Сборник методических материалов, Москва: Флинта: Наука: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1998: 13-17 А. А. Горяшко, А. - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник методических материалов 1 129.39kb.
Сборник методических материалов по курсу «международное право» для... 1 618.1kb.
Сборник методических материалов по курсу «Правовые основы журналистики» 1 290.06kb.
Сборник методических материалов (из опыта работы учителей гуманитарного... 2 516.55kb.
Методических материалов по курсу психология управления 1 167.26kb.
Сборник методических материалов для проведения еженедельных гайдовских... 3 712.65kb.
Методических материалов по курсу основы рекламы и паблик рилейшнз 1 161.55kb.
Сборник методических материалов 4 1258.91kb.
Программа курса соответствует требованиям Государственного образовательного... 2 654.99kb.
Александра Горяшко Чистая наука 1 82.21kb.
Экзаменационные вопросы для поступления в аспирантуру по курсу 1 30.09kb.
Волчек Оксана Анатольевна гуо «Гимназия №75 г. Минска» Тема: «И. 1 72.84kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сборник методических материалов, Москва: Флинта: Наука: Эколого-просветительский - страница №1/1



Опубликовано в сб. Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках. Сборник методических материалов, Москва: Флинта: Наука: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1998: 13-17
А.А.Горяшко, А.С.Корякин
Отцы и дети: взаимодействие научных сотрудников заповедника и юннатов

в условиях полевых биологических исследований
Если Вы - научный работник, значительную часть жизни которого составляет работа в полевых условиях, если в этой работе Вам неизбежно приходится прибегать к помощи юннатов, Вам, несомненно, будут близки и понятны проблемы, о которых пойдет речь в этом скромном труде. Мы взяли на себя смелость обобщить опыт наших радостей и огорчений, испытанных в работе с юннатами, ибо опыт этот многолетен и представляется нам интересным. Кроме того, использовав завидное здравомыслие одного и психологическое образование другого из авторов, мы сформулировали некоторые рекомендации, теша себя надеждой, что они помогут Вам минимизировать вред и максимизировать пользу, потенциально приносимые детьми.

Вот ситуация, которая видится нам идеальной, и, как всякий идеал, встречается в жизни крайне редко. Вы работаете с юннатской группой, руководимой Вашим давним и хорошим знакомым. Это человек, который когда-то сам был Вашим юннатом, впоследствии - студентом, и на всех стадиях своего развития принимал самое живое участие во всех полевых работах. Человек, у которого вся специфика и все тонкости Ваших работ вошли в плоть и кровь, стали его второй натурой. При этом крайне желательно, чтобы он не имел никаких собственных научных амбиций, но зато обладал незаурядным интеллектом и педагогическим даром. Встретить столько достоинств в одном человеке, конечно, нереально, но иметь их в виду следует, хотя бы - как критерий выбора, если Вы счастливчик, у которого выбор есть.

Большинство из нас роскошью выбора не располагает, но это не значит, что надо, покорно опустив руки, брать, что Бог послал. Некоторое количество усилий, затраченных до начала полевого сезона, достаточно серьезно окупаются в течение его. Первое и, видимо, главное из этих усилий должно быть направлено на создание методики именно Ваших, конкретных работ, причем методики, адаптированной для детского восприятия. Наш опыт показывает, что такая методика важна даже при наличии вышеупомянутого юннатского руководителя, а уж при его отсутствии - совершенно необходима.

И, как это ни смешно, в первую очередь, необходима даже не для детей, а для Вас. В процессе написания методики (а никто, кроме Вас, методику Ваших работ не напишет) Вы можете неожиданно открыть для себя массу нового и интересного как о разумности построения работ, так и о степени Вашего владения всеми необходимыми процедурами. Известно мнение, нами полностью разделяемое, что лучшая проверка знания предмета - это способность изложить его на “детском” языке - именно этим Вам и предстоит заняться.

Вторая несомненная польза, приносимая методикой, состоит в том, что в полевых условиях вовсе отсутствует или в большом дефиците время на обучение кого бы то ни было. Методику же можно и нужно заранее передать группе, с которой Вы предполагаете работать, четко оговорив нужное Вам количество людей, их возрастной и половой состав.

Основные принципы создания методики во многом являются одновременно и принципами работы с детьми вообще. Из них первый - ясность, отточенность и недвусмысленность формулировок. В детских головах, еще не склонных и не умеющих оценивать информацию критически, лучше всего укладываются сообщения категоричные, несущие печать истины в последней инстанции. Причем этому требованию должна удовлетворять не столько интонация Вашей речи (как раз категоричность информации легко вызывает протест, особенно у упрямых подростков), сколько ее суть. В качестве примера заметим, что легкость, с которой дети перенимают суждения бабушек (гораздо большая по сравнению с родительскими), связана именно с безапелляционностью этих суждений.

Не меньшей четкостью, чем формулировки, должна обладать и структура методики. Описывайте работы, по возможности, в их реальной последовательности, разделяйте на этапы, каждый из которых при необходимости может являться законченной процедурой, поручаемой одному человеку. Располагайте материал так, чтобы и чисто зрительно он был удобен для усвоения и запоминания (большие заголовки, ярко выделенные примеры) и иллюстрируйте все, что только можно проиллюстрировать, даже если Вам кажется, что понятно и так. Во-первых, как показывает практика, понятно не все, а во-вторых, рисунки запоминаются детьми (да и взрослыми) куда легче, чем тексты.

Мы думаем, что подобную методику лучше всего начинать с объяснения целей работы, делая акцент на ее значимости для заповедника и науки (страны, мира, прогресса и т.п.) В данном случае может быть, стоит и преувеличить важность Ваших работ, но зато заранее создать мотивацию деятельности детей и укрепить их чувство ответственности.

Нужно ли говорить, что вся методика должна быть написана языком максимально простым, без заумных выражений и терминов там, где это возможно? И, напротив, если Вам это по силам, придайте своему изложению в меру юмористический, и даже афористичный оттенок. Чтение готового текста должно доставлять удовольствие, а не быть тяжким трудом. Если под рукой окажется какой-либо ребенок подходящего возраста, проверьте плод Вашего творчества на нем. Если по прочтении ребенок станет проситься помогать Вам в работе, значит, Вы написали гениальную методику, которую нужно широко публиковать, а Вам - уходить в Макаренки и делиться с нами опытом.
Однако как бы ни была хороша написанная Вами методика, как бы старательно и заблаговременно ни изучили ее юннаты, но, приступая к непосредственной работе с детьми, Вам придется помнить и учитывать свойства детской психики, часто отличной от психики взрослых, а особенно - таких разумных людей, как мы с Вами, то есть - научных работников. Учет этих свойств поможет Вам определить, какие виды работ дети могут выполнять наиболее эффективно, а к каким их лучше не подпускать вовсе.

Вот некоторые из детских свойств:

- повышенное любопытство при пониженной способности концентрировать внимание на одном объекте;

- азарт, отчасти подобный охотничьему, то есть могущий резко сузить рамки восприятия реальности;

- стремление выглядеть взрослыми в Ваших и своих глазах - качество весьма опасное, так как может приводить не только к умолчанию непонятного (стыдно спросить и тем признать свое незнание), но и к искажению данных (стыдно признать даже замеченную ошибку, стыдно признать, что чего-то не успеваешь и т.п.);

- соревновательный характер деятельности, постоянная оглядка на товарищей - тоже дело опасное (“Он нашел уже три гнезда, а я ни одного. Надо сказать, что я тоже нашел”);

И, наконец, уже не свойство детской психики, но печальное свойство юннатских групп в целом: часто они оказываются в поле с целями, отличными от Ваших. Причем, если у руководителя цели могут быть образовательные, то есть все-таки достаточно легко согласуемые с Вашими, то цели детей непредсказуемы и далеки от науки настолько, что самой из них невинной может оказаться сбор сувениров (Ваших объектов разумеется), за чем последует отдых от постылых родителей (коих Вы окажетесь воплощением), желание быть рядом с любимой девочкой и вообще все, что угодно.

К сожалению, мы не можем дать универсальные рецепты по нейтрализации описанных детских качеств. В силу восхитительной детской непредсказуемости создание подобных рецептов вообще вряд ли под силу смертному. Определенно можно сказать, что лучше сразу привить детям столь очевидное для Вас убеждение, что нулевая информация - это тоже информация, а отнюдь не позорное клеймо. Также полезно проявлять (хотя бы на первых порах) мягкость и терпение к детским вопросам и ошибкам, чтобы дети все-таки не боялись вопросы задавать, а ошибки - публиковать. В любом случае, если у Вас есть, пусть даже скрытое от Вас самих педагогическое дарование, Вы сами сможете выделить ключевые качества доставшихся Вам детей и найти наиболее разумный путь обхождения с ними. Если же Вам глубоко противна любая педагогика, либо просто категорически нет на нее времени, то Вам, возможно, пригодится приводимая ниже классификация работ по степени годности к использованию на них детей.


1. Работы, которые дети выполняют хорошо почти или совсем без обучения. Самая высокая степень достоверности результатов:

а) подсчет крупных, легко отличимых, хорошо опознаваемых объектов (яиц или птенцов в гнезде, хотя и здесь порой случаются ошибки, но это уже случай запредельный; крупных и оригинальных беспозвоночных на ограниченной площадке или в кювете и проч.);

б) действие, состоящее из нескольких, но простых операций, повторяемое без изменений каждый день или много раз в день (собрать - посчитать - выбросить; взять - окольцевать - посадить на место). Здесь главное - повторяемость, которая сама по себе выполняет роль процесса обучения. Во многих нудных, но нужных работах дети быстро достигают беглости вяжущей старушки и могут проводить за ними необходимое количество времени, веселя себя беседами, песнями и другими, не мешающими работе, способами;

в) осмотр труднодоступных мест и обнаружение маловероятных объектов. Если на участке Ваших работ есть, например, крутая скала или труднопроходимый лес и Вы знаете, что там почти наверняка не водится Ваш объект (а если водится, то это было бы весьма интересно, хотя маловероятно) - смело посылайте туда ребенка. Он достойно применит свою кипучую энергию, подогреваемую важностью поставленной задачи. И если там действительно что-то есть, то оно гораздо скорее будет найдено ребенком, чем Вами. Хороши дети также и для лазанья по деревьям, узким расщелинам и т.д.


2. Работы, требующие несложного и недолгого обучения, с обязательной проверкой усвоения.

а) простые измерения. Желательно, не требующие точности до десятых, а тем более сотых долей. Желательно использование измерительного прибора не сложнее линейки. Штангенциркулем или микрометром дети тоже могут работать, но если Вам нужны достоверные результаты, придется потратить время для выяснения правильности работы этими инструментами у каждого конкретного ребенка. Те же закономерности относятся к процедуре взвешивания;

б) описание простых признаков объекта, имеющих две-три градации (по типу “нет -мало-много” или “желтый-красный-зеленый”);

в) ведение полевой записи, крайне желательно под Вашу или Вами контролируемую диктовку и по четко отработанной форме. Идеалом такой формы является таблица. Наличие заранее расчерченных граф поддерживает в записи подобие аккуратности и помогает не забывать вносить нужную информацию. К тому же к таблицам обычно прилагается список общеупотребимых сокращений, что отчасти избавляет Вас от неблагодарного труда по разбору детских каракуль;

г) отлов живых объектов, причем лучше не очень хрупких. Ловкость и подвижность, благодаря которым дети могут оказаться при отлове успешнее Вас, часто сводятся на нет азартом, в котором ребенку трудно соотнести свои силы с прочностью чьего-нибудь крылышка или шейки;

д) кормление, чистка и прочий уход за животными (лучше за теми из них, кого трудно отравить конфетой или убить внезапным проявлением любви).


3. Работы только для вундеркиндов, доказавших свою благонадежность.

а) любое многоэтапное действие, включающее много разнородных операций, каждая следующая из которых зависит от результата предыдущей. Необходимая последовательность действий со всеми вариантами просто не удерживается у детей в голове, к тому же, Вам будет очень сложно определить, на каком этапе совершена ошибка;

б) поиск дотоле незнакомого ребенку объекта или места;

в) определение видов, имеющих различия менее очевидные, чем ворона и воробей;

г) работа с хрупкими объектами;

д) как это ни печально, но - первичная обработка полевых записей, составление таблиц, графиков и проч.;

е) любые работы, о которых, глядя правде в глаза, Вы можете сказать, что они трудны для Вас.
В заключение - несколько советов.

Если Вы поручаете юннатам какую-либо многоэтапную работу, четко сформулируйте, что именно должно быть сделано на каждом из этапов, с чего он начинается и чем заканчивается.

Никогда не поручайте одно дело всем - это тот самый случай, когда дитя может оказаться “без глазу” как в переносном, так и в прямом смысле. Назначьте конкретных исполнителей каждой работы или каждого этапа одной работы.

Любое, данное юннатам поручение, даже самое, на Ваш взгляд, легкое, нуждается в проверке. Заверения детей в том, что они поняли все в Ваших устных объяснениях, не стоит принимать близко к сердцу. Как правило, они действительно понимают все, но очень по-своему. Посмотрите хотя бы один, первый раз, как их понимание выражается на практике.



Если Вы доверили юннатам ведение Ваших полевых записей, то обработать (или, как минимум, просмотреть) эти записи надо как можно скорее после их появления и строго обязательно до отъезда юннатской группы. Никакие, разработанные Вами удобные таблицы и сокращения, никакие напоминания и объяснения не уберегут детей от множества ошибок, описок, забываний и проч. В первые сутки-двое после полевой работы юннаты обычно в состоянии вспомнить, что они имели в виду под конкретной закорючкой. Позже эта информация будет утеряна безвозвратно.
И, наконец, последнее. Дети могут не заметить чего-то, важного для Вашей работы, но две вещи они заметят непременно: любите ли Вы свою работу и любите ли Вы их. И то и другое может оказаться важным, если не определяющим фактором успеха Вашего взаимодействия с юннатами.