Зоопсихология и сравнительная психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины зоопсихология и сравнительная психология... 2 757.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная... 2 415.43kb.
Тесты по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» 3 709.27kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине... 1 74.49kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная... 1 258.26kb.
Зоопсихология 1 721.01kb.
А. Н. Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном... 1 281.4kb.
Б. Ф. Поршнев «О начале человеческой истории» 1 25.72kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Сравнительная социология» 1 26.84kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 18.2kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине... 1 74.49kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Зоопсихология и сравнительная психология - страница №1/1

Наименование дисциплины: Зоопсихология и сравнительная психология

Направление подготовки: 030300 Психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Автор: д-р психол.наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии В.Е.Орел

1. Целями освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» являются: освоение студентами теоретических, методологических и методических основ зоопсихологии и сравнительной психологии, ознакомление с основными понятиями этих дисциплин, особенностями филогенетического развития психики, основными категориями психической активности животных


2. Данная дисциплина входит в состав цикла «Профессиональные дисциплины» (базовая часть (Б3.Б.7)). Она тесно связана с базовой частью профессионального цикла модуля «Общая психология», с такими дисциплинами его как «Введение в профессию». С дисциплиной «Введение в профессию» сущность логической и содержательной взаимосвязи заключается в уточнении, конкретизации и более глубоком рассмотрении проблемы развития психики в филогенезе, общие направления которого задаются в указанном курсе. Освоение дисциплины « Зоопсихология и сравнительная психология» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин и модулей как всех дисциплин объединенных курсов «Общая психология». «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология».
3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

- закономерности развития психики животных в филогенезе и онтогенезе;

- основные виды психической активности животных;

- методы зоопсихологии;

- историю развития науки и разбираться в основных современных концепциях поведения животных,

- особенности антропогенеза человеческого мышления и языка.


    Уметь:


- организовывать наблюдение за поведением животных;

- проводить сравнительный анализ поведения животных и человека

- делать заключение о механизмах, лежащих в основе рассматриваемого поведения.


    Владеть:


- категориальным аппаратом зоопсихологии и сравнительной психологии

    - способами познания поведения животных для решения практических задач.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1


Предмет, задачи и методы зоопсихологии.

Предмет зоопсихологии. Поведение и психика, их соотношение. Связь зоопсихологии с другими науками (общая психология, физиология, анатомия, философия, педагогика и педагогическая психология, медицина и т.п.). Задачи зоопсихологии. Ее теоретическое и практическое значение. Трудности исследования психики животных. Основные методы зоопсихологии: наблюдение, лабораторный и искусственный эксперимент.

История зоопсихологии и основные научные школы изучения поведения животных.

Додарвиновский период в изучении психики животных. Учение о душе в древнегреческой философии. Материалистические взгляды Гераклита и Эпикура. Идеалистическая философия Сократа и Платона. Аристотель как основоположник рационального подхода к изучению психики животных. Теологические теории объяснения поведения животных в Средние века. Картезианство. Р. Декарт как основатель механистического направления в объяснении поведения животных. Развитие эволюционного подхода к психике животных (Ж. Кювье, Ж. Бюффон, Ж.Б. Ламарк)

Эволюционная теория Ч. Дарвина – веха в исследовании психики животных. Антропоморфический подход к объяснению психики животных. Становление научной зоопсихологии. Атомистические теории поведения. Теория тропизмов Ж. Леба и рефлексологические теории поведения. Детерминистические концепции поведения животных. Бихевиоризм и ведение экспериментального метода в зоопсихологию. Гештальтпсихология и ее значение в исследовании психики животных. Теории, построенные на анализе форм поведения. Методологическая концепция В.А. Вагнера. Этологическое направление. К. Лоренц и Н. Тинбреген – основатели этологии. Современные рациональные и теологические подходы к анализу психики животных.

Развитие отечественной зоопсихологии. К.Ф. Рулье как основатель зоопсихологии в России. Московская и ленинградская школы зоопсихологии. Исследования Н. Н. Ладыгиной–Котс, Я. Рогинского, В. М. Боровского, Н. Н. Войтониса. Современное состояние зоопсихологии в нашей стране.




2

Основные категории психической активности и формы поведения животных.

3.1.Реакции ориентации у животных: кинезы, таксисы. Их классификация и значение. Теория вынужденных движений как один из механизмов таксисов.

3.2.Инстинктивное поведение как одна из форм приспособления животных к окружающей среде. Определение инстинкта и его признаки: врожденность, постоянство, изменчивость, стереотипность, безошибочность и безличность. Этологическая модель инстинкта. Внутренние факторы инстинктивного поведения: гормональный механизм и нейронные механизмы. Внешние факторы инстинктивного поведения. Понятие релизера. Взаимодействие внешних и внутренних факторов в реальном поведении. Виды инстинктивного поведения животных в условиях конфликта. Биологическая ограниченность инстинкта как формы поведения.

3.3.Научение у животных. Научение и развитие. Основные категории научения; реактивное, оперантное и когнитивное.

3.3.1.Сущность реактивного научения. Импритинг как одна из наиболее генетически обусловленных форм реактивного научения. Основные характеристики импритинга. Роль импритинга в поведении животных. Привыкание – форма реактивного научения и ее сущность. Классический условный рефлекс – основная форма реактивного научения. Классическая условнорефлекторная модель научения И. П. Павлова. Ее сущность и условия осуществления.

3.3.2.Оперантное научение и его сущность. Научение по методу «проб и ошибок». Законы научения Э. Торндайка. Оперантный условный рефлекс. Его сущность и отличие от классического условного рефлекса. Оперантная модель научения Б.Ф. Скиннера, ее смысл и условия осуществления. Метод Амоформирования реакций как способ оперантного научения. Подражание у животных – форма оперантного научения. Виды подражания. Факторы, ограничивающие способности животных к научению: морфологические, сезонные, инстинктивное поведение, особенности прошлого опыта. Развитие способности научения в филогенезе. Физиологические механизмы научения.

3.4.Интеллектуальное поведение животных как высшая его форма. Экспериментальное исследование интеллекта человекообразных обезьян В. Келлером. Отличие интеллекта от научения. Определение интеллекта животных. Признаки интеллектуального поведения. Механизмы интеллектуального поведения. Подход В. Келлера и И.П. Павлова. Ограниченность интеллекта животных и его отличие от человеческого


3

Социальное поведение животных.

Роль социального поведения в жизни животных. Критерии социального поведения. Кооперация и ее виды. Основные типы специализаций у животных. Доминирование и подчинение. Виды иерархий у животных. Понятие ранга и роли. Специфика доминирования в разных группах животных. Критерии уровня организации сообщества. Типы сообществ: группы, скопления, колонии и т.п. Коммуникация в сообществах. Формы коммуникации: визуальная, звуковая, химическая. Общение между животными и человеком, возможности их обучения знаковой коммуникации. «Языковые проекты», их достоинства и недостатки. Сознание у животных. Асоциальное поведение животных.



4

Проблема онтогенеза психики и поведения животных.

Роль наследственности и среды в формировании психики и поведения. Формирование психики животных в пренатальном периоде. Раннее постнатальное поведение, его познавательные аспекты. Врожденное узнавание, облигатное и факультативное научение. Ювенальный период в развитии психики. Игровое поведение животных. Теории игры: описательный подход, функциональная теория К.Гросса, мотивационные концепция Спенсера и Бойтендайка. Значение игры в формировании психики животных. Классификация форм игры у животных. Принципиальное отличие игровой деятельности ребенка от игр животных.



5

Развитие психики животных в филогенезе. Уровни психики. Элементарная сенсорная психика, низший уровень. Поведение простейших. Высший уровень элементарной сенсорной психики. Поведение насекомых. Уровень перцептивной психики, различные формы поведения. Поведение млекопитающих. Сенсорно-перцептивные способности, память коммуникации. Психика и поведение обезьян. Особенности мышления, орудийная деятельность.

6

Предпосылки зарождения человеческого мышления и языка. Особенности мышления первобытного человека и его отличие от мышления человекообразных обезьян. Особенности мышления ребенка. Происхождение языка, основные подходы. Особенности языка примитивного человека.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:

1.Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: уч. пособие для вузов. -М.:

Академия,2004.-554с.
б) дополнительная литература:

1. Бертон Р. Чувства животных. М,1976.

2. Вагнер В.А. Этюды по сравнительной психологии Возникновение и развитие психических

способностей. Вып.1-6.Л.,1925.

3. Дембовский Я. Психология обезьян. М.,1963.

4.Детьер В.,Стеллар Э. Поведение животных.Л.,1967.

5. Дьюсбери, Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. – М., 1981.

6. Крушинский Л.В. Биологические основы элементарной рассудочной деятельности. М.,1977.

7. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление.М.,1983.

8. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. М.,1981.

9. Лоренц, К. Агрессия (так называемое "зло") / К. Лоренц. – М., 1994.

10. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. .,1983.

11. Петровский А.В. История советской психологии. М.,1969.

12. Тинберген Н. Поведение животных.М.,1969.

13. Тих Н.А. Предыстория общества. Л.,1970.

14. Хайнд Р. Поведение животных..М.,1971



15. Шовен Р. Поведение животных.М.,1972.