Учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий обучения / И. В. Алексеева, И. П. Беляева, - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех... 6 1289.36kb.
Учебное пособие для студентов всех специальностей и форм обучения... 3 956.28kb.
А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии... 3 914.93kb.
Учебно-практическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения... 14 1743.47kb.
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм... 3 462.82kb.
Методическое пособие к семинарским занятиям для студентов экономических... 1 156.27kb.
«ревматология» 1 207.44kb.
Методическое пособие для преподавателей вузов. (рукопись) 70 с. 1 54.59kb.
3. Теплоэнергетика. Теплоснабжение 1 19.28kb.
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Теоретические основы интродукции... 1 150.71kb.
Шабельникова Н. А. Д36 История России : учеб пособие. 2-е изд 19 10143.15kb.
Система автоматизации библиотек 23 3893.05kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий - страница №1/10



Тихоокеанский государственный

экономический университет


Алексеева Ирина Валентиновна

Беляева Ирина Петровна

Полупанова Валерия Александровна

Основы

библиотечно-информационного дела

Учебно-практическое пособие

для студентов 1 курса

всех специальностей, форм и технологий обучения.

2-е изд., испр. и доп.



Владивосток

2008


УДК 02

А

Алексеева, И. В. Основы библиотечно-информационного дела : учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий обучения / И. В. Алексеева, И. П. Беляева, В. А. Полупанова. – 2-е изд., испр. и доп. – Владивосток : Изд-во ТГЭУ, 2008. – 102 с.


Учебно-практическое пособие раскрывает систему библиотек и органов научно-технической информации России, типы и виды библиотек. Знакомит с организацией справочно-библиографического аппарата библиотек, с правилами поиска документов в каталогах и картотеках, с правилами составления библиографического описания документов. Подробно рассказано о значении библиографии, типах и видах библиографических пособий. Дается представление о требованиях, которые предъявляются к оформлению библиографического аппарата к рефератам, курсовым и дипломным работам. Излагается также и методика поиска информации в электронных библиографических и полнотекстовых базах данных. Одна из глав знакомит с информационными ресурсами сети Интернет, более подробно авторы рассматривают различные поисковые системы.

Для контроля знаний и в помощь освоению материала для студентов в пособии включены тестовые задания.

Предназначено для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий обучения.
Рецензенты:


Оглавление


Введение 3

I. Библиотеки и информационные центры России 6

1. Система межбиблиотечного абонемента (МБА). 10

2. Библиотеки города Владивостока. 11

II. Библиотека ТГЭУ: фонд, задачи и перспективы, структура, правила пользования. 15

III. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. 23

1. Библиографическая запись. Библиографическое описание документов. Примеры. 23

2. Система каталогов. 37

2.1. Алфавитный каталог. 38

2.2. Систематический каталог. 41

2.3. Предметный каталог. 44

3. Система картотек. 46

4. Фонд справочных изданий. 48

IV. Значение библиографии. Виды и типы библиографических пособий. 52

V. Электронные базы данных. 58

1. Электронный каталог библиотеки ТГЭУ: методика поиска. 58

2. Базы данных на компакт-дисках. 67

VI. Информационные ресурсы сети Интернет. Поисковые системы: глобальные и российские. 72

VII. Оформление библиографического аппарата к рефератам, курсовым и дипломным работам. 93

Итоговый тест 99

Рекомендуемая литература. 103



Введение

Библиотека – это не только книга.

Это, прежде всего, колоссальный

концентрат спрессованного времени,

как бы сопряжение тысячелетий

человеческой мысли, перенесенной

на пергамент, папирус, бумагу, - для

жизни в постоянстве, а не в текучести.

Вы входите в храм Сбереженного времени…

М.С.Шагинян


Библиотека… Древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечение и т. д. – до бесконечности. Вся жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотекой.

Однако для подлинного владения всеми возможностями библиотеки далеко не достаточно одного ознакомления с правилами пользования ею и получения читательского билета.

Подчас читатели проводят долгие часы в бесплодных поисках необходимой литературы, теряются в запутанном, как им кажется, справочном аппарате и книжном фонде. Нередко они так и уходят раздосадованные от обманувших их ожидания стеллажей и пунктов выдачи без разыскиваемых книг. Полбеды, если неудовлетворенный запрос касался какого-нибудь популярного романа, который рекомендовали знакомые. Гораздо хуже, когда из-за неполученной книги образуется пробел в знаниях студента, задерживается решение научной или технической проблемы, а то и происходит весьма дорогостоящее очередное «изобретение велосипеда».

И, как это ни парадоксально звучит, во многих случаях огрехи в удовлетворении информационных запросов возникают не по вине библиотек, а в результате недостаточной библиотечно-библиографической грамотности читателей.



Современные библиотеки представляют собой сложные системы. Задача библиотек неизменна – обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников.

В век информации в постиндустриальном обществе библиотеки расширяют свои традиционные обязанности и становятся настоящими проводниками в безбрежный мир электронных продуктов и услуг. Необходимо признать, что наличие и доступность информации необязательно гарантирует ее качество и соответствие потребностям пользователей. В современной информационной среде библиотеки уже не могут оставаться лишь накопителями и держателями ресурсов. Как посредники они берут на себя обязательства по преобразованию имеющихся у них баз данных в информацию, информацию - в знания, знания – в мудрость, предоставляя таким путем средства для достижения лучшего будущего и создания более просвещенного общества.

Сегодня фонды библиотек включают не только книги, журналы, газеты, но и аудио-, видеоматериалы, базы данных на компакт-дисках; библиотеки предоставляют своим читателям доступ к информационным ресурсам глобальной компьютерной сети Интернет, открывают в Сети собственные сайты, на которых для всех пользователей доступы электронные каталоги и другие базы данных (в т.ч. полнотекстовые).

Все больше и больше современных библиотек берут на себя функции информационных центров, где доступна любая информация, вне зависимости от ее местонахождения. Они активнее предлагают информацию, расширяют спектр своих услуг; уже не стоит вопрос о количестве фонда, а принимается во внимание насколько эффективно библиотека может предоставить информацию в любой форме.

Поэтому каждому, кто хотел бы использовать ресурсы библиотек с максимальной продуктивностью, необходимо научиться ориентироваться в информационных потоках, правильно формулировать свои информационные запросы, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотек и других информационных центров.

Помочь Вам в этом призвано наше учебное пособие - «Основы библиотечно-информационного дела».

Задачи пособия следующие:

- раскрыть систему библиотек и органов научно-технической информации России, типы и виды библиотек, систему межбиблиотечного абонемента, структуру и организацию работы библиотеки ТГЭУ;

- познакомить с организацией справочно-библиографического аппарата библиотек, с правилами поиска документов в каталогах и картотеках;

- научить правилам составления библиографического описания различных документов;

- рассказать о значении библиографии, принципах, видах, типах библиографических пособий;

- дать представление о требованиях, которые предъявляются к оформлению дипломных и курсовых работ, особенно к оформлению списков литературы;

- изложить методику поиска информации в электронных библиографических и полнотекстовых базах данных;

- кратко познакомить с информационными ресурсами сети Интернет.

Учебно-практическое пособие включает также тренировочные задания и тесты для самоконтроля. Авторы сочли целесообразным не давать ответы на задания и тесты, поскольку ответы можно найти, внимательно изучив данное пособие.

I. Библиотеки и информационные центры России

Современные библиотеки отличаются многоплановой специализацией. В единую библиотечную систему России входят библиотеки различные по назначению, составу фондов, контингенту читателей, ведомственной принадлежности. В теории библиотековедения нет единой научно обоснованной типологии библиотек. Существует несколько подходов к группировке, которые различаются по классификационным признакам. Одним из важнейших является назначение библиотеки (основные задачи и функции). Исходя из него библиотеки можно условно разделить на универсальные и специальные.

1. Универсальные библиотеки, как правило, не связаны с конкретными задачами и планами работы определенных организаций, предприятий и учреждений, они обслуживают все категории читателей. Эти библиотеки создают возможность удовлетворения любых информационных потребностей. Книжные собрания универсальных библиотек наиболее значительны по величине (в масштабах страны, республики, края, области, района) и универсальны по содержанию. Такие библиотеки комплектуют, организуют хранение и использование фонда по всем отраслям знания в соответствии с социально-экономическими, культурными, природно-географическими, демографическими особенностями региона; с максимальной полнотой собирают краеведческую литературу.

Универсальные библиотеки выполняют функции центров координации библиотечного обслуживания в общегосударственном, республиканском, краевом, областном, районном или городском масштабе. Управление универсальными библиотеками сосредоточено в государственных организациях.

В зависимости от характера удовлетворяемых общественных информационных потребностей и читательских запросов универсальные библиотеки дифференцируются на массовые и научные.

- так, к массовым библиотекам относятся: исходя из возрастного состава читателей – детские и юношеские библиотеки; по признаку ведомственной принадлежности – государственные и профсоюзные; по региональному признаку – городские, районные, сельские.

- к научным библиотекам относят: республиканские, краевые, областные. Универсальные научные библиотеки (УНБ) – это держатели наиболее полных фондов отечественной и зарубежной литературы, формируемых на базе бесплатного или платного обязательного экземпляра отечественных произведений печати, покупки иностранной научной литературы и международного книгообмена. УНБ – это крупнейшие публичные библиотеки, удовлетворяющие запросы научных работников и специалистов всех отраслей.

Ведущей в системе УНБ является Российская Государственная Библиотека (РГБ) (http://www.rsl.ru). РГБ имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации и является:

* национальной библиотекой

* общегосударственным хранилищем произведений печати

* научно-исследовательским и научно-информационным учреждением

* культурным центром федерального значения

Краткая историческая справка

1862-1872 Московский Публичный Музеум и Румянцевский Музеум

1872-1913 Московский Публичный и Румянцевский музеи

1913-1918 Императорский Московский и Румянцевский музей

1918-1921 Государственный Румянцевский музей и библиотека

1921-1924 Государственная Румянцевская библиотека

1924-1925 Всероссийская публичная библиотека

1925-1945 Публичная библиотека им. В.И.Ленина

1945-1991 Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина

1992- наст. вр. Российская государственная библиотека

РГБ – крупнейшая библиотека Европы и вторая в мире после Библиотеки Конгресса США. В стенах Библиотеки находится уникальное по своей полноте и универсальное по содержанию собрание отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира; объем фонда библиотеки сегодня превышает 43 млн. единиц хранения. В фондах РГБ имеются специализированные собрания карт, нот, звукозаписей, редких книг, изоизданий, диссертаций, газет и др. Нет области науки или практической деятельности, не нашедшей отражения в хранимых здесь источниках. Библиотека поистине ПАМЯТЬ РОССИИ.

К одной из крупных УНБ относится и Российская Национальная Библиотека в Санкт-Петербурге (http://www.nlr.ru) (основана 27 (16) мая 1795, открыта 14 (2) января 1814).

2. Специальные библиотеки. Основным признаком этих библиотек считается удовлетворение информационных потребностей, связанных с профессиональной (научной, производственной, учебной) деятельностью, подготовкой кадров. Большинство специальных библиотек находится в структуре научно-исследовательских учреждений и организаций, высших учебных заведений, различных предприятий. Свои фонды они комплектуют в соответствии с профилем обслуживаемого предприятия (учреждения, организации). Состав фонда может быть ограничен отраслью знания, видом литературы или практическими потребностями обслуживаемого коллектива. Можно выделить 3 основные группы специальных библиотек: общественно-политического, естественнонаучного и прикладного профиля. В свою очередь, внутри этих групп может быть проведена дифференциация библиотек в соответствии с их принадлежностью (ведомственная, высших и средних специальных учебных заведений и др.). Каждая сеть специальных библиотек имеет свои, только ей присущие специфические задачи, от которых зависят состав читателей, фондов, особенности методов работы.

Значительное место в группе специальных библиотек занимают академические библиотеки, цель которых – удовлетворять запросы на научную информацию и обслуживать, в первую очередь, работников научно-исследовательских институтов (НИИ) и организаций Российской Академии Наук (РАН). Крупнейшие библиотеки этой системы – Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН).



Библиотеки высших учебных заведений, тоже входят в число специальных библиотек. Центральной среди них является Научная библиотека Московского государственного университета (МГУ) им. М.В.Ломоносова. Библиотеки университетов и других вузов имеют филиалы при кафедрах, лабораториях. Особенность вузовских библиотек – сочетание двух задач – обеспечение учебного процесса и научно-исследовательской деятельности вузов.

Самый многочисленный подтип специальных библиотек составляют научно-технические библиотеки (НТБ). Их основная задача – оказание помощи работникам предприятий, НИИ, проектно-конструкторских организаций промышленности, транспорта, связи, торговли в освоении новых технологий. Сеть НТБ организована по территориально-отраслевому принципу. Центр сети – Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) (http://www.gpntb.ru).

В число основных разновидностей специальных библиотек входят и отраслевые библиотеки, из которых наиболее обширную сеть имеют медицинские и сельскохозяйственные библиотеки. Это – Государственная центральная научная медицинская библиотека (ГЦНМБ) и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ). А также к отраслевым относятся: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ), Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ), Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского (ГНПБ), Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ), Российская государственная библиотека по искусству и др.

К крупнейшим же научно-техническим информационным центрам России относятся: Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИПИ), Центральные бюро технической информации (ЦБТИ), а также ИНИОН и др.

Вы уже заметили, что отраслевые и другие научные библиотеки образуют менее разветвленную сеть, чем массовые. Это вполне закономерно, т.к. создание в каждом населенном пункте отраслевых библиотек привело бы к бесцельному консервированию научной литературы, поскольку далеко не везде имеются крупные коллективы ученых и специалистов. В то же время единичный спрос на специальные издания есть повсеместно, но на основе фонда одной библиотеки он удовлетворяться не может. Здесь вступает в силу правило взаимодействия библиотек всех типов. Хочется подчеркнуть, что иногда читатель, не найдя в конкретной библиотеке нужной литературы, либо прекращает поиск, либо уповает на приобретение требуемых книг в личное пользование. Между тем во многих случаях библиотека может удовлетворить его требование, заказав нужные издания из фондов крупных научных библиотек по межбиблиотечному абонементу (МБА).

следующая страница >>