Государственное регулирование сельского хозяйства на основе совершенствования кредитных - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Государственное учреждение культуры «Рязанская областная универсальная... 3 562.29kb.
Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства: Сорокин Анатолий... 1 62.81kb.
Лекция 8 тема: Влияние сельского хозяйства на окружающую среду 1 100.65kb.
Поправки Куратор (ответственный) 1 17.67kb.
Закон о развитии сельского хозяйства в условиях вто 2 522.72kb.
Министерство сельского хозяйства федеральное государственное бюджетное 1 325.44kb.
Экономика сельского хозяйства. Рекомендательный список 1 373.91kb.
Семинар «Актуальные проблемы экономики невозобновляемых ресурсов» 1 155.37kb.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь... 5 820.92kb.
Государственное регулирование экономики как условие национальной... 1 101.64kb.
Программа круглого стола «Кредитная кооперация как инструмент доступа... 1 33.82kb.
Экономика сельского хозяйства Агропромышленный комплекс требует повышенного... 2 396.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Государственное регулирование сельского хозяйства на основе совершенствования кредитных - страница №1/2



На правах рукописи

КУЗНЕЦОВА Наталья Александровна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(1.2. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами – АПК и сельское хозяйство)

08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

(9.3. Развитие инфраструктуры кредитных отношений современных кредитных инструментов, форм и методов кредитования)



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2013

Диссертационная работа выполнена в Государственном научном учреждении Всероссийском научно-исследовательском институте экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук



Научный руководитель:

доктор экономических наук,

главный научный сотрудник

ГНУ ВНИИЭСХ Маслова Влада Вячеславовна



Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор,

заведующий отделом экономических

проблем научно-технического развития

АПК ГНУ ВНИИЭСХ Россельхозакадемии Санду Иван Степанович

кандидат экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой «Финансы и кредит»

РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева Костина Раиса Васильевна



Ведущая организация - ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве Россельхозакадемии.

Защита диссертации состоится 26 февраля 2013 г. в 13 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 006.031.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Государственном научном учреждении Всероссийском научно-исследовательском институте экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии по адресу: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, дом 35, корп. 2, ГНУ ВНИИЭСХ.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГНУ ВНИИЭСХ.

Автореферат разослан 25 января 2013 г. и размещен на официальном сайте ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации vak.ed.gov.ru.



Ученый секретарь

Диссертационного совета Суслов Александр Иванович

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс России является базовым сектором национальной экономики, обеспечивающим продовольственную безопасность, политическую устойчивость, влияющим на демографическую ситуацию, развитие сельских территорий, а также социально-экономическую ситуацию всего государства. Экономическая ситуация в сельском хозяйстве России, несмотря на определенные положительные сдвиги, остается весьма сложной. Сложившийся уровень развития аграрной сферы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, рисковый характер ведения предпринимательской деятельности объективно обуславливают необходимость более взвешенного системного подхода со стороны федеральных и региональных властей к проведению аграрной политики, что позволит смягчить отрицательное воздействие рыночного механизма, сформировать конкурентную среду, создать условия для повышения финансовой устойчивости отрасли, долгосрочного экономического роста и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Аграрные кризисы тесно взаимосвязаны с общеэкономическими кризисами, но в то же время, их характер осложняется особенностями воспроизводственного цикла в сельском хозяйстве, что обуславливает их затяжной характер и дополнительные трудности выхода из кризисного состояния. Необходимость государственного регулирования аграрной сферы не вызывает сомнения. В силу объективных причин в сельском хозяйстве субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей, кроме того, зависимость от климатических условий ведет к нестабильности их финансового положения. В последние годы в стране принимаются меры по формированию многоканальной системы государственной поддержки сельского хозяйства, увеличилось бюджетное финансирование отрасли. Принятые меры обеспечили относительную стабилизацию и увеличение производства сельскохозяйственной продукции. Однако достаточных предпосылок для выхода отрасли и социальной сферы села из кризисного состояния пока не создано. Кроме того, со вступлением в ВТО появились дополнительные риски и угрозы для отрасли, способные ухудшить ситуацию в сельском хозяйстве России.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы государственного регулирования сельского хозяйства, включающей в себя различные формы и методы, учитывающие современное состояние и специфику аграрной сферы, способствующие повышению конкурентоспособности и устойчивости функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, достижению социальной стабильности и развитию сельских территорий с использованием мер, не противоречащих рыночным принципам, способных обеспечить сбалансированное развитие отрасли.

На современном этапе первостепенное значение в системе государственного регулирования сельского хозяйства приобрело кредитование. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., а также на 2013-2020 гг. (далее Государственная программа) субсидирование части процентной ставки по кредитам и займам является одной из основных форм поддержки отрасли. Новые проблемы в экономике сельского хозяйства, в том числе связанные с вступлением в ВТО, обозначили ряд вопросов, связанных с оценкой эффективности кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также разработкой мер совершенствования системы кредитования, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.



Состояние изученности проблемы. Исследованию проблем государственного регулирования аграрного сектора экономики посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых. Теоретические и методологические вопросы государственного регулирования сельского хозяйства нашли отражение в работах Р. Х. Адукова,  А.И. Алтухова, Г.В. Беспахотного, Н. А. Борхунова, Д.Ф. Вермеля, А.М. Емельянова, А.Я. Кибирова, С.В. Киселева, Л.А. Кошолкиной, В.В. Милосердова, О.Н. Михайлюк, А.Г. Папцова, А.В. Петрикова, О.А. Родионовой, Э.А. Сагайдака, И.С. Санду, А.Ф. Серкова, Е.В. Серовой, В.Я. Узуна, И.Г. Ушачева, И.Ф. Хицкова, Б.А., Чернякова, Д.Б. Эпштейна и других ученых. Основы системы кредитования российского сельского хозяйства, специфика её функционирования в условиях рыночной экономики рассматриваются в научных публикациях ученых и практиков А.А. Голованова, А.В. Гордеева, Л.И.Колычева, И.В. Палаткина, В.М. Пахомова, Б.И. Пошкуса, Ю.В.Трушина, А.А. Хандруева, Р.Г. Янбых, а также зарубежных - А. Смита, Дж. Кейнса, А. Хансена и др. Вместе с тем, накопленный опыт организации государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях, а также меры по его совершенствованию в условиях вступления в ВТО, в том числе через финансово-кредитный механизм, недостаточно обобщен. Не в полной мере разработана система организации и методология определения эффективности государственного регулирования сельского хозяйства, следствием чего является слабо выраженная связь финансирования отрасли и результатов производства.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в обосновании теоретических положений и разработке предложений по повышению эффективности государственного регулирования сельского хозяйства, в том числе на основе разработки методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию механизма кредитования.

В соответствии с данной целью были поставлены и решены задачи:



по специальности 08.00.05:

- обобщены теоретические концепции государственного регулирования аграрного сектора экономики;

-определены методические подходы, позволившие дать оценку финансово-экономического состояния сельского хозяйства с учетом влияния мер государственного регулирования;

- проведено исследование основных форм и методов государственного регулирования аграрной экономики на современном этапе, дана оценка их эффективности;

- обоснованы предложения по совершенствованию мер государственной поддержки сельского хозяйства, способствующие обеспечению устойчивого развития сельского хозяйства страны в условиях вступления в ВТО;

по специальности 08.00.10:

- выявлена роль кредитования в процессе стабилизации социально-экономической ситуации в сельском хозяйстве;

- определены методические подходы к проведению анализа эффективности мероприятий по кредитованию сельского хозяйства, реализуемых в рамках государственного регулирования отрасли на современном этапе;

- разработаны практические рекомендации по совершенствованию системы кредитования сельского хозяйства с учетом особенностей сложившейся ситуации в отрасли.



Объектом исследования в работе является система государственного регулирования сельского хозяйства Российской Федерации с выделением места кредитования в этой системе.

Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования сельского хозяйства, в том числе между различными элементами системы кредитования сельского хозяйства.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных по теории и практике государственного регулирования сельского хозяйства, а также системы кредитования сельского хозяйства. Методологическая основа базируется на системном подходе и методе диалектического познания, которые позволяют в динамике изучить закономерности и процессы государственного регулирования сельского хозяйства и системы кредитования отрасли.

Информационную основу исследования составили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, годовые бухгалтерские балансы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, материалы научно-практических конференций, нормативные правовые акты Российской Федерации, экспертные оценки независимых исследователей, научные разработки ГНУ ВНИИЭСХ и отраслевых научно-исследовательских институтов, данные периодической печати.

Методы исследования. В процессе исследования использованы различные методы научного познания: абстрактно-логический, экономико-статистические, расчётно-конструктивный, корреляционно-регрессионный анализ, балансовый, графический и экспертных оценок.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

по специальности 08.00.05:

- уточнена методология государственного регулирования сельского хозяйства, за счет повышения значимости системного подхода, направленного на сбалансированное обеспечение необходимыми ресурсами для расширенного воспроизводства на базе инновационного развития отрасли;

-определены методические подходы, позволившие выявить зависимость уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций от объемов бюджетных субсидий и кредитных ресурсов в разрезе регионов;

-обоснована необходимость решения проблемы совершенствования землеустройства в сельской местности, проведения кадастровых работ, оформления земли в собственность для создания у сельхозпроизводителей ликвидной залоговой базы, а также решения социальных проблем на селе и развития сельских территорий;

-осуществлен дифференцированный подход к определению приоритетных направлений государственного регулирования в сельском хозяйстве, предполагающий совершенствование различных форм и методов государственной поддержки в зависимости от экономического состояния сельскохозяйственных организаций;

по специальности 08.00.10:

- выявлена низкая эффективность существующего в сельском хозяйстве механизма кредитования, на основе анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций, объемов и структуры финансовых потоков, включающих кредитные ресурсы и бюджетное финансирование;

-сформулированы методические положения по оптимизации структуры финансовых ресурсов, поступающих в сельское хозяйство, предполагающие повышение роли прямого бюджетного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет сокращения расходов на компенсацию части процентной ставки по кредитам;

-обоснован комплексный подход по дальнейшему развитию системы кредитования сельского хозяйства, основанный на необходимости создания расширенной сети кредитно-банковских учреждений, учитывающих различия в интересах государства, кредиторов и сельскохозяйственных товаропроизводителей.



Практическая значимость работы заключается в возможности применения предложенных рекомендаций при разработке мер государственного регулирования сельского хозяйства, в том числе мер по совершенствованию системы кредитования, в части установления объемов, направлений расходования бюджетных средств, разработки методики оценки эффективности бюджетного субсидирования и кредитования отрасли. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных программ в образовательных учреждениях высшего профессионального образования аграрного профиля, а также при разработке государственных программ развития сельского хозяйства федерального и регионального уровней.

Апробация результатов исследования. Отдельные методические разработки и предложения диссертационной работы и рекомендации автора нашли применение в деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, были использованы Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики при разработке мероприятий по государственной поддержке сельского хозяйства, включенных в Государственную программу Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2012-2020 годы, ГНУ ВНИИЭСХ, прошли апробацию на конференции молодых ученых.

По результатам исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом авторского текста – 5,0 п.л., в том числе 3 статьи в журналах, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.



Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, списка использованных источников и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, изложено состояние изученности проблемы, определены цель и задачи, предмет и объект исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы государственного регулирования сельского хозяйства» раскрыта экономическая сущность государственного регулирования сельского хозяйства, дана оценка значимости основных принципов государственного регулирования сельского хозяйства, представлена система государственного регулирования сельского хозяйства, обоснована необходимость сбалансированного соотношения рыночных и административных форм воздействия на сельское хозяйство, выявлены место и роль кредитования в системе государственного регулирования.

Во второй главе «Состояние экономического регулирования сельского хозяйства в России» дана оценка финансово-экономической ситуации в сельском хозяйстве Российской Федерации, проанализировано ценовое регулирование, кредитно-финансовые отношения, а также их влияние на развитие отрасли, выявлена низкая эффективность применяемого в настоящее время механизма кредитования сельского хозяйства, приведшего к разбалансированности обеспечения отрасли финансовыми ресурсами и препятствующие стабильному развитию сельского хозяйства.

В третьей главе «Основные направления совершенствования государственного регулирования в сельском хозяйстве» предложены формы и методы государственного регулирования отрасли, которые позволят стабилизировать состояние сельского хозяйства, а также меры по совершенствованию системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе основанные на опыте ряда развитых стран, способные обеспечить ее сбалансированное развитие.

В выводах и предложениях сформулированы основные результаты проведенного исследования.



II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Осуществление системного подхода к государственному регулированию сельского хозяйства, направленного на сбалансированное обеспечение необходимыми ресурсами для расширенного воспроизводства на базе инновационного развития отрасли

Анализ и обобщение изученных научных взглядов по вопросу регулирования экономики в связи с ее циклическим развитием, а также практического опыта реализации различных форм и методов такого регулирования, позволили сделать вывод о необходимости повышения роли государства, что связано со спецификой функционирования сельского хозяйства и агропродовольственного рынка, которые не являются саморегулирующимися системами. Достижение стабильного функционирования сельского хозяйства и экономики в целом возможно только путем сбалансированного сочетания всех элементов системы экономического регулирования, при оптимальном соотношении государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования, основанном на требованиях рынка, способном решать социальные задачи, результатом которого является взаимное удовлетворение интересов государства и товаропроизводителей. При этом ключевым моментом является стимулирование повышения эффективности самого сельского хозяйства, прежде всего, путем перехода на инновационный путь развития.

Государственное регулирование сельского хозяйства можно определить как воздействие государства посредством административно-правовых и экономических мер на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, направленное на сбалансированное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитно-финансовыми, материально-техническими, трудовыми и прочими ресурсами, необходимыми и достаточными для расширенного воспроизводства на базе инновационного развития, повышения уровня жизни сельского населения, решения демографической, экологических и прочих проблем на селе.

Систему государственного регулирования сельского хозяйства, имеющую комплексный характер, сочетающую различные формы и методы, можно представить в следующем виде (рисунок 1).

Выделяют методы государственного регулирования: экономические и административно-правовые. Экономические методы госрегулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся такие формы государственного регулирования, при которых оказывается непосредственное влияние на финансовые результаты хозяйствующих субъектов и предполагается адресное финансирование отраслей, территорий и отдельных производителей. Например, субсидии, дотации, компенсации производства, материально-технических ресурсов, затраты капитального характера и другие.


Государственное регулирование сельского хозяйства


Установление приоритетных направлений и субъектов



Выбор форм и методов госрегулирования






Экономические методы

Административно-правовые

методы





Нормативно-правовое

обеспечение



Косвенная форма

Прямая форма





Регулирование земельных

отношений



Повышение доступности кредитов (льготное кредитование, госгарантии)

Бюджетное финансирование (дотации, субсидии, компенсации, затраты капитального характера,

финансирование целевых

программ,

НИОКР)






Развитие информационных систем



Контроль за качеством

продукции



Совершенствование системы лизинга





Совершенствование системы

налогообложения







Регулирование

агропродовольственных рынков







Страхование рисков (страховые тарифы, компенсация части страховых взносов)





Совершенствование таможенно-тарифной политики





Рисунок 1 – Система государственного регулирования сельского

хозяйства Российской Федерации

Косвенное регулирование призвано создать условия, при которых экономические субъекты будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Оно осуществляется через такие инструменты, как льготное кредитование, государственные гарантии, систему лизинга, налоговые льготы, регулирование агропродовольственных рынков, поддержку страхования урожая и другие. С нашей точки зрения, группировка экономических методов, наиболее значимых для сельского хозяйства на современном этапе развития, выглядит следующим образом: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, ценовые, все остальные методы дополняют и усиливают их.

Среди административно-правовых можно выделить нормативно-правовое обеспечение, регулирование земельных отношений, развитие информационных систем, контроль за качеством продукции и другие.

Сложность экономического регулирования как многоуровневой системы, имеющей ряд противоречий между различными участниками процесса, обусловливает многочисленные проблемы в достижении согласованности процесса его функционирования, вызывая дисбаланс в развитии экономики, преодоление которого, исключительно полагаясь на рыночное саморегулирование, в сложившихся условиях не представляется возможным. Усиление только рыночных принципов перераспределения финансовых ресурсов в условиях закредитованности отрасли, низкого уровня рентабельности, а также высокого уровня конкуренции со стороны иностранных производителей в связи с вступлением в ВТО, могут привести к ухудшению положения российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, что требует совершенствования мер государственного регулирования сельского хозяйства.



2. Выявлена зависимость уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций от объемов бюджетных субсидий и кредитных ресурсов в разрезе регионов Российской Федерации

Проведенный анализ экономической и хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций свидетельствует о постепенном оживлении сельскохозяйственного производства после кризиса 2009 г. Так, в 2011 г. доля сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости почти достигла докризисного уровня 2008 г., выручка от реализации продукции, по сравнению с предыдущим годом, увеличилась на 15%, рентабельность составила 11,8%. Однако на протяжении нескольких лет сложившийся уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций обеспечивался в основном за счет полученных бюджетных субсидий (таблица 1).

В целях более содержательного анализа сложившейся ситуации было проведено исследование финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций в региональном разрезе. В качестве информационной базы использовались Годовые бухгалтерские отчеты Министерства сельского хозяйства за 2009-2011годы по регионам, в целях большей сопоставимости данные показатели рассчитывались на 1 га сельскохозяйственных угодий. В зависимости от уровня рентабельности регионы были разбиты на 5 групп: 1 группа - с рентабельностью более 20%; 2 группа –от 20% до 10%, 3 группа – от 9% до 5%; 4 группа – от 4% до 0%; 5 группа – убыточные.

Таблица 1 – Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций Российской Федерации (млрд. руб.)



Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Доля сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости, %

4,2

4,5

3,8

4,1

Произведенная продукция

1183,7

1141,5

1165,2

1645,2

Выручка

887,8

970,0

1090,3

1258,5

Себестоимость

791,2

860,4

990,4

1135,5

Субсидии из бюджета

99,7

112,0

135,2

138,0

Прибыль до налогообложения

117,4

83,6

82,2

134,0

Прибыль (убыток) без субсидий

17,7

-28,4

-53,0

-4,0

Рентабельность включая субсидии, %

14,8

9,7

8,3

11,8

Рентабельность (убыточность) без учета субсидий, %

2,3

-3,3

-5,4

-0,4

Результаты проведенных исследований, представленных в таблице 2, свидетельствуют о том, что только в 3-5 регионах Российской Федерации сельскохозяйственные организации имели средний уровень рентабельности 22-23% (первая группа регионов). В данной группе показатели прибыли, поступлений от банковских кредитов, процентов по кредитам к уплате - максимальные. Большая часть кредитных ресурсов аккумулируется в хозяйствах, входящих в первую (рентабельность более 20%) и вторую (рентабельность – 10-20%) группы регионов, где наблюдается наибольшая прибыльность производства. В то же время получаемые бюджетные субсидии здесь значительно меньше, чем в других группах. Соотношение между полученной прибылью и заемными средствами даже в этой относительно благополучной группе сформировались с перекосом в пользу привлеченных средств.

В четвертой группе низкорентабельных хозяйств (со средним уровнем рентабельности 2%), в которую входят в среднем 14 регионов, наблюдается обратная ситуация: значения прибыли, поступлений от банковских кредитов и займов, процентов по кредитам минимальные среди всех групп, а полученные бюджетные субсидии в 1-3 раза больше, чем в первой группе. В данной группе наблюдается значительный, растущий с каждым годом, дисбаланс между собственными и привлеченными средствами (в пользу последних), что без проведения мероприятий, имеющих целью повышение рентабельности производства, приведет к их убыточности.

В пятой (убыточной) группе регионов размер бюджетных субсидий, выплаченных на 1 га сельхозугодий, был максимальным, в 2-3 раза больше,
Таблица 2 – Соотношения рентабельности сельскохозяйственного производства, полученных бюджетных субсидий, кредитов и займов, уплаченных процентов к прибыли сельскохозяйственных организаций в расчете на 1 га сельхозугодий в 2009-2011 гг.


Группы

Количество

регионов


Рентабельность,

%


Бюджетные

субсидии к прибыли, %



Кредиты и займы

к прибыли,

%


Уплаченные

проценты к

прибыли,

%


2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

1

0

5

3

-

22

23

-

29

37

-

194

301

-

48

40

2

28

21

28

14

13

14

80

97

100

260

306

460

60

67

64

3

15

21

18

7

7

7

132

167

176

429

572

754

120

127

111

4

17

14

11

2

2

2

723

973

636

1763

1361

1869

428

324

281

5

15

15

15

-16

-15

-13

-321

-302

-312

-320

-352

-426

-68

-87

-94

чем в первой группе. Данный факт свидетельствует о том, что даже значительная по российским меркам государственная поддержка на 1 га сельхозугодий не в состоянии переломить финансово-экономическую ситуацию в данной группе. К тому же показатели поступлений от банковских займов и кредитов, а также размеры начисленных процентов достаточно высоки, что говорит о их закредитованности и невозможности расплатиться по долгам.

3. На основе анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций, объемов и структуры финансовых потоков, включающих кредитные ресурсы и бюджетное финансирование выявлена низкая эффективность существующего в сельском хозяйстве механизма кредитования

Одной из причин усугубления финансовой нестабильности в сельском хозяйстве на современном этапе развития является низкая эффективность действующего механизма кредитования. Являясь в настоящее время по сути основным каналом поступления финансовых ресурсов в сельское хозяйство, он привел к закредитованности отрасли. Анализ показал, что за период 2009-2011 гг. задолженность по кредитам и займам увеличилась в 1,3 раза, просроченная задолженность - почти 2 раза, постепенно растет доля заемных средств в структуре общей задолженности сельскохозяйственных организаций. При этом количество организаций, имеющих просроченную задолженность по кредитам и займам, сокращается, что свидетельствует, во-первых, о ее возникновении у заемщиков, имеющих крупные кредиты, во-вторых, о сокращении количества сельскохозяйственных организаций - должников в результате их банкротства (таблица 3).

Таблица 3 – Задолженность сельскохозяйственных организаций по кредитам и займам в 2009-2011 гг. (на конец года), млрд. руб.


Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Суммарная задолженность по обязательствам

991,0

1113,5

1252,6

-в т.ч. задолженность по кредитам и займам

723,0

837,9

947,7

доля в общей задолженности по обязательствам, в %

73,0

75,2

75,7

-просроченная задолженность по кредитам банков и займам

7,8

10,4

13,9

доля просроченной задолженности в общей сумме задолженности по кредитам и займам, в %

1,1

1,2

1,5

Доля убыточных организаций в их общем количестве, в %

27,9

29,0

21,8

Доля организаций, имеющих просроченную задолженность по кредитам и займам, в их общем количестве, в %

6,9

5,8

5,2

Особого внимания заслуживает тот факт, что в 2010 г. от 21,8% (по убыточным организациям) до 73,4% (по организациям с рентабельностью выше 20%) бюджетных субсидий направлялось не на прямое дотирование отрасли, а на компенсацию выплаты процентов по кредитам, что в итоге дает гораздо меньший положительный эффект для сельского хозяйства по сравнению с прямой финансовой поддержкой (таблица 4).

В целях более содержательного анализа влияния кредитной нагрузки на эффективность сельскохозяйственного производства на микроуровне, было проанализировано финансово-экономическое положение ряда сельскохозяйственных организаций Рязанской области. Для этого по итогам 2011 г. были произведены расчеты объема кредитов, затрат по их обслуживанию и размера бюджетного субсидирования на 1 руб. реализованной продукции и

Таблица 4– Доля бюджетных субсидий, направляемых на компенсацию части процентной ставки по кредитам, в общем объеме бюджетных субсидий сельскому хозяйству в 2009-2011 гг., %


Группа

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Первая (рентабельность >20%)

-

73,4

52,1

Вторая (рентабельность 20-10%)

56,2

51,4

45,6

Третья (рентабельность 9-5%)

54,5

49,6

45,2

Четвертая (рентабельность 4-0%)

45,2

25,1

31,9

Пятая (рентабельность

20,2

21,8

23,1

другие показатели. Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о значительной кредитной нагрузке ООО «Авангард», даже при высоком уровне рентабельности (34,2%) на 1 руб. реализованной продукции приходилось 1,19 руб. кредитов, при этом они более, чем в 3 раза превышали размер прибыли с учетом субсидий, а краткосрочные кредиты - в 2 раза. Проценты по кредитам составили 16 коп. на 1 руб. реализованной продукции (более 42% прибыли). Доля субсидий на уплату части процентной ставки по кредитам была равна 75% от общего объема полученных субсидий. Соотношение привлеченных и собственных средств при осуществлении долгосрочных инвестиций составило 76:24 соответственно. Таким образом, наблюдается значительная закредитованность ООО «Авангард», что приводит к отвлечению финансовых ресурсов на обслуживание кредитов и оказывает сдерживающее воздействие на его развитие.

Кредитная нагрузка СПК «Мир», имеющего более низкий уровень рентабельности (13,3%), менее значительна: на 1 руб. реализованной продукции приходилось 17 коп. кредитов (из них краткосрочные - 8 коп.). При этом объем кредитов и займов на 42,8% был больше прибыли. Начисленные проценты по кредитам составили 4 коп. на 1 руб. реализованной продукции и 26,7% прибыли. Доля бюджетных субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам была 62% от их общего объема. На 1 руб. реализованной продукции приходилось 13 коп. бюджетных субсидий, из которых 8 коп. шли на финансирование части процентной ставки. Соотношение собственных и привлеченных средств при осуществлении долгосрочных инвестиций составило 85:15 соответственно. Однако преобладание собственных средств в долгосрочных инвестициях в данном случае свидетельствует не о достаточности собственных финансовых ресурсов для расширенного воспроизводства, а об ограничениях в получении кредитных средств и, соответственно, бюджетных субсидий, что является сдерживающим фактором для развития данной организации, обновления ее материально-технической базы. Так, если у первой организации объем долгосрочных инвестиций составил 43% от выручки, то у второй - 24%.

Таким образом, проведенный анализ финансово-экономического состояния на микроуровне подтверждает результаты анализа на мезо- и макроуровне, свидетельствующие о низкой эффективности существующего механизма кредитования сельского хозяйства. Основная часть полученных бюджетных субсидий приходится на субсидии по возмещению части процентной ставки, что недостаточно эффективно в условиях низкой рентабельности многих сельскохозяйственных товаропроизводителей, не способных получить кредитные ресурсы. Это приводит к значительной закредитованности сельскохозяйственных организаций, усугубляет такие негативные тенденции, как снижение рентабельности, отсутствие собственных финансовых ресурсов на текущую деятельность и инвестиционные цели, невозможность осуществления расширенного воспроизводства, что требует корректировки механизма кредитования для обеспечения более эффективного использования бюджетных средств и стабильного развития сельского хозяйства в условиях ВТО.

4. Решение проблемы совершенствования землеустройства в сельской местности, проведения кадастровых работ, оформления земли в собственность для создания у сельскохозяйственных производителей ликвидной залоговой базы, а также решения социальных проблем на селе и развития сельских территорий

Эффективное использование сельскохозяйственных угодий определяется не только организацией производственных процессов, но зависит также от упорядоченности землепользования и наличия юридически оформленных прав собственности на земельные участки. В связи со сложным экономическим положением в отрасли, темпы проведения землеустроительных работ были достаточно низкими, земельные участки не ставились на государственный кадастровый учет, соответственно, регистрация права на них не осуществлялась. Значительное число земельных участков, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями различных форм хозяйствования, не выделено на местности, не имеет границ и точно установленных размеров. В результате этого, по оценкам Государственного университета по землеустройству, в настоящее время около 80% организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, до сих пор не смогли оформить свое право на земельные участки. Указанные проблемы и их последствия в настоящее время не позволяют в полной мере развивать механизм земельной ипотеки и привлекать дополнительные инвестиционные ресурсы. В связи с этим в настоящее время назрела необходимость решения проблемы по упорядочению землеустройства в сельской местности.

В Государственной программе на 2013-2020 гг. предусмотрены мероприятия по оказанию помощи в оформлении земельных участков общей площадью 8,5 млн. га в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. При этом в расчет принимаются расходы на проведение кадастровых работ в размере 1 тыс. руб. за 1 га. Данный объем бюджетного финансирования недостаточен для оказания действенной помощи в решении проблемы проведения кадастровых работ, во-первых, из-за наличия большой площади земель, по которым не было проведено межевание, во-вторых – из-за более высокой фактической стоимости работ. В связи с этим предлагается увеличить объем бюджетного субсидирования до 50% фактической стоимости кадастровых работ и распространить его не только на малые формы хозяйствования, но и на остальных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

По данным Минсельхоза России, в целом по Российской Федерации на 01.01.2011 не было проведено работ по межеванию на 58,71 млн.га сельхозугодий, что составляет почти 66% общей площади (таблица 5).

Таблица 5 – Площадь сельхозугодий Российской Федерации, по которым на 01.01.2011г. было проведено межевание


Наименование показателя

млн. га

%

Площадь с/х угодий, всего

89,06

100,0

в т.ч. по которым проведено межевание

30,35

34,08

не проведено межевание

58,71

65,92

В целях регулирования рынка цен на кадастровые работы в субъектах Российской Федерации должны быть приняты соответствующие нормативно-правовые акты, устанавливающие максимальную стоимость кадастровых работ за 1 га земли сельскохозяйственного назначения. Общий объем дополнительных бюджетных средств должен быть рассчитан с учетом средних цен кадастровых работ в каждом субъекте Российской Федерации.

Расчет необходимых бюджетных средств на мезоуровне можно привести на примере Брянской области, где региональными органами власти определен максимальный размер цен на подготовку проекта по межеванию земель сельскохозяйственного назначения - 16 тыс. руб. за 1 га (таблица 6).


Таблица 6– Расчет необходимых объемов финансирования для проведения кадастровых работ (на примере Брянской области)

Наименование показателя




Используется с/х угодий на 01.01.2011, га

671269

Площадь с/х угодий, по которым не было проведено межевание, га*

443038

в %

66

Стоимость работ по ценам, указанным в Госпрограмме на 2013-2020 гг. (1 тыс. руб. за 1 га), млн. руб.

443

Стоимость работ из расчета фактических цен (16 тыс. руб. за 1 га), млн. руб.

7088

Требуемые дополнительные бюджетные расходы, млн. руб.

3323

*для расчета принят средний процент по Российской Федерации
Государственная поддержка при проведении землеустроительных работ на землях сельскохозяйственного назначения позволит решить проблему оформления земли в собственность, что будет способствовать формированию ликвидной залоговой базы у сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышению финансовой устойчивости их деятельности. следующая страница >>