страница 1страница 2
|
|
Похожие работы
|
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 + 9 = 36 часов вспомним - страница №1/2
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В.В.БАБАЙЦЕВОЙ "РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-11". VIII класс 1 Ч Е Т В Е Р Т Ь 27 + 9 = 36 часов ВСПОМНИМ ИЗУЧЕННОЕ! Урок I. Р Комплексный анализ текста. С. з.1. Восьмиклассники повторяют порядок анализа текста (с. 7), на уроке обобщаются, систематизируются знания о разделах науки о языке. Ученики вспоминают виды грамматического разбора. Н/д з.2, 7. РT - I. Урок 2. Понятие о синтаксисе и пунктуации. У. § 186. С. з.3, 5 ,6. Н/д з.4, 8 . РТ - 2. Повторение понятий "слово и предложение", "слово в словосочетании", "словосочетание в предложении", "предложение в тексте". è Предлагаются задания, предусматривающие лингвистический эксперимент и лингвистическую интуицию (з.7) . Урок 3. Виды связи между словами и предложениями. У. § 187. С. з. 9, II, 14, 15. Н/д з. 10, 12. РТ - 3. На уроке повторяются и обобщаются полученные ранее знания о связях между словами в предложении и между предложениями в тексте. Устанавливается общее и различное между ними. è Начинается урок с рассуждения на лингвистическую тему (з.9), включающего элементы дискуссии. На материале лингвистических терминов проводится повторение фразеологии и этимологии. На основе лингвистического эксперимента даются понятия о согласовании, управлении (о морфологической принадлежности главного и зависимого слова, о формах зависимых слов при согласовании и управлении, об алгоритме обозначения согласования и управления), постоянно проявляются системные связи между понятиями "компоненты словосочетания" и "второстепенные члены предложения". Урок 5. Способы подчинительной связи. Примыкание. У. § 188. С. з. 19, 21. Н/д з.20. РТ - Кроссбух I. Учащиеся знакомятся с примыканием, систематизируют примыкающие части речи. Сведения о способах подчинительной связи обобщаются на основе анализа текста. è Комплексный анализ текста можно провести в форме самостоятельной или контрольной работы. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Урок 6. Порядок синтаксического разбора словосочетания. Основные виды словосочетаний. Морфологическая характеристика словосочетаний. У. § 189. С. з. 22, 23, 24, 25 (по 2-3 слова из каждого задания) Н/д з.26. РТ - 8, 9. На уроке закладываются основные параметры анализа словосочетания как синтаксической единицы. è Упражнения на конструирование сочетаются со словарной работой, так как лексическое наполнение словосочетаний включает трудные в орфографическом отношении слова, которые являются принадлежностью преимущественно публицистического и научного стилей речи. Наряду с лексическим значением этих слов, выясняются их дистрибутивные возможности. Продолжается работа с синонимичными подчинительными и сочинительными словосочетаниями. è В результате выполнения домашнего задания учащиеся повторяют тему "Паронимы", работают со словарем, что является продолжением систематической работы по совершенствованию культуры речи. Восьмиклассники учатся абстрагироваться от лексического наполнения словосочетаний и строить их схемы. Цель урока - показать, что разные в лексическом отношении словосочетания могут быть объединены одной схемой, иметь одно синтаксическое значение. è Продолжается работа с синтаксическими синонимами: словосочетаниями с подчинительной и сочинительной связями. В качестве лексического наполнения словосочетаний используются словарные слова, необходимые в лексическом минимуме восьмиклассника. Повторение: сопоставление морфемного и буквенного состава слова в игровой форме. Цель урока – научить вычленять словосочетания из предложения, так как этот процесс является и теоретической, и практической основой для осознанного разбора предложения по членам предложения: чтобы правильно определить второстепенный член предложения, надо увидеть его в качестве зависимого компонента словосочетания, надо правильно определить слово, от которого он зависит, грамматическую связь, которой он связан с этим словом. è Одновременно на уроке идет интенсивная работа по совершенствованию навыков культуры речи, по сопоставлению свободных словосочетаний с фразеологизированными (цельными). Наряду с повторением темы, идет целенаправленная орфографическая работа, так как в словосочетания включаются или словарные слова, или разные части речи с изученными орфограммами. Можно произвести подробный орфографический анализ слов из з. 42 или 43 перед написанием или после написания обучающего диктанта. è Продолжается знакомство с синтаксической синонимией на уровне словосочетания, синонимичные словосочетания вводятся в предложение и текст. Урок 10. Повторение. Орфографическая работа. С. з.39, 41, 45 47. Н/д: подобрать 10 цельных словосочетаний и составить с ними 5 предложений, подчеркнуть в них члены предложения. РТ - 8, 13. Продолжается орфографическая работа (чередование о//а в корне, работа по совершенствованию культуры речи). Обращается внимание на словосочетания с отношениями совместности, синонимичные сочинительным. Восьмиклассники знакомятся с вариантами употребления этих словосочетаний в предложении в качестве нерасчлененного подлежащего и в роли двух членов предложения: подлежащего и дополнения. è Домашнее задание имеет пропедевтический и творческий характер: опираясь на примеры из классной работы, учащиеся должны подобрать цельные словосочетания других структур, используя языковую компетенцию и интуицию. Урок 11. Цельные словосочетания. У. § 190. С, з. 48 (1-5) , 50, 52 (работа над заданием начинается в классе и продолжается дома ). Н/д з. 52, 51. РТ - 14, 15. Цель урока – показать, какие цельные словосочетания выступают в предложении в роли одного члена предложения и почему. Можно классифицировать самые частотные цельные словосочетания: фразеологизмы, количественно-именные, с отношениями выделительными и совместности. è Большое внимание необходимо уделить конструированию, работе по развитию речи (з.50, 51). Дома восьмиклассники должны подготовиться к сочинению-рассуждению, подобрать фразеологизмы и цельные словосочетания, чтобы использовать их в тезисе или выводе сочинения, а также в аргументах. Темы сочинений: "Мертвой природы не существует", "Земля – наш общий дом", "За что мы любим братьев наших меньших", "Природа не прощает ошибок" и т.д. Цель урока: подвести теоретическую базу под многолетние эмпирические наблюдения учащихся над предложениями самой разной структуры, поэтому учитель должен добиться понимания грамматической сущности основных признаков предложения. è В процессе анализа текста з.53 ученики должны увидеть системную связь синтаксических единиц: слова – словосочетания – предложения – текста, осознать их взаимодействие. Знакомая тема: “Виды предложений по цели высказывания” также осознается в теоретическом аспекте, практическое её повторение идет в процессе выполнения домашнего задания. è Одновременно с повторением соотношения двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения – идет работа по совершенствованию культуры речи, причем учащиеся должны не только исправить речевую ошибку, но и объяснить её причину, сформулировать, в чем именно она заключается. Урок 14. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. У. § 192, 193. С. з. 57, 69, 63. На дом: з. 70. РТ - 22. Цель урока: показать, что классификации предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске имеют разные логические основания и не должны быть совмещены (это одна из типичных школьных ошибок). Р Восьмиклассники сопоставляют поэтические тексты, анализируют их, обращают внимание на эмоциональный фон стихотворений и на языковые способы его выражения. Стихотворение Е.А. Евтушенко можно прочитать в двух интонационных вариантах, объяснить и сформулировать разницу в восприятии этого стихотворения. Важно показать, почему стихотворение А.А. Фета не может быть прочитано без эмоциональной окраски, варьирования мелодики и темпа чтения. Важно, чтобы восьмиклассники поняли, что по цели высказывания эти эмоционально окрашенные предложения являются повествовательными. Урок заканчивается орфографической работой (з.63). Урок 15. Виды предложений по эмоциональной окраске. У. § 193. С. з.61, 64, 65. Н/д з. 58, 59, 60. è Урок развития речи. Его цель: показать функционирование в речи побудительных и вопросительных предложений, познакомить с функционированием риторического вопроса, связать употребление этих предложений с их стилистической принадлежностью (художественный и публицистический стиль). Подробно комментируются пунктограммы конца предложения. Урок заканчивается заданием, предполагающим проявление языковой интуиции (з.65). Объем домашнего задания можно сократить и, если позволит время, провести соревнование, предлагаемое в з, 59, в классе. Урок 16. Р Изложение с предварительным анализом текста. Учащиеся под руководством учителя анализируют текст з.66 по предложенному плану и пишут подробное изложение на лингвистическую тему. Урок 17. Повторение. Р Развитие речи. Работа по совершенствованию культуры речи совмещается с анализом текста – з. 62, 71. На первый и второй вопросы, предложенные в задании к тексту, учащиеся отвечают письменно, заканчивая эту работу дома. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Урок 18. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Основные типы простого предложения. У. § 194. С. з. 73, 75. Н/д з. 74. Урок совмещает в себе элементы повторения и пропедевта. Учащиеся знакомятся с порядком синтаксического разбора простого предложения, выясняют знакомые им признаки предложения и незнакомые (понятие о составе и осложнении простого предложения). Под руководством учителя проводится синтаксический разбор предложений. Часть урока посвящается обучающему диктанту и синтаксическому анализу предложений из него. Восьмиклассники впервые знакомятся с коммуникативной характеристикой предложения, с его членением на данное и новое, тему и рему в процессе анализа текста. Одновременно идет повторение языковых средств, связывающих предложения в текстах цепной и параллельной структуры. Эмпирический опыт учащихся, полученный при анализе текстов в предыдущих классах, находит свое теоретическое обоснование. Р Анализ текста сочетается с собственным конструированием текста по образцу. Работа над з. 79 начинается в классе и продолжается дома: учащиеся предлагают несколько вариантов продолжения текста, а дома выбирают один из них. Учащиеся учатся давать коммуникативную характеристику и монологической, и диалогической формам речи. Урок 20. Смысловой центр предложения. С. з. 81, 82, 83, 84. Н/д з. 90, 91. Р. Продолжается работа по изучению коммуникативной характеристики простого предложения, различных средств его актуального членения: варьирования логического ударения, инверсии в монологе и диалоге, различных видов повторов. Эти явления знакомы восьмиклассникам по анализу текстов на уроках литературы и словесности. На этом уроке систематизируются знания о различных средствах языка, при помощи которых выделяются смысловые центры предложений. Урок 21. Порядок слов в предложении. У. § 196. С. з. 85, 86, 91. Н/д з. 87. Цель урока: обобщить и дать лингвистическую основу разнородным знаниям учащихся о роли порядка слов в предложении и художественном тексте, полученным ранее при анализе конкретных текстов. Р Сначала проводится анализ отдельных предложений, выбранных из прозаических и поэтических произведений, затем анализ сверхфразового единства и наконец стихотворения А.Н. Майкова, над коммуникативным членением которого учащиеся работали дома. Урок 22. Логическое ударение. У. § 197. С. з. 88, 89. На уроке обобщается тема "Смысловой центр предложения". Р После тренировочных упражнений учитель предлагает стихотворение, в котором учащиеся выделяют смысловые центры при помощи логического ударения, учитель обращает внимание на варьирование логического ударения. Урок можно закончить словарным самодиктантом с взаимопроверкой. Н/д: подготовиться к сочинению о дружбе. Урок 23. Р Сочинение. Примерные темы: "Устарела ли истина: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты?", "Нет страшнее пустыни, чем жизнь без друзей", "То, что идет от сердца, до сердца и доходит", "Единственный способ иметь друга – самому быть им". Урок начинается с обсуждения тем, определения типа речи будущего сочинения, формулирования вариантов тезисов, подбора синонимов. Сочинение учащиеся дописывают дома. Урок 24. Главные члены предложения. Подлежащее. У. § 198, 199. С. з. 92, 93, 95. Н/д з. 94. РТ - 23(I). Цель уроков, посвященных изучению главных членов предложения, – систематизировать и обобщить те сведения о подлежащем и сказуемом, которые учащиеся получили ранее, показать многообразие способов выражения подлежащего и сказуемого. В заданиях акцентируется именно эта сторона темы, кроме того, учащиеся получают сведения о типовой семантике главных и второстепенных членов предложения, отрабатывают навык различения омонимичных форм именительного и винительного падежей. В задании 95 даются примеры трудных случаев выделения подлежащего на семантической основе. Р Выполнение задания сопровождаем рассуждением на лингвистическую тему. Урок 25. Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое. У. § 200, 201. С. з.97, 98. Н/д з. 99. РТ - 23(2) . Учащиеся получают общее представление о типах сказуемого, о структурном и семантическом отличии простого глагольного сказуемого от составных. Рассуждения о процедуре вычленения сказуемого сопровождаются повторением морфологических признаков глаголов. На уроках 24 и 25 восьмиклассники учатся составлять вертикальные схемы простого предложения, и в дальнейшем рекомендуется на каждом уроке обращаться к такой схеме. Урок 26. Обучающий диктант с взаимопроверкой и анализом. С. з. 96, 104. Повторение спряжения глагола. Р Н/д: придумать и записать загадки, в составе которых есть глаголы. Произвести морфологический разбор двух глаголов. Урок 27. Составное глагольное сказуемое. У. §§ 202, 203. С. з. 100, 101, 103 (1,2,3,4) , 102. Н/д з. 103(4-12). РT - 24. Р Одновременно с изучением составного глагольного сказуемого учащиеся знакомятся с вариантами согласования глагольного сказуемого с подлежащим. Необходимо обратить внимание учащихся на глагольные связки, выписать самые частотные из них на доске и предложить заучить их. Р Выполнение заданий сопровождается рассуждениями на лингвистическую тему (по предложенным вопросам). Урок 28. Составное именное сказуемое. У. § 204. С. з. 106, 107 (1-6) , 108. Н/д з. III. РT - 25. Тема "Составное именное сказуемое" – одна из самых сложных тем синтаксиса простого предложения, поэтому проще начинать её изучение с формальной стороны: выписать на доске типы связок, предупредить, что эти связки надо выучить, обратить внимание учащихся на то, что связки в глагольном и именном составных сказуемых не повторяются, кроме связки стать, но в разных значениях, указать на самые частотные формы выражения именной части (прилагательное, причастие, существительное). Р Учитель обращает внимание восьмиклассников на то, что составное глагольное сказуемое функционирует в повествовании, а составное именное – в описании. Выполнение з.109 должно сопровождаться рассуждениями на лингвистическую тему: учащиеся должны объяснить, как различать связку в составе составного сказуемого и омонимичное простое глагольное сказуемое Урок 29. Обучающий диктант с предварительным анализом текста. С. з. 112, 110. Н/д з. 105. РТ - 26. Р Перед диктантом проводится краткий анализ текста по плану и по предложенным заданиям. Урок 30. Тире между подлежащим и сказуемым. У. § 205. С. з.113, 114, 115(1). Н/д з. П5(Ш), 116. РT - 27. Р Эта пунктограмма известна учащимся с пятого класса, но в восьмом она осознается на базе теоретических знаний, связывается со структурой грамматической основы предложения, типом речи – описанием, стилями – художественным, научным, публицистическим. Важно показать роль этой пунктограммы не только в предложении, но и в поэтическом тексте, помочь осознать её как средство экспрессивного синтаксиса. Анализ отрывка из стихотворения М.И. Цветаевой можно углубить, предложив подобрать дома похожие фрагменты из её произведений. Урок 31. Тире между подлежащим и сказуемым. С. з. 117, 120, 121, 119. Н/д з. 118. РТ - 28. Р Закрепление сопровождается развитием речи и углублением знаний о способах выражения составного именного сказуемого. Начинается урок со словарной работы (з.116), толкования "энтимологизмов" (з.117), учащиеся конструируют предложения с частицами это, как и др. в составе составного именного сказуемого, знакомятся с трудными случаями выражения подлежащего (з.121). Урок 32. Повторение. С. з. 123, 122. Н/д: подготовиться к сочинению-рассуждению. РТ - 29. Р На уроке проводится анализ стихотворения И.А. Бунина и классификационная работа, обобщающая знания о сказуемом. Урок 33. Р Сочинение-рассуждение на одну из тем: "Язык – первоэлемент литературы" (М. Горький), "Словарь – это вселенная в алфавитном порядке" (А.Франс). Учитель может провести сочинение по материалам з. 125. Уроки 34-35. Контрольный диктант и его анализ. Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы его сожмете вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью. Память вовсе не механична, Это важнейший творческий процесс, именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. "Беспамятный" – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а значит, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и опенки. Без памяти нет совести. (По Д.С. Лихачеву). 151 слово. Грамматические задания. Общее: подчеркнуть главные члены предложения, в которых употреблено тире. 1 вариант. Произвести морфемный разбор слов безответственность, запоминается. II вариант. Произвести морфемный разбор слов отсутствием, прошедшее. Произвести морфологический разбор этих слов по вариантам. На уроке систематизируются сведения о второстепенных членах предложения, полученные ранее, обращается внимание на соотношение второстепенных членов предложения и компонентов словосочетания с подчинительной связью. Р Знания о второстепенных членах оживляются в результате анализа текста в з. 127. Выполняя домашнюю работу, учащиеся вспоминают способы выражения определений. Урок 38. Определение. У. § 207. С. з. 128, 129, 131. Н/д з. 135. РT - 31, 32. Проводится подробная работа по вопросам з.128. Дается весь комплекс сведений по анализу согласованного и несогласованного определения. Р Большее внимание уделяется употреблению определения в предложении, его функциональной нагрузке. Р Вопросы стимулируют наблюдения учащихся за языковыми фактами, умение делать лингвистические обобщения и выводы о положении определения в прямом и инверсивном порядке слов, о его роли в художественном тексте (з. 131.) Р Задание 129 развивает умение подбирать синтаксические синонимы на уровне словосочетания, систематизирует знания о грамматических связях определений в предложении. Урок 39. Определение. С. з. 132, 133, 134, 136(а). На дом з.136(б), 137. РТ - 33, 34. Р Обобщающий урок направляет внимание учащихся на роль определений разного вида в тексте, в том числе и в виде различных повторений. Повторяются сведения о стиле. Задание 133 предлагается для обобщающего повторения. Р На уроке проводится подготовка к минисочинению (з.136). Коллективно подбираются эпитеты к сложным и неоднозначным понятиям детства, сформировавшимся у восьмиклассников в результате чтения произведений русских и зарубежных писателей разных эпох. Эта работа продолжается дома: в классе подбираются материалы к устному высказыванию, дома оно получает письменную форму. Урок 40. Приложение. У. § 208. С. з.140 (письменно 1-4, остальное устно), 141, 143. На дом з.142. РТ - 35, 36, 37. После предъявленного подробного анализа по образцу и рассуждений, предложенных в задании 140, учащиеся знакомятся с частотным способом выражения приложения в сочетаниях собственного и нарицательного имен существительных. Дифференциация главного и зависимого компонентов в таких словосочетаниях вызывает затруднения, которые влекут за собой ошибки в определении членов предложения. Правило: При сочетании собственного и нарицательного существительных, обозначающих людей, главным словом является собственное, а нарицательное – приложением (Композитор Иванова сочинила новый балет). При сочетании собственного и нарицательного существительных, обозначающих животных или неодушевленные предметы, главным является нарицательное, а собственное – приложением (Мне понравился балет "Спящая красавица". Собака Полкан забежала на кухню.). Задание 142 Р формирует знания о том, что некоторые приложения слились с определяемым словом и образовали сложные существительные: царь-девица, Москва-река, диван-кровать, жар-птица, генерал-майор, и т.д. В этих сочетаниях склоняются не оба компонента, а только один: подошёл к царь-девице, к генерал-майору; ср.: снял шапку-ушанку. Легче вспомнить слитные существительные из фольклорных текстов или литературных сказок. Урок 41. Дополнение. У. § 209. С. з. 144(1-4), 146, 148. На дом з. 147, 145. РТ – 40. Знания о дополнении обобщаются и получают теоретическую основу. На этом уроке восьмиклассники должны понять на основе анализа конкретных предложений, что дополнение соответствует синтаксическим отношениям между действием, которое выражает глагол и предметом-объектом, на который направлено это действие, поэтому в задании 146 обращается внимание на структуру и семантику соответствующих словосочетаний. Эта же работа проводится на более сложном языковом материале (з.148), одновременно повторяется орфограмма "Правописание НЕ с разными частями речи", сложные случаи вычленения главных членов предложения и определений. Урок 42. Дополнение. С. з.149 (1-5 письменно, остальное устно), 150, 151. На дом з.152, 153, 154. РТ –41, 42. Закрепляются знания о дополнении. Обращается внимание на трудные случаи вычленения дополнения: на так называемый "объектный инфинитив" (з.150), на синкретичные случаи: дополнение со значением определения, которое зависит чаще всего от отглагольных существительных, совмещающих семантику предмета и действия (з.151). Вопросы к упражнениям ориентируют учащихся видеть системные связи между выражением синтаксической позиции дополнения и морфологической выраженностью главного и зависимого компонентов словосочетания. Р Дома продолжается тренировочная работа, ориентирующая также на повторение сведений по культуре речи и фразеологии, предусматривается работа с фразеологическим словарем, её объёмы определяет учитель. Это могут быть краткие справки или небольшие доклады о значении фразеологизмов, в основе которых лежат сочетания с синтаксическими отношениями между действием и объектом действия. Урок 43. Основные виды обстоятельств. У. § 210. С. з.155, 156, 169. На дом: з.157, 171. РТ – 43. На уроке обобщаются сведения о семантических группах обстоятельств. Обычно обстоятельство не вызывает особых затруднений, важно только предъявить вопросы, с помощью которых вычленяются обстоятельства, системно: Р Образ действия, способ (как? каким образом? каким способом?) Степень (в какой степени?) Место (где? куда? откуда?) Время (когда? с каких пор? до каких пор?) Причина (почему? отчего? по какой причине?) Цель (зачем? для чего? с какой целью?) Условие (при каком условии?) Уступка (несмотря на что?) Сравнение (как?) Эти вопросы и их очередность помогает сформировать задание 155. Задание 156 нацеливает на порядок анализа обстоятельства в предложении. Один из вариантов такого анализа можно сделать письменно. Выполняя задание 169, восьмиклассники повторяют трудные случаи выражения членов предложения синтаксически нечленимыми сочетаниями. Домашняя работа обобщает знания, полученные об обстоятельстве, сочетая его с повторением пунктограмм и орфограмм. Урок углубления посвящен формированию теоретических и практических сведений о сравнительном обороте как разновидности обстоятельства сравнения. Выполняя задание 160, учащиеся видят, что семантика сравнения может выражаться разными языковыми формами: придаточным предложением, полным и неполным, сравнительным оборотом, обстоятельством сравнения. В этом задании представлены сложные случаи выражения составного именного сказуемого с частицей как (8-9). Эта же работа усложняется в задании 163: учащиеся сами должны распределить предложения по способу выражения в них сравнения. Задание 164 обобщающее и творческое. Урок 46. Члены предложения с двойным значением (синкретичные). С. з. 166, 168 (1-5), 167. На дом: з. 172. РТ – 45, 46. Р Это урок, углубляющий знания восьмиклассников. Задание 166 выполняется с подробным анализом синкретичных членов предложения по образцу. Можно повторить несколько примеров из задания 168. Урок завершается анализом текста в задании 167. Анализируя предложения в задании 166, надо обратить внимание учащихся на морфологическую выраженность того члена предложения, от которого зависит синкретичный член предложения. Чаще всего это отглагольное существительное, которое своей двойной морфологической природой влияет на двойное значение зависящего от него члена предложения. Двойное значение члена предложения может быть вызвано пропуском сказуемого или обособленного члена (ср.: Ноты, (лежащие) на рояле (,) были раскрыты, поэтому возможен вопрос от подлежащего: ноты какие? и где?). Урок 47. Повторение. С. з.173, 174. РТ – кроссворд 2. Р В качестве повторения и обобщения предлагается анализ текста-рассуждения. Задание 173 можно дать на дом. Уроки 48-49. Р Классное сочинение. В качестве классного сочинения-рассуждения можно предложить следующие темы: "Наши поступки следуют за нами", "То, что идет от сердца, до сердца и доходит", "Ты в ответе за тех, кого приручил" (А. де Сент-Экзюпери) и т. д. Сочинение предполагает использование в качестве аргументов сведений из литературных источников. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Урок 50. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения. У. § 212, 213. С. з.175, 176, 177(1-5). На дом з.177(6-9), 182. РТ – 47. Цель урока – дать общее структурно-семантическое понятие о сущности односоставных предложений. В начале урока проводится беседа по материалам § 212, затем анализируются пары предложений в з.175. Р Материалы заданий направлены на то, чтобы восьмиклассники поняли, что определенно-личные предложения функционируют в динамичном повествовании разговорного стиля. Материалы заданий сочетают разные виды работы: рассуждение на лингвистическую тему, повторение частотных орфограмм и пунктограмм, дифференциацию простого односоставного и сложного предложений. Теоретический вывод урока: в определенно-личном предложении можно восстановить подлежащее, но оно не нужно, так как личное окончание глагола в роли сказуемого в форме 1 или 2 лица указывает на единственно возможное подлежащее. Урок 51. Обобщенно-личные предложения. С. з.178, 179, 181. На дом з.180. РТ– 48. Р Учащиеся сопоставляют определенно-личные предложения с обобщенно-личными, отмечают их структурную схожесть и семантическое различие. Выполняя задания, восьмиклассники делают вывод о том, что обобщенно-личные предложения употребляются в рассуждении, выступая в нем в роли вывода, реже – тезиса. Урок 52. Неопределенно-личные предложения. У. § 214. С. з.183, 184, 185, 190. На дом з.186, РТ– 50. Р Выполняя задание 183. Учащиеся сопоставляют двусоставные и односоставные неопределенно–личные предложения. В результате анализа они должны сделать вывод о том, что неопределенно-личные предложения оформляют тип речи повествование, когда говорящему не важна конкретная информация о действующем лице, а внимание акцентируется на действии. Необходимо обратить внимание на формы выражения неопределенно-личного значения: 3 лицо мн. ч. настоящего и будущего времени и прошедшее время мн. ч. Выполняя задание 184, учащиеся повторяют сведения о составном глагольном сказуемом, о глагольных связках. Содержание урока предусматривает написание тренировочного словарно-орфографического диктанта с комментарием и Р развитие речи – редактирование. Урок 53. Неопределенно-личные предложения. Повторение. С. з.188, 187, 189. На дом з.192. РТ – 49. Р Изучаемый материал закрепляется в форме заданий, включающих лингвистический эксперимент, углубленный анализ семантики ключевых слов в стихотворении, рассуждение на лингвистическую тему. Домашнее задание предусматривает списывание с комплексным повторением пройденного теоретического материала. Урок 54. Повторение и обобщение. С. з.191, 193. На дом з. 194. РТ – 51, 52. Р Урок-обобщение предусматривает анализ текста и творческую работу. Лингвистическое обоснование выбранной автором неопределенно-личной формы повествования представляет известную трудность. Для формулирования этого обобщения понадобятся полученные на последних уроках сведения об односоставных личных предложениях. Урок 55. Безличные предложения. У. § 215. С. з.195, 196, 200. На дом з. 197. РТ – 54, 57. На уроке восьмиклассники получают теоретические основы понятия "безличное предложение". В результате анализа материалов заданий они должны сделать вывод о том, что в безличных предложениях, в отличие от односоставных личных, подлежащее восстановить нельзя, но субъект-деятель может быть выражен другими падежными формами (род., дат. или вин. падежи). Делается вывод о семантических разновидностях безличных предложений: выражение состояния окружающей среды и человека-говорящего; об отличии подлежащего от субъекта; учащиеся должны получить представление об отличиях логической и грамматической терминологической систем. Р Выполняя з. 196, восьмиклассники вырабатывают навык определения сказуемого в отрицательных безличных предложениях. Восприятие слов нет, не было, не будет в качестве сказуемых обычно вызывает затруднения. В конце урока делается вывод о том, что безличные предложения используются в описании. Урок 56. Повторение. Сопоставление односоставных личных и безличных предложений. С. з.198 (2-5), 201, 206. На дом з. 199. РТ – 53, 55. Выполняя задание 198, восьмиклассники анализируют составные глагольные и составные именные сказуемые, подробно описывают функционирование их связок, определяют их частеречную принадлежность. Р Задание 201 развивает умение подбирать синтаксические синонимы, развивает языковую и речевую компетенции учащихся в их нерасторжимой связи. Урок заканчивается орфографической работой – тренировочным диктантом с комментарием. Урок 57. Повторение и обобщение изученного. С. з. 202, 203, 205. На дом з. 209 (1). РТ – 56, 58. Урок обобщает сведения учащихся об односоставных глагольных предложениях, об их функционировании в определенных типах речи. Р Учащиеся развивают навык подбора синтаксических синонимов, учатся сходное синтаксическое значение выражать при помощи синонимичных синтаксических форм. Выполняя з. 205, восьмиклассники исследуют оттенки различных синтаксических значений, формируемых односоставными глагольными предложениями. Урок заканчивается предварительным обсуждением минисочинения, которое ученики должны написать дома. Урок 58. Повторение и обобщение изученного. С. з.207, 208. На дом з.209(2). Это урок углубления. Выполняя з.207, восьмиклассники исследуют несколько направлений: повторяют алгоритм разбора простого предложения, вспоминают трудные случаи выражения подлежащего и сказуемого, а также определяют морфологическую принадлежность слов всё, все, Р учатся доказывать наличие функциональных омонимов. Вторая часть урока посвящена подготовке к контрольному диктанту. Тренировочному диктанту предшествует анализ текста. Урок 59. Назывные предложения. У. § 216. С. з.210, 212(1), 213(1,3), 214. На дом з.211. РТ – 60. Р Сначала назывные предложения представляются в предложении, а затем в тексте. Одновременно оживляются сведения учащихся об авторстве известных им литературных произведений, о пунктуации в диалоге, морфемном составе слова (в игровой форме). Учащиеся должны понять, что назывные предложения формируют описание, называя существующие явления и предметы, окружающие говорящего. Урок 60. Трудные случаи анализа назывных предложений. С. з.216, 218, 219(1,2). На дом з.219(3,4), 217. РТ – 59. Урок углубления. Материалы заданий представляют предложения, вызывающие затруднения при их анализе. В з. 216 дано предложение Что это? Учитель объясняет, что это – подлежащее, (то, что нужно конкретизировать), а что – новая информация – занимает позицию сказуемого. Значит, в предложении Это Клара это – подлежащее, а Клара – сказуемое. Здесь же представлены назывные предложения (2), напоминающие названия, которые предложениями не являются. В з. 218 восьмиклассники знакомятся с синкретичными по составу предложениями. Предложение У стены – диван может быть осознано как двусоставное неполное с опущенным сказуемым, выраженным глаголом местонахождения (находится, стоит), так как в нем налицо состав сказуемого у стены. Однако по современной классификации, представленной в Академической грамматике-70, обстоятельство, начинающее предложение, относится одновременно ко всей грамматической основе: подлежащему и нулевому бытийному сказуемому, значит, оно может быть представлено как назывное с детерминантным членом предложения (относящимся не к одному из главных членов, а к обоим сразу и представляющим тему высказывания). Предложение Диван у стены может быть определено только как двусоставное неполное с опущенным сказуемым местонахождения, обстоятельство у стены может относиться только к сказуемому, однако, занимая позицию рядом с подлежащим, это обстоятельство места несет еще и значение определения, поэтому такие члены предложения с двойным значением подчеркиваются как обстоятельства и определения – двойной чертой. Уроки 61-62. Контрольный диктант и его анализ. ДИКТАНТ № 1 ЧТО ЗНАЧИТ УЧИТЬСЯ ЯЗЫКУ? Художественный язык стихиен. Можно издать реформу правописания, но ввести в порядке реформы новые слова, а тем более запретить старые – нельзя. Надо ждать, когда это произойдет само по себе, в лучшем случае можно только угадать такую возможность. Стихию можно изучать, исследовать, открывать в ней некие закономерности, но обучать этим же закономерностям гораздо труднее. Язык - это время: Х1У, ХУШ, начало и середина Х1Х века. Нельзя обучаться времени, его можно только постигать… Человек рождается со своим языком, вернее, со своим слухом к нему, так же, как со своим голосом – с тенором, басом или дискантом. Выбор от него не зависит, единственное, что он может – расширить диапазон своего голоса, овладеть в той или иной мере новыми для него верхними или нижними регистрами. Толстой и Достоевский, как бы они ни были обогащены во время своей творческой жизни, – это они сами, их сразу же узнаешь, их никогда ни каком этапе развития не спутаешь друг с другом. Если говорить о себе, то я часто поступаю так: слушаю или читаю кого-то, а думаю о том, как бы сказал по этому поводу я сам. Для меня самый близкий язык – язык Чехова, но и его читаю только таким образом. Наверное, иначе вообще нельзя: раз язык – это время, а время Чехова прошло, как же можно следовать за чеховским языком? Повторить язык невозможно, как бы он ни был хорош. (С.Залыгин) Грамматическое задание.
2 вариант: проанализировать первое составное глагольное сказуемое. Незнакомые слова могут быть написаны на доске. ДИКТАНТ № 2 РУССКАЯ ОСЕНЬ В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Первая капель после морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверное: идешь по лесу – свет. Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-жёлтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Обострённый слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод лесной речушки, пухлые стёжки на поляне, никем не сорванный красный гриб… В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом, и сердцем. Прозрачны дали. Чиста и прозрачна вода в озёрах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Всё устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в холодной синей воде. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидевшего осенний праздник цвета и тишины… Размышляя в такие часы, понимаешь, почему художников во все времена тянули к себе молчаливые стога на осенних полянах. В стогах – труд. Стога – кладовая благополучия на завтрашний день. Потому так приятен сердцу вид безымянной российской поляны, которую, может быть, ещё не раз придется увидеть, но которую, увидав однажды, обязательно будешь помнить…(В. Песков) Грамматическое задание. Произведите синтаксический разбор трех односоставных предложений по выбору. Примерные темы сочинений: Как хороши, как свежи были розы!.. Любите братьев наших меньших; О чем поведал старый дуб; Сыплет черёмуха снегом; О чём поют ручьи весной; Когда плачут деревья? Природа не прощает ошибок. Может быть предложена и филологическая тема в соответствии с изучением литературного произведения. Изучая тему, учащиеся повторяют материал об односоставных предложениях и об отличии их от двусоставных. Р Одновременно идет работа по дифференциации книжных и разговорного стилей речи, их структурных и функциональных различий. Восьмиклассники должны понять, что неполные предложения – это признак разговорного стиля речи, что неполная структура предложения помогает акцентировать его смысловой центр. Неполные предложения встречаются и в письменной речи (в диалогах и в описании). Чтобы определить, неполное предложение перед нами или полное, мы должны ответить на два вопроса: есть ли позиция для второго главного члена? и нужен ли этот опущенный главный член предложения, влияет ли он на семантическую полноту предложения? Например, в з.221 дано предложение – Как мил! – сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним. (Л.Толстой). Предложение в прямой речи представляет собой двусоставное неполное, так как в нем есть позиция для подлежащего, и без подлежащего оно непонятно, неясно, кому дается оценка, поэтому следует восстановить подлежащее из контекста: ребенок мил. Учитель обращает внимание, что неполные предложения являются экспрессивным синтаксическим средством. Уроки 67-68. Р Сочинение на заданную тему с предварительным анализом текста. (Второй урок можно посвятить анализу сочинений.) Тема сочинения определена з.227. После подробного анализа текста по плану восьмиклассники пишут продолжение сочинения-рассуждения. Урок 69. Осложненные предложения. Однородные члены предложения. У. § 218, 219. С. з.228 (1-3,5), 229, 233(1). На дом: з.236. РТ – 64. Восьмиклассники знакомятся с системой осложнения простого предложения. ОСЛОЖНЕНИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБОСОБЛЕННЫЕ: ОБОСОБЛЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБОСОБЛЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО НЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЩЕНИЯ Начинается работа по теоретическому осмыслению однородных членов предложения. Элементарные теоретические понятия о них учащиеся получили в 5 классе, сейчас они должны осмыслить и систематизировать большой эмпирический материал, научиться анализировать однородные члены, выделяя пять их структурно-семантических признаков. Путем лингвистического эксперимента учитель показывает, что основными являются следующие признаки однородности: минимум два элемента относятся к третьему элементу, эти два элемента связаны сочинительной связью. Эти признаки однородности присущи как словосочетанию в составе простого предложения, так и сложносочиненному предложению, если обе части имеют единый общий член, и сложноподчиненному предложению с однородными придаточными. На уроке повторяются основные пунктограммы, известные ученикам. Урок 70. Обобщающие слова при однородных членах предложения. У. §220. С. з.230, 231, 233 (Ш), 237. На дом з.232 (3,4,6), 233 (2). РТ – 65, 68. Р С этой сложной пунктограммой и её вариантами учащиеся знакомы, на уроке они систематизируют сведения о ней, коллективно составляют схемы предложений с однородными членами и обобщающими словами при них, конструируют подобные предложения по алгоритму и схемам. При наличии резервного времени можно написать тренировочный диктант (з.237). Урок 71. Роль однородных членов предложения в художественном тексте. С. з.234, 235, 240. На дом з.236. РТ – 66, 69. Р Урок посвящен развитию речи – целенаправленному анализу функционирования однородных членов предложения как экспрессивного средства в разных типах текста. Сначала восьмиклассники работают с отдельными предложениями, а потом с поэтическим текстом. Цель урока – дать максимальное количество формулировок того, зачем используются однородные члены в предложении (раскрыть понятие о предмете или явлении с разных сторон, конкретизировать, уточнить понятие, дать ему антонимическую характеристику и т.д.). Урок 72. Однородные и неоднородные определения. У. § 221. С. з.238, 241. На дом з.239. РТ – 67, 71 (1-7). Р На уроке обобщаются сведения об однородных и неоднородных определениях на основе подробного лингвистического анализа. Одновременно идет повторение системно связанной с изучаемой темой темы "Разряды прилагательных", "Цельные словосочетания". Учащиеся составляют схемы предложений с однородными и неоднородными определениями. З.241 дает возможность закрепить навыки анализа синкретичных (многозначных) членов предложения, составного именного и составного глагольного сказуемых. Урок 73. Р Повторение в форме анализа текста. С. з.242. На дом: РТ – 70, 74. Уроки 74-75. Р Изложение с предварительным анализом текста. На дом: РТ – 71 (8-15), 72, 73. Прочитайте текст. ПАРК В СПАССКОМ-ЛУТОВИНОВЕ. Парк в Спасском сейчас великолепен. Собственно, это не парк в строгом значении этого слова. В нем нет ни подстриженных деревьев, ни заморских растений, ни мраморных статуй в аллеях. Тургенев всегда называл его садом, но этот сад для писателя прекраснее любого из прославленных парков Европы. В Спасском в полной мере можно почувствовать и красоту и обаяние природы средней полосы России. Вековые липы, березы, тополя, клены перемежаются лужайками, заросшими земляникой, в густой траве таятся белые фарфоровые чашечки ландышей, вдали от дорожек можно увидеть палевую шляпку подосиновика, а если повезет, то и целое семейство белых грибов. Летом весь парк заполнен пением птиц. Их разноголосый хор любил слушать Тургенев, сидя на скамейке возле посаженного им самим молодого могучего дуба. Сейчас это огромный стопятидесятилетний великан, широко раскинувший свои ветви. В центральной части парка скрещенные липовые аллеи. Когда-то липы были посажены очень тесно, почти вплотную друг к другу, поэтому они так тянулись к солнцу. Высоко-высоко над головой задумчиво шумят их кроны. Шум листьев, голоса птиц – всё это не разрушает, а усиливает ощущение покоя, торжественности и тишины тургеневского сада. Невдалеке от аллей "лесной зал", прямоугольная зелёная лужайка, окаймленная елями. От давних времен уцелели лишь пять огромных двухсотлетних деревьев. Ели особенно хороши зимой, когда их величественные остроконечные вершины четко рисуются на фоне зимнего неба, или в самом начале лета, когда трогательно зеленеют молодые бледно-голубоватые побеги на темных, заросших лишайником ветках. С северо-востока парк окаймляет глубокий овраг, который оканчивается большим прудом. Дно оврага укрыто почти непроходимыми, дремучими зарослями черёмухи и ежевики, а на самом краю усадьбы темнеют остатки старой заброшенной плотины, сплошь застланные буйной порослью хмеля, малины, крапивы… Спокоен и торжественно прекрасен июльской ночью большой усадебный пруд. Можно часами любоваться его затихшей гладью, слушать птичьи голоса и ждать рассвета. На ранней заре от плотины пруда обычно начинались и охотничьи путешествия Тургенева. (Б.Богданов.) Задания к анализу текста: Определите тип речи текста. Докажите, что это описание. (Одним из доказательств является то, что в тексте много однородных и неоднородных определений.) Сколько смысловых частей в тексте? Докажите, что это смысловые части. Определите тип речи в каждой смысловой части. Озаглавьте смысловые части. Составьте план. В каждой смысловой части укажите, сколько простых и сложных предложений в ней содержится, укажите однородные члены, докажите, что это однородные члены. Прокомментируйте пунктограммы при однородных членах. Найдите сочетания пунктуационных знаков. Прокомментируйте их. Прокомментируйте постановку знаков препинания при обособленных определениях и обстоятельствах. Укажите второстепенные многозначные члены предложения. Объясните, почему они имеют два значения. Напишите подробное изложение. следующая страница >> |
|