Исследование систем управления Для студентов экономического факультета - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины исследование систем управления направление... 2 563.09kb.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических... 1 214.01kb.
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения юридического... 1 254.41kb.
Программа по дисциплине «Экономика природопользования» для студентов... 1 218.04kb.
Учебно-методическое пособие микроэкономические производственные функции 1 458.75kb.
Планы семинарских занятий по курсу микроэкономика, часть 1 Для студентов... 1 124.35kb.
Система доплат стимулирующего характера научно-педагогическим работникам... 1 180.95kb.
Исследование систем управления Содержание разделов и тем дисциплины... 1 101.99kb.
Разработка методов и моделей принятия решений c применением искусственного... 1 287.47kb.
Основы теории оптимального управления 2 кредита (ect) 1 15.66kb.
Планы семинарских занятий по курсу мировая экономика для студентов... 1 150.72kb.
Рабочая группа по исследованию проблем конкуренции в фармацевтическом... 1 26.86kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Исследование систем управления Для студентов экономического факультета - страница №1/1



СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


по курсу

Исследование систем управления


Для студентов экономического факультета,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2007

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой менеджмента

А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. экон. наук, доц. А.Г. Чудновская




Сборник методических материалов по курсу «Исследование систем управления». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2007. – 11 с.

Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта

© Чудновская А.Г., 2007



Организационно-методический раздел

Цели и задачи курса



Цель курса – дать студентам глубокие знания для организационно-управленческой и проектно-аналитической деятельности в области организации управления, сформировать научное представление об исследовательской деятельности, рассмотреть совокупность конкретных методов по проведению исследований, их планирования и организации, а также анализу результатов и применения их для решения управленческих задач.

Для достижения поставленной цели изучение дисциплины должно решить следующие задачи:

1. Дать студентам глубокие представления о современной роли исследований в деятельности менеджеров в организациях всех форм собственности и видов деятельности.

2. Познакомить студентов с ролью и методами исследования систем управления.

3. Рассмотреть основные теоретические концепции проведения исследований.

4. Познакомить с основными инструментами исследования систем управления.



Место курса в профессиональной подготовке специалиста

Курс формирует научное представление об одной из ключевых функций менеджмента и служит основным средством для достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия или компании. Изучение дисциплины «Исследование систем управления» тесно связано с такими курсами управленческого цикла, как «Основы менеджмента»; «Экономическая теория»; «Теория организации»; «Организационное поведение» и другими.

Логика построения курса предполагает рассмотрение основных категорий, связанных с развитием теории построения исследований, наиболее эффективных практик в исследовании систем управления, различных подходов к этому процессу.

Процесс изучения предполагает последовательный переход от темы к теме, самостоятельную проработку и ответы на вопросы. Контроль изучения дисциплины проводится в форме тестов и экзамена.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПРОГРАММА

Тема 1. Исследования и их роль в современной практической деятельности

Понятие исследования. Научные и практические исследования. Научная основа для совершенствования управления. Исследование как одна из важнейших функций управления. Типология исследований. Менеджер исследовательского типа, его основные черты.


Тема 2. Методология и ее роль в исследовании систем управления

Понятие и практическое содержание методологии. Объект и предмет исследования. Цель и подход исследования. Системный, концептуальный, эмпирический, прагматический и научный подходы – их основные черты. Средства и методы исследования.


Тема 3. Проблема в методологии в исследовании систем управления

Проблема и задача исследования – различие понятий. Реальные и мнимые проблемы. Качество проблемы. Определение и распознавание проблемы – последовательность операций. Уровни постановки проблемы. Первый, второй и третий методологические принципы в исследовании систем управления. Гипотеза, правила ее формирования.


Тема 4. Формирование подходов к исследованию, диалектический метод исследования систем управления

Исходная идея и критерии методологий. Классы зависимостей и формирование соответствующих подходов к исследованию. Механистический, метафизический, организмический и диалектический подходы, их основные характеристики. Принципы диалектического подхода. Сочетание различных подходов к исследованию.


Тема 5. Общенаучные методы в исследовании систем управлении

Состав и использование общенаучных методов исследования. Эмпирические и мыслительно-логические методы исследований. Методы прямого и косвенного наблюдений. Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследований. Методы классификаций, основные принципы корректной и эффективной классификации. Морфологический анализ.


Тема 6. Методы доказательств и моделирования в исследовании
систем управления

Понятие доказательства. Надежность доказательства. Тезис, аргумент, демонстрация. Приемы и способы доказательства. Эффективность доказательства. Методы моделирования в исследовании, требования к модели. Полемика как метод исследования, ее главные принципы.


Тема 7. Системный подход в исследовании систем управления

Понятие системности, его практическое использование. Система управления как объект исследования. Основные принципы системного подхода, их расшифровка и примеры использования на практике.


Тема 8. Специфические методы исследования систем управления

Состав и классификация специфических методов. Определенность проблемы как критерий выбора методов исследования систем управления. Методы изучения документов. Методы социологических исследований (наблюдение, интервьюирование, анкетирование). Метод экспериментирования «Деловая игра», эффективность его использования. Метод тестирования, правила формулировки высказываний в тесте. Валидность и надежность тестов.


Тема 9. Методы экспертных оценок и анализа в исследовании
систем управления

Экспертиза. Правила организации эффективной работы экспертов. SWOT-анализ, распределение факторов по квадрантам. SMART-анализ, критерии разработки каждого параметра. Метод исследования взаимодействия факторов – один из важнейших инструментов в исследовании систем управления.


Тема 10. Программа и план в исследовании систем управления

Понятие программы исследования. Основа для разработки программы, ее состав по разделам. Цели планирования исследования. Алгоритм. Основные принципы планирования исследования. Детально разработанный план как основа успеха исследования.


Тема 11. Организация различных видов исследований

Формы организации исследований. Проблемы полномочий, предоставления информации, обеспечения условий исследования. Технология исследования систем управления. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Внешние и внутренние консультанты, виды консультирования по степени и форме вмешательства в процессы управления.


Тема 12. Интегральный интеллект в исследовании систем управления

Ограниченность индивидуального интеллекта. Интегральный интеллект как эффективный инструмент исследования систем управления. Принципы построения интегрального интеллекта. Распределение ролей, основные функции и психологические черты. Возможности по совмещению ролей, естественные ролевые ограничения. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта. Диверсификация исследований.


Тема 13. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Роль интуиции в деятельности современного менеджера. Возможности и ограничения интуитивного поиска. Методы случайного интуитивного поиска, систематического анализа, логического поиска. Потенциальные возможности и границы применения методов. Стратегии интуитивного поиска, их основные характеристики, возможности сочетаний. Развитие способностей современного менеджера.


Тема 14. Метод «Мозговой штурм» – эффективный инструмент
в исследовании систем управления

Содержание метода «Мозговой штурм», его практическое применение. Первый этап метода, обеспечение его эффективности. Принципы обеспечения благоприятных условий для генерации идей. Второй этап «мозгового штурма», его суть и основные принципы. Параметры успеха метода «Мозговой штурм» – постановка и определение проблемы, а также целей исследования. Подбор группы для «Мозгового штурма». Двойной «Мозговой штурм», технологии презентации идей.


Тема 15. Управление процессами мышления по методу Мэтчета

Возможности управления мышлением. Режимы мышления (по Мэтчету). Типы мышления в методе Мэтчета – режим мышления по основным элементам (варианты подходов, суждений, стратегий, тактик, взаимодействий, формулирования понятий, препятствий. Другие режимы мышления – стратегическими схемами, мышление в параллельных плоскостях, голографическое мышление, мышление образами. Преимущества и недостатки каждого метода, психологическая склонность менеджера и выбор наиболее эффективного метода мышления.



Учебные задания к семинарским занятиям

Методические рекомендации

В рамках проведения семинарских занятий оптимально сочетать доклады студентов и тематические дискуссии по наиболее актуальным вопросам исследования систем управления. Необходимо детально отработать практику навыков проведения исследований систем управления, исследовательских процедур и коллективной организации. Моделирование реальных ситуаций, в том числе с использованием деловой игры позволяют на практике пройти все этапы исследования систем управления.

Примеры исследования систем управления исходя из современных управленческих ситуаций, в том числе на основании материалов прессы, телевизионных документальных и аналитических программ.

При подготовке к дискуссии студент получает от преподавателя перечень дискуссионных вопросов. Построение доклада должно раскрывать знания и опыт студента, показывать индивидуальную точку зрения при развернутом взгляде на предмет дискуссии.

Для закрепления материала предусмотрено два вида практических заданий: проблемные и закрепляющие. Проблемные задания направлены на тренировку адаптации теоретических знаний к практике. Закрепляющие задания направлены на достижение отработки и закрепления навыков организации и проведения исследования, применения теоретических знаний в модельной практике.

В практическом занятии проблемного типа студенты проходят через следующие стадии исследовательского и учебного процесса:

1. Практический пример, в котором необходимо совершить практическое действие.

2. Проблемы в выполнении действия.

3. Осознание этих проблем.

4. Осознание причин проблемы, в том числе недостаточность теоретических знаний, отсутствие их адаптации к конкретному случаю, недостаточная гибкость в применении теории, недоучет управленческих факторов и т. д.

5. Формирование запроса на устранение проблемы.

Практические занятия проводятся по каждой из тем, по которым идут теоретические занятия.


Тема 1. Определение роли исследования
в современной деятельности менеджера

Студенты делятся на группы, выбирается ведущий дискуссии. В группах идет рассмотрение различных ситуаций, в которых менеджер исследовательского типа может принимать то или иное решение.

После фиксации точек зрения в группах дается по 15 минут на доклад о выводах по деятельности группы.

Затем идет анализ ситуации и отдельно анализируется опыт управления дискуссией.


Тема 2. Методология и роль ее выбора в организации исследования

Вопросы для обсуждения

  1. В чем состоит диалектический и системный подходы к исследованию?

  2. Отличия в проведении исследования по каждой из методологий. Выбор оптимальной методологии в соответствии с задачами менеджера.

  3. Распознавание проблем в управлении. Какие отличительные черты в постановке проблем 1–3 уровней?


Тема 3. Доказательство и моделирование в исследовании систем управления

Вопросы для обсуждения

1. Как выстроить доказательство? Какие основные моменты в обеспечении надежности доказательства?

2. Рассмотреть несколько вариантов доказательств. Как аналитически установить, какое из доказательств адекватно отражает предмет исследования, какое оказывает большее психологическое влияние на аудиторию?

3. Должно ли доказательство включать психологические методы влияния на аудиторию?



Тема 4. Специфические методы исследования

Вопросы для обсуждения

1. Социологические исследования в деятельности менеджера. Могут ли они установить оптимальный момент для проведения преобразования в компании?

2. Влияние анкетирования на систему управления. Может ли опрос повлиять на субъективные факторы системы управления (чувство значимости, ответственность, инициативность)?

3. Психологическое влияние интервьюирования.


Тема 5. Экспертные оценки и анализ в исследовании систем управления

Вопросы для обсуждения

  1. Как применять SMART-анализ к решению текущих задач менеджера?

  2. Как построить взаимодействие в группе экспертов? Психологические и управленческие аспекты работы экспертных групп.

  3. Аналитический отчет как результат работы экспертной группы и инструмент управления. Как анализировать готовый отчет?


Тема 6. Интегральный интеллект как эффективный инструмент
в исследовании систем управления и процессе самопознания менеджера


Вопросы для обсуждения

1. Проблемы индивидуального интеллекта. Как преодолеть ограниченность индивидуума в решении сложных задач?

2. Потребность в изменении системы управления и интегральный интеллект.

3. Как построить интегральный интеллект при ограниченном выборе ролевых функций? Возможны ли совмещения ролевых функций в интегральном интеллекте?

4. Роль ведущего в интегральном интеллекте.
Тема 7. Интуитивный поиск в исследовании систем управления

Вопросы для обсуждения

1. Насколько можно доверять интуиции? Роль интуиции в работе современного менеджера.

2. Как расширить возможности применения интуиции в решении задач менеджера?

3. Сочетание различных стратегий интуитивного поиска. Возможно ли выбрать оптимальное сочетание для решения тех или иных задач исследования систем управления.


Тема 8. Метод «Мозговой штурм» в исследовании систем управления
и решении управленческих задач


Вопросы для обсуждения

1. Условия применения метода «Мозговой штурм», пределы его возможностей.

2. Роль ведущего в организации двух этапов проведения «Мозгового штурма». Необходимость тщательного разделения деятельности группы на два этапа.

3. Эффективность применения метода «Мозговой штурм».


Тема 9. Процессы мышления, управление ими по методу Мэтчета

Вопросы для обсуждения

1. Надо ли управлять процессами мышления? Привычные стратегии мышления, определение их границ.

2. Нахождение альтернативных стратегий мышления. Стратегии, наиболее подходящие для разных психологических типов личности.

3. Практическое использование голографического и образного мышления.

4. Примеры использования стратегического мышления и мышления в параллельных плоскостях.

Темы рефератов


  1. Различные философские подходы к исследованию систем управления.

  2. Основные термины и понятия исследования систем управления.

  3. Оценка эффективности исследования систем управления.

  4. Роль исследования в науке и практике.

  5. Исследование в управлении: цели, задачи, современные возможности.

  6. Менеджер исследовательского типа.

  7. Деловая игра как инструмент исследования систем управления.

  8. Специфические методы исследования систем управления: область применения и перспективы.

  9. Построение интегрального интеллекта, его роль в исследования систем управления.

  10. Консультирование как метод исследования систем управления.

Вопросы для подготовки к экзамену



  1. Понятие исследования, расшифровка его составных частей.

  2. Характеристики исследования, которые необходимо учитывать при его проведении.

  3. Исследования в практике управления современного менеджера.

  4. Основные черты менеджера исследовательского типа, расшифровка, примеры.

  5. Методология – одна из важнейших характеристик исследования.

  6. Объект, предмет исследования; проблема, цель, подход.

  7. Виды подходов к исследованию, примеры.

  8. Работа с проблемой в методологии исследования СУ.

  9. Этапы определения и распознавания проблемы, примеры.

  10. Уровни постановки проблемы.

  11. Методологические принципы исследования проблемы, примеры.

  12. Гипотеза и требования к ее построению.

  13. Подходы к исследованию и виды подходов в поиске и определении классов зависимостей.

  14. Принципы (1–5) диалектического подхода, примеры.

  15. Эмпирические и мыслительно-логические методы исследования, наблюдения, примеры.

  16. Вопрос как прием постановки проблемы и форма мышления. Две функции вопроса.

  17. Два вида классификации, примеры. Важность классификации.

  18. Принципы проведения классификации.

  19. Доказательство: понятие и надежность.

  20. Методы и приемы построения доказательства.

  21. Модель и требования к ее построению.

  22. Полемика как метод научного исследования СУ.

  23. Принципы полемики.

  24. Системный подход, его основные принципы, расшифровка, примеры.

  25. Специфические методы исследования систем управления: изучение документов и социологические исследования. Примеры.

  26. Метод исследования «Деловая игра» – примеры, расшифровка.

  27. Метод тестирования. Правила формулирования выражений в тесте, валидность теста, надежность. Примеры.

  28. Методы экспертных оценок, организация работы экспертов.

  29. SWOT-анализ, область применения, примеры.

  30. SMART-анализ, примеры.

  31. Метод исследования взаимодействий факторов.

  32. Разработка программы исследования, примеры.

  33. Основные принципы планирования.

  34. Организация исследований, ее виды и выбор наиболее приемлемого. Примеры.

  35. Технологическая схема исследования, варианты технологий.

  36. Консультирование как форма организации исследований.

  37. Формирование интегрального исследовательского интеллекта – основные принципы и состав.

  38. Принципы формирования коллективного интеллекта.

  39. Принципы эффективного построения технологии исследования.

  40. Диверсификация в исследовании, примеры.

  41. Методы творческого поиска.

  42. Интуитивные методы исследования и выбор стратегии интуитивного поиска.

  43. Метод «Мозговой штурм», первый этап мозгового штурма – принципы построения.

  44. Метод «Мозговой штурм», второй этап мозгового штурма – принципы построения.



Литература

Анисимов О.С. Стратегии и стратегическое мышление. – М., 1999.

Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность, пути формирования. – М., 1991.

Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – Железнодорожный, 2000.

Григоров В.М. Эксперты в системе управления общественный производством. – М.: Мысль, 1976.

Джонсон Р. и др. Системы и руководство (теория систем и руководство системами) / Пер. с англ. – М.: Советское радио, 1974.

Елфимов Г.М. Возникновение нового. – М.: Мысль, 1983.

Зазыкин В.Г., Чернышёв А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 1992.

Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М., 2000.

Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: ДеКА, 1996.