Методических материалов по курсу Экономика и социология труда - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методических материалов по курсу психология управления 1 167.26kb.
Сборник методических материалов 1 129.39kb.
Сборник методических материалов по курсу «международное право» для... 1 618.1kb.
Овчаренко Роман Константинович учебно-методический комплекс по курсу... 1 130.81kb.
Методических материалов по курсу основы рекламы и паблик рилейшнз 1 161.55kb.
Сборник методических материалов по курсу «Правовые основы журналистики» 1 290.06kb.
Вопросы к зачету (экзамену) дисциплина «Экономика и социология труда» 1 87.09kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика и социология труда» 1 20.23kb.
Экзаменационные вопросы по курсу "Социология" Приложение № Темы рефератов... 2 598.32kb.
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 106.23kb.
Программа курса соответствует требованиям Государственного образовательного... 2 654.99kb.
Вопросы к зачету (экзамену) дисциплина «Экономика и социология труда» 1 87.09kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методических материалов по курсу Экономика и социология труда - страница №1/1




СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


по курсу

Экономика
и социология труда



Для студентов экономического факультета

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2006

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой менеджмента

С о с т а в и т е л ь – канд. экон. наук, доц. Н.Е. Русанова



Сборник методических материалов по курсу «Экономика и социология труда». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 12 с.
Подготовлен на экономическом факультете.

© Русанова Н.Е., 2006

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ курса

Курс предназначен для студентов экономических факультетов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» специализации «Управление персоналом». Значимость изучения данной дисциплины предопределяется как особой ролью труда в решении основных социально-экономических проблем общества, так и его значением в хозяйственной деятельности предприятий.



Целью изучения дисциплины является приобретение будущими специалистами теоретических знаний и практических навыков в вопросах рынка труда и занятости населения, социально-трудовых отношений, управления трудом на предприятиях.

Задачи изучения дисциплины: студенты после прохождения курса должны

а) иметь представление:



  • о труде, как основном факторе экономического развития;

  • о предмете и методах экономики и социологии труда;

  • об основах социально-трудовых отношений, государственного регулирования труда и занятости населения;

б) знать:

  • определения труда, трудового потенциала, трудовых ресурсов, экономически активного, занятого населения, безработных и другие;

  • понятия, факторы и механизмы функционирования рынка труда и занятости, виды и формы безработицы;

  • основные социально-трудовые проблемы российской экономики и возможные пути их решения;

  • определение, факторы и проблемы измерения производительности труда, вопросы организации, учёта, нормирования труда на предприятиях;

  • формы и системы оплаты труда на предприятиях;

  • социальные проблемы предприятий, основы управления персоналом, теории мотивации, адаптации, конфликтов;

в) уметь:

  • разбираться в статистической информации по вопросам труда, занятости, заработной платы, публикуемой Госкомстатом России и анализировать социально-трудовые процессы в Российской Федерации;

  • рассчитывать динамику и структуру показателей рынка труда и занятости, строить таблицы, пользоваться графиками;

  • пользоваться Трудовым кодексом и другими нормативными документами по труду и занятости населения;

  • рассчитывать показатели производительности труда, движения кадров на предприятии, оплаты труда;

  • выявлять и формулировать социальные проблемы, возникающие в коллективе работников предприятия;

г) иметь опыт:

  • анализа основных показателей рынка труда, занятости населения и безработицы на уровне национальной экономики России;

  • определения системы оплаты труда, наиболее пригодной для конкретного предприятия;

  • аналитической работы с показателями движения кадров, производительности, оплаты труда и другими внутрифирменными показателями.

В учебном процессе курс «Экономика и социология труда» дополняет основополагающий курс «Экономическая теория» в части изучения труда как основной формы хозяйственной деятельности человека, как макроэкономического явления. Курс также связан с такими дисциплинами, как «Социология», «Статистика», которые предоставляют широкий арсенал методов изучения социально-трудовых процессов, а также с дисциплиной «Бухгалтерский учёт» в части учёта труда и заработной платы. Данный курс закладывает основы для последующего изучения дисциплин «Управление занятостью», «Управление персоналом» и ряда других.

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных занятий, семинаров и самостоятельную работу студентов.



Программа

Тема 1. Предмет и методология курса. Основные понятия и определения

Понятие труда и его роль в человеческом обществе. Целесообразная деятельность людей – полезная (утилитарная), рекреационная (досуг) и вредная для общества (криминальная). Полезная для общества деятельность в экономике и вне экономики (в домашнем хозяйстве). Понятие труда (экономической активности) как целесообразной деятельности человека, полезной для общества, реализуемой в рамках экономики. Определения труда как сущности хозяйственного процесса, как фактора производства, реализации потенциальной способности человека к труду, как услуги, оказываемой работником хозяйственному субъекту. Специфика труда, как товара в условиях рыночной экономики. Разделение и специализация труда.

Экономика труда как часть экономической теории. Определение экономики труда как научно-практической дисциплины. Специфика экономики труда как науки, сочетающей противоречивые понятия экономической и социальной эффективности хозяйственной деятельности. Состав предметов, изучаемых экономикой труда.

Социология труда как часть социологии, граничащая с экономикой, – определение и предметный состав.


Тема 2. Рынок труда, занятость, безработица

Введение в методологию изучения основных предметов экономики и социологии труда. Определения и количественные характеристики населения страны, трудового потенциала, населения в трудоспособном возрасте, занятости, рынка труда. Предложение и спрос на рынке труда.

Трудовые ресурсы – определение и состав. Баланс трудовых ресурсов как аналитический и прогностический инструмент экономики труда.

Наблюдение за экономической активностью населения – выборочные обследования населения по проблемам занятости. Экономически активное население (самодеятельное население, рабочая сила) как основной показатель предложения на рынке труда в современных условиях. Выделение в составе экономически активного населения занятых и безработных, их определения и количественные характеристики. Численность и структура занятых в России.

Безработица, как одна из ключевых проблем рынка труда. Понятие безработицы. «Добровольная» и вынужденная безработица. Безработица фрикционная, структурная, циклическая. Безработица по обследованиям Госкомстата России (по методологии Международной организации труда – МОТ) и регистрируемая безработица (по Закону «О занятости населения в Российской Федерации»). Динамика численности безработных в России.
Тема 3. Производительность труда, организация, нормирование труда

Понятие производительности труда. Место производительности труда среди показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Факторы динамики производительности труда.

Измерение производительности труда. Натуральный, условно-натуральный методы измерения и их недостатки (ограничения возможностей). Стоимостные методы и их ограничения. Проблемы измерения производительности в секторе нерыночных услуг («бюджетных» организациях).

Методология расчетов производительности труда по экономике в целом (на основе валового внутреннего продукта – ВВП) и её отраслям (на основе валовой добавленной стоимости – ВДС). Динамика производительности труда в экономике России. Межотраслевые и международные сопоставления производительности труда.

Организация труда работников. Понятие рабочего места. Рабочее место в экономическом и технико-технологическом понимании. Планировка и обслуживание рабочих мест.

Дисциплина труда и её компоненты: трудовая, технологическая, производственная дисциплина.

Условия труда и их классификация.

Нормирование труда и его роль в управлении предприятием. Основные типы норм: нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормативы численности персонала.
Тема 4. Персонал предприятия, движение кадров
Формы и системы оплаты труда

Понятие персонала предприятия. Основные категории персонала: руководители (менеджеры), специалисты, рабочие, служащие. Профессиональный состав персонала. Понятия профессии, специальности, квалификации.

Учёт кадров. Определение списочной, среднесписочной и явочной численности работников.

Движение кадров на предприятии. Внешнее и внутреннее движение (подвижность) рабочей силы. Общий коэффициент оборота кадров, коэффициенты оборота по приёму и выбытию (увольнению). Текучесть кадров – понятие, расчёт коэффициента, основы анализа текучести кадров.

Формы и системы оплаты труда. Понятие заработной платы. Заработная плата как цена ресурса на рынке труда. Определение уровня оплаты труда как центральная проблема социально-трудовых отношений. Функции заработной платы: воспроизводственная, стимулирующая, измерительно-распределитель­ная, ресурсно-разместительная и другие.

Организация заработной платы. Основные системы заработной платы – повременная и сдельная. Виды повременных систем: простая повременная, повременно-премиальная. Виды сдельных систем: прямая сдельная, сдельно-премиальная, аккордная и др. Условия применения и недостатки (ограничения) повременной и сдельной систем. Тарифные системы. Единая тарифная сетка (ЕТС) по оплате работников бюджетной сферы. Нетарифные системы оплаты труда: плавающие оклады, фиксированный процент от стоимости совершенных сделок и другие.

Современные системы оплаты труда: индивидуализация оплаты труда, деление заработной платы на основную и дополнительную, развитие «систем участия», дифференциация премиальных выплат и прочие.

Текущая ситуация с заработной платой в Российской Федерации. Среднемесячная заработная плата в экономике в текущий период. Отраслевая и региональная дифференциация уровней заработной платы. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Заработная плата, минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум.


Тема 5. Социальные проблемы труда

Социальные проблемы труда: социально-трудовые отношения, включая конфликты, мотивация трудовой деятельности, трудовое поведение, отношение к труду и удовлетворенность им, трудовая адаптация работников.

Социально-трудовые отношения и их субъекты – предприниматели (союзы предпринимателей), наёмные работники (профсоюзы), государство (федеральные органы исполнительной власти). Объективные противоречия и необходимость сотрудничества между сторонами социально-трудовых отношений.

Основные школы социологии труда.

Мотивация трудовой деятельности. Интерес, как выражение осознанных потребностей. Ценности, ориентации, системы ценностей. «Рыночная» система ценностей в экономической и трудовой сферах и российский менталитет.

Поведение человека. Экономическое, организационное, трудовое поведение. Компоненты трудового поведения: функциональное, стратификационное, адаптивное и другие. Девиантное и деструктивное поведение.

Отношение к труду и удовлетворенность им. Факторы удовлетворённости (неудовлетворённости) трудом. Влияние удовлетворённости трудом на производительность труда, текучесть кадров и другие экономические процессы.

Трудовая адаптация как процесс освоения личностью новой ситуации (нового предприятия, рабочего места, должности, профессии). Понятие трудового конфликта. Причины возникновения конфликтов, методы их разрешения, последствия конфликтов.

Учебные задания к СЕМИНАРСКИм ЗАНЯТИям
Семинар 1. Рынок труда, занятость, безработица

Вопросы для обсуждения


  1. Каковы основные количественные и качественные характеристики «трудового потенциала»?

  2. Каковы возрастные границы «населения в трудоспособном возрасте» и какими нормативными актами они определяются?

  3. Перечислите категории населения, которые включаются в «трудовые ресурсы».

  4. Чем «трудовые ресурсы» отличаются от «населения в трудоспособном возрасте»?

  5. Какие категории населения включаются в «экономически активное» и «экономически неактивное население»?

  6. Что такое «занятые в экономике», каковы тенденции изменения их численности и структуры?

  7. Каковы основные типы безработицы и факторы, её вызывающие?

  8. Кто относится к категории «безработных» (критерии, по которым определяется, является ли человек «безработным»)?

  9. Как определяется численность «безработных» по обследованиям Госкомстата России (по методике, совместимой с рекомендациями МОТ)?

  10. По каким правилам регистрируются и учитываются «безработные» в службе занятости населения?

Литература

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2000.

Воловская Н.М. Экономика и социология труда. – М.; Новосибирск: Инфра-М, 2001.

Рынок труда: Учебник / Под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2003.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 29 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915; 1999. – № 29. – Ст. 3696; 2001. – № 53. – Ст. 5024.

Трудовой кодекс Российской Федерации 2002 г.

Российский статистический ежегодник. Статистический сборник / Госкомстат России. – Гл.: Труд.
Семинар 2. Практическая работа

Цель работы: расчёт и анализ динамики и структуры занятости населения в Российской Федерации.


Семинар 3. Производительность труда, организация, нормирование труда

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое «производительность труда»?

  2. Какова сфера применения показателя «производительность труда» в макроэкономике, международных сопоставлениях, анализе хозяйственной деятельности предприятия?

  3. Перечислите основные факторы, влияющие на уровень и динамику (темпы роста или спада) «производительности труда».

  4. Охарактеризуйте основные методы измерения «производительности труда». Каковы достоинства и недостатки (ограничения) существующих методов измерения производительности труда?

  5. Как определяется «рабочее место» в технико-технологическом и экономическом понимании?

  6. Что такое «дисциплина труда» и из каких компонентов (составных частей) она складывается?

  7. Дайте классификацию «условий труда». Какие из «условий» в наибольшей степени влияют на удовлетворённость работника трудом?

  8. Что такое «нормирование труда» и какова роль нормативов в управлении предприятием?

  9. Перечислите основные типы трудовых норм и ситуации, в которых они могут применяться.

Литература

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2000.

Воловская Н.М. Экономика и социология труда. – М.; Новосибирск: Инфра-М, 2001.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Норма–Инфра-М, 2005.

Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

Трудовой кодекс Российской Федерации 2002 г.
Семинар 4. Решение задач

Семинар 5. Персонал предприятия, движение кадров
Формы и системы оплаты труда


Вопросы для обсуждения


  1. Что такое «персонал» предприятия и какие категории работников в него входят?

  2. Дайте определения профессии, специальности, квалификации.

  3. Чем отличаются «списочная», «среднесписочная» и «явочная» численности персонала предприятия?

  4. Как рассчитываются показатели «среднесписочной» численности персонала за месяц, квартал (три месяца), год?

  5. Что такое «движение кадров» и как различаются внутреннее и внешнее движение?

  6. Почему анализ движения кадров является необходимым элементом управления предприятием и какие коэффициенты (индексы) при этом используются?

  7. Как рассчитываются «общий коэффициент оборота кадров» и «коэффициенты оборота кадров по приему и выбытию»?

  8. Как рассчитывается и используется для анализа ситуации на предприятии «коэффициент текучести кадров»?

Литература

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2000.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Норма–Инфра-М, 2005.

Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, 1996.


Семинар 6. Решение задач

Семинар 7. Социальные проблемы труда

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое «оплата труда», «цена труда», «заработная плата»?

  2. Чем отличается отношение к «заработной плате» работодателей (предприятий) и наёмных работников?

  3. Каковы основные функции «заработной платы»?

  4. Назовите основные «формы (системы) оплаты труда» и определите различия между ними.

  5. «Повременная заработная плата», её разновидности, условия и границы применения (достоинства и недостатки).

  6. «Сдельная заработная плата», её разновидности, условия и границы применения (достоинства и недостатки).

  7. «Аккордная заработная плата» и её применение.

  8. «Тарифные системы оплаты труда» и их применение. Единая тарифная сетка (ЕТС) по оплате работников бюджетной сферы.

  9. Нетарифные системы оплаты труда и их применение.

  10. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и его соотнесение с прожиточным минимумом.

Литература

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2000.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Норма–Инфра-М, 2005.

Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2000.

Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, 1996.



Трудовой кодекс Российской Федерации 2002 г.

Семинар 8. Решение задач
ВОПРОСЫ для подготовки К ЭКЗАМЕНУ

  1. Проблемы труда в современной экономике.

  2. Трудовые ресурсы, рабочая сила, кадры предприятия.

  3. Человеческий капитал: понятие, проблемы, применение, перспективы.

  4. Понятие процесса труда, его количественно-качественные характеристики.

  5. Составные элементы трудового процесса.

  6. Рабочее место: экономическое и технико-технологическое понимание.

  7. Дисциплина труда: трудовая, технологическая, производственная.

  8. Изменение содержания труда в современных условиях.

  9. Понятие «управление трудом».

  10. Управление трудом на макро- и микроэкономическом уровне.

  11. Международный уровень управления трудом.

  12. Рынок труда и его институциональные компоненты.

  13. Социально-демографические особенности рынка труда.

  14. Национальные модели рынка труда.

  15. Современные проблемы ручного труда.

  16. Труд волонтерский и безвозмездный.

  17. Надомный труд.

  18. Миграция и рынок труда.

  19. Понятие безработицы и занятости.

  20. «Добровольная» и вынужденная безработица.

  21. Безработица фрикционная, структурная, циклическая.

  22. Профориентация, обучение и переквалификация.

  23. Понятие «измерение труда». Задачи измерения труда.

  24. Время как мера труда.

  25. Классификация затрат рабочего времени.

  26. Организации работ по графикам гибкого рабочего времени.

  27. Понятие и значение разделения труда на производстве.

  28. Дееспособность, работоспособность и трудоспособность человека.

  29. Экономическая сущность заработной платы.

  30. Понятие номинальной и реальной заработной платы.

  31. Понятие минимального размера оплаты труда.

  32. Порядок расчета заработной платы при сдельной форме оплаты труда.

  33. Системы повременной оплаты труда. Их достоинства и недостатки, область применения.

  34. Системы сдельной оплаты труда. Их достоинства и недостатки, область применения.

  35. Тарифная система оплаты труда руководителей, специалистов и служащих.

  36. Тарифная система оплаты труда рабочих и ее элементы.



  1. Формы участия государства в регулировании вопросов оплаты труда.

  2. Система надбавок и доплат, используемых для стимулирования труда.

  3. Условия и принципы организации эффективной оплаты труда рабочих.

  4. Районное регулирование заработной платы.

  5. Нетрадиционные формы и системы оплаты труда. Их достоинства и недостатки, область применения.

  6. Сущность стимулирования труда.

  7. Зарубежный опыт материального стимулирования труда различных категорий работников.

  8. Понятие производительности труда и значение повышения ее уровня.

  9. Методы измерения производительности труда. Их достоинства и недостатки, область применения.

  10. Факторы роста производительности труда.

  11. Понятие и показатели эффективности труда.

  12. Развитие теорий производительности труда.

  13. Интенсивность, напряженность и тяжесть труда.

  14. Основные теоретические подходы к определению производительности труда за рубежом.

  15. Интенсивность и производительность труда.

  16. Понятие трудоемкости.

  17. Методы изучения трудового процесса.

  18. Виды норм труда.

  19. Хронометраж.

  20. Методы установления норм труда.

  21. Метод моментных наблюдений.

  22. Фотография рабочего дня.

  23. Способы определения личного вклада работника в общий результат труда.

  24. Персонал предприятия: категории персонала, понятия профессии, специальности, квалификации.

  25. Учет кадров на предприятии: списочный и явочный состав, среднесписочная численность.

  26. Движение кадров на предприятии, коэффициенты оборота кадров.

  27. Текучесть кадров: определение, измерение, факторы, последствия.

  28. Социологические проблемы труда: мотивация, трудовое поведение, удовлетворенность трудом, социально-трудовые отношения.

  29. Основные школы социологии труда.

  30. Трудовая адаптация.

  31. Трудовой конфликт.

  32. Забастовка и локаут.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2000.

Воловская Н.М. Экономика и социология труда. – М.; Новосибирск: Инфра-М, 2001.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Норма–Инфра-М, 2005.

Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2000.

Рынок труда: Учебник / Под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2003.



Дополнительная

Саакян А.К. Экономика и социология труда: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2002.

Самуэльсон П. Экономикс. – М.: Прогресс, 1994.

Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2003.

Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда: теория и государственная политика. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

Нормативные акты

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 29 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915; 1999. – № 29. – Ст. 3696; 2001. – № 53. – Ст. 5024.

Трудовой кодекс Российской Федерации 2002 г.

Статистика и Интернет-ресурсы

Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России.

www.infostat.ru, www.gks.ru – информационные сайты Госкомстата России.

www.mintrud.ru – сайт Министерства труда и социального развития Российской Федерации.



www.chelt.ru – сайт журнала «Человек и труд».

СОДЕРЖАНИЕ
Цель и задачи курса

Программа

Учебные задания к семинарским занятиям

Вопросы для подготовки к экзамену

Литература