Практическая гештальт терапия - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
Похожие работы
Практическая гештальт терапия - страница №1/9

Практическая гештальт терапия


Романенко О.К.

ОТ АВТОРА
Настоящее методическое руководство содержит описание модифицированного психотерапевтического метода гештальттерапии, представляющего собой одно из направлений современной психотерапии. Предлагаемый терапевтический курс первоначально предназначался для лиц с речевыми нарушениями и коммуникативными трудностями, однако в настоящей редакции также годен для Других контингентов с различной личностной проблематикой. Курс включает два этапа: телесно-ориентированную групповую гештальттерапию и личностно-ориентированную дискуссионную гештальттерапию.

В свою очередь, первый этап состоит из трех циклов упражнений:



  1. терапия, направленная на сознавание собственного тела и чувств;

  2. терапия, направленная на понимание партнера по общению и характера взаимодействий с ним;

  3. психотехническая часть, направленная на тренировку основных психических функций: внимания, памяти, восприятия. Для лиц, страдающих затяжными формами заикания, ряд упражнений сформулированы, как речевые модели.

В основу курса положены: тренинг творческой психотехники С.В. Гиппиус, тренинг спортивной психотехники Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомова, курс "Работа с телом" Генриха Вернера (Германия), традиционные приемы группового взаимодействия, разработанные С. Кратохвиллом, Б.Д. Карвасарским и др. Известные техники переработаны в рамках гештальттерапии и адаптированы к группам с речевыми проблемами и проблемами общения.

Автор выражает признательность Сюзане Махт за то, что она сочла работу достойной внимания и активно способствовала изданию настоящей книги. Хочется поблагодарить логопеда Елену Михайловну Бушуеву, за чтение отдельных глав рукописи и замечания, оказавшие ценную помощь автору.

Особую благодарность хочется выразить кандидату психологических наук Татьяне Алексеевне Болдыревой за мудрые советы и поддержку, которые она оказывала автору на протяжении всего периода работы над книгой. О. Романенко. 10.05.95.
Романенко О.К. Практическая гештальттерапия М.: Фолиум, 1995, 112 с.

ISBN 5-900536-24-6


В книге описывается гештальттерапевтический метод работы с личностными проблемами. Излагаются основные понятия гештальтпсихологии и приемы психотерапии, приводится курс упражнений с комментариями.

Предлагается уникальная коррекционная методика "психотерапевт – логопед - клиент" для лиц с речевыми нарушениями. Может быть использована в психотерапевтической работе с подростками.

Предназначена врачам, логопедам, психологам, социологам, студентам и аспирантам, изучающим психологию и психотерапию.

Введение.


Логопедическая работа включает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности заикающихся. Второй аспект деятельности логопеда имеет недостаточно профессиональный уровень, что связано с особенностями подготовки этих специалистов в области психологии. Это делает необходимым поиск новых логопсихологических подходов для повышения эффективности лечения заикания, как нарушения личностного порядка.

Нарушение речи в значительной мере искажает процесс общения и социальной адаптации. Заикание, возникшее в раннем возрасте и сопровождающее развитие личности до возраста ее зрелости, существенным образом деформирует ее отношения с внешней средой с одной стороны и собственное развитие с другой. Одним из основных моментов психологического развития заикающихся является формирование фиксации на дефекте речи. Снятие фиксации внимания на речи — одна из задач логопедической работы. Вместе с тем, логопед, традиционно уделяя основное внимание характеру речепроизношения — коммуникативному аспекту, волей—неволей способствует усилению имеющейся фиксации.

Настоящее методическое пособие значительно расширяет возможности логопедической работы, структурирует и определяет область применения психологических приемов с целью воздействия на все уровни нарушений речевого общения: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Применение гештальттерапии, в данном случае, отвечает основным задачам. Как целостный подход, она охватывает все стороны личности и рассматривает их во взаимосвязи друг с другом. С этих позиций речь представляется не сама по себе, а как часть единого функционирующего организма. Проблема речи анализируется и решается в контексте структуры личности и процесса общения.

Представленный здесь психотерапевтический курс предполагает совместную работу логопеда и психолога, при которой логопедическое воздействие осуществляется в ходе гештальттерапии и не делает специального акцента на речи. Логопед принимает участие в группе в качестве ко-терапевта и оказывает постоянную логопедическую поддержку с помощью отраженной и сопряженной речи. В ходе работы формируется система отношений "психотерапевт – логопед - клиент".

Упражнения, предлагаемые в данном пособии, могут быть использованы не только как психотерапевтический курс, но и для собственно логопедической работы. Они заключают в себе все виды речевой работы: от релаксации и постановки дыхания до функциональных нагрузок. Они легки в применении, не имеют жесткой структуры, конкретны, эффективны, могут быть использованы с учетом индивидуальности участников и на любом этапе логопедической работы.

Групповая гештальттерапия.
Основные понятия. Методы.


Основателем гештальттерапии, ее групповой формы, считается Фриц (Фредерик С.) Перлз. Он обобщил имеющиеся знания в области психологии восприятия и личности различных психологических направлений и органично использовал для разработки методики групповой гештальттерапии. Им были созданы группы, где индивидуальная работа сочеталась с групповым процессом. Будучи нейропсихиатром по образованию, он начал работу в духе идей 3. Фрейда. Позже в своих поисках самостоятельного метода Перлз изучал теорию поля Курта Левина, театр психодрамы Якоба Леви Морено, биоэнергетику и метод Александера. Значительное влияние на его мировоззрение оказали:

  1. философия экзистенциализма с ее представлением о свободе человека и его ответственности за собственный внутренний мир;

  2. гештальттеория, акцентировавшая внимание на феноменологию текущего опыта;

  3. теория Вильгельма Райха о телесных проявлениях психологических проблем, способствовавшая разработке Перлзом понятия телесного проявления сопротивления.

Изначально гештальт исследования велись в области теории восприятия и показали, что в ходе восприятия человек активно структурирует предлагаемый материал в соответствии со своей внутренней организацией. Затем Курт Гольдштейн распространил положения гештальттеории на область мотивации человеческого поведения, в частности, принцип целостности. Перлз сделал следующий шаг, применив гештальттеорию к личности в целом и ее функционированию. Он использовал понятие "отношения фигуры и фона" для объяснения чувств, эмоций, ощущений и процесса развития личности.

Основной целью групповой гештальттерапии Перлз считал восстановление в каждом участнике группы организмических процессов, нарушенных в ходе жизненного цикла, что должно способствовать достижению личностью зрелости. Под зрелостью он понимал оптимальное состояние здоровья, когда личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои потребности. Это становится возможным благодаря терапии непродуктивных стереотипов поведения и замене их полноценными и адекватными реакциями. При этом в центре внимания оказываются невротические механизмы нарушения контактов. Терапия контактов осуществляется по двум направлениям:



  1. анализ вербального содержания и

  2. анализ телесных проявлений.

В рамках гештальтпсихологии душевные и телесные переживания рассматриваются как проявления одной и той же сути. Любой аспект человеческой деятельности обнаруживает его целостное "Я", т.е. всякое жизненное проявление есть некоторое сообщение личности о себе. Мимика, движения, позы свидетельствуют о его внутренней жизни, так же, как его речь и мышление. Поэтому терапия тела ведет к изменениям в ядре личности также успешно, как и личностная терапия сознаваемых переживаний и симптомов. Телесное "послание" также важно, как и сформулированное речевое сообщение. Больше того, из-за существующих запретов, явления вытеснения, язык тела часто оказывается для клиента единственным каналом информации о себе и, наряду с речевым сообщением, значительно проясняет происходящее в нем для психотерапевта.

История телесной терапии восходит к работам ученика Фрейда Вильгельма Райха, который полагал, что механизмам психологической защиты можно противодействовать с помощью прямого телесного контакта.

Защитное поведение, выражающееся в напряжении мышц и стесненном дыхании, он назвал "телесной броней". "Броня" — это хроническое мышечное напряжение, избавляющее человека от переживания неприятных эмоций. Мышечная броня является тем способом, с помощью которого организм репрессирует "неоконченные" эмоциональные переживания. В момент напряжения мышц происходит ослабление чувствительности, т.е. жизненная энергия течет уже несвободно.

На "уровне тела" Райх выделил хронические энергетические блокировки. Он полагал, что между хроническими энергетическими блокировками ("уровень тела") и подавляемыми эмоциями (психологический уровень) существует психофизическое взаимодействие. Поэтому, с его точки зрения, жизненная энергия может быть высвобождена путем прямого манипулирования напряженной областью. Райх выделил семь кругов "телесной брони", манипулируя которыми можно высвободить репрессированные чувства. Эти круги, по его мнению, действуют как барьеры на пути свободного течения энергии вдоль тела. "Телесная броня" препятствует течению энергии, а жизненно важные функции теряют свой естественный характер. Высвобождая эту энергию, терапевт способствует оздоровлению личности, так как свободно текущая жизненная энергия является основой функционирования здоровой личности.

Александр Лоуэн, ученик Райха, развил представления телесной терапии, соединив вербальную и телесную терапию. Он разработал понятие "энергии" и изучал тело через его энергетические процессы. Он определил "оптимальное состояние тела", как состояние спонтанного и всеохватывающего развития энергии. По его мнению, в случае нарушения течения энергии искажаются чувства удовольствия и целостности личности. Так, невротики не способны в полном объеме испытывать эти чувства, т. к. расходуют основную часть своей энергии на поддержание механизмов психологической защиты.

Биоэнергетические методы имели своей целью возвращение людей к их первичной природе. Первичная природа мыслилась, как состояние искреннего удовольствия, т.е. свобода телодвижений и отсутствие мышечных напряжений. Лоуэн считал, что процесс социализации мешает людям непосредственно выражать свои чувства. Работа с телом помогает человеку высвободить чувства, подавленные в ходе социализации. Отчуждение от собственного тела является причиной межличностной отчужденности. Биоэнергетическая модель Лоуэна предполагала, что чувства и импульсы, выражению которых мешает страх, видоизменяются, подавляются или скрываются, приводят к телесной ригидности, энергетическому распаду и изменению личности.

Особое внимание биоэнергетиками уделялось процессу дыхания. Концентрирование внимания на дыхании в сочетании с манипулированием телом давало усиление релаксации. Дыхательные упражнения способствовали усилению движения энергии. Углубляясь в терапевтический процесс, терапевт следовал за клиентом, поддерживал его в воспоминаниях пережитых ранее чувств и побуждал его обращаться к соответствующим людям прямо или символически. При возникновении в ходе терапии тревоги, клиенту предлагалось дышать глубоко, начинать дыхание с низа живота и останавливаться на этом чувственном переживании, часто сопровождаемом звуками, способствующими его прояснению.

Лос-анжелесский психолог Янов считал воспроизведение травмирующих переживаний необходимым для установления психической связи между болью и ее происхождением. При этом процесс строился таким образом, чтобы не допустить интерпретаций и рационализаций, способствующих уходу от переживаний. В этих условиях усиление ощущения боли свидетельствовало о росте осознания недостатка родительской любви в детстве. В силу этого основной задачей являлось "докармливание" клиента этой любовью с целью избавления взрослого человека от поисков любви, компенсирующей прошлую депривацию.

В целом разнообразные направления телесной терапии сходились на том, что в любой стрессовой ситуации реакция тела неизбежна. Переживания отражаются в том, как люди ходят, дышат, управляют своими мышцами, принимают позы, жестикулируют и даже в типах телосложения (Лоуэн). Своей целью они ставили расширение сознавания индивидуумом глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, а также обучение клиента самостоятельно разрешать конфликты в этой области.

Групповая гештальттерапия, начатая Перлзом, заимствовала рациональные моменты различных направлений телесной терапии и, переработав их, включила в свой теоретический и практический базис. Сегодня это, по существу, синтетический подход. Преследуя свои терапевтические цели, он использует приемы различных психологических направлений. Однако, философия гештальттеории, включающая понятия "целостность", "индивидуальность личности", "ответственность за свою жизнь", "здесь и теперь", "сознавание" и др., акцентирующая внимание на поиске ответов на вопрос "как", а не "почему", делает это направление самостоятельным, неповторимым и продуктивным подходом в решении проблем личности и ее здоровья.


следующая страница >>