страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебник «Математика. 6 класс. Часть 2». В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон, М.: «Баласс» - страница №1/1
Предмет – математика Класс – 6 Программно-методическое обеспечение:
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками». Тип урока: урок изучения нового материала Цели урока: Образовательные: изучить правила сложения чисел с разными знаками:
и совершенствовать вычислительные навыки. Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, совершенствовать графическую культуру и устную математическую речь. Воспитательные: формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность, активность, умение слушать мнения других. Оборудование: компьютер, экран, проектор, раздаточный материал для самостоятельной работы на 2 варианта, блок-схема алгоритма сложения рациональных чисел. Ход урока 1.Организационный этап: -приветствие; -готовность учащихся к уроку; -состояние рабочего места учащихся: наличие тетрадей, учебников, чертежных принадлежностей; -отсутствующие на уроке (сообщают дежурные) Учитель. Запишите в тетрадях число и тему урока: «Сложение чисел с разными знаками». 2. Подготовка к изучению нового материала. Актуализация знаний. Вопросы для повторения (на экране/доске):
Задача №1. Записать решение в тетради. Решение с комментированием. Построй математическую модель, описывающую данные изменения, и запиши результат с помощью положительных и отрицательных чисел:
Задача №2. (Устно) Придумай ситуацию, математической моделью которой может служить данное выражение: а) (9) + (+4); б) (+6) + (+3); в) (5) + (2); г) (1) + (+7). У доски решают 2 учащихся, остальные – в тетрадях. Выполни сложение чисел с помощью координатной прямой: а)( 3) + (+8); б)( 1) + (4); в) (6)+ (+4); г) (2) + (+5) + (3). ( 1) + (4) = 5 (6)+ (+4) = 2 Найди результат действия, ориентируясь на некоторую практическую ситуацию, и проверь полученный ответ с помощью координатной прямой. Что общего в примерах каждого столбика? Сделай вывод. а)(+2) + (+3) б)(-3) + (+4) в) (+2)+ (-5) г) (-4)+ (+4) (-5) + (-1) (-1) + (+5) (+1) + (-3) (+1) + (-1) (-3) + (-4) (+4)+ (-2) (-4) + (+3) (-5)+ (+5) (-2) + (-7) (+6) + (-3) (-6) + (+1) (+2)+ (-2) а) сложение чисел с одинаковыми знаками; знаки суммы и слагаемых совпадают б) сложение чисел с разными знаками; сумма больше нуля в) сложение чисел с разными знаками; сумма меньше нуля г) сложение противоположных чисел; сумма равна нулю Учитель. Но выполнение сложения чисел на координатной прямой не всегда удобно, поэтому надо иметь алгоритм, который позволит складывать рациональные числа без координатной прямой. Рассмотри блок- схему алгоритма сложения рациональных чисел. Верно ли она составлена? Задача №5. Работа по цепочке с устным проговариванием решения по блок-схеме. Пользуясь алгоритмом сложения рациональных чисел, найди сумму: (-2,4) + (-3,6) (-1,18) + (+1,18) (-0,8) + (+4) (+1,7) + (-7,3) Задача №6. (Устно) Определи знак суммы: а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19); ж) (+3,7) + (-8,4); б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300). Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +. 1) Сформулируй переместительное свойство сложения рациональных чисел и запиши его на математическом языке. Проверь переместительное свойство для значений переменных: а) -4,8 и 0,3; б) - и -1,15. 2) Сформулируй сочетательное свойство сложения рациональных чисел и запиши его на математическом языке. Проверь сочетательное свойство для значений переменных: а)-1,5; +2,7 и -0,2; б) -; -1,4 и +0,8. а) (-1,5 +2,7) -0,2 = -1,5 +(2,7-0,2) 1=1 б) (-+ (-1,4)) +0,8 = -+ (-1,4 +0,8) -3,2=-3,2 Работа в парах. Раскрой скобки и запиши выражение в виде алгебраической суммы. Есть ли в этой сумме противоположные слагаемые? Если да, подчеркни их.
2) (+0,2) + (-1,4) + (-2,3) + (-1,4); 4) (+n) + (-d) + (-у) + (-n) + (-d). Ответы:
2) 0,2 – 1,4 – 2,3 – 1,4; 4) n – d – у – n – d. Задача №9. Один учащийся у доски на слух записывает получающиеся равенства, а остальные учащиеся выполняют проверку своих решений по этой записи. Переведи с русского языка на математический:
5)Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего ( (a+b)+c=a+(b+c) ). Задача №10. Решение выполняется по цепочке у доски. Сложив сначала противоположные числа, найди значения выражений: б) ; г) . Ответы: а) -392; б); в) -1,67; г) 0. Выполняется с использованием раздаточного материала на отдельных листах и через 3 минуты сдается учителю. Ответы сверяются с эталоном. Вычисли наиболее удобным способом: 1 вариант 2 вариант 1. Учащиеся рассказывают о том, что они делали на уроке: - выполняли сложение чисел с разными знаками с помощью координатной прямой; - узнали, что такое алгебраическая сумма чисел; - знакомились с блок-схемой алгоритма сложения рациональных чисел; - рассматривали применение алгоритма сложения чисел с разными знаками; - использовали приемы рациональных вычислений (переместительный и сочетательный законы). 2. Выставление отметок за работу на уроке. 5. Домашнее задание (на экране) 1. Глава 3 §2 п.1 2. Пользуясь алгоритмом сложения рациональных чисел, найди сумму: (-0,7)+ (-0,5) 0+ (-4,3) (-1,6)+ (+3) (-5,2)+ (+4,7) 3. Вычисли и расположи ответы примеров в порядке возрастания. Что обозначает получившееся слово? Что тебе известно о нем?
/Килиманджаро/ 4. Реши уравнения и неравенства: а) | х |=7; б) | у |=1,2; в) | х | 4; г) | у |
6. Резервное задание. Возьмем верное равенство: 28 + 8 36 = 35 + 10 45. В каждой части этого равенства вынесем за скобки общий множитель: 4(7 +29) = 5(7 +29). Теперь, разделив обе части равенства на общий множитель (7 + 2 9), получим, что 4 = 5, то есть 2 • 2= 5. Где ошибка? /Выполнено деление на ноль/ Дополнительная литература: Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.:Интеллект-центр, 2005. |
|