Учебно-методический комплекс курса 2-ое изд аналогичное - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 407.18kb.
Учебно-методический комплекс в сдо moodle на примере курса «Математика... 1 96.86kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 260.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные... 2 375.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс Печатается по решению методической комиссии... 1 433.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Овчаренко Роман Константинович учебно-методический комплекс по курсу... 1 130.81kb.
Александр николаевич радищев (1749―1802) Радищев 1 53.09kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс курса 2-ое изд аналогичное - страница №1/5



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра истории России

Учебно-методический комплекс курса




2-ое изд. аналогичное

Составитель: д.и.н., профессор Шаповалов



Армавир

2011

9 Печатается по решению редакционно-

ББК 63 издательского совета Армавирской

Ш-23 государственной педагогической

академии

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор В.И. Гамов

Доктор исторических наук, профессор А.А. Данилов

Шаповалов А.И. Основы философии и методологии истории: Учебное пособие. - Армавир: Редакционно-издательс-кий центр АГПУ, 2011. –206 с.

В учебно-методическом пособии представлены материалы, отражающие основные проблемы теоретической историологии, проблемы методологии и исследовательских процедур, применяемых в историческом познании.

Книга предназначена для студентов и аспирантов исторического факультета АГПУ.

© Шаповалов А.И., 2011.

© РИЦ АГПУ, 2011.






СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5


I. Организационно-методический раздел 7

II. Содержание курса 9

III. Распределение часов курса по видам занятий 15

IV. Примерный перечень вопросов к экзамену 16

V. Примерный перечень вопросов и заданий

к самостоятельной работе 18

VI. Примерная тематика рефератов, курсовых

и дипломных работ 20

VII. Формы итогового контроля 23

VIII. Учебно-методическое обеспечение.

Рекомендуемый библиографический список 23

IX. Конспект лекций 31


Раздел I. Предмет исторической науки.

Специфика исторического познания 31

Тема I. Предметные области исторической науки,

философии истории и методологии истории 31

Тема II. Специфика исторического познания 47
Раздел II. Проблема системообразующего субъекта

исторического процесса. Движущие силы

и субъекты истории 57

Раздел III. Исторический процесс: его понимание

и истолкование 73

Тема I. Унитарно-стадиальный подход

к пониманию истории 73

Тема II. Плюрально-циклические концепции

исторического процесса 86

Тема III. Современные концепции

исторического процесса 97
Раздел IV. Историческая эпистемология 114

Тема I. Структура исторического исследования.

Исторический источник и исторический факт 114

Тема II. Методы исторического познания 135


X. Планы семинарских занятий

и методические рекомендации 163


Тема I. Предметные области исторической науки 163

Тема II. Специфика исторического познания 167

Тема III. Проблема системообразующего субъекта

исторического процесса 172

Тема IV. Исторический процесс:

его понимание и истолкование 180

Тема V. Структура исторического исследования.

Исторический источник и исторический факт 186

Тема VI. Методы исторического познания 194


ПРЕДИСЛОВИЕ
Намерения автора предлагаемого учебного пособия состоят в том, чтобы, во-первых, способствовать фундаментализации подготовки специалистов на историческом факультете АГПИ, во-вторых, обеспечить студентов и аспирантов факультета практически применимыми и методически оправданными элементами философско-исторического и концептуально-ме-тодологического знания, позволяющими освоить и закрепить их в том оптимально необходимом объеме, который в дальнейшем даст возможность самостоятельно наращивать, углублять и применять эти знания.

Первая задача в учебном пособии реализуется в содержательном аспекте через введение читателя в проблематику предметных областей разных видов исторического знания, определение специфики исторического познания, системообразующего субъекта исторического процесса, основных направлений его понимания и истолкования, а также исторической эпистемологии. В рамках решения этой задачи автор стремился к тому, чтобы избавиться от крайних оценок и суждений в отношении какого-либо направления и концепции, представленных на рассмотрение читателя и призванного осуществить право собственного выбора тех или иных философско-исторических позиций.

Вместе с тем информация, представленная в учебном пособии, носит лишь предварительный характер, не претендует, разумеется, на исчерпывающую полноту рассматриваемых проблем, а призвана помочь изучающему их работать самостоятельно. Именно в связи с названным обстоятельством учебное пособие содержит в себе достаточно обширный список литературы, вполне доступной для заинтересованного читателя.

Решение второй задачи реализуется с помощью самой композиции учебного пособия, его структуры. С одной стороны, структура работы задана требованием к оформлению так называемых учебно-методических комплексов и учебных программ, предъявляемых к материалам такого рода Министерством образования РФ. С другой стороны, данное пособие выходит за пределы этих рекомендаций, поскольку содержит в себе элементы, которые не являются обязательными элементами, например, конспект лекций по курсу.

Наконец, данное пособие еще не имеет аналогов. Имеющиеся к настоящему времени учебные пособия посвящены либо философии, либо методологии истории. Автор предпринял попытку синтеза этих видов философско-исторического, собственно исторического знания и методологии исторического познания, в целом следуя традиции выдающегося отечественного философа истории Льва Платоновича Карсавина (1882-1952), считавшего, что философия истории определяется тремя основными задачами: во-первых, "она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются основными началами … истории как науки"; во-вторых, она "рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания"; в-третьих, "задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса"1.

Разумеется, попытка такого синтеза не могла выйти за пределы незначительного времени, которое отводится на изучение курса.





  1. Организационно-методический раздел

Курс состоит из четырёх разделов: первый из них посвящён определению предмета, основных направлений историологии, второй – проблеме субъекта исторического процесса, третий - его пониманию и интерпретации в историко-фило-софском аспекте, четвёртый – методологии и методам исторических исследований.



Цель курса – дать студентам основы знаний по теоретической историологии, методологии и методам исторических исследований на основе усвоения категориального аппарата философии истории, основных концепций исторического процесса.

Задачи курса состоят в том, чтобы:

  • выявить структуру и особенности исторического познания, его предметные области;

  • рассмотреть в философско-историческом аспекте основные онтологические проблемы исторического процесса;

  • рассмотреть основные операциональные категории, выражающие сущность исторического процесса;

  • дать характеристику основным концепциям исторического процесса;

  • выявить структуру, принципы и основные методы гносеологии истории.


Место курса в системе социально-гуманитарного знания

Курс "Основы философии и методологии истории" – один из базовых курсов, обеспечивающих фундаментальный уровень подготовки по специальности "история" в рамках нового поколения государственного образовательного стандарта.



Внутрипредметные и межпредметные связи:

а) внутрипредметные связи:

- обеспечение единства и целостности знаний в области философии истории в антологическом и гносеологическом аспектах, в историологическом, методологическом и эпистемологическом измерениях.

б) междисциплинарные связи выстраиваются на основе единства различных отраслей социально-гуманитарного знания, применяемого в предметной области философии истории: различных видов, отраслей и жанров исторического знания, философии, социологии, культурологи, политологии, экономики, права и др.


Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, прослушавший курс, должен знать:



  • место исторической науки в системе современного социально-гуманитарного знания;

  • основные особенности формирования исторического знания в контексте европейской культуры XVIII-XX вв.;

  • сущность сформировавшейся специализации историологии: нарративная история, философия истории, историческая гносеология;

  • категориальный аппарат, раскрывающий содержание исторического процесса;

  • философско-исторические традиции формирования и развития философии истории;

  • основные концепции исторического процесса от древности до настоящего времени;

  • структуру исторического познания: предпосылочное знание, исследовательскую ситуацию и их отдельные элементы;

  • основные принципы исторического познания;

  • социальные функции исторической науки;

  • сущность и структуру категорий: "исторический факт", "исторический источник";

  • место общенаучных методов исследования в исторической науке;

  • традиционно-специальные исторические методы;

  • социально-психологические и количественные методы в исторических исследованиях;

Студент должен уметь использовать знания, полученные в рамках курса, в своей профессиональной деятельности.
II. Содержание курса
Раздел I

Предмет исторической науки.

Специфика исторического познания
История как реальный процесс и как наука. Многозначность термина "история". История как наука, лишённая возможности непосредственного наблюдения над своим объектом. Проблема объекта исторической науки, его двойственность, классическая апория исторического знания. Апоретика как особенность исторического познания.

Место исторической науки в системе социально-гумани-тарных наук. Объект исторической науки в диахронном и синхронном измерениях. Структурные отличия объекта и предмета исторической науки. Имманентный и оценочный уровни изучения истории. Холистское (целостное) понимание истории. Индивидуализация и генерализация в исторической науке. История-описание (нарративная история) и история-проблема. Практический и теоретический уровни изучения истории.

Историология. Философия истории, теоретическая историология, историческая эпистемология. Историография.

Самоопределение исторической науки в контексте развития европейской культуры XVIII-XX вв.

Рационалистическая картина мира (П.С. Лаплас), редукционизм и сциентизм. Институализация общественных наук в XIX-начале XX в.

Дж. Вико, И.-Г. Гердер, Г.В.-Ф. Гегель, И.Г. Дройзен как создатели философии истории.

Субъект исторического процесса как объект исторических исследований и как их основная проблема.

Проблема понимания и интерпретации исторического процесса. Проблема гносеологии истории.

Предмет нарративной истории. Предмет философии истории. Предмет методологии истории.

Иерархия и взаимосвязь предметных областей историологии.



Раздел II

Проблема системообразующего субъекта

исторического процесса
Движущие силы и субъекты исторического процесса: проблема определения. Сущностные силы человека как фактор истории. Мотивы исторического творчества человека и его деятельность. Природно-биологические и социокультурные особенности вида Homo Sapiens как субъект истории. Исторический процесс как сознательная целенаправленная деятельность человека. Совокупный продукт материального и духовного творчества человека как система.

Культура, культурно-генетические общности как субъект истории. Трансляция культуры от поколения к поколению и социальный опыт.

Деятельность человека и деятельность социальных общностей. Основные типы и виды социальных сообществ. Общество как самостоятельная единица исторического развития. Общество как социально-исторический организм: основные виды.

Расовое деление человечества. Расы как субъекты истории. Племя, народ, этнос и этнические процессы как субъекты истории. Полиэтнические нации. Нации и национальное движение. Субнации и супернации. Мононационализация и полинационализация. Национализм и патриотизм.

Исторические системы как субъекты истории. Строение исторических систем.

Раздел III

Исторический процесс: его понимание и истолкование

(унитарный и плюралистический подходы к истории,

линейно-стадиальное и глобально-стадиальное

понимание исторического процесса)
Два основных подхода к истории: унитарно-стадиаль-ный и плюрально-циклический.

Античный мир: первые шаги к унитарно-стадиальному пониманию истории. Возникновение исторической науки (историологии). Понятие судьбы у античных историков.

Провиденциализм Августина Аврелия и начало философии истории. Идеи исторического прогресса и регресса в античную эпоху. Античные мыслители в рамках общего, особенного и повторяющегося в истории. Концепция четырёх мировых монархий.

Конец средних веков и Новое время: возникновение и развитие унитарно-стадиального понимания истории. Ранние концепции циклизма: Ибн Халдун, Н. Макиавелли, Дж. Вико.

Трёхчленная стадиальная типология человеческих обществ: дикарские, варварские, цивилизованные. Ф. Хатчисон, Г. Хоум, Д. Юм, У. Робертсон, А. Смит, Дж. Миллар.

Четырёхчленная периодизация истории человечества: охотничье-собирательская, пастушечья, земледельческая и торгово-промышленная стадии. Г. Грант, С. фон Пуфендорф, Р.Ж. Тюрго, К.-А. Гельвеций, Дж. Миллар, И.-Г. Гердер.

Идея прогресса в XVIII в.: оптимизм (Ж.А. Кондорсе) и пессимизм (Ж.-Ж. Руссо).

Выделение трёх всемирно-исторических эпох: античности, средних веков и Нового времени.

Марксистская теория исторического развития. Схема развития и смены общественно-экономических формаций и её противоречия.

Возникновение плюрально-циклического взгляда на историю. Ж. де Гобино и Г. Рюккерт.

Русская философско-историческая мысль 30-60-х гг. XIX в. (П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, В.Ф. Одоевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Герцен, П.Л. Лавров, П.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев).

Историческая наука на рубеже XIX-XX вв. О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Бэгби, К. Квигли, С. Хантингтон, Л.Н. Гумилев, П.А. Сорокин.

Значение исторического плюрализма в развитии философско-исторической мысли. Концепции индустриального и постиндустриального общества.

Тотальная история школы "Анналов".

Концепции зависимости или зависимого развития. Концепции центра-переферии (Р. Пребиш). Депендентизм (Т. Дус-Сантус, Р.М. Марини). Концепция зависимо-ассоциированного общества (Ф.Э. Кардозу, Э. Фалетто). Концепция капитализма и субразвития (А. Агиляр). Концепция миров-экономик (Ф. Бродель). Мир-системный анализ (И. Валлерстайн).

Современный антиисторизм (К. Поппер и Р. Арон). Постмодернизм в истории (Ч. Тилли, П. Штомпка).

Проблема синтеза "вертикальных" и "горизонтальных" связей в истории.

Раздел IV

Историческая эпистемология
Холистское (целостное) понимание исторического познания. Историческая инверсия как исследовательская процедура эпох и периодов. Гносеологические характеристики исторического времени. Диахрония и синхрония.

Историческое пространство. Хронотоп (М.М. Бахтин).

Проблема субъективной интерпретации в историческом исследовании. Опытная верификация в историческом познании.

Структура исторического исследования. Предпосылочное знание. "Картина мира". Теория и философия истории. Состояние исторической науки (готовое знание), источниковедческая база. Индивидуально-усвоенное готовое знание. Мировоззрение исследователя, эмоционально-психологические особенности его личности.

Исследовательская ситуация. Историческая концепция, относящаяся к теме. Тема, цель, проблемы, гипотезы, выводы.

Исторический источник. Исторический факт. Структура факта. Примарный факт. Факт действительности, факт-процесс, факт-результат.

Основные категории исторической науки. Сущность и явление, необходимость и случайность, действительность и возможность, реальность и историческая альтернатива.

Описание в исторической науке.

Принципы исторического познания: историзма, объективности, ценностного подхода.

Методы исторического познания. Общенаучные методы и их место в историческом исследовании: общие методы (обобщение, анализ, синтез, абстракция, моделирование, индукция, дедукция и др.); методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); теоретического исследования (идеализация, формализация, системный подход, аксиоматический, исторический, логический, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному).

Традиционные специально-исторические методы социально-дифференциальный подход, историко-генетический, историко-сравнительный (компаративный), историко-типологии-ческий, историко-системный, диахронический, ретроспективного анализа.

Историко-психологические методы исследования.

Методы герменевтического анализа.

Количественные методы многомерного статистического анализа, факторного анализа, контент-анализа.




III. Распределение часов курса по видам занятий

(40 часов аудиторных занятий)




№ п/п

Тема

Лек-

ции


Семи-нары




Раздел I

Предмет исторической науки









1.

Предметные области исторической науки, философии истории и методологии истории

4

2

2.

Специфика исторического познания

2

2




Раздел II

Проблема системообразующего субъекта исторического процесса






2

1.

Движущие силы и субъекты истории

4







Раздел III

Исторический процесс:

его понимание и истолкование





2

1.

Унитарно-стадиальный подход к пониманию истории

2




2.

Плюрально-циклические концепции исторического процесса

2




3.

Современные концепции исторического процесса

2







Раздел IV

Историческая эпистемология









1.

Специфика исторического исследования. Исторический источник и исторический факт

4

2

2.

Методы исторического познания

6

4

Итого

26

14

IV. Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Проблема объекта исторической науки, его двойственность.

  2. Апоретика как особенность исторического познания.

  3. Место историологии в системе социально-гуманитар-ных наук.

  4. Объект исторической науки в диахронном и синхронном измерениях.

  5. Структурные отличия объекта и предмета историологии.

  6. Имманентный и оценочный уровни изучения истории. История-описание (нарративная история) и история-проблема. Прагматический и теоретический уровни изучения истории.

  7. Особенности самоопределения исторической науки в контексте развития европейской культуры XVIII-XX вв.

  8. Субъект исторического процесса как объект исторических исследований.

  9. Проблема понимания и интерпретации исторического процесса.

  10. Предмет нарративной истории.

  11. Предмет философии истории.

  12. Предмет методологии истории.

  13. Общество как социально-исторический организм.

  14. Этническая общность или этнос.

  15. Этнические процессы консолидации, инкорпорации, этнической дивергенции.

  16. Культура как субъект исторического процесса.

  17. Исторический процесс как сознательная и целенаправленная деятельность человека.

  18. Нация и этнос: проблемы соотношения понятий.

  19. Основные подходы к историческому процессу (унитарно-стадиальный и плюрально-циклический): особенности и отличия.

  20. Античное понимание истории. Концепция четырёх мировых монархий.

  21. Возникновение и развитие унитарно-стадиального понимания истории на рубеже Средневековья и Нового времени.

  22. Трёхчленная стадиальная типология обществ.

  23. Четырёхчленная периодизация истории человечества.

  24. Идея прогресса: оптимизм и пессимизм.

  25. Марксистская теория исторического процесса.

  26. Возникновение плюрально-циклического взгляда на историю.

  27. Концепции зависимости или зависимого развития.

  28. Современный антиисторизм.

  29. Проблема синтеза "вертикальных" и "горизонтальных" связей в истории.

  30. Исторические системы как субъекты истории. Строение исторических систем.

  31. Племя, народ, этнос и этнические процессы как субъекты истории. Возникновение и развитие идеи исторической эстафеты и глобально-стадиального понимания истории.

  32. Социальные группы и личность как субъекты исторического процесса. Проблема роли личности в истории.

  33. Тотальная история школы "Анналов".

  34. Значение исторического плюрализма в развитии философско-исторической мысли второй половины XX в.

  35. Концепции индустриального и постиндустриального общества.

  36. Историческое время. Диахрония и синхрония.

  37. Проблема субъективной интерпретации в историческом исследовании.

  38. Структура исторического исследования. Предпосылочное знание.

  39. Структура исторического исследования. Исследовательская ситуация.

  40. Исторический источник. Классификация исторических источников.

  41. Исторический факт. Структура факта.

  42. Научное объяснение: генетическое, структурное и функциональное.

  43. Основные категории исторической науки.

  44. Принципы исторического познания.

  45. Общенаучные методы в историческом познании.

  46. Традиционные специально-исторические методы.

  47. Социально-психологические методы исторических исследований.

  48. Количественные методы исследований.

V. Примерный перечень вопросов и заданий

к самостоятельной работе


  1. Отличия исторической науки от других социально-гуманитарных наук.

  2. Основные задачи историка-исследователя: собирание, отбор и критика фактов (или интерпретация) и обобщение отобранных фактов.

  3. Существуют ли объективные законы истории?

  4. Входит ли исторический факт в структуру теоретической историологии?

  5. В чем состоит специфика субъект-объектных отношений в историологии?

  6. В чем состоят особенности исторического познания?

  7. В чем заключается специфика изучения обществ в историческом познании?

  8. Проблема соотношения понятий нация и этнос.

  9. Полиэтничные и моноэтничные государственные образования: особенности развития.

  10. Полиэтничные нации: особенности развития.

  11. Нация: объективно существующее явление или конструкция общественного сознания?

  12. Существуют ли общественно-экономические формации?

  13. Существуют ли локальные цивилизации?

14. Экономический детерминизм в концепциях движущих сил в истории.

15. Географический детерминизм в концепциях о движущих силах истории.

16. Демографический детерминизм в концепциях о движущих силах истории.

17. Технический детерминизм в концепциях о движущих силах истории.

18. Экологический детерминизм в концепциях о движущих силах истории.

19. Классический волюнтаризм во взглядах на движущие силы истории.

20. Конспирологический вариант волюнтаризма (концепции заговора) во взглядах на движущие силы исторического развития.
21. Концепции решающей роли социально-духовного фактора в истории.

22. Биологические и социально-биологические концепции движущих сил в истории.

23. Провиденциализм в понимании движущих сил истории.

24. Чем определяется специфика избрания методов исследования?

25. Исторический факт и метод.

26. Исторический источник как текст.

27. Проблема "диалога культур" в историческом исследовании.

VI. Примерная тематика рефератов, курсовых



и дипломных работ


  1. Человек как объект исторического исследования: предмет исторической антропологии.

  2. Культура как система.

  3. Строение исторических систем.

  4. Исторические системы Древнего и Средневекового Востока: типологические черты.

  5. Исторические системы Мезоамерики: типологические черты.

  6. Исторические системы Европы: особенности строения и типологические черты.

  7. Россия как историческая система: особенности строения и типологические черты.

  8. Проблема смысла истории.

  9. Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса.

  10. Органология немецкой "исторической школы". А. Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольдт.

  11. Прусская школа. В. Дройзен.

  12. Позитивизм в немецкой историософии. В. Вундт.

  13. Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше, В. Дильтей.

  14. Юго-западная (базельская) неокантианская школа. В. Виндельбанд, М. Вебер.

  15. Марбургская неокантианская школа. Г. Кохен, П. На-торп.

  16. Историософский конструктивизм Р. Декарта.

  17. "Трагический реализм" в философии истории Б. Паскаля.

  18. Французские просветители о философии истории.

  19. Французская романтическая историография. Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье, Ж. Мишле.

  20. Историософская традиция утопического социализма. Сен-Симон.

  21. Биологизаторские концепции философии истории. Ж.А. Гобино, В. Ляпуж.

  22. Историософский социологизм Э. Дюркгейма.

  23. Школа "Анналов".

  24. Новая историческая наука П. Нора.

  25. Рационалистическое направление французской историософии. Р. Арон.

  26. Исторический нигилизм "новых философов".

  27. Постмодернизм в истории. М. Фуко.

  28. Историософия "новых правых". А. де Бенуа, П. Вьяль, И. Бло.

  29. Общая характеристика русской историософской традиции, её особенности.

  30. "Древнее любомудрие".

  31. Русское просвещение и поиски национальной идентичности.

  32. Идеологема "Москва-Третий Рим".

  33. Полемика славянофилов и западников. Русская идея.

  34. Историософские ориентиры западников.

  35. Модели культурно-исторических типов. Н.Я. Дани-левский.

  36. Социологическое направление. "Формула прогресса".

  37. Школа Г.В. Плеханова и "легальный марксизм".

  38. Метафизика всеединства В. Соловьёва. История как Богочеловеческий процесс.

  39. Русский космизм и историософия.

  40. Религиозный материализм С.Н. Булгакова.

  41. Историософия всеединства Л.П. Карсавина.

  42. Историософия евразийцев и неоевразийцев.

  43. Историософия Ф.А. Степуна.

  44. Возможности и границы историософской интерпретации.

  45. Историческое познание как разновидность социального знания.

  46. Структура исторического факта.

  47. Модели объяснения исторических фактов.

  48. Истина и заблуждение в историческом знании. Критерии истины.

  49. Микроистория как жанр историописания.

  50. Постструктуралистская методология истории.

  51. Постмодернистская методология истории.

  52. История ментальностей: проблемы методологии.

  53. Культурно-антропологическая и социальная история.

  54. Теоретические основания социальной и исторической синергетики.

  55. Методологические принципы исследования исторического времени.

  56. Методологические принципы исследования исторического пространства.

  57. Герменевтика в исторической науке.

  58. Проблема исторической идентичности.

VII. Формы итогового контроля



Итоговый контроль осуществляется в форме подготовки реферата и экзамена.
VIII. Учебно-методическое обеспечение

Рекомендуемый библиографический список


Справочная литература


  1. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону, 1997.

  2. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

  3. Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.

  4. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.

  5. Хюбнер А. Мыслители нашего времени: Справочник по философии Запада XX в. – М., 1994.

Учебные пособия




  1. Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1993.

  2. Ивин А.А. Введение в философию истории. - М., 1997.

  3. Философия истории Учебное пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. – М., 1999.

  4. Семёнов Ю.И. Философия истории. – М., 1999.

  5. Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов. – Минск, 1996.

Основная литература




  1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

  2. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историцизма. – М., 1987.

  3. Блок М. Апология истории. Или ремесло историка. – М., 1986.

  4. Гегель Г.В.-Ф. Философия истории: Лекции по философии истории: В 14 т. (пер. с нем.). – М.; Л., 1935. - Т.8 или отдельное издание.

  5. Гердер И.Г. Идеи к философии истории. – М., 1977.

  6. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. – М., 1980.

  7. Очерк русской философии истории. Антология. – М., 1996.

  8. Философия истории. Антология / Сост. ред., вступ. ст. Ю. Кинелёва. – М., 1995.

  9. Философия истории в России. Хрестоматия / Сост. Т.К. Овчинников. – М., 1996.

  10. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. – М., 1989.

  11. Ковальченко И.Д. Методы исторических исследований. – М., 1987.

Дополнительная литература




  1. Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского / Пер. с лат. – М., 1981.

  2. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (общие замечания) / Античность и Византия / Под ред. Фрейденберг Л.А. – М. - 1975 - С. 266-285.

  3. Андреев Т.А. Осторожно с "часами" истории! (Методологические проблемы цивилизационного процесса) // Вопросы философии. – 1998. - №9. - С.38.

  4. Аристотель. Метафизика: В 4 т. – М., 1976, 1984. - Т.1. - С. 63–368.

  5. Аристотель. Полемика: Т. 4. - С. 645-680.

  6. Арон Р. Философия истории // Философия и общество. – 1997. - №1. – С.254.

  7. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. – 1995. - №1. – С.52.

  8. Ахиезер А.С. Между циклами мышления и циклами истории // Общественные науки и современность. – 2002. - №3. - С.122-132.

  9. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историцизма. – М., 1987.

  10. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии. – 2002. - № 5. - С.13.

  11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / Пер. с англ. - М., 1995.

  12. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

  13. Бессмертный Ю.Л. Некоторые соображения об изучении феномена власти и о концепциях постмодернизма и микроистории // Одиссей. - 1995, 1996. - С. 5-19.

  14. Бестужев-Лада И.В. Ретроальтернативистика в философии истории // Вопросы философии. – 1997. - № 8. - С.112.

  15. Бон Т. Историзм в России? О состоянии русской исторической науки в XIX столетии // Отечественная история. – 2000. - № 4. - С.121.

  16. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. Сборник переводов / Под ред. И.С. Кона. – М., 1977. - С. 115-142.

  17. Бросова Н.З. История между "жизнью" и "смертью": О. Шпенглер и М. Хайдеггер // Вестник Моск. Ун-та. – сер.7. – философия. – 2001. - № 2. – С.16.

  18. Булгаков С.Н. Апокалиптика и философия истории // Очерк русской философии. Антология. – М., 1996.

  19. Бутенко А.П. Философия истории и ХХ столетие // Философия и общество. – 1997. - № 5. – С.64.

  20. Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса // Философия и общество. – 1997. - №1. – С.89; № 2. – С.90.

  21. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. – М., 1990.

  22. Визгин В.П. История и метаистория // Вопросы философии. – 1998. - № 5. - С.98.

  23. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. – М.; К., 1994.

  24. Власова В.Б. Исторический факт в потоке парадигмальных сдвигов // Философские науки. – 1999. - № 3-4. - С.67.

  25. Вовина-Лебедева В.Г. К вопросу о методах исследования нарративных текстов // Отечественная история. – 2002. - № 4. – С.124-134.

  26. Володин А.И. Об историософии Герцена // Вопросы философии. – 1996. - №9. – С.82.

  27. Гемпель К.Г. Функция общих законов в истории // Вопросы философии. – 1998. - № 10. – С.89.

  28. Гиндилис Н.Л. Изменение мировоззренческих установок современной науки // Философские науки. – 1999. - №3-4. – С.100.

  29. Гобино Ж. О неравенстве человеческих рас // Философские науки. – 1996. - № 1-4. – С.133.

  30. Гречко Г.П. Концептуальные модели истории. – М., 1995.

  31. Грецкий М. Социально-философский анализ ХХ века и прогноз // Диалог. – 2001. - №11. – С.42.

  32. Гринин Л.Е. Формации и цивилизации. Понятие цивилизации в рамках теории исторического процесса // Философия и общество. –1998.-№4. –С.5.

  33. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". – М., 1993.

  34. Гуревич П.С. Национализм. Человек // Философские науки. – 1996. - № 1-4. – С.223.

  35. Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени: Т. 1. - М., 1994.

  36. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – М., 1991.

  37. Декарт Р. Начало философии // Изб. произвед. / Пер. с фр., 1950.

  38. Дилигенский Г.Г. Историческая динамика человеческой индивидуальности // Одиссей. – 1992, 1994. - С. 79-108.

  39. Дильтей В. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии // Вопросы философии. – 1995. - № 5. – С.124.

  40. Дриккер А.С. Информационный ключ к истории (индивид и общество) // Философские науки. – 1999. - № 1-2. - С.114.

  41. Дьяконов И.М. Фазы исторического процесса // Преподавание истории в школе. – 1997. - № 6. – С.15.

  42. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. - 1991, 1992. - С. 48-59.

  43. Журавлев В.В. Методология исторической науки. Вчера. Сегодня. Завтра // Кентавр. – 1995. - № 6. - С.140.

  44. Зверева Т.И. Морфология социальной истории // В.В. Согрин (ред.) Социальная история: проблемы синтеза. – М., 1994. - С. 35-45.

  45. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. – Л., 1990.

  46. Зиммель Т. Проблема исторического времени // Избранное: В 2 т. / Пер. с нем. – М., 1996. - Т.1. - С. 517-529.

  47. Зуев К. Существует ли смысл в истории? (О философии истории К. Поппера) // ОНС. – 1994. - № 5. – С.118.

  48. Зыкова Г.Н. Постмодернистская культура и социальное познание // Философия и общество. – 2001. - № 4. - С.156.

  49. Игнатов А. Русская философия истории: романтический консерватизм // Вопросы философии. – 1999. - №11.

  50. Игошева М.А. Анализ исторических концепций Тойнби и Гумилева // Общественные науки. Сев.-Кавказский регион. – 1998. - № 1. - С.65.

  51. Илларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати // Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков / Ред. - сост. Кузьмин. – М., 1990.

  52. История философии. Запад – Восток – Россия. Кн. 1-3 / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М., 1995-1997.

  53. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. – М., 1989.

  54. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: В 6 т. / Пер. с нем. – М., 1963-1966. - Т. 3.

  55. Кареев Н. Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического процесса // Философия и общество. – 1997. - №1. – С.218.

  56. Кареев Н.И. Философия, история и теория прогресса // Очерк русской философии истории. Антология. – М., 1996.

  57. Карсавин Л.П. Философия истории. – СПб., 1993.

  58. Каутский К. Материалистическое понимание истории // Философия и общество. – 1997. - №3. – С.21.

  59. Клайн Э. Самоопределение наций: созидание или опасная забава? // ОНС. – 1993. - №2.

  60. Клягин Н.В. Цивилизация как закономерность истории /Антропологический аспект // Философия и общество. –1998. - №2. - С.90.

  61. Ковальченко И. Многомерность исторического развития // Свободная мысль. – 1995. - №10. – С.77.

  62. Козинг А. Нация в истории и современности. – М.: Прогресс, 1978.

  63. Коломоец Е.Н. Кукарцева М.А. Опыт метафилософии истории // Вестник МГУ. – сер.7. Философия. – 2000. - №6. – С.48.

  64. Краснянский Д.Е. К категориям "нация" и "этнос" // Философия и общество. - 1998. - №4. – С.161.

  65. Кржевов В.С. Материалистическое понимание истории и его современное значение // Философия и общество. – 2000. - №1. - С.113.

  66. Кукарцева М.А. Онтологическая модель философии истории: проблема формирования // Вестник МГУ. – сер. 7. – философия. – 1998. - №4. – С.33.

  67. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1996.

  68. Лурье С.В. Национализм, античность, культура. Категории науки и историческая практика // ОНС. – 1999. - №4.

  69. Макиавелли Н. Государь. – М., 1996.

  70. Малахов В.С. Еще раз о конце истории // Вопросы философии. – 1994. - №7/8. – С.48.

  71. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

  72. Марков Б.В. Человек в истории / Философия истории // Соц.-пол. журнал. – 1996. - №6. – С.86.

  73. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – М., 1855. - Т.3. - С. 7-544.

  74. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука //Вопросы философии. – 1994. - № 4. – С. 74.

  75. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. – М., 1995.

  76. Могильницкий Б.Г. Об исторической закономерности как предмете исторической науки // Новая и новейшая история. – 1997. - №2. - С.3.

  77. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. – М.: Наука, 1994.

  78. Монтескье Ш.Л. О духе законов // Монтескье Ш.Л. Избр. произв. – М., 1955. - С. 159-733.

  79. Мудрогей Н.С. Философия истории Дж. Вико // Вопросы философии. – 1996. - №1. – С.101.

  80. Неклесса А. Конец цивилизации или конфликт истории // МЭ и МО. – 1999. - № 5. – С.74.

  81. Новикова Л.И. Методологические принципы социально-исторического моделирования // Философские науки. – 2002. - №1. – С.58.

  82. Новикова Л. Социологическое направление в русской философии истории (Учение о прогрессе) // Философские науки. – 1997. - № 2. –С.73.

  83. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории / Ин-т "Открытое общество". – М., 1997.

  84. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. – 2001. - № 2.

  85. Ортега –и –Гассет Х История как система // Вопросы философии. – 1996. - № 6. – С.78.

  86. Осборн Р. Национальное самоопределение и целостность государства // ОНС. – 1993. - №5.

  87. Панарин А.С. Смысл истории // Вопросы философии. – 1999. - № 9. - С.3.

  88. Панфилова Т.В. Некоторые проблемы осмысления всемирной истории // Философия и общество. – 1998. - № 4. – С.124.

  89. Петренко Н.С. К проблеме нарратива в методологии истории // Философские науки. – 2000. - №1. – С.108.

  90. Петруня О.Э. Историческое познание и метод всеединства в рамках христианской парадигмы // Вестник МГУ. – сер.7. – философия. – 1999. - № 2. – С.76.

  91. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. – 1993. - №5. – С.54.

  92. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. филос. Произв: В 5 т. – М., 1956, т. 1.

  93. Поппер К. Нищета историцизма / Пер. с англ. – М., 1985.

  94. Пригожин Н., Стенгерс Н. Время, хаос, квант / Пер. с англ. – М., 1994.

  95. Проблемы методологии истории. Вопросы круглого стола о исторической науке и о статусе наук о культуре //Новая и новейшая история. – 1996. - №6. – С.60.

  96. Пружинина А.А. Из истории отечественного психоанализа (историко-методологический очерк) // Вопросы философии. – 1991. - №7. – С.87.

  97. Рашковский Е.Б. Историк как свидетель, или Об источниках исторического познания // Вопросы философии. – 1998. - № 2. – С.35.

  98. Рейхенбах Т. Философия пространства и времени / Пер. с нем. – М. - 1985.

  99. Романенко С.А. Типология процессов национального самоопределения // ОНС. – 1999. - №2.

  100. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология / Ред.-сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М., 1993.

  101. Рузавин Г.И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философии. – 1999. - № 11.

  102. Русакова О.Ф. Предмет философии и методологии истории // Философия и общество. – 2001. - № 3. – С.70.

  103. Сартр Ж.-П. Проблема метода. – М., 1994.

  104. Сердобеева Е.А. Историко-философский контекст идеи интернациональности у Ф. Брентано // Вестник МГУ. – сер. 7. Философия. - №1. – С.68.

  105. Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений // Соц.-пол. журнал. – 1996. - №1. - С.29.

  106. Смирнов Г.А. Проблема непосредственного знания в истории философии и принципы формализации научных теорий // Вопросы философии. – 1995. - №9. – С.54.

  107. Соловьёв В.С. Три силы: В 2 т. – М., 1989. - Т.1.

  108. Соловьёв В.C. Чтения о Богочеловечестве: В 2 т. – М., 1989. - Т. 2.

  109. Соловьёв В.С. Русская идея: В 2 т. – М., 1989. - Т.2.

  110. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Вопросы философии. – 1998. - №9. – С.3.

  111. Тойнби Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. – М., 1991.

  112. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории / Пер. с нем. – М., 1994.

  113. Туркулец А.В. Субъекты социального познания // Научная мысль Кавказа. – 2002. - № 2. – С.49-57.

  114. Усачев А.С. Longue duree российской историографии // Общественные науки и современность. - 2002. - № 2. - С. 102-113.

  115. Успенский Б.А. История и семиотика (воспитание времени как семиотическая проблема) // Успенский Б.А. Избр. труды: В 2 т. – М., 1996. - Т.1.

  116. Февр Л. Бои за историю / Пер. с фр. – М., 1991.

  117. Философские проблемы исторической науки. – М.: Наука, 1969.

  118. Философия истории. Антология. – М., 1994.

  119. Философия истории / Под ред. док. филос. наук, проф. А.С. Панарина. – М., 1999.

  120. Философия истории в России. Хрестоматия / Ин-т "Открытое общество". – М., 1996.

  121. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. – М., 1990.

  122. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. – М., 1990.

  123. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. – СПб., 1994.

  124. Хайдеггер М. Время и бытие / Пер. с нем. – М., 1993.

  125. Хвостова К.В. История: проблемы познания // Вопросы философии. – 1997. - № 4. – С. 61.

  126. Хвостова К.В. Количественные методы в истории // Вопросы философии. – 2002. - № 6. – С.60-68.

  127. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. – М., 1992.

  128. Хомяков А.С. О старом и новом. – М., 1988.

  129. Чаадаев П.Я. Философические письма / Письмо первое. Апология сумасшедшего // Сочинения. – М., 1989.

  130. Чанышев А. А. "Град земной" в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина // Вопросы философии. – 1999. - №1. – С.124.

  131. Шаповалов А.И. История ментальностей: проблемы методологии. – М., 1996.

  132. Шаповалов А.И. Феномен советской политической культуры (ментальные признаки, источники формирования и развития). – М., 1997.

  133. Шевченко В.Н. Становление человечества в качестве субъекта исторического процесса // Философские науки. – 1990. - № 4. – С.3.

  134. Шкуратов В.А. Историческая психология. – Ростов-на-Дону, 1994.

  135. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1: Образ и действительность / Пер. с нем. – Новосибирск, 1993.

  136. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. – М., 1996.

  137. Щербань Н.В. Раздумья о недавнем прошлом: методы исторического исследования // Отечественная история. – 2002. - № 3. – С.100-114.

  138. Экштут С.А. Сослагательное наклонение в истории: воплощение несбывшегося. Опыт исторического осмысления // Вопросы философии. – 2000. - №8. – С.79.

  139. Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии // Вопросы истории. – 2001. - № 9. - С.36.

  140. Ясперс К. Истоки истории и её цель // Смысл и назначение истории / Пер. с нем. – М., 1991.



IX. Конспект лекций
Раздел I.

Предмет исторической науки.

Специфика исторического познания
следующая страница >>