Похожие работы
|
«Механизмы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Италии и России» - страница №3/9
Глава 2. Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России2.1.Роль малого и среднего бизнеса в РоссииМалое и среднее предпринимательство во всем мире является одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса, а также главным организатором рабочих мест в экономике и важнейшим стратегическим фактором устойчивого экономического развития. Понимание роли малого и среднего предпринимательства в российской действительности требует четкого представления о том, какое место оно занимает в нашей экономике и каковы его отличительные особенности. Зная это, можно на государственном уровне выстроить эффективную политику развития малого и среднего предпринимательства17. Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего бизнеса в России могут быть отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства при соблюдении прописанных в законе условий.18 Данные условия относятся к таким характеристикам субъектов малого и среднего бизнеса, как наличие в уставном капитале юридического лица государственного или иностранного капитала, а также капитала крупных предприятий (не более 25%), численность работников и годовая выручка (таблица 4). Рассмотрим численность малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей за 2007 – 2011 годы (таблица 5).
Таблица 4. Критерии отнесения предприятий к сектору малого и среднего бизнеса в России.19
Таблица 5. Численность предприятий в секторе малого и среднего бизнеса в 2007-2011 годах, тыс. единиц.20 По данным исследований число малых и средних предприятий в России на конец 2011 года составляет 1852,3 тыс. единиц, фактически действующих индивидуальных предпринимателей – 2487,2 тыс. человек21. Таким образом, сегмент малого и среднего предпринимательства состоит из 4,3 млн. единиц предприятий и индивидуальных предпринимателей. Для сравнения: в США только малых предприятий насчитывается свыше 22,9 млн. Все предприятия малого и среднего бизнеса здесь подразделяются на три категории (таблица 6). Кроме того, в США отдельно выделяют предприятия с использованием труда персонала и без такового22. Критерии отнесения предприятий к сегментам малого и среднего бизнеса в Евросоюзе аналогичны итальянским.
Таблица 6.Критерии отнесения предприятий к сектору малого и среднего бизнеса в США.23 Стоит отметить, что в нефинансовом секторе малого и среднего бизнеса сосредоточено более 67% занятых в Европейском союзе24, а в аналогичном секторе в США ежегодно создается до 75% новых рабочих мест, сосредоточено 39% всех специалистов, разрабатывающих высокие технологии и новейшее оборудование25. В России же в подобном сегменте занято 11480,5 тыс. человек (из них в микропредприятиях – 4354,5 тыс. человек), численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей – 2487,2 тыс. человек26. Общее количество занятых в этом секторе составляет 13967,7 тыс. человек, или 21% занятых в экономике (67,7 млн. человек на конец 2011 года27). Для наглядности представим данные таблицы 5 на рисунке 4. Согласно их данным, количество малых предприятий за 2007–2011 годы возросло на 699 тысяч единиц. Рост составил 61,5%. На графике наглядно видно, что количество малых предприятий росло ежегодно. Однако в 2010 году рост замедлился и составил всего 19,3 тысячи малых предприятий по сравнению с 2009 годом. В 2011 году рост составил 214,6 тыс. предприятий по сравнению с предыдущим периодом. Рост в 2011 году сопоставим с ростом в 2008 году (210,3 тысячи предприятий) по сравнению с 2007 годом. Рис. 4 – Динамика численности малых и средних предприятий Количество фактически действующих индивидуальных предпринимателей, напротив, планомерно убывало, начиная с 2007 года. Наименьшая численность индивидуальных предпринимателей (1914,2 тысячи человек) наблюдалась в 2010 году. По сравнению с их численностью в 2007 году снижение составило 43,7%. Тем не менее, в 2011 году произошел резкий скачок роста численности фактически действующих индивидуальных предпринимателей (+29,9% к предыдущему периоду). Однако достигнутое количество оказалось ниже показателя 2009 года на 166,1 тысячи человек (или на 6,3%). По сравнению с тем же показателем 2007 года численность индивидуальных предпринимателей сократилась в 2011 году на 912,8 тысяч человек, или на 26,8%. Снижение численности средних, малых предприятий и фактически действующих индивидуальных предпринимателей в целом в 2011 году по сравнению с 2007 годом составило 197,9 тысяч единиц (4,4%). Однако рост или снижение численности не являются основными показателями деятельности предприятия. Гораздо больше о деятельности малых и средних предприятий и значимости их для экономики России могут сказать следующие данные: число замещенных рабочих мест, выручка (оборот) от реализации товаров (работ, услуг), а также группировка малых предприятий по видам экономической деятельности. Рассмотрим оборот средних и малых предприятий и индивидуальных предпринимателей за 2007–2011 годы (таблица 7). Таким образом, согласно таблице 7, оборот средних предприятий вырос в 2011 году по сравнению с данными 2008 года на 2045,2 млрд. руб., т. е. возрос на 65,9%, малых предприятий в совокупности вырос в 2011 году по сравнению с данными 2007 года на 7144,2 млрд. рублей, или на 46,2%. Однако если рассматривать показатели в среднем на одно малое предприятие, то окажется, что оборот в 2011 году не только не вырос, а, напротив, снизился в сравнении с 2007 годом на 1,3 млрд. Снижение составило 9,5%. Тот же показатель в расчете на одно среднее предприятие говорит об обратном. Несмотря на снижение численности средних предприятий, оборот на одно предприятие вырос в 2011 году по сравнению с данными 2008 года на 103,7 млрд. рублей, или на 47,1%.
Таблица 7. Оборот средних и малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в 2007-2011 годах, млрд. рублей.28 В сегменте индивидуального предпринимательства рост оборота в 2011 году в сравнении с 2007 годом составил 3431,5 млрд. рублей (темп роста 178,1%). В расчете на одного индивидуального предпринимателя оборот также увеличился. Увеличение в сравнении с 2007 годом составило 1,8 млрд. (темп роста 243,4%). Данные о численности рабочих мест средних и малых предприятий представлены в таблице 8. К сожалению, до 2011 года подобная статистика по индивидуальным предпринимателям Росгосстатом не проводилась. Согласно данным, представленным в таблице 8, количество замещенных рабочих мест средними предприятиями сократилось в 2011 году по сравнению с показателями 2008 года на 218,2 тысячи человек (темп сокращения 90,4%), а по сравнению с показателями 2009 года – на 11,6 тыс. человек (темп сокращения – 99,4%). В расчете на одно среднее предприятие число замещенных рабочих мест в 2011 году по сравнению с 2008 годом сократилось 32 тысячи человек, а по сравнению с 2009 годом – на 3,3 тысячи человек.
Таблица 8. Число замещенных рабочих мест на малых и средних предприятиях в 2007-2011 годах, тысяч человек.29 Несмотря на общий рост рабочих мест на малых предприятиях за рассматриваемый период на 2241,3 тысячи человек (темп роста 124,3%), в расчете на одно предприятие число замещенных рабочих мест снизилось в среднем на 1,8 человека и составило 6,3 человека в среднем на конец рассматриваемого периода. Таким образом, можно говорить о том, что, несмотря на повышение оборотов малых и средних предприятий, а также на рост численности малых предприятий за период 2007–2011 г. на 61,5%, численности замещенных рабочих мест в них – на 24,3%, по сравнению с развитыми странами, где основой экономики, источником рабочих мест и новых идей являются малые и средние предприятия, их роль в экономике России не столь существенна. Мировая практика показывает, что предпринимательством охватываются практически все отрасли хозяйства и сферы экономики, оно реализуется как в ходе осуществления непосредственных производительных функций (производство продукта, услуг, информации, знаний), так и путем выполнения посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением продукта от непосредственного производителя к приобретателю) 30. Число средних и малых предприятий, а также индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности в России по данным на конец 2011 года представлено в Приложении 1. Согласно данным, представленным в нем, наибольшее количество средних предприятий работает в сельском и лесном хозяйстве (19,6%), а также оптовой и розничной торговле (13,3%) и строительстве (12,3%). Наибольший процент малых предприятий (39,6%) и индивидуальных предпринимателей (57,1%) занимаются оптовой и розничной торговлей, а также ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Другим популярным среди представителей малого бизнеса направлением являются операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. В этой сфере занято 20,8% малых предприятий и 10,2% индивидуальных предпринимателей. Кроме того, среди индивидуальных предпринимателей имеется интерес к работе в сфере транспорта и связи (в ней занято 10,6% индивидуальных предпринимателей), а среди малых предприятий – строительство (11%). Все остальные виды деятельности составляют менее 10%. Таким образом, приведенные данные говорят о том, что наибольшее количество предприятий малого и среднего бизнеса заняты торговлей. Чуть меньше – сельским хозяйством, строительством, связью и транспортом, что достигается за счет снижения предпринимательства в промышленности. В экономически развитых странах рассматриваемые сектора предпринимательства производят более 50% ВВП страны. В России же вклад субъектов малого и среднего бизнеса в ВВП пока не столь значителен. До недавнего времени он составлял не более 10%, за 2 последние года эта цифра выросла до 20–25%. Несмотря на столь значительные темпы роста вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны, это пока еще не позволяет говорить о достаточной результативности и эффективности политики поддержки малого и среднего бизнеса. За последние 20 лет многие страны воспользовались преимуществами малого и среднего бизнеса, предоставляющими возможность повысить занятость населения, в деле борьбы с безработицей, бедностью и нищетой. Кроме того, малые и средние предприятий позволяют за достаточно короткий срок увеличить размер ВВП, что также немаловажно для развития социальных направлений в стране. Страны, характеризующиеся переходной экономикой, стимулируют малый и средний бизнес в том числе в целях изменения структуры собственности, бизнес-культуры и предпринимательского поведения. Учитывая, что в нашей стране малый и средний бизнес пока не вносит большого вклада в ВВП и не стал проводником бизнес-культуры в массовом понимании, можно констатировать, что все проводимые с конца 1990-х годов государственные программы, нацеленные на поддержку предпринимательства, неэффективны. Это приводит, с одной стороны, к необходимости обобщения российского опыта поддержки предпринимательства, а с другой – к необходимости изучения опыта европейских стран в этом направлении. << предыдущая страница следующая страница >> |
|