Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Культуроведческой компетенции будущего учителя иностранного языка 1 122.85kb.
Профессиональная мультимедийная языковая компетенция учителя иностранного... 1 107.37kb.
Дипломная работа методика обучения восприятию речи на слух на начальном... 5 2560.22kb.
Методика преподавания иностранного языка Область знаний – общественные... 1 24.82kb.
Формирование методологической компетентности будущего учителя географии... 1 309.07kb.
Концепция организационно-деятельностных игр (оди) и методология творческого... 1 94.04kb.
1 Курс «Методы активного социально-психологического обучения» соответствует... 1 81.54kb.
Методология проблемы формирования педагогической я-концепции будущего... 1 75.18kb.
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы... 1 107.57kb.
Cтаркова Дарья Александровна, к п. н., доцент кафедры английской... 1 316.85kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 69.86kb.
Использование наглядности при формировании грамматического навыка 1 288.77kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка - страница №2/2

Глава третья «Практическая реализация концепции развития лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка и доказательство её эффективности» посвящена проблемам совершенствования содержания обучения, технологического обеспечения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей иностранного языка, создания организованной инновационной педагогической профессионально-образовательной среды, содержит результаты практической реализации концепции развития лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка и доказательство её эффективности. В Пермском государственном педагогическом университете (факультет иностранных языков) в содержательном компоненте образования были проведены следующие изменения: введены междисциплинарные курсы «Основы научно-исследова-тельской деятельности студентов» и «Профессиональный портфолио будущего учителя иностранных языков». В содержательном аспекте были усилены модули «Технические и аудиовизуальные средства обучения в региональной образовательной системе», «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам», «Раннее обучение иностранным языкам», «Развивающее иноязычное образование», «Профильное обучение иностранному языку».

Гуманитаризация содержания образования коснулась дисциплин предметного и психолого-педагогического блоков посредством внесения культурной (культурологической) компоненты в состав профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, подчёркивающей педагогическую сущность этого личностного новообразования. В этой связи существенно возросло значение курса лингвострановедения, а также обучение межкультурной коммуникации, которая рассматривается как процесс общения (вербального и невербального) между коммуникантами, являющимися носителями разных культур и языков, или иначе – совокупность специфических процессов взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам и языкам (И. И. Халеева).

С целью технологического обеспечения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей иностранного языка была разработана технология сетевого электронного профессионального портфолио будущего учителя иностранных языков. Данная технология направлена на развитие профессиональной компетентности, а интегративными показателями оценки качества профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка являются лингводидактические компетенции.

С технологией портфолио тесно связана технология критериального оценивания. Главной функцией оценивания становится анализ процесса, обратная связь, которая позволяет выявить особенности протекания процесса обучения иностранным языкам и методическим курсам и внесения соответствующих поправок. Отсюда большое значение придаётся критериальному мониторингу и самооценке студентов. Технологии портфолио и критериального оценивания задействованы при итоговой государственной аттестации.

В образовательном процессе используются и другие технологии, отличительными признаками которых являются: личностно-ориентированная, развивающая и деятельностная направленность; направленность на развитие билингвальной (полилингвальной) и бикультурной (поликультурной) языковой личности в процессе обучения и преподавания иностранных языков, направленность на актуализацию профессионально-личностного потенциала, профессиональное развитие личности, обеспечение благоприятного психологического климата, свободной демократической атмосферы; предоставление всем участникам образовательного процесса субъектной позиции; использование стиля педагогического взаимодействия, поддерживающего и стимулирующего развитие лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка. Особое внимание уделяется процессам формирования их профессионально ориентированной самостоятельности и становления рефлексивного сознания.

В работе подчёркивается важность создания организованной инновационной педагогической профессионально-образовательной среды, которая становится важнейшим организационно-дидактическим условием практической реализации модели образовательного процесса вуза, ориентированного на развитие лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

Педагогическая диагностика сформированности профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка проводилась в ходе опытного обучения (2005-2009 гг.) на факультете иностранных языков Пермского государственного педагогического университета. В опытном обучении приняло участие 1 412 человек – студенты всех лет обучения. Диагностика сформированности лингводидактических компетенций проводилась среди выпускников факультета иностранных языков 2006 г. – были задействованы в основном в предварительном проверочно-поисковом эксперименте; 2007 и 2008 г. – участвовали в опытном обучении соответственно с третьего и второго курса); 2009 г. – участвовали в опытном обучении на протяжении всех лет обучения в вузе.

В ходе опытного обучения предстояло решить следующие задачи:



  • на основании разработанных критериев провести предэкспериментальные срезы, выявив уровень развития профессиональной компетентности выпускников, в частности, таких её компонентов, как уровень выраженности рефлексивности, суммы показателей долговременной готовности к педагогической деятельности будущих учителей иностранного языка (2006);

  • разработать критерии оценки уровня сформированности лингводидактических компетенций выпускников факультета иностранных языков в ходе государственной аттестации, наблюдаемых при анализе содержания профессиональных портфолио испытуемых, и осуществить комплексную количественную оценку качества используемых объектов (2007-2008);

  • на основании разработанных критериев провести текущие и итоговые срезы, выявив уровень развития профессиональной компетентности выпускников, в частности, таких её компонентов, как уровень выраженности рефлексивности, суммы показателей долговременной готовности и способности к профессиональной деятельности – будущих учителей иностранного языка (2007-2009);

  • на основании разработанных критериев провести комплексную экспертизу уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка в ходе государственной аттестации методом компетентных судей (2008-2009);

  • сравнить результаты педагогической диагностики выпускников 2006-2009 гг.

  • обработать полученные результаты методом описательного анализа, выявив уровень статистической значимости полученных параметров (2009);

  • методом многомерного дисперсионного анализа установить наличие или отсутствие линейной зависимости маргинальных средних параметров, полученных в ходе опытного обучения (2009);

  • методом ассоциативного анализа выявить связь между переменными (2009).

Результаты педагогической диагностики были обработаны статистической компьютерной программой SPSS 17 версия. Диаграммы, приведённые ниже (рис. 3, 4, 5, 6), демонстрируют обобщенные статистические результаты, полученные методом описательного анализа.


Результат выполнения междисциплинарного компьютерного теста

(в процентах)








Год

Рис. 3. Результат выполнения междисциплинарного компьютерного теста выпускниками 2007, 2008, 2009 гг.


Уровень выраженности рефлексивности






Год

Рис. 4. Уровень выраженности рефлексивности выпускников 2006-2009 гг.



Сумма показателей долговременной готовности к профессиональной

деятельности учителя

иностранного языка

(в баллах)








Год

Рис. 5. Показатели долговременной готовности к профессиональной деятельности учителя иностранного языка выпускников 2006, 2007, 2008, 2009 гг.


Сумма значений критериев профессиональных компетенций выпускников в ходе

государственной аттестации, наблюдаемых при анализе содержания профессиональных портфолио испытуемых








Год

Рис. 6. Сумма значений критериев профессиональных компетенций выпускников в ходе государственной аттестации, наблюдаемых при анализе содержания профессиональных портфолио испытуемых в 2008, 2009 гг.

Приведённые диаграммы демонстрируют увеличение минимального, максимального и среднего значений по каждому из указанных параметров. Это свидетельствует об отработанности в 2009 г. технологий сетевого электронного профессионального портфолио будущего учителя иностранного языка, критериального оценивания в ходе государственной аттестации и повышении качества профессиональной подготовки выпускников факультета иностранных языков, направленной на развитие лингводидактических компетенций. Наивысшие показатели продемонстрировали испытуемые, которые приняли участие в опытном обучении в течение всех лет обучения в вузе (выпускники 2009 г.). Из анализа данных можно сделать вывод о том, что в течение пяти лет повышалось качество профессиональной подготовки на факультете иностранных языков благодаря постепенному внедрению в практику модели образовательного процесса, направленного на формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

Результаты педагогической диагностики были также обработаны методом дисперсионного анализа. В результате многомерного дисперсионного анализа стало возможно описать модель наблюдаемых параметров в ходе опытного обучения.

Получены графики изменений маргинальных средних значений параметров «Уровень выраженности рефлексивности» (рис. 7), «Сумма показателей долговременной готовности» (рис. 8), «Результат выполнения междисциплинарного компьютерного теста» (рис. 9), диаграмма «Сумма значений критериев профессиональных компетенций выпускников в ходе государственной аттестации, наблюдаемых при анализе содержания профессиональных портфолио испытуемых» (рис. 10) позволяют констатировать линейную модель зависимости наблюдаемых параметров.



Оцененные средние значения уровня выраженности

рефлексивности







Год

Рис. 7. Рост уровня выраженности рефлексивности выпускников 2006-2009 гг.


Оцененные средние значения долговременной готовности

(в баллах)








Год

Рис. 8. Увеличение показателей долговременной готовности выпускников 2006-2009 гг. к профессиональной деятельности учителя иностранного языка




Оценённые средние

значения результата

выполнения

междисциплинарного компьютерного теста








Год

Рис. 9. Качественный рост результатов выполнения междисциплинарного компьютерного теста выпускниками 2007-2009 гг., свидетельствующий об их способности

к профессиональной деятельности учителя иностранного языка




Оцененные средние значения суммарной оценки критериев профессиональных компетенций выпускников

в ходе государственной аттестации








Год

Рис. 10. Увеличение суммарной оценки критериев профессиональных компетенций

выпускников 2008-2009 гг. в ходе государственной аттестации, на основе выработанных критериев методом компетентных судей, наблюдаемых при анализе содержания

профессиональных портфолио испытуемых
Полученные графики линейной зависимости маргинальных средних значений вышеуказанных параметров свидетельствуют о постепенном росте профессиональной компетентности выпускников факультета иностранных языков, начиная с 2006 г. Наименьшие показатели продемонстрировали выпускники 2006 г., т. к. как они принимали участие в апробации лишь отдельных учебных модулей и технологий обучения, не использовалась технология сетевого профессионального портфолио будущего учителя иностранного языка. Средние показатели проявили выпускники 2007-2008 гг., т. к. они участвовали в опытном обучении на протяжении трёх-четырёх лет. Наивысшие показатели сформированности лингводидактических компетенций продемонстрировали выпускники 2009 г., принимавшие участие в опытном обучении на протяжении всех лет обучения. Все эти факты говорят об эффективности практического применения модели образовательного процесса, направленного на формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка, и свидетельствуют о сформированности лингводидактических компетенций будущих учителей иностранного языка в ходе опытного обучения. Обработанные методами математической статистики результаты опытного обучения полностью подтвердили гипотезу исследования и доказали эффективность практического применения модели образовательного процесса, направленного на формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка. Кроме того, экспериментально доказана сильная, статистически значимая взаимосвязь всех исследуемых компонентов профиля профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

В главе четвёртой «Условия и распространение основных положений концепции, формирования компетенций учителя в образовательном пространстве Пермского края» обобщён опыт практической реализации концепции, разработанной в диссертации, в Пермском крае путём саморазвития и самосовершенствования профессиональной компетентности учителя в процессе непрерывного образования средствами сетевого электронного профессионального портфолио педагогического работника Пермского края; развития лингводидактических компетенций учителя иностранного языка, дающих ему возможность эффективно работать на начальном этапе обучения иностранному языку, и дальнейшего развития профессиональной компетентности учителей, работающих на среднем и старшем этапах обучения в школе в ходе реализации проекта «Создание системы Международного бакалавриата» приоритетного краевого проекта «Новая школа».

Для обеспечения преемственности между инновационной профессионально ориентированной образовательной средой педагогического вуза, в которой находился студент (будущий учитель иностранного языка), и профессиональной средой, в которую он попадает после окончания вуза, с целью создания единой модели профессионального саморазвития учителя в течение всей жизни в Пермском крае созданы необходимые и достаточные условия для системных изменений по всем направлениям. На основе разработанной в данном исследовании концепции и электронной оболочки профессионального портфолио созданы и внедрены в практику сетевой электронный профессиональный портфолио педагогического работника г. Перми и Пермского края и сетевой электронный профессиональный портфолио специалистов школ Международного бакалавриата.

Профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования. Профессиональный профиль меняется и уточняется в зависимости от конкретных потребностей образовательной среды регионов, служит основой для формирования политики профессионального саморазвития учителя иностранного языка и его профессиональной переподготовки. Современные тенденции в языковом образовании – разнообразие и адаптивность условий обучения иностранным языкам, вариативность методов и средств обучения – требуют от учителя иностранного языка профессиональной мобильности, готовности и способности к постоянному профессиональному развитию и самосовершенствованию. Так, разработанные в логике концепции диссертации требования по представлению услуг по раннему обучению иностранному языку существенным образом повлияли на содержание профессиональной подготовки и переподготовки учителей иностранного языка, работающих в начальной школе, и дальнейшее развитие их лингводидактических компетенций.

В главе обобщен опыт развития профессиональной компетентности учителей (лингводидактических компетенций учителей иностранного языка в том числе) в ходе реализации подпроекта «Создание системы Международного бакалавриата» приоритетного краевого проекта «Новая школа» в единстве предметной, языковой и методической подготовки на основе билингвального образования. Рассматриваются особенности создания системы Международного бакалавриата в Пермском крае (сетевой проект, охватывающий три школы, Пермский государственный педагогический университет под контролем министерства образования и администрации края), проводятся исторические параллели, анализируются нормативные документы.

Сформулированы требования к профессиональной компетентности учителя Международного бакалавриата (предметной, иноязычной, профессионально-коммуникативной и методической) и соотнесены с содержанием непрерывного педагогического образования и саморазвития педагогических работников, ориентированного на формирование профессиональных компетенций в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования.

Доказана возможность использования обсуждаемой в диссертации концепции и модели профессионального развития не только в подготовке будущих учителей иностранного языка, но и в профессиональной подготовке учителей любого профиля, о чём свидетельствует опыт практической реализации краевого проекта «Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае».



В Заключении подводятся итоги основных результатов исследования, делаются выводы и обобщения, касающиеся объекта исследования, определяются перспективы работы в данном направлении.

  1. Следует отметить, что в последние годы заметно возрос исследовательский интерес к рассматриваемым в диссертации проблемам (модернизация отечественного образования, обоснование компетентностного подхода в системе высшего языкового педагогического образования, моделирование образовательного процесса, развитие и совершенствование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка) в связи с глобализацией мировой экономики, интеграцией России в Болонский процесс и сменой ключевой научной парадигмы. Исходным пунктом теоретических рассуждений послужила антропоцентрическая ориентация современной научной парадигмы. Становится все более очевидным, что в современном меняющемся мире профессиональная деятельность человека предусматривает необходимость непрерывного образования, постоянного повышения профессиональной компетентности. Именно поэтому в работе в качестве теоретической основы был избран компетентностный подход, являющийся диалектическим развитием наиболее продуктивных психолого-педагогических концепций двадцатого века, активно разрабатываемый рядом ведущих отечественных и зарубежных ученых.

  2. Применяемый в исследовании компетентностный подход позволил увидеть новые грани в, казалось бы, уже достаточно четко обозначенных противоречиях между потребностью общества в профессионально компетентных учителях иностранного языка и системой языковой педагогической подготовки учителя с учётом потребности личности и общества, представить компетентность как желаемый результат образования. Проведённое исследование подтвердило важность решения на современном этапе развития высшего языкового педагогического образования актуальных педагогической и методической проблемы – дальнейшего углубленного изучения категорий компетентности и компетенции, выявления теоретических закономерностей построения процесса формирования лингводидактических компетенций на основе взаимосвязи системного, междисциплинарного и деятельностного характера при подготовке будущего учителя иностранного языка, анализа генетических предпосылок компетентностного подхода в высшем языковом педагогическом образовании в отечественной и зарубежной науке, распространения результатов исследования в образовательном пространстве Пермского края.

  3. На основе полученных данных и выявленных закономерностей разработана концепция подготовки будущего учителя иностранного языка как теоретическая основа организации и осуществления данного процесса в педагогическом вузе, доказавшая свою эффективность на методологическом уровне – как идеологическая база построения процесса подготовки будущего учителя иностранного языка; на теоретическом уровне – как совокупность теоретических положений, отражённая в базовых принципах формирования лингводидактических компетенций; и на практическом уровне – в виде построения на её основе методики формирования лингводидактических компетенций. Разработаны содержательные и технологические основы процесса формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

  4. В практике обучения будущего учителя иностранного языка реализована методическая модель формирования лингводидактических компетенций, разработаны и апробированы организационно-дидактические условия практического осуществления методики формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка как двухчастный комплекс мер, направленных на формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

  5. Создан сетевой электронный профессиональный портфолио будущего учителя иностранного языка как научно-обоснованная технология развития и мониторинга становления его профессиональной деятельности, формирования самооценки и профессиональной самостоятельности студентов – будущих учителей иностранного языка. Определены уровни владения и сформированности лингводидактических компетенций учителей иностранного языка, критерии их оценивания и дескрипторы самооценки обучаемых, предложена технология организации и оценки эффективности образовательного процесса при подготовке выпускника педвуза в рамках компетентностного подхода.

  6. Электронная оболочка профессионального портфолио используется в образовательном процессе различных учреждений профессионального образования. На основе идей концепции подготовки будущего учителя иностранного языка, разработанной в данном исследовании, и электронной оболочки профессионального портфолио создан и внедрён в практику сетевой электронный профессиональный портфолио педагогического работника г. Перми и Пермского края и сетевой электронный профессиональный портфолио специалистов школ Международного бакалавриата. Определены и описаны необходимые и достаточные условия дальнейшего саморазвития и самосовершенствования профессиональной компетентности учителя в процессе непрерывного образования в образовательном пространстве Пермского края.

  7. Основные положения разработанных и получивших научно-методическое описание в диссертационном исследовании, концепции подготовки будущих учителей иностранного языка, методики формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка и её модельное описание используются в профессиональной подготовке и переподготовке работников для системы образования различных специальностей и направлений, о чём свидетельствует опыт реализации сетевого регионального проекта «Создание системы международного бакалавриата в Пермском крае. В логике предложенной концепции строятся концепции и модели профессиональной подготовки будущих работников в системе среднего и высшего профессионального образования.

Однако выполненная работа не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы развития лингводидактических компетенций у будущих учителей иностранного языка и открывает новое направление исследований. Представляется актуальным более глубокое изучение проблем развития профессиональных иноязычной коммуникативной, филологической, социокультурной (межкультурной), лингвомедийных компетенций будущих учителей иностранного языка, проблемы развития готовности к профессиональной деятельности учителя иностранного языка и развития автономности, учебно-поисковой и научно-исследовательской самостоятельности будущих учителей иностранного языка в парадигме компетентностного подхода, разработке технологии критериального оценивания ключевых компетенций школьника при овладении иностранным языком в различных типах образовательных учреждений, разработке технологий дистанционного обучения, модульного обучения, интерактивного обучения, развивающего иноязычного образования при овладении иностранным языком в логике компетентностного подхода в различных типах учебных заведений (включая языковое педагогическое образование), развития профессиональной рефлексии в образовательном процессе педагогического вуза, ориентированного на развитие билингвальной (полилингвальной) и бикультурной (поликультурной) языковой личности, формирования профессионально-ориентированной развивающей поликультурной, полилингвальной профессиональной педагогической среды как организационного дидактического условия развития поликультурной языковой личности в парадигме компетентностного подхода.

Приложение включает таблицу основных компетенций, профессиональный профиль учителя Пермского края, минимальный перечень материалов для размещения в папке личных достижений в сетевом электронном профессиональном портфолио педагогического работника Пермского края, содержание профессиональной коммуникативной (англоязычной) компетенции учителя Международного бакалавриата, профессиональный профиль будущего учителя иностранного языка, оценочный лист для защиты выпускных квалификационных работ.
Основные результаты исследования отражены в публикациях автора:
I. Научные статьи в периодических изданиях, рекомендованных

ВАК Российской Федерации

  1. Безукладников, К. Э. Содержание и организация самостоятельной работы учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время [Текст] / К. Э. Безукладников // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 5. – С. 17-23 (0,5 п.л.).

  2. Безукладников, К. Э. Залог успешности овладения иностранным языком в начальной школе [Текст] / К. Э. Безукладников // Начальная школа плюс до и после: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5.– С. 17-22 (0,5 п.л.).

  3. Безукладников, К. Э. Сетевой электронный портфолио учителя [Текст] / К. Э. Безукладников // Начальная школа. Плюс до и после. – 2008. – № 5. – С. 47-50 (0,4 п.л.).

  4. Безукладников, К. Э. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка [Текст] / К. Э. Безукладников // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 8. – С. 66-71 (0,5 п.л.).

  5. Карпушин, Н. Я. Прорыв к новому качеству региональной школы [Текст] / Н. Я. Карпушин, К. Э. Безукладников // Народное образование. – 2008. – № 10. – С. 119-123 (0,6 п.л.). (Соавт. в равных долях).

  6. Безукладников, К. Э. Деятельность учащихся на уроке в школах, реализующих программы Международного бакалавриата [Текст] / К. Э. Безукладников // Начальная школа плюс до и после: науч.-метод. журн. – 2009. – № 5. – С. 67-70 (0,4 п.л.).

  7. Колесников, А. К. Профессиональная компетенция как педагогическая проблема высшей школы [Текст] / А. К. Колесников, А. И. Санникова, К. Э. Безукладников // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 63-66 (0,6 п.л.). (Соавт. в равных долях).

  8. Безукладников, К. Э. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом вузе [Текст] / К. Э. Безукладников // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 73-77 (0,5 п.л.).

  9. Безукладников, К. Э. Развитие профессиональной компетентности учителя Международного бакалавриата в рамках реализации регионального сетевого проекта [Текст] / К. Э. Безукладников, Б. А. Крузе // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 67-70 (0,5 п.л.). (Соавт. в равных долях).

  10. Безукладников, К. Э. Оценка профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе [Текст] / К. Э. Безукладников, Е. Е. Карпушина // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 6. – С. 2-6 (0,5 п.л.). (Соавт. в равных долях).


II. Монографии, учебники, учебные пособия и программы

  1. Безукладников, К. Э. Концепция подготовки специалистов для реализации подпроекта «Создание системы Международного бакалавриата» приоритетного краевого проекта «Новая школа»: монография [Текст] / К. Э. Безукладников; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 58 с. (3,6 п.л.). – ISBN 978-5-85218-339-2.

  2. Безукладников, К. Э. Формирование линговодидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: монография [Текст] / К. Э. Безукладников; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 270 с. (16,8 п.л.). – ISBN 978-5-85218-362-0.

  3. Безукладников, К. Э. [и др.] Требования к организации предоставления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы: науч.-метод. материалы [Текст] / К. Э. Безукладников, Е. Е. Карпушина, Е. Н. Нельзина ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 57 с. (3,5 п.л.). – ISBN 978-5-85218-337-8 (Соавт. в равных долях).

  4. Английский язык: учебник для 2 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, Е. И. Негневицкая, Е. А. Ленская, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 1997. – 160 с. (11,7 п.л.). – ISBN 5-09-008295-2. Гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

  5. Никитенко, З. Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 2 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 1997. – 96 с. (6 п.л.). – ISBN 5-09-008294-4. Гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

  6. Никитенко, З. Н. Английский язык: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с. (24 п.л.). – ISBN 5-09-008580-3. Гриф «Допущено Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

  7. Никитенко, З. Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 4 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 1999. – 88 с. (11 п.л.). – ISBN 5-09-0084750-0. Гриф «Допущено Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

  8. Никитенко, З. Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для 4 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 1999. – 96 с. (6 п.л.). – ISBN 5-09-008511-0. Гриф «Допущено Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

  9. Никитенко, З. Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 4 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 2005. – 96 с. (12 п.л.). – ISBN 5-09-0138886-9. Гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

  10. Никитенко, З. Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для 4 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 2005. – 125 с. (8 п.л.). – ISBN 5-09-013697-1. Гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

  11. Никитенко, З. Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 2 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 2006. – 88 с. (4,56 п.л.). – ISBN 5-09-014985-2. Гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

  12. Безукладников, К. Э. Программа подготовки специалистов для реализации подпроекта «Создание системы Международного бакалавриата приоритетного краевого проекта «Новая школа» [Текст] / К. Э. Безукладников, Е. Е. Карпушина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 41 с. (2,5 п.л.). ISBN 978-5-85218-338-5. Гриф «Допущено Министерством образования Пермского края» (Соавтор. в равных долях).

  13. Безукладников, К. Э. Подготовка специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата: учебное пособие [Текст] / К. Э. Безукладников, Б. А. Крузе; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 39 с. (2,4 п.л.). ISBN 978-5-85218-384-2. Гриф «Допущено Министерством образования Пермского края» (Соавтор. в равных долях).

  14. Безукладников, К. Э. Пособие для родителей учащихся, входящих с систему Международного бакалавриата [Текст] / К. Э. Безукладников; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 40 с. (2,4 п.л.). ISBN 978-5-85218-339-2.

  15. Безукладников, К. Э. Программа курса подготовки и переподготовки специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио педагогического работника [Текст] / К.Э. Безукладников, А. Б. Насырова: учебн. издание; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 37 с. (2,3 п.л.). ISBN 978-5-85218-366-8 (Соавтор. в равных долях).

  16. Безукладников, К. Э. Программа курса подготовки и переподготовки специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата [Текст] / К. Э. Безукладников, Б. А. Крузе; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 62 с. (3,87 п.л.). ISBN 978-5-85218-369-9. (Соавтор. в равных долях).

  17. Профильное обучение иностранному языку: программа курса. Специальность 050303 – «Иностранный язык» [Текст] / авт.-сост. Е. Ю. Панина, К. Э. Безукладников, Н. Н. Тетерина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 16 с. (1 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

  18. Раннее обучение иностранным языкам: программа курса. Специальность 033200 – «Иностранный язык» [Текст] / авт.-сост. К. Э. Безукладников; А. Л. Яковлева, Е. Н. Нельзина; Н. Н. Тетерина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 16 с. (1 п.л.). (Соавтор. в равных долях).


III. Научные статьи в международных и межвузовских

научных сборниках

  1. Bezukladnikov, K. An Outline of an ESP Teacher Training Course [Text] / K. Bezukladnikov // Вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 1995. – С. 45-52 (0.5 п.л.).

  2. Безукладников, К. Э. Ролевая игра «Взгляд на зарубежную методику» [Текст] / К. Э. Безукладников // Активные формы проведения занятий по методике преподавания иностранных языков. – Ростов-н/Д.: АНИОН, 1996. – С. 40-49 (0,5 п.л.).

  3. Bezukladnikov, K. Inclusion and Integration in Western Europe and Russia. A Theoretical Framework [Text] / K. Bezukladnikov, K. van der Wolf // Opening Schools to All. Leuven /Apeldoorn. – 1999. – Р. 33-39 (0,6 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

  4. Вольф, К. Стремление к интеграции в странах Восточной Европы [Текст] / К. Вольф, К. Безукладников // Обучение детей со специальными образовательными нуждами: сб. ст. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 1999. – С. 94-98 (0,4 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

  5. Безукладников, К. Э. Проблема автономии учащегося в учебной деятельности и самостоятельной работе при овладении иностранным языком [Текст] / К. Э. Безукладников, М. В. Бабуркина // Проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. – С. 80-86 (0,4 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

  6. Безукладников, К. Э. Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения [Текст] / К. Э. Безукладников, М. В. Трубникова // Проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. – С. 90-96 (0,4 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

  7. Безукладников, К. Э. Пути формирования специальных компетенций у учителей иностранного языка, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / К. Э. Безукладников // Актуальные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства. – Новосибирск, 2006. – С. 221-235 (0,4 п.л.).

  8. Безукладников, К. Э. Развитие личности будущего учителя как залог успешности формирования профессиональных компетенций [Текст] / К. Э. Безукладников // Профессиональная компетентность педагога: сб. ст. / ПОИПКРО. – Пермь, 2006. – Ч. 2. – С. 24-30 (0,5 п.л.).

  9. Безукладников, К. Э. Электронный профессиональный портфолио учителя [Текст] / К. Э. Безукладников // Проблемы романо-германской филологии философии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – С. 83-96 (0,8 п.л.)

  10. Безукладников, К. Э. Компетентностный подход в иерархии подходов к подготовке учителя международного бакалавриата [Текст] / К. Э. Безукладников // Вопросы теории индоевропейских языков: межрегион. сб. науч. тр. – Пермь: Прикам. соц. ин-т, 2007. – С. 128-137 (0,6 п.л.).

  11. Безукладников, К. Э. Определение понятия «профессиональная компетенция» [Текст] / К. Э. Безукладников // Проблемы романо-германской филологии, философии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Н. Романова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 66-71 (0,4 п.л.).

  12. Безукладников, К. Э. Основы формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка в начальной школе [Текст] / К. Э. Безукладников, Н. Я. Карпушин, Е. Е. Карпушина // Проблемы романо-германской филологии, философии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Н. Романова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 71-89 (1 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

  13. Безукладников, К. Э. Подготовка специалистов для реализации подпроекта «Создание системы Международного бакалавриата» приоритетного краевого проекта «Новая школа» [Текст] / К. Э. Безукладников // Актуальные проблемы современной лингвистики: межвуз. сб. ст. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. –С. 157-163 (0,5 п.л.).

  14. Безукладников, К. Э. Определение понятия «профессиональная компетенция» [Текст] / К. Э. Безукладников // Проблемы романо-германской филологии, философии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр./ науч. ред. Т. Н. Романова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 66-71 (0,4 п.л.)

  15. Безукладников, К. Э. Подготовка специалистов для реализации подпроекта «Создание системы международного бакалавриата» приоритетного краевого проекта «Новая школа» [Текст] / К. Э. Безукладников // Актуальные проблемы современной лингвистики: межвуз. сб. ст. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – С. 157-163 (0,5 п.л.)

  16. Безукладников, К. Э. Педагогические условия, обеспечивающие образовательный прогресс педагогического вуза, ориентированный на развитие профессиональных компетенций учителя иностранного языка / К. Э. Безукладников // Вестник Прикамского социального института: научный журнал. – 2009. – № 3 (34). – С. 50-56 (0,6 п.л.).


IV. Материалы международных и всероссийских конференций

  1. Безукладников, К. Э. Личностно ориентированное образование как фактор успешности формирования профессиональных компетенций [Текст] / К. Э. Безукладников // Межкультурная компетенция: сб. ст. по материалам Междунар. науч-практ. конф. «Межкультурная компетенция в становлении личности специалиста» / Карел. гос. пед. ун-т. – Петрозаводск, 2006. – С. 216-221 (0,4 п.л.).

  2. Безукладников, К. Э. Формирование профессиональной самостоятельности будущего учителя в контексте компетентностного подхода [Текст] / К. Э. Безукладников, А. Б. Насырова // Язык, культура, образование в современном мире: матер. Междунар. науч.-практ. конференции / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – Ч. 2. – С. 87-89 (0,4 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

  3. Безукладников, К. Э. Профессиональный портфолио как технология педагогического мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций студентов [Текст] / К. Э. Безукладников // Профессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: матер. Всерос. науч.-практич. конф. (18 апр. 2006 г., г. Пермь) / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – С. 96-98 (0,3 п.л.).

  4. Безукладников, К. Э. Компетентностный подход к подготовке будущего учителя [Текст] / К. Э. Безукладников // Новое в преподавании иностранных языков и литературы: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2007. – С. 8-13 (0,4 п.л.).

  5. Безукладников, К. Э. Профессиональный портфолио как средство формирования самостоятельности будущего учителя в контексте компетентностного подхода [Текст] / К. Э. Безукладников // Язык и межкультурная компетенция: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Петрозаводск: изд-во КГПУ, 2007. – С. 147-150 (0,4 п.л.).

  6. Безукладников, К. Э. Компетентностный подход к моделированию образовательного процесса педагогического вуза [Текст] / К. Э. Безукладников // Современные технологии в профессионально-педагогическом образовании: матер. Всерос. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГПУ, 2008. – С. 9-13 (0,3 п.л.)

  7. Безукладников, К. Э. Электронный сетевой портфолио студента как средство формирования профессиональной компетентности [Текст] / К. Э. Безукладников, А. Б. Насырова, Б. А. Крузе // Прикладнaя лингвистика в науке и образовании: сб. матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2008. – С. 12-16 (0,4 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

  8. Безукладников, К. Э. Компетентностный подход в подготовке учителей для школ международного бакалавриата в Пермском крае [Текст] / К. Э. Безукладников // Портрет ученика в фокусе программ международного бакалавриата. Образование, которое сделает мир лучше. IB lerner profile – the IB programmes’ focus. Education for a better world: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 72-84 (0,8 п.л.). – ISBN 978-5-85218-407-8

  9. Безукладников, К. Э. Организация деятельности учащихся на уроках в школах, реализующих программы Международного бакалавриата [Текст] / К. Э. Безукладников // Портрет ученика в фокусе программ Международного бакалавриата. Образование, которое сделает мир лучше. IB lerner profile – the IB programmes’ focus. Education for a better world: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 84-88 (0,4 п.л.). – ISBN 978-5-85218-407-8

  10. Безукладников, К. Э. Сетевой электронный профессиональный портфолио как технология профессионального саморазвития [Текст] / К. Э. Безукладников // Иностранные языки в дистанционном обучении: матер. III Междунар. науч.-практ. конф. / Перм. гос. тех. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 54-62 (0,5 п.л.).

  11. Безукладников, К. Э. Профессиональный портфолио как средство оценки профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка [Текст] / К. Э. Безукладников, Б. А Крузе // Обучение, тестирование и оценка: матер. девятой междунар. конф., г. Нижний Новгород, 17-18 мар. 2009 г. – Нижний Новгород: Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова, 2009. – С. 12-16 (0,3 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

  12. Безукладников, К. Э. Критериальное оценивание профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка [Текст] / К. Э. Безукладников, Е. Е. Карпушина, Т. Г. Логинова // Обучение, тестирование и оценка: Матер. девятой Междунар. конф., г. Нижний Новгород, 17-18 мар. 2009 г. – Нижний Новгород: Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова, 2009. – С. 51-55 (0,3 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

  13. Безукладников, К. Э. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя [Текст] / К. Э. Безукладников // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца : матер. междунар. науч.-практ. конф. (1-3 июн. 2009 г., г. Пермь) / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 108-112 (0,3 п.л.).

_____________________________________________________________________________

Подписано в печать 25.06.09. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 2,5. Тираж 130 экз. Заказ № 157/2009
Отпечатано на ризографе в ИПК «ОТ и ДО» Пермского образовательного научного исследовательского

центра авитальной активности (ПОНИЦАА) 614094, г. Пермь, ул. Овчинникова, 19; тел. (342) 224-47-47