Лекция №17 Эффективность управленческих решений План в эффективность управленческих решений и ее составляющие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Принятие решения в управлении. Модели и процесс принятия управленческих... 1 123.11kb.
Методы принятия управленческих решений 1 227.22kb.
Лекция приемы разработки и выборов управленческих решений 1 193.21kb.
Темы эссе по разделу «Управленческие решения» 1 42.92kb.
Учебники для программы mba). (п) 1 67.35kb.
Контрольная работа по дисциплине: Прогнозирование принятия управленческих... 1 121.12kb.
Г. В. П леханова автоматизация управления отношениями с персоналом 1 21.77kb.
Автоматизация химической промышленности 1 45.36kb.
Медико-социальные проблемы семей с детьми 1 42.51kb.
1. Концептуальные и математические основы системной методологии анализа... 1 173.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии» 1 204.77kb.
Постановление № пос. Аксарайский о порядке проведения и критериях... 1 110.14kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Лекция №17 Эффективность управленческих решений План в эффективность управленческих - страница №1/1

Разработка управленческого решения

Раздел 7. Качество и эффективность управленческих решений

Фондовая лекция № 17

Эффективность управленческих решений


План

В.1.Эффективность управленческих решений и ее составляющие.

В.2.Организационная эффективность УР.

В.3.Социальная эффективность УР.

В.4.Экономическая эффективность УР.

В.5.Сравнительный экономический анализ и методические рекомендации по оценке эффективности управленческих решений.

В.1. Эффективность управленческих решений и ее составляющие.

В экономической науке под эффективностью понимают соотношение между результатами финансово-хозяйственной деятельности, характеризующимися как правило прибылью, и затратами, вызвавшими получение этой прибыли.

Эффективность определяется на основании соответствующих показателей финансово-хозяйственной деятельности. В качестве таковых могут быть использованы, например, балансовая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, доходы по ценным бумагам, дивиденды, прирост прибыли, обусловленный теми или иными обстоятельствами, среднегодовая стоимость основных и оборотных средств, затраты на обновление основных средств, содержание и обеспечение аппарата управления и т.п.

Выбор конкретных методов, процедур и математического аппарата для оценки эффективности определяется сложностью и характером объекта оценки. Так, оценка эффективности простых объектов, например, размещения денежных средств на депозитном счете, определяется соотношением суммы, полученной в виде процентов по вкладу, и суммы вклада.

При оценке эффективности сложных объектов их условно дифференцируют на более простые составляющие. На основании, рассчитанных частных оценок эффективности отдельных элементов объекта, получают возможность выработки обобщающей оценки эффективности, учитывающей различные факторы. При этом возникает проблема определения вклада каждого из элементов в общую оценку эффективности. Она разрешается путем присвоения каждой из частных оценок эффективности соответствующего математического веса, которые могут определяться исходя из определением важности соответствующего элемента в технологии производственного процесса, их ранжированием по результатам опроса специалистов, на основании доли данного элемента в общей стоимости объекта или в общей величине затрат и т.п.

Особый интерес вызывает применение экспертных методов оценки эффективности. Они могут применяться как при наличии определенной статистической базы производственно-хозяйственной деятельности фирмы, так и на вновь создаваемом предприятии. В первом случае задача экспертов сводится к определению значимости частных оценок эффективности, во втором - к выработке согласованного мнения о возможной эффективности деятельности предприятия в новой полосе бизнеса.

В качестве критериев эффективности могут быть использованы такие показатели, как прирост прибыли, объемов производства и реализации продукции, изменение сроков окупаемости капиталовложений, повышение оборачиваемости оборотных средств, прирост экономической рентабельности, сокращение затрат на содержание управленческого аппарата и т.п.

К числу показателей эффективности относят показатели рентабельности, показатели деловой активности, а также показатели фондоотдачи и фондоемкости. Методика расчета названных показателей изучается в курсах бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. Поэтому в данной работе они не рассматриваются.

Практика финансово-хозяйственной деятельности в условиях экономики рыночного типа показывает, что однотипные предприятия, располагающие примерно равными материальными и финансовыми ресурсами, зачастую имеют значительные расхождения в уровне прибыли. Одни из них динамично развиваются, другие приходят к банкротству.

Ведущие отечественные и зарубежные экономисты в связи с этим указывают, что одной из важнейших причин подобных расхождений являются различия в эффективности управления предприятиями или, иными словами, в эффективности разрабатываемых и реализуемых менеджерами управленческих решений.

В общем плане под эффективностью управления предприятием понимают результативность управления деятельностью предприятия, которая является следствием способности менеджеров разрабатывать эффективные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей.

Многие экономисты высказывают мнение о том, что эффективность управления представляет собой функцию двух переменных: затрат на разработку управленческих решений и содержание аппарата управления, с одной стороны, и результатов управленческой деятельности, отражающихся в изменении значений показателей, которыми оценивается состояние объекта управления - с другой.

Уровень экономической эффективности является важнейшей характеристикой системы управления и качества принимаемых управленческих решений.1При оценке качества и эффективности управленческих решений необходимо обеспечить синтез экономических и социальных аспектов управления. В соответствии с этим должна строиться и система критериев оценки.

Эффект и эффективность. Любая деятельность имеет определенный результат, который человек всегда стремился оценить. С развитием производства, а особенно его промышленного масштаба, эта оценка, стремление «получать больше взамен на меньшее или, по крайней мере, столько же» спровоцировала появление концепции эффективности производства – как отдельной серьёзной составляющей изучения экономики организации. Нужно различать понятие «эффект» и «эффективность».

Эффект – абсолютный показатель результата какого-либо действия или деятельности. Он может быть как положительным, так и отрицательным.

Эффективность – относительный показатель результативности и может быть только положительной величиной.

Эффективность решения определяется качеством самого решения и качеством исполнения. Проверка эффективности может осуществляться либо в ходе реализации решения, либо по его конечному результату.

Существуют следующие основные способы проверки эффективности решений:
а) сравнивание ожидаемого и фактического результата;

б) сравнивание фактического результата с нормативными (если они имеются);

в) сравнивание фактического результата решения с результатами аналогичных решений, применяемых в прошлом.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:



  1. применение к разработке управленческого решения научных подходов;

  2. изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

  3. обеспечение ЛПР качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;

  4. применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

  5. структуризация проблемы и построение дерева целей;

  6. обеспечение сопоставимости (сравнимости) и вариантов решений;

  7. правовая обоснованность принимаемого решения;

  8. автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

  9. разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

  10. наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы управления.

Для того чтобы быть эффективным, то есть достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:



  1. быть реальным, т. е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени (поэтому решение должно содержать цели, декомпозицию (расчленение) цели на задачи, оценку располагаемых и потребных ресурсов, сценарий достижения целей в результате решения задач и другие элементы соответствующей направленности.);

  2. содержать механизм реализации, то есть содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений;

  3. быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;

  4. готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций (иногда это важнейшее требование пытаются игнорировать (рассматривается только управление в штатных ситуациях));

  5. быть реализуемыми, то есть не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов (например, несоответствие функций подразделений применяемым технологиям порождает в ОПС линейно-функциональный конфликт);

  6. быть гибким, то есть изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

  7. предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.

Управленческое решение (УР) является результатом (продукцией) управленческой деятельности. Поэтому для УР также справедливы важнейшие показатели, используемые для характеристики обычной продукции, — эффективность, результативность и производительность.

Эффективность продукции определяется соотношением эффекта (результата, прироста) и затрат на его получение.

Результативность отражает способность организации производить

продукцию, удовлетворяющую или превосходящую заданным временным или количественным параметрам.



Производительность труда — это показатель экономической эффективности трудовой деятельности персонала. Она определяется как отношение количества выпущенной продукции к затратам на ее производство.

В основе формирования и достижения необходимых показателей лежит эффективность. Данный показатель является многогранным, если учесть, что слово «эффект» означает впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую, политическую и партийную окраску. Эффект может наблюдаться или формироваться.

Обычно эффект (результат) сравнивают с затратами в сопоставимых понятиях и анализируют эффективность какого-либо процесса или явления. Эффективность может быть положительной и отрицательной. Пример В 1991 г. в Москве было 17 тыс. легковых такси, которые удовлетворяли потребность населения в перевозках на 70%, а в 1998 г. — 4 тыс легковых такси, которые также удовлетворяли потребность в перевозках на 70%. Положительным эффектом можно признать улучшение экологии и технического состояния такси. Отрицательным эффектом является уменьшение количества занятых водителей, нарушение сложившейся системы организации таксомоторного обслуживания. Таким образом, можно говорить об экологической, организационной, экономической и других видах эффективности.

Один вид эффективности может изменяться за счет другой или частично ее компенсировать. Так, увеличивая организационную эффективность, можно существенно увеличить экономическую. Например, при усилении порядка и технологической дисциплины в компании улучшаются производительность и результативность труда. А это неизбежно приводит к увеличению экономической эффективности (более высокой прибыли). Руководитель должен обращать одинаковое внимание на все виды эффективности, так как в комплексе они могут существенно усилить результирующую эффективность. Для человека и компании экономическая эффективность не самая важная. Часто ее добиваются, для того чтобы косвенным путем решить организационные, экологические и другие проблемы это косвенный путь. Лучше идти прямым путем, добиваясь хороших значений ключевых для компании видов эффективности.

Эффективность компании в целом складывается из эффективности УР, эффективности продукции, способности компании к ее производству, высокого имиджа среди поставщиков, контрагентов и клиентов. Эффективность компании в целом складывается из эффективности УР, эффективности продукции, способности компании к производству новой продукции, высокого имиджа среди поставщиков, контрагентов и клиентов.

Учитывая, что важной составляющей любого вида эффективности является эффективность УР, следует более детально рассмотреть ее суть и содержание.

Эффективность УР — это отношение нового ресурса или прироста старого ресурса в результате процесса подготовки или реализации управленческого решения в организации к затратам на этот процесс. В качестве ресурсов могут быть новое подразделение компании, финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др. В качестве затрат — старые подразделения, персонал, финансы и др. Основу каждого вида эффективности составляет степень удовлетворения потребностей и интересов человека, коллектива и компании в целом.

Соотношение эффекта (результата) и затрат характеризует эффективность какой-либо деятельности или явления. Эффективность может быть положительной и отрицательной. В приведенном примере избирательной кампании в 2003 г. имеется положительный эффект и сокращение организационных затрат. Это возможно в результате улучшения технологии проведения пропагандистской кампании, высокого профессионализма активистов.

Таким образом, можно говорить об организационной, экономической и другой эффективности. Один вид эффективности может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономическую эффективность, можно увеличить социальную. Если на первое место поставить экономическую эффективность и не уделять внимания организационной, то все информационные процессы могут замедлиться и это, естественно, отразится на самой экономической эффективности. Вспомним принцип динозавра: «Пока решение, принятое в голове динозавра для хвоста, дойдет до него, оно может быть уже ненужным либо уже не будет хвоста».

Эффективность компании в целом складывается из эффективности УР, эффективности продукции, способности компании к ее производству, высокого имиджа среди поставщиков, контрагентов и клиентов.

В.2. Организационная эффективность УР.

Организационная эффективность УР — это результат достижения организационных целей за счет меньших усилий, меньшего числа работников или меньшего времени. Она связана с реализацией следующих потребностей:

• для человека — это потребность в организации жизни и безопасности,

управлении, стабильности, порядке;

• для компании — это потребность в труде (спросе на продукцию), в организации и безопасности.

Результатом организационной эффективности может быть новый отдел, система стимулирования, группа превосходных организаторов производства или управления, новый порядок и др.

В.3. Социальная эффективность УР.



Социальная эффективность УР рассматривается как результат достижения социальных целей для большего количества работников и компании за более короткое время, меньшим числом работников, меньшими финансовыми затратами. Данная эффективность связана со следующими потребностями:

• для человека — это потребность в творческом труде, любви, общении, самовыражении и самопроявлении;

• для компании — это потребность в вере и саморазвитии.

Результатом социальной эффективности может быть хороший социально-психологический климат в подразделении, взаимопомощь, неформальные отношения.

В.4. Экономическая эффективность УР.

Экономическая эффективность УР — это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного за счет реализации конкретного УР и затрат на его подготовку и реализацию. Прибавочный продукт может быть представлен в виде прибыли, снижения затрат, получения кредитов. Экономическая эффективность связана с реализацией всех потребностей человека и компании.

Экономическая эффективность определяется сопоставлением затрат на разработку и, реализацию УР и результатов, получаемых от их внедрения. Положительный экономический эффект от реализации УР — экономия; отрицательный — убыток.

Приведем основные экономические показатели для оценки эффективности разработанных управленческих решений:

1. Дополнительная выручка (прибыль) (∆П), полученная в результате разработки и реализации решения:

∆П = В – З, (1)

где В — выручка за счет изменения объемов реализации; 3 — затраты, связанные с разработкой и реализацией УР.

Дополнительная прибыль в организации может возникать за счет:

а) рационального использования имеющихся в организации резервов ресурсов (в таком случае имеет место совершенствование действующего механизма управления);

б) лучшего использования самих ресурсов по структуре и величине (в таком случае имеют место принципиально новые УР).

2. Годовой прирост прибыли (∆Пг):

∆Пг = ((А2 – А1)/А1)*П1 + ((С1 – С2)/100)*А2. (2)

1-я составляющая 2-я составляющая

1-я составляющая — прирост прибыли за счет изменения объемов реализации продукции (∆А);

2-я составляющая — годовая экономия за счет снижения затрат на производство продукции (Эгс).

А1, А2 — объемы реализации продукции до и после внедрения УР; С1, С2 — затраты на 1 руб. реализованной продукции до и после внедрения УР;

С1= 31/А1*100%; (3)

С2= 32/А2*100%, (4)

где, 31, 32 — затраты на производство продукции до и после внедрения УР; П1 — прибыль, полученная до реализации УР.

3. Увеличение объема выпуска продукции в результате реализации УР (∆А):

∆А = ∆Аа + ∆Аб, (5)

где ∆Аа — увеличение объема выпуска за счет сокращения простоев оборудования, нормо-час:

∆Аа = α /100 – А3/ф- Гпр, (6)

α — процент сокращения простоев оборудования за счет оперативного выявления и устранения причин простоев оборудования, α = 5%;

А3 — годовой объем выпускаемой организацией продукции до реализации УР, нормо-час;

ф — годовой фонд времени работы оборудования, час;

Гпр — простои оборудования по организационным причинам за год, час;

∆Аб — увеличение объема выпуска за счет уменьшения потерь от брака, нормо-час.:

∆ Аб = Абр × υ/100, (7)

Абр — годовой объем забракованной продукции, нормо-час.;

υ — процент снижения брака за счет оперативного выявления и устранения причин появления брака, υ = 4 % (рекомендуемое задание с учетом имеющейся статистки).

4. Экономия за счет снижения затрат на производство продукции (Эгс):

Эгс = ∆Сз/пр + ∆Сз/уп + ∆См + ∆С6 + ∆Суп/р - Стек, (8)

где ∆Сз/пр — экономия по фонду заработной платы производственных рабочих вследствие сокращения простоев оборудования, руб.:

∆Сз/пр = 31 * Р * α /100 * Тпр. (9)

31 — средняя часовая заработная плата одного производственного рабочего, руб.;

Р — количество производственных рабочих, чел.;

∆Сз/уп — экономия по фонду заработной платы управленческого персонала организации вследствие снижения трудоемкости работ, связанных с реализацией УР, руб.:

∆Сз/уп = 32 * γ/100 * Т, (10)

32 — средняя часовая зарплата одного работника, связанного с выполнением работ по реализации УР, руб.;

γ — процент снижения трудоемкости работ, связанных с реализацией УР за счет «электронизации», γ = 25 % (рекомендуемое задание с учетом имеющейся статистки);

Т — трудоемкость работ, связанных с реализацией УР, чел.-час;

∆См— экономия от снижения материальных затрат за счет реализации УР, руб.:

∆См = Смат * (1 + ∆А/А) * τ/100, (11)

Смат — материальные затраты до внедрения решения, руб.;

τ — процент снижения расхода материальных затрат вследствие реализации решения, τ = 1 % (рекомендуемое задание с учетом имеющейся статистки);

∆Сб — экономия от уменьшения брака, руб.:

∆С6 = С6р * υ/100, (12)

С6р — потери от брака до внедрения УР, руб.; ∆Суп/р — экономия на условно-постоянных расходах за счет увеличения выпуска продукции, руб.:

∆Суп/р = Су-п * ∆А/А1, (13)

Су-п — условно-постоянные расходы, руб.;

Стек — текущие затраты, связанные с реализацией УР, руб.

5. Годовой экономический эффект (Эг) от реализации УР:

Эг = ∆Пг – К – Ен, (14)

где К — единовременные затраты на разработку и реализацию УР; Ен — нормативный коэффициент эффективности единовременных затрат (Ен = 0,15/0,45 — данный коэффициент показывает, сколько дает каждый вложенный рубль, т. е. это та норма прибыли, которую закладывает организация).

6. Единовременные затраты на разработку и реализацию решения определяются:

К = Кп + Ккв ± ∆ОС, (15)

где Кп — предпроизводственные затраты на разработку и реализацию УР. Это единовременные расходы, включающие затраты на: аналитические, научно-исследовательские и проектные работы; привязку пакетов прикладных программ к конкретному объекту управления; составление справочников и инструкций; Ккв — капитальные вложения, включающие: стоимость вычислительной техники, организационной техники, средств связи; остаточную стоимость ликвидируемого (высвобождаемого) оборудования (Квыс), устройств, зданий, сооружений.

7. Квыс = ∑Кi*(1 – (αi*Тiэкс)/100), (16) где Кi — первоначальная стоимость высвобожденного оборудования, устройств, т. е. основных фондов i-го вида, i = 1, ...,n; αi — годовая норма амортизации, %; Тiэкс — длительность эксплуатации высвобождаемых основных фондов i-го вида, лет.

8. ∆ОС — изменение величины оборотных средств после реализации УР.

∆ОС = Пм/360 *∆Тпм + В/360 • ∆ Тпп + А1/360 * ∆ Тпг, (17)

где Пм — стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, оприходованных на складах организации в течение года; ∆Тпм — сокращение времени нахождения сырья, материалов, комплектующих изделий на складах организации после реализации УР; В — себестоимость годового объема продукции; ∆Тпп — сокращение длительности производственного цикла изготовления изделий после реализации УР; А1 — объем реализации до реализации УР; ∆Тпг — сокращение времени нахождения готовой продукции на складах, организации.

9. Расчетный коэффициент эффективности единовременных затрат (Ер):

Ер = ∆Пг/К. (18)

Если Ер >= Ен, то решение эффективно и может быть принято к реализации.

10. Срок окупаемости единовременных затрат (Ток):

Ток = К/∆Пг = 1/Ер.. (19)

11. Максимальный срок окупаемости единовременных затрат (Тmax)

Тmax = 1/ Ен,. (20)

Срок окупаемости с учетом дисконтирования (Тдиск) — минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается положительным, т. е. период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект (Эинт) — сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Отвечает на вопрос,1*; эффективен ли предлагаемый проект при некоторой заданной норме дисконта (Е):

Эинт = ЧДД = ∑(Rt – St)*(1/ (1 + Et)), (21)

где Rt — результаты, достигаемые на t-шаге расчета; St — затраты, осуществляемые на том же шаге; Т — горизонт расчета; t — номер шага расчета (t =0, 1,2, ..., T); Et — норма дисконта, равная приемлемой норме дохода на капитал (используется для соизмерения разновременных показателей путем приведения (дисконтирования) их ценности в начальном периоде).

Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине приведенных капиталовложений (К'):

ИД = (1/ К')* ∑(Rt – St)*(1/ (1 + Et)), (22)

Если ЧДД > 0, то ИД > 1 (проект эффективен) и наоборот, при ИД < 1 проект неэффективен.

Внутренняя норма доходности (ВНД) — это норма дисконта (Eвн), при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капиталовложений. Величина Eвн определяется в процессе расчета и сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Инвестиции оправданы, если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал.

Ожидаемый интегральный эффект (Эож):

Эож = h*Эmax + (1 – h)*Эmin, (23)

где Эmax, Эmin — наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям; h — специальный норматив для учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений организации в условиях неопределенности (рекомендуемое значение h = 0,3).
В.5. Сравнительный экономический анализ и методические рекомендации по оценке эффективности управленческих решений.

В теории принятия решений отдельные авторы выделяют понятия «управленческие решения» и «управленческие действие». При этом под управленческими решениями понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управление (руководителя, коллегиального или коллективного органа) разрешению проблемной ситуации. Управленческие действия - это внешне наблюдаемые процессы деятельности управленческих работников по обеспечению выполнения управленческого решения. Принятие решения можно характеризовать как промежуточную фазу между решением и действием, включающую воздействие на социальную среду разработчиков и исполнителей принятого решения.

С учетом сказанного понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям (этапам) процесса принятия управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.

В теоретическом и методическом плане вопросы оценки эффективности управленческих решений, как и управления в целом, разработаны еще недостаточно. Поэтому чаще всего эффективность оценивается на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других, отражающих результаты деятельности коллектива предприятия в целом. При этом, как правило, не выделяется эффективность поэтапная (разработки и реализации решений).

К оценке эффективности решений подходят с позиции практика - критерий истины. С этим трудно не согласиться хотя, с другой стороны, научно обоснованные проекты решений могут по разным причинам игнорироваться практикой. И это явление, к сожалению, не столь редкое в хозяйственной жизни. Не случайно, например, утвердилось мнение, что к моделированию как методу разработки решений проявляется страх пользователей, так как порой уровень методов моделирования превосходит уровень лиц, принимающих решение. Очевидно, с течением времени сложность практического использования экономико-математических методов утратит свою значимость, чему способствует широкая компьютеризация сферы управления.

В состав качественных показателей эффективности разработки управленческих решений могут быть включены:

1. Своевременность представления проекта решения;

2. Степень научной обоснованности решений (использование научных методов разработки, современных подходов), -- многовариантность расчетов, применение технических средств;

3. Ориентация на изучение и использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта;

4. Расходы, связанные с разработкой проектов решений;

5. Численность занятых в разработке решений (специалистов, привлеченных работников предприятия), стоимость и сроки реализации проекта, количество соисполнителей на этапе разработки решений;

6. Использование внешних консультантов в ходе разработки вариантов решений;

7. Степень риска в реализации решений и др.

Количественная оценка эффективности управленческих решений во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда, которые состоят в том, что:

-управленческий труд, включая выработку и принятие решений, преимущественно творческий, трудно поддается нормированию и учету;

-реализация решения сопряжена с определенными социально-психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономических;

-результаты реализации решений проявляются oпосредованно через деятельность коллектива предприятия в целом, в котором сложно выделить долю затрат труда управленческого. В итоге отождествляются результаты труда разработчиков решений и исполнителей, на которых направлено управленческое воздействие;

-из-за существующих трудностей нередко отсутствует текущий контроль за реализацией решений, в результате деятельность оценивается за прошедший период, устанавливается ориентация на будущее с учетом факторов, оказавших влияние в прошлом, хотя в будущем они могут и не проявиться;

-затрудняет оценку эффективности решений и временной фактор, поскольку их реализация может быть как оперативной (сиюминутной), так и развернутой во времени (в течение дней, недель, месяцев и даже лет). Динамизм хозяйственной жизни может преподносить нюансы, в совокупности искажающие величину ожидаемой результативности решений;

-затруднено и количественное выражение характеристик качества решений как основной предпосылки их эффективности, а также действий и взаимодействия отдельных работников.

Как видим, спектр причин, затрудняющих количественную оценку управленческих решений, достаточно широк. Тем не менее теорией и практикой управления разработаны некоторые методологические подходы и методические приемы для ее проведения.

Методологические подходы к оценке эффективности решений.

При всех сложностях оценки эффективности управленческого труда в большей мере разработаны теоретико - методологические и методические приемы оценки эффективности отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированных систем управления и др.

До недавнего времени для характеристики экономической эффективности управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель - национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени на уровне отрасли - показатель производительности труда, на уровне предприятия - прибыль.

Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком смысле понимается результат деятельности достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность выражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система линейных показателей экономической и социальной эффективности.

Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются следующие обобщающие показатели: эффективность ресурсная и эффективность затратная.

Частных показателей экономической эффективности деятельности трудового коллектива очень много (более 60-ти). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

- степень выполнения заказов потребителей;

- доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

- своевременность выполнения заказа;

- полнота выполнения заказа;

- оказание дополнительных услуг;

- послепродажный сервис и др.

Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели:

обобщающий показатель

Частные показатели:

- доля административно-управленческих расходов в обще сумме затрат предприятия,

- доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии,

- нагрузка управляемости (фактическая численность paботающих на одного работника аппарата управления) и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

- доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;

- количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.

К частным показателям социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п.

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно - географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.

Изложенный подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата целом, так и для оценки конкретных решений. Эффективность отражает результативность, в истекшем периоде. Эта изложенная методология оценки вполне приемлема для отдельных управленческих решений. По данной схеме, например, может осуществляться оценка эффективности стратегических решений. По тактическим решениям оценка эффективности возможна не в столь глобальном варианте, а допуская некоторое упрощение расчета.

Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных показателей и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности торговой организации. Предварительно отметим исходные положения методологического характера.

Во-первых, результативность маркетинга проявляется через эффективность коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий по изучению спроса. Под эффективностью мероприятий (проведенных в рамках принятого решения) понимается соизмерение затрат на их организацию проведение и полученных результатов;

во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие совокупный экономический эффект, т.к. в достигнутых результатах содержится доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов и др.). Наряду с совокупным возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы.

в-третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, с другой - на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет социальной и экономической эффективности;

в-четвертых, точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых, удельных показателей - прибыль на 1 млн. руб. товарооборота и издержки обращения на 1 млн. товарных запасов (либо на 1 тыс. рублей товарооборота издержек).

При анализе годовой эффективности коммерческих решений целесообразно принимать во внимание факторы организационно-технического порядка, при которых совершалась их разработка: качественный состав работников, укомплектованность специалистами, стабильность кадров, обеспеченность вычислительной техникой и др. Это способствует повышению степени объективности оценки. Одновременно по результатам анализа условий работы могут приниматься необходимые меры по ее улучшению.

Разработка и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность, - трудная задача и для опытных руководителей. По разным причинам эффект может не соответствовать ожидаемому. Однако постоянным должно быть стремление к максимизации эффекта, ибо недостаточная эффективность квалифицируется как « брак » в работе менеджера. Отдельные известные экономисты неэффективную работу считают безнравственной. В данном контексте заслуживает внимания рассмотрение вопросов ответственности руководителей, в том числе нравственной, за принятие управленческих решений.


.