Похожие работы
|
Сравнительный анализ и оценка эффективности института народного изъявления в зарубежных - страница №3/3
Глава II. Характеристика института референдума в зарубежных странах2.1. Определение института референдума, механизм существования референдума в системе осуществления народовластияПонятие «институт референдума» (от латинского – referendum - «должно быть сообщенным») очень по-разному трактуется различными учеными и изданиями. Существует несколько десятков определений понятия «референдум», как очень общих, так и весьма детальных. Среди них такие как «обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституции, законодательным или внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам»23 или «принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам»24. Чиркин определяет референдум как голосование избирателей за или против проекта определенного решения, в результате которого принимается решение государственного или местного уровня. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон представительного органа (высказывается мнение, что результаты референдума могут быть отменены только новым референдумом, но не принятием нового закона)25. На мой взгляд, можно отождествлять институты референдума и плебисцита26, считая, что, независимо от названия, мы имеем ввиду одобрение или утверждение какого-либо государственного решения путем народного голосования, придающего ему характер окончательности и обязательности. Однако нельзя исчерпывать значение референдумов лишь утверждением государственных решений. По сути, такие затратные правовые механизмы создаются не только ради так называемых «консультаций с народом», но еще и ради возможности реализации народной инициативы, особенно на муниципальном уровне, где она является более эффективной. Именно поэтому в Соединенных Штатах Америки референдум традиционно проводится только на местном уровне и никогда на федеральном. В теории существует название тех вопросов, которые выносятся на референдум. Они именуются «формула референдума»27. В теории конституционного права имеются разные критерии, классифицирующие виды референдумов. Например, референдумы бывают:
Кроме того имеются, независимо от страны, так называемые общие пpaвила проведения референдума для большинства государств:
Почему законодатель вводит такие ограничения? Во-первых, из-за большого значения принимаемых на референдуме решений, во-вторых – из-за последствий, к которым такие решения могут привести. Существуют общие с выборами правила проведения референдума: в частности, политические партии, поддерживающие конкретное решение, могут использовать эфирное время (телевизионное, радио, печать, интернет-издания и т.д.). Эфирное время должно предоставляться либо поровну, либо пропорционально числу представителей в парламенте (как, например, в Испании). Процедура подведения итогов также схожа с выборами: участвовать должно большинство избирателей (минимум 50% + 1 от всех лиц с правом голоса) и из них определенный законодательством минимум избирателей должен проголосовать за решение, чтобы оно было принято (абсолютное большинство действующих голосов, как в Италии и России, не менее 40%, как в Великобритании28, 50% + 1 голос, как в Канаде. Существует и другая формулировка: «количество лиц, ответивших «Да», превысило количество лиц, проголосовавших противоположным образом29»). Существенным отличием референдума от выборов является непосредственно цель и результат его проведения: проведение референдума необходимо для получения ответа «да» или «нет» на конкретный вопрос, а его результатом является принятие либо отклонение предложенного акта. Считаю важным обратить внимание на роль референдума, продемонстрировав некоторые наглядные данные. В Швейцарии существует частая практика проведения референдума на всех уровнях, несмотря на консервативный характер данного института в Швейцарии. В 1953 году в Дании была упразднена верхняя палата парламента и в то же самое время введен институт референдума. В 1976 году в публикации исследовательским департаментом британской консервативной партии было сказано: «Мы верим, что референдум может быть использован как важный конституционный гарант»30. Можно ли трактовать эти слова как рекомендацию для включения референдума в государственный механизм? Безусловно. Существует проблема соотношения юридической силы актов, принятых парламентом и на референдуме. Особенно выпукло можно ее рассмотреть при вопросе изменения Конституции. Казалось бы, логика проста: если конституция принята на референдуме, то и компетенция на внесение поправок в нее тоже должна принадлежать избирателям и тоже в форме референдума, а если конституция принята представительным органом, то и изменять ее может представительный орган. Однако, не все страны следуют такой простой, на первый взгляд, логике, изменяя схему, например, в настоящее время в законодательстве стран существует следующие механизмы:
Применение процедуры референдума для отмены каких-либо актов также применяется в зарубежных странах, однако часть актов целесообразно исключить из-под действия этой процедуры. Например, в Италии принятие, изменение и отмена некоторых актов была выведена из под народного голосования: «референдум не допускается в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров.31 Еще сильнее ограничивает применение процедуры референдума Основной закон Дании 1953 г, в соответствии с которым предметом референдума не могут быть следующие законопроекты: финансовые, о дополнительных и временных ассигнованиях, о государственной службе, о заработной плате, пенсиях и налогах, о натурализации и экспроприации, о вступлении на престол, о цивильном листе, о содержании королевского двора, а также законопроекты, имеющие целью отмену существующих международно-правовых обязательств, увеличении и уменьшении территории Дании, применении силы против иностранного государства и денонсации международных договоров (но возможен факультативный референдум, если таковое будет предусмотрено специальным законом).32 При оценке референдума очевидным выглядит то, какой акцент делается на демократичности референдума, в участии в котором можно привлечь каждого, каким действенным «обходным путем» по отношению к представительным органам он является. Референдум может эффективно дополнять представительную власть, усиливая его значение (здесь в обсуждение в любом случае включаются системные и бессистемные политические силы, которые отстаивают свои идеи) и создавая среду эффективного сосуществования. Однако в отличие от правотворческой процедуры в представительных органах, где существует возможность внесения поправок, дополнительные обсуждения и другие способы скорректировать предложенный законопроект, на референдуме главным элементом является непосредственно голосование, где в итоге «winner takes it all»33, и мнение меньшинства не учитывается. Но с другой стороны, у каждого института есть свои недостатки, и тот факт, что референдум позволяет услышать мнение большинства, а не только верхушки власти, тоже является огромным прогрессом. В качестве примера можно привести хотя бы референдум, проведенный в 1991 году в СССР, и то, как его результаты и воля граждан, выраженная в нем, были проигнорированы. Таким образом, можно определить референдум как такую форму прямой демократии, предметом которой является выражение воли определенного числа граждан, прошедших определенные цензы, определенное в пространстве, по любому общезначимому на конкретной территории вопросу и решение которого общеобязательно для исполнения34. 2.2. Референдум как разновидность прямой демократииНачать рассматривать референдум через призму института непосредственной демократии я бы хотела с высказывания ученого В.В.Маклакова, который определил референдум как разновидность «полупрямой» демократии35 (промежуточной между прямой и представительной). Невозможно полностью согласиться с такой трактовкой, и поэтому следующие абзацы моей работы будут посвящены определению место референдума среди этих видов демократии. Прямая или непосредственная демократия – исторически первая форма демократии, при которой граждане непосредственно изъявляют свою волю и прямо участвуют в управлении делами государства. Иными словам, демократию можно назвать непосредственной, «если нет различия между управляющими и управляемыми».36 Ученые называют следующие характерные черты непосредственной демократии:
Жан Жак Руссо говорил в своей работах о том, что непосредственная демократия необходима, так как подчинение закону, в создании которого сам народ и участвовал, делает его политически свободным37. В своей монографии Комарова В.В. выделяет императивную, консультативную и регулятивную функции непосредственной демократии:
Необходимо также понимать отношение конкретного общества в конкретный период развития к самой идее непосредственной демократии, господствования, доминирования ее в целом, так как до сих пор сохраняется проблема противопоставления идеи верховенства парламента и верховенства народа. Именно поэтому в странах англосаксонского права референдумы проводятся крайней редко, хотя в Великобритании были единичные случаи проведения референдумов. В доктрине конституционного права США выражается отрицательное отношение к референдуму, так как организация и проведение референдума считается очень дорогостоящим, нецелесообразным мероприятием, за ширмой которого просто подменяются представительные органы власти, и, впоследствии, ответственность за принимаемые решения размывается. Создается угроза принятия некомпетентного решения и подмены профессионализма популизмом39. Не удивительно, в США на федеральном уровне законодательства о референдуме не существует, а на уровне штатов он носит не обязательный, а совещательный характер. Кроме того, сравнительная «популярность» многие ученые объясняют техническими сложностями, ведь фактически сложно сделать так, чтобы участие в волеизъявлении принимали все. Другие ученые поддерживают противоположную позицию, полагая, что с развитием техники, развиваются и расширяются возможности референдума. Считаю достойными внимания и обсуждения тезис о «полунепосрeственной демократии». Существование такого явления объясняется теорией права введением ряда институтов, обеспечивающих непосредственное участие народа в управлении при сохранении, в целом, представительной системы. Существует такая демократия следующим образом: при решении отдельных конституционных или законодательных вопросов народ принимает участие со своими представителями путем проявления законодательной инициативы или правом вето, при котором несогласная с принятым законом часть населения может требовать консультаций со всем народом, для того чтобы выяснить его мнение относительно целесообразности вступления того или иного закона в силу, либо при частичной (утверждение сделанного законодателями, как, например, при пересмотре Конституции) или при полной передаче принятия решения народу. Так или иначе, можно говорить об обеспечении институтами непосредственной демократии подконтрольности и ответственности представительных органов перед своими избирателями, об ограничении институтами непосредственной демократии произвола представительной власти и их тесной взаимосвязи40. 2.3. Оценки института референдума. Сторонники института референдума и их аргументыРоль референдумов в современных государствах остается весьма дискуссионным вопросом, однако можно подвести небольшой итог тем спорам, которые уже состоялись, и перечислить как положительные, так и отрицательные стороны референдума. Часть из них были озвучены в начале при охарактеризовании института, где все же было сложно избежать оценочных суждений. Сторонники референдума называют следующие положительные его черты:
2.4. Оценки института референдума. Проблемы института референдумаНесмотря на названные преимущества, институт референдума, реализуя народную волю, также имеет и обратную сторону. Основным звеном, обесценивающим теоретическую значимость референдума в правовой науке, при принятии конституции является то, что данный вопрос находится в тесной взаимосвязи с политикой, которую зачастую очень трудно отделить от этого правового института при анализе. Это означает то, что на практике конституционный референдум, в целом выполняя свои основные функции и отвечая требованиям времени и избирателей, иногда не отражает волю народа даже в том случае, если за конституцию проголосовало большинство. Связано это и с особенностями самой конституции как акта, и с процедурными специфическими проблемами референдума, и также с политической ситуацией в стране.46 Опишу основной характер этих проблем:
ЗаключениеТенденция использования института референдума неуклонно растет. Приведу статистику57: Только с начала XX века по 1986 был проведен 41 референдум в Австралии и Океании, 9 – в новой Зеландии, 34 – в государствах Латинской Америки и странах, омываемых Карибским морем. Возросло количество проводимых референдумов после Второй мировой войны, например, было проведено 44 референдума в 16 азиатских странах, 88 – в государствах Африки, и за этот период были проведены тысячи референдумах в разных странах мира. Любопытна тенденция проведения референдума на общегосударственном уровне: если в XIX веке в среднем насчитывается 0,74 референдума за 1 год, то в первом десятилетии это цифра возрастает до 1,9, к середине 50-х гг. – до 8,1, а в 80-х этот показатель достиг цифры 16,8 референдумов в год. В XXI веке референдум практикуется уже в половине государств мира, хотя до сих пор институт референдума не знаком конституционному строю стран как Кубы, Индии, Китая, Кореи, а также в странах самодержавия Востока. Также несмотря на тенденцию роста применения института, в конституциях ряда стран, например, Конституции Бельгии58, Конституции Канады59 референдум не предусмотрен, а Германии и США референдум не применяется фереральном уровне. И пусть в некоторых странах институты представительной демократии не сдают своих позиций в пользу представительной демократии, но в 90-х годах можно проследить очевидную тенденцию расширения практики законодательного закрепления и реализации института референдума и в государствах восточной и юго-восточной Европы, в том числе в связи с распадом Советского Союза и Югославии. Возвращаясь к теории института референдума и рассмотрев те точки зрения, которые содержатся в литературе, можно определить референдум как форму прямого волеизъявления граждан по конкретному вопросу и решение по которому имеет характер общеобязательности на той территории, где оно было принято. Несмотря на большое количество недостатков и «погрешностей» референдума, данный институт высоко оценивается видными конституционалистами, и практика применения референдума неуклонно растет. Существует определенный соблазн и риск передавать решение сложных вопросов избирателям, что с одной стороны верно ведь «Масса умнее князя», однако вместе с этим необходимо использование отлаженных правовых механизмов, которые сохранили бы границу между «демократией участия и популистской демократией». Главной задачей законодателя в данном случае является разработка такой модели национального института референдума, которая бы, с одной стороны, не разделяла полюсами элиту и остальное население, а с другой, не столкнулась с явлением популизма и охлократии. Панацеей решения вышеописанных мною проблем является, в первую очередь, умеренное использование данного института и избежание его злоупотребления60. В таком случае референдум действительно сможет стать воплощением народного суверенитета и «средством спасения от многих первородных грехов политики»61. Кроме того, референдум должен обеспечивать заинтересованность людей в участии в непосредственном управлении страной, поэтому задачей законодателя в каждой стране является одновременно сдеживать излишнее обращение к референдуму, и обеспечение механизма, при котором власть не могла проигнорировать проведение референдума, а избиратели были бы сознательно заинтересованы в его исходе. Кроме того, подводя итог сделанному исследованию можно говорить о еще одной задаче законодателя: сохранить сбалансированность между использованием референдума и функционированием институтов представительной демократии без подрыва легитимности парламента, а также сохранить баланс между референдумом и иными формами непосредственной демократии. Кроме того, применение института референдума рождает собственные проблемы, как, например, вопрос об адекватности формулировок вопросов, выносимых на референдум и т.д.62 В.В. Маклаков в своей работе еще 1975 года высказал, что референдум не арбитр, а средство в руках правительства, главы государства для проведения угодных им решений,63 и в общем-то исторический конституционно-правовой опыт показывает, что он, возможно, не далек от правды, однако такую оценку референдума можно считать скорее устаревшей и пессимистической, потому что в каждом правовом институте можно появиться свои злоупотребления и лазейки, с помощью которых можно извратить волю народа и тем более сущность самого института.64 Однако вместе с тем, история насчитывает множество случаев, когда избирательному корпусу удается провести насущное решение и в очередной раз напомнить власти, что она производна от народа. Хочется закончить свою работу мыслью С.Ю.Данилова о том, что идеи и прогнозы великих ученых и правоведов сбываются, а увеличение применения практики института референдума в самых разных государствах неуклонно растет. Это дает почву верить, что лучшие времена у института референдума еще впереди. Список использованных источниковНормативно-правовые акты
Книги
Дайси А.В. Основы государственного права Англии. Введение к изучению английской конституции http://www.twirpx.com/file/697949/
Статьи
Диссертации и авторефераты диссертаций
Литература на иностранном языке
1 Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ предметов и последствий. Современное право, 2012. № 8. С. 53-56. http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/77248317 2 Мамичев В.Н. Референдум в законодательстве зарубежных стран и России: историко-правовое исследование. Ставрополь, 2000. С. 37. 3 Курти Ф. История народного законодательства и демократии в Швейцарии: Пер. с нем. Львовича Г.Ф. СПб., 1900. С. 9. 4 Mounier. Archives parlamentaires. Paris, 1875. С. 154. 5 Курти. Ф. История народного законодательства и демократии в Швейцарии: Пер. с нем. Львовича Г.Ф. СПб., 1900. С. 186 6 Мамичев В.Н. Референдум в законодательстве зарубежных стран и России: историко-правовое исследование. Ставрополь, 2000. С. 39. 7 Курти. Ф. История народного законодательства и демократии в Швейцарии: Пер. с нем. Львовича Г.Ф. СПб., 1900. С. 238 8 Еллинек. Конституции, их изменения и преобразования / Рус. пер. М.,1906. С. 89 9 В.И.Ленин, Собрание сочинений http://do.gendocs.ru/docs/index-113458.html?page=3 10 Маклаков В.В. Референдум в странах — членах Европейского союза. М., 1997. С. 12. 11 Конституция Австрийской Республики от 10.11.1920, http://worldconstitutions.ru/archives/160/3 12 Конституционная хартия Чехословацкой Республики от 29.02.1920, http://worldconstitutions.ru/archives/690 13 Эллинская Конституция от 2.06.1927 года, http://constitutions.ru/archives/8776 14 Мамичев В.Н. Референдум в законодательстве зарубежных стран и России: историко-правовое исследование. Ставрополь, 2000. С. 42. 15 Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ предметов и последствий. Современное право, 2012. № 8. С. 53-56. http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/7724831716 Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. Основные институты. Т. 2/Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1987. С. 203. 17 Основной закон Испании, 1931 г., ст.66. http://constitutions.ru/archives/8803 18 Конституции буржуазных государств Европы. М., 1957. С. 520. 19 Маклаков В.В. Референдум в странах —членах Европейского союза. М., 1997. С. 13. 20 Дайси А.В. Основы государственного права Англии. Введение к изучению английской конституцииhttp://www.twirpx.com/file/697949/ 21 Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. Основные институты. Т. 2/Отв. ред. В.Л. Туманов. М., 1987. С. 203-211. 22 Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии. // Вести. Моск. ун-та. Сер. И. Право. 1991.№б .С. 6. 23Юридический энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 410. 24Большая советская энциклопедия. - М., 1972. - С. 225. 25Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2006. - С. 267. 26 1)решение, постановление народа. 2) во времена цервой французской республики, это название давалось всем предложениям, которые были представляемы на утверждение народа. 27Конституционное право Российской Федерации. - М.: Альтаир, 2006. 28 Данное условие часто называют «оговоркой участия». 29 Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ предметов и последствий. Современное право, 2012. № 8. С. 53-56. http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/77248317 30 Political today. - L., 1976. № 16. - P. 299. 31 http://constitutions.ru/archives/262, Конституция Италии, ст.75 32 http://worldconstitutions.ru/archives/152 Конституция Дании, ст.42, п.6 33 с англ. «Победитель забирает все» 34Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии в современной России (система и процедуры). - С. 95; ' 35 Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. - М., 1987. - С. 56. 36 Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. М.: Прогресс, 1977. 37Ж.Ж. Руссо, «Об общественном договоре» http://lib.ru/FILOSOF/RUSSO/prawo.txt 38Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии в современной России (система и процедуры), Изд. «Формула права», 2006. - С. 17. 39Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. - М., 2004. - С. 72. 40Конституционное право государств Европы. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - С. 112-136. 41Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1908. - С. 398. 42Зиммерман Дж. Прямая демократия в Соединенных Штатах Америки: опыт и проблемы. - С. 51. 43Recommendation 1704 (2005) «Referendums: towards good practices in Europe». Adopted by the Assembly on 29 April 2005. // Интернет-сайт Парламентской Ассамблеи СоветаЕвропы, http://www.assembly.coe.int/ASP/Doc/XrefViewHTML.asp?FileID=11074&Language=EN 44Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. - Екатеринбург, 2003. - С. 156. 45Shard Clifford D. The Case against the Referendum. - L., 1911. - P. 1. 46 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, 2009, с.28-29 47Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». - 1991.-№ 6.-С. 10-11. 48Дюги JI. Конституционное право. Общая теория государства. - С. 408. 49Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно- правовые институты. - С. 161. 50 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, 2009, с.29 51Recommendation 1704 (2005) «Referendums: towards good practices in Europe». Adopted by the Assembly on 29 April 2005. // Интернет-сайт Парламентской Ассамблеи СоветаЕвропы, http://www.assembly.coe.int/ASP/Doc/XrefViewHTML.asp?FileID=11074&Language=EN 52Recommendation 1704 (2005) «Referendums: towards good practices in Europe». Adopted by the Assembly on 29 April 2005. // Интернет-сайт Парламентской Ассамблеи СоветаЕвропы, http://www.assembly.coe.int/ASP/Doc/XrefViewHTML.asp?FileID=11074&Language=EN 53Матвеева Т.Д. Референдумы - образ жизни швейцарцев. // Международная жизнь. - 1995. -№ 9. - С. 91. 54Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно- правовые институты. - С. 161. 55 Recommendation 1704 (2005) «Referendums: towards good practices in Europe». Adopted by the Assembly on 29 April 2005. // Интернет-сайт Парламентской Ассамблеи СоветаЕвропы, http://www.assembly.coe.int/ASP/Doc/XrefViewHTML.asp?FileID=11074&Language=EN 56Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии. - С. 10. 57 Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. - Екатеринбург, 2003. С.126 58 Конституция Бельгии, 1994 года http://constitutions.ru/archives/242 59 Конституция Канады: 1982 года http://worldconstitutions.ru/archives/47 60 Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ предметов и последствий. Современное право, 2012. № 8. С. 55. http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/77248317 61 Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000. 62 Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ предметов и последствий. Современное право, 2012. № 8. С. 54. http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/77248317 63 Маклаков В.В. Референдум в буржуазном государстве. // Правоведение. 1975. №3. С. 100. 64 Здесь имеются ввиду применение института непосредственной демократии в антидемократическом режиме. << предыдущая страница |
|