Практическая гештальт терапия - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9
Похожие работы
Практическая гештальт терапия - страница №9/9

ПСИХОТЕРАПЕВТ И ГРУППА


Традиционная работа терапевта с клиентом проводится в группе, играющей роль молчаливого свидетеля. После окончания сессии членов группы опрашивают о чувствах, которые они испытывали в ходе терапии. Часто оказывается, что они испытывают идентичные чувства, и этот факт снимает представление об уникальности конкретного переживания. Клиент перестает чувствовать себя одиноким, после того, как он получает эмоциональную поддержку, соучастие, часто рациональные предложения изменить свое поведение. Однако возможности группы значительно шире, чем это может показаться на первый взгляд.

Во-первых, группа является аналогом социума. Возникающие в ней взаимоотношения отражают реальные отношения в жизни. Наблюдая складывающиеся отношения в группе в ходе ее развития, психотерапевт имеет возможность получить материал об участниках группы и составить необходимое представление о структуре их личности. Эта информация помогает также понять, как клиент ведет себя в обычной жизни, его паттерны поведения.

Во-вторых, психотерапевт может использовать возникающие интеракции в коррекционных целях, т.е. группа является прямым инструментом воздействия.

В-третьих, группа является опорой терапевта в самом терапевтическом процессе. Он может обращаться к группе за поддержкой в случае необходимости, использовать ее для выведения клиента из переживаний. Группа используется терапевтом при работе с невротическими механизмами нарушения контактов.

Благодаря групповой динамике создается та неповторимо благоприятная атмосфера, при которой возможны значительные перестройки в личности. Психотерапевтический эффект группы трудно переоценить, т. к. она является аналогом социального признания запрещенных когда-то переживаний клиента. Именно в ней чувства клиента получают "разрешение на жизнь".

Необходимая терапевтическая атмосфера начинает складываться в группе уже на этапе телесно-ориентированной гештальттерапии. Многочисленные разнообразные упражнения развивают взаимоотношения между участниками на основе позитивных ' переживаний. Эти переживания делают возможной в последующем индивидуальную терапию в группе, создают предпосылки для появления желания рисковать, поделиться своими чувствами с группой. Однако, формирование подобной атмосферы возможно при недирективном подходе терапевта, его установок на оправдание и принятие всего, что будет происходить за время жизни группы, и соблюдении определенных правил, сообщаемых терапевтом перед началом занятий.



  1. Безоценочная атмосфера. Каждый участник может и имеет право высказывать свои чувства, как и когда он хочет, при этом запрещаются категорические высказывания и оценки других. Если кому-либо что-то не нравится, он может это высказать в форме переживаемых им в настоящий момент чувств.

  2. Участники говорят о себе по желанию и в любой момент могут прекратить работу, если чувствуют, что дальше работать не готовы.

  3. Предполагается, что участники говорят о себе искреннее. Не разрешается говорить неправду.

  4. Члены группы посещают ее регулярно, т. к. отсутствие одного из ее членов сказывается на работе других. Если по какой-либо причине участнику необходимо отсутствовать, то он согласовывает это со всей группой.

  5. Все, что обсуждается в группе, за ее пределы не выносится.

  6. Случайно возникшие вне группы дискуссии затем излагаются для всех участников — группа живет единой жизнью.

  7. В группе разрешается говорить обо всем и делать все, что хочется, не притесняя остальных членов. Психотерапевт контролирует данный процесс.

Состав группы может быть любым. Оптимальное количество участников 16 - 18 человек. Верхний предел 30 человек.

Гештальттерапевтическая группа обеспечивает единство протекающих процессов отдельной личности и внешнего окружения. В ходе индивидуальной терапии в группе ее участники устанавливают соответствие между своими потребностями и способами их удовлетворения во внешнем окружении, достигают оптимального для здорового контакта равновесия с внешней средой. Постоянное соотнесение своих переживаний с переживаниями других людей позволяет изменить отношение к обсуждаемым проблемам. Благодаря большому числу участников расширяется возможность получения каждым опыта общения. Клиент может видеть себя глазами других людей, с разных позиций и объективировать свое поведение.

В группе ярко проявляется индивидуальность каждого участник». Условия группы дают возможность выработать общие нормы поведения и одновременно сохранить свою индивидуальность. Получаемое удовольствие и опыт при общении способствует процессу адаптации в социальных условиях вне группы. Группа помогает своим участникам в сложных взаимодействиях реализовать собственное "Я", приобретать новые паттерны поведения: формирует здоровый контакт, способность находиться в разногласиях, не обрывая контакт, идти на компромиссы в отношениях.

В гештальттеории разрабатывается целостный подход, поэтому в группе прорабатываются все возможности отношений к среде, чувствования тела, эмоции, проблемы речи, различного рода сопротивления (в частности телесное), развиваются сферы интегрированного функционирования. Помимо сказанного, групповое участие приносит дополнительную энергию, не хватающую части клиентов для работы над собой.

Группа расширяет возможности терапии на разных невротических уровнях личности. Так уровень "клише" начинает прорабатываться с первых же упражнений (этап телесно-ориентированной гештальттерапии). Здесь основной задачей ставиться отмена стереотипов. Это достигается участием в разнообразных необычных упражнениях, позволяющих получить ни с чем несоотносимый опыт, на базе которого формируется в последующем новое видение себя и мира. Многократная смена партнера по общению расширяет число контактов, позволяет пробовать новые взаимодействия. В снятии "искусственного" уровня личности группа предоставляет условия для разыгрывания игр, включения в терапию элементов психодрамы. Например, члены группы могут идентифицироваться с интегрируемыми частями личности клиента и др. Используя группу, психотерапевт имеет возможность создать необходимые условия для отреагирования репрессированных ранее чувств. В данном случае возможности группы неограниченны.

В работе с личными проблемами (этап личностно-ориентированной гештальттерапии) группа играет важную подготовительную роль. Так при "разогреве" в начале сессии, когда участники сообщают о своих состояниях, невольно появляются люди со сходными трудностями. В этом случае в терапию можно вовлечь несколько человек, организуя процесс взаимопомощи участников друг другу.

В дискуссиях обнаруживаются интроекты, слияния и имеющиеся у участников проекции. Именно благодаря происходящему в группе, терапевт выявляет паттерны поведения и обращает на них внимание клиента. При этом важно не только показать поведение, но и соотнести его с чувствами, испытываемыми клиентом.

Работа с проекциями начинается с того, что дискуссии в группе предлагается вести от первого лица. Таким образом, чтобы в предложениях везде, где действует "Я" оно становилось подлежащим, а там, где человек является объектом воздействия, отражалось это воздействие. Так, например, предложение: "Мне вспомнилось, что мне назначена встреча" должно быть переформулировано в: "Я вспомнил, что я назначил встречу." Или: "Меня обидели" в: "Я чувствую обиду." Это ставит человека в ситуацию, когда он вынужден взять ответственность за свои действия и чувства. Проекции также обнаруживаются перенесением на кого-либо из членов группы и снимаются через диалог с проецируемой частью, последующим отреагированием чувств в группе. В данном случае участники группы служат экраном для проекций.

Групповые коммуникации позволяют находить авторов высказываемых интроектов, когда те заявляют о них в группе. Привычные представления, сформированные под влиянием авторитетных воспитателей, но без внутренней работы самого человека, получают в группе условия для живого сравнения с реальными межличностными отношениями. Здесь возникает непосредственная возможность проанализировать эти отношения, отказаться от чуждых представлений и выработать свои на основе полученного в группе опыта. Эти вновь сформированные, естественно усвоенные представления, отражающие реальные чувства, являются опорой для самостоятельных активных действий личности в будущем.

КОНКРЕТНЫЕ СЛУЧАИ ТЕРАПИИ

А. Изложение проблемы.


Клиент /Соня, 35 лет/. Меня волнуют мои отношения с начальником.

Терапевт: Можно узнать подробней?

Клиент: Мне очень сложно передать все нюансы, кажется, я перестала его уважать... /сидит на стуле в согнутой позе и смотрит наверх/.

Усиление образа.


Терапевт: Закройте глаза, представьте его и поговорите с ним.

Клиент: Я не могу...

Терапевт: Что вы сейчас видите? Говорите, пожалуйста, обо всем, что происходит, опишите ситуацию, ваши чувства. Что с вашими руками? /руки напряженно тянутся к лицу/.

Клиент: "Я чувствую себя беспомощной. Он такой большой, занимает весь кабинет, мне страшно его обидеть.

Терапевт: Вы можете усилить эти чувства, скажем еще больше согнуться?

Клиент: Да могу...

Терапевт: Что вы чувствуете сейчас?

Клиент: Я чувствую себя раздавленной..., мне хочется спрятаться куда-нибудь... /кисти рук сжаты в кулаки/.

Напряженное лицо, руки, тянущиеся к лицу, чтобы закрыться, — все это признаки сдерживаемых чувств. Ретрофлексия.

Обращение к ресурсам клиента. Работа с сопротивлением и границами.

Терапевт: Если бы вы были сильнее, чтобы вы ему сказали? Вы бываете сильной?

В ходе диалога терапевт повторял все движения клиента. Помогает распрямиться, поглаживая по спине. Использование тактильного контакта для поддержки сильной части личности.

Клиент: Я сказала бы, что он не прав, что я могу обойтись без него, что у меня есть, чем жить, есть права...

Терапевт: Как вы сейчас себя ощущаете, эта поза вам больше нравится?

Клиент: Да мне легче дышать, я свободней.

Терапевт: Как вы хотите воспользоваться свободой?

Клиент: Я хочу говорить со своими детьми, проводить с ними время...

Терапевт: Вы хотите сейчас поговорить с ними? Что они сейчас делают?

Клиент: Да..... /обсуждает с детьми их дела в школе.../

Терапевт: Как вы себя сейчас находите?

Клиент: Мне сейчас хорошо, легко и очень радостно. Я чувствую в себе силы...

Терапевт предлагает с настоящими чувствами вернуться в первоначальную ситуацию.

Терапевт: Вернитесь, пожалуйста, в кабинет, вашего начальника... Как сейчас обстоят дела? Можете сказать ему то, что хотите?

Клиент: Я чувствую, что могу говорить... Вы не имеете права использовать мое свободное время в своих целях. Свое время я хочу отдать детям. Я отдам время детям!

Терапевт: Повторите, если вы так чувствуете, еще раз громко ваше решение.

Соня повторяет еще и еще раз. Затем улыбается. Благодарит...

В данном случае Соня строила отношения со своим начальником с позиции зависимого ребенка и выполняла все его предписания, как послушная девочка. Являясь реально взрослым человеком, она отнимала у себя часть своей жизни для этих отношений. В ходе сессии произошло осознание ею ложности представлений о собственной беспомощности. Появилась возможность строить эти отношения с позиции взрослого человека, т.е. такого, каким она является реально. Теперь Соня может черпать силы для этих отношений в самих этих отношениях, а не искать их только в себе /она не ответственна за эти отношения, она ответственна только за свой вклад в эти отношения/.

Уступая свои позиции, человек часто испытывает агрессию, как компенсацию за невозможность изменить ситуацию. Агрессия есть сила и ее можно преобразовать в конструктивную деятельность. Руки, сжатые в кулаки "распрямляются" для деятельности. Часть энергии тратилась на подавление желания уйти с работы, т. к. существовал запрет на проявление своих чувств перед начальством (интроект). После терапии энергия перестала направляться внутрь и обратилась для реализации желания во вне.

В ходе сессии группа принимала молчаливое участие. После окончания происходит обмен чувствами. Идет групповое обсуждение аналогичных ситуаций.

В. Изложение проблемы.


Клиент: /Валера, 28 лет/: Знаете, у меня бывают моменты, когда я чувствую давление в шее. Говорят, что это связано с виной перед кем-то...

Терапевт: Давайте попробуем воспроизвести эти ощущения. Я сейчас буду давить на Вашу шею, а вы будете говорить вслух все, что вам в этот момент будет говориться.

Введение в ситуацию. Усиление ощущений. Терапевт нажимает на шею клиента, а клиент сообщает о своих чувствах и мыслях. • Наступает момент, когда клиент говорит "хватит".

Клиент: Я больше не могу терпеть...

Терапевт: Скажите от первого лица, все, что вы чувствуете.

Клиент: Я не хочу этого. Я хочу быть самим собой. Прекратите на меня давить... /говорит слабым голосом/.

Терапевт: Говорите громче, вложите в слова силу вашего чувства... вспомните ситуацию, когда вы испытывали аналогичные чувства... Прогоните меня...

Клиент: Но мне почему-то не хочется, чтобы вы исчезли, 1 просто хочется, чтобы меньше давили.

Терапевт: Попробуйте договориться...

Договор между двумя частями личности клиента.

Клиент: Хочу быть самим собой. Дай мне быть мной. Не дави постоянно, хоть иногда уходи.

Терапевт: Скажите в первом лице: "Дай мне быть самим собой, но не уходи навсегда." Скажите громко, если вы так чувствуете.

Клиент: Слезай с меня, но не уходи.

Терапевт убирает руки с шеи, Валера распрямляется и вздыхает.

Он получил опыт борьбы внутри себя и осознал свои состояния — давящую часть и слабо сопротивляющуюся.

Произошло осознание внутриличностного конфликта и найден компромисс.

Терапевт: Что вы чувствовали, когда это говорили?

Клиент: Тяжело. Устал.

Терапевт: Был ли в вашей жизни человек, который корил вас? Вспомнили ли вы какую-либо ситуацию из вашей жизни во время нашего противостояния?

Клиент: У меня не стало мамы, когда мне было три года. Я рос с мачехой. Я постоянно себя сдерживал, я терпел ее. А в пятнадцать лет я ушел жить к тете по маминой линии.

Терапевт: Я думаю, что это большой опыт подавления себя. Как вы чувствуете себя, когда ее вспоминаете?

Клиент: Я вспоминаю, как не слушался, как делал все назло. Мне казалось, что меня заставляют совершать то, что я не хочу. Чувствую давление. Она говорила вежливо, но холодно. Все время хотелось ее убрать.

Терапевт: Вы до сих пор хотите ее убрать... боритесь со своим подавителем внутри вас...

Клиент: Возможно...

Терапевт: Теперь, если вы почувствуете, как- этот подавитель давит на вас, вы сможете всегда сказать: "Слезай с меня, но не уходи". Теперь вы знаете, что вам надо делать, когда вашей второй части трудно.

В этом случае существенным моментом является осознание клиентом двух своих частей: внутриличностного конфликта и ретрофлексии. Это трудно осознать без терапии. При наличии внутриличностного конфликта у клиента возникают трудности в выборе типа поведения.

Воздействуя на тело, терапевт вызывает задерживаемые чувства и вслед за этим воспоминания, связанные с этими чувствами. Работая с конфликтом, важно интегрировать актуализированные части личности клиента. Решение того, как это будет сделано, каким образом, должно исходить от клиента. Решение должно быть найдено им самостоятельно из себя самого. В данном случае конфликт еще не разрешен до конца.

Важно посмотреть на эту ситуацию с позиции взрослого человека. Здесь возможны прямые диалоги с отцом и мачехой. Возможно групповое обсуждение, обмен мнениями на тему о семьях с не родными родителями.


С Изложение проблемы.


Клиент /Надежда 25 лет/: У меня сложные отношения с отцом. Он ушел в другую семью, когда мне было 16 лет.

Терапевт: Мне бы хотелось, чтобы вы теперь сказали свои чувства отцу. Представьте его здесь, /ставит напротив нее стул/.

Клиент: Ты отдаешь свое время ей, ты...

Погружение в эмоциональную ситуацию. Направление внимания внутрь процесса.

Терапевт: Не стоит так много думать об отношениях отца со второй дочерью. Скажите, что вы по этому поводу чувствуете.

Клиент: Я не чувствую себя твоей дочерью.

Обращение к ресурсам.

Терапевт: Скажите ему, чтобы он мог сделать, чтобы вы почувствовали себя его дочерью. Клиент: Я ему не нужна...

Терапевт: Скажите ему.

Клиент: Я чувствую злость.

Терапевт: На кого чувствуете злость?

Клиент: Не знаю...

Терапевт: Как вы чувствуете злость?

Клиент: Возле сердца...

Усиление ощущений, через присоединение терапевта.

Терапевт: Что происходит, когда вы дышите? /дышит вместе

с ней/.

Клиент: Легче... пустота...



Терапевт: Скажите своему папе что, когда вы думаете о нем, то это связано с чувством пустоты.

Клиент: /Говорит.../. Появление скрытых резервов.

Терапевт: Что происходит с вашей рукой, вы ее сжимаете?

Клиент: Я хочу от чего-то освободиться.

Терапевт: Попробуйте в это еще что-то вложить. И скажите слова, которые приходят в голову.

Клиент: Никто не нужен.

Терапевт: Скажите отцу.

Клиент: Я не нужна была тебе. И ты мне тоже не нужен сейчас. Ты отвергал меня, и теперь я тебя.

Терапевт: Это за все твое отталкивание...

Клиент: /Повторяет/...Пусть я буду истеричкой, но ты мне не нужен!

Терапевт настаивает на повторении столько раз, пока не получится сильно, громко, свободно.

Терапевт: Скажите, что с вами сейчас происходит.

Клиент: Мне хочется плакать, но мне что-то мешает.

Терапевт: Можете почувствовать свои слезы внутри, здесь. (Указывает на область сердца) Что вы можете сказать об этом папе?

Клиент: /Молчание/...

Терапевт: Я хочу, чтобы вы сейчас поговорили со своими слезами. Закройте глаза.

Клиент /через некоторое время/. Я хочу от вас освободиться сейчас... тоже. Мне кажется, что я сейчас похожа на свою маму...

Терапевт: Как вы относитесь к мужчинам?

Клиент: Я хочу сказать спасибо...

Терапевт: Сознаете ли вы контроль?

Клиент: Сознаю.

В описанном случае хорошо видно, как вместо выдвигаемой вначале проблемы в ходе терапии появляется другая, порождаемая и зависящая от разрешения первой. Здесь мы видим изменение в структуре иерархии потребностей. К решению своей актуальной проблемы Надежда пока не готова. Проблема находится под высоким контролем, который включился в опасный момент и остановил работу. Существенно, что Надежда осознала свою психологическую проблему - высокий уровень контроля - без изменения которой невозможно продвижение дальше. В этот момент она берет ответственность за свои чувства, делает выбор решать или нет в данный момент. Ее представления соответствуют испытываемым сейчас чувствам.

Гештальттерапия учит отвечать за свои чувства. Каждый раз, когда терапевт предлагает клиенту открыто заявить о своих чувствах тому лицу, к которому они обращены, клиенту требуются особые силы. Эти силы терапевт помогает ему найти в себе.

Для введения в ситуацию терапевт использовал прием пустого стула. Два усиления эффекта можно пользоваться креслом терапевта. В этом случае сопротивление слабой части души сильной значительно возрастает. Терапия в этом случае может имеет более сильный эффект.


Д. Изложение проблемы.


Клиент /Фаина, 45 лет/: Я хочу рассказать о трагедии в моей семье. Мой муж разорвал семейные отношения и ушел к моей подруге. К очень близкой подруге. Скоро состоится свадьба. Самое ужасное, что меня предали не только муж и подруга, но и дочь. Самое тяжелое для меня — это то, что дочь приняла приглашение на свадьбу, свадьбу моих врагов.

Терапевт: Пожалуйста, вспомните дочь. Посмотрите слегка наверх. Вы отчетливо ее представили?

Клиент: Да, очень... /описывает, что видит/

Чувства Фаины так сильны, что практически не требуется никаких условий, чтобы ввести ее в ситуацию. Они также оттесняют тревогу, обычно возникающую в большой группе в начале работы.

Терапевт: Выскажите чувства.

Клиент: Я считала тебя доброй девочкой. Ты оставила меня в самую трудную минуту моей жизни. Ты радуешься вместе с моими врагами...

Терапевт: Я сейчас буду говорить... а вы повторяйте за мной. Но если то, что я скажу, не соответствует вашим чувствам, не повторяйте.

Терапевт от первого лица начинает чувства, которые испытывает Фаина. Она повторяет вслед за ним. Часто, когда травма сильна, а чувства свежи, человек способен слышать только голос мести. Ему хочется все сокрушать, всех обвинять... Когда терапевт называет ее чувства, стоящие за этим, она узнает их.

Терапевт: После обращения к дочери, как вы чувствуете себя?

Клиент: Представляю мужа с новой женой.

Терапевт: Поговорите с ними. Скажите, что вы им желаете, что чувствуете.

Клиент: Плачет... долго.

Терапевт: Плачьте, Слезы это наши чувства. Слезы мудрее нас, они должны пролиться, так как это действительно горе. Горе, когда распадается семья... Семья — это то, что нужно в жизни. Слезы имеют право быть также, как и улыбка. Мы не торопимся, у нас есть время... Мы будем столько вместе, сколько потребуется...

Терапевт: Вы видите мужа? (кивает головой). Скажите ему, что вы разочарованы в нем. Что он не тот, кого вы любили. Скажите, что вы прощаетесь с ним. Что такой он не нужен. (Фаина повторяет своими словами или односложно...)

Терапевт: Что происходит с вами сейчас?

Клиент: Немного легче, но еще есть боль...

Терапевт: Что происходит с той частью души, что болит?

Клиент: Я вижу дочь...

Терапевт: Скажите ей, что вы разочарованы, что она себя не так ведет, что вы ожидали, что она поддержит вас, а не мужа.

Клиент: Говорит...

Терапевт: Расскажите о семье. Сколько времени она существовала, на чем она держалась...

Клиент: 20 лет. Все на моем тепле. Нужно было растить дочь...

Терапевт: Семья нужна для того, чтобы вырастить детей. И теперь дочь выросла, а семья больше не нужна... Скажите ей "До свидания". Плачьте... плачьте... не сдерживайте себя. Это слезы прощания. Скажите своей семье, что "мы свою задачу выполнили и теперь пора расстаться."

Клиент: Повторяет, своими словами.

Терапевт: Еще раз скажите... Вздохните глубоко, чтобы все вышло из вас, выпустите... отпустите...

Клиент: Проделывает все...

Терапевт: Еще раз скажите, что все покончено... плачьте...

Клиент: Плачет...

Терапевт: Что сейчас?

Клиент: Я не вижу больше этой картины...

Завершение ситуации. Признак завершения гештальта — изменение чувств и внутренней картины (зоны).

Терапевт: Вы угнетали себя тем, что представляли, что ваш муж и его новая жена создадут семью и ваша дочь будет с ними. Но ведь муж это тот человек, в котором вы уже давно разочаровались, он не ваш, вы уже отказались от него раньше, чем это случилось. Дочь уже выросла, а .семья выполнила свою задачу и вы все это хорошо знаете и чувствуете... Что осталось?

Клиент: Мечта о счастливой и вечной семье...

Терапевт: Но ведь это ваша мечта, а не боль. И так много горя, а вы угнетаете себя тем, что придумываете что-то еще.

Клиент: Я сейчас чувствую себя как-то по-другому.

Терапевт: Можно посмотреть на этих людей по-другому? Если вы встретитесь, вы испытаете реальную боль. Выразите им свое недовольство, свою реальную боль, и не придумывайте еще, этого хватит. И простите их за нее.

Клиент: Говорит...

Терапевт: Что сейчас происходит внутри вас?

Клиент: Теперь я почувствовала себя отделенной от них.

Терапевт: Дочь следует канонам своего поведения по праву и она никуда не уходит. Дочь всегда дочь... Вздохните... что еще...?

Клиент: /Смеется/...

В этом случае Фаина закрывала глаза на реальность. Она боялась боли и пряталась от нее за мечту. Реальность жила по своим законам и рано или поздно это должно было себя проявить. Она защищала себя от своих слез, которые давно жили в ней. Важно, что она теперь осознала свои реальные чувства. Теперь они соответствуют ее представлениям. Важно дать возможность клиенту выплакать ее. Если это не происходит, то возможно возникновение депрессии.

В ходе терапии важно, чтобы клиент в эти минуты не чувствовал себя одиноким. Часто из ситуации можно выйти, опираясь на мудрость жизни. Если терапия совершается по поводу какой-либо утраты, чрезвычайно важно сказать "До свидания". Ситуация должна быть завершена, а чувства соответствовать реальности. Работа с тем или иным переживанием определяется еще и временем жизни этого переживания. Семья прожила 20 лет. Для чувств это большой срок. По времени можно определить важность переживания для человека...

После отреагирования чувств, смех помог Фаине выйти из этой ситуации.

Основная задача на этапе личностно-ориентированной гештальттерапии с лицами, страдающими затяжными формами заикания, состоит в "разведении" проблем речи и личностной проблематики другого рода. Здесь, работа разбивается на два обязательных момента: работа по запросу клиента (в общем виде: "хочу плавно говорить") и терапия стоящей за этим личной проблемой конкретной ситуации (работа с невротическим механизмом). Сложность заключается в том, что в этом случае не достаточно осознания клиентом наличия неречевой причины в сложной ситуации. Она воспринимается им, как вторая, существующая параллельно. Причинность становится очевидной только, после разрешения эмоциональной конфликтной ситуации и овладения клиентом этой ситуацией. Причинность становится явной после коренных изменений в структуре личности, в иерархии потребностей, после снятия стереотипов мышления и обретения свободы представлений. Ситуаций, объясняемых наличием заикания, может быть несколько. Это объясняется тем, что в сознании клиента речевой дефект накладывается на все проблемы коммуникации, является стержнем контактов всех уровней, внутриличностных конфликтов, является субъективно доминирующей потребностью. Субъективно доминирующая потребность — потребность плавно говорить — "стремиться" удовлетворить себя во всех без исключения случаях, "обновляется" постоянно, мешает здоровому контакту и снятию напряжения в сфере реально доминирующей потребности.

Е. Изложение проблемы.


Клиент (Регина, 23 года): Я живу с соседями в общей квартире. Я выхожу на кухню и вижу, что они пользуются моими вещами. Много раз я пыталась сказать им, что мне это не нравится, но так и не смогла. Нет, вообще они не плохие люди, но... (сильно заикается...)

Терапевт: Расскажите подробней, как это обычно выглядит. Где находитесь вы, где соседи, сколько их... (погружение в ситуацию происходит благодаря детальному описанию ее: времени, места, внешний вид людей и т. д.)

Клиент: Я обычно вхожу быстро и останавливаюсь у стола. Мои приборы использованы... Я хочу сказать об этом, но слова застревают в горле. Я заикаюсь и не могу произнести ни слова... (Говоря это, она съеживается и напряженно дышит).

Терапевт: Что вы чувствуете в этот момент?

Клиент: Ужасно, все ужасно... Я чувствую сильное волнение, я очень злая и вместе с тем абсолютно беспомощная. Ведь я заикаюсь и не могу говорить так хорошо как они...

Терапевт: Где вы чувствуете волнение? Как оно проявляется...?

Клиент: Здесь в груди... и еще в горле... тут все металлическое...

Терапевт: Пожалуйста, положите руки на эти мышцы... подышите с усилием... Что происходит с вами? (Усиление чувств, телесно представленных в области артикуляции).

Клиент: Мне немного легче стало... сжимает, но хочется говорить... Обращение к ресурсам клиента.

Терапевт: Если бы вы не заикались, что бы вы им сказали? Разрешение реализовать желание говорить.

Клиент (Очень оживленно): О, я бы тогда столько наговорила.

Терапевт: Давайте сейчас попробуем, вы хорошо видите этих людей?

Клиент: Да, очень... (описывает выражение лиц, местонахождение в пространстве, позы и т. д.).

Получение нового сенсорного опыта.

Терапевт: Обратитесь, пожалуйста, к ним в первом лице, скажите им о своих чувствах...

Клиент: Вы очень плохие и злые люди, вы совсем меня не уважаете и поэтому делаете, что хотите... Вы пользуетесь тем, что мне трудно говорить, и делаете свои черные дела... (говорит эмоционально насыщенно. Плечи постепенно расправляются).

Терапевт: Попробуйте говорить о себе...

Клиент: Я чувствую, что ненавижу вас, что способна сделать, что-то очень плохое...

Терапевт: Что именно хочется... вы можете это сделать сейчас...

Клиент: Мне хочется швырнуть им .грязную посуду... и сказать, что я не второго сорта и не хочу убирать после них! Я такой же человек, как и они...

Терапевт: Возьмите газету... Двигайтесь и говорите... Регина энергично размахивается, и бросает газету и выражает свои чувства. Монолог произносится с ослабленным заиканием. (Отреагирование).

Терапевт: Что вы сейчас чувствуете?

Клиент: Мне стало легче дышать. Но все равно такое ощущение, что что-то на меня наваливается. Я помню те же ощущения в школе, когда меня оскорбил один мальчик... и я поняла, что он прав... и мне лучше молчать... (Глаза направлены вверх вдаль..).

Терапевт: Вы сейчас представляете его?

Клиент: Да...

Терапевт: Попробуйте поговорить с ним...

Клиент: Я хочу, чтобы ты замолчал... Мне больно слышать твои слова... Я такая же, как другие девочки, хотя и заикаюсь... Я могу также, как они... (Перечисляет свои возможности. Голова поднимается, плечи расправляются). Я могу говорить, я имею право говорить. Ты замолчи, ты говоришь только оскорбительные слова... Тебе следует молчать... Ты замолчи... Я буду говорить... Ты не можешь мне запретить... Я всегда буду говорить... Я всегда буду говорить... Буду говорить!

Повторение способствует закреплению права чувствовать, так как это естественно после отторжения интроекта.

Терапевт: Что вы сейчас чувствуете?

Клиент: Я чувствую облегчение и... мне безразлично, что он сейчас... он безразличен. Я его почти не вижу.

Терапевт: Хотите ли вы еще что-то сказать ему?

Клиент: Кажется, нет.

В этом случае мы видим внутриличностный конфликт между желанием говорить и запретом на речь по причине наличия заикания. Первоначально запрещение на речь направлялось извне (оскорбил мальчик). Затем Регина стала сама себя останавливать и впоследствии делала это автоматически. Конфликт был репрессирован и проявлялся в виде повторяющегося паттерна, невозможности выразить вербально свой протест. Подавление желания говорить происходило с опорой на усвоенный ранее интроект, девочки с заиканием должны молчать. Существенным моментом является отреагирование обеих частей конфликта: желания говорить и запрета на речь. Здесь мы видим проявление слияния с последующей ретрофлексией.

Ж. Изложение проблемы:


У клиента (Георгий, 20 лет) сильно выраженная фиксация на дефекте речи. Он обращается к терапевту с настоятельной просьбой "дать ему в руки" метод, позволяющий контролировать речь, самостоятельно изменять себя и научиться красиво говорить.

Клиент: Вы постоянно уходите от моей просьбы. Вы просто смеетесь надо мной... почему?

Проявление агрессии на терапевта... Защитный механизм — проекция.

Терапевт: Как вы узнаете, что я смеюсь над вами?

Клиент: Вы просто постоянно уводите разговор в сторону. Все выглядит так, будто я ничего не понимаю. Все так как будто я только, что родился... и вообще вы не обращаете на меня внимание...

Во время речи энергично размахивает руками, сжимает правую руку будто перед ударом по ручке кресла.

Терапевт: Вы хотите сказать, что я не делаю того, что вы хотите.

Клиент: Ну, да.

Терапевт: Ну, хорошо, что я должна сделать?

Активность клиента несколько снижается, он перестает ерзать в кресле. Думает.

Клиент: Вы сейчас должны мне сказать...

Терапевт: ...Как вас лечить. Знаете, это похоже на то, как если бы вы лежали на операционном столе со вскрытой брюшной полостью и диктовали хирургу как вас нужно резать.

Клиент: ...но я должен сам сделать что-то и вылечиться.

Терапевт: Вы хотите все контролировать?

Клиент: А как же иначе?

Терапевт: Как это у вас началось, когда?

Клиент (задумался): Ну, я вспоминаю ситуацию... Мы с приятелем занимались в конькобежной секции... Он был умный, развитый... Однажды он мне сказал, что я должен сам себя переделать.

Терапевт: Как это произошло, можете рассказать подробней?

Клиент: Он услышал, как я говорю, и спросил, неужели я не могу за собой последить?

Терапевт: Вы сейчас можете вспомнить его внешность?

Клиент: Я очень хорошо его сейчас представляю.

Терапевт: Попробуйте поговорить с ним сейчас. Клиент (погружен в себя): Он говорит...

Терапевт: Займите, пожалуйста, его место в пространстве, представьте себя им, и скажите от его имени все, что вам хочется.

Клиент (от имени приятеля Димы): Неужели ты не можешь говорить, как следует? Что ты все время бормочешь, как я не знаю кто. Я презираю тебя за это...

Терапевт: Теперь вернитесь в свою роль. Что вы чувствуете?

Клиент: Мне обидно, больно, я чувствую себя неполноценным человеком.

Терапевт: Скажите ему об этом. Скажите, что вы такой же полноценный человек, как и он. Вы не позволите ему себя оскорблять...

Клиент: Дима, ты делаешь мне больно... Мне обидно, что ты ко мне так относишься...

Терапевт: Может вам что-нибудь хочется?

Клиент: Да, я хочу его ударить.

Терапевт: Сделайте это.

Георгий встает с кресла и несколько раз энергично размахивает в воздухе руками, имитируя удары. "...Все, он упал."

Терапевт: Что вы сейчас чувствуете?

Клиент: Легкость.

Терапевт: Что происходит сейчас с Димой?

Клиент: Он лежит на земле.

Терапевт: Пожалуйста, займите его положение. Скажите, что вы чувствуете? Вы сейчас Дима. Клиент, принимая позу на полу: Я чувствую физическую боль от удара больше ничего... хочется уйти.

Терапевт: Вернитесь в свою роль, пожалуйста. Что вы сейчас видите? Диму? Что он делает?

Клиент: Он стоит неподвижно. Вообще я к нему хорошо отношусь... мы расстались спокойно.

Терапевт: Скажите ему все, что хочется, и попробуйте попрощаться с ним.

Клиент: ...до свидания Дима... Он уходит...

Терапевт: Как вы себя чувствуете?

Клиент: У меня ощущение будто я прожил целую жизнь. Сейчас очень радостно на душе.

Терапевт: Посмотрите, пожалуйста на группу...

В этом случае мы видим сформированный под влиянием авторитетного приятеля интроект: заикающийся человек неполноценен. Помимо этого, клиент стал с этих пор руководствоваться предписанием контролировать свою речь и лечить ее сам. Агрессия, направленная первоначально на приятеля за оскорбление; ретрофлексировалась и репрессировалась. Сформировался внутри-личностный конфликт: желание говорить и запрет на "плохую" речь. Клиент, оказавшись в плену интроектов, не мог свободно говорить и постоянно искал способы воздействия на речь. В процессе терапии, при оживлении в сознании прошлой ситуации, произошло отреагирование подавленных чувств, отброшены чужие установки и завершена прошлая ситуация. Теперь осознанный и разрешенный внутриличностный конфликт перестал исподволь влиять на речевое поведение клиента. Им было получено разрешение чувствовать себя комфортно, независимо от формы речи. Желательно после индивидуальной работы обсудить в группе, что значит полноценный человек, какими ценностями он обладает и т. д.

В ходе работы легко видно, что заикание меняет свой характер. В минуту сильного волнения оно усиливается, тогда как после отреагирования речь резко улучшается. При работе с глубокими переживаниями логопед оказывает серьезную поддержку клиенту. Логопед дышит одновременно с клиентом и проговаривает трудные слова вместе с ним, организуя и нормализуя тем самым деятельность артикуляционных органов в момент сильного переживания. Это создает условия нового ассоциирования переживаемых чувств с откорректированной речью. Оптимальным вариантом было бы проведение терапии психотерапевтически подготовленным логопедом. В этом случае логопед, сохраняя раппорт с клиентом, мог бы работать с речевыми проблемами на сознательном и подсознательном уровнях, так как речь является организованным выдохом и выдох порождает голос, то координация мыслей (слов) с выдохом позволяет обнаружить частое сдерживание дыхания. При возбуждении происходит ускорение речи, так как нетерпение проявляется и во вбирании воздуха, и в обратном, в выдохе из себя. Вдох организуется частичный и дыхание затрудняется. Логопед, контролируя и организуя дыхание, помогает клиенту обнаружить односторонность мышления в смысле односторонних межличностных отношений, а не обмена. Мышление у клиента протекает в моноформе: чтения лекции, комментариев, осуждений, защиты или расследования и т. д. В совместной работе логопед помогает клиенту найти ритм говорения и слушания, давания и принятия, выдоха и вдоха. Говорение в фантазии и координированное с ним дыхание позволяет отреагировать чувства и провести терапию заикания.

Как мы уже отмечали, специфической особенностью этой группы клиентов является то, что с потребностью "плавно говорить" слиты многообразные эмоциональные явления. В силу этого для снятия фиксации на дефекте речи необходимо проработать ни одну ситуацию, проанализировать значительное число интроектов. Частично эта проблема решается за счет терапии в группе с разными клиентами, представляющими эту проблему в соответствии со своей личностной структурой. Однако, желательна Проработка с каждым клиентом всех волнующих его ситуаций, так как всегда есть вероятность возвращения к прежнему стереотипу поведения и механизму психологической защиты. Терапию с большим числом разных клиентов по различным проблемам рекомендуется завершать общей дискуссией в группе.
Заключение.
Гештальттерапия, как психотерапевтическое направление, уже несколько десятилетий успешно применяется в Европейских странах и США в различных институтах для решения как лечебных, так и учебных задач, где необходимо "совершенствование" личности и ее "рост". Сегодня внутри этого направления развиваются различные школы, значительно отличающиеся друг от друга. В России гештальттерапия представлена малочисленным Московским Гештальт Институтом и отдельными психотерапевтами-одиночками. Это объясняется не только тем, что гештальттерапия относительно недавно стала известна у нас, но и тем незначительным числом книг, переведенных на русский язык сегодня.

Подобное положение вещей явилось одним из оснований для появления настоящей книги.

Предлагаемая здесь методика работы с различными психологическими проблемами, в том числе и с заиканием, в течение семи лет применялась в Государственном Научно-исследовательском Центре им. В.П.Сербского для лечения пограничных состояний и как обучающая программа для психологов и педагогов.

Она также 'успешно применялась для работы с детьми (упражнения легко адаптируются) и с подростками.

Среди современных методов психотерапии гештальттерапия занимает особое место. Наличие широкого диапазона приемов позволяет использовать ее для решения разнообразных задач: индивидуальных, семейных, полоролевых взаимоотношений и т. д.

Мы надеемся, что эта книга поможет читателям не только в совершенствовании их практических навыков, но и станет стимулом для новых творческих поисков. Желаем успехов!


Рекомендуемая литература.

1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. М.: "Искусство", 1967.

2. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. "Человек-оркестр: микроструктура общения". М.: ТОО Независимая фирма "Класс", 1993. 3. Рудестам К. "Групповая психотерапия". М.: "Прогресс".

^^

4. Тильман Р. "Психология индивида и группы". М.: "Прогресс", 1988.



5. Фейдимен Д„ Фрейгер Р. "Личность и личностный рост". М.: ВПЦ, 1985.

6. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. "Психотехнические игры в спорте". М.: "Физкультура и спорт", 1988.



7. Юнова Г. "Невербальное поведение и его использование в психотерапии". — "Психология", №13, Краков, 1975.




<< предыдущая страница