Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и зарубежный опыт Москва 2001 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 14страница 15
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Механизмы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Италии... 9 1059.56kb.
Ассоциация юристов инициировала пилотный проект по развитию медиации... 1 43.62kb.
Зарубежный опыт Государство и бизнес в инновационной экономике: зарубежный... 1 148.93kb.
О необходимости сплошного обследования предприятий малого бизнеса 1 65.78kb.
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса региона в условиях... 1 93.86kb.
Семинар-тренинг «Практика развития малого инновационного бизнеса» 1 20.96kb.
Наименование исходных показателей 1 94.43kb.
Мировой опыт функционирования наблюдательных и попечительских советов... 1 119.58kb.
Риск и системные характеристики теневого бизнеса теневой бизнес как... 1 141.8kb.
Модуль «кмсрк» для подготовки воды в системе ппд. Влияние качества... 1 66.87kb.
Отечественный и зарубежный опыт работы по привлечению молодёжи к... 1 262kb.
Рабочая программа по дисциплине институциональная экономика 3 411.69kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и зарубежный опыт - страница №1/15

БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ

в системе поддержки

малого бизнеса:
российский и зарубежный опыт

Москва

2001

ББК 65.291

УДК 336
Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт.

Под общей редакцией Э. Маркварта (OST-EURO) - Москва, ИПИ,2001 г,-160 стр.


Предлагаемый вниманию читателей сборник состоит из трех частей. Первая часть содержит ряд методологических статей о роли и организации процесса бизнес-инкубирования; вторая включает материалы состоявшейся 20-21 сентября 2001 г. в г. Твери Первой российско-германской конференции об опыте и проблемах бизнес-инкубирования. Конференция проводилась по инициативе Национального Содружества бизнес-инкубаторов России и КфВ - Координационного бюро Посольства ФРГ в России. В заключительной части сборника читатель найдет информацию и презентационные материалы российских бизнес-инкубаторов и аналогичных структур поддержки малого бизнеса, представивших соответствующие материалы. Таким образом, наряду со статьями российских и немецких специалистов в области поддержки малого бизнеса, в сборник включено множество практических примеров организации бизнес-инкубирования в различных регионах России, а также опыт ФРГ и других стран. Книга подготовлена специалистами немецкого консалтингового общества OST-EURO при содействии Национального Содружества бизнес-инкубаторов. Сборник подготовлен и издан при поддержке КфВ - Координационного бюро Посольства ФРГ в России в рамках программы TRANSFORM.

© Коллектив авторов

© OST-EURO (составление и оформление)


Рекомендуется руководителям и специалистам органов государственной власти и управления, местного самоуправления, государственных, общественных и иных организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства, в т.ч. малого бизнеса, учебных и научных заведений, а также всех лиц, интересующихся данной проблемой.
ISBN 5-93720-014-4

Редакторы: И. Путинцева, Н. Вергун

Технический редактор: Д. Лавринович
СОДЕРЖАНИЕ


И. Южанов. О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ 5

Раздел 1. БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 11

К. Брюмер. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ГЕРМАНИИ - ВОЗМОЖНЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ РОССИИ? 11

Э. Маркварт, И. Путинцева. РОЛЬ МУНИЦИПАЛИТЕТА В БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИИ (КОНЦЕПЦИЯ И ОПЫТ КОНСАЛТИНГОВОГО ОБЩЕСТВА OST-EURO) 22

В. Каганов. ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 27

Л. Чернецова. ТВЕРСКИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ПОДДЕРЖКА ГАРАНТИРУЕТСЯ 34

Б. Алексеев. ФОРМИРОВАНИЕ НОВГОРОДСКОЙ МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПОИСКИ, РАЗРАБОТКИ 35

А. Салов. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ И ЕЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 47

Т. Евдокимова. МАЛОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ -СИСТЕМНУЮ ПОДДЕРЖКУ! 51

Л. Крылова. МАЛЫЙ БИЗНЕС В БЛИЖНЕМ ПОДМОСКОВЬЕ: Г. РЕУТОВ 55

М. Якушева. О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ФОНДА СОРОСА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИИ 57



Раздел 2. МАТЕРИАЛЫ ПЕРВОЙ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ» 60

Приветственное послание Министра антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ 60

Совместное коммюнике участников конференции 61

Программа конференции 63



РЕЗОЛЮЦИИ РАБОЧИХ ГРУПП 65

БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 65

ПОДДЕРЖКА БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ, МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И БИЗНЕС-ИНКУБАТОРАМИ 65

ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ 66

РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРАМИ ИНСТРУМЕНТОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 67

И. Чернова. ВСЕ МЫ В ЧЕМ-ТО НАЧИНАЮЩИЕ, И ВСЕМ НАМ НАДО УЧИТЬСЯ 68



ДОКЛАДЫ И ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ 73

Е. Переверзева и др. РАЗВИТИЕ СЕТИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 73

В. Горбунов. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ 78

В. Калиничев. РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИЯ И МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 84

Р. Кириллов. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НИЖЕГОРОДСКИМ БИЗНЕС - ИНКУБАТОРОМ 86

Ю.Неёлов. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА В г.ТВЕРИ 88

В. Ковалев. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ СМОЛЕНСКОГО ФОНДА «ПАРИТЕТ». 91

В.А. Брылин. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 93



Раздел 3. БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ В РОССИИ (КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ) 97

УЧЕБНЫЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР «БИНК» Г.БОРОВИЧИ, НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 97

БИЗНЕС-ИНКУБАТОР «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МАРКЕТИНГА», Г. ВЛАДИВОСТОК 99

ВОЛХОВСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БИЗНЕС-ИНКУБАТОР» Г. ВОЛХОВ, ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 100

БИЗНЕС-ИНКУБАТОР ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ПАЛАТЫ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ЕКАТЕРИНБУРГ 102

АНО «БИНК» г. ИЖЕВСК, РЕСПУБЛИКА УДМУРТИЯ 104

НП Центр САВ» (г.Каланинград) 105

НП «Курганский бизнес-инкубатор» (г.Курган) 107

Бизнес-инкубатор учебно-методического центра «Лидер» (г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл 109

Бизнес-инкубатор «ЭНЕРГЕТ» Москва 111

НП «Нижегородский бизнес-инкубатор» (г.Нижний Новгород) 112

Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор (г.Новошахтинск, Ростовская область) 113

Бизнес-инкубатор «Центр по организации производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции» (г.Оренбург) 115

Орехово-зуевский государственный бизнес-колледж (г.Орехово-Зуево, Московская область) 116

Фонд «Печорский бизнес-центр» (г.Печоры, Псковская область) 117

АНО «Инкубатор биотехнологий» (г.Пущино, Московская область) 118

Центр «бизнес-развитие» (г.Реутов, Московская область) 120

Бизнес-инкубтор «Рудня» смоленского фонда «Паритет» (г.Рудня, Смоленская область) 121

ЗАО «Бизнес-инкубатор» г.Самара 122

ФПП «Серпуховской бизнес-инкубатор» (г. Серпухов, Московская область) 123

Бизнес-инкубатор «Смоленск» (г.Смоленск) 124

Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор (г.Тамбов) 125

Бизнес-инкубатор Тверского городского фонда поддержки малого предпринимательства 126

Западно-Казахстанский Бизнес-инкубатор (г.Уральск, Республика Казахстан) 128

Бизнес-инкубатор при НП «Агентство городского развития» (г.Череповец, Вологодская область) 130

Ю. Григорьев. КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА г.СОЛЬЦЫ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 132

Е. Финкельберг. КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ АНО «УЧЕБНО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР» г.ТИХВИН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 134



И. Южанов. О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ


Илья Южанов. Министр Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. Вследствие этого не используются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

По данным Госкомстата России на 1 января 2001 г. в Российской Федерации действовало 879,3 тыс. малых предприятий, что на 1,3 % ниже соответствующего показателя на 1 января 2000 года.

В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. Уровень данного показателя, который можно было бы сопоставить со странами Западной Европы, достигнут только в Москве и Санкт-Петербурге (21 малое предприятие и 24 соответственно).

Численность занятых на малых предприятиях не достигла уровня, характерного для периода, предшествующего августовскому кризису 1998 года. Включая все категории работников, по итогам 2000 года, она составила 7,6 млн. человек, что ниже показателя 1997 года на 12 %. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года, по данным МНС России, достигла 4,2 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 11,8 млн. человек. Это составляет 16 % от общего количества экономически активного населения, что практически в 2-3 раза меньше по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данный показатель достигает 40-50 %. Более того, в последние годы увеличивается разрыв между странами Восточной Европы и Россией по уровню вовлеченности населения в сектор малого предпринимательства.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.

По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между российскими регионами, а потенциал малого предпринимательства в развитии экономики регионов задействован крайне неравномерно.

Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач. Однако за последний год наблюдается увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства.

В 2000 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 14,7 млрд. рублей - в 1,8 раза больше (с учетом индекса цен), чем в 1999 году.

Наблюдаемые в 1999-2000 гг. рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от них шли в русле общероссийских тенденций и были обусловлены, с одной стороны, сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой: эффектом импортозамещения, восстановлением платежеспособного спроса населения, умеренными темпами инфляции и т.д., с другой, - компенсационным эффектом после резкого сокращения 1998 года. При этом рост носит главным образом интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий сокращается, а число занятых увеличивается незначительно. Другими словами, рост обеспечивается повышением удельных показателей, прежде всего - производительности труда.

Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России явно не отражает их потенциала. Соотношение производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях и ВВП по оценке Госкомстата России составило в 2000 году 8,7 % (доля же малых предприятий в производстве ВВП реально ниже) при удельном весе занятых на малых предприятиях в общей численности занятых (по оценке) - на уровне 12 %. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне по сравнению с крупными и.средними предприятиями: доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет только около 3 %. О потенциале малого предпринимательства (производственном, инвестиционном, налоговом) можно говорить и имея в виду высокую трудно оцениваемую «теневую» составляющую.

Сложившаяся еще в период становления малого предпринимательства отраслевая структура в последние годы практически не меняется.

Наиболее распространенным видом деятельности малых предприятий остается торговля и общественное питание, более того, его удельный вес продолжает расти. Так, доля малых предприятий этой отрасли экономики в период с 1997 по 2000 гг. возросла на 3 процентных пункта и составила к 1 января 2001 г. 46,3 %.

Повысился и удельный вес занятых на малых предприятиях торговли и общественного питания. В 2000 г. здесь трудилось 34,2 % от общего числа работников всех малых предприятий.

Торговля и общественное питание - достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы динамика основных показателей здесь замедлилась, что говорит о насыщении рынка по этому виду деятельности.

Следующими по распространенности отраслями среди субъектов малого предпринимательства являются промышленность и строительство. Удельный вес числа предприятий этих отраслей на 1 января 2001 г. был зафиксирован на уровне 15,3 % и 14,4 % соответственно. Они обеспечивали рабочие места в промышленности - 21,3 % от всех работников сектора малого предпринимательства, в строительстве -20,8 %.

На долю промышленности приходится порядка 27,4 % всего объема продукции (работ, услуг) малых предприятий.

Это самый высокий процент по вкладу в формирование показателя выпуска. Столь широкое распространение среди субъектов малого предпринимательства вида деятельности, требующего больших капитальных вложений и имеющего достаточно высокий порог входа, коим является промышленность, связано с тем, что в процессе реструктуризации экономики на базе крупных промышленных гигантов возникло множество средних и мелких хозяйствующих единиц. Они и сформировали существующий на данный момент достаточно большой промышленный сектор в малом предпринимательстве. Судя по ежегодно возрастающей производительности труда на малых предприятиях, этот вид деятельности является достаточно перспективным для малого предпринимательства.

Что касается строительства, то это сфера, где малые формы хозяйствования заняли самое весомое место среди всех хозяйствующих субъектов данной отрасли. На долю малых предприятий на начало 2001 г. приходилось около 90 % от общего числа строительных предприятий.



Несмотря на достаточно высокие показатели эффективности функционирования (в частности, производительность труда на строительных малых предприятиях в 2000 г. превышала общероссийский уровень на 12 %), динамика основных показателей деятельности малых предприятий этой отрасли имеет отрицательную тенденцию. В течение 2000 г. число строительных малых предприятий снизилось на 6,7 %, а численность занятых - на 4,0 % (Таблицы 1, 2).

Таблица 1

Динамика числа малых предприятий


Отрасли

Число малых предприятий, тыс.

Прирост/сокращение (-) числа малых предприятий,

%

1997

1998

1999

2000

1998/97

1999/98

2000/99

Всего,

861,1

868,0

890,6

879,3

0,8

2,6

-1,3

- в том числе:






















Промышленность

134,8

136,1

136,2

134,2

1,0

0,1

-1,5

Строительство

142,1

137,5

135,9

126,8

-3,2

-1,2

-6,7

Транспорт и связь

21,3

21,8

25,8

23,2

2,3

18,3

-10,1

Торговля и общественное питание

372,8

386,1

399,7

407,5

3,6

3,5

2,0

Операции с недвижимым имуществом

4,6

5,9

8,4

11,1

28,3

32,1

32,1

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

15,2

14,2

14,6

14,7

-6,6

0,7

0,7

Образование

7

6,7

6,5

5,5

43

-15,4

-15,4

Наука и научное обслуживание

43,9

38,8

37,1

30,9

-11,6

-16,7

-16,7

По сравнению с 1999 г. в 2000 г. сокращение сектора малых предприятий как по числу хозяйствующих субъектов, так и по количеству работников отмечено также в промышленности (число предприятий и занятость сократились на 1,5 %), на предприятиях транспорта и связи (число предприятий - на 10,1%, занятость -на 4,9%), образовании (15,4% и 19,3% соответственно), науке и научном обслуживании (16,7 и 7,6 %). Отчасти это связано с процессом перерегистрации малых предприятий в предпринимателей без образования юридического лица, а также с неблагоприятным инвестиционным климатом в отношении долгосрочных кредитных ресурсов, наиболее востребованных в этих сферах. В отраслях, пользующихся краткосрочными кредитными ресурсами, не требующих больших капитальных вложений, напротив, наблюдается рост. В частности, в такой отрасли 'как операции с недвижимым имуществом число рабочих мест на малых предприятиях в 2000 г. по сравнению с 1999 г. увеличилось на 47,1 %, в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания населения - на 41,6 %, на 3,3 % возросло число занятых на предприятиях торговли и общественного питания.



Таблица 2

Динамика общей численности занятых на малых предприятиях


Отрасли

Общая численность занятых, тыс. чел.

Прирост/сокращение (-) занятых, %

1997

1998

1999

2000

1998/97

1999/98

2000/99

Всего,

8639,2

7401,4

7543,4

7621,1

-14,3

1,9

1,0

- в том числе:






















Промышленность

1911,1

1580,8

1646

1621,9

-17,3



-1,5

Строительство

2188

1600,9

1652,7

1586,2

-26,8

3,2

40

'Транспорт и связь

300

241

288,5

274,4

-19,7

19,7

49

Торговля и общественное питание

2448,3

2525,5

2523,7

2607,3

3,2

-0,1

3,3

Операции с недвижимым имуществом

36,6

36,2

55,2

81,2

-1,1

52,5

47,1

Жилищно-коммунального хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживай и населения

148,7

118,3

124,2

175,9

-20,4

5,0

41,6

Образование

83,5

61,2

58,5

47,2

-26,7

44

-19,3

Наука и научное обслуживание

509,2

263,1

207,6

191,9

^8,3

-21,1

-7,6

В 2000 году малыми промышленными предприятиями выпущено товаров (работ, услуг) в 1,3 раза больше чем в 1999 году - на сумму 168 млрд. рублей, что составляет 27,4 % от общего выпуска малых предприятий. Количество малых предприятий в сельском хозяйстве в 2000 г. увеличилось по сравнению с 1999 г. на 5,9 % и составило 14,4 тыс., среднесписочная численность работников - на 1,2 %, составив 169,6 тыс. человек.

Частично спад в сельскохозяйственном производстве в 2000 г. компенсирован сектором малых форм хозяйствования - это крестьянские (фермерские) хозяйства, малые сельскохозяйственные предприятия и личные подворья сельских жителей. В секторе малых форм хозяйствования сейчас производится более 90 % картофеля, около 80 % овощей, почти 60 % мяса, 50 % молока и шерсти, около 30 % яиц, 11,6 % зерна, 18,9 % подсолнечника.

Субъекты малого предпринимательства все шире вовлекаются в важнейшие сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий: производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добыча драгоценных металлов и т.п. Сплошное обследование малых предприятий, которое проведено на территории всех субъектов Российской Федерации по итогам работы за 2000 г., позволит получить полную и достоверную информацию о малых предприятиях, содержащую сведения об осуществляемых ими видах деятельности и производстве конкретных видов товаров и услуг (его итоги будут подведены до 1 октября 2001 г.).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время реализуется Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 121 и Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2000 года № 298-ШТД. Выполнение мероприятий Федеральной программы осуществляется на конкурсной основе.

Основным инструментом реализации государственной политики по усилению поддержки малого предпринимательства является Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002 - 2004 годы. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Протоколом заседания Правительства Российской Федерации № 7 от 22.02.2001 г. Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу. Основная цель Программы - обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Достижение цели предполагает реализацию соответствующих задач по шести направлениям усиления государственной поддержки предпринимательской деятельности: совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства; развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства; развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки; реализация региональных и специальных программ в сфере малого предпринимательства и международное сотрудничество в области малого предпринимательства.

В число основных задач социально-экономической политики государства на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. В этой связи основные усилия в рамках выполнения Программы будут направлены на реализацию мер по созданию разумных и стабильных нормативно-правовых условий функционирования малого предпринимательства.

Приоритетным направлением налоговой политики в отношении субъектов малого предпринимательства станет снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности.

Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде. В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства.

Основные мероприятия по созданию эффективной кредитно-финансовой системы, разработке и распространению финансовых технологий направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, венчурного финансирования, взаимного кредитования и страхования, лизинга, франчайзинга и других кредитно-финансовых механизмов, их практическое внедрение. Эти меры должны способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию направления средств на финансирование малых предприятий.

Для расширения имущественной поддержки малых предприятий необходимо качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных государственных предприятий; разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами малого предпринимательства.

Одной из приоритетных задач является повышение занятости и снижение уровня безработицы населения, особенно в проблемных муниципальных образованиях, остро переживающих последствия экономической трансформации. Реализация этой задачи предполагает подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства; создание системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий; развитие институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого предпринимательства; разработка методических основ для обучения предпринимательской деятельности.

Серьезной задачей остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и. услугами и выходу субъектов малого предпринимательства на внешний рынок.

Задачей Программы по сохранению и развитию научно-технического потенциала страны является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

В задачи международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства включены разработка и реализация программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, сотрудничество в области поддержки малого предпринимательства в рамках соглашений между МАП России и министерствами и ведомствами зарубежных стран, Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства и структурами государственной поддержки малого предпринимательства зарубежных стран, сотрудничество в области поддержки малого предпринимательства с международными организациями, участие в подготовке и реализации международных проектов технического содействия развитию малого предпринимательства в Российской Федерации; содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий, участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами. Параллельно с этим будет осуществляться реализация мероприятий по практическому внедрению прогрессивных финансовых технологий, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и осуществлять финансирование программных мероприятий, снижая тем самым нагрузку на бюджеты различных уровней.

В результате осуществления Программы количество зарегистрированных малых предприятий должно превысить 1 млн. Удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20 % экономически активного населения, или около 14,5 млн. человек в абсолютном выражении. Для достижения этих целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий на уровне 4,5 % в год, а прироста занятости в малом секторе - на уровне 8 % в год. Вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет до 14-15 %.

Приоритеты в развитии малого предпринимательства и основные стратегические меры по его государственной поддержке на среднесрочную перспективу будут отражены в Концепции развития малого предпринимательства в Российской Федерации до 2010 года, которую в настоящее время МАП России разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями предпринимателей.



следующая страница >>