Конспект «Предмет теории вероятностей. События. Вероятность события» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы по теории вероятностей 1 217.14kb.
Программа курса «Теория вероятностей и математическая статистика» 1 43.43kb.
Тема случайные события и вероятность 1 30kb.
Теория вероятностей случайные события основные теоретические положения... 4 841kb.
1. Программа курса «теория вероятностей и математическая статистика»... 3 751.31kb.
Случайные события 1 405.44kb.
Вопросы к экзамену по курсу «теория вероятностей и математическая... 1 25.08kb.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Избранные главы теории вероятностей... 1 145.3kb.
Россия в XIX – начале ХХ веков: общественно-политическое развитие 1 75.4kb.
Классическая вероятностная модель. Геометрическая вероятность 1 214.81kb.
§ Аксиомы теории вероятностей 1 41.97kb.
Период стабильности школьного обучения 1 338.38kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект «Предмет теории вероятностей. События. Вероятность события» - страница №1/1

Опорный конспект «Предмет теории вероятностей. События. Вероятность события».

Предметом теории вероятностей является изучение закономерностей, которым подчиняются случайные события при многократном повторении одного и того же опыта в одних и тех же условиях.

Под испытанием (опытом) будем понимать процесс осуществления определенных условий, в результате которого непременно произойдет какое-либо событие (исход опыта).

Единичный, отдельный исход опыта называется элементарным событием.

Пример 1. Стрелок производит выстрел по мишени. В этом случае испытание – это выстрел, а возможные элементарные исходы (события) – …………………………………………

Пример 2. Футбольная команда участвует в матче – это испытание, в результате которого могут наступить следующие события: ……………………………………………………………….

Виды событий

События, явления могут быть достоверными, невозможными и случайными.



Достоверное событие это событие, которое в результате данного испытания………………. ………………………………………………………………………………….Обозначают буквой U.

Пример 3. Студент выучил 40 вопросов из 40 и сдает экзамен.

Достоверное событие ……………………………………………………………………………

Пример 4. (самостоятельно)

Невозможное событие – это событие, которое в результате данного испытания………………. …………………………………………………………………………………..Обозначают буквой V.

Пример 5. Сдача экзамена при выученных 40 вопросах из 40.

Невозможное событие – …………………………………………………………………………........

Пример 6. (самостоятельно)

Случайное событие – это событие, которое в результате данного испытания…………………... ……………………………………………………………………Обозначают А, В, С или А1, В2 и т.д.

Пример 7. Сдача экзамена при выученных 10 вопросах из 40.

Случайное событие –……………………………………………………………………………………

Пример 8. (самостоятельно)

Возникла теория вероятностей в середине XVII века. Основоположниками являются французские математики Блез Паскаль (1623-1662) и Пьер Ферма (1601-1665), а также голландский математик Христиан Гюйгенс (1629-1695). Основные понятия теории вероятностей формировались при изучении задач, связанных с азартными играми.



Виды случайных событий

Определение 1. Случайные события называются несовместными в данном опыте, если появление одного из них исключает появления других. В противном случае события называются совместными.

Пример 1. Студент сдает экзамен. События А «студент получит 5» и В «студент получит 3» несовместные.

Пример 2. Испытание выбор наудачу одного студента из группы С30-07. События А «выбрана девушка» и В «выбран юноша» несовместные.

Пример 3. Испытание выбор наудачу одного студента из группы С30-07. События А «выбран спортсмен» и В «выбран юноша» совместные.

Пример 4. (самостоятельно)


Определение 2. События называются равновозможными, если условия испытания обеспечивают одинаковую возможность осуществления каждого из них (т.е. события наступают не реже, не чаще других). В противном случае события называются неравновозможными.

Пример 5. Брошена игральная кость. События А «появление двух очков» и В «появление пяти очков» – равновозможные.

Пример 6. (самостоятельно)

Определение 3. События, разлагаемые на более простые (элементарные) события, называются составными.

Пример 7. Испытание экзамен. Оценка студента на экзамене – составное событие, т. к. оно состоит из элементарных событий: получение оценки «5», получение оценки «4», получение оценки «3», получение оценки «2».

Определение 4. События, при которых наступает некоторое событие А, называются благоприятствующими этому событию А.

Пример 8. Брошена игральная кость. Событию А «выпадение четного числа очков» благоприятствуют….событий, событию В «выпадение не более 2 очков» благоприятствуют…. событий.

Пример 9. (самостоятельно)

Классическое определение вероятности

Под вероятностью события понимают численную меру объективной возможности появления этого события.

Пусть некоторому событию А благоприятствуют т из п элементарных событий.

Определение 5. Вероятность Р(А) события А равна отношению числа т событий, благоприятствующих событию А, к общему числу п элементарных равновозможных несовместных событий:

.

Задача 1.

Свойства вероятности:

1) ……Р(А)……, т.к……т…… .

2) P(U)=…… , т.к. т=…….

3) P(V)=……, т.к. т=…….

Статистическое определение вероятности

Пусть А – случайное событие, связанное с некоторым опытом. Повторим опыт п раз в одних и тех же условиях и пусть при этом событие А появилось т раз.



Определение 6. Отношение числа т опытов, в которых событие А появилось, к общему числу п проведённых опытов называется относительной частотой события А .

Определение 6. Постоянная величина, к которой все более приближается относительная частота события А при достаточно большом повторении опыта (), называется статистической вероятностью события А и обозначается .

Пример 1. Подбрасывают две игральные кости. Равны ли вероятности того, что на них в сумме выпадает 8 и 7 очков?

Решение: Пусть событие А «при бросании 2 кубиков в сумме выпадет 8 очков»;

событие В «при бросании 2 кубиков в сумме выпадет 7 очков».

При подбрасывании двух игральных костей общее число равновозможных элементарных исходов равно числу пар (х;у), где х и у принимают значения 1, 2, 3, 4, 5, 6:

(1;1) (1;2) (1;3) (1;4) (l;5) (1;6)

(2;1) (2;2) (2;3) (2;4) (2;5) (2;6)

(3;1) (3;2) (3;3) (3;4) (3;5) (3;6)

(4;1) (4;2) (4;3) (4;4) (4;5) (4;6)

(5;1) (5;2) (5;3) (5;4) (5;5) (5;6)

(6;1) (6;2) (6;3) (6;4) (6;5) (6;6),

т.е. п=36. Событию А благоприятствуют пять пар: (2;6), (3;5), (4;4), (5;3), (6;2), т.е. т=5; а событию В благоприятствуют шесть пар: (1;6), (2;5), (3;4), (4;3), (5;2), (6;1), т.е. т=6; Следовательно, искомые вероятности



т.е. вероятности событий не равны.

Пример 2. Бросаются одновременно 2 монеты. Какова вероятность, что обе монеты упадут гербом кверху?

Решение: Пусть событие А «при бросании 2 монет выпадут 2 герба». В результате испытания возможны 4 события: «ГГ», «ГЦ», «ЦГ» и «ЦЦ» Все они несовместные, равновозможные и элементарные. Событию А благоприятствует 1 событие: «ГГ». Поэтому

Пример 3. В доме 100 квартир. Наугад выбирается одна из них. Какова вероятность того, что на двери выбранной квартиры есть цифра «5»? (самостоятельно)

Большое значение в становлении теории вероятностей как математической науки имели работы швейцарского математика Якоба Бернулли (1654-1705), французского математика Симеона Дени Пуассона (1749-1827), немецкого ученого Карла Фридриха Гаусса (1777-1855). С середины XIX века и до 20-х годов XX века развитие теории вероятностей связано с именами русских ученых: Пафнутия Львовича Чебышёва (1821-1894), Андрея Андреевича Маркова (1856-1922), Андрея Михайловича Ляпунова (1857-1918). Неоценимый вклад в развитие теории вероятностей внесли советские ученые Андрей Николаевич Колмогоров(1903-1987), Борис Владимирович Гнеденко (род.1912) и другие.



Случайные факторы лежат в основе окружающей среды, экономики, политики, социальной и общественной жизни, они определяют течение любого процесса массового обслуживания – торговли, телефонной связи, транспортных услуг и медицинской помощи. Задача управления различного рода процессами, которая наиболее остро стоит перед современным обществом, состоит в том, чтобы ориентироваться в мире случайностей и активно действовать, опираясь на специфические закономерности.

Огромные объемы информации, которые являются отличительной чертой современного общества, требуют их научного анализа и использования научно обоснованных выводов, прогнозов и методик планирования хозяйственной деятельности, основанных на статистической обработке информации. Этот факт предопределяет неразрывную связь фундаментальной теории и практики. Дисциплина «Теория вероятностей и математическая статистика» приобрела в настоящее время практический характер. Модели исследования закономерностей, разрабатываемые специалистами в разных областях науки, техники, экономики, используют методы стохастического (вероятностного) анализа изучаемых процессов.