Закон литовской республики о службе охраны государственной границы 10 октября 2000 № VIII -1996 Вильнюс - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Состав делегации Литовской Республики Официальная делегация 1 10.16kb.
Закон "Об оружии" 13 декабря 1996 года №150-фз принят Государственной... 1 371.29kb.
Закон от 13 декабря 1996 г n 150-фз "Об оружии" Принят Государственной... 3 747.04kb.
Закон о некоторых вопросах государственной гражданской 1 580.37kb.
Закон о землеустройстве принят Государственной Думой 1 145.05kb.
Закон об оружии принят Государственной Думой 13 ноября 1996 года... 2 481.83kb.
Закон об оружии принят Государственной Думой 13 ноября 1996 года... 1 405.53kb.
Закон о муниципальной службе, определяя статус муниципального служащего... 1 185.1kb.
Закон республики абхазия о праздничных и памятных днях в республике... 1 17.06kb.
Статья 12 Закона №79-фз стаж (в соответствии с Указами Президента... 1 73kb.
Как сказано в Боевом уставе пожарной охраны (бупо), туше­ние пожаров... 18 7535.98kb.
Техническое задание на подготовку внутренних систем отопления зданий... 1 82.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Закон литовской республики о службе охраны государственной границы 10 октября 2000 - страница №1/1

Неофициальный перевод

ЗАКОН ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
10 октября 2000 № VIII -1996

Вильнюс
I РАЗДЕЛ

ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУЖБЫ

ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
ПЕРВАЯ ГЛАВА

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1 статья.

Предназначение закона.

Закон устанавливает статус, функции, структуру службы охраны государственной границы, основы организации деятельности, финансирование, права и обязанности должностных лиц.


2 статья.

Служба охраны государственной границы
1.Служба охраны государственной границы при Министерстве внутренних дел Литовской Республики (далее Служба)- государственная институция, назначение которой является охрана государственной границы и контроль ёё пересечения, а в случае военного времени защищать государство в составе вооруженных сил.
2.Служба относится к управлению Министерства Внутренних дел. МВД руководит политикой охраны государственной границы, осуществляет претворение и контроль этой политики.
3. Свою деятельность Служба основывает на принципах правомерности, уважении прав и свобод человека, совмещения свободы деятельности должностного лица и уставного порядка, постоянной готовности, совмещения принципа открытости обществу и конфиденциальности.
4.Внутренняя структура службы основывается на уставных отношениях.

Для уставных взаимоотношений между должностными лицами Службы и для обозначения выслуги лет, квалификации устанавливаются специальные звания.


5.Служба является субъектом оперативной деятельности.
6. Осуществляя порученные функции до судебного расследования, Служба действует на всей территории государства.
7.Служба и ёё должностные лица не участвуют в политической деятельности государства.
8.Служба является юридическим лицом, самостоятельно управляет бюджетом, имеет расчетный счет в банке, печать, флаг и знак.
9. День Пограничника- профессиональный праздник должностных лиц Службы отмечается 29 июня.
3 Статья.

Правовые основы деятельности Службы
Служба осуществляет и организовывает свою деятельность согласно Конституции Литовской Республики, руководствуясь законами, международными договорами ЛР а также другими правовыми актами.
4 Статья.

Профессиональные связи Службы
Осуществляя свои функции, Служба, сотрудничает с государственными институциями, также предприятиями и аналогичными службами других государств.
ВТОРАЯ ГЛАВА

ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ СЛУЖБЫ
5 Статья.

Основные функции службы
1.Служба:

1) охраняет государственную границу на суше, в море, Куршском заливе и во внутренних пограничных водах;

2) производит контроль лиц и транспортных средств, пересекающих государственную границу;

3) обеспечивает правовой режим пограничной зоны и режим пунктов пограничного контроля;

4) помогает осуществлять государственный контроль миграционных процессов;

5) участвует в обеспечении правопорядка и других функций, возложенных законодательством в пограничной зоне;

6) защищает государство во время войны в составе вооруженных сил государства.
2. Служба выполняет и другие функции, установленные в других правовых актах.
3.Указанные функции в этой статье Служба осуществляет публично, в случае необходимости использует методы и меры оперативной деятельности, установленные соответствующим законом.
6. Статья.

Полномочия Службы в процессе охраны государственной границы
1.Охраняя государственную границу, Служба:
1) устанавливает пограничные знаки и заботится об их состоянии, строит патрульную пограничную тропу, инженерные огорождения, системы сигнализации, другие сооружения и обьекты, нужные для охраны государственной границы;

2) координирует деятельность государственных институций, обеспечивает правовой режим государственной границы;


3) согласно своих полномочий предупреждает и расследует пограничные инциденты;
4) запрещает физическим лицам и транспортным средствам пересекать границу в неустановленных местах и в неустановленное время;
5) задерживает и идентифицирует лица и транспортные средства, незаконно пересекающие государственную границу;
6) в случаях, установленных законом, выполняет досудебное расследование;
7)обеспечивает режим охраны окружающей среды на объектах охраны государственной границы.
2. Охраняя государственную границу, Служба использует соответствующее вооружение, технические и специальные средства.
7. Статья.

Полномочия Службы в процессе контроля лиц и транспортных средств на пунктах пограничного контроля.
1.Выполняя пограничный контроль лиц и транспортных средств, Служба:
1) проверяет документы лиц, а также транспортных средств, делают в них нужные отметки;
2) сверяют информацию в базе данных и в других источниках информации о лицах и транспортных средствах, пересекающих государственную границу;
3) выясняют у иностранных граждан цель и характер поездки, проверяя количество средств необходимых для проживания в Литовской Республики, соответствие иностранцев требованиям правовых актов по въезду в Литовскую Республику;
4) В установленном законами и другими правовыми актами порядке, для пересечения государственной границы иностранным гражданам выдаёт визы или другие документальные разрешения;
5) проверяет наличие спрятавшихся лиц в транспортных средствах;

6) выполняет радиационный контроль транспортных средств, грузов и лиц;


7)задерживает транспортные средства и лица, незаконно пересекающие государственную границу;

8)задерживает лица, незаконно провозящие огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывоопасные вещества, наркотические, психотропные и (или) вредные вещества;


9)на основании закона применяет меры административной ответственности на основании закона по отношении к лицам, нарушившим пограничный режим или правила деятельности пункта пограничного контроля;
2. Выполняя пограничный контроль лиц и транспортных средств, Служба использует технические, при задержании лиц – и другие специальные средства.
8.Статья.

Полномочия Службы по обеспечению правового режима пограничного пункта и режим пункта пограничного контроля
1.Обеспечивая правовой пограничный режим Служба:
1)контролирует соблюдение порядка въезда и пребывания Литовских и иностранных граждан в пограничную зону;
2)предупреждает перевоз контрабандных грузов не через пункты пограничного контроля;
3) обеспечивает безопасность государственной границы и порядок деятельности в пограничной зоне предприятий, физических или юридических лиц или предприятий, не имеющих статуса юридического лица;
4)контролирует соблюдение порядка выхода кораблей в территориальное море, во внутренние воды моря, в пограничные воды, а также плавания и нахождения в них;
5)обеспечивая правовой режим государственной границы контролирует использование природных ресурсов в пограничной зоне;
6)участвует в поисково –спасательных работах в море, Куршском заливе и в других пограничных водах.
2. В пунктах пограничного контроля Служба:
1)В установленном Правительством порядке гарантирует непрерывное функционирование пунктов пограничного контроля;
2) контролирует лица и транспортные средства, въезжающие в пункт пограничного контроля или выезжающего из него.
3) контролирует движение лиц, транспортных средств на территории пункта пограничного контроля.
4) в служебных или в целях безопасности ограничивает вход или выезд в определенную часть территории пункта пограничного контроля;
5)обеспечивает общественный порядок на пунктах пограничного контроля.
3.Пропуская лица через пункты пограничного контроля, которые не имеют таможенных служб, Служба контролирует, чтобы лица придерживались установленных правил и норм провоза товаров, с которых не надо брать пошлины.
4)В случае обнаружения транспортировки контрабанды или нарушении таможенных правил Служба задерживает граждан, перевозящих грузы и транспортные средства до выяснения обстоятельств и принятия решении соответствующими уполномоченными инстанциями.
9.Статья.

Полномочия Службы в отношении лиц, незаконно переходящих государственную границу.
1.Претворяя государственный контроль миграционных процессов, Служба:

1) устанавливает и задерживает по всей территории государства иностранцев незаконно пересекших государственную границу;

2) идентифицирует личность иностранцев, незаконно пересёкших государственную границу;
3) обеспечивает безопасность иностранных граждан, незаконно пересекших государственную границу, до тех пор, пока не будет принято решение уполномоченных инстанций.
2.Устанавливая незаконно пересёкших границу иностранцев, Служба может использовать методы и способы оперативной деятельности.
3. Идентифицируя личность незаконно пересекающих границу государства иностранцев, Служба может использовать всевозможные источники информации, в том числе источники, находящиеся за границей.
10. Статья.

Полномочия Службы по обеспечению правопорядка в пограничной зоне и в охраняемых объектах.

Гарантируя правопорядок в пограничной зоне и в других контролируемых или охраняемых объектах, Служба имеет общие права и полномочия полиции, установленные законами Литовской Республики.



ТРЕТЬЯ ГЛАВА

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ
11. Статья.

Организационная структура службы.
Служба состоит из:

  1. командир Службы;

  2. штаб Службы;

  3. отряд службы;

  4. заставы Службы;

  5. другие структурные подразделения Службы;


12. Статья.

Руководство Службы
1.Министр внутренних дел руководит службой через командира Службы. Министр внутренних дел:

1) формирует основные направления Правительственной программы в области политики охраны государственной границы и контролирует их исполнение;


2)инициирует подготовку проектов законов, связанных с охраной государственной границы, и деятельности Службы, проекты законов и правовых актов, представляет их на рассмотрение Правительства;
3)назначает на должность командира Службы, согласовав это с Премьер Министром;
4)по предоставлению командира Службы назначает его заместителей;
5)представляет Правительству на утверждение (положение) наставление Службы.
2. Руководство Службы и ее структурных подразделений устанавливает способы и средства исполнений и функций законов, законодательных и других правовых актов.
3.В случае военного положения или вооруженной защиты от агрессии Служба переходит в подчинение к вооруженным силам. Управление Службой как составной частью вооруженных сил государства, регламентирует закон и другие правовые акты.
13. Статья

Командир Службы.


  1. Командир Службы является верховным руководителем Службы, управляет и контролирует, несет ответственность за общую деятельность структурных подразделений. Командир Службы подчиняется и отчитывается Министру внутренних дел.

  2. Отрядами Службы Командир руководит через командиров отрядов, а Центральными подразделениями прямо или через начальника штаба Службы и других своих заместителей, которые могут быть руководителями подразделений не входящими в состав Службы.

  3. Командир Службы назначается сроком на пять лет, но не больше двух сроков нахождения на этой должности.

  4. Министр Внутренних дел может уволить командира Службы раньше этого срока на основаниях:

  1. по собственному желанию Командира Службы;

  2. если вступил в силу приговор суда по отношению к командиру Службы;

  3. в связи с выявленными обстоятельствами указанными в 19 статье этого закона;

  4. по состоянию здоровья командира Службы при наличии соответствующего заключения мед экспертизы.


14. Статья. Штаб Службы
1.Штаб Службы (дальше- штаб)- это центральное структурное подразделение, которое помогает командиру Службы обеспечить единое руководство территориальными структурными подразделеними Службы.

2.Штаб организует и контролирует внутреннее администрирование Службы.

3.Начальник штаба- это заместитель командира Службы, имеющий полномочия по вопросам администрирования Службы, в отсутствие командира Службы его замещает.
4. Функции штаба и других спецподразделений Службы устанавливает положение (наставление) Службы. Внутренние структурные единицы учреждаются приказом Командира Службы.
15. Статья. Отряд службы.


  1. Отряд службы (далее Отряд)- это территориальное структурное подразделение Службы, которое организовывает и осуществляет функции Службы в установленной пограничной зоне на суше, территориальном море и внутренних пограничных водах.

  2. Отряд – это юридическое лицо, имеет счёт в банке, гербовую печать, флаг и знак.

  3. Количество Отрядов и их распределение на территории государства устанавливает положение (наставление) Службы.

  4. Отрядом на прямую или через своих заместителей руководит командир Отряда. Командир Службы назначает командира отряда и его заместителей. Положения (наставление) Службы устанавливает служебные (управленческие) полномочия командира отряда и его заместителей.

  5. Положения (наставления) Службы устанавливает функции отряда. Командир службы учреждает структурные подразделения отряда и по предложению командира отряда- наставления (положения) таких подразделений.

  6. Штаб отряда контролирует и организовывает внутреннее администрирование отряда. Заместитель командира отряда является начальником штаба.


16. Статья

Застава Службы


  1. Застава Службы (далее застава) является структурным подразделением отряда, и осуществляет функции охраны государственной границы в назначенном участке пограничной полосы.

  2. Командир Службы устанавливает функции Заставы и назначает территорию ее деятельности.

  3. Заставой руководит командир заставы. Его, по представлению командира отряда, назначает командир Службы.


17.Статья

Финансирование и контроль Службы


  1. Служба финансируется из государственного бюджета.

  2. Командир Службы является верховным главным управляющим выделенного бюджета.

  3. Для финансирования Службы могут быть использованны и другие небюждетные средства полученные в порядке, предусмотренном правовыми актами.



II РАЗДЕЛ

ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СЛУЖБЫ

ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СЛУЖБЫ
18. Статья

Должностное лицо Службы
1)Должностным лицом Службы (далее Должностное лицо) является гражданин Литовской Республики, принятый в Службу на должность служащего по уставу и, который имеет полномочия публичного администрирования.

2) Должностное лицо в униформе или в установленном обмундировании при предъявлении служебного знака и удостоверения имеет право предъявить требования и указания обязательные к исполнению физическим и юридическим лицам и предприятиям.

3) Должностное обязано выполнять требования и указания вышестоящего по званию если таковые являются правомерными. О получении заведомо неправомерного приказа должностное лицо обязан немедленно сообщить командиру Службы, его заместиелю или прокурору.

4) Должностное лицо имеет право иметь при себе, носить и пользоваться огнестрельным оружием и спец средством в установленном порядке.


19. cтатья

Применяемые ограничения должностного лица


  1. Должностному лицу Службы запрещается :

  1. занятся деятельностью, установленной в 22 статье закона государственной службы;

  2. быть членом политеческой партии или политеческой деятельности

  3. бастовать

  4. управлять по доверенности акциями любого типа предприятия.

  1. Должностное лицо не имеет право принимать подарки или услуги, прямо или косвенно связанных с исполнением должностных обязанностей.

Должностное лицо Службы, в силу своей компетентности обязанностей внедряя функции Службы в пограничной полосе, в зоне охраны государственной границы, в пограничной полосе, в пунктах пограничного контроля, на охраняемых обьектах и территориях, в территориальном море и внутренних водах, имеет право в порядке установленном правовыми актами.
В исключительных случаях имеет право принимать подарки и премии органов внутренних дел и других государственных учреждений, предусмотренные международным протоколом или традициями подарки и услуги, которые обычно связанны с его должностью.

ПЯТАЯ ГЛАВА

ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

20 Статья

Общие служебные полномочия дожностных лиц

Должностные лица в соответствии со своими обязанностями и компетенцией, осуществляя функции Службы в пограничной полосе, в зоне охраны государственной границы, в пунктах пограничного контроля, в охраняемых объектах и территориях, в территориальном море и внутренних пограничных водах, в порядке, установленном правовыми актами имеют право:


1) проверять документы лиц, транспортных средств, осмотреть (проверить) транспортные средства, на местах где нет таможенных пунктов проверять документы грузов;

2) выполнять осмотр лиц, а так же проверить вещи, задержать лица, подозреваемые в нарушении правил пересечения государственной границы, таможенного режима, пограничной полосы или пункта пограничного контроля, нарушителей доставить в служебное помещение Службы, полиции или примэрии сельсовета в сельских местностях для установления личностии и составления протокола по нарушению административного права;

3) вызывать лиц в служебные помещения Службы, полиции или других правовых институций и брать объяснения по поводу незаконного пересечения государственной границы, по поводу нарушения правил деятельности пункта пограничного контроля, а если приглашаемые лица не являются, доставить их;

4) преследовать нарушителей государственной границы по территории Литовской Республики и задержать их;

5) в любое время суток зайти в жилые и хозяйственные помещения граждан, предприятий, организаций и компаний, остановить транспортные средства и попасть в них, подозреваемых в совершении преступления преступников, скрывающихся от правоохранительных институций, так же стараться предотвратить совершаемые преступления. В случае отказа должностное лицо имеет право силой открыть помещения и транспортные средства. Это право предостовляется в случаях стихийных бедствий. О таких действиях немедленно сообщается в прокуратуру.

6) Использовать транспортные средства и средства связи, которые принадлежат физическим и юридическим лицам, а также предприятиям, не имеющим прав юридического лица, пресследуя и задерживая нарушителей государственной границы, так же отстаивая вооруженное вторжение в страну;

7) Временно ограничить или прекратить сообщение через гос. границу в случаях стихийных бедствий, опасных или особо опасных заразных болезней, или их возбудителей ввоза и распространения, или осуществляя карантин, так же в случаях выполнения поисковых операций и в других особых случаях,

8) Выдать визы или разрешения лицам для пересечения государственной границы, делать нужные отметки в дорожных документах, предостовляющие право пересечь государственную границу, в случае необходимости временно изъять их, также изъять чужие и поддельные документы;

9) В служебных целях временно ограничить движение лиц в местах и территориях контролируемых Службой;

10) Действовать на территории (на суше, в водах ), не учитывая прав собственности, сопровождать корабли, другие транспортные средства и присутствовать в них;

11) В служебных целях фотографировать, делать звуко и видео запись, не нарушая неприкосновенности частной жизни;

12) Требовать и получать информацию от государственных учреждений необходимую для осуществления охраны государственной границы;

13) Использовать огнестрельное оружие, а также специальные средства;

14) Поощрять физические и юридические лица, предприятия, не имеющие прав юридического лица, оказавщих помощь службе.


21 Статья

Полномочия должностных лиц при осуществлении функций Службы в море


  1. Командир судна Службы имеет право в территориальном море и внутренних пограничных водах:




  1. предложить капитану любого судна поднять флаг в зависимости от корабля, если он не поднят;

  2. спросить капитана судна, с какой целью прибыли в воды Литовской Республики;

  3. предложить поменять курс капитану судна, если он идет в район, в котором запрещено находится, или держит курс, по которому он нарушает режим плавания;

  4. заставить судно идти в указанный порт, если капитан этого суднане выполняет предъявленных требований, сопровождать или буксировать задержанное судно.

2.Командир судна Службы имеет право остановить и произвести досмотр судна, если:




  1. не поднят флаг, не отвечает на сигналы запросов;

  2. не выполняются требования поменять курс или иначе нарушаются всеобще признанные требования международного права для мирного плавания в территориальном море;

  3. судно находится в районе, в котором запрещено находится;

  4. судно незаконно занимается ловом рыбы, выполняет хозяйственную, коммерческую или другую деятельность, нарушая порядок, установленный правовыми актами Литовской Республики или нормы международного права;

  5. сходят или заходят люди, разгружается или погружается груз в неустановленных местах или установленных, но неразрешенным методом или без соотвествующего разрешения спускаются в воду средства плавания, взлетают или принимаются воздушные корабли;

  6. члены команды или пассажиры, находящиеся на судне портят навигационные знаки, кабеля связи, объекты и устройства, принадлежащие Литовской Республике, находящиеся на морском дне, под водой или на поверхности воды;

  7. судно засоряет территорию вредными отходами или материалами вредными для здоровья людей и окружающей среды;

  8. судно нарушает порядок вхождения и нахождения в территориальном море;

  9. судно выполняет другую деятельность, не связанную с мирным плаванием в территориальном море.




    1. Командир судна Службы имеет право остановить судно иностранного государства, при необходимости задержать лицо или провести следствие до суда по поводу преступных деяний когда:




  1. преступная деятельность связана с интересами Литовской Республики;

  2. преступная деятельность нарушает общественный порядок или порядок мирного плавания по территориальному морю;

  3. данные мероприятия необходимы , чтобы закрыть дорогу незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых, наркотических, психотропных, опасных и вредных веществ;

  4. если этого просит капитан, государственный регистратор или консульский работник судна, находящегося в территориальном море Литовской Республики.

4. Командир судна Службы имеет право остановить или задержать судно иностранного государства, если:

1) судно, идущее через территориальное море Литовской Республики, взяло на себя гражданские правовые обязательства или гражданскую ответственность, или вменяемые ему такие обязательства или ответственность;

2) есть решение суда- в принудительном порядке, или арестовать судно после того как оно покинуло внутренние воды;

5. Командир судна Службы немедленно информирует Министерство иностранных дел Литовской Республики о задержании судна, зарегистрированного в иностранном государстве.
6. Командир судна Службы имеет право задержать судно за пределами территориального моря Литовской Республики, пока оно не войдёт в территориальное море своего государства или третьего государства, если Служба или другие компетентные институции государства имеют основание полагать, что судно нарушило законы Литовской Республики, при этом попытка остановить судно началась в территориальном море Литовской Республики и судно непрерывно преследовалось.
7. Командир судна или воздушного корабля Службы для остановки судов использует сигналы Международного кодекса сигналов и другие средства, установленные в Международных соглашениях.
8. По результатам досмотра остановленного судна Командир судна Службы может дать разрешение на пребывание в водах Литовской Республики или о задержании судна.
9. При каждом задержании судна составляется протокол на литовском и английском языках. Командир судна Службы и капитан судна подписывают протокол. Один экземпляр протокола вручается капитану судна. Капитан судна свои замечания и пояснения может вписать в протокол на любом языке или в отдельном письме.
10. Должностные лица имеют и другие законы, законы сопровождающих актов и прав, установленных международными соглашениями Литовской Республики.
11. Воздушным кораблям Службы, суднам, охраняющим государственную границу предоставляется право бесплатно:

1) пользоваться воздушным пространством и водами, морскими и речными портами, воздушными портами, аэродромами;

2) получать метеорологическую, гидрографическую, навигационную и другую информацию, необходимую для навигации судов и для полётов воздушных кораблей.
12. Средства, указанные в пункте 4 первой части этой статьи, 2-4 и 6 частях не могут применяться военными суднами некоммерческого назначения.
22 Cтатья.

Условия применения огнестрельного оружия и специальных средств.
1. Должностные лица имеют право применять огнестрельное оружие и специальные средства только в случаях, установленных законом, обратив внимание на характер нарушения, права, личность нарушителя , конкретную ситуацию.
2. Должностные лица могут применять огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении прямых обязанностей в случаях опасности для их жизни и жизни других людей.
3. Если обстоятельства позволяют, надо предупредить вскрикиванием, предупредительным выстрелом или другим методом о применении огнестрельного оружия и других специальных средств.
23 Cтатья.

Основы применения огнестрельного оружия и специальных средств.
1. Должностное лицо имеет право применять огнестрельное оружие:

1) отстаивая вооружённое вторжение на территорию Литовской Республики, на охраняемый объект или предотвращая захват воздушного корабля или других транспортных средств, в которых не находятся люди;

2) когда лицо, судно, воздушный корабль или другое транспортное средство пересекает государственную границу в запрещённом месте и в неустановленном месте международной связи, или в установленном месте, но это создаёт реальную опасность жизни или здоровью должностного или другого лица, или не подчиняется преждевременным ясно выраженным требованиям остановиться и иначе нельзя их остановить;

3) в пограничной полосе задерживая транспортное средство, если водитель своими действиями создаёт реальную опасность жизни или здоровью должностного или другого лица, или не подчиняется предварительно ясно выраженным требованиям остановиться и иначе нельзя их остановить;

4) в других законом установленных случаях регламентирующих полицейскую деятельность;
2. Должностное лицо при исполнении обязанностей имеет право применить специальные средства (наручники, газ, принудительные средства, приёмы борьбы и служебных собак):

1) отстаивая нападение против должностных и других лиц, исполняющих служебные обязанности в пограничной полосе, на пограничном контрольном пункте, на охраняемых объектах;

2) при задержании нарушителей государственной границы, охраняемого объекта и злостно не подчиняющихся должностному лицу и сопротивляющихся ему;

3) при освобождении заложников;

4) при нарушении правопорядка в пограничной полосе, в пункте пограничного контроля, на охраняемом объекте;

5) защищая от нападения охраняемых должностными лицами здания, единичные помещения и транспортные средства или освобождая эти объекты;

6) в других законом установленных случаях регламентирующих полицейскую деятельность.
3. Огнестрельное оружие, специальные средства могут быть применены без предупреждения:

1) при неожиданном нападении должностного лица или другого лица или при использовании оружия;

2) при нападении используют боевую технику, судно, воздушный корабль или другое транспортное средство;

3) при сопротивлении с оружием;

4) при освобождении заложников;

5) в других законом установленных случаях регламентирующих полицейскую деятельность.


4. О применении огнестрельного оружия против лица немедленно извещается прокурор, а о применении специальных средств- прямой начальник.
5. Огнестрельное оружие или специальные средства применять запрещается:

1) против суден, воздушных кораблей и других транспортных средств, в которых находятся пассажиры;

2) против лиц, которые в присутствии должностных лиц нечаянно пересекли государственную границу из-за несчастного случая или из-за форс-мажорных обстоятельств.

3) в помещениях, в которых находятся взрывчатые вещества , боеприпасы , легко воспламеняющиеся материалы, которые могут создать опасность для жизни и здоровья людей, или безопасности общества;

4) против лиц, зданий, помещений, транспортных средств, имеющих право неприкосновенности;

5) в местах скопления людей, если могут пострадать посторонние люди;

6) против лица с малолетним ребёнком;

7) против женщин несовершеннолетних, также инвалидов с явными признаками инвалидности, в исключении когда они сами нападают и сопротивляются с оружием.


24 Cтатья.

Применение вооружения в преследовании суден в море
1. Командир корабля службы против преследующих суден ( исключая иностранных государств военных суден или суден, используемых в некоммерческих целях) может применить только в порядке исключения , когда все средства использованы их не хватает остановить судно или заставить подчиниться. В этом случае судно производит предупредительный выстрел в воздух, следующий выстрел в воду впереди судна и выстрел в воду с другой стороны судна. Если после таких действий судно не останавливается, судно Службы имеет право его обстрелять.
2. Используя вооружения против судна не преследуется цель его уничтожения.
25 Cтатья.

Общие обязанности должностных лиц.
1. Должностное лицо Службы, осуществляя функции Службы, установленные в этом законе охраны государственной границы и выполняя пограничный контроль обязан:

1) неотложно принять меры для предотвращения преступление или другое правонарушение, охранять место происшествия, установить свидетелей преступных деяний, задержать и доставить лицо в учреждение Службы или полиции, совершившего преступное действие или административное нарушение, и сообщить об этом в учреждение Службы или полиции;

2) подтвердить права и правовые интересы личности лица, задержанного или доставленного в учреждение Службы, предоставить лицу неотложную медицинскую помощь, пострадавшему от нарушения прав и находящимся в беспомощном состоянии;

3) применить всевозможные меры для спасения имущества людей, государства, государственных и других организаций в случае стихийных бедствий, катастроф, аварий и других особых случаев;

4) выполняя служебные обязанности, доложить. По требованию должностное лицо обязано предоставить служебный знак или удостоверение;

5) неразглашать конфиденциальную информацию, если служебные права и обязанности не требуют другого.


2. При исполнении служебных обязанностей должностное лицо Службы обязан уважать и защищать достоинство человека, гарантировать и охранять его права и свободу.
26 Cтатья.

Ответственность должностных лиц.


  1. За неправомерные действия к должностным лицам могут применяться меры: дисциплинарные, административные, материальные и уголовной ответственности, меры установленные законом.




  1. Должностные лица не отвечают перед нарушителем за материальный, и физический ущерб, нанесённый во время задержания и сопротивления должностными лицами исполняющими служебные обязанности, если не были нарушены служебные полномочия и не нарушены правила задержания.




  1. Исполнение неправомерного приказа, требования или указания должностных лиц от ответственности не освобождает, если им не было заведомо о неправомерности приказа.

  2. Если должностные лица нарушили права или правовые интересы личности, нанесли материальный ущерб, то права должны быть восстановлены, а материальный ущерб возмещён.




  1. Ущерб, нанесённый должностными лицами при исполнении должностных обязанностей, юридическим лицам или предприятиям, не имеющим прав юридического лица возмещает государство в порядке, установленном законами.



III РАЗДЕЛ

ЗАВЕРШАЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
27 Cтатья.

Служебные униформы, разделительные знаки, специальные звания, удостоверения должностных лиц и социальные гарантии должностных лиц.


  1. С момента вступления в силу этого закона должностные лица Службы носят униформы пограничной полиции, униформы с различительными знаками, пока Правительство или ею уполномоченная институция утвердит должностных лиц Службы, а так же различительные знаки.




  1. До реорганизации должностным лицам оставляются их звания.




  1. С момента вступления в силу этого закона, удостоверения должностных лиц пограничной Службы действительны до окончания срока действия, но не дольше одного года.




  1. К должностным лицам Службы применяются социальные гарантии должностных лиц полиции.


28 Cтатья.

Время действия Международных соглашений Литовской Республики.
Если в Международном соглашении Литовской Республики установлены другие положения, чем в этом законе, то применяются положения международного соглашения.
29 Cтатья.

Предложение правительству.
С момента вступления в силу этого закона Правительство через 6 месяцев:
1) Департамент Пограничной полиции при Министерстве внутренних дел Литовской Республики реорганизовывается в Службу охраны государственной границы при Министерстве внутренних дел Литовской Республики.
2) Разрабатывает и предоставляет Парламенту проекты законов, так же утверждает и изменяет другие правовые акты, необходимые для осуществления положений закона.
30 Cтатья.

Правовой акт, утерявший силу.
С момента действия этого закона, теряет силу закон: „Закон полиции Литовской Республики”, „Закон охранной обязанности края Литовской Республики” и „Закона службы охраны края Литовской Республики: изменения и дополнения”.
31 Статья.

Вступление в силу закона с 01.11.2000.
заявляю: закон принят Парламентом Литовской Республики

президент Литовской Республики Валдас Адамкус.



069142286