Похожие работы
|
Русский язык и литература 5 Класс 7 6 Тема и № урока в теме «Слитное и раздельное - страница №1/1
План-конспект урока
1
|
ФИО (полностью)
|
Борзенкова Любовь Ивановна
|
2
|
Место работы
|
МОУ – средняя общеобразовательная школа № 31 г. Орла
|
3
|
Должность
|
Учитель
|
4
|
Предмет
|
Русский язык и литература
|
5
|
Класс
|
7
|
6
|
Тема и № урока в теме
|
«Слитное и раздельное написание не с причастиями», 1-й урок.
|
7
|
Базовый учебник
|
Баранова М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Русский язык. 7 класс.
|
-
Цель урока: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки; навыки синтаксического и морфологического разбора.
-
Задачи:
-
Обучающие: Изучить правописание НЕ с причастиями; выработать навык выбора орфограммы.
-
Развивающие: Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
-
Воспитательные: Побуждать учеников к само- и взаимоконтролю. Воспитывать любовь к родному слову.
-
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
-
Формы работы учащихся: Ученики самостоятельно выявляют условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, работают с интерактивными схемами и таблицами из Единой коллекции; закрепляют полученные знания при выполнении различных упражнений.
-
Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, компьютеры (ноутбуки)
-
Структура и ход урока
Структура и ход урока
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1
|
Проверка домашнего задания (правописание словарных слов, н и нн в причастиях и прилагательных)
|
|
Учитель предлагает учащимся вспомнить, как называется аппарат, обеспечивающий дыхание человека под водой на сравнительно небольших глубинах?
- Составьте предложение, в котором даётся определение, что такое акваланг, с использованием причастного оборота.
- Сделайте морфологический разбор причастия обеспечивающий.
- Сделайте синтаксический разбор предложения В кабинете висело несколько портретов рысака, писанных масляными красками и акварелью.
- Почему слово писанных – с двумя н, а масляными – с одним?
|
Учащийся записывает слово акваланг на доске.
- Акваланг – аппарат, обеспечивающий дыхание человека под водой на сравнительно небольших глубинах.
Учащиеся записывают предложение в тетради и на доске, делают синтаксический разбор.
- Слово писанных имеет зависимые слова масляными красками, а прилагательное масляными пишется с одним н, так как в суффиксах –ан- (-ян-) –одна буква н.
|
7
|
2
|
Знакомство с новым материалом
|
1. Интерактивная орфограмма "Написание НЕ с краткими причастиями"
-
Интерактивная орфограмма "Раздельное написание НЕ с полными причастиями"
-
Интерактивная орфограмма "Слитное написание НЕ с полными причастиями"
|
Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.
Несколько незнакомцев, некого пригласить, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить; поступок нехорош; не страшное, а весёлое приключение.
Слово учителя.
В объяснительном диктанте нам встретились случаи слитного и раздельного написания не с именами существительными, именами прилагательными, местоимениями, глаголами. При выборе орфограммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, то есть рассмотреть слово в предложении. Это очень важно и по отношению к написанию не с причастиями.
Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями.
Рассмотрим возможные варианты, ответим на вопросы, сделаем записи в тетрадях.
Учитель демонстрирует интерактивную орфограмму из Единой Коллекции «Написание не с краткими причастиями». Она представлена в виде таблицы: в левой колонке примеры, в правой – интерактивный знак вопроса. При наведении стрелки на название орфограммы активируются частицы в словосочетаниях.
- Рассмотрим примеры кратких причастий с частицей не: дом не построен, работа не выполнена, поле не скошено, тетради не проверены.
- Как пишутся краткие причастия с не?
- Проверим по таблице.
После щелчка по знаку вопроса в правой колонке появляется правило: Не с краткими причастиями пишется раздельно.
- Запишите в тетради словосочетания из таблицы.
Учитель демонстрирует следующую интерактивную орфограмму: «Раздельное написание не с полными причастиями». В левой колонке два предложения: Не скошенное, а засеянное поле. Не скошенное вовремя поле. В этих примерах подсвечиваются союз а и зависимое слово вовремя.
- При каких условиях не с полными причастиями пишутся раздельно?
- Проверим по таблице.
После щелчка по знакам вопроса в правой колонке появляются правила: Есть противопоставление с союзом а.
Есть зависимое слово.
Учитель демонстрирует третью интерактивную орфограмму «Слитное написание не с полными причастиями».
- Рассмотрим примеры слитного написания не с полными причастиями: нескошенное поле, негодующий возглас.
При наведении стрелки на первое словосочетание всплывает запись: не скошенное вовремя поле. Учащиеся сравнивают и делают вывод об условии слитного написания не.
При наведении стрелки на второе словосочетание всплывает слово «годующий?». Учащиеся также сравнивают эти записи и делают вывод.
- Проверим правильность наших выводов по таблице.
После щелчка по знакам вопроса в правой колонке таблицы появляются правила слитного написания не с причастиями:
- Нет зависимого слова.
- Без не не употребляется
- В учебнике откройте параграф 24 и прочитайте правило о слитном и раздельном написании не с причастиями.
|
Учащиеся записывают словосочетания в тетрадь, один учащийся работает у доски, комментирует правописание разных частей речи с частицей не.
- Раздельно
Учащиеся делают записи в тетрадях.
- Есть союз а.
- Есть зависимое слово.
Учащиеся записывают примеры в тетрадь.
- Нет зависимого слова
- Не употребляется без не
Учащиеся записывают примеры в тетрадь.
|
5
10
|
3.
|
Тренировочные упражнения (закрепление темы)
|
|
- Запишите под диктовку словосочетания: непрожаренное мясо, непрочитанная книга, незакончившийся урок, непрекращающийся дождь, незанавешенное окно, незамеченная ошибка, незакрытая дверь.
- Объясните, почему в этих причастиях не пишется слитно? Почему в страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн?
- Образуйте от данных страдательных причастий прошедшего времени причастия в краткой форме.
- Добавьте к данным в словосочетаниях полным причастиям зависимое слово.
- Составьте предложение с противопоставлением, используя второе словосочетание.
|
Учащиеся на доске и в тетрадях записывают словосочетания.
- Не прожарено, не прочитана, не занавешено, не замечено, не закрыта.
- Не прожаренное как следует, не прочитанная мною, не закончившийся ещё, не прекращающийся целый день, не занавешенное мамой, не замеченная учителем, не закрытая плотно.
- Не прочитанная, а только просмотренная книга лежала на подоконнике.
|
9
|
4.
|
Словарные слова.
|
|
- Запишите словарные слова: выровненный, прекратить.
- выровненный (от выровнять, «сделать ровным»). Причастие образовано не так, как обычно образуются причастия от глаголов на – ять.
- прекратить (заимств. от ст.- славянского). Положить конец чему-нибудь, перестать делать что-нибудь.
|
Учащиеся записывают слова в тетрадь, составляя с ними словосочетания.
|
4
|
5
|
Самостоятельная работа
|
|
Изложение-миниатюра.
Прослушайте текст.
Во многих случаях цветовые слова в географических названиях действительно показывают различную цветовую окраску именуемых объектов. Многочисленные Чёрные речки – это обычно речки, текущие в болотистых местностях. Чёрными называются реки с медленным течением и родники и реки, не замерзающие зимой. Все они отличаются тёмным цветом воды.
(ПоВ.Барашкову)
- Назовите слова, которые пишутся с нн, объясните почему.
- Назовите причастие, которое пишется с не раздельно, объясните почему.
- Объясните знаки препинания.
|
Учащиеся слушают текст, затем записывают его по памяти в тетради.
Многочисленные, медленным.
Не замерзающие зимой. Пишется раздельно, потому что есть зависимое слово зимой.
|
8
|
6.
|
Задание на дом.
|
|
- Повторим, что мы изучили на сегодняшнем уроке.
- Назовите условия слитного написания НЕ с причастиями.
- Когда причастия пишутся с НЕ раздельно?
Параграф 24, выучить словарные слова; на выбор: упр.132 или упр. 134.
|
|
2
|
Приложение к плану-конспекту урока
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ п/п
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма предъявления информации
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1
|
Интерактивная орфограмма "Написание НЕ с краткими причастиями"
|
Интерактивная орфограмма
|
Демонстрация
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1aa96fd-8f3d-42fc-9dae-8429efd7a375/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_312%5D.swf
|
2
|
Интерактивная орфограмма "Раздельное написание НЕ с полными причастиями"
|
Интерактивная орфограмма
|
Демонстрация
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd6974b4-2ee5-4b0b-b497-f841d7cfc67b/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_308%5D.swf
|
3
|
Интерактивная орфограмма "Слитное написание НЕ с полными причастиями"
|
Интерактивная орфограмма
|
Демонстрация
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c472c098-a344-4951-b7d4-c0901e7846d0/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_310%5D.swf
|
|