Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное 3 399.97kb.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное 1 269.69kb.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное 1 316.71kb.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное 4 716.1kb.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное 2 529.48kb.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное 1 292.85kb.
Федеральное государственное автономное образовательное 3 1035.43kb.
Федеральное государственное автономное образовательное 1 89.45kb.
Федеральное государственное автономное образовательное 3 761.94kb.
Федеральное государственное автономное образовательное 4 589.58kb.
Федеральное государственное автономное образовательное 7 1252.69kb.
Множества. Пересечение множеств. Объединение множеств 1 60.85kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное - страница №1/2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В г. ТАГАНРОГЕ

(ТТИ Южного федерального университета)


Факультет управления в экономических и социальных системах

Рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании кафедры теории права
протокол от _____________№__________
Зав.кафедрой Клочков В.В. ___________

(ФИО зав. каф., подпись)


«_____»_______________20________г.




Утверждаю:

декан факультета

Шевченко И.К. _____________

(ФИО декана, подпись)


«____»__________________20_____г.











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины «Информатика и математика»
Разработчик
доцент, к.т.н. Ельчанинова Н.Б.

( подпись) (должность, Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Таганрог

2012

Содержание учебно-методического комплекса

по дисциплине «Информатика и математика»


1. Пояснительная записка 3

2. Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4

3. Перечень рекомендуемой литературы и формы контроля (контрольные вопросы, логические задания и т.п.) 9

4. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания) 10

5. Учебно-тематический план семинарских занятий с указанием тем, методическими рекомендациями, темами докладов и рефератов, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями) 13

6. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 14

7. Перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов 21

8. Методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты, контрольные задания и т.п.) 22

9. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 24






1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации образовательной профессиональной программы (ОПП) 030501 «Юриспруденция».


1.1. Место дисциплины в реализации основных задач ОПП

Дисциплина «Информатика и математика» является самостоятельной научной и учебной дисциплиной блока математических и общих естественно-научных дисциплин в системе юридических наук и юридического образования.


1.2. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности обучающегося студента по данной ОПП

Фундаментальность подготовки в области математики и информатики включает в себя достаточную общность математических понятий и конструкций, обеспечивающую широкий спектр их применимости, точность формулировок математических свойств изучаемых объектов, логическую строгость изложения математики и информатики, опирающуюся на адекватный современный математический язык.

Построение соответствующих курсов проводится так, чтобы у студента сложилось целостное представление об основных этапах становления современной математики и информатики и их структуре, об основных математических понятиях и методах, о роли и месте математики и информатики в различных сферах человеческой деятельности.

Студент должен иметь представление о значительном числе математических понятий, что даст ему возможность корректного применения математики и информатики в практической деятельности и позволит достаточно безболезненно повышать свою квалификацию.


1.3. Место дисциплины в удовлетворении требований заказчиков выпускников университета данной ОПП

Стремительное развитие новых информационных технологий и применение их в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в правовой, обусловили необходимость приобретения будущими специалистами в области юридической деятельности знаний, включающих в себя понимание устройства и основных принципов работы персонального компьютера, необходимые навыки алгоритмизации и программирования задач, знание современных принципов сбора, хранения и переработки информации.

Изучение курса «Информатика и математика» обеспечивает базовую подготовку, то есть изучение основ информатики, вычислительной техники, математики и статистики.

В рамках данного курса не следует особенно акцентироваться на будущую профессиональную деятельность, но следует создать общее видение мировоззренческого характера. Стремительная математизация и компьютеризация практически всех областей знания требует перестройки системы математического образования в высшей школе. Математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки бакалавра и специалиста. Обусловлено это тем, что математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры.

Развитие математической культуры студента должно включать в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей подготовке, выработку представления о роли и месте математики в современной цивилизации и в мировой культуре, умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и корректно использовать математические понятия и символы для выражения количественных и качественных отношений.

1.4. Знания каких учебных дисциплин должны предшествовать изучению дисциплины в данной ОПП

«Информатика и математика» является базовой дисциплиной, преподается студентам I курса, поэтому процесс ее изучения опирается на материал школьных курсов математики и информатики.


1.5. Для изучения каких дисциплин будет использоваться материал дисциплины при реализации рассматриваемой ОПП

Материал, освоенный при изучении дисциплины «Информатика и математика», является основой для всестороннего и полного освоения дисциплины «Логика», поскольку он развивает математическую культуру студентов, учит их логически мыслить и оперировать с абстрактными объектами.


1.6. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Информатика и математика» является ознакомление студентов-юристов с основными понятиями информатики и математики, а также со спецификой их использования в правовых исследованиях.


Целью математического образования является также развитие навыков математического мышления; навыков использования математических методов и основ математического моделирования; математической культуры обучающегося.
Цель компьютерных практикумов состоит в овладении современными информационными технологиями, а также в обучении работе как со стандартным, так и со специализированным программным обеспечением. Практикумы проводятся на базе компьютерного класса, оснащенного современными компьютерами.
1.7. Задачи изучения дисциплины Задачами дисциплины «Информатика и математика» являются:

1) изучение основных понятий и определений информатики, устройства персонального компьютера, основных видов системного и прикладного программного обеспечения, освоение персонального компьютера в объема, достаточном для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности, ознакомление с новейшими информационными технологиями;

2) знакомство с основами теории множеств, получение общего представления об аксиоматическом методе; изучение основных понятий и формул классической теории вероятностей, овладение понятиями случайное событие, вероятность, независимость событий, пространство элементарных событий.

2. Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы)



2.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины оставляет 220 часов.



Вид работы

Трудоемкость, часов




1 семестр

2 семестр

Всего

Аудиторная работа:










Лекции (Л)

36

36

72

Практические занятия (ПЗ)

18

18

36

Лабораторные работы (ЛР)

18

18

36

Самостоятельная работа:

26

14

40

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

0

36

36

Общая трудоемкость







220


2.2. Содержание курса
Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре (Информатика)




Темы разделов

Кол-во часов







Лекции

СРС




МОДУЛЬ 1







1

Информатика как наука

2

1

2

Понятие информации, ее свойства и виды

2

2

3

Информационные процессы

2

1

4

Данные и их кодирование

2

2

5

Основные структуры данных. Составные структуры

2

1

6

Вычислительная техника

2

2

7

Конфигурация персонального компьютера

2

1

8

Периферийные устройства персонального компьютера

2

2

9

Языки и программирование

2

1




ВСЕГО:

18

13




МОДУЛЬ 2







10

Справочные правовые системы

2

2

11

Алгоритмы

2

1

12

Классификация языков программирования

2

2

13




2

1

14

Компьютерные сети. Интернет

2

2

15

Методы защита информации в компьютерных системах

2

1

16




2

2

17

Компьютерные вирусы

2

1

18

Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну

2

2




ВСЕГО:

18

13




ИТОГО ПО СЕМЕСТРУ:

36

26

Модули дисциплины, изучаемые во 2 семестре (Математика)





Темы разделов

Кол-во часов







Лекции

СРС




МОДУЛЬ 3







1

Исходные понятия теории множеств

2

2

2

Основные теоретико-множественные отношения

2

1

3

Основные теоретико-множественные операции

2

1

4

Парадоксы теории множеств

2

1

5




2




6

Аксиоматический метод

2

1

7




2




8

Декартово произведение множеств. Отношения. Функции

2

1

9




2







ВСЕГО:

18

7




МОДУЛЬ 4







10

Понятие вероятности

2

1

11

Элементы комбинаторики

2

1

12




2

1

13

Теорема сложения вероятностей и ее следствия

2

1

14




2




15

Теорема умножения вероятностей и ее следствия

2

1

16




2




17

Формула полной вероятности

2

1

18

Формула Байеса

2

1




ВСЕГО:

18

7




ИТОГО ПО СЕМЕСТРУ:

36

14




ИТОГО ПО КУРСУ:

72

40



2.3. Содержание лекций
ИНФОРМАТИКА (семестр 1)
Модуль 1
Лекция 1. Информатика как наука
Понятие информатики как науки и учебной дисциплины. История становления и развития информатики. Задачи информатики. Основные направления информатики.
Лекция 2. Понятие информации, ее свойства и виды
Понятие информации. Основные виды информации. Основные свойства информации. Способы измерения информации: объемный и энтропийный.
Лекция 3. Информационные процессы
Роль сигнала в информационном процессе. Понятие и структура информационного процесса.
Лекция 4. Данные и их кодирование
Понятие данных. Виды носителей данных. Операции с данными. Двоичное кодирование данных. Кодирование текстовых данных. Кодирование графических данных.
Лекция 5. Основные структуры данных. Составные структуры
Линейные структуры данных. Табличные структуры данных. Иерархические структуры данных. Достоинства и недостатки различных структур данных.
Лекция 6. Вычислительная техника
Понятие и история развития вычислительной техники. Классификация компьютеров по назначению. Классификация компьютеров по уровню специализации. Классификация компьютеров по размерам. Классификация компьютеров по совместимости.

Лекция 7. Конфигурация персонального компьютера
Базовые устройства персонального компьютера. Устройства, располагающиеся на материнской плате. Жесткий диск (винчестер). Дисковод гибких дисков. Привод компакт-дисков (CD-ROM). Видеокарта. Звуковая карта.
Лекция 8. Периферийные устройства персонального компьютера
Устройства ввода данных: устройства командного управления, устройства ввода графических данных. Устройства вывода данных. Различные типы принтеров. Устройства хранения данных. Устройства обмена данными (модемы).
Лекция 9. Языки и программирование
Понятие программного обеспечения. Базовое программное обеспечение. Системные программные средства. Служебное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение. Классификация прикладных программных средств. Классификация служебных программных средств.
Модуль 2
Лекция 10. Справочные правовые системы
Понятие справочной правовой системы (СПС). Понятие гипертекста и гипертекстовых технологий. СПС «Консультант Плюс». СПС «Гарант». Их основные достоинства и недостатки.
Лекция 11. Алгоритмы
Понятие алгоритма. Основные свойства алгоритмов: понятность, дискретность, определенность, результативность, массовость. Формы представления алгоритмов: словесная, графическая, программная, псевдокод.
Лекции 12-13. Классификация языков программирования
Машинно-ориентированные и машинно-независимые языки. Процедурные языки. Структурное и неструктурное программирование. Декларативные языки. Функциональные языки и логическое программирование. Объектно-ориентированные языки. Классы, поля, методы. Принцип наследования свойств.
Лекция 14. Компьютерные сети. Интернет
История создания и развития сети Интернет. Локальные и глобальные сети. Принципы работы в сети Интернет. Протокол TCP/IP. Понятие IP-адреса и адреса URL. Коммутируемое и выделенное соединение. Основные службы сети Интернет: электронная почта (E-mail), списки рассылки (Mail List), служба телеконференций (Usenet), служба передачи файлов (FTP), служба чат-конференций (IRC), служба ICQ, служба World Wide Web (WWW).
Лекции 15-16. Методы защиты информации в компьютерных системах
Основные принципы защиты информации. Защита информации от потери и разрушения. Защита информации от несанкционированного доступа. Защита информации в сети Интернет.
Лекция 17. Компьютерные вирусы
Понятие и основные типы компьютерных вирусов. Программные вирусы. Загрузочные вирусы. Макровирусы. Методы защиты от компьютерных вирусов. Средства антивирусной защиты.
Лекция 18. Защита информации и сведений, составляющих государственную тайну. Понятие государственной тайны. Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну. Права государства в отношении сведений, составляющих государственную тайну. Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне.

МАТЕМАТИКА (семестр 2)
Модуль 3
Лекция 1. Исходные понятия теории множеств
Понятие множества, подмножества, собственного подмножества. Пустое множество. Конечные и бесконечные множества. Счетные и несчетные множества. Мощность множества. Равномощные множества. Способы задания множеств: перечислением элементов, описанием характеристического свойства, с помощью порождающей процедуры.
Лекция 2. Основные теоретико-множественные отношения
Отношения строгого и нестрого включения, равенства. Их свойства (рефлексивность, симметричность, антисимметричность, транзитивность).

Лекция 3. Основные теоретико-множественные операции
Объединение и пересечение. Их свойства (идемпотентность, коммутативность, ассоциативность, дистрибутивность). Формулы поглощения. Разность. Симметрическая разность. Понятие универсального множества (универсума). Дополнение. Свойства дополнения и разности.
Лекции 4-5. Парадоксы теории множеств
Парадокс брадобрея. Парадокс лжеца. Парадокс множества, являющегося своим элементом. Равномощность множеств. Парадоксы, связанные с бесконечностью. Парадокс «Дед Мороз и конфеты».
Лекции 6-7. Аксиоматический метод
Недостатки «наивной» теории множеств Кантора. Суть аксиоматического метода. Понятие системы аксиом. Требования непротиворечивости, полноты и независимости, предъявляемые к системе аксиом. Аксиоматическая теория множеств Эрнеста Цермелло. Аксиома существования множества. Аксиома экстенсиональности. Аксиома двухэлементного множества. Аксиома выделения для высказывательной формы.
Лекции 8-9. Декартово произведение множеств. Отношения. Функции
Декартово произведение множеств. Кортежи. Отношения. Бинарные отношения, n-арные отношения. Произведение (суперпозиция) отношений и его свойства. Понятие всюду определенного (тотального), сюръективного, функционального (однозначного) и инъективного отношений. Понятие функции и биекции (взаимно-однозначного соответствия).
Модуль 4
Лекция 10. Понятие вероятности
Событие, вероятность события. Понятие невозможного и достоверного событий. Принцип практической уверенности.

Лекция 11-12. Элементы комбинаторики
Правило суммы. Правило произведения. Перестановки. Размещения без повторений и с повторениями. Выборка без возвращений и с возвращениями. Сочетания без повторений и с повторениями.
Лекция 13-14. Теорема сложения вероятностей и ее следствия
Понятие несовместных событий. Теорема сложения вероятностей. Полная группа несовместных событий. Следствия из теоремы сложения вероятностей. Противоположные события.
Лекция 15-16. Теорема умножения вероятностей и ее следствия
Понятие независимых и зависимых событий. Условная вероятность события. Теорема умножения вероятностей. Следствия из теоремы умножения вероятностей.
Лекция 17. Формула полной вероятности
Гипотезы, образующие полную группу несовместных событий. Формула полной вероятности. Практическое применение формулы полной вероятности.
Лекция 18. Формула Байеса
Формула Байеса (теорема гипотез). Практическое применение формулы Байеса.

следующая страница >>