Методология проблемы формирования педагогической я-концепции будущего учителя - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мы считаем нужным заострить внимание на ситуации педагогической практики... 1 60.1kb.
Концепция организационно-деятельностных игр (оди) и методология творческого... 1 94.04kb.
Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного... 2 605.01kb.
Л. Ф. Пахомова о структуре подготовки будущего учителя к реализации... 1 146.04kb.
Лекция тема10. Наука и методология. 2 597.69kb.
Культуроведческой компетенции будущего учителя иностранного языка 1 122.85kb.
Философско-методологические проблемы педагогической теории 1 93.19kb.
Формирование методологической компетентности будущего учителя географии... 1 309.07kb.
Cтаркова Дарья Александровна, к п. н., доцент кафедры английской... 1 316.85kb.
1. Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах... 1 230.42kb.
Заседание: «Консолидация экспертного потенциала и реализация междисциплинарного... 1 34.29kb.
Влияние материнской депривации на развитие я-концепции детей подросткового... 2 492.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методология проблемы формирования педагогической я-концепции будущего учителя - страница №1/1

Методология проблемы формирования педагогической Я-концепции будущего учителя
Кенжина Ю.А.

Акбулакский филиал Оренбургского государственного университета,

п. Акбулак
Педагогическая Я-концепция будущего учителя определяется нами как динамичная часть Я-концепции личности будущего учителя, являющаяся результатом его педагогической деятельности и интегрирующая мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, эмоциональный компоненты. Педагогическая Я-концепция – основа профессионального успеха будущего учителя. Для ее формирования необходимо, чтобы современное высшее педагогическое образование обеспечивало субъектное развитие и саморазвитие будущего учителя, способного не только выполнять должностные обязанности, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества.

Формирование педагогической Я-концепции будущего учителя – процесс интенциональный, но не самодостаточный и не изолированный, а требующий создания оптимальных условий. В этом контексте вузовское образование рассматривается как личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Развитие личности (интегральных ее характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, но вместе с тем сам этот выбор и развитие профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности студента. Это позволяет сделать вывод о взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимопроникновении образов «Я» и «педагогической Я-концепции» будущего учителя.

Эффективность решения проблемы формирования педагогической Я-концепции будущего учителя зависит от выбора подхода как общей теоретико-методологической стратегии. Наиболее продуктивным для рассмотрения нашей проблемы является личностно ориентированный подход. Основанием для такого вывода послужили характеристика и содержание указанного подхода.

Личностно ориентированный подход (Н.И. Алексеев, С.В. Рубинштейн, В.В. Сериков) к формированию педагогической Я-концепции будущего учителя осуществляется с учетом индивидуальных особенностей студентов, их способностей, что способствует саморазвитию, самовоспитанию личности. Личностно ориентированный подход в своем личностном компоненте связан со структурой личности, и в нем учитывается развитие структурных компонентов личности. С социально-педагогических позиций мы выделяем в структуре личности, во-первых, направленность (социальные, сущностные силы личности: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, убеждения, мировоззрение); во-вторых, опыт личности – знания, умения, навыки, привычки. Такой подход предполагает, что в центре обучения находится сам студент – его мотивы, цели, интересы, потребности, ценностные ориентации, т.е. студент как личность. Личностно ориентированное образование создает условия для проявления личностных функций обучающихся: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и др. Любой образовательный процесс должен быть построен исходя из познавательных потребностей и интересов студентов.

Определяя стратегию формирования педагогической Я-концепции, мы выдвинули в качестве обязательных принципы интегративности, аккумуляции, диалогизации, саморазвития, системности.

Принцип интегративности требует создания непрерывного, единого, целостного процесса, осуществляемого в течение всего периода обучения в вузе.

Из данного принципа вытекают следующие правила:


  • введение в образовательный процесс, в качестве доминантной схемы, научного познания, поисковой познавательной деятельности студентов с целью решения творческих задач;

  • обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию образования;

  • культивирование творческого отношения к образовательной деятельности.

Принцип аккумуляции ориентирован на последовательность, преемственность и непрерывность в овладении блоками специальных знаний и умений при изучении педагогических дисциплин, реализуется соответственно следующим правилам:

  • знание должно быть личностно-ориентированным, основанном на формировании универсальных способов освоения мира;

  • освоение культурных способов взаимодействия с миром идей, людей, искусства, техники и науки;

  • использование опыта жизнедеятельности.

Принцип диалогизации требует личностного взаимодействия, личностноравноправной позиции будущего учителя и преподавателя.

Правила, вытекающие из данного принципа:



  • обеспечение диалогического общения, взаимодействия;

  • формирование культуры общения;

  • осознавать широкую потенциальность будущих учителей и способность ее развертывания, помогать их самоактуализации.

Принцип саморазвития связан с активностью и самосовершенствованием личных особенностей будущего учителя, способностями к творческой деятельности, рефлексии.

Правила, связанные с данным принципом следующие:



  • формирование рефлексивных умений;

  • признание ценности рефлексивного опыта и собственных рефлексивных возможностей;

  • использование рефлексивной диагностики;

  • обеспечение активной творческой поисковой деятельности на всех видах занятий;

  • формирование умения понимать себя, свои возможности.

Принцип системности позволяет рассматривать формирование педагогической Я-концепции будущего учителя как целое, состоящее из частей, связанных между собой выполняемыми функциями.

Из этого принципа следуют такие правила, как:



  • систематическое отслеживание и учет потребностей, возможностей и способностей каждого студента;

  • выработка положительной мотивации удовлетворенности результатами формирования педагогической Я-концепции;

  • обеспечение целостности знаний.

Университетские традиции достаточно устойчивы. Вне зависимости от времени и места положения главными принципами университетского образования остаются: полнота представления в университете научного знания; дух свободы и творчества в процессе преподавания; способность университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых.

Специфика современного университетского образования предполагает преимущественно универсальный и фундаментальный характер получаемых знаний, исследование как имманентную сферу университетской деятельности, обеспечение высокого уровня культуры, духовности и открытость взаимодействию с социальными подразделениями. Эти взятые в совокупности основополагающие принципы обусловливают нормативный характер ценностных ориентаций современного университета (Н.С. Ладыжец). Отбор содержания университетского образования должен осуществляться с учетом этих общих методологических принципов, обеспечивая принцип функциональной полноты высшего профессионального образования.

Радикальные изменения в сфере высшего образования, инновационные процессы в университете предполагают педагогическую поддержку студента и преподавателя, изучающих науку в развитии. Педагогика призвана обосновать методологию учебной деятельности студентов от ее замыла до реализации. Ни одна другая отрасль научного знания не может решить эту задачу. Развивающая функция обучения не может рассматриваться вне его связи с содержанием, логикой, научностью, уровнем аргументации, если игнорируется изучение основ наук. Правомерно рассматривать деятельностную природу педагогического знания.

Педагогика, как и любой другой учебный предмет, выполняет в образовательном процессе три функции: обучающую, развивающую и воспитывающую. Таким образом, поставленная нами цель «формирование педагогической Я-концепции будущего учителя» не превращается в самоцель, ибо является средством достижения другой, более общей цели – развития личности студента. При этом необходимо учитывать отношение студента к данному процессу, которое трансформируется сначала в потребность, а затем в деятельность, в процессе которой решаются задачи образования, развития и воспитания. Данные процессы в значительной степени следует рассматривать как самообразование, саморазвитие и самовоспитание студента.


Нами были определены этапы формирования педагогической Я-концепции в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

  1. Ориентационно-эмпирический (1 курс – учебная дисциплина «Введение в педагогическую деятельность) – на которой происходит накопление информации об исходном уровне сформированности педагогической Я-концепции будущего учителя; актуализация способности студентов к профессиональному самопознанию, саморефлексии, самоосознанию; ознакомление с позитивной педагогической Я-концепцией учителя; осознание и планирование студентами жизненной перспективы, профессионального становления.

  2. Теоретико-практический (1-2 курсы – учебные дисциплины «История образования и педагогической мысли», «Теория и методика воспитания») – в ходе которой осуществляется личностное включение студента в процесс овладения знаниями, умениями, способствующими формированию педагогической Я-концепции будущего учителя; создаются условия для формирования педагогической направленности будущих учителей, креативности, педагогического мышления и воображения.

  3. Апробирующий (2 курс – учебная дисциплина «Теория образования»), где происходит применение на практике (в пределах группы, курса) полученных знаний, умений, а также студентами рефлексируются собственные педагогические воздействия.

  4. Корректирующе-стабилизирующий (3 курс – учебная дисциплина «Педагогические технологии») содействует становлению индивидуальной педагогической Я – концепции; способствует осуществлению индивидуальнокорректирующих действий.

  5. Рефлексивно-закрепляющий (4-5 курсы – педагогическая практика в школе), на которой определяется уровень сформированности педагогической Я-концепции будущего учителя в процессе осуществления личностно-ориентированного взаимодействия с учениками, закрепляется индивидуальный стиль педагогической деятельности, способствующий развитию личности ребенка.

Таким образом, ни один из рассмотренных этапов не является первостепенным в формировании педагогической Я-концепции будущего учителя. Эти этапы взаимообуславливают друг друга.
Список литературы


  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. – 560 с. - ISBN 5-89395-066-6

  2. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. - Воронеж: Издательcтво НПО 'МОДЭК' – М., 1997. – 318 с.- ISBN 5-89395-041-0. 

  3. Гессен, С.И. Основы педагогики / С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с. - ISBN 5-88527-082-1.

  4. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 245 с. - ISBN 978-5-8050-0464-4.

  5. Педагогика: учебное пособие для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640 с. - ISBN 5-93134-001-7.

  6. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 1997. – 518 с. - ISBN: 5-7155-0035-4. 

  7. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирова­ния педагогических систем / В.В. Сериков. — М.: Логос, 1999. — 272 с. - ISBN 5-88439-018-1.