страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методических материалов по курсу основы рекламы и паблик рилейшнз - страница №1/1
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ по курсу ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ И ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2006 УТВЕРЖДЕНО кафедрой рекламы и связей С о с т а в и т е л ь – д-р полит. наук, проф. С.А. Шомова Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы рекламы и Паблик Рилейшнз». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 13 с. Подготовлен на факультете журналистики. © Шомова С.А., 2006 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ПРОГРАММА Раздел I. Теория современной рекламной деятельности Тема 1. Краткий экскурс в историю рекламы Понятие рекламы. Культурологическая и маркетинговая концепции рекламной деятельности. Истоки рекламной коммуникации. Разновидности проторекламы. Реклама в античном обществе. Становление и развитие рекламного дела в Западной Европе и Северной Америке. Эпоха перелома в рекламной коммуникации. Западноевропейская реклама XIX века. Развитие рекламы в США в XIX – начале XX века. Зарождение российской рекламы. Ведущие жанры отечественного рекламного творчества – от устных традиций и лубка к печатной рекламе. Российская изобразительная реклама на пороге XX века. Реклама в российской прессе. Отечественная реклама новейшего времени (1917–1990 гг.). Социальные сферы рекламной деятельности. Возможные подходы к типологии рекламы. Классификации рекламы в зависимости от целевой аудитории, географического охвата территории, психологии воздействия на аудиторию, рекламоносителя и т.д. Процесс рекламной деятельности: постановка целей, основные этапы, способы замера эффективности. Понятие о сегментации и позиционировании в рекламной деятельности. Планирование бюджета и медиапланирование. Маркетинговые исследования в рекламе. Креативная деятельность в рекламе. Специфика рекламного обращения и искусство его составления. Текстовые и оформительские элементы рекламного обращения. Выбор носителя для размещения рекламного обращения. Ведущие принципы работы со средствами массовой информации. Специфика и основные характеристики печатной, телевизионной, аудиорекламы. Проблемы производства и реализации рекламного продукта. Рекламный текст как коммуникативный и семиотический феномен. Основные жанры рекламы в прессе, на радио и телевидении. Интернет-реклама. Изобразительная реклама и рекламные POS-материалы. Литература Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Паблик Рилейшнз. – СПб., 1998. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России: практика и рекомендации. – М., 1994. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. – М., 2000. Рощупкин С.Н. Язык рекламы. – М., 2003. Ученова В.В., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В., Петрушко М.В., Шомова С.А. Реклама: палитра жанров. – М., 2004. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2000. Тема 4. Основные направления рекламной деятельности Основные направления рекламной деятельности. Традиционные и относительно новые сферы приложения рекламных коммуникаций. Место коммерческой и торговой рекламы в профессиональном рекламном ряду. Специфика банковской рекламы. Социальная реклама: своеобразие предмета, история эволюции, виды, средства и целевая аудитория. Проблемы практического создания и теоретического осмысления рекламы в социальной сфере. Фестивальное движение в социальной рекламе. Политическая реклама в современной России: условия формирования и развития. Жанры и виды политической рекламы. Проблема формирования политического имиджа. Использование политической рекламы в предвыборной кампании. Литература Гринберг Т.Э. Политические технологии. PR и реклама. – М., 2005. Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. – М., 2001. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. – М., 2000. Политическая реклама. – М., 1999. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. – М., 1997. Ученова В.В., Старых Н.В. Социальная реклама. – М., 2006. Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве. – М., 1996. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2000. Тема 5. Проблемы философии и психологии рекламы Философские проблемы современной рекламной деятельности. Реклама и ценности. Символизация в рекламном творчестве. Игровые технологии рекламы. Способы и механизмы психологического воздействия рекламы на потребителя. Понятие целевой аудитории рекламы. Психотехнологии в рекламной деятельности. Учет психологических факторов при создании рекламного обращения: «хитрости» текста, психология и физиология цвета, игровые приемы и т.д. Проблема манипулирования сознанием потребителя в рекламе. Литература Батра Р., Майерс Джон Дж., Аакер Дэвид А. Рекламный менеджмент. – М.; СПб.; К., 1999. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 2000. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М., 2005. Реклама: внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход. – Самара, 2001. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. – М., 2000. Психология бизнеса: Хрестоматия // Сост. К.В. Сельченок. – Минск, 1998. Ученова В.В. Философия рекламы. – М., 2003. Тема 6. Основы рекламного менеджмента Принципы организации рекламы. Стратегия и тактика управления рекламным бизнесом. Агентства полного цикла; основные отделы рекламных агентств и способы организации их деятельности. Организация работы отдела рекламы в средствах массовой информации. Менеджмент рекламной кампании – от планирования до обработки результатов. Проблема эффективности рекламы и ведущие факторы этой эффективности. Тестирование как прием измерения эффективности рекламы; основные методики тестирования (физиологические, психологические, социально-психологические и т.д.). Дисфункциональные эффекты в рекламной деятельности и пути их преодоления. Раздел II. Основы Паблик Рилейшнз Тема 7. Паблик Рилейшнз в системе массовых коммуникаций Паблик Рилейшнз: определение понятия. Связи с общественностью в системе социальных отношений. Понятие о Паблик Рилейшнз (связях с общественностью) как коммуникационном менеджменте. Информационная, управленческая, регулятивная и другие функции ПР. Понятия «общественность» и «общественное мнение» в Паблик Рилейшнз. Связи с общественностью в системе демократических институтов. Исторические типы ПР и предпосылки их развития и существования. Становление ПР как деятельности и науки в России. Литература PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. – М., 2002. Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? – М., 1990. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. – СПб., 1997. Катлип Скотт М., Сентер Аллен Х., Брум Глен М. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. – М., 2000. Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. – М.; К., 2000. Шишкина М.А. Паблик Рилейшнз в системе социального управления. – СПб., 1999. Тема 8. Основные виды Паблик Рилейшнз Содержание связей с общественностью в различных областях деятельности. Ведущие виды PR, их специфика и технологии. Политический и правительственный PR: формы и методы. Проблема «черных» и «белых» избирательных технологий. Создание политического имиджа в Паблик Рилейшнз. PR в сфере финансов, бизнеса и коммерции. Некоммерческие организации и PR «третьего сектора» в России. Кризисные Паблик Рилейшнз. Международные Паблик Рилейшнз. Паблик Рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. – М., 2001. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз. – М., 1998. Синяева И.М. Паблик Рилейшнз в коммерческой деятельности. – М., 1998. Хэйвуд Р. Все о Паблик Рилейшнз. – М., 1999. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. – М., 1999. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000. Шомова С.А. Политические шахматы: Паблик Рилейшнз как интеллектуальная игра. – М., 2003. Тема 9. Методы и формы работы Паблик Рилейшнз Основные методы и формы работы в области связей с общественностью. Способы воздействия на общественное мнение и создания имиджа организации. Выставки, ярмарки и презентации. Создание специальных событий. Спонсорство и благотворительность. Использование печатной, аудио- и видеопродукции. Фотографии. Устное слово. Другие методы работы с общественностью в рамках ПР. Взаимодействие со средствами массовой информации как ведущий метод связей с общественностью. Специфика и правила взаимодействия с журналистами прессы, радио и телевидения. PR-текст в системе текстов современных массовых коммуникаций. Ведущие разновидности PR-материалов для СМИ. Пресс-релизы и пресс-конференции как основные способы передачи ПР-сообщений. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. – СПб., 1997. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. – СПб., 2002. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.; К., 1999. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. – СПб., 2002. Ученова В.В., Шомова С.А. Полифония текстов в культуре. – М., 2004. Хэйвуд Р. Все о Паблик Рилейшнз. – М., 1999. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000. Тема 10. Организация работы ПР-служб Структура и инфраструктура PR-рынка, характеристика субъектов и объектов связей с общественностью. Виды целевых аудиторий в структуре PR. Взаимоотношения с потребителями, занятыми, инвесторами, государством, местной общественностью и другими группами. Управление PR-структурами и службами и организация их деятельности. Литература Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997. Катлип Скотт М., Сентер Аллен Х., Брум Глен М. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. – М., 2000. Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. – М.; К., 2000. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000. Тема 11. Управление информацией и конструирование новости в ПР Креативные технологии в Паблик Рилейшнз. Способы управления информацией. Разновидности и специфика формирования ПР-сообщений. Создание и усиление новости в рамках связей с общественностью. Коммуникативные технологии двадцатого века и их использование для управления информацией. Литература Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Паблик Рилейшнз. – СПб., 1998. Миронов А. Раздувай и властвуй. Практическое руководство по технологиям «мягкой пропаганды». – М., 2001. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.; К., 1999. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000. Тема 12. Правовое и этическое регулирование рекламы и Паблик Рилейшнз Журналистика, реклама и Паблик Рилейшнз: технологическая и сущностная взаимосвязь и специфика. Проблемы регулирования в обществе таких коммуникационных технологий, как реклама и PR. Правовое регулирование рекламы – новый Закон РФ «О рекламе», его нововведения и изменения правил игры на российском рынке рекламы и PR. Другие законодательные акты, регулирующие рынок коммуникационных технологий России. Этические кодексы рекламной деятельности. Этические и правовые регуляторы PR-деятельности. Профессиональные нормы и требования, корпоративная деятельность. Международные кодексы и стандарты. Литература Закон РФ «О рекламе». 2006. Батра Р., Майерс Джон Дж., Аакер Дэвид А. Рекламный менеджмент. – М.; СПб.; К., 1999. Катлип Скотт М., Сентер Аллен Х., Брум Глен М. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. – М., 2000. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. – М., 1996. Связи с общественностью в России. Законодательное регулирование, нормативные документы, практика. – Екатеринбург, 1998. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000. Эркенова Ф.С. Саморегулирования в рекламе. – М., 2003. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Тема 1. Создание рекламных текстов для средств массовой информации Семинар-тренинг Цель семинара заключается не только в повторении и закреплении теоретического материала, данного на лекциях, но и в отработке навыков копирайтерства. Обязательное тренинговое задание – составление рекламного сообщения одного из ведущих жанров на заданную тему («житейская история», консультация специалиста, расширенное обращение и т.д.) Вопросы для обсуждения
Литература Батра Р., Майерс Джон Дж., Аакер Дэвид А. Рекламный менеджмент. – М.; СПб.; К., 1999. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Паблик Рилейшнз. – СПб., 1998. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России: практика и рекомендации. – М., 1994. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. – М., 2000. Ученова В.В., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В., Петрушко М.В., Шомова С.А. Реклама: палитра жанров. – М., 2004. Тема 2. Социальная и политическая реклама среди ведущих направлений рекламной деятельности Семинар-дискуссия Данное занятие предоставляет студентам возможность обсудить текущее состояние и перспективы развития в России таких специфических сегментов рекламного рынка, как политическая и социальная реклама. Модератор дискуссии (преподаватель) предлагает для обсуждения следующие проблемы: специфические особенности продвижения на рынке товара, социальной идеи и политического образа; пределы манипулирования в рекламной деятельности; различие методов создания текста в политической и социальной рекламе; способы замера эффективности рекламной кампании в политике и социальной сфере и т. д. Вопросы для обсуждения
Литература Батра Р., Майерс Джон Дж., Аакер Дэвид А. Рекламный менеджмент. – М.; СПб.; К., 1999. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. – М., 1996. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. – М., 2000. Политическая реклама. – М., 1999. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2000. Ученова В.В., Старых Н.В. Социальная реклама. – М., 2006. Тема 3. Методы и формы работы Паблик Рилейшнз Семинар-конференция Это занятие дает студентам возможность обменяться сообщениями на различные актуальные темы современных связей с общественностью. Для подготовки докладов используется не обязательная учебная, а дополнительная литература. Вопросы для обсуждения
Примерные темы для студенческих докладов на конференции Пресс-релиз: искусство или ремесленничество? Специфика использования электронных СМИ в целях связей с общественностью. День открытых дверей как разновидность «специального события». Организация выставок и ярмарок в рамках PR-акции. Вербальные коммуникации в Паблик Рилейшнз. Литература Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997. Блажнов Е.А. Паблик Рилейшнз. – М.,1994. Доти Д. Паблисити и Паблик Рилейшнз. – М., 1996. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. – СПб., 1997. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.; К., 1999. Хэйвуд Р. Все о Паблик Рилейшнз. – М., 1999. Тема 4. Закономерности проведения пресс-конференции Семинар - деловая игра Цель семинара – обучить студентов основным методикам организации и проведения современной пресс-конференции. В процессе деловой игры студенты не только обсуждают теоретический материал, но и решают креативные задачи, выполняют практические задания, разделившись на группы, соответствующие ролевым функциям участников пресс-конференции. Вопросы для обсуждения
Литература Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. – СПб., 1997. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз. – М., 1998. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Жанр «житейская история» в системе текстов современной российской рекламы. 2. Комплексная рекламная кампания в России и за рубежом. 3. Малые формы современной печатной рекламы.
5. Эволюция российской социальной рекламы. 6. Средства манипулятивного воздействия в рекламе и ПР. 7. Имиджи бизнеса в современной России. 8. Палитра коммуникационных технологий в структуре Паблик Рилейшнз. 9. Паблик Рилейшнз как коммуникационный менеджмент. 10. Реклама и общество: проблемы взаимодействия. ВОПРОСЫ для подготовки К ЗАЧЕТУ
|
|