Похожие работы
|
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение - страница №1/4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬБЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТИнженерно-педагогический факультетКафедра «Профессиональное обучение и педагогика» Л.Н.Аксенова МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебно-методическое пособие мИНСК бнту 2007 УДК 371.6 (075.8) ББК 74.202.5 я 73 К 78 Рецензенты: А.И. Павловский, профессор кафедры прикладной математики и информатики БГПУ, кандидат физико-математических наук, профессор; А.А. Дробыш, доцент кафедры «Технология и методика преподавания» БНТУ, кандидат технических наук. Кравченя, Э.М. К 78 Технические средства обучения. Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)» для студентов заочной формы обучения / Э.М. Кравченя. - Минск: БНТУ, 2010. - с. ISBN 978-985-525-091-4 В пособии рассматриваются вопросы дисциплины «Технические средства обучения и методика их применения», не включенные в ранее изданные учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров образования «Технические средства обучения в школе» (Минск: ТетраСистемс, 2005) и учебное пособие для педагогических специальностей «Технические средства обучения» (Минск: Вышэйшая школа, 2005). Изучаются психофизиологические характеристики процесса приема информации, вопросы представления информации в цифровом виде, современные средства обучения: документ-камера, мультимедиапроектор, интерактивная доска, плазменная панель, а также методика использования современных технических средств обучения в учебном процессе. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения специальностей 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)». Может быть полезным для преподавателей вузов и студентов педагогических специальностей других вузов. УДК 371.6 (075.8) ББК 74.202.5 я 73 ISBN 978-985-525-091-4 © Кравченя Э.М. 2010 © БНТУ, 2010 Людмила Николаевна Аксенова Рецензенты: О.В.Славинская, заведующая кафедрой социальных и трудовых отношений Государственного учреждения образования «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», кандидат педагогических наук, доцент И.А.Борейша, профессор кафедры "Основы машиностроительного производства и профессиональное обучение" Белорусского национального технического университета, кандидат педагогических наук, доцент Практикум представляет собой сборник учебных заданий разного вида и уровня сложности. Материалы, включенные в практикум, позволяют студентам эффективно изучать дисциплину "Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования". Практикум предназначен для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ «Два мира есть у человека, один — который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил» (Я. Заболоцкий) Вы начинаете изучение педагогической дисциплины «Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования". Учебная программа дисциплины включает лекционный курс и практические занятия. Практикум по дисциплине включает 4 модуля, которые состоят из учебных элементов. Каждый модуль дисциплины направлен на формирование определенных профессионально-педагогических компетентностей. Формой контроля качества изучения дисциплины является зачет. – обеспечивать социальное становление и развитие обучаемых; – проектировать, организовывать, оценивать и корректировать воспитательный процесс на основе современных подходов; – совершенствовать воспитательный процесс на основе поиска оптимальных методов, форм, средств воспитания, применения современных педагогических и информационных технологий; – планировать и организовывать внеурочную воспитательную работу на основе нормативных документов, определяющих содержание современной системы воспитания в учреждениях образования; – применять инновационные методы идеологического и нравственного воспитания; – организовывать конструктивное педагогическое общение; – оказывать обучаемым психолого-педагогическую поддержку; – осуществлять педагогический контроль и коррекцию воспитательного процесса; – обеспечивать качество профессионального воспитания в соответствии с требованиями образовательных стандартов и государственных программ; – понимать сущность и социальную значимость своей профессии. Что такое портфолио? Портфолио – в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Портфолио ориентирован на самооценивание и контроль. Портфолио есть коллекция работ и результатов студента, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных видах деятельности. Оценка тех или иных достижений, входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, должна быть как качественной, так и количественной. Портфолио позволит учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Структура портфолио. «Портфолио документов» – портфель нормативных правовых документов Республики Беларусь, определяющих цели, содержание, приоритетные направления воспитательной работы в учреждениях профессионального образования. «Портфолио работ» – портфель работ по выполнению учебных заданий модулей. В эту папку собираются все самостоятельные и творческие работы, например, результаты выполнения самостоятельных работ, эссе, рисунки, контрольные работы, электронные презентации, анкеты, опросники. «Портфолио терминов» – портфель, включающий педагогический словарь, составленный студентом. «Проблемно-исследовательский портфолио» – портфель, включающий рефераты, научные работы, тезисы для выступлений на конференциях. Сбор и систематизация материалов в портфолио поможет Вам достойно пройти педагогическую практику, разработать дипломный проект, а в будущем эффективно начать свою трудовую деятельность в качестве преподавателя или мастера производственного обучения в учреждении профессионального образования. После проверки преподавателем портфолио будет организована их презентация и публичная защита и обсуждение. – характеризовать понятие «методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования»; – называть функции и приоритетные цели воспитания; – определять взаимосвязь процессов обучения, развития и воспитания. Работа с текстом Если теория воспитания рассматривает общие педагогические закономерности, принципы воспитательного процесса, его сущность, содержание и структуру, то практика воспитания – это реальное осуществление людьми целенаправленного духовного воспроизводства новых поколений в конкретных условиях. В педагогическом словаре указывается, что воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности педагогов и воспитанников, цель которой – создание условий для полноценного развития личности [11, с. 25 – 26, 80]. Необходимо учитывать, что методики воспитания, которые применяются в учреждениях профессионального образования, должны обеспечивать формирование компетентного специалиста, адекватного требованиям современного рынка труда. Таким образом, методика воспитательной работы в учреждении профессионального образования – это часть педагогической науки, которая изучает и описывает систему научно обоснованных методов, правил, приемов, техник целенаправленной воспитательной деятельности, обеспечивающую формирование социально и нравственно зрелой личности, ее профессиональное становление и развитие. Методика воспитательной работы может включать следующие основные компоненты: – диагностический – выявление, осмысление, обобщение и систематизация конкретного опыта воспитательной работы; – конструктивный блок – подготовка методических рекомендаций по применению педагогического опыта с учетом особенностей учреждения образования и подготовка педагогов к присвоению опыта; – творческий – разработка механизма распространения педагогического опыта и его внедрение в воспитательный процесс учреждения образования. Для разработки методик воспитательной работы, важно понимать сущность процесса воспитания и осознавать возможные результаты этого процесса. Напомним, что известно несколько определений понятия «воспитание», например: – Воспитание как процесс формирования личности под влиянием всей социальной окружающей действительности (социальные институты, общественные организации, средства массового воздействия). – Воспитание как процесс усвоения общественно значимого социального опыта (Г.Нойцер). – Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи общественно-исторического опыта одним поколением и усвоение его новым поколением [11, с. 22]. – Воспитание в широком понимании смысла этого понятия – это процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. В.С.Кукушин в своем учебном пособии делает обобщенный вывод, что «воспитание – это сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки – педагогика» [20, с. 9]. Воспитание осуществляется всеми социальными институтами. Воспитывать можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения. Но важная роль в воспитании людей принадлежит образованию. В процессе образования осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, с помощью специально подготовленных педагогов. Во второй половине ХХ века оформилась во всех странах мира идея непрерывного образования, то есть ресурсом общества является человек, развивающийся непрерывно. При этом человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран мира правом человека на образование. В разных странах мира в рамках образования реализуются разные ценности, что приводит к возникновению различных типов образования. Первый тип образования характеризуется наличием практической направленности, то есть содержание образования включает минимумом сведений, имеющих отношение к жизнедеятельности человека. Второй основан на культурологической ориентации. Человек при этом получает много сведений, которые могут быть не востребованы непосредственно в практической деятельности. Для преодоления недостатков в указанных типах образования, стали создаваться образовательные проекты, позволяющие подготовить компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, уметь воздействовать на них, принимать участие во всех сферах социальной жизни. Современный человек должен уметь оценивать собственные возможности, иметь критическую позицию, предвосхищать результаты своей деятельности, уметь общаться и брать на себя ответственность. Смысл понятия “воспитание” позволяет выделить следующие функции воспитания: – созидательно-культурную – сохранение, передача и воспроизводство культуры; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста, самореализации и творческой индивидуальности; – социальную – обеспечение исторического процесса смены поколений, формирование характера человека, развитие его способности преодолевать жизненные препятствия, адаптироваться к социальной и природной среде, нести моральную ответственность; – человекообразующую – развитие творческого потенциала личности, его духовных сил, способностей и умений, обеспечение достижение человеком интеллектуально-нравственной свободы и личного счастья, защита и охрана воспитанника. В Законе Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» (утв. 29 июня 2003 года, № 216-3) указывается, что воспитание включает целенаправленное формирование личности в процессе обучения, внеурочной деятельности, а также создание условий для самовоспитания обучающихся, а целью воспитания является формирование социально и нравственно зрелой личности. Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека с социальной средой. Процесс воспитания – это процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями [13, с. 124 – 125]. В воспитательном процессе реализуются цели, принципы, содержание, методы, формы и средства воспитания. Педагогический процесс характеризуется тем, что педагогическое взаимодействие субъектов (педагогов и обучающихся) осуществляется в целостном сочетании процессов обучения, развития и воспитания, которые можно определить с позиции обучающегося следующим образом:
При этом основные составляющие процесса воспитания следующие:
Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Социальное становление и развитие человека состоит в постепенном вхождении его в общество — в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных, душевных и духовных начал. В этом конечная цель человеческого бытия на Земле. В процессе воспитания происходит управление развитием человека, создаются специальные стимулирующие условия для успешного продвижения вперед. Учебные задания Самостоятельная работа Задание 1. Проанализируйте указанные ниже определения понятия «воспитание» и укажите в них общее и различия. Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений (В.С.Безрукова). Воспитание – это целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации (В.А.Сластенин). Воспитание – процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации (Б.Т.Лихачев). Задание 2. Сформулируйте Ваше авторское определение понятия «воспитание». Задание 3. Проанализируйте следующее утверждение М.Т.Громковой: «Воспитание является частью педагогического процесса как специально организованного образовательного процесса, в котором прогнозируется и технологично реализуется во взаимодействии преподавателя и учащегося изменение потребностей (выращивается цель), норм (усвоение нового содержания, новой информации), способностей (овладение методом совместной деятельности)» [8, с. 211 – 212]. Дискуссия Вопросы для дискуссии: 1. Укажите, какие научные идеи необходимо учитывать при разработке методики воспитательной работы в учреждении образования? 2. Почему понятия «воспитание» и «обучение» дополнены соответствующими понятиями «самовоспитание», «самообучение»? 3. Почему воспитание есть культуроформирующий процесс? Учебный элемент 2 КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЦЕЛЕВАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Учебные цели В результате выполнения учебных заданий, Вы сможете: – объяснять сущность понятий «компетенция» и «компетентность»; – характеризовать компетентность как целевую основу профессионального воспитания. Социально-экономические преобразования в стране, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, усложнение технологических процессов, внедрение новых производственных и информационных технологий требуют от современного работника высокого уровня профессиональнной компетентности. Новые экономические условия изменили социальный заказ на будущего специалиста. Это объясняется тем, что общество с рыночными отношениями привело к изменению профессиональной деятельности, а использование новых технологий в производстве и управлении привело к существенным изменениям в профессионально-квалификационных требованиях. Возрастают требования к умственным действиям работника (диагностика, прогнозирование, программирование и др.) Появился спрос на такие качества профессионала как мобильность, гибкость, способность к смене видов профессиональной деятельности, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Общепринятым является факт, что уровень экономического развития страны зависит от уровня образования общества. Воспитание обеспечивает подготовку людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе к выполнению многообразных социальных функций. Сфера образования Республики Беларусь представляет собой сложную многокомпонентную систему, которая обеспечивает необходимые условия для непрерывного развития человека, его профессионального становления и развития. Повышение качества профессионального образования связано с подготовкой компетентных специалистов, которые смогут качественно выполнять необходимые компетенции на рабочем месте. В словаре иностранных слов указывается, что термин «компетенция» (лат. competentia соответствие, соразмерность) означает круг полномочий какого-либо учреждения или лица, круг вопросов, в которых данное (компетентное) лицо обладает познаниями и опытом [21, с. 243]. Целесообразно выделять следующие группы компетенций: – компетенция на уровне специальности – макрокомпетенция (миссия специалиста в конкретной отрасли экономики); – компетенции на функциональном уровне – мезокомпетенции (определяются должностными обязанностями специалиста); – компетенции на операционном уровне – микрокомпетенции. Результаты исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков показали, что система компетенций современного специалиста в любой отрасли экономики может включать следующие компоненты: – специальные (сугубо профессиональные) компетенции; – компетенции в сфере познавательной деятельности; – компетенции в сфере общественной деятельности; – компетенции социального взаимодействия; – компетенции в сфере саморазвития и здоровьесбережения. Работник должен быть компетентен выполнять вышеуказанные компетенции, то есть компетентность – это личностная категория, интегральная характеристика субъекта профессиональной деятельности, определяющаяся системой профессиональных знаний и умений, опытом, социально и профессионально значимыми качествами личности. Приводим в качестве примера, разработанную автором, компетентностную модель выпускника инженерно-педагогического факультета Белорусского Национального Технического Университета по специальности – Профессиональное обучение (квалификация – педагог-инженер) (таблица 1). Таблица 1 – Компетентностная модель выпускника вуза по специальности – Профессиональное обучение (квалификация – педагог-инженер)
Учебные задания Самостоятельная работа Задание 1. Разработайте систему социально и профессионально значимых качеств личности преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин, или мастера производственного обучения учреждения профессионального образования. УЧЕбный элемент 3 целеполагание в процессе воспитательной деятельности Учебные цели В результате выполнения учебных заданий, Вы сможете: – характеризовать цели и задачи гуманистического воспитания; – определять структуру воспитательных целей; – характеризовать таксономию целей. Работа с текстом Группой ученых под руководством И.Я.Лернера было установлено, что цели современного образования включают следующие компоненты: – знания о мире (о человеке, обществе, природе, технике); – опыт осуществления способов деятельности; – опыт творческой деятельности; – опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности и ее объектам. В современном обществе воспитание выполняет важную миссию – формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы, поэтому целью воспитания является формирование социально и нравственно зрелой личности. Задачами гуманистического воспитания являются следующие: – развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности; – воспитание чувства патриотизма в единстве национальных и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию славы и богатства отечества; – приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.); – оказание помощи в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности, в построении личностных концепций, отражающих перспективы развития физических, духовных способностей, творческого потенциала, развитие потребности строить и совершенствовать мир, общество и себя; – формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь обеспечивают возможности личностного роста; – развитие установок и представлений о здоровом образе жизни. Человек – есть единство телесного и духовного начал, создатель и хранитель жизни и разума на Земле, творец исторического процесса, ответственный за все содеянное перед будущими поколениями. Основываясь на идее, что человек должен быть готов к творчеству, свободному выбору смыслов и форм собственной жизнедеятельности, профессор Е.В.Бондаревская очертила модель выпускника учреждения образования как человека культуры, ядром личности которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. При этом автором были указаны основные направления педагогического воздействия на личность воспитанника (таблица 2). Педагогический процесс создается для организации воспитательных отношений, что обеспечивает развитие и воспитателя, и воспитанника. Педагогическая цель – это предвидение педагогом и обучающимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных личностных образований. В этом заключается основное назначение педагогического процесса. С цели начинается любой педагогический процесс, независимо от его сложности и продолжительности, ей подчинены все остальные компоненты педагогического процесса (принципы, содержание, методы, средства, формы). С цели начинается их отбор и соединение в единое целое. Цель – категория философская. Из философии она была перенесена в различные области человеческой деятельности и другие науки. Цель – один из элементов поведения, сознательной деятельности. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Понятие "цель" неразрывно связано с понятием "задача". Задачи возникают в результате декомпозиции цели. Каждая задача затем еще может быть разбита на свои составляющие.
Педагогические цели — это цели обучения, развития и воспитания. Педагог совершает определенные действия по их постановке: вычленяет, анализирует, формулирует, принимает. Для учащегося цели – это цели учения, саморазвития и самовоспитания. Каждый учащийся с разной, степенью точности, полноты и осознанности прогнозирует свои цели. Каждая сторона старается достичь своих целей. Педагогу в этих условиях предстоит выявить противоречие целей и найти способы их сближения. Только в этом случае возможен эффективный педагогический процесс. Для того, чтобы осознанно ставить цели и использовать их при построении педагогического процесса, надо знать их строение, виды целей и методику целеполагания. Структура цели постоянна и включает целевой объект, целевой предмет и целевое действие. Целевой объект (объект цели) – это человек, на которого предполагается воздействие. Целевой предмет (предмет цели) – это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе. Целевой предмет отвечает на вопрос: что мы развиваем в воспитаннике? У будущих рабочих можно, например, развивать чувство профессиональной чести, представление о профессиональном мастерстве, способности эффективно работать, используя свои знания и умения. Итак, при проектировании целей профессионального образования необходимо выделять предмет воспитательных целей (таблица 3). Таблица 3 – Предмет воспитательных целей
На основе этого выделяются следующие группы целей: – Цели формирования знаний, умений у учащегося, его сознания и поведения. – Цели формирования отношений, которые включают в себя формирование отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, уроку, друзьям, родителям, к самому себе, природе, искусству, технике, творчеству. Предметом этой группы целей является характер воспитанника, его ценностные ориентации, направленность и установки. – Цели формирования опыта творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие способностей, потребностей и интересов воспитанников, а также умений их реализовывать. Ученые давно занимаются разработкой таксономии целей обучения и воспитания. Суть ее заключается в разработке банка подцелей в соответствии с общими целями. Для примера можно привести следующую классификацию целей: – Нормативные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых документах государства. Эти цели соотносятся со стандартом образования. – Общественные цели – это цели общества, его различных слоев. В отличие от нормативных, общественные цели не могут быть едиными. Они формируются с учетом потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей (учащихся, их родителей и др.). – Инициативные цели — это цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками. Они формируются в учреждении образования с учетом его типа, особенностей, профиля, уровня развития учащихся, квалификации педагогов. К этому виду целей относятся цели учебной, воспитательной работы, цели учебного занятия, цели воспитательных мероприятий, цели работы кружков, секций, клубов и др. – Организационные цели, которые относятся к области управленческой функции педагога. Эти цели выражают стремление использовать все возможные ресурсы, обеспечивающие и стимулирующие достижение всей системы целей. Например, к ним можно отнести следующие цели: организация самоуправления, самоконтроля, взаимопомощи, взаимоконтроля. – Методические цели, которые связаны с определением особенностей методики проведения учебного занятия. Например: обеспечение реализации целей обучения и воспитания на основе проведения интерактивной игры. Разработка цели – процесс мыслительный, логико-конструктивный. Суть его заключается в том, чтобы: обобщить, сравнить определенную информацию и сделать выбор наиболее значимой информации; сформулировать цель в единстве всех ее компонентов; принять решение о достижении цели. Такой же мысленный путь проделывает и воспитанник, когда стремится предвидеть результаты своей деятельности. Функции педагога состоят в том, чтобы помочь обучающимся в процессе целеполагания. Цели воспитанников должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем, так как человек не может жить согласно готовым, заданным свыше целям. Только, обладая правом на постановку и достижение своих целей, воспитанник становится субъектом воспитательных отношений. В процессе целеполагания педагогу рекомендуется быть осторожным, неторопливым и ненавязчивым. Психологи считают, что не все цели можно ставить в жесткой и конкретизированной форме. Если часто направлять личность на достижение чрезмерно конкретизированных целей, то можно вызвать опустошенность, безразличие к процессу их достижения. В то же время желательно, чтобы цели были реальными и диагностируемыми, то есть проверяемыми по конечным результатам их достижения. Учебные задания Эссе Напишите эссе на тему «Какие цели гуманистического воспитания реализуются в современной школе» Дополнительная информация по вопросу: «Что такое эссе?» ЭССЕ (франц. Essai опыт, набросок) – очерк (научный, исторический, публицистический и т.д.) [21, с. 623]. Эссе – жанр литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора, с непринужденным, часто парадоксальным изложением. Эссе – самостоятельное размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, подходов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики. следующая страница >> |
|