щ А В Е Л Ь,
Д О Б Ы Ч А,
К О П И Р О В А Т Ь,
У К Р А И Н С К И Й

 

2.



Сколько мягких согласных звуков в пословице:

«Не трудиться, так и хлеба не добиться»?



3.

К словам подберите антонимы:

РАНО –
РАССВЕТ –


ЗДЕСЬ –
УТРО –
ШИРОКИЙ –
ЗАПАД –

 

4.



Решите ребусы:

1)



 

 

2)




5.

Вставьте вместо точек предлоги «В» или «НА»:

ИДТИ … ШКОЛУ;


ИДТИ … РАБОТУ;
ИДТИ ... ТЕАТР;
ИДТИ … ОПЕРУ;
ИДТИ … БАЛЕТ;
ИДТИ … СТАДИОН;
ИДТИ …УНИВЕРСИТЕТ; 
ИДТИ …ФАКУЛЬТЕТ.

 

6.



Закончите пословицы:

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ –

ЗНАЕТ КОШКА,

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ

КУЙ ЖЕЛЕЗО,

7.

Прочитайте предложения, в которых пропущены все гласные. Вставьте их:

Л…Б…П…ТН…..Й СЛ…Н…Н…К СПР…С…Л, ЧТ… …СТ КР…К…Д…Л З… …Б…Д…М.

КР…К…Д…Л СХВ…Т…Л СЛ…Н…НК… З…. Н….С.

 

8.



Прочитайте, что написано:

К

 

 

Й

 

 

Г

 

 

А

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ы

 

 

И

 

 

О

 

 

Н

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

 

 

Ч

 

 

М

 

 

Е

 

 

Ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

У

 

 

Ш

 

 

Т

 

 

Л


9.

Как правильно написать:

У РЫБОВ НЕТ ЗУБОВ!


У РЫБЬЕВ НЕТ ЗУБЬЕВ!
У РЫБ НЕТ ЗУБ!

 

10.



Заполните таблицу существительными в именительном падеже:




 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь


11.

Какие полные имена собственные соответствуют этимуменьшительно-ласкательным формам:

1) Алька, Шуша, Шуся, Санюточка, Санко, Санчо, Шурёнок –

2) Тольянка, Толяй, Тоська –

3) Онька, Дюка, Адик, Дрюня, Дюнька –

4) Гога, Гоша, Гошаня -

 

12.



Какое слово выражается двумя звуками, а обозначается одним знаком?

13.

Запишите столько значений слова «корень», сколько можете вспомнить:

КОРЕНЬ -


 

14.

Запишите одним словом:

1) ОСТАНОВКА В ПУТИ ДЛЯ ОТДЫХА ВО ВРЕМЯ ПОХОДА –

2) САМЫЙ НИЗКИЙ МУЖСКОЙ ГОЛОС –

3) ТЕРРИТОРИЯ, НА КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТА, ВЫРУБКА ДЕРЕВЬЕВ –

4) ВРАЩАЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА ИЛИ ДРУГОГО СФЕРИЧЕСКОГО НЕБЕСНОГО ТЕЛА -

15.

Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово (например: горсть – гость):

ВСЛАСТЬ –


СКЛОН –
ТЕПЛО –
ЭКРАН –
КРАСКА –
БЕДА –

 

16.



Допишите стихотворение:

В ПОЛЕ ТРАВЫ ХОРОШИ,


А НА РЕЧКЕ … .
Я РУКИ В ВОДУ …
И В ВОДЕ …. .
ВОЗЛЕ ПОЛЯ, МИМО …
ШЛИ КОЛЮЧИЕ … .

17.

Найдите «третий лишний» (в каждой тройке слов одно - не родственное):

1) ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСНИЧИЙ

2) ЛЕВЫЙ, ЛЕВ, НАЛЕВО

3) ДИВНЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ, ДИВАННЫЙ

4) ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ

5) ЧЕСТНЫЙ, ЧЕСНОЧНЫЙ, ЧЕСНОК

6) СМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬ

 

18.



Расположите синонимы в порядке усиления степени признака:

1)БОЛЬШОЙ, _ КОЛОССАЛЬНЫЙ, _ ГРОМАДНЫЙ;

2) _ ГЕНИАЛЬНЫЙ, _ СПОСОБНЫЙ, _ ТАЛАНТЛИВЫЙ;

3) _ ПРОТИВНЫЙ, _ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ, _ НЕПРИЯТНЫЙ.



19.

Выделите приставки в словах:

1) ВОРВАТЬСЯ, ВОЕВАТЬ, ВОРОХ, ВОГНАТЬ.

2) ДОБРАТЬСЯ, ДОМАШНИЙ, ДОВЕРИТЬ, ДОБРОТА.

 

20.



Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

ТРЕНЕР, РЕЗУЛЬТАТ, ЯРМАРКА, БАССЕЙН, ТЕЛЕГРАММА, РУЖЬЁ, РОСКОШЬ, ВОСХИЩЕНИЕ, ЕЩЁ.



2 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Расставьте ударения в словах:

Д О С У Г, Н А Ч А Л, Т О Р Т Ы,


О Б Л Е Г Ч И Т Ь, П О Н Я Л, 
Ц Е М Е Н Т, Р А С П О Л О Ж И Т Ь, 
Б А Л О В А Т Ь, П Л А Т О, 
П Р И Б Ы Л А.

 

2.



Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.

1.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье!

 

 

2.

С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нём мы обитаем.


3.

Выделите приставки в словах:

1) ПОЕЗДКА, ПОЛОСА, ПОЛЕВОДСТВО, ПОЛЕНО.

2) СОТРУДНИК, СОЛОВЕЙ, СОЕДИНЕНИЕ.

 

4.



Решите ребусы:

1)



 

 

2)




5.

Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

ВЛАДЕТЬ МИРОМ –


МИЛАЯ ЛЮДЯМ –
ЛЮБИТЬ МИР –
СВЯТО СЛАВИТЬ –
ВЛАДЕТЬ ВСЕМ -

 

6.



Распределите слова по родственным корням:

НАВОДНЕНИЕ, НАВОДЧИК, ВОДОЁМ, ПОВОДЫРЬ, ВОДОРОСЛЬ, ВОДИТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ПАВОДОК, ПОЛОВОДЬЕ, ВОДЯНОЙ, ВОДОЛАЗ.



1.

2.

7.

Найдите «третий лишний»:

1) ВЕТЕР, ВИХРЬ, БЕЗВЕТРЕННЫЙ;

2) СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЯННЫЙ;

3) УЧИТЬ, ИЗУЧАТЬ, ЗУБРИТЬ;

4) СОЖАЛЕНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОСТЬ.

 

8.



Замените следующие словосочетания одним словом:

Рисунки в журнале, газете, книге -

Сквозной проезд, прорытый под землёй –

Место, где получают и выдают деньги –

Свидетельство об окончании средней школы –

9.

Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.

 

10.



Укажите, где предложения, а где словосочетания:

СТРЕКОЗЫ ПРИМЧАЛИСЬ. –


ПРОЗРАЧНЫЕ СТРЕКОЗЫ. –
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. –
ЛИСТЬЯ ОПАЛИ. –
БЕЖИТ РЕКА. –
БЕГУЩИЙ МАЛЬЧИК. -

11.

Какая буква наиболее «редкая гостья» в книгах, написанных по-русски?

 

12.



В одно учреждение пришла телеграмма о прибытии иностранной делегации:

«ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ 


ВСТРЕЧАЙТЕ».

Почему телеграмма вызвала недоумение у сотрудников?

13.

Шарады (получите омонимы):

1)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь я в конфету

 

 

2)

Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.

 

14.



Замените одним словом:

Жвачное животное с очень длинной шеей -

Какие животные носят еду на спине -

Хищная рыба с острыми зубами -

Дикая роза с ярко-красными ягодами -

15.

Исправьте ошибки в письме:

Здраствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на сонце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.



Миша

 

16.



В некоторых словах с целью экономии места повторяющиеся основное слово или корень обозначается значком  (тильдой). Например, корень лес:  ок;  ной; ник Попытайтесь угадать «тильду» в данных словах:

1)  ное сосуществование; по  ить(ся);


 ение; пере  ие.

2)  ливый человек;  ственные возгласы; 


 ствовать хорошее начинание; 
передавать кому-либо .

17.

Прибавляя по одной букве к «загадочному» слову (имя существительное именительного падежа единственного числа), можно получить слова следующего значения:

1) Газообразное состояние -


2) Место отдыха -
3) Театральная принадлежность -
4) Теплица -

 

18.



Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи:

ПИЛА -


ШИЛА -

СТРОЙ -


19.

КРОК…ДИЛ ЖИВЁТ В ПЕЩЕРЕ,


ЗАПИРАЕТ НА ….ОЧЬ ДВЕРИ,
ЗАЖИГАЕТ ВО…ЕМЬ СВЕЧЕК
И СТРЕКОЧЕ…, КАК КУЗНЕЧИК.
ПОЧ…МУ ЖЕ ДНЁМ ТОГДА
НЕ ….ТРЕКОЧЕТ ….ИКОГДА?
ДРУЗЬ… , ИЗ БУКВ, КОТОРЫХ Н…Т,
ЛЕГКО СОС…АВИТ... … ОТВЕТ!

 

20.



Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов составят ещё одно слово.

ШИРОКИЙ –


ТВЁРДЫЙ –
СТАРЫЙ –
СКУЧНЫЙ –
БЕСПОЛЕЗНЫЙ –
НЕРЯШЛИВЫЙ –

ОТВЕТ:

3 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Расставьте ударения в словах:

В Ы З Д О Р О В Е Т Ь,


К Р А С И В Е Е,
С Т О Л Я Р,
Ш О Ф Ё Р,
К В А Р Т А Л,
Д О К У М Е Н Т,
У Г Л У Б И Т Ь,
К А У Ч У К,
НА Д О С К У,
З В О Н И Ш Ь.

 

2.



Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.

1)

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.

 

 

2)

С глухим траву она срезает,
Со звонким – и листочки объедает.


3.

Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. (Они будут не в каждом слове!)

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ГРОМООТВОД, ПЯТИЛЕТКА, ВОДОПРОВОДЧИК, ПУТЕШЕСТВЕННИК, МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ.

 

4.

Решите ребусы:


1)



 

 

2)




5.

Подчеркните имена существительные одушевлённые:

Кошка, ковшик, черепаха,


Туфли, воробей, папаха,
Лук, кабанчик, кабачок,
Платье, птичка, пиджачок.
Щука, ёрш, карась и роза,
Стол, сервант, сынок, мимоза,
Шило, ножницы, игра,
Танцы, зайчик, детвора.

 

6.



Запишите одним словом:

СКОРЫЙ ПОЕЗД –

АСФАЛЬТИРОВАННАЯ ДОРОГА –

ПОМЕЩЕНИЕ В ШКОЛЕ –

БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ -

7.

«Ходом шахматного коня», прочтите две строчки из стихотворения С.Я Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова: приставка, корень, суффикс или окончание:


ПО

ДЕРЖ

СВО

АН

НИК

Й

КАЖД

В

НИК

Е

АТЬ

РЯД

УЧ

ЕВ

ОБЯЗ

ЫЙ

ДН

 

К

Е

ОТВЕТ:

 

8.



Подберите к словам синонимы:

БОР -
ГОРЕ –


МОРОЗ –
ХОТЕТЬ –
КРЕПОСТЬ –
ДИКОВИННЫЙ -

 

 



9.

Заучите «волшебное» предложение:

ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?



Почему оно «волшебное», узнаете, если зачеркнёте в нём все гласные и мягкий знак. Что останется?

 

10.



Подчеркните проверочное слово:

Уд…вительно (диво, дева); 


м…нять (мина, замена); 
л…пить (липко, лепка); 
подч…щать (честь, чисто); 
л…нивый (лень, линька); 
скр…пучий (скрепка, скрип), 
м…стерить (мост, мастер).

11.

Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»

Сделать подарок –


Испытывать жалость –
Издавать крик –
Произвести посадку –
Излучать свет –
Говорить дерзости –

 

12.



Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи:

РОЙ -


ТЕЧЬ -

МЫЛА -


СТАЛИ -

13.

Определите падежи выделенных слов:

Банты Алла потеряла,

-

И о бантах плачет Алла.

-

«Нету бантов!» Не беда,

-

Бабочки летят сюда!

 

Банты эти прилетели,

-

На косички Алле сели.

 

Бантами довольна Алла:

-

О таких она мечтала.

 

Алла новым бантам рада,

-

Ей других совсем не надо!

 

 

14.

Попробуйте соединить слова из левого и правого столбика так, чтобы получилось новое слово:

СЕНО
СТОЛ
ЗАЛ
СВЕТ
ЯР
ВОЗ
ГАЗ
ГРИБ
ХОР
БОР

 

 

ОВОД
ЕЖИ
ГЛАС
ОДА
ВАЛ
ОЧКИ
ЁЛКА
МАРКА
ОН
ЯР

НОВЫЕ СЛОВА:

15.

Шарады:

1)

С «п» - весною у растения,
С «т» - в конце я предложения.

 

 

2)

С «з» - пахучая, красивая,
С «щ» - зелёная, шумливая.

 

16.



Как называют ребяток-зверяток у животных:

Ёж –
Волк –
Медведь –
Лошадь –

 

 

Овца –
Свинья –
Собака –
Корова –


17.

Подчеркните пары слов, которые являются синонимами:

Интерес – интересоваться;


Ученик – школьник;
Удивляться – диво;
Верный – преданный;
Сторож – сторожка.

 

18.



Продолжите ряд синонимов к выделенным словам:

Снег ослепительный, …………………..


Погода ненастная, ………………………
Вопрос нелепый, ………………………..
Завод большой, ………………………….

19.

Найдите «третий лишний»:

1) Целина, цель, прицел


2) Море, морской, морщины
3) Пища, пищать, пищевой
4)Смешной, смешить, смешать

 

 



20.

Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы:

Подписать – приставка


Водянистый – корень
Прелестный – суффикс
Тяжеловатый – окончание

ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО:

4 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Расставьте ударения в словах:

Б А Г Р О В Е Т Ь,


Г Е Р Б О В Ы Й,
А Р Г У М Е Н Т,
К А Ш Л Я Н У Т Ь,
К О М П А С,
М Е Л Ь К О М, 
П А Х О Т А,
П Р О Ц Е Н Т, 
Р А К У Р С,
С В Е К Л А.

 

2.



Затранскрибируйте скороговорку:

У ПЕНЬКОВ ОПЯТЬ ПЯТЬ ОПЯТ



3.

Замените следующие словосочетания одним словом:

ПОПУЛЯРНАЯ ИГРА НА ЛЬДУ –

ОБУЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ –

СОБРАНИЕ КАКИХ-ЛИБО ПРЕДМЕТОВ –

ТОВАРИЩ ПО РАБОТЕ –

 

4.



Решите ребусы:

1)



 

 

2)




5.

Расставьте знаки препинания в предложении:

ОЛЬГА СИДЕЛА НА СКАМЕЙКЕ КОТОРАЯ НАХОДИЛАСЬ В СКВЕРЕ 


И ЖДАЛА ПОДРУГУ.

 

 



 

 

6.



Какими частями речи могут быть следующие слова.Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи:

ПЕЧЬ –


СТИХ –

ЖАРКОЕ –


МЕЛОК -

7.

Поставьте ударения в словах:

ДОРОГА ДОРОГА, НО ДОРОЖЕ БЕЗДОРОЖЬЕ.

 

8.

Постройте словообразовательный ряд, используя следующие слова:

ТЕМНЕТЬ, ТЁМНЫЙ, ПОТЕМНЕТЬ.

 

9.

Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы:

Завлечь – приставка


Скрипит – корень
Посмотреть – глагольный суффикс
Побагровел – суффикс прошедшего времени
Сторона – окончание

ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО:

 

10.



Допишите пословицы:

Поспешишь – людей …

С кем поведёшься, …

Тише едешь - …

Что посеешь, ….

11.

Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в столбики:


Существ.

Прилагат.

Глагол

 

 

Чистить

 

Подарочный

 

Боль

 

 

Сад

 

 

 

Славный

 

 

 

Варить

 

12.



Определите падежи выделенных слов:

Жил старичок-моховичок

 

Из мха он сделал пиджачок.

-

Он валенки из мха скатал

-

И сплёл он гамачок.

 

Он мхом зелёным укрывался,

-

Он сочным, нежным мхом питался,

-

Во мхах он жил и не тужил,

-

Он мхам «спасибо» говорил…

-

Но был он очень одинок,

 

Тот старичок-моховичок…

 


13.

Расставьте знаки препинания в предложениях так, чтобы во втором стало на одного человека меньше:

1) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.

2) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.

 

14.



Шарады:

1)

Мне недолго измениться:
С «с» - животное, с «р» - птица.

 

 

2)

Смотрю: змея, союз, предлог –
И я от страха занемог.


15.

Допишите рифму:

Простое слово «промежуток»:


В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё …………….
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ………………...
В борьбе, в труде устали слишком.
Дают уставшим ……………….
После урока непременно
Нужна ребятам ……………….

 

16.



Выделите в словах окончания и найдите в ряду слов лишнее. Подчеркните его:

1) Говорила, прелестна, сначала, бабушка


2) Взвод, взор, вниз, вздох

17.

Подберите к данным словам антонимы:

МИНУС –
ОГОНЬ –


ВЫСОКО –
ДЕРЗКИЙ –
ПОТЕРЯЛ –
ТРУС –

 

18.



Впишите названия животных:



19.

Найдите «четвёртый лишний»:

1) Наез…ник, праз…ник, звёз…ный, ужас…ный;

2) ненас…ный, напрас…ный, извес…ный, хрус…нуть;

3) скис…нуть, блес…нуть, учас…ник, чудес…ный;

4) сколь…кий, ре…кий, ни…кий, про…ьба.

 

20.



Составьте слово.

Из предложения Берёза раскачивалась под сильными порывами ветравзять приставку сказуемого. Добавить корень сказуемого из предложения Он выписал из упражнения только слова. Добавить суффикс прилагательногогрустный и окончание прилагательного большой.



ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО:

УЧИТЕЛЬСКИЙ ВАРИАНТ
1 ЧЕТВЕРТЬ
1. Расставьте ударения в словах: А Л Ф А В И Т, В О Р О Т А , П А Р Т Е Р ,И Н Ж Е Н Е Р,

И Н С Т Р У М Е Н Т, П О Р Т Ф Е Л Ь , Щ А В Е Л Ь, Д О Б Ы Ч А, К О П И Р О В А Т Ь,

У К Р А И Н С К И Й. (5 баллов)

2. Сколько мягких согласных звуков в пословице: «Не трудиться, так и хлеба не добиться»? 4

(1 балл)

3. К словам подберите антонимы: РАНО – поздно; РАССВЕТ – сумерки; ЗДЕСЬ там;

УТРО – вечер; ШИРОКИЙ – узкий; ЗАПАД – восток (3 балла)



4. Решите ребусы: подвал; рукав (1 балл)

5. Вставьте вместо точек предлоги «В» или «НА»: ИДТИ в ШКОЛУ; ИДТИ на РАБОТУ; ИДТИ в ТЕАТР; ИДТИ в ОПЕРУ;ИДТИ на БАЛЕТ; ИДТИ на СТАДИОН;ИДТИ в УНИВЕРСИТЕТ; ИДТИ на ФАКУЛЬТЕТ (4 балла)

6. Закончите пословицы: ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – в лес не ходить. ЗНАЕТ КОШКА, чьё мясо съела. ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ вода не течёт. КУЙ ЖЕЛЕЗО, пока горячо.(2 балла)

7. Прочитайте предложения, в которых пропущены все гласные. Вставьте их: ЛЮБОПЫТНЫЙ СЛОНЁНОК СПРОСИЛ, ЧТО ЕСТ КРОКОДОЛ ЗА ОБЕДОМ. КРОКОДИЛ СХВАТИЛ СЛОНЁНКА ЗА НОС. (1 балл)

8. Прочитайте, что написано: Любите наш могучий язык (Написанное нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам). (2 балла)

9. Как правильно написать: У РЫБОВ НЕТ ЗУБОВ! У РЫБЬЕВ НЕТ ЗУБЬЕВ! У РЫБ НЕТ ЗУБ!

У рыб нет зубов.(2 балла)

10. Заполните таблицу существительными в именительном падеже: НОль, МОль, ТОль, РОль,

СОль, БОль, ТЮль, ПЫль. (3 балла)

11. Какие полные имена собственные соответствуют этим уменьшительно-ласкательным формам: 1) Алька, Шуша, Шуся, Санюточка, Санко, Санчо, Шурёнок – Александр;

2) Тольянка, Толяй, Тоська – Анатолий; 3) Онька, Дюка, Адик, Дрюня, Дюнька –Андрей;

4) Гога, Гоша, Гошаня – Игорь. (2 балла)

12. Какое слово выражается двумя звуками, а обозначается одним знаком? Я. (1 балл)

13. Запишите столько значений слова «корень», сколько можете вспомнить:

КОРЕНЬ – растения, слова, математический, зуба, волоса, зла… (2 балла)



14. Запишите одним словом:

1) ОСТАНОВКА В ПУТИ ДЛЯ ОТДЫХА ВО ВРЕМЯ ПОХОДА – привал

2) САМЫЙ НИЗКИЙ МУЖСКОЙ ГОЛОС – бас

3) ТЕРРИТОРИЯ, НА КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТА, ВЫРУБКА ДЕРЕВЬЕВ – заповедник

4) ВРАЩАЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА ИЛИ ДРУГОГО СФЕРИЧЕСКОГО

НЕБЕСНОГО ТЕЛА – глобус (2 балла)



15. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово (горсть – гость): ВСЛАСТЬ – власть. СКЛОН – слон. ТЕПЛО – тело.

ЭКРАН – кран. КРАСКА – каска. БЕДА – еда. (3балла)



16. Допиши стихотворение: В ПОЛЕ ТРАВЫ ХОРОШИ,// А НА РЕЧКЕ камыши.// Я РУКИ В ВОДУ опущу //И В ВОДЕ пополощу.//ВОЗЛЕ ПОЛЯ, МИМО ржи// ШЛИ КОЛЮЧИЕ ежи.

(2 балла)

17. Найди «третий лишний» (в каждой тройке слов одно - не родственное):

1) ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСНИЧИЙ. 2) ЛЕВЫЙ, ЛЕВ, НАЛЕВО. 3) ДИВНЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ, ДИВАННЫЙ. 4) ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ. 5) ЧЕСТНЫЙ, ЧЕСНОЧНЫЙ, ЧЕСНОК

6) СМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬ. (3 балла)

следующая страница >>