Руководство ифла / юнеско по развитию - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Манифест ифла об Интернет 1 36.21kb.
Новый Генеральный секретарь ифла дженнефер Николсон New Secretary... 1 23.15kb.
Руководство по установке программы; Руководство пользователя 8 902.53kb.
Руководство по эксплуатации рядом с пылесосом! Dorsalino Инструкции... 1 79.87kb.
Руководство разработчика 3 379.76kb.
Руководство по онкогинекологии. Спб.: «Ооо издательство Фолиант» 1 91.48kb.
Руководство по установке и эксплуатации Вашей топки. В комплект настоящего... 1 114.31kb.
Руководство по быстрой установке rus руководство пользователя rus 1 10.96kb.
Руководство по эксплуатации 2008 вниманию потребителей 1 91.17kb.
Руководство пользователя системы sigma «Исследование напряженно-деформированного... 5 819.77kb.
Руководство по эксплуатации проигрыватель dvd onkyo dv-sp403E 6 707.27kb.
Федеральное государственное бюджетное учреждение 35 9939.98kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Руководство ифла / юнеско по развитию - страница №3/4

Глава 4

Комплектование фондов
"Особые услуги и материалы должны предоставляться таким абонентам, которые по тем или иным причинам не могут пользоваться обычными услугами и материалами, например, представителям языковых меньшинств, инвалидам, стационарным больным или заключенным.

В фондах должны храниться материалы, отвечающие потребностям всех возрастных групп.

Библиотечные фонды и услуги должны включать все виды соответствующих носителей информации, современные технологии, а также традиционные материалы. Обеспечение высокого качества и учет местных потребностей и условий имеет первостепенное значение. Материалы должны отражать современные тенденции и эволюцию общества, а также основные вехи человеческой деятельности.

Фонды и услуги не должны подвергаться никакой идеологической, политической или религиозной цензуре, а также коммерческому давлению".



Манифест ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994 г.
4.1 Введение

Публичная библиотека должна обеспечивать равноправный доступ ко всему спектру ресурсов, который отвечает потребностям ее пользователей в образовании, информации, досуге и развитии личности. Библиотека должна обеспечивать доступ к общественному наследию наряду с развитием разнообразных культурных ресурсов и обогащением опыта. Достижению этой цели будет способствовать постоянное взаимодействие и консультации с местной общиной.


4.2 Правила управления фондами

Каждая система публичных библиотек должна располагать правилами управления фондами, оформленными в письменном виде и одобренными руководящим органом библиотечной службы. Цель этих правил должна заключаться в обеспечении последовательного подхода к использованию и комплектованию библиотечных фондов и доступа к ресурсам.

Совершенно необходимо, чтобы комплектование фондов всегда осуществлялась на непрерывной основе для обеспечения читателям постоянного выбора новых материалов, а также для удовлетворения потребностей, связанных с новыми услугами и с меняющимися уровнями использования фондов. В свете современного технического прогресса эти правила должны учитывать не только фонды самой библиотеки, но и стратегии обеспечения доступа к информации, распространенные в мире.

Они должны основываться на библиотечных нормативах, которые разрабатываются сотрудниками-специалистами с учетом потребностей и интересов местного населения и отражают многообразие общества. Они должны содержать определение целей, охвата и содержания фондов, а также устанавливать порядок доступа к внешним ресурсам.

В некоторых библиотеках Российской Федерации определять политику пополнения фондов помогает читательский совет.
4.2.1 Содержание правил

Отправной точкой правил могут служить, во-первых, положения универсального характера, применимые ко всем библиотечным службам, во-вторых, положения более или менее общего характера, применимые к отдельным странам или регионам в целом, и, наконец, конкретные положения, применимые к данной библиотечной службе. Они могут включать следующие компоненты:

■ Положения универсального характера


  • статья 19 Всеобщей декларации прав человека;

  • заявление ИФЛА о свободе доступа к информации;

  • заявления об интеллектуальной свободе и свободе доступа к библиотечным фондам;

  • свобода информации;

  • положения Всеобщей конвенции об авторском праве;

  • манифест о публичной библиотеке ИФЛА / ЮНЕСКО;

■ Положения общего характера

  • задача правил управления библиотечными фондами и их взаимосвязь со сводным планом библиотечной службы;

  • долгосрочные и краткосрочные цели;

  • стратегии обеспечения доступа;

  • история фондов и/или библиотечной службы;

  • выявление соответствующего законодательства;

■ Положения конкретного характера

  • анализ потребностей общины;

  • приоритеты библиотечной службы;

  • параметры фондов, в том числе специальных фондов и фондов для удовлетворения специальных потребностей, таких, как материалов мультикультурного характера;

  • принципы и методы отбора фондов и исключение материалов;

  • бюджетные ассигнования;

  • ответственность в рамках организации за комплектование и отбор фондов и исключение материалов;

  • доступ к ресурсам в электронной форме, включая онлайновый доступ к периодическим изданиям, базам данных и другим источникам информации;

  • роль библиотеки как электронного межсетевого интерфейса, обеспечивающего доступ к информации;

  • отношения сотрудничества с другими библиотеками и организациями;

  • политика хранения и консервации фондов;

  • аудит запрошенных средств, отчетности, продажи или списания фондов;

  • финансовая отчетность;

  • политика работа с дарами;

  • работа с жалобами;

  • план управления фондами с оценкой текущих и будущих потребностей в отношении фондов;

  • обзор и оценка политики.

Этот перечень не является исчерпывающим, а лишь служит справочным материалом в отношении некоторых вопросов, которые могут быть сюда включены.
4.3 Ресурсы

Публичная библиотека должна обеспечивать доступ к широкому диапазону материалов в различном формате и в достаточном количестве для удовлетворения потребностей и интересов общины. Библиотечные фонды должны отражать культуру местной общины и общества. Публичные библиотеки должны отвечать современным требованиям, связанным с новыми форматами и новыми путями обеспечения доступа к информации, причем последняя должна быть доступна в максимально оперативном режиме вне зависимости от формата. Важнейшее значение имеет развитие местных информационных источников и ресурсов.


4.3.1 Фонды

Типичными для фондов публичной библиотеки служат следующие категории библиотечных материалов (хотя этот перечень и не является исчерпывающим):



  • художественная и иная литература для взрослых, подростков и детей;

  • справочная литература;

  • доступ к базам данных;

  • журналы;

  • местные, региональные и национальные газеты, общинная информация;

  • официальная информация, в том числе местных органах власти и посвященная этим органам власти;

  • деловая информация;

  • справочные краеведческие материалы;

  • материалы генеалогического характера;

  • материалы на основном языке общины;

  • материалы на языках меньшинств, представленных в общине;

  • материалы на других языках;

  • партитуры музыкальных произведений;

  • компьютерные игры;

  • игрушки;

  • игры и головоломки;

  • учебные материалы.


4.3.2 Форматы

Фонды публичной библиотеки могут быть представлены в следующих форматах, однако этот перечень не является исчерпывающим, тем более что постоянно появляются новые форматы:



  • книги как в твердой, так и мягкой обложке;

  • брошюры и буклеты;

  • газеты и другие периодические издания, включая подборки вырезок;

  • цифровая информация, получаемая через Интернет;

  • базы данных в онлайновом режиме;

  • базы данных на CD-ROM;

  • программы компьютерного обеспечения;

  • микроформы;

  • магнитофонные кассеты и компакт-диски;

  • цифровые диски (DVD);

  • видеокассеты;

  • лазерные диски;

  • печатные материалы крупного формата;

  • материалы шрифтом Брайля;

  • аудиокниги;

  • электронные книги;

  • плакаты.


4.4 Комплектование фондов

Фонды служат дополнением к предлагаемым услугам и не должны рассматриваться как самоцель, если только их конкретная главная задача не заключается в хранении и сохранении информационных ресурсов для будущих поколений.

Хороший библиотечный фонд не обязательно должен быть крупным, особенно в новом мире цифровой информации. Соответствие фондов потребностям местной общины важнее объема фондов.

Этот объем определяется многими факторам, включая наличие помещения и финансовых средств, контингент читателей, наличие поблизости других библиотек, роль фондов в масштабах региона, доступ к электронным ресурсам, оценку местных потребностей, темпы пополнения и списания фондов, а также политику обмена фондами с другими библиотеками.


4.4.1 Критерии для фондов

Основными критериями для фондов должны быть следующие:



  • круг информационных ресурсов, отвечающих потребностям всех членов общины;

  • наличие информационных ресурсов в таких форматах, которые дают возможность пользоваться библиотекой всем членам общины;

  • появление новых названий;

  • появление новых экземпляров;

  • широкий диапазон различных жанров художественной литературы и охват дисциплин, представляющих иную литературу;

  • обеспечение ресурсов в ином формате, кроме печатного;

  • доступ к таким внешним ресурсам, как библиотеки других учреждений, электронные базы данных, местные общества, правительственные департаменты или устное культурное наследие местной общины;

  • списание старых, обветшавших или устаревших книг, ресурсов в ином формате, кроме печатного, и информационных ресурсов.


4.5 Принципы обращения с фондами

Публичные библиотеки любого масштаба будут иметь в своем распоряжении материалы в различном формате. Вопросы эксплуатации фондов относятся ко всем материалам, вне зависимости от их формата. Материалы

открытого доступа должны находиться в хорошем физическом состоянии и содержать современную информацию. Меньшие по объему фонды высокого качества будут пользоваться большим спросом, чем крупные фонды со значительной долей старых, обветшавших и устаревших книг, где более новые произведения могут затеряться среди книг среднего качества. Использование устаревших справочных материалов может привести к получению пользователями неточной информации.

Материалы в электронных форматах служат дополнением к книжным фондам и в определенных областях придут им на смену. Реальной альтернативой печатным форматам являются справочная литература и периодические издания в Интернете и на компакт-дисках.


4.5.1 Пополнение и списание фондов

Библиотечные фонды находятся в постоянной динамике. Они требуют постоянного притока новых материалов и оттока старых для сохранения как своей актуальности в отношении потребностей общины, так и допустимого уровня точности содержащейся в них информации.

Темпы пополнения фондов важнее их объема. Зачастую эти темпы зависят от имеющихся финансовых средств, но могут определяться и другими факторами, например,: числом книг, выходящих на местных языках; контингентом читателей; интенсивностью пользования фондами; культурным и языковым многообразием; возрастной структурой читательского контингента; особыми потребностями таких читателей, как инвалиды и престарелые; онлайновый доступ к информации. Объем и качество фондов должны отражать потребности общины.
4.5.2 Резервные фонды

Иногда приходиться хранить более старые и пользующиеся меньшим спросом книги на стеллажах, к которым у читателей нет прямого доступа. Речь идет только о таких книгах, которые предназначены для пользования сегодня и в будущем и не могут быть заменены другими книгами или материалами в ином формате. Сюда могут входить специальные тематические подборки книг, которые используются на регулярной, пусть даже ограниченной основе, а также не переиздающаяся художественная литература. Книги, которые содержат устаревшую информацию или находятся в плохом состоянии и могут быть заменены, должны списываться и не входить в резервный фонд. Полезно иметь общий резервный фонд с другими библиотеками. Контроль за содержанием резервного фонда должен осуществляться регулярно и постоянно. Наличие обширной информации в Интернете и электронных базах данных уменьшает необходимость в содержании публичными библиотеками резервных фондов большого объема.


4.5.3 Межбиблиотечный абонемент

Ни у одной библиотеки или сети библиотек фонды не могут быть самодостаточными, в связи с чем столь важное значение имеет эффективная и действенная система межбиблиотечного абонемента. В рамках библиотечной сети, объединяющей несколько филиалов, регулярная программа обмена фондами между библиотеками позволяет использовать эти фонды в максимальной степени, предоставляя на выбор читателей большее число названий.


4.6 Нормативы для книжных фондов

Предлагаемые ниже нормативы относятся к книжным фондам, однако они могут меняться в зависимости от местных и финансовых условий. Там, где существуют серьезные финансовые проблемы, эти нормативы можно рассматривать в качестве ориентировочных, разрабатывая такие среднесрочные и долгосрочные стратегии, которые позволят выйти на эти нормативы в будущем.

Общий принцип гласит, что нормативный объем книжного фонда должен определяться из расчета 1,5—2,5 книги на душу населения

Минимальный объем книжного фонда даже самой небольшого пункта обслуживания не должен опускаться ниже порога в 2 500 книг

В минимальных по объему фондах книги для детей, художественная литература для взрослых и иная литература для взрослых должны быть представлены в равных пропорциях. В более крупных фондах эта доля книг, не относящихся к художественной литературе, будет увеличиваться. Эти пропорции могут меняться в зависимости от потребностей местного сообщества и роли публичной библиотеки. Необходимо комплектование соответствующих фондов для удовлетворения потребностей молодых взрослых. Если библиотека играет серьезную роль в качестве центра образования, это скорее всего найдет свое отражение в структуре книжного фонда.

При отсутствии надежных данных по народонаселению необходимы альтернативные методы разработки нормативов. В качестве основы для определения нормативов объема фондов может служить примерная численность жителей общины, обслуживаемой данной библиотекой, масштабы библиотеки, а также число реальных и потенциальных читателей. Для определения целевого объема фондов и необходимых для работы с ними средств можно также взять в качестве примера ряд уже действующих библиотек, обслуживающих общины с аналогичными характеристиками и с близким по численности населением.


4.7 Стандарты для электронного информационного оборудования

Разработка нормативов для электронных носителей информации находится на ранней стадии. В настоящее время используются, в частности, следующие нормативы.

В Канаде в качестве норматива принято считать одну точку доступа к компьютеру на 5 000 жителей.

В соответствии с нормативом, недавно разработанным в Англии, рекомендуется располагаться не менее чем 0,7 рабочих мест на 1 000 жителей, в том числе для онлайновой работы с каталогами общественного пользования.

В Квинсленде (Австралия) рекомендованы следующие нормативы:


  • для населения численностью менее 50 000 человек — доступом к одному персональному компьютеру на каждые 5 000 жителей;

  • для населения численностью свыше 50 000 человек — доступом к одному персональному компьютеру на каждые 5 000 жителей в пределах 50 000 человек и один персональный компьютер на каждые дополнительные 10 000 жителей.

В соответствии с этими нормативами рекомендуется, чтобы каждый компьютер был подключен к принтеру, а не менее половины имели выход в Интернет.
4.8 Программа комплектования фондов для новых библиотек

Для первоначального комплектования фондов необходима оценка демографических характеристик района, обслуживаемого будущей библиотекой. Для учета переменных параметров обслуживаемого населения нужна разработка местных и региональных нормативов. Изложенные ниже рекомендуемые нормативы относятся к книгам. Для других форматов потребуются дополнительные нормативы.


4.8.1 Этап создания фонда

В новой библиотеке должен быть создан базовый фонд для удовлетворения потребностей общего контингента населения в обслуживаемом районе. На этом этапе должна стоять задача обеспечения количества и качества книг, необходимых для удовлетворения общих потребностей, здесь не надо стремиться к обеспечению комплексного охвата. На этом этапе в дополнение к создаваемым фондам следует максимально использовать систему межбиблиотечного абонемента. В некоторых странах для пополнения местных фондов используются материалы из общегосударственных или областных центров.

В идеальном варианте при создании новой библиотеки следует располагать базовым фондом, объем которого определяется из расчета одна книга на душу населения

Там, где это невозможно, необходим разумный план развития фондов, предполагающий выход на этот минимальный базовый показатель в течение трех лет. Этот этап комплектования также должен включать обеспечение доступа к электронным источникам информации.


4.8.2 Этап насыщения

Задача этого этапа состоит в увеличении объема фонда, повышении его качества и его насыщенности. Здесь во внимание уже принимаются особые условия населения, и развитие фондов направлено на удовлетворение его более конкретных потребностей. Вступает в действие фактор списания фондов, и темпы роста их объемов снижаются, так как их пополнение тормозится списанием.

Разумной задачей является увеличение фонда за трехлетний период до показателя, составляющего 2 книги на душу населения
4.8.3 Этап стабилизации

По своему объему, качеству и разнообразию фонды отвечают потребностям общины. Качество фондов поддерживается благодаря темпам их пополнения, соизмеримым с темпами списывания. Фонды также пополняются материалами в новых форматах по мере их появления; обеспечивается доступ к максимально широкому кругу ресурсов путем использования технологии.


4.8.4 Определение содержания фондов

Библиотека должна определять содержание фондов и выступать в качестве хранителя ресурсов местной общины. Определение содержания включает выпуск информационных буклетов и разработку содержания веб-сайтов в интересах обеспечения доступа к информации, посвященной библиотеке и рассказывающей о материалах, хранящейся в ней в печатных форматах. Это позволяет библиотеке выполнять роль электронного межсетевого интерфейса путем создания линков с полезными веб-сайтами.

Восемь публичных библиотек в датском городе Вайле совместно разрабатывают веб-сайт, посвященный культурной жизни региона. Он также содержит информацию о более чем 2 000 местных организаций и обеспечивает популяризацию их деятельности через Интернет.
4.9 Объемы пополнения и списания фондов

Для книжных фондов общего назначения в уже сформировавшейся библиотечной службе могут использоваться следующие нормативы пополнения:



Население

Число книг, приобретаемых на душу населения в год

Число книг, приобретаемых на 1’000 человек населения в год

Менее 25’000

0,25

250

От 25’000 до 50’000

0,225

225

Более 50’000

0,20

200

Ниже приводится ряд примеров, позволяющих судить об объеме книжных фондов для общин с различной численностью жителей.




Вариант 1.

Уже сформировавшаяся библиотека,

обслуживающая население численностью 100’000 человек,

книжный фонд в среднем насчитывает 200’000 единиц,

ежегодно приобретается 20’000 единиц.



Вариант 2.

Уже сформировавшаяся библиотека,

обслуживающая население численностью 50’000 человек,

книжный фонд в среднем насчитывает 100’000 единиц,

ежегодно приобретается 11’250 единиц.



Вариант 3.

Уже сформировавшаяся библиотека,

обслуживающая население численностью 20’000 человек,

книжный фонд в среднем насчитывает 40’000 единиц,

ежегодно приобретается 5’000 единиц.





4.9.1 Малые и передвижные библиотеки

Общепринятые темпы пополнения фондов не относятся к малым и передвижным библиотекам, фонды которых ограничены. Всем библиотекам необходим определенный минимальный уровень фонда, обеспечивающий достаточно широкую подборку книг, чтобы читатели могли делать свой выбор. Темпы пополнения фондов из расчета 250 книг на 1 000 человек населения могут не отвечать реалиям самых малых библиотек, не имеющих физической возможности поддерживать рекомендуемый минимальный уровень фонда в 2 500 книг. В таких случаях темпы пополнения, обновления и книгообмена должны основываться не на численности обслуживаемого населения, а на объеме фонда и составлять порядка 100 % в год и более. В этих ситуациях важную роль играет эффективная система межбиблиотечного абонемента.


4.9.2 Специальные фонды

Темпы пополнения и списания фондов общего назначения могут не отвечать задачам определенных элементов фонда, конкретным специальным фондам или особым обстоятельствам. В таких случаях правила комплектования фондов должны отражать эти особые потребности. Ниже приводятся конкретные примеры таких исключений:



  • наследие коренных народов — публичная библиотека играет роль, связанную с сохранением и развитием фондов, содержащих культурное наследие коренных народов, и с обеспечением доступа к этому наследию;

  • краеведческие материалы — необходим активный сбор, сохранение и популяризация материалов, относящихся к истории края;

  • в общинах, где широко представлены конкретные группы населения, например, дети, пенсионеры, юношество, представители коренных народов и этнических меньшинств, библиотеки должны учитывать потребности этих групп в своих фондах и службах;

  • фонды справочных материалов — может возникнуть необходимость в сохранении старых справочных материалов, содержащих исторические данные для исследовательских целей.

Глава 5

Людские ресурсы
"Необходимо обеспечить эффективную организацию работы публичной библиотеки и поддерживать ее на профессиональном уровне.

Библиотекарь является активным посредником между пользователями и источниками. Специальное и непрерывное образование библиотекаря является неотъемлемым условием обеспечения адекватных услуг".



Манифест ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994 г.
5.1 Введение

Сотрудники библиотеки играют важнейшую роль в ее деятельности. Расходы на персонал обычно составляют значительную часть бюджета библиотеки. Для обеспечения максимально высокого уровня услуг, предоставляемых общине, необходим высококвалифицированный и мотивированный персонал, причем в достаточном количестве, что открывает возможность эффективного использования ресурсов библиотеки в целях удовлетворения потребностей общины.

Важной задачей является управление сотрудниками библиотеки. Им всем необходимо четкое понимание правил библиотечной службы и своих обязанностей, а также им должны быть обеспечены соответствующие условия труда и заработная плата, способная конкурировать с другими аналогичными должностями.
5.2 Профессиональная квалификация библиотечных работников

Публичная библиотека оказывает услуги, ориентированные на всех членов общины с их различными и меняющимися потребностями. Библиотечным работникам необходим целый комплекс профессиональных качеств и навыков, в том числе умение общаться с другими людьми и понимать социальную ситуацию, навыки коллективной работы и руководства, владение организационными процедурами и практикой. Основные профессиональные качества и навыки, которыми должны владеть библиотечные работники, можно определить следующим образом:



  • навыки позитивного общения с людьми

  • умение понимать потребности читателей

  • умение сотрудничать с отдельными представителями общины и их группами

  • знание и понимание культурного многообразия

  • знание материалов, составляющих библиотечные фонды, и способов доступа к ним

  • понимание и поддержка принципов библиотечной службы

  • умение работать с другими людьми в интересах обеспечения эффективных библиотечных услуг

  • организационные навыки и достаточная гибкость для понимания и перспективный подход, открытость навстречу новым идеям и методам работы

  • знание информационных и коммуникационных технологий.


5.3 Категории сотрудников

В публичных библиотеках работают следующие категории сотрудников:



  • дипломированные библиотекари;

  • младшие библиотечные сотрудники;

  • специализированный персонал;

  • вспомогательный персонал.

В некоторых странах также существует дополнительная категория технических библиотечных сотрудников, так называемых полупрофессионалов, с квалификациями промежуточного уровня.

Сотрудники любых категорий могут работать в течении полного или неполного рабочего дня. В некоторых странах на одной ставке могут работать два и более человек. Это позволяет набирать и удерживать на работе опытных сотрудников, которым работа на полной ставке может оказаться не по силам.


5.3.1 Дипломированные библиотекари

Дипломированные библиотекари — это специалисты, которые прошли курс обучения библиотечному делу и деятельности в области информации и получили диплом о высшем образовании либо достигли аспирантского уровня. Библиотекарь осуществляет разработку, планирование, организацию, управление, деятельность и оценку библиотечных и информационных служб и систем в целях удовлетворения потребностей читателей и информационных служб общины. Сюда входит развитие фондов, организация и использование ресурсов, предоставление консультативной и другой помощи читателям в вопросах поиска и использования информации, а также разработка систем, способствующих доступу к библиотечным материалам. Дипломированные библиотекари поддерживают регулярные контакты с представителями обслуживаемой ими общины. В их состав также должны входить специалисты в конкретных областях, например, в области детской литературы, специалисты по информации и по работе со справочными материалами.

Ниже приводится перечень обязанностей дипломированного библиотекаря, не являющийся, однако, исчерпывающим. Равным образом, речь не идет и о необходимости выполнять все эти обязанности одновременно:


  • анализ потребностей общины в библиотечных фондах и информационных ресурсах

  • разработка и осуществление правил библиотечного обслуживания

  • планирование услуг, оказываемых общественности, и участие в их предоставлении

  • поиск и представление информации

  • удовлетворение запросов на представление справок и информации с использованием соответствующих материалов

  • оказание помощи читателям в вопросах использования библиотечных ресурсов и информации

  • разработка услуг для удовлетворения потребностей конкретных групп, например, детей

  • создание и ведение баз данных для удовлетворения потребностей библиотеки и ее пользователей

  • развитие библиотечных и информационных служб и систем для удовлетворения потребностей общественности

  • разработка правил и систем пополнения фондов

  • управление и административная деятельность, связанная с библиотечными и информационными системами

  • каталогизация и классификация библиотечных материалов

  • развитие библиотечных служб

  • оценка библиотечных служб и систем и определение их эффективности

  • отбор, оценка, управление и подготовка сотрудников

  • составление бюджета

  • стратегическое планирование

  • участие в планировании конфигурации и структуры новых и переоборудованных библиотек и передвижных библиотек

  • обеспечение соответствия современным тенденциям в области библиотечного дела, включая развитие соответствующих технологий.


5.3.2 Младшие библиотечные сотрудники

Обязанности младших библиотечных сотрудников включают функции, связанные с повседневной выдачей материалов, и выполнение таких оперативных задач, как размещение книг на стеллажах, проверка расстановки книг, обработка библиотечных материалов, введение данных, заполнение карточек, секретарская работа и работа по запросам читателей на базовом уровне. Младшие библиотечные сотрудники общаются с читателями чаще своих коллег, и поэтому важно, чтобы они прекрасно владели навыками общения и коммуникации и проходили соответствующую подготовку.


5.3.3 Специализированный персонал

Такой персонал может находиться в штате крупных публичных библиотек, выполняя специализированные функции, связанные, например, с управлением компьютерньми системами, администрацией, финансами, подготовкой кадров и маркетингом. Квалификация этого персонала может скорее относиться к областям его специализации, чем к библиотечному делу.


5.3.4 Вспомогательный персонал

Сюда входят смотрители, уборщики, водители и охранники. Они выполняют важные задачи, способствуя бесперебойной деятельности библиотеки. Их следует рассматривать в качестве неотъемлемой части библиотечного персонала.


5.3.5 Состав сотрудников

Состав сотрудников должен в максимальной степени отражать состав населения, которое они обслуживают. Например, если в общине представлено значительное число лиц, относящихся к той или иной этнической группе, в состав сотрудников библиотеки должны входить представители этой группы. Это послужит демонстрацией того, что библиотека служит интересам всех членов общины, и поможет привлечению пользователей из всех слоев населения.


5.4 Этические нормы

Сотрудники публичной библиотеки должны придерживаться высокого уровня этических норм при работе с читателями, общении друг с другом и контактах с другими организациями. Следует одинаково подходить ко всем читателям и всячески стремиться давать им как можно более полную и точную информацию. Библиотечные работники не должны допускать, чтобы их личное отношение и мнение определяло, каких представителей общественности им обслуживать и какие материалы отбирать и демонстрировать. Общественность должна быть уверена в беспристрастности библиотечных работников, без этого удовлетворение потребностей всех членов общины невозможно. Библиотечными ассоциациями ряда стран разработаны этические кодексы, способные служить моделью для введения аналогичных кодексов в других организациях, веб-сайт ИФЛА-ФАИФЕ содержится подробную информацию относительно более, чем 20 этических кодексов для библиотекарей различных стран.


5.5 Обязанности библиотечных работников

Успешная деятельность библиотеки является плодом коллективных усилий всех ее сотрудников благодаря сложившимся между ними тесным рабочим связям. Важно при этом, чтобы сотрудники использовались в первую очередь для решения тех задач, которым соответствуют их профессиональная квалификация и навыки. Если, например, дипломированный библиотекарь будет регулярно заниматься обычной выдачей книг, это окажется непроизводительной тратой средств. По этой же причине нет необходимости держать такого библиотекаря в каждой библиотеке вне зависимости от ее размера и числа читателей. Малые библиотеки, работающие всего по несколько часов, не требуют постоянного присутствия дипломированного библиотекаря, однако должны находиться под контролем одного из квалифицированных сотрудников. Доступ к дипломированному библиотекарю должны иметь все читатели. Сотрудники при их назначении должны подписывать трудовой договор, где четко излагаются их служебные обязанности, которые впоследствии не должны меняться без предварительной консультации с соответствующим сотрудником.


5.6 Численность персонала

Число сотрудников, требуемое для той или иной библиотеки, зависит от целого ряда факторов, например, от числа библиотечных зданий, их размеров и планировки, числа отделов в каждом здании, уровня использования, внебиблиотечных услуг и потребностей в специализированных сотрудниках. Если определенные услуги предоставляются или дополняются областной или общегосударственной центральной библиотекой, это скажется на числе сотрудников, необходимых на местном уровне. Важнейшим фактором также является наличие средств. С учетом этих и других различий местного характера можно рекомендовать следующее базовое число сотрудников (за исключением вспомогательного персонала):



  • одна полная ставка штатного сотрудника на 2 500 человек населения;

  • треть всех сотрудников (за исключением вспомогательного персонала) должны составлять дипломированные библиотекари.

Эти базовые рекомендованные уровни будут меняться в зависимости от местных потребностей. При отсутствии надежной демографической статистики численность сотрудников может определяться в зависимости от размеров библиотеки, круга ее функций и числа читателей. Еще один метод заключается в том, чтобы при определении числа сотрудников в качестве отправной точки были взяты библиотеки схожего размера и с аналогичными характеристиками.
5.7 Образование библиотекарей

Дипломированные библиотекари должны иметь за спиной послеуниверситетские курсы библиотечно-информационного дела с присвоением соответствующей степени в высшем библиотечном учебном заведении. Чтобы идти в ногу со временем, библиотекари должны постоянно повышать свой профессиональный уровень в рамках как формальных, так и неформальных систем образования. Важно, чтобы библиотекари, работающие в публичных библиотеках, поддерживали тесные связи с библиотечными учебными заведениями своих стран и были полностью в курсе содержания их программ. По мере возможности они должны принимать участие в работе этих училищ, например, выступая там с лекциями, участвуя в собеседованиях с перспективными студентами и т. д.


5.8 Повышение квалификации кадров

Повышение квалификации кадров является одним из жизненно важных элементов деятельности публичной библиотеки. Необходима тщательно спланированная и постоянная программа повышения квалификации сотрудников всех уровней, причем работающих как на полной, так и неполной ставке. Быстрое развитие информационных технологий делает эту необходимость еще более насущной, и программы подготовки должны включать в себя вопросы, связанные с электронными сетями и доступом к другим источникам информации. Что же касается специализированного и вспомогательного персонала, то он должен проходить подготовку по вопросам функций и целей публичной библиотеки и той среды, в которой она работает.

Рекомендуется на цели повышения квалификации кадров ассигновать от 0,5 % до 1 % от общего бюджета библиотеки

Этот уровень финансирования подготовки кадров следует сохранять даже в период финансовых проблем, поскольку именно тогда потребность в хорошо подготовленных сотрудниках ощущается наиболее остро.


5.8.1 Наставничество

Внедрение системы наставничества служит эффективным и экономичным методом подготовки кадров, при котором новые сотрудники работают с более опытными коллегами, обеспечивающими их консультирование и подготовку. Наставник должен уметь консультировать нового сотрудника по вопросам, относящимся к его работе и служебным обязанностям. Следует вести листок учета работы наставника для обеспечения ее эффективности.


5.8.2 Контакты

Для повышения квалификации сотрудников им также следует предоставлять возможность участия в работе краткосрочных курсов и семинаров, имеющих отношение к их работе. Их также следует поощрять принимать активное участие в деятельности соответствующих библиотечных ассоциаций, поскольку это позволяет устанавливать творческие связи с сотрудниками других библиотек, обмениваться опытом и идеями. Возможна также организация обменов сотрудников с другими аналогичными библиотеками как в своей стране, так и за рубежом, что позволяет накопить полезный опыт всем заинтересованным сторонам.


5.9 Продвижение по службе

Для обеспечения мотивации сотрудников и уменьшения текучести кадров работникам любого уровня должны быть предоставлена возможность служебного роста. Необходима система служебных аттестаций, позволяющая оценить сегодняшние служебные качества сотрудников и сориентировать их в направлении повышения и улучшения их профессиональной квалификации. Эта система также позволяет следить за тем, как сотрудники продвигаются по службе.


5.10 Условия труда

Всем сотрудникам должны быть обеспечены удовлетворительные условия труда, четко оговоренные в трудовом договоре, который заключается с ними при найме. Оклады должны отвечать уровню выполняемой работы и быть конкурентно способными по сравнению с зарплатой, выплачиваемой в общине за работу аналогичного уровня.


5.10.1 Здоровье и безопасность

Здоровым и безопасным условиям труда сотрудников необходимо уделять самое пристальное внимание, вводя соответствующую политику и процедуры, позволяющие свести различный риск к минимуму. Следует обратить внимание на следующие факторы:



  • обеспечение хороших условий труда сотрудников;

  • наличие эргономичной мебели и оборудования;

  • наличие технических приспособлений для сотрудников, являющихся инвалидами или обладающих другими особыми потребностями;

  • наличие планов эвакуации и их регулярная проверка;

  • устранение выявленных опасностей при первой же возможности;

  • обеспечение того, чтобы все оборудование и электропроводка отвечали установленным нормам безопасности;

  • создание комиссии по вопросам здоровых и безопасных условий труда;

  • выбор и подготовка членов добровольной бригады первой помощи и пожарной дружины;

  • обеспечение средств безопасности для сотрудников, особенно при работе по ночам и за пределами библиотеки;

  • повышение водительской классификации сотрудников, которые водят библиотечные автомобили;

  • обеспечение защитной спецодежды, по мере необходимости;

  • ограничение веса коробок и загрузки тележек с книгами.


5.10.2 Антиобщественное поведение

В любом здании, где бывают посетители, сотрудники могут столкнуться с неприятным людьми и с антиобщественным поведением. Сотрудники должны быть подготовлены к тому, как вести себя в таких случаях. Необходимо наличие систем сигнализации, позволяющих оповестить коллег. Старшие сотрудники должны немедленно прибывать на место происшествия для помощи своим младшим коллегам. Различные инциденты следует фиксировать самым подробным образом. Для помощи сотрудникам библиотеки в таких ситуациях должна быть разработана система помощи с привлечением других сотрудников и работников других учреждений, например, из сферы социальной помощи.


5.11 Добровольные помощники

Если библиотека пользуется услугами добровольных помощников из числа жителей общины, необходима письменная инструкция, определяющая задачи этих помощников, их роль и отношения со штатными сотрудниками. Добровольных помощников не следует использовать для замены сотрудников, которые получают деньги за свою работу.



Глава 6

Менеджмент и маркетинг публичной библиотеки
"Следует сформулировать четкую политику, определяющую задачи, приоритеты и услуги, с учетом локальных общественных потребностей. Необходимо обеспечить эффективную организацию работы публичной библиотеки и поддерживать ее на профессиональном уровне".

Манифест ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994 г.
6.1 Введение

Для обеспечения эффективности своей деятельности публичная библиотека должна представлять собой динамичную организацию, работающую с другими учреждениями и лицами в целях обеспечения широкого диапазона библиотечных и информационных услуг в интересах удовлетворения разнообразных и меняющихся потребностей общины. Для этого библиотеке требуются опытные, хорошо подготовленные менеджеры и сотрудники, владеющие гибким подходом и целым комплексом приемов и методов менеджмента. Эта глава посвящена основным вопросам менеджмента публичной библиотеки.


6.2 Навыки менеджмента

Менеджмент публичной библиотеки требует владения различными навыками в следующих областях:



  • руководство и мотивация;

  • обеспечение конструктивных отношений с руководящими и финансирующими органами;

  • планирование и разработка правил;

  • установление и поддержание отношений с другими организациями;

  • переговоры по бюджету и управление им;

  • управление библиотечными ресурсами;

  • руководство сотрудниками;

  • планирование и разработка библиотечных систем;

  • управление процессом изменений;

  • маркетинг и популяризация услуг;

  • связи с общиной и лоббирование интересов библиотеки.


6.2.1 Руководство и мотивация

Менеджер публичной библиотеки играет важнейшую роль, отстаивая те ценности, ради которых и существует публичная библиотека как неотъемлемый элемент международной, национальной и местной инфраструктуры. Он должен отстаивать интересы библиотеки перед политическими деятелями и основными заинтересованными сторонами на всех уровнях, добиваясь того, чтобы они понимали все значение публичных библиотек и выделяли необходимые средства на их работу и развитие. Менеджер библиотеки должен следить затем, чтобы государственные органы были в курсе последних тенденций, которые могут сказаться на сфере библиотечного дела, и понимали, что библиотека играет одну из главных ролей в обеспечении доступа к новым услугам.

Менеджер библиотеки отвечает за мотивацию сотрудников, за их активность, энтузиазм и эффективность работы библиотеки. Он также играет важнейшую роль в вопросах руководства развитием материально-технической базы библиотек и за обеспечение наиболее эффективного использования ее ресурсов, включая информационные технологии, с тем чтобы она могла удовлетворять потребности общины в библиотечно-информационном отношении.
6.2.2 Отношения с руководящими и финансирующими органами

Для достижения стоящих перед ней целей публичная библиотека нуждается в достаточных и стабильных финансовых средствах. Для ее менеджера крайне важную роль играет установление и поддерживание плодотворных связей с теми органами, в ведении которых находится библиотека и которые обеспечивают ее финансирование. Менеджеру библиотеки в силу его должности необходимо иметь непосредственные контакты с советом или комитетом, курирующим библиотеку, и принимать участие в его работе. Помимо официальных совещаний, необходимы также неформальные контакты между менеджером библиотеки и членами этого руководящего органа, которые должны быть хорошо информированы о работе библиотеки и ее планах на будущее.


6.2.3 Планирование и разработка правил

Планирование необходимо для того, чтобы:



  • библиотека удовлетворяла потребности общины;

  • руководящий орган, ее руководство и сотрудники понимали цели, стоящие перед библиотекой;

  • общественные средства расходовались эффективным и ответственным образом;

  • обеспечивалась преемственность работы, несмотря на текучесть кадров;

  • библиотека по мере расширения своих услуг вызывала все больший интерес со стороны общины;

  • библиотека была способна к эффективной деятельности в период перемен.

Целенаправленность поставленных задач, краткосрочных и долгосрочных целей, стратегий и показателей эффективности деятельности необходима для обеспечения действенного предоставления библиотечных услуг и доступа к ним всем слоям общины на равноправной основе. Стратегические и оперативные планы требуют разработки, документирования и утверждения.

Планирование не должно быть обособленным процессом, его следует осуществлять совместно с руководящими и финансирующими органами, сотрудниками библиотеки и ее сегодняшними и потенциальными клиентами. Стратегический план должен быть ориентирован на пользователя и включать следующие элементы:



  • обзор достигнутого;

  • анализ потребностей;

  • анализ приоритетов и краткосрочных задач;

  • разработка стратегий для достижения поставленных целей;

  • выявление факторов, имеющих ключевое значение для успешной деятельности;

  • бюджетные ассигнования;

  • развитие ресурсов в целях обеспечения оптимальной эффективности;

  • определение и оценка внутренней и внешней деятельности;

  • повторная оценка потребностей и политики.


6.2.4 Оперативное планирование

План оперативной деятельности необходим для того, чтобы работа библиотечных служб была сконцентрирована на достижении приоритетных целей и задач, установленных стратегическим планом. План оперативной деятельности должен отражать следующие элементы:



  • ориентация на потребителя;

  • осуществление приоритетных задач и целей, поставленных в стратегическом плане;

  • разработка оперативных элементов согласованных стратегий;

  • разработка четко определенных целей с указанием реальных сроков;

  • определение тех результатов, которых предстоит добиться при соответствующем уровне затрат;

  • участие сотрудников библиотеки в выполнении мероприятий;

  • четкое распределение ответственности за решение поставленных задач среди сотрудников;

  • программа контроля, оценки и корректировки плана на регулярной основе.

Порой может возникать необходимость в подзаконных актах или постановлениях местных органов, в конкретной политике или процедурах. Все они должны правильным образом разрабатываться, документироваться и доводиться до сведения всех заинтересованных лиц. Процесс руководства должен также включать разработку бизнес-планов и планов маркетинга услуг, изучение рынка, анализ потребностей общины, обзор контингентов пользователей и лиц, не являющихся пользователями.

Перспективное планирование должно быть ориентировано на позитивные изменения и гибкий подход и преследовать цель свести к минимуму неудобства переходного периода в плане оказываемых услуг, а также для сотрудников и пользователей. Для того, чтобы процесс изменений был эффективным, в него должны быть вовлечены все заинтересованные лица.


6.3 Создание сетей и обеспечение их функционирования

Менеджер библиотеки должен установить комплекс отношений на национальном, региональном и местном уровнях, используя, по мере возможности, информационные и коммуникационные технологии. Это позволяет обеспечить пользователям на местном уровне самый широкий круг ресурсов. Менеджер должен также поддерживать хорошие рабочие отношения с другими учреждениями общины, например, со школами, другими местными ведомствами и добровольными организациями, что отвечало бы интересам пользователей и утверждало роль библиотеки как центра общинной деятельности. По мере возможности менеджер библиотеки должен обеспечивать ее активную и позитивную роль в рамках корпоративной структуры головной организации.

<< предыдущая страница   следующая страница >>