страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по курсу «Гештальт-терапия» - страница №1/1
![]() Утверждено на заседании кафедры психотерапии и психологического консультирования от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой психотерапии и психологического консультирования к.пс.н. Фомичева Н.С. ___________ Институт психоанализа Факультет психоанализа Кафедра психотерапии и психологического консультирования Учебно-методический комплекс по курсу «Гештальт-терапия» Автор: Коноров Ф.Ю. Москва 2009 Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования НОУ ВПО «Институт психоанализа» © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Коноров Ф.Ю. 2009 г. I. ПРОГРАММА КУРСА «ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ» 4 1.1. Организационно-методический раздел. 4 1.2. Место курса в профессиональной подготовке студентов. 4 1.3. Требования к уровню освоения курса. 4 1.4. Формы контроля. Форма итогового контроля – зачет. 4 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 Раздел 1. Общее представление о гештальт-терапи. 5 Тема 1. Зарождение и развитие гештальт-терапии – исторический обзор 5 Состояние психотерапии в 40-ых годах 20 века. Взгляд психоанализа на природу и развитие психики человека. 5 Фредерик С. Перлз – биография, философия, практика. Влияние положений психоанализа на гештальт-терапию. Влияние других течений - гештальт-психология, холистическая концепции личности, восточные учения, идеи Райха, экзистенциализм, теория поля К. Левина. 5 Калифорнийский период гештальт-терапии. Эсален. Позитивные и негативные последствия эсаленского периода. 5 Тема 2. Основные понятия ГТ 5 Раздел 2. Специфика работы с клиентом в ГТ 6 Тема 1. Этические аспекты терапевтической работы 6 Тема 2. Диагностические возможности гештальт-терапии 6 Тема 3. Тактические аспекты терапевтической работы 6 3. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ (ПРАКТИКУМ) 6 Тема 1. Этические аспекты терапевтической работы 6 Тема 2. Диагностические возможности гештальт-терапии 6 Тема 3. Тактические аспекты терапевтической работы 7 4. ЛИТЕРАТУРА 7 Основная: 7 Дополнительная: 7 II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 8 III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 8 IV. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 9 Состояние психотерапии в 40-ых годах 20 века. Взгляд психоанализа на природу и развитие психики человека. 10 Фредерик С. Перлз – биография, философия, практика. 10 Влияние положений психоанализа на гештальт-терапию. 10 Соратники Ф. Перлза. Л. Перлз, П. Гудмен, И. Фром, Д. Симкин, Хефферлин, и др. Их вклад в развитие теории гештальт-терапии. 10 Калифорнийский период гештальт-терапии. Эсален. Позитивные и негативные последствия эсаленского периода. 10 Ф. Перлз – влияние личности основателя ГТ на метод 10 П. Гудмен – поэт, ученый, психотерапевт 10 Цикл контакта: преконтакт, контактирование или соприкасание. окончательный контакт или соприкосновение, постконтакт 10 Self в гештальт-терапии, три функции Self, различные нарушения «self». 10 Функция "Личность", функция "Оно", выпадения функции "Эго" и их последствия. Слияние, Интроекция, Проекция, Ретрофлексия, Дефлексия, Эготизм. 10 V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 10 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ и ЛИТЕРАТУРЫ 11 I. ПРОГРАММА КУРСА «ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ»1.1. Организационно-методический раздел.
1.2. Место курса в профессиональной подготовке студентов.Содержание курса логично связано с тематическими разделами таких дисциплин как «Психокоррекция и психотерапия», «Концепции и методы психологической помощи», «Психологическое консультирование». 1.3. Требования к уровню освоения курса.Студент должен знать: основные положения теории ГТ; основные принципы ГТ работы; базовые понятия ГТ; основные принципы и пути терапевтической работы в ГТ. Студент должен уметь: диагностировать проблематику клиента в концепции ГТ; строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы, адекватные клиентскому запросу. 1.4. Формы контроля. Форма итогового контроля – зачет.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСАРаздел 1. Общее представление о гештальт-терапи.Тема 1. Зарождение и развитие гештальт-терапии – исторический обзорСостояние психотерапии в 40-ых годах 20 века. Взгляд психоанализа на природу и развитие психики человека.Фредерик С. Перлз – биография, философия, практика. Влияние положений психоанализа на гештальт-терапию. Влияние других течений - гештальт-психология, холистическая концепции личности, восточные учения, идеи Райха, экзистенциализм, теория поля К. Левина.Соратники Ф. Перлза. Л. Перлз, П. Гудмен, И. Фром, Д. Симкин, Хефферлин, и др. Их вклад в развитие теории гештальт-терапии. Калифорнийский период гештальт-терапии. Эсален. Позитивные и негативные последствия эсаленского периода.После Перлза. Развитие гештальта-терапии в разных странах. Современное состояние ГТ в России. Основные организации занимающиеся ГТ. Принципы подготовки гештальт-терапевтов. Темы докладов:
Тема 2. Основные понятия ГТПоле "организм-среда", саморегуляция, контакт и контактная граница, творческое приспособление, доминантность, острая ситуация и терапевтическая ситуация, сознавание, построение-разрушение гештальтов, принцип «здесь-и-сейчас». Цикл контакта:
Self в гештальт-терапии, три функции Self, различные нарушения «self». Функция "Личность", функция "Оно", выпадения функции "Эго" и их последствия. Слияние, Интроекция, Проекция, Ретрофлексия, Дефлексия, Эготизм.
Раздел 2. Специфика работы с клиентом в ГТТема 1. Этические аспекты терапевтической работыЭтические нормы, специфичные для ГТ. Этический кодекс гештальт-терапевта МГИ. Тема 2. Диагностические возможности гештальт-терапииТипы прерываний контакта - слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, эготизм. Принципы диагностики типа прерывания контакта. Интеграция диагностических приемов других направлений психотерапии (ТОП, арт и др.) в практику гештальт-терапии с опорой на теоретические положения ГТ. Тема 3. Тактические аспекты терапевтической работыРабота с внутренней феноменологией клиента. Работа на границе контакта. Работа с телом в ГТ. Работа со сновидениями. Эксперимент в гештальт-терапии. Принципы конструирования гештальт-эксперимента, взаимосвязь исследования и эксперимента. Работа с полярностями в ГТ. 3. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ (ПРАКТИКУМ)Тема 1. Этические аспекты терапевтической работы
Литература:
Тема 2. Диагностические возможности гештальт-терапии
Литература:
Тема 3. Тактические аспекты терапевтической работы
Литература:
4. ЛИТЕРАТУРАОсновная:
Дополнительная:
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
IV. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Состояние психотерапии в 40-ых годах 20 века. Взгляд психоанализа на природу и развитие психики человека.Фредерик С. Перлз – биография, философия, практика.Влияние положений психоанализа на гештальт-терапию.Соратники Ф. Перлза. Л. Перлз, П. Гудмен, И. Фром, Д. Симкин, Хефферлин, и др. Их вклад в развитие теории гештальт-терапии.Калифорнийский период гештальт-терапии. Эсален. Позитивные и негативные последствия эсаленского периода.Ф. Перлз – влияние личности основателя ГТ на методП. Гудмен – поэт, ученый, психотерапевтЦикл контакта: преконтакт, контактирование или соприкасание. окончательный контакт или соприкосновение, постконтактSelf в гештальт-терапии, три функции Self, различные нарушения «self».Функция "Личность", функция "Оно", выпадения функции "Эго" и их последствия. Слияние, Интроекция, Проекция, Ретрофлексия, Дефлексия, Эготизм.V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ и ЛИТЕРАТУРЫВ наше время и в нашей стране обучение ГТ не имеет четко определенной структуры. По сути дела, каждый семинар, проводимый на эту тему, является авторским и отражает в основном точку зрения своего создателя на то, что следует называть ГТ, каковы механизмы ее эффективности, показания и противопоказания к применению, основные принципы и т.д. Задача студента – психолога при изучении ГТ познакомиться с общими представлениями и теориями ГТ и основными техниками, направленными на достижение поставленной в терапии цели. Специфика изучения практической психотерапии, в том числе ГТ, заключается в том, что многие техники возможно освоить только лишь «пропустив» их через себя. В ГТ этот принцип особенно важен. Поэтому студентам-психологам, изучающим курс ГТ, предлагается на практических занятиях на собственном опыте прочувствовать каждое из изучаемых упражнений и техник. Для изучения литературы по ГТ психотерапии студентам предлагается конспектировать отдельные теории и проводить сравнительный анализ различных подходов. Для закрепления изученного материала студентам предлагается выступать с докладами по той или иной теории на семинарских занятиях. Конспектом называется краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Обычно конспект составляется в два этапа. На первом студент читает произведение и делает пометки на полях, отмечая, таким образом, наиболее важные мысли. На втором этапе студент, опираясь на сделанные пометки, кратко, своими словами записывает содержание прочитанного. Желательно использование логических схем, делающих наглядным ход мысли конспектируемого автора. Например, если рассуждения автора представляют достаточно сложную и длинную цепочку, то в конспекте может появиться запись: «Из А следует В, а из В – С, следовательно, С является прямым следствием А». Наиболее важные положения изучаемой работы (определения, выводы и т.д.) желательно записать в форме точных цитат (в кавычках, с точным указанием страницы источника). Следует иметь в виду, что целью конспектирования является не переписывание произведение, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Поэтому хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью. Особенно четко это проявляется при конспектировании работ в электронной форме. Чтобы полностью скопировать работу, достаточно нажать кнопку «печать», но считаться конспектом такое ее воспроизведение не будет. Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический). Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект – посвящен определенному произведению, тематический конспект – посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом. Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы. В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях). При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы. Стоит выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое отношение к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор и почему. |
|