Русский язык и литература 5 Класс 7 6 Тема и № урока в теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями», 1-й урок. 7 Базовый у - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Русский язык и литература Класс : 5 класс Тема урока : Джанни Родари... 1 106.67kb.
8 класс Учебник «Алгебра» 8 класс под редакцией Теляковского С. 1 117.72kb.
Пояснительная записка Предмет: русский язык. Класс : 9 Тема урока... 1 154.14kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 236.43kb.
Учебник «Математика. 6 класс. Часть 2». В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон, М. 1 94.95kb.
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 +... 2 646.15kb.
Урок путешествие в мир водорослей и лишайников. Класс 6 Тема урока: 1 135.94kb.
План конспект урока английского языка По теме «Лондонский зоопарк»... 1 53.5kb.
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.48kb.
Учебное пособие Специальность 050301 «Русский язык и литература» 1 414.29kb.
Урок по теме «Размах и дисперсия». Самостоятельная работа №1 10-15... 1 102.33kb.
Конкурс педагогического мастерства «Созвездие-2013» номинация «Воспитатель... 1 100.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Русский язык и литература 5 Класс 7 6 Тема и № урока в теме «Слитное и раздельное - страница №1/1

План-конспект урока


1

ФИО (полностью)

Борзенкова Любовь Ивановна

2

Место работы

МОУ – средняя общеобразовательная школа № 31 г. Орла

3

Должность

Учитель

4

Предмет

Русский язык и литература

5

Класс

7

6

Тема и № урока в теме

«Слитное и раздельное написание не с причастиями», 1-й урок.

7

Базовый учебник

Баранова М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Русский язык. 7 класс.




  1. Цель урока: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки; навыки синтаксического и морфологического разбора.

  2. Задачи:

  • Обучающие: Изучить правописание  НЕ  с причастиями; выработать навык выбора  орфограммы.

  • Развивающие: Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • Воспитательные: Побуждать учеников к само- и взаимоконтролю. Воспитывать любовь к родному слову.

  1. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

  2. Формы работы учащихся: Ученики самостоятельно выявляют условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, работают с интерактивными схемами и таблицами из Единой коллекции; закрепляют полученные знания при выполнении различных упражнений.

  3. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, компьютеры (ноутбуки)

  4. Структура и ход урока


Структура и ход урока




Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Проверка домашнего задания (правописание словарных слов, н и нн в причастиях и прилагательных)




Учитель предлагает учащимся вспомнить, как называется аппарат, обеспечивающий дыхание человека под водой на сравнительно небольших глубинах?

- Составьте предложение, в котором даётся определение, что такое акваланг, с использованием причастного оборота.

- Сделайте морфологический разбор причастия обеспечивающий.

- Сделайте синтаксический разбор предложения В кабинете висело несколько портретов рысака, писанных масляными красками и акварелью.

- Почему слово писанных – с двумя н, а масляными – с одним?


Учащийся записывает слово акваланг на доске.

- Акваланг – аппарат, обеспечивающий дыхание человека под водой на сравнительно небольших глубинах.

Учащиеся записывают предложение в тетради и на доске, делают синтаксический разбор.


- Слово писанных имеет зависимые слова масляными красками, а прилагательное масляными пишется с одним н, так как в суффиксах –ан- (-ян-) –одна буква н.

7

2

Знакомство с новым материалом

1. Интерактивная орфограмма "Написание НЕ с краткими причастиями"




  1. Интерактивная орфограмма "Раздельное написание НЕ с полными причастиями"



  1. Интерактивная орфограмма "Слитное написание НЕ с полными причастиями"




Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.



Несколько незнакомцев, некого пригласить, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить; поступок нехорош; не страшное, а весёлое приключение.

Слово учителя.

В объяснительном диктанте нам встретились случаи слитного и раздельного написания не с именами существительными, именами прилагательными, местоимениями, глаголами. При выборе орфограммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, то есть рассмотреть слово в предложении. Это очень важно и по отношению к написанию не с причастиями.

Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями.

Рассмотрим возможные варианты, ответим на вопросы, сделаем записи в тетрадях.

Учитель демонстрирует интерактивную орфограмму из Единой Коллекции «Написание не с краткими причастиями». Она представлена в виде таблицы: в левой колонке примеры, в правой – интерактивный знак вопроса. При наведении стрелки на название орфограммы активируются частицы в словосочетаниях.

- Рассмотрим примеры кратких причастий с частицей не: дом не построен, работа не выполнена, поле не скошено, тетради не проверены.

- Как пишутся краткие причастия с не?

- Проверим по таблице.

После щелчка по знаку вопроса в правой колонке появляется правило: Не с краткими причастиями пишется раздельно.

- Запишите в тетради словосочетания из таблицы.

Учитель демонстрирует следующую интерактивную орфограмму: «Раздельное написание не с полными причастиями». В левой колонке два предложения: Не скошенное, а засеянное поле. Не скошенное вовремя поле. В этих примерах подсвечиваются союз а и зависимое слово вовремя.

- При каких условиях не с полными причастиями пишутся раздельно?

- Проверим по таблице.

После щелчка по знакам вопроса в правой колонке появляются правила: Есть противопоставление с союзом а.

Есть зависимое слово.

Учитель демонстрирует третью интерактивную орфограмму «Слитное написание не с полными причастиями».

- Рассмотрим примеры слитного написания не с полными причастиями: нескошенное поле, негодующий возглас.

При наведении стрелки на первое словосочетание всплывает запись: не скошенное вовремя поле. Учащиеся сравнивают и делают вывод об условии слитного написания не.

При наведении стрелки на второе словосочетание всплывает слово «годующий?». Учащиеся также сравнивают эти записи и делают вывод.

- Проверим правильность наших выводов по таблице.

После щелчка по знакам вопроса в правой колонке таблицы появляются правила слитного написания не с причастиями:

- Нет зависимого слова.

- Без не не употребляется

- В учебнике откройте параграф 24 и прочитайте правило о слитном и раздельном написании не с причастиями.



Учащиеся записывают словосочетания в тетрадь, один учащийся работает у доски, комментирует правописание разных частей речи с частицей не.

- Раздельно

Учащиеся делают записи в тетрадях.


- Есть союз а.

- Есть зависимое слово.

Учащиеся записывают примеры в тетрадь.

- Нет зависимого слова

- Не употребляется без не

Учащиеся записывают примеры в тетрадь.


5

10


3.

Тренировочные упражнения (закрепление темы)




- Запишите под диктовку словосочетания: непрожаренное мясо, непрочитанная книга, незакончившийся урок, непрекращающийся дождь, незанавешенное окно, незамеченная ошибка, незакрытая дверь.

- Объясните, почему в этих причастиях не пишется слитно? Почему в страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн?

- Образуйте от данных страдательных причастий прошедшего времени причастия в краткой форме.

- Добавьте к данным в словосочетаниях полным причастиям зависимое слово.


- Составьте предложение с противопоставлением, используя второе словосочетание.

Учащиеся на доске и в тетрадях записывают словосочетания.

- Не прожарено, не прочитана, не занавешено, не замечено, не закрыта.
- Не прожаренное как следует, не прочитанная мною, не закончившийся ещё, не прекращающийся целый день, не занавешенное мамой, не замеченная учителем, не закрытая плотно.
- Не прочитанная, а только просмотренная книга лежала на подоконнике.


9

4.

Словарные слова.




- Запишите словарные слова: выровненный, прекратить.

- выровненный (от выровнять, «сделать ровным»). Причастие образовано не так, как обычно образуются причастия от глаголов на – ять.

- прекратить (заимств. от ст.- славянского). Положить конец чему-нибудь, перестать делать что-нибудь.

Учащиеся записывают слова в тетрадь, составляя с ними словосочетания.

4

5

Самостоятельная работа




Изложение-миниатюра.

Прослушайте текст.

Во многих случаях цветовые слова в географических названиях действительно показывают различную цветовую окраску именуемых объектов. Многочисленные Чёрные речки – это обычно речки, текущие в болотистых местностях. Чёрными называются реки с медленным течением и родники и реки, не замерзающие зимой. Все они отличаются тёмным цветом воды.

(ПоВ.Барашкову)

- Назовите слова, которые пишутся с нн, объясните почему.

- Назовите причастие, которое пишется с не раздельно, объясните почему.

- Объясните знаки препинания.

Учащиеся слушают текст, затем записывают его по памяти в тетради.




Многочисленные, медленным.
Не замерзающие зимой. Пишется раздельно, потому что есть зависимое слово зимой.

8

6.

Задание на дом.




- Повторим, что мы изучили на сегодняшнем уроке.

- Назовите условия слитного написания НЕ с причастиями.



- Когда причастия  пишутся с НЕ раздельно? 
Параграф 24, выучить словарные слова; на выбор: упр.132 или упр. 134.




2

Приложение к плану-конспекту урока
Перечень используемых на данном уроке ЭОР


п/п

Название ресурса


Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Интерактивная орфограмма "Написание НЕ с краткими причастиями"


Интерактивная орфограмма

Демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1aa96fd-8f3d-42fc-9dae-8429efd7a375/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_312%5D.swf


2

Интерактивная орфограмма "Раздельное написание НЕ с полными причастиями"

Интерактивная орфограмма

Демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd6974b4-2ee5-4b0b-b497-f841d7cfc67b/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_308%5D.swf


3

Интерактивная орфограмма "Слитное написание НЕ с полными причастиями"

Интерактивная орфограмма

Демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c472c098-a344-4951-b7d4-c0901e7846d0/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_310%5D.swf