страница 1страница 2страница 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Уроки "Искусство этического мышления" пособие для учителя - страница №1/3
Министерство образования Российской Федерации Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова Левичев О.Ф. Уроки "Искусство этического мышления" пособие для учителя Ишим 2001 Печатается по решению редакционно-издательского совета Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова Научный редактор: Н.В. Мальцева, к.п.н . ст преп. кафедры педагогики и психологии. Рецензенты: Аплетаев МН. док тор педагогический наук, профессор Пантелеева О.В. к.п.н., ст. преп. кафедры педагогики и психологии и и и Левнчев О.Ф. Уроки «Искусство этического мышления", методическое пособие для учителя. Ишим:Изд-во Ишимскогого гос.пед. института им. ПП Ершова, 2001.-54C. В методическом пособии впервые рассмотрено теоретическое обоснование сопряжённых нравственных понятий, как педагогического средства развития этического мышления. Предоставлена программа учебного курса «Искусство этического мышления», позволяющая педагогам -практикам максимально приблизить этику к жизни © Издательство ИГПИ, 2001г. Современное состояние нашего общества переживает кризисный период в своем развитии, который выражается в борьбе духовных и материальных ценностей. Человек как часть общества естественно ощущает напряжение данного противоречия. Стараясь примирить в своем сознании «внешнего» и «внутреннего человека» он испытывает противоречивость чувств и мыслей. В этом процессе примирения мышление имеет важное значение. При помощи его человек разрешает противоречия, принимает решения и актуализирует их в своем бытии, тем самым меняя его. Хорошо, если он этически грамотен, а если нет, то сколько ошибок он может сделать в своей жизнедеятельности. Сколько страданий причинит себе и близким. Ни для кого не секрет, что многие старшеклассники, которые уже завтра будут самостоятельными членами общества и от чьей этической образованности будет зависеть и нравственный уровень нации, пренебрегают этическим образованием, не стремятся к приобретению устойчивых нравственных принципов. Происходит это потому, что ошибочные представления о легкости усвоения этического материала на теоретическом уровне вызывают неадекватное отношение к нравственности вообще. С таким отношением к этическому образованию старшеклассников трудно воспитать убежденных носителей нравственности. В создавшейся ситуации школа нуждается в такой программе развития нравственной личности, которая могла бы вызывать неподдельный интерес учащихся к основам нравственности и морали, которая задействовала бы до максимального обострения их потребности, чувства, эмоции, мысли. Лишь при таком решении проблемы старшеклассники проникнутся уважением к этическому образованию. Именно в юношеском возрасте субъект начинает воспринимать и осмыслять свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние собственного «Я». Юность особенно чувствительна к внутренним психологическим проблемам. Психологи неоднократно, в разных странах и средах, предлагали детям разных возрастов дописать неоконченный рассказ или сочинить рассказ по картине. Результат обычно одинаков: дети и младшие подростки, как правило, описывают действия поступки, события, юноши преимущественно мысли и чувства действующих лиц. В связи с этим развитие этического мышления особенно важно для становления мировоззрения, потому что именно в период ранней юности созревают когнитивные и личностные предпосылки. Старшеклассники, работая над нравственными понятиями, обогащают и развивают этическое мышление, а мысль, богатая определениями, богата тем самым и отношениями. Незнание теории морали и нравственной сущности моральных явлений затрудняет отношение личности к тем или иным явлениям или поступкам людей» Знание позволяет определить свое отношение к миру и к людям. Начальной фазой этического мышления является осознание проблемы в этической ситуации. При помощи основных операций анализа, синтеза и сравнения этическое мышление идет к более глубокому познанию выделенной проблемы. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Суждение является основной формой этического мышления. В суждении происходит противоречивое взаимодействие знания и незнания, старого и нового знания. Суждение субъективно, поскольку оно является формой этического мышления, оно и объективно, поскольку своим содержанием обязано прежде всего тем объективным процесса, которые в нем отражены. Борьба между этими противоположностями в суждении и разрешение этой борьбы составляет содержание познавательного процесса, его движущую силу. К.А. Ушинский писал: «Суждение есть не более как то же понятие, но еще в процессе своего образования». Суждение является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в нем нечто утверждает или отвергает. Следующей формой этического мышления является умозаключение. Умозаключение представляет собой мыслительный акт, в котором из одних суждений выводится новое суждение о рассматриваемой проблеме . Умозаключение означает, что содержание объективной деятельности перестало быть для субъекта рядоположением отдельных элементов и между ними раскрылись связи . Так при помощи понятий, суждений, умозаключений этическое мышление объясняет и прогнозирует будущие поступки участников этических ситуаций. Для того, чтобы субъект мог не только грамотно и с сознанием дела объяснить и прогнозировать поступки участников этических ситуаций, по И сам их совершать необходима программа развития этического мышления содержание которой входят сопряженные нравственные понятия. Сопряженные нравственные понятия - это понятия, которые сопряжены определенными признаками, гранями, аспектами соединены между собой, но различны по значению и смыслу, по мотивационному обоснованию. Их нужно сравнить, указав на общее и различия и выявить тот сопрягающий признак, который соединяет эти понятия и позволяет им " переливаться " одного в другое. Поясним слово сопряжение. В толковом словаре «сопряженный» обозначает взаимосвязанный. В техническом черчении сопряжением называют плавный переход из одной линии в другую. Следовательно, выявить сопряжение - это найти плавный переход из одного понятия в другое, то есть взаимосвязь между понятиями. Именно работа с сопряженными нравственными понятиями способствует тому, что субъект учится контролировать свое мышление, а затем и поступки. Сопряженные нравственные понятия не заучиваются субъектом, не берутся памятью, а разрешаются с помощью огромного напряжения всей активности его собственной мысли. Сопряженные нравственные понятия взаимодействуют с мотивационной сферой, выступают важным условием нравственного самоопределения личности и развития мотивов его нравственной деятельности. Следовательно, разрешение сопряженных нравственных понятий формирует мощную мотивационную базу субъекта, и чем обобщеннее сопряженные нравственные понятия, которыми овладел старшеклассник, тем обобщеннее и устойчивее мотивы нравственной деятельности, тем менее они подвержены ситуативным влияниям, тем легче справляется старшеклассник с задачей анализа и оценки конкретной жизненной ситуации и принятия разумного этического решения . Специфической особенностью сопряженных нравственных понятий является то, что они включают в себя не только основные черты образования нравственных понятий, но и создают проблемную ситуацию, с которой и начинается мыслительный процесс. Создание проблемной ситуации помогает как раз вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в самого себя, и субъект, решая проблемную ситуацию, понимает ее целостно и принимает решение объективно. Эта объективизация на основе вчувствования, всматривания, вслушивания в самого себя и других ведет к осмыслению и пониманию нравственности в бытии и в себе самом. Остановимся подробнее на специфической особенности сопряженных нравственных понятий и покажем преимущество их рассмотрения перед традиционными подходами к изучению нравственных понятий. Как мы уже упоминали сопряженные нравственные понятия нужно сравнивать, находить сходство и различия, только после этого коллизия, содержащаяся в них, будет разрешена. Момент сравнения является неотъемлемым способом их разрешения. И.М. Сеченов считал сравнение самым драгоценным умственным сокровищем человека: «Если в целом, - писал он, - память можно назвать едва ли не самым изумительным механизмом в мире, то, в частности, сравнивать её следует назвать самым драгоценным умственным сокровищем человека». К. Д. Ушинский писал, «что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления, все в мире узнается через сравнение» Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят просто, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в них сходство с самыми отдаленными предметами, тогда только вы выясните себе существенные признаки предмета, а это значит понять предмет" Эту мысль поддерживал и Лотце, утверждая, что в сознании должны быть оба сравниваемых объекта одновременно, ибо факт сравнения заставляет нас принять возможность одновременности. Кто сравнивает, тот не переходит от мысли об одном из членов сравнения к мысли о другом. Чтобы совершать сравнения, он должен совместить в одном неделимом сознании оба эти члена. Вернемся к сопряженным нравственным понятиям, где сравнение является не принудительным актом, а неотъемлемой чертой мыслительного процесса в разрешении коллизий между понятиями. Для того чтобы разрешить коллизию, нужно как раз сравнивать данные понятия, искать сходство и различия их в своем неделимом сознании, своим этическим мышлением. Выступая в единстве, сопряженные нравственные понятия «втягивают» этическое мышление в работу, которая заключается в том, что, найдя сходство и различие, субъект отделяет понятия в сознании, мешающие формированию образа нравственного поступка. Это и будет контролем своих мыслей. Объясним данный феномен. Сопряженные нравственные понятия являются как бы двумя различными понятиями, с одной стороны, а с другой - это единое понятие. Возьмем, например, сиамских близнецов, которые являют собой одно целое, тем не менее их двое. Следовательно, мы можем в своем воображении представить образ каждого как отдельного индивида и притом одновременно, и здесь же в неделимом сознании у нас возникает их общий образ как сиамских близнецов. То есть возникает не два, а три образа одновременно. То же происходит и с сопряженными нравственными понятиями. Субъект, осмысливая их, сравнивает три образа, а именно образ единого сопряженного нравственного понятия, и образы каждого сопряженного понятия, но и это не все. Происходит процесс сравнения не только трех образов, но и трех мысленных образований, и трех различных эмоциональных ощущений при этих мысленных образованьях. Рассмотрим подробней сопряженные нравственные понятия достоинство и высокомерие, но перед этим приведем модель развития этического мышления. СХЕМА №1. 1. Этическая ситуация. 2.Выделение сопряженных нравственных понятий. 3.Дифференциация сопряженных нравственных понятий на а) общее, б) частные, в) единичные понятия. 4.Сравнение общих, частных, единичных понятий на основе анализа. 5.Восстановление дифференцируемых сопряженных нравственных понятий с выделенной взаимосвязью. 6.Актуализация полученных знаний в этической ситуации. Перейдем к ситуации ,где имеют место сопряженные нравственные понятия, используя схему 1. 1. Ситуация. Опасаясь уронить свой престиж и потерять уважение к самому себе, старшеклассники чутко, остро и даже болезненно реагируют на все, что может сделать его смешным в глазах товарищей и взрослых, поколебать статус, сделать отверженным изгоем. Именно поэтому, защищая свое «я», он не терпит в отношении себя проявления нажима, игнорирования его мнения, требования безропотного послушания и покорности, грубости, особенно насмешки, оскорбления словом, жестом, готов ответить грубостью, дерзостью, скандалом, разрывом отношений, даже дракой. Он идет на все, чтобы только наказать обидчика, но, главным образом, не уронить авторитет, поддержать престиж, не унизить своего достоинства. Он хочет быть и оставаться в глазах окружающих сильным, независимым, смелым, красивым, готовым сражаться с кем угодно за свое достоинство .
Расчленение сопряженных нравственных понятий на общее, частные, единичные. Достоинство является самостоятельной категорией, хотя оно и тесно связано с категорией чести. Общим в этих двух категориях является преобладание оценочного характера. Достоинство связано преимущественно с нравственными качествами личности, хотя и не отрицает её общественных заслуг, а честь опирается прежде всего на оценку общественной значимости и общественных заслуг человека, хотя и не отрицает значения нравственных качеств. Честь как нравственное качество входит в понятие достоинство, так как «достоинство в современных толковых словарях, - «это совокупность нравственных качеств, а также уважения этих качеств в себе». Выделение чести как самостоятельной категории ведет к тому, что без целостного образа «достоинство» субъект нередко путает свою честь с тщеславием и честолюбием. Поэтому честь как самостоятельная категория - система с обратной связью функционирования, которая выглядит следующим образом: деятельность личности (поступки, поведение), оценка её общественным мнением, формирование моральной репутации - уважение (или неуважение), которая объективизируется в различных внешних формах - осознания личностью своей репутации, отношения к ней окружающих посредством сознания и чувства чести - новая деятельность личности, скорректирована с учетом общественного мнения и т.д. Честь - особый способ нравственного регулирования поведения людей в общественно полезном направлении на основе общественного мнения определенной социальной группы. В силу этого не всегда чувство чести относят к положительным нравственным качествам. «Человек всегда и при всех обстоятельствах думает в первую очередь о самом себе; вопрос тут не в том, вполне ли хорошо то-то и то-то само по себе, а о том, прилично ли оно для него, соответствует ли его чести заниматься этим делом или от него отказаться. Тем самым мы видим эгоистическую основу чести»(Гегель). Спору нет, - в основе чести лежит самолюбивое стремление к похвале, к почету, к признанию конкретной личности .Но если образ достоинства будет присутствовать постоянно в сознании субъекта, то человек будет стремиться к этому образу и тем самым контролировать чувства чести, и оно не выйдет за пределы положительного нравственного качества. Итак , в «основе чести лежит самолюбие, и это же самолюбие лежит в основе достоинства» .Следовательно, честь и достоинство имеет один «корень», а значит честь будет входить в структуру достоинства как нравственное качество, так как достоинство - совокупность нравственных качеств, а также уважение этих качеств в себе, то есть у человека есть честь и он уважает себя за это. Но вернемся к самолюбию. Самолюбие - это любовь человека к самому себя как нравственной личности. Себялюбие - это своего рода эгоизм. Создается впечатление, что у нравственной личности есть свой особый, эксклюзивный эгоизм. В нашем понимании, это нонсенс или в лучшем случае софизм. Словарях оно толкуется как «себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих» В этике эгоизм рассматривается как «жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям. Как моральное качество в истории нравственного сознания эгоизм обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл. Так, например, этика французских материалистов получила название «Теории разумного эгоизма», идеи «Разумного эгоизма» были сформированы в работах Гельвеция. Н.Г. Чернышевский также выдвигал теорию «Разумного эгоизма». В нашем понимании, «Разумный эгоизм» так же абсурден, как «Культурное лицемерие» З.Фрейда. Все эти софизмы происходили от того, что данные исследователи не могли разрешить сопряженные нравственные понятия «достоинство - высокомерие» и, «не ведая, что творят», совершали подмену понятий. И действительно, эгоизм - это себялюбие, а самолюбие - чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждения. Рассматривая понятие себялюбие, мы видим, что слово «себя» указывает на обращенность действия на самого производителя действия, то есть себялюбие - это когда производитель действия любит самого себя, значит проявляет самолюбие. Приставка «само» означает обращенность к самому себе, в самого себя или направленности на самого себя .Следовательно, самолюбие означает обращенность к самому себе, в самого себя, то есть человек направляет свою любовь на самого себя, а это значит, что он себя любит, то есть проявляет самолюбие. Из вышеизложенного мы делаем вывод, что самолюбие и себялюбие синонимичны. Рассмотрим переход самолюбия в себялюбие. Самолюбие лежит в основе Достоинства и Высокомерия.. В "самолюбие" проявляется двойственность в чувствах , в образах и в мыслях, находящихся в противоречащихся по отношению друг к другу устремлениях. В этом процессе обычно то или иное чувство, та или иная мысль, тот или иной образ вытесняется или маскируется другими чувствами, мыслями, образами. В самолюбии у человека возникает борьба мотивов, мыслей, образов. В этой борьбе нужно распознать, какой мотив и какая мысль теряет меру и становится уже совершенно иной по содержанию. Следовательно, в силу присущих ему особенностей самолюбие вмещает в себя глубокое противоречие между личным и общественным, между низшим и высшим, узко личными и общественно значимыми потребностями человека. Разрешиться это противоречие может двояко в зависимости от того, какая из противоположностей, лежащая в основе самолюбия, станет преобладающей. Если перевес получает личностная, себялюбивая сторона самолюбия, то оно трансформируется в амбицию, эгоизм, честолюбие, тщеславие, высокомерие, в которых на первое место выдвигается собственное Я, эгоистические интересы данной личности. Если же в самолюбии возобладают общественные моменты, оно переходит в честь и достоинство . 4. Сравнение общих, частных, единичных понятий на основе анализа. Рассмотрим сущность самолюбия и покажем, почему оно переходит в достоинство. В этике самолюбие рассматривается как моральное чувство, в котором выражается уважение к себе как к личности, основано на признании своего достоинства. В современных толковых словарях под самолюбием подразумевают чувства личного достоинства, самоуважение, самоутверждение. Эти понятия являются единичными понятиями, которые будут присутствовать и в структуре высокомерия как общего понятия. Самоуважение всегда выступает в синтезе с самоутверждением. Утверждая себя как личность, человек еще больше проникается уважением к себе. Человек может уважать себя и за достижение тех целей, которые не соответствуют общечеловеческим идеалам и ценностям. Самоуважение появляется у человека тогда, когда он преодолевает какие-то трудности, может мобилизовать себя в трудной ситуации, то есть выполняет, осуществляет свои планы. И вот за это он уважает в самом себе определенные качества, как, например, целеустремленность, терпеливость, настойчивость и т.д. Самоуважение - глубоко интимное и индивидуальное чувство. Довольно часто субъект в своем сознании борется с самим собой, преодолевая в себе лень, страх и другие качества, мешающие достижению поставленных им целей. В этой борьбе он становится сильней самого себя по сравнению тем, каким он был раньше. Окружающие его люди могут и не знать об этой внутренней борьбе и не проявлять должного уважения к этой личности. Но сам человек знает, что он может бороться с трудностями. Субъект с таким же успехом может бороться с ленью, страхом, чтобы добиться своих корыстных целей. Все это говорит о том, что в человеке зарождается, сосредотачивается любовь к самому себе, то есть самолюбие. Таким образом, из выше изложенного мы можем сделать вывод, что самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства и самолюбие - это понятия, которые еще не делают человека носителем нравственности. То есть человек, у которого нравственное развитие остановилось или находится на уровне этих понятий, может совершать поступки спонтанно, непредсказуемо, так как у него нет еще нравственного стержня, которым в данном случае является достоинство. Для того, чтобы самолюбие трансформировалось в достоинство, человек должен иметь в себе чувство меры. Это чувство определяется скромностью, совестью. Объяснить сущность этих понятий. Скромность - это нравственное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких особых прав, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей. Скромный человек не придает значения своим положительным качествам, но считает их для себя совершенно обязательными. Скромность препятствует самолюбию деформироваться в эгоизм. Что же касается следующего понятия, которое способствует развитию чувства меры, то это совесть. Совесть как эмоциональная самооценка личностью своих поступков, действий, мыслей, образов способствует личности осуществить нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков и умозаключений. Анализ совести показывает, что она выполняет следующие функции: самооценки человеком собственных мыслей, поступков, внутреннего самоконтроля, побуждения к действию, мотива поступка. Таким образом, мы видим, что скромность и совесть препятствует субъекту проявлять самовосхваление, то есть преувеличивать роль своей любви к себе. При самовосхвалении самолюбие деформируется в эгоизм, который лишает человека чувства меры. Под мерой в науке понимается «органическое единство качественной и количественной определенности объекта, состоящие в существовании некоторых границ изменения количества, за которым изменяется качество. Связь и единство качества и количества обусловлены природой данного объекта Моменты количества очень изменчивы, подвижны. Качественная определенность объекта сохраняется до тех пор, пока количественные изменения не выходят за некоторые пределы, границы, за которыми следует изменение данного качества. Переход количества в новое качество происходит постепенно. Потеря чувства меры в человеке ведет к дальнейшему развитию, эгоизма, который уже преобразуется в тщеславие, честолюбие. Тщеславие является нравственным чувством, проявляющиеся как мотив действия, совершаемого ради завоевания славы, привлечения внимания с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Когда подобные мотивы становятся характерными для повседневного поведения человека тщеславие приобретает значение нравственного качества личности, которое имеет индивидуалистический характер. Такой человек вообще не способен самостоятельно оценивать существо своих действий, его интересует лишь внешний эффект, привлекающий внимание окружающих. Тщеславие человека во многом сходно с честолюбием. Честолюбие тоже является проявлением эгоизма в человеке и выступает как мотив действия, совершаемого ради достижения человеком первенства в той или иной области деятельности. Но, в отличие от тщеславия, честолюбие связано с жаждой признания со стороны окружающих и желанием приобрести общественное положение, вес, влияние и связанные с ним почести и награды. В этом альянсе качества самолюбие, самовосхваление, себялюбие, амбиция, эгоизм, тщеславие, честолюбие переходят в общее понятие высокомерие. В этом преувеличении, а именно при деформации чувства меры человек совершает подмену сопряженных нравственных понятий достоинство и высокомерие. 5. Восстановление расчлененных сопряженных-нравственных понятий с выделенной взаимосвязью. Таким образом, структурный анализ сопряженных нравственных понятий показал, что достоинство и высокомерие в своей структуре имеют сопряжения в понятиях самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства, Таблица 1. Сопряженные нравственные понятия «Достоинство - Высокомерие»
Схематично это будет выглядеть следующим образом : сопряженные-нравственные понятия достоинство-высокомерие. Из таблицы и из схемы видно, что данные сопряженные нравственные понятия имеют сопряжения на уровне единичных, частных понятий. Покажем содержание других сопряженных нравственных понятий . Таблица 2. Сопряженные нравственные понятия.
|
|