страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» - страница №1/1
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Зоопсихология и сравнительная психология» (для студентов, обучающихся по специальности 030301.62 «Психология»)
Дубна 2012 Г.
Пояснительная записка Зоопсихология - отрасль психологии, изучающая психику животных. Предметом зоопсихологии является формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания. Основные понятия зоопсихологии: Психика и поведение. Психика – форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение – проявление внешней активности животного, направленной на установление жизненно важных связей организма со средой, обеспечивающей выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом. Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных. Сравнительная психология является составной частью учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Рассматривает психику в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека. Цель курса – формирование профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомление их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных. Задачи курса: Сформировать у студентов знания - о психических процессах у животных в онтогенезе; - о происхождении и развитии психики в процессе эволюции; - о биологических предпосылках и предистории зарождения человеческого сознания. Методологической основой основой курса является деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Базовым курсом для изучения «Зоопсихологии и сравнительной психологии» являются «Общая психология», а также смежные дисциплины: «Физиология ВНД», «Физиология ЦНС», «Антропология», «Экология», «Общая биология» и «Философия». Студент должен ориентироваться в вопросах связанных с высшими психическими функциями, структурой деятельности, мотивационно-потребностной сферой и т. п. Зоопсихология является неотъемлемой и важной частью психологических наук. Прикладное значение зоопсихологии:
-в борьбе с вредителями пищевых продуктов: комнатными мухами, тараканами, рыжими домовыми муравьями, грызунами. Организационно-методический раздел Данный курс является обязательным и читается для всех студентов психологического факультета УРАО. Рассчитан на один семестр. Промежуточный контроль: контрольные работы. Форма итогового контроля: экзамен. В качестве основных методов изучения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» используется анализ литературы и источников. Используемые в курсе организационные формы занятий – лекции. По завершению изучения курса «Зоопсихология и сравнительная психология» студент должен: - Уметь сформулировать роль и значение науки зоопсихологии в системе психологических знаний, основные понятия и категории; - уметь использовать навыки сравнительно-психологического метода для исследования психики; - знать и понимать специфику, свойства и характеристики основных стадий развития психики животных в филогенезе; - уметь описать основные аспекты индивидуальных взаимоотношений субъекта со средой в онтогенезе; - знать и понимать сущность и значение прикладных задач зоопсихологии; - овладеть практическими навыками метода наблюдения и протоколирования поведения животных. Тематический план
Основное содержание учебного курсаРаздел I. Введение в зоопсихологию Тема 1: Предмет и задачи зоопсихологии. Психика и поведение у животных. Психическая деятельность животных. Методологический принцип познания психических процессов животных через анализ их поведенческой активности в конкретных условиях жизни. Определение зоопсихологии и сравнительной психологии. Необходимость изучения психики в развитии. Зоопсихология и сравнительно-психологический метод исследования. Связь зоопсихологии с другими психологическими науками и науками о биологии поведения. Тема 2: Методы исследования в зоопсихологии. Специфика зоопсихологического метода исследования поведения животных, его отличие от биологических методов исследования. Субъект как единица исследования в зоопсихологии. Качественные различия экспериментальных методов и метода наблюдения. Метод наблюдения, его специфика, составные части, средства и методические приемы, необходимость овладения искусством наблюдения и протоколирования. Метод эксперимента, его суть, содержание, психологический анализ результатов, возможности, сложности и ограничения. Виды экспериментальных методов в зоопсихологии: лабораторный, естественный и формирующий эксперименты. Основные экспериментальные методики, применяющиеся для изучения психики животных. Раздел II. Общая характеристика психики животных Тема 3: Проблема происхождения психики Различные точки зрения на происхождение психики: панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. Условия возникновения психической формы отражения в эволюции. Анимальное питание и анималистическое движение. Возникновение чувствительности. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как критерий психического. Теоретическое и экспериментальное обоснование возникновения ощущения как субъективного переживания биологически нейтральных свойств объекта. Требования организма к среде и потребности. Критерий появления потребностно-мотивационной сферы. Тема 4: Проблема инстинкта и научения История представлений о психической деятельности животных. Взгляды на психические способности животных у античных мыслителей: материалистов, идеалистов, стоиков и др. Вклад Аристотеля в развитие знаний о животных. Изучение поведения животных в XVIII веке, работы Э.Б.Кондильяка, Ш.Ж.Леруа, Ж.Л.Бюффона и др. Эволюционные учения Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Вклад этих авторов в развитие зоопсихологических знаний. В.А.Вагнер – основоположник зоопсихологии в России, его труды и взгляды. Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения. Современное представление о проблеме инстинкта и научения. Исследование психики животных в XX веке в рамках различных психологических школ, а также данные смежных наук: физиологии, этологии и др. Теоретическое и экспериментальное развитие зоопсихологии на современном этапе. Раздел III. Врожденное и приобретенное в поведении животных Тема 5: Инстинктивное поведение Определение инстинкта. Инстинкт как основа жизнедеятельности животного. Структура и характеристика инстинктивных действий. Мотивация инстинктивного поведения. Внутренние факторы: отклонения гомеостаза и нарушение внутренних ритмов организма. Внешние факторы – три вида ключевых раздражителей: растормаживающие (пусковые), настраивающие и направляющие. Врожденные пусковые механизмы. Супероптимальные реакции. Врожденные формы общения между животными. Демонстрационное поведение, ритуализованные движения и др. Психический компонент инстинктивного поведения. Тема 6: Научение Общая характеристика проблемы научения. Определение научения. Примитивные формы научения: привыкание, зачатки ассоциативного научения. Основная форма научения – навык: определение, характеристика. Фиксированные и лабильные навыки, сложные навыки. Научение и общение, подражание. Дрессировка животных. Раздел IV. Эволюция психикиТема 7: Стадия элементарной сенсорной психики Низший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Тропизмы как движения (рост) растений. Кинезы – элементарные инстинктивные движения простейших. Таксисы как врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности. Виды таксисов, низшие таксисы. Основная проблема сенсорной стадии - возникновение психики. Характеристика психического отражения на данном уровне. Ранние формы научения: привыкание, зачатки ассоциативного научения. Высший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Формы нервной системы у низших многоклеточных. Способность к движению. Органы чувств у низших беспозвоночных, плюро- и унимодальность. Появление высших таксисов. Зачатки предметного восприятия. Активный поиск положительных раздражителей. Зачатки сложных форм инстинктивного поведения – охоты, конструктивной деятельности. Элементы общения: ритуализация, агрессивное поведение. Научение в виде привыкания. Возможность формирования истинных условных рефлексов. Низший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Предметность психического отражения и ориентировка на отдельные свойства предметов. Соотношение инстинктов и научения. Положительное таксисное поведение. Развитые формы сложного инстинктивного поведения: общение, ритуализация, групповое поведение. Полноценное территориальное поведение. Способность к научению. Характеристика животных, их образа жизни и поведения на низшем уровне перцептивной стадии развития психики на примере муравьев, пчел и головоногих моллюсков. Высший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Позы сна, покоя, комфортные движения. Сенсорные способности. Подверженность иллюзиям. Способность к зрительному обобщению. Наличие представлений. Нахождение обходных путей. Сложность процессов общения. Средства коммуникации различных модальностей: ольфакторные, тактильные, оптические, акустические. Инстинктивные компоненты общения: ритуализация, импонирование, запугивание и др. Соотношение инстинктивного поведения и научения. Научение в виде формирования навыков, как фиксированных, так и лабильных. Сложные навыки. Переучивание, перенос, обобщение навыка. Тема 9: Эволюция психики в антропогенезе Проблема происхождения трудовой деятельности. Эволюция гоптических и сенсорных функций высших млекопитающих. Предметная, предтрудовая деятельность млекопитающих. Орудие , функциональное значение орудия. Проблема зарождения общественного взаимодействия. Появление и развитие речи. Язык животных и язык человека. Раздел V. Развитие психики животных в онтогенезе Тема 10: Перинатальный период Врожденное и приобретаемое в перинатальном периоде. Созревание и развитие. Сензитивные, или критические, периоды. Периодизация онтогенеза: революционные периоды (оплодотворение, рождение, половая зрелость, смерть), эволюционные периоды (эмбриогенез, постнатальный период, ювенильный, взрослый период). Перинатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения. Эмбриогенез и развитие психического отражения. Развитие врожденных элементов поведения в эмбриогенезе. Эмбриональное научение. Появление сенсорных нервных элементов и рефлекторных ответов. Появление зрения и слуха. Характеристика психики эмбриона. Постнатальное развитие поведения животного. Зрело- и незрелорождающиеся животные. Появление инстинктивных движений и ранний опыт. Врожденное узнавание. Научение. Облигатное: определение, характеристика. Импринтинг. Реакция следования. Половое запечатление. Факультативное научение: определение, характеристика. Раннее формирование общения. Исследовательское поведение. Появление элементарных ориентировочных реакций. Манипулирование. Тема 12: Ювенильный (игровой) период Игра. Основные теории игры (К.Гроос, Ф.Бойтендийк, Д.Б.Эльконин, К.Э.Фабри и др.). Общая характеристика игры у животных. Первые действия игрового типа. Манипуляционные игры. Игровое общение. Виды совместных игр. Сигнализация в игровом общении. Познавательная функция игровой активности. Игры высшего типа. Раздел VI. Эволюция психики человека в филогенезе Основные принципы изучения развития психики в филогенезе: 1. Принцип примата функции над органом. 2. Принцип опережения развития структуры деятельности по отношению к содержанию отражения, 3. Принцип трансформации структуры деятельности и дифференциации форм регуляции деятельности в эволюции. Развитие психического отражения в филогенезе. Дифференциация структуры деятельности и форм ее регуляции в филогенезе. Стадии психического развития по А.Н.Леонтьеву (определение). Антропогенез человека и приматов. Антропогенетически значимые черты в психике и поведении животных (на примере шимпанзе). Орудийная деятельность животных. Основные исторические вехи становления и развития человека, его орудий и культуры. Основные отличия психики человека от психики животных. Раздел VII. Этология как одно из направлений изучения психики животных Тема 14: Проблемы интеллекта животных Мышление как один из функциональных компонентов системы психики. Различные точки зрения на критерии интеллектуального поведения (В.Келер, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Ладыгина-Котс, Л.В.Крушинский и др.). Общая характеристика интеллектуального поведения животных. Современные данные по проявлениям мышления у животных: экстренное улавливание закономерности, реорганизация навыков, выявление алгоритма, обобщение и абстрагирование, операции логического вывода и др. Наиболее общий и существенный признак интеллекта – оперирование мысленными представлениями об условиях задачи. Контрольные работы (все контрольные обязательны к выполнению). Контрольная №1.
Контрольная №2
Контрольная №3
Задание: 1. Необходимо предоставить отчёт о наблюдении за тремя (не менее) животными, принадлежащими разным систематическим группам, напр., насекомые (беспозвоночные, скелет наружный); позвоночные хладнокровные (рыбы, амфибии, рептилии); позвоночные теплокровные (птицы, млекопитающие). 2. Изучите этологические понятия и используйте их в отчёте при описании своих наблюдений. Альтруистическое поведение – одно животное жертвует собою, защищая членов своей семьи или стаи; встречается у общественных насекомых, птиц, млекопитающих. Амбивалентное поведение – противоречивое поведение животного, когда оно не может сделать выбора между двумя борющимися потребностями и выбирает третий путь. Биологические часы – ритмы, управляющие поведением животных (суточные, сезонные). Взаимное кормление распространено среди социально организованных насекомых и некоторых видов птиц. Внутренние механизмы отражения действительности – инстинкты сохранения, побуждающие специфическим образом информировать сородичей об опасности. Восприятие цельное и частичное – маленькие животные начинают жизнь с восприятия частей целого (птенец чайки видит только красный клюв, позже – видит всю птицу, а потом и всё окружение в целом). Высвобождение – проявление инстинктивного поведения (ФКД) в ответ на побуждающий стимул (событие). Групповая защита – объединение животных в группу для защиты от врагов. Например, лошади выстраиваются кругом, головой внутрь круга, отбиваясь задними копытами; птицы образуют стаи и окриками отгоняют врага. Демонстрации – ритуальные формы поведения, осуществляемые при ухаживании, чтобы привлечь партнёра. Доминирование – подавление деятельности других в стаде или стае. Драйв (побуждение) – такие состояния животного, в основе которых лежат базисные потребности – голод, жажда, половое влечение, запускающие поисковые реакции. Инстинкт – (от лат. Instinctus – побуждение) – совокупность сложных наследственно обусловленных стереотипных действий, совершаемых одинаково всеми особями данного вида в ответ на внешние и внутренние раздражители для удовлетворения основных биологических потребностей. Единицами инстинктивного поведения считают фиксированные комплексы действий (ФКД, fixed action patterns) – видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), генетически обусловленные, стереотипные по порядку и последовательности исполнения двигательные акты. Их называют также видоспецифическими (или видотипическими) формами поведения. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая достаточно вариативна, и завершающую, более постоянную. Навигация (ориентация) – тесно связана с миграцией, напр., птицы, рыбы. Паттерны (образы) поведения – каждый основной инстинкт (избегание, охота, размножение) имеет свои специфические формы поведения, позы и т.д. Полифакториальный контроль над поведением – типы поведения, контролируемые (зависящие) от двух и более факторов внешней и внутренней среды организма. Половое поведение – поведение животных во время брачного периода в определённое время года (брачный сезон). Принцип конкурирующего вытеснения – замещение одного экологического вида другим, вплоть до вымирания, при возникновении условий, благоприятствующих экспансии одного из видов. Релизер (ключевой раздражитель) – специфический сигнал, запускающий инстинктивное поведение (ФКД). Ритуальная борьба – турнирная или церемониальная борьба, ФКД разрешающие конфликт, запрограммированные генетически так, чтобы сражающиеся приносили как можно меньше вреда друг другу; способствует сохранению вида. Родительская забота – развита у млекопитающих, птиц, среди насекомых, некоторых рептилий, рыб. Защита молодняка и обучение его родителями поведению в различных ситуациях явилась важным шагом в эволюции. Социальная этология – изучает социальное поведение животных с учётом условий окружающей среды, инстинктивных реакций, индивидуальных навыков, приобретённых в течение жизни и т.д., чтобы во всей полноте представить жизнь социальных видов животных. Территориальное поведение – поведение, определяемое территорией проживания. Территориальные отношения – маркировка своей территории постоянная или временная (на время спаривания или гнездования) запахами, звуками, визуальными метками. Феромоны – химические вещества, вырабатываемые животными с целью обмена информацией (внутривидовая коммуникация). Информация о принадлежности виду, полу, фазе полового цикла, идентификации особей, их возраста, настроения, маркировки территории, дорог, ведущих к источнику, пище, врагов. Хоминг (инстинкт дома) – особенность некоторых животных возвращаться домой издалека. Этограмма – полное описание поведения отдельного животного или вида, полный перечень двигательных актов, наблюдаемых у данного вида. 3. Напишите отчет по требуемой форме. Недостающую информацию по частной биологии, экологии и этологии животных Вы сможете найти в специальной литературе. Ведение записей: 1. Дата. 2. Погодные условия (солнце, облачность, ветер и т.д.). 3. Название животного – №..: систематика (тип, класс, отряд, видовое – русс.). 4. Время наблюдения. 5. Индивидуальные особенности: величину сравнивайте: если птица, то с размером воробья, дрозда, вороны и т.д., если животные – то с мышью, крысой, сурком, лисицей, волком, оленем, медведем и т.д., но лучше, если можно измерить; -форма (зарисовать) если птица – форма клюва, ног, крыльев, когтей. У млекопитающих – рога, голова, уши, хвост, очертание тела, обратите внимание на детали; -голос и другие звуковые характеристики -пища какова пища в дикой природе, как охотиться или питаться, чем кормят в неволе? -период активности указать период активности в живой природе; -жилище характерные признаки жилища в живой природе (описать, если можно – зарисовать); -экологические особенности изучение взаимосвязей живого с окружающей средой: а) приспособленность животного к климатической среде обитания в дикой природе (холод, жара, водная среда и т.д.); б) влияние географических особенностей (горы, долины, степи, пустыни, тёплые течения, прибрежные зоны и т.д.); в) взаимоотношения между животными (хищничество, симбиоз: мутуализм, комменсализм, паразитизм: внешний и внутренний); Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету):
Список рекомендуемой учебной литературы Список основной учебной литературы:
Список дополнительной учебной литературы для подготовки к контрольным работам.
|
|