Учебно-практическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 13страница 14
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей... 10 1328.7kb.
Методические рекомендации для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»... 2 1174.49kb.
Н. Р. Шишкина Экономическая теория 15 6241.68kb.
Российская федерация 1 169.83kb.
Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика»... 2 516.44kb.
Вопросы для студентов очной и очно- заочной форм обучения для досдачи... 1 390.84kb.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы... 3 661.82kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Вопросы к экзамену по биофизике для студентов очной и заочной форм... 1 50.28kb.
Методические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов... 2 449.12kb.
Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех... 6 1289.36kb.
Культура признания ошибок Ó 2012 г. Шадрин В 3 535.09kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-практическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения с применением - страница №1/14


Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию
Тихоокеанский государственный экономический университет

Шумский А.Е.

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Учебно-практическое пособие



для студентов очной и заочной форм обучения

с применением дистанционных образовательных технологий


Владивосток

2006
УДК 334. 012. 23
О 75
Теория организаций: Учебно-практическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий / А.Е. Шумский. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2006. – 98с.
Учебное пособие включает краткий теоретический курс, темы контрольных работ и экзаменационные задания для студентов, сдающих экзамен без выезда в университет.

Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Менеджмент организации» с применением дистанционных образовательных технологий.


Печатается по решению учебно-методического совета ТГЭУ.
Рецензенты: Сазонов В.Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой международного бизнес-администрирования Владивостокского института международных отношений Дальневосточного государственного университета;

Жирабок А.Н., д.т.н., профессор, профессор Института радиоэлектроники, информатики и электротехники Дальневосточного государственного технического университета

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 6

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ 7

1.1. Предмет, функции и задачи теории организации 7

1.2. Подходы, используемые в рамках теории организации 10

1.3. Основные концепции теории организации 12

Вопросы для самоконтроля: 19

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ 20

2.1. О классификации систем. Системы и модели 20

2.2. Понятие организованной системы. Закон синергии 22

2.3. Организация как целевая система. Закон композиции 23

2.4. Организация как открытая динамическая система 25

2.5. Организация как сложная система 28

2.6. Управление сложными системами 30

2.7. Особенности системного подхода к исследованию и проектированию организаций 34

2.8. Функционально – стоимостный анализ 36

Вопросы для самоконтроля: 37

ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИЙ 38

3.1. Закон онтогенеза. Жизненный цикл организации 38

3.2. Закон самосохранения 42

3.3. Законы, регулирующие развитие организаций 44

3.4. Закон информированности - упорядоченности 45

Вопросы для самоконтроля: 50

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 51

4.1. Классификация социальных организаций 51

4.2. Понятие фирмы. Особенности хозяйственной деятельности фирм 52

4.3. Организационно – правовые формы коммерческих фирм 53

4.4. Понятие предприятия. Основные виды предприятий 56

4.5. Формы интеграции предприятий 57

4.6. Организации инновационной сферы 58

Вопросы для самоконтроля: 60

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 61

5.1. Этапы и методы проектирования организационных структур 62

5.2. Принципы департаментализации 63

5.3. Основные формы общеорганизационных структур 65

5.4. Сравнительный анализ типовых организационных структур 68

5.5. Выбор общеорганизационной структуры 71

5.6. Распределение видов хозяйственной деятельности по подразделениям организации 74

5.7. Схемы управления организациями 78

5.8. Диапазон контроля и его оценка 84

5.9. Коммуникационные структуры 86

Вопросы для самоконтроля: 91

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 91

ЭКЗАМЕН 95

Список литературы 101




ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины «Теория организаций» является формирование у студентов базиса знаний по специальности «Менеджмент организации», являющегося основой для полного и адекватного усвоения материала специальных дисциплин: «Организационное поведение», «Стратегический менеджмент», «Исследование систем управления», «Управленческие решения», «Теория фирмы».

Предполагается, что студенты, изучающие дисциплину «Теория организации», хорошо знакомы с содержанием дисциплин «История менеджмента», «Менеджмент», «Маркетинг».

Основной задачей теоретического изучения дисциплины является получение студентами знаний в области:

- типологии организаций;

- фундаментальных законов организаций;

- принципов комплексного и системного подходов к исследованию и проектированию организаций;

- моделей организационных систем и процессов;

- видов организационных структур и методов их проектирования.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- применять знание законов организации при анализе и прогнозировании состояния организации и её процессов;

- использовать известные модели при описании организационных структур и процессов;

- правильно формулировать цели организации, строить дерево целей, осуществлять выбор критериев для количественной оценки степени достижения целей;

- осуществлять выбор организационных структур исходя из состояния среды организации и стоящих перед ней целей.



ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ

В первой главе приводятся основные определения, формулируются предмет и задачи дисциплины. Устанавливается связь теории организации с другими научными дисциплинами. Далее дается краткое описание подходов, используемых в рамках теории организации. Глава завершается обзором истории формирования и изложением современных концепций теории организации.



1.1. Предмет, функции и задачи теории организации


Термин «организация» происходит от греческого слова «organon», что означает устройство, сочетание, объединение чего или кого-либо в одно целое. В настоящее время термин «организация» имеет как минимум два значения: организацию можно рассматривать как объект (явление) и как процесс. Приведем соответствующие определения.

Как объект организация – это упорядоченная совокупность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, согласованно взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели [21]. Любая организация как объект характеризуется следующими признаками [12]:



  • наличие цели;

  • обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения;

  • саморегулирование внутренних процессов и наличие внутриорганизационного центра (или центров), обеспечивающего такое саморегулирования.

Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого [21]. При изучении организации как процесса или организационных процессов при­нято различать процессы функционирования и процессы развития. Под функ­ционированием понимают действия, направленные на сохранение организации (объекта) как единого целого на основе постоянного поддержания сложивших­ся отношений и связей, материального, энергетического, информационного об­мена, осуществляемого как внутри организации, так и с внешней средой. Под развитием понимают действия, направленные на изменение организации и её отдельных частей с целью приведения их в соответствие с изменившимися ус­ловиями окружающей среды. В процессе развития создаются условия для нор­мального функционирования организаций. В зависимости от характера измене­ний развитие может быть прогрессивным, нейтральным и регрессивным. Разви­тию предшествуют процессы формирования организации. Существование ор­ганизации завершают процессы её распада.

Предметом теории организации являются закономерности строения, фор­мирования, развития, распада организаций, а также научные под­ходы и методы их изучения.

Основными функциями теории организации являются: познавательная, ме­тодологическая, организующая и прогностическая.

Познавательная функция состоит в исследовании закономерностей строе­ния, функционирования и развития различных организационных форм, процес­сов организации и самоорганизации, происходящих в сложных системах.

Методологическая функция заключается в разработке общих методологиче­ских подходов к исследованию организационной деятельности.

Организующая функция проявляется в обобщении организационного опыта, полученного в практике деятельности организаций с целью их совершенство­вания.

Прогностическая функция позволяет прогнозировать основные тенденции развития организаций, предвидеть возможность появления новых организаци­онных форм, их особенности.

К числу основных задач, решаемых в рамках теории организации, могут быть отнесены следующие:



  • задача описания (построения моделей) и классификации организаций;

  • задача выявления принципов, законов и закономерностей строения, функционирования

и развития;

  • задача анализа (в первую очередь устойчивости, надежности и управляемости);

  • задача проектирования;

  • задача управления и оптимизации организационных процессов.

Выявление принципов, законов и закономерностей является центральной задачей дисциплины. Приведем ряд определений. Под принципом будем понимать некоторое исходное (основное) положение теории организаций. Принципы являются правилами или нормами, сформулированными людьми и носят субъективный характер. Связь между различными составляющими частями организации, внешней среды, организационными явлениями и процессами принято характеризовать термином зависимость. Зависимости могут быть объективными (формируемыми независимо от воли людей) и субъективными. Закон – это зависимость, которая либо:

- зафиксирована в законодательных документах;

- является общепринятой нормой для большой группы людей или организаций;

- объективно обусловлена и получила подтверждение в результате научных исследований и

экспериментов.

Субъективные зависимости первого и второго видов получили название законов для организаций. Объективные зависимости третьего вида носят название законов организаций. Как принципы, так и законы организаций принято подразделять на общие, частные и специфические. Общие характерны для всех организаций. Частные действуют в какой либо из сфер деятельности организаций, либо характерны для некоторых видов организаций. Специфические проявляются в конкретных ситуациях и определенных, достаточно узких видах их деятельности. Объективно существующую, повторяющуюся и существенную связь организационных явлений или процессов принято называть закономерностью.

Совершенно очевидно, что термин «организация» может быть использован для определения явлений самого различного характера и природы. Действи­тельно, определению и признакам организации удовлетворяет, например, вол­чья стая (биологическое явление), полностью автоматизированное (безлюдное) производство (явление технической сферы), политическая партия (явление со­циальной сферы). Столь широкая трактовка объекта исследований полезна при выявлении наиболее общих принципов, закономерностей и законов, а так­же разработке общих подходов и методов исследования организаций. При этом теория организаций выступает в качестве универсальной науки или метанауки, так или иначе затрагивающей области исследования различных научных дис­циплин и в той или иной степени пользующейся их результатами.

С другой стороны, решение прикладных задач требует более четкого оп­ределения границ теории организаций, что неизбежно должно приводить к су­жению объекта исследований. Ниже в качестве прикладного объек­та исследований будут рассматриваться социальные организации, а также про­цессы, происходящие в социальных организациях. Приведем одно из наиболее распространенных определений социальной организации [12].



Социальная организация - это группа лиц, взаимодействующих друг с дру­гом в рамках материальных, экономических, правовых и иных отношений ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели.

Дополнительным (четвертым) признаком социальной организации является организационная культура, представляющая собой совокупность установив­шихся традиций, символов, ценностей, а также правил и процедур, которые оп­ределяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.

Исследование социальных организаций требует конкретизации исполь­зуемых моделей, подходов, методов, привлечения положений ряда фундаментальных и прикладных наук, а также практических знаний, полученных в области политики, экономики, права и т.п. Взаимодействие теории организаций и других научных дисциплин представлено на рис. 1.1. Особую роль в рамках теории организаций занимают такие научные дисциплины, как общая теория систем и кибернетика, которые также претендуют на роль метанаук.

Математика

Естественные

науки

Технические

науки

Кибернетика






Информатика



Общая теория

систем

Экономические науки

Социальные науки

Рис. 1.1. Связь теории организации с другими научными дисциплинами


Общая теория систем – это научная дисциплина, исследующая объекты произвольной природы с точки зрения их системного характера. Поскольку любая организация может быть представлена в виде системы (см. ниже) возникает закономерный вопрос, не является ли теория организации частью общей теории систем? Ответ на этот вопрос не однозначен. С одной стороны, если согласиться с тезисом о существовании неорганизованных (нейтральных [10]) систем, то понятие системы шире, чем понятие организации. С другой стороны, концентрация внимания на социальных организациях требует привлечения результатов, выходящих собственно за рамки общей теории систем. По-видимому, связь между общей теорией систем и теорией организации может быть представлена, как это показано на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Связь между теорией организаций и общей теорией систем


Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации [22]. Другое определение (которое не противоречит первому, но более узкое): кибернетика – это наука об оптимальном управлении сложными системами [25]. Сам термин «кибернетика» восходит к Платону (4 в. до н.э.; у древних греков он означал искусство управления кораблем). Андре Мари Ампер в своей классификации наук (1834 г.) предложил называть кибернетикой науку об управлении человеческим обществом [22]. В рамках кибернетики разработаны общие принципы и законы управления сложными системами, которые применимы, в частности, и к социальным организациям.

Роль теории организации как метанауки может быть проиллюстрирована следующим образом: представим сферу человеческих знаний разделенной на области, каждая из которых соответствует некоторой науке (так же как нож режет булку хлеба поперек). Теория организации включает отдельные разделы известных наук (нож режет булку хлеба вдоль, см. рис. 1.3.) .



Рис. 1.3.Представление теории организаций как метанауки



следующая страница >>