Похожие работы
|
Как сказано в Боевом уставе пожарной охраны (бупо), тушение пожаров основной вид - страница №17/18
ГЛАВА 8. ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ И ИХ ТУШЕНИЯ НА НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРНЫХ ОБЪЕКТАХ Основными факторами, от которых зависят размеры пожаров на открытых технологических установках до переработке горючих жидкостей и газов, являются: характер аварии, количество вытекающего нефтепродукта в конкретный момент времени и увеличение его хода из технологической системы в результате различных причин; гидродинамические свойства потока жидкости; рельеф местности; наличие канализационных коммуникаций, технологических траншей, лотков на путях растекания продукта и степень сгорания его; величина зон загазованности территории (табл. 8.1). ТАБЛИЦА 8.1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РАЗМЕРЫ ЗОН ЗАГАЗОВАННОСТИ В НАПРАВЛЕНИИ ВЕТРА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РАСХОДАХ ГАЗА И ПАРОВ НЕФТЕПРОДУКТА
При тушении пожаров и осуществлении защитных действий наряду с максимальным использованием стационарных установок (если они остались не поврежденными) подразделения пожарной охраны могут применять отдельно или в сочетании воду в виде компактных и распыленных струй, воздушно-механическую пену, порошковые составы, газоводяные и паровые струи. Боевая работа пожарных подразделений слагается в основном из трех этапов: действия по локализации пожара, тушению и обеспечению мероприятий, проводимых по успешной ликвидации аварии, На первом этапе подразделения пожарной охраны совместно с персоналом и техническими службами объекта направляют усилия на приостановку дальнейших осложнений в аварийной ситуации путем: прекращения выхода нефтепродукта из технологической системы наружу; ограничения площади разлива жидкости устройством заграждений; организации защиты аппаратов, оборудования и конструкций этажерок, находящихся в зоне теплового воздействия с целью предотвращения температурных деформаций; освобождения аппаратов, трубопроводов от продукта и снижения давления в них; сброса разлитого продукта и накапливаемой воды в канализацию; прекращения работы огневых аппаратов (сооружений), расположенных в зоне возможной взрывоопасной загазованности; герметизации (засыпки песком, землей) канализационных колодцев, а также технологических лотков от попадания в них продукта и источников зажигания; выделение веществ, могущих вызвать взрыв, ожоги, отравления, и принятие мер по их эвакуации. К непосредственному тушению газовых (паровых) факелов подразделения могут приступить лишь тогда, когда на аварийном участке и на территории возможного образования взрывоопасных будут созданы необходимые условия, исключающие причины повторного воспламенения паров и газов, после ликвидации горения. Эти условия не относятся к горению разлившегося нефтепродукта. При достаточном количестве сил и средств действия по турю такого пожара проводят одновременно с мероприятиями, явленными на его локализацию. После ликвидации пожара действия пожарных подразделений направляются на недопущение повторного возникновения горения и влечение безопасности (защиты) людей, работающих по устранению аварий. На данном этапе они продолжают смыв нефтепродукта и воды в канализацию, оказывают помощь персоналу объекта при которой требуется применение пожарной техники. Боевые действия пожарных подразделений на всех этапах тушения пожара (ликвидации аварии) осуществляются в тесном взаимодействии с техническими службами, структурными организациями специалистами предприятия. Учитывая сложность и длительность работы в боевой обстановке, для обеспечения непрерывности боевых действий на всех этапах тушения пожара, а также ликвидации аварий предусматривается необходимый резерв сил и средств (см. гл. 6), размещаемый в безопасных местах и находящийся в состоянии постоянной готовности. Одной из важных задач органов управления (РТП, оперативного штаба пожаротушения, штаба ликвидации аварий) и руководили боевых участков является обеспечение безопасности людей. В этих целях из числа начальствующего состава пожарной охраны и специалистов предприятия назначают ответственных лиц, которые корректируют имеющиеся рекомендации или разрабатывают новый согласованный план проведения мероприятий по технике безопасности, исходя из конкретной обстановки. При этом особое внимание обращают на безопасность личного состава, работающего в загазованных зонах, местах повышенного теплового излучения, возможных взрывов (разрывов) аппаратов, обрушений конструкций, внезапных выбросов и разливов нефтепродукта. Оперативный штаб пожаротушения, штаб по ликвидации аварий и лица, ответственные за охрану труда и технику безопасности, должны иметь при себе справочные данные по плотности тепловых потоков, их влиянию на аппараты, конструкции сооружений и знать, что работа личного состава без специальной защиты допускается только при плотности теплового потока до 4,2 кВт/м2, а границы опасных зон для технологического оборудования находятся в пределах плотности теплового потока, не превышающей 12,5 кВт/м2. Некоторые данные по плотности тепловых потоков при горении нефтепродуктов, защите людей и времени пребывания их в зоне повышенной тепловой радиации приведены в табл. 8.2 - 8.4.
ТАБЛИЦА 8.3. ПЛОТНОСТЬ ТЕПЛОВОГО ПОТОКА ПРИ ГОРЕНИИ РАЗЛИТОГШО НЕФТЕПРОДУКТА
В плане мероприятий по технике безопасности должны быть предусмотрены: меры защиты людей водяными струями и завесами, использование укрытий, тепловых экранов, теплозащитных костюмов, индивидуальных средств (особенно при пожарах на аппаратах, содержащих аммиак, фурфурол и другие токсичные вещества); места для вывода людей на случай взрыва аппаратов, выброса и разлива нефтепродукта; границы загазованных зон; безопасные позиции по осуществлению боевых действий; расстановка постов безопасности и дозоров по территории объекта; замена личного состава из числа резерва; обеспеченность работающих газированной водой; s организация пунктов обогрева и замены мокрой одежды зимой. При штабе по ликвидации аварий должно быть необходимое количество предупреждающих и запрещающих знаков (см. прил. 1). Руководители тушения пожара обязаны четко знать, что опасными являются боевые позиции напротив ретурбендов печей, торцевых стенок горизонтальных цилиндрических аппаратов резервуаров, головок теплообменников, люков на технологических колоннах, фланцевых соединений на трубопроводах. Следует иметь в виду, что нельзя подавать воду на жидкости, нагретые свыше 100 оС, газоводяные струи без предварительного охлаждения всего сооружения аппаратов (этажерок). ТАБЛИЦА 8.4. ТРЕБУЕМАЯ ЗАЩИТА И ДОПУСТИМОЕ ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ В ЗОНАХ ТЕПЛОВОЙ РАДИАЦИИ
8.2. Пожары на электроустановках электростанций и подстанций Боевые действия по тушению пожаров на электростанциях проводят в сложных и опасных условиях, особенно при разрыве масляной системы генератора, взрывах и повреждениях трансформаторов и масляных выключателей. Поэтому важным организационным мероприятием является инструктаж личного состава всех караулов пожарных частей, выезжающих на данные объекты в случае пожара. Такие инструктажи проводит инженерно-технический персонал электростанций (подстанций) по заранее разработанной и согласованной программе. Организация тушения пожаров на электростанциях (подстанциях) состоит из двух этапов: действия дежурного персонала объекта и совместных действий по прибытии пожарных подразделений. На первом этапе старший по смене энергообъекта лично с помощью дежурного персонала обязан: сообщить о случившемся в пожарную охрану, своему руководству и диспетчеру энергосистемы; установить место пожара и оценить сложившуюся обстановку; проверить рабочее состояние стационарных установок пожаротушения и защиты, привести их в действие дистанционным (ручным) управлением, если они не включились автоматически; произвести необходимые операции на технологических установках; принять меры к созданию безопасных условий для осуществления боевых действий; выделить должностное лицо для встречи пожарных подразделений; приступить к тушению пожара силами и средствами объекта; удалить с места пожара посторонних лиц; организовать охрану территории объекта; до прибытия пожарных подразделений руководить тушением пожара; выполнять другие мероприятия, предусмотренные местными инструкциями на данный случай и оперативным планом пожаротушения. По прибытии пожарных подразделений старший оперативный начальник пожарной охраны обязан получить от старшего по смене энергообъекта исчерпывающие данные об обстановке на пожаре и письменный допуск на проведение действий по тушению (форма допуска приведена ниже). После этого и инструктажа личного состава боевых расчетов, который проводит старший из числа технического персонала или оперативной выездной бригады (ОВБ), пожарные подразделения могут начать тушение пожара. Боевые действия по тушению пожара подразделения проводят в тесном контакте и во взаимодействии со старшим из числа инженерно-технического персонала или оперативно-выездной бригады, который включается в состав оперативного штаба и носит на правом рукаве красную отличительную повязку с условным обозначением электрического напряжения. С этим лицом согласовывают расстановку сил и средств пожаротушения, перемену позиций, переход от одних средств пожаротушения к другим, вопросы, связанные с техникой безопасности и т. п. В свою очередь, старший из числа инженерно-технического персонала или ОВБ обязан согласовывать свои действия и распоряжения с руководителем тушения пожара, информировать его и оперативный штаб об изменениях, происшедших в работе электроустановок. РТП совместно с оперативным штабом и ответственным представителем энергообъекта должен принять необходимые меры безопасности в период осуществления боевых действий подразделениями пожарной охраны и установить строгий контроль за их выполнением. Например, в сильно задымленных помещениях электростанций (подстанций) с видимостью менее 5 и 10 м при работе стволами Б и А, тушение пожара без снятия напряжения с электроустановок, а также кабельных линий не допускается. Тушение водяными струями электроустановок без их отключения разрешается только при номинальном напряжении до 10 кВ. При этом стволы и насос пожарной машины заземляют, ствольщики, а также водитель работают в диэлектрических ботах (сапогах), перчатках и должны находиться на расстоянии, не менее предусмотренного в табл. 8.5. Запрещается тушение пожаров в аналогичной обстановке морской и сильно загрязненной водой, а также всеми видами пен, за исключением объемного заполнения помещений (отсеков туннелей) воздушно-механической пеной средней и высокой кратности. В этом случае пеногенераторы предварительно закрепляют и заземляют. ТАБЛИЦА 8.5. ДОПУСТИМЫЕ РАССТОЯНИЯ ДО ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК И КАБЕЛЕЙ ПРИ ИХ ТУШЕНИИ ВОДОЙ
Заземление стволов, генераторов, насосов пожарных машин проверяет обслуживающий персонал энергетического объекта совместно с ответственным лицом за технику безопасности, назначенным руководителем тушения пожара. Места заземления передвижной техники обозначают условными знаками заземления. Требуемое число заземлителей, изготовленных из гибкого голого медного провода сечением не менее 12 мм2, диэлектрические обувь и перчатки с резервом неприкосновенно хранятся на энергетических объектах и используются только в случае тушения пожара. Допуск на проведение тушения пожара ______________________________________________________ (наименование объекта) 1. Место проведения тушения пожара и что разрешается тушить___________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование помещений, открытой установки и т. п.) 2.Электроустановки, кабели в зоне пожара и на подступах к ним обесточены (перечисляют обесточенные электроустановки и кабели, указывают места их расположения и максимальное напряжение) _______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кроме тушения пожара, пену средней и высокой кратности применяют для объемного заполнения соседних кабельных отсеков с целью их защиты. Защитные действия можно также выполнять водяными струями или созданием водяных завес. РТП должен знать, что предельное продвижение воздушно-механической пены средней кратности в горизонтальном туннеле составляет 30 - 35 м, а при создании воздушной тяги в направлении движения пены 60 - 70 м. Поэтому если необходимо осуществить у пены с нескольких точек, целесообразно проделать в покрытии туннеля дополнительные отверстия или подавать параллельно не более как тремя пеногенераторами через один люк. В этом случае предельное продвижение пены увеличивается в среднем на 10 м из расчета на один лишний ГПС-600. Так, при двух ГПС-600 это расстояние составит 45 м, а при трех 55 м. Генераторы и синхронные компенсаторы. При загорании внутри генераторов (синхронных компенсаторов) с воздушным охлаждением тушение производят водой, подаваемой через смотровые люки или специальные штуцеры. Не допускается применять для этих целей пены При загорании водорода в генераторах (синхронных компенсаторах) с водородным охлаждением в корпус централизованной системы подают диоксид углерода или азот для вытеснения водорода, а для ликвидации горения подают диоксид углерода или другое средство пожаротушения, рекомендуемое специалистами энергообъекта. Тушение разлившегося масла вследствие нарушения герметичности маслосистемы и кабелей турбогенераторов выполняют воздушно-механической пеной или распыленной водой с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. В случае угрозы распространения пожара на маслобаки жидкость сливают в аварийную емкость, устраивают заграждения из песка (земли) и включают стационарную установку водяного орошения емкостей. При отсутствии таких установок для охлаждения емкостей подают водяные струи. В описанных выше случаях необходимо предусматривать защиту металлических ферм и других конструкций машинного зала, я также оборудования, находящегося в зоне действия высоких температур, подачей водяных струй соответствующей мощности. Трансформаторы и маслоиаполненные реакторы. При пожаре трансформатор (реактор) должен быть не только отключен со всех сторон, но и заземлен. После этого тушение осуществляют воздушно-механической пеной, распыленной водой и другими огнетушащими средствами. При авариях с возникновением горения масла внутри трансформатора (реактора) средства пожаротушения подают через верхние люки или непосредственно на горящую поверхность (при сорванной крыше), используя для этого специальные удлинители или подъемники, которые должны быть на энергообъекте. Сливать масло из трансформатора (реактора) запрещается, так как это может привести к повреждению обмоток и осложнению в осуществлении боевых действий. При горении масла внутри трансформатора (реактора), а также разлившегося на корпусе и прилегающей площадке, РТП организует тушение масла на прилегающей территории - в приямках дренажной системы, затем ликвидацию горения на корпусе и внутри емкости; принимает меры по отводу масла в безопасное место, созданию заграждений из песка (земли) для ограничения растекания жидкости. В закрытых помещениях (камерах) и распределительных устройствах (ЗРУ) РТП принимает меры по предупреждению распространения огня через проемы, каналы, вентиляционную систему; на опасных направлениях вводит резервные средства пожаротушения. Одновременно с тушением пожара РТП организует подачу водяных струи на охлаждение горящих трансформаторов (по всей окружности), металлических опор, порталов и соседних сооружений, находящихся под воздействием высокой температуры. При этом электроустановки, а также оборудование, расположенное в зоне действия водяных струй, обесточивают от высокого напряжения и заземляют. Начальник смены блока (он же может быть начальник штаба по ликвидации аварии в РЦ) вместе со старшим инженером управления реактором, дежурным инженером -дозиметристом и другими должностными лицами изучает и оценивает обстановку в районе пожара (аварии), в оперативном порядке принимает меры по обеспечению безопасности людей, работающих в зоне ионизирующих излучений; решает вопросы, связанные с ликвидацией горения (аварии), используя для этого местные силы и средства; руководит боевыми действиями персонала АЭС; выполняет другие мероприятия, предусмотренные инструкциями обязанностей должностных лиц или планом действий на случай аварийной ситуации в РЦ. По прибытии старшего начальника пожарной охраны начальник смены блока разрабатывает с ним план совместных действий по тушению пожара и обеспечению ликвидации аварии. Для работы в зоне пожара персоналу АЭС выдаются боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания, которые хранятся в удобном для быстрой выдачи месте под ответственностью должностных лиц энергообъекта. Дежурный инженер - дозиметрист со службой “Д” (дозиметрии) определяют радиационную обстановку в районе пожара и опасные зоны ионизирующего излучения, ограждают их, обозначают знаками радиационной безопасности, подготавливают и вручают персоналу АЭС , а также личному составу пожарной охраны индивидуальные средства дозиметрического контроля; проводят участников тушения по безопасным маршрутам; осуществляют контроль за облучаемостью работающих; поддерживают постоянную связь с начальником смены блока, РТП, оперативным штабом пожаротушения и формирует их о радиационной обстановке, дозах облучения людей необходимости замены их и т. д. Необходимый резерв личного состава пожарной охраны и персонала АЭС предусматривают исходя из конкретных условий работы людей в зоне ионизирующих излучений. Главными критериями этого являются объем выполняемых боевых действий по ликвидации пожара и аварии, а также допустимая зона облучения людей которая составляет 25 рентген. Указанная доза облучения зависит от ее мощности, периода облучения и определяется по формуле: D - доза облучения, рентген; Р - мощность дозы облучения, рентген/ч; раб – время работы в зоне ионизирующего излучения, ч (мин). Время пребывания в зоне ионизирующих излучений из уравнения (8.1) вычисляют по формуле: раб. = D /Р (8,2) Для практических расчетов показатели времени работы в зонах ионизирующих излучений при различной мощности дозы облучения приведены в табл. 8.6. После завершения работ по тушению пожара (ликвидации аварии) личный состав пожарной охраны проходит санобработку, меняют боевую одежду, обмундирование и нательное белье.
8.3. Пожары на воздушных судах в аэропортах Анализ тушения пожаров на самолетах показывает, что в аэропортах должны находиться в постоянной боевой готовности высокомобильные подразделения, способные прибыть к месту происшествия не позже чем через 2 - 3 мин и в оперативном порядке выполнить необходимые действия по созданию условий для спасания людей из аварийного воздушного судна (в течение 2 - 4 мин). Указанные обстоятельства лежат в основе определения уровня противопожарной защиты аэропортов и требуемого количества эффективных средств тушения, которые должны находиться в боевых расчетах подразделений и доставляться в указанное выше время к месту авиационного происшествия, независимо от наличия пожара на воздушном судне, потерпевшем бедствие, и находиться там до полного окончания аварийно-спасательных работ. Основными показателями в расчетах требуемого количества огнетушащих средств, которые должны находиться в пожарных автомобилях и доставляться к месту авиационного происшествия, являются: практическая критическая зона (площадь), интенсивность подачи огнетушащего средства и расчетное время тушения. Для определения размеров практической критической зоны аэропорты гражданской авиации подразделяются на категории:
Аналитически практическая критическая зона (площадь) может быть определена по формуле S практ = 0,667 Sтеоретич (8.3) Sтеоретич = lс (Dс + К), (8.4) S практ ,Sтеоретич - соответственно практическая и теоретические зоны (площади), м2; lс - длина фюзеляжа самолета, м; Dс - диаметр фюзеляжа самолета, м; К - коэффициент, равный 12 при длине фюзеляжа самолета 10 - 25 м и 30 при длине более 25 м. При тушении пожаров на воздушных судах применяют все известные огнетушащие средства. Например, для тушения резины шасси воздушного судна используют водяные струи, пену различной кратности, составы СЖБ, огнетушащие порошковые составы, водные растворы пенообразователя и других смачивателей. Одновременно с тушением осуществляют действия по защите фюзеляжа от огня и перекрытию путей распространения его на конструкции самолета. Внутри силовой установки пожар тушат диоксидом углерода из расчета 0,7 кг на 1 м3 объема, составом СЖБ (0,450 кг/м3) и воздушно-механической пеной средней кратности. При пожаре силовых установок с вытеканием топлива целесообразно использовать одновременно ОПС и пену. Тушение следует начинать в местах истечения топлива, подавая огнетушащие средства вниз с последующим маневрированием снизу вверх. Для подъема стволов на высоту используют лестницы, удлинители, штанги, шальные подъемники. В пассажирских салонах пожары тушат распыленными струями воды, которые способствуют успешной ликвидации горения, понижению температуры внутри фюзеляжа и снижению концентрации токсичных продуктов сгорания. Для ввода стволов используют двери, а в случае их заклинивания - аварийные выходы и отверстия, проделанные в специально отмеченных местах снаружи фюзеляжа воздушного судна. Аварийные выходы и отверстия вскрывают с помощью дисковых пил, топоров, ломов, соблюдая осторожность, чтобы не нанести травму пассажирам, находящимся внутри салона. Не рекомендуется вскрывать фюзеляж в произвольных местах. Аналогичные действия производят при организации спасательных работ и создании условий для обеспечения вентиляции салонов. Разлитое топливо тушат воздушно-механической пеной низкой кратности и огнетушащими порошковыми составами, подаваемыми из лафетных стволов. Одновременно с тушением горящего топлива готовят на дотушивание и создание условий по эвакуации пассажиров рукавные линии для ручных пенных стволов СВП (СВПЭ) или генераторов пены средней кратности (ГПС). Во всех случаях тушения пожаров в салонах воздушных судов, силовых установок и разлитого топлива необходимо подавать водяные струи для интенсивного охлаждения обшивки самолета снаружи. Иногда для уменьшения вероятности возникновения пожара при посадке аварийного воздушного судна на взлетно-посадочной полосе (ВПП) делают “ковер” из воздушно-механической пены. Для покрытия ВПП слоем пены используют пожарные автомобили АА-60(543), АЦ-40(375), АЦ-30(205), автомобили на базе ГЗ-22 и ТЗ-16 и другие, имеющие большой запас пенообразующих веществ (воды, пенообразователя) и оборудованные воздушно-пенными стволами или генераторами ГПС. Толщина пенного покрова на взлетно-посадочной полосе должна быть не менее 10 см. При такой толщине покрова достигается наибольшая защита воздушного судна от возможного возникновения загорания в момент его посадки с убранными или неисправными шасси. При пожарах на воздушных судах не исключены случаи загорания магниевых сплавов. Для тушения деталей из таких материалов применяют огнетушащие порошковые составы и 5 %-ный водный раствор пенообразователя, подаваемый из лафетных стволов пли ручных без насадок. В случае отсутствия указанных огнетушащих средств можно использовать компактные водяные струи, поданные из лафетных и ручных стволов без насадков под большим капором 60 - 80 м. Исходя из категории аэропорта и особенностей тушения пожаров на воздушных судах требуемое количество огнетушащих средств определяют по методике, изложенной в гл. 5. При этом принимают следующее расчетное время тушения: для аэропортов 1 - 4 категорий - 2 мин, 5 - 6 категорий - 2,5 мин, 7 - 9 категорий - 3 мин. Необходимое количество некоторых огнетушащих средств для тушения пожаров на воздушных судах без учета резерва приведено в табл. 8.7. Указанное в таблице количество огнетушащих средств должно находиться на пожарных автомобилях, состоящих в боевых расчетах подразделений предприятия гражданской авиации и в виде резерва на складе в количестве 2 - 3-кратного запаса пенообразователя, огнетушащего порошка, диоксида углерода, СЖБ. Огнетушащие средства, доставляемые подразделениями пожарной охраны местного гарнизона в порядке взаимодействия при тушения пожаров на объектах предприятий ГА, следует рассматривать как дополнительный резерв к имеющемуся количеству. ТАБЛИЦА 8.7. МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОГНЕТУШАЩИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ В АЭРОПОРТАХ ГА
|
|