Руководство ифла / юнеско по развитию - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Манифест ифла об Интернет 1 36.21kb.
Новый Генеральный секретарь ифла дженнефер Николсон New Secretary... 1 23.15kb.
Руководство по установке программы; Руководство пользователя 8 902.53kb.
Руководство по эксплуатации рядом с пылесосом! Dorsalino Инструкции... 1 79.87kb.
Руководство разработчика 3 379.76kb.
Руководство по онкогинекологии. Спб.: «Ооо издательство Фолиант» 1 91.48kb.
Руководство по установке и эксплуатации Вашей топки. В комплект настоящего... 1 114.31kb.
Руководство по быстрой установке rus руководство пользователя rus 1 10.96kb.
Руководство по эксплуатации 2008 вниманию потребителей 1 91.17kb.
Руководство пользователя системы sigma «Исследование напряженно-деформированного... 5 819.77kb.
Руководство по эксплуатации проигрыватель dvd onkyo dv-sp403E 6 707.27kb.
Федеральное государственное бюджетное учреждение 35 9939.98kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Руководство ифла / юнеско по развитию - страница №1/4

Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию

службы публичных библиотек
Содержание

Введение


Глава 1. Роль и цели публичной библиотеки

Глава 2. Юридические и финансовые аспекты

Глава 3. Удовлетворение потребностей пользователей

Глава 4. Комплектование фондов

Глава 5. Людские ресурсы

Глава 6. Менеджмент и маркетинг публичной библиотеки



Введение
В 1994 г. был опубликован третий вариант Манифеста ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке. Он сразу же был признан важным документом, излагающим основополагающие принципы службы публичных библиотек. Манифест был переведен более чем на 20 языков и оказал важное влияние на развитие публичных библиотек (см. Приложение 1). Однако вскоре столь же очевидной стала необходимость разработки более детального документа, который служил бы руководством и стандартом для практического использования библиотекарями и лицами, ответственными за принятие решений, в целях дальнейшего развития служб публичных библиотек. Поэтому Комитет Секции публичных библиотек ИФЛА решил подготовить новое руководство и поручил эту работу группе из шести своих членов.

В 1973 г. ИФЛА опубликовала "Стандарты для публичных библиотек", которые были переизданы с небольшими изменениями в 1977 г. В 1986 г. они были заменены "Руководством для публичных библиотек". Обе эти публикации не смогли отразить бурное развитие информационных технологий, которое мы наблюдали в течение последних нескольких лет. Как видно из их названия, они предлагали два различных подхода к проблеме практического руководства деятельностью библиотекарей. В введении к Стандартам 1973 г. говорится: "Разработка стандартов для отдельных стран не была признана целесообразной, поскольку общие цели во всех странах были одинаковы, а определяющим фактором были возможные темпы развития". Поэтому вариант 1973 г. предусматривает лишь ряд количественных стандартов, включая размер библиотечных фондов, количество административных единиц, рабочее время, численность персонала и стандарты для библиотечных зданий.

Составители Руководства 1986 г. придерживались другой точки зрения: "В условиях, когда потребности и ресурсы столь различны, общих стандартов для служб быть не может... Мы не предлагаем правила, а даем советы, основанные на опыте, который приобретен в самых разных странах и который может быть применен повсеместно... Рекомендации относительно желательного уровня резервов, которые основаны на прошлом опыте в совершенно других условиях, непременно будут ненадежными и неправильными". Статистические данные о публичных библиотеках в различных странах были приведены в приложении и библиотечные работники могли использовать их для сравнительной оценки собственной службы.

В ходе подготовки настоящего нового издания были поставлены и рассмотрены многие проблемы, однако главными, пожалуй, были следующие три:

Должен ли заключительный документ включать в себя как руководящие принципы, так и количественные стандарты, или же он должен ограничиться лишь руководящими принципами?

Можно ли подготовить вариант, который мог бы иметь практическую пользу для библиотекарей в странах с разным уровнем развития служб публичных библиотек и с очень разным уровнем имеющихся ресурсов?

Можно ли давать какие-либо рекомендации относительно использования информационных и коммуникационных технологий в публичных библиотеках в условиях, когда имеются столь большие различия в их наличии и в ресурсах для их обеспечения и поддержки?

Чтобы выяснить точки зрения по этим и другим проблемам, в августе 1998 г. в Нордвике (Нидерланды) был проведен семинар, на котором обсуждалось содержание нового издания и его форма. В работе семинара участвовали 22 библиотекаря, представлявших 21 страну из разных частей мира и публичные библиотеки, находящиеся на разных стадиях развития и имеющие разные ресурсы. Выводы, сделанные в конце этого полезного мероприятия, были использованы в ходе работы группы, занимавшейся пересмотром документа.

Участники семинара в Нордвике решительно поддержали мнение о том, что новое издание должно включать в себя некоторые практические стандарты и не должно ограничиваться одними лишь руководящими принципами и рекомендациями. Выяснилось, что, хотя о существовании Стандартов 1973 г. знали многие и эти стандарты все еще в какой-то степени соблюдались, Руководство 1986 г. не нашло такого же практического применения. Хотя участники семинара хорошо понимали, что в разных странах мира публичные библиотеки работают в самых разных социальных и экономических условиях, было решено, что, для того чтобы новое издание имело практическое применение, оно должно включать в себя некоторые рекомендуемые стандарты.

Решение включить в текст стандарты подчеркивает важность второго вопроса: может ли какой-то набор стандартов и руководящих принципов найти всеобщее применение? По завершении работы над каждым проектом он направлялся участникам семинара в Нордвике, а также ряду других лиц, проявлявших интерес к этому начинанию, для выяснения их мнения. Встречи по обсуждению проекта были проведены в ходе конференций ИФЛА в Амстердаме (1998 г.), Бангкоке (1999 г.) и Иерусалиме (2000 г.). Такие консультации стали ценнейшей составной частью проекта. Они показали широту международного движения в поддержку публичных библиотек, а также выявили как общие, так и отличительные черты публичных библиотек в разных странах и обществах.

Несмотря на разный уровень библиотечного обслуживания и разный объем финансирования мероприятий по содержанию и развитию публичных библиотек, было решено, что нецелесообразно пытаться подготовить такое новое издание, которое было бы рассчитано лишь на одну группу публичных библиотек, например, в "развитых" или "развивающихся" странах. Такое деление было бы неправильным, поскольку уровень и объем услуг, а также эффективность службы не обязательно зависят от имеющихся ресурсов. Библиотеки в любой стране и на любом уровне развития могут совершенствоваться и все они могут иметь как сильные, так и слабые стороны. Поэтому было решено разработать комплекс руководящих принципов и стандартов, которые могли бы распространяться на любую публичную библиотеку на определенном этапе ее развития. Мы понимаем, что трудно соблюдать стандарты в условиях, когда отсутствуют надежные данные о численности населения, поэтому мы предлагаем альтернативные подходы. Мы рекомендуем использовать также и более детализированные руководящие принципы, разработанные специализированными подразделениями ИФЛА. В тех случаях, когда публичные библиотеки не могут сразу обеспечить соблюдение всех стандартов и рекомендаций, мы надеемся, что они поставят перед собой такую цель и будут стремиться к ее достижению. Настоящая публикация предназначена в первую очередь для того, чтобы библиотекари могли использовать ее для улучшения библиотечного обслуживания.

Мы также включили ряд примеров библиотечного обслуживания в разных странах мира. Их не следует считать исчерпывающими или выдающимися — они призваны лишь проиллюстрировать текст несколькими наглядными примерами того, что происходит в публичных библиотеках в разных странах мира, чтобы иметь хотя бы общее представление об оригинальных решениях некоторых конкретных проблем. Мы понимаем, что эти иллюстрации весьма избирательны и что можно было бы привести множество других столь же убедительных примеров. Все они наглядно показывают, что конкретно делается в мире для того, чтобы приспособить службу публичных библиотек к нуждам пользователей в местных условиях. Мы также включили адреса нескольких веб-сайтов для получения более подробной информации о некоторых инициативных решениях.

За последние несколько лет бурное развитие информационных технологий радикально изменило методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней. Взаимодополняемость информационных и коммуникационных технологий позволяет обеспечивать доступ к информации такими методами, которые трудно было представить себе в 1986 г., когда вышло последнее издание Руководства. Перемены происходят ускоренными темпами, и процесс этот продолжается, оставляя в стороне лишь некоторые области человеческой деятельности. Что же касается публичных библиотек, главной задачей которых является предоставление информации, то они стоят на пороге радикальных перемен во всех областях своей деятельности, включая организационную работу и практическое обслуживание.

Многие публичные библиотеки ответили на вызов электронной революции и воспользовались представившейся возможностью для развития своих служб совершенно по-новому, с использованием смелых и неожиданных решений. Однако и у этой медали есть оборотная сторона. В докладе Организации Объединенных Наций о развитии людских ресурсов, (1999 г.), где отмечается, что Интернет стал самым быстроразвивающимся средством коммуникации за всю историю человечества, обращается внимание на тот факт, что, хотя в странах Южной Азии и проживает 23,5 % населения земли, на них приходится менее 0,1 % всех пользователей Интернета. В четверти стран мира на каждые сто жителей приходится менее одного телефона. Чтобы воспользоваться возможностями, предоставляемыми информационными и коммуникационными технологиями, необходимы грамотность, компьютерные навыки и надежные коммуникационные сети. Риск растущего разрыва между информационно богатыми и информационно бедными странами сегодня велик, как никогда. Этот разрыв угрожает не только странам с разным уровнем развития, но и группам людей и отдельным гражданам страны. В докладе Организации Объединенных Наций говорится: "Необходимо принять решительные меры, направленные на то, чтобы развивающиеся страны - а также бедные повсюду в мире - были вовлечены в глобальный разговор".

Публичные библиотеки имеют прекрасную возможность содействовать вовлечению каждого в такой глобальный разговор и устранить разрыв в "цифровых технологиях". Они могут добиться этого, обеспечивая широкой публике доступ к информационным технологиям, обучая людей основам компьютерной грамотности и участвуя в программах по борьбе с неграмотностью. Однако для обеспечения принципа равного доступа для всех они должны также продолжать поддерживать услуги, предоставляющие информацию иными способами, например, путем распространения печатных изданий или путем использования устных традиций. Такие услуги, скорее всего, сохранят свое большое значение в ближайшие годы. Хотя одной из главных задач публичной библиотеки должно стать обеспечение доступа к электронной информации, необходимо принимать все меры к тому, чтобы оставались открытыми и другие каналы, по которым можно было бы передавать знания и информацию. Все эти факторы ставят перед публичными библиотеками трудную задачу, и то, как они справятся с ней, будет определять дальнейшую жизнеспособность публичных библиотек. Настоящие рекомендации были сформулированы с учетом всех этих факторов.

В своем вступлении к "Руководству" 1986 г. Артур Джоунс написал: "Рабочая группа определила множество императивов — слова "необходимо" и "следует" встречаются здесь довольно часто. Тем не менее, это не свод правил для организации идеальной библиотечной службы – это лишь инструмент, призванный помочь развитию услуг, которые наилучшим образом отвечали бы потребностям вашего общества. "Руководство" будет предлагать то, что возможно, однако местные условия будут диктовать то, что целесообразно как для организации, так и содержания услуг". Мы хотели бы повторить это заявление. Публичная библиотека – это служба, находящаяся в конкретной местности, удовлетворяющая потребности конкретной местной общины и действующая в условиях жизни такой общины. Настоящее руководство разработано для того, чтобы помочь библиотекарям в любых условиях развивать эффективную службу публичных библиотек, отвечающую требованиям местной общины. Для тех, кто стремится к знанию, информации и творческой работе в условиях нынешнего сложного и динамичного информационного мира очень важно, чтобы это руководство было успешно претворено в жизнь.

Филип Гилл

Глава 1

Роль и цели публичной библиотеки
"Публичная библиотека, открывающая путь к знаниям на местном уровне, является неотъемлемым условием обеспечения непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп".

Манифест ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994 г.
1.1 Введение

В этой главе излагаются общие положения о роли и цели публичной библиотеки. Ключевые проблемы рассмотрены более подробно в последующих главах.


1.2 Определение понятия публичной библиотеки

Публичные библиотеки — это мировой феномен. Они встречаются в самых разных обществах, странах и на различных этапах развития. Хотя различные условия, в которых они работают, неизбежно приводят к различиям в оказываемых ими услугах, а также в методах предоставления таких услуг, обычно они имеют общие черты, которые можно определить следующим образом.

Публичная библиотека—это организация, созданная, поддерживаемая и финансируемая обществом либо через местные, региональные или национальные органы власти, либо через какие-либо другие структуры общества. Она обеспечивает доступ к знаниям, информации и художественным произведениям путем использования ряда ресурсов и служб и в равной степени доступна всем членам общества, независимо от расы, национальности, возраста, пола, вероисповедания, языка, степени трудоспособности, экономического положения, места работы и уровня образования.
1.3 Цели публичной библиотеки

Главными целями публичной библиотеки является предоставление ресурсов и услуг в виде различных средств и материалов для удовлетворения потребностей отдельных граждан и групп в области образования, информации и развития личности, включая отдых и досуг. Публичные библиотеки играют важную роль в сохранении и развитии демократического общества путем предоставления каждому человеку доступа к знаниям, идеям и мнениям во всем их разнообразии.


1.3.1 Образование

"Оказание поддержки индивидуальному и самостоятельному образованию, а также формальному образованию на всех уровнях".



Манифест
Необходимость располагать учреждением, обеспечивающим всем доступ к знанию в печатной и иных формах для поддержки формального и неформального образования, стала причиной создания и обеспечения работы большинства публичных библиотек. Это остается главной целью публичной библиотеки. На протяжении всей жизни людям требуется образование, полученное либо в формальных учебных заведениях, таких как школы, колледжи или университеты, либо в менее формальных структурах, связанных с их работой или повседневной жизнью. Обучение не заканчивается получением формального образования — для большинства людей этот процесс продолжается всю жизнь. В условиях все более усложняющейся жизни общества людям надо приобретать новые навыки на различных этапах собственной жизни. Публичная библиотека играет важную роль в содействии этому процессу.

Публичная библиотека должна обеспечивать пользователей материалами в надлежащей форме для поддержания процессов формального и неформального образования. Она должна также помогать им эффективно использовать эти учебные ресурсы и предоставлять необходимые для этого технические средства. Возможность иметь доступ к информации и эффективно ее использовать имеет большое значение для успешного обучения. Там, где это возможно, публичные библиотеки должны сотрудничать с другими учебными учреждениями в обучении людей навыкам пользования информационными ресурсами. Там, где имеются достаточные технические средства для обеспечения процесса формального образования, публичная библиотека должна дополнять, а не дублировать услуги, предоставляемые другими учреждениями.

Публичная библиотека должна также активно участвовать в кампаниях по борьбе с неграмотностью, поскольку грамотность — это ключ к образованию и знанию, а также к умению пользоваться библиотеками и информационными службами. Люди, лишь недавно ставшие грамотными, нуждаются в свободном доступе к необходимым материалам для чтения, чтобы поддерживать и развивать обретенные навыки.

В некоторых странах необходимость получения образования считается первостепенной задачей и вся деятельность публичных библиотек направлена на содействие ее решению. Есть, однако, целый ряд способов, посредством которых публичные библиотеки могут содействовать получению как формального, так и неформального образования. Их практическое применение зависит от местных условий и имеющихся ресурсов.

В Сингапуре официально объявленной целью службы публичных библиотек является "постоянное расширение возможностей населения приобретать знания путем использования национальной сети библиотек и центров информационных ресурсов, предоставляющих соответствующие услуги и возможности, в целях содействия дальнейшему развитию Сингапура".

В Южной Африке, где многие люди живут в стесненных условиях в домах без электричества, что не позволяет им заниматься дома, публичные библиотеки уделяют главное внимание обеспечению посетителей элементарными удобствами, такими как электричество, столы и стулья.

Во многих странах есть библиотеки, которые выполняют функции как публичной, так и школьной библиотеки. В Траффорде (Англия) три маленькие библиотеки были включены в другие структуры — один библиотечный филиал был объединен со школьной библиотекой, а два другие были включены в структуру учреждений для отдыха.

В Булавайо (Зимбабве) передвижная библиотека еженедельно приезжает в 37 начальных школ, что значительно расширяет доступ детей города к библиотечным услугам.

В штате Амазонка (Венесуэла), где нет школьных библиотек, обслуживание школьников и учителей обеспечивается сельскими библиотеками.

В провинции Барселона (Испания) некоторые библиотечные службы обслуживают студентов-заочников Открытого университета в Каталонии.

В штате Куинсленд (Австралия) публичные библиотеки оказывают помощь учащимся старших классов начальных школ и учащимся средних школ в выполнении домашних заданий, создавая для этого клубы по домашним заданиям при библиотеках. Помощь в выполнении домашних заданий оказывается также с использованием электроники.
1.3.2 Информация

"Публичная библиотека является местным центром информации, в котором читатели могут почерпнуть всевозможные знания"



Манифест
Возможность иметь доступ к информации и понимать ее — это одно из основных прав человека. В настоящее время такой информации имеется больше, чем когда бы то ни было за всю историю человечества. Будучи общественной службой, открытой для всех, публичная библиотека играет важнейшую роль в сборе, систематизации и использовании информации, а также в обеспечении доступа к широкому кругу информационных источников. Публичная библиотека несет особую ответственность за сбор местной информации и обеспечение свободного доступа к ней. Она также играет роль своеобразной памяти о прошлом, собирая материалы, относящиеся к истории данной общины и к отдельным ее гражданам, сохраняя их и обеспечивая доступ к ним. Обеспечивая получение самой разнообразной информации, публичная библиотека помогает членам общин принимать компетентное участие в обсуждении важных проблем и принятии решений. Осуществляя сбор информации и обеспечивая ее распространение, публичная библиотека должна, по возможности, сотрудничать с другими учреждениями, с тем чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.

Быстрый рост объема имеющейся информации и продолжающиеся перемены в области информационных технологий, которые радикальным образом повлияли на способы получения доступа к информации, уже оказали значительное воздействие на публичные библиотеки и их услуги. Информация играет важную роль в развитии человека и общества, а информационная техника дает большую власть тем, кто имеет к ней доступ и может ею пользоваться. Несмотря на бурное развитие этой техники, она недоступна большинству жителей земли и разрыв между информационно богатыми и информационно бедными странами продолжает увеличиваться. Важнейшая задача публичной библиотеки заключается в том, чтобы устранить этот разрыв путем обеспечения свободного доступа к Интернету, а также путем распространения информации в традиционном формате. Публичные библиотеки должны признать и использовать возможности, открывающиеся в результате захватывающего развития информационных и коммуникационных технологий. Они имеют возможность стать электронным окном в информационный мир. — Библиотека штата Сабах (Малайзия) организовала в своих филиалах специальные "электронные уголки". Это место, где можно одновременно получить информацию и развлечься, поскольку они дают доступ к Интернету и располагают широким выбором дисков CD-ROM. Библиотека организует также общественные семинары по обучению навыкам пользования Интернетом.

Некоторые публичные библиотеки в Южной Африке выделяют площади под информационные киоски и телецентры.

В публичных библиотеках Эстонии созданы пункты открытого доступа к Интернету.

В пяти африканских странах (Бенине, Мали, Мозамбике, Танзании и Уганде) созданы сельские многоцелевые общинные телецентры с целью обеспечения доступа к современным информационным и коммуникационным средствам.

Публичная библиотека в Сандерленде (Англия) создает "сельские электронные залы", расположенные в самых разных местах, включая библиотечные строения, колледж, местный деловой центр, а также сеть вспомогательных общинных добровольных служб. В этих залах можно бесплатно пользоваться персональными компьютерами и Интернетом, они предлагают широкий выбор компьютерных программ для взрослых и детей и имеют обученный персонал, который может оказать помощь пользователям.


1.3.3 Развитие личности

"Создание условий для творческого развития личности".



Манифест
Создание условий для творческого развития личности и возникновения новых интересов имеет большое значение для развития человеческого общества. Чтобы добиться этого, люди должны иметь доступ к знаниям и творческой работе. Используя различные средства, публичная библиотека может обеспечить доступ к богатой кладовой разнообразных знаний и творческих достижений, который сами граждане не могут получить. Обеспечение доступа к крупным собраниям произведений мировой литературы и науки, включая литературные произведения, созданные в самой общине, стало уникальным вкладом публичной библиотеки и все еще остается ее чрезвычайно важной функцией. Обеспечение доступа к творческим и научным работам является важным вкладом публичной библиотеки в образование человека и его полезный отдых.

Публичная библиотека может также вносить важный вклад в повседневную жизнь и социально-экономическое развитие путем непосредственного участия в распространении информации среди людей, живущих в развивающихся общинах, например, информации о программах приобретения жизненных навыков, получения базового образования взрослыми и информированности о СПИДе. В общинах с высоким процентом неграмотных публичная библиотека должна предоставлять услуги для неграмотных и в случае необходимости объяснять информацию простыми словами или переводить ее на их родной язык. Она должна также обучать людей основным навыкам пользования информацией.

Сельские аудиобиблиотеки Мали используют кассеты для распространения информации о личной гигиене, сохранении здоровья здоровье, животноводстве, а также о других темах, имеющих отношение к повседневной жизни людей. Такие кассеты получают 146 деревень, в которых организуется их коллективное прослушивание.

В Боливии местные библиотеки служат местом проведения самых разных мероприятий, например, кампаний по охране здоровья, классов личной гигиены и питания, клубов матери и ребенка и молодежных клубов.

В 13 библиотеках Системы библиотек первых поселенцев штата Нью-Йорк (США) работают информационные центры по трудоустройству. Ищущие работу люди могут получить там информацию о вакансиях и с помощью разнообразных электронных средств заполнить формуляр заявления или подготовиться к интервью. Этот проект укрепил связи между персоналом библиотек и региональной системой развития трудовых ресурсов.

Главной целью развития библиотечных служб в сельских районах Венесуэлы является улучшение качества жизни путем предоставления информации о сельском хозяйстве и животноводстве и удовлетворение потребностей мелких фермеров с ограниченными средствами.


1.3.4 Дети и молодежь

"Формирование и развитие навыков чтения у детей,

начиная с раннего возраста".

Манифест
Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества, независимо от возраста, состояния здоровья, экономического или социального положения людей. Однако она несет особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодежи. Если дети с раннего возраста научатся с воодушевлением относиться к захватывающему процессу приобретения знаний и знакомства с художественными произведениями, они скорее всего будут пользоваться этими важнейшими элементами развития личности на протяжении всей своей жизни, обогащая самих себя и принося большую пользу обществу. Дети могут также подтолкнуть родителей и других взрослых к посещению библиотеки. Важно также, чтобы молодые люди, испытывающие трудности при обучении грамоте, могли посещать библиотеку и брать там необходимые учебные материала. (См. пункты 3.4.2 и 3.4.3)
1.3.5 Публичные библиотеки и культурное развитие

Одной из важных задач публичной библиотеки является сосредоточение внимания на культурном и художественном развитии общины и содействие формированию и развитию самобытности ее культуры. Этого можно добиться, работая в партнерстве с соответствующими местными и региональными организациями, выделяя помещения для культурных мероприятий, осуществляя культурные программы и следя за тем, чтобы интересы культуры были отражены в библиотечных материалах. Реальный вклад библиотеки должен отражать все многообразие культур, представленных в данной общине. Она должна предоставлять материалы на языках, на которых говорят и читают в данной общине, и поддерживать культурные традиции.

Библиотекари, работающие в штате Амазонка (Венесуэла), имеют подготовку, позволяющую им действовать в качестве посредников между различными культурами, поскольку многие люди, живущие в сельских общинах, могут изъясняться лишь на родном языке.
1.3.6 Социальная роль публичной библиотеки

Публичная библиотека играет важную роль общественного места встреч. Это особенно важно для общин, где таких мест мало. Иногда публичную библиотеку называют "гостиной общины".

Посещение библиотеки для исследовательской работы или получения информации, связанной с учебой и досугом пользователя, позволяет людям вступать в неформальные контакты с другими членами общины. Посещение публичной библиотеки может превратиться в приятное общение с другими людьми.
1.4 Учреждение для содействия переменам

Осуществляя свои задачи в этих важных областях, публичная библиотека выступает в роли учреждения, содействующего развитию общества и личности, и может сыграть положительную роль в содействии переменам в конкретной общине. Предоставляя самые разнообразные материалы по образованию и обеспечивая всем доступ к информации, публичная библиотека может приносить экономическую и социальную пользу гражданам и обществу в целом. Она содействует созданию и развитию хорошо информированного и демократического общества и помогает людям реализовать свои возможности в процессе повышения уровня собственной жизни и улучшения жизни общества, членами которого они являются.

Публичная библиотека должна знать, какие проблемы волнуют общество, и предоставлять информацию для их предметного обсуждения.
1.5 Свобода информации

"Фонды и услуги не должны подвергаться какой-либо идеологической, политической или религиозной цензуре,

а также коммерческому давлению".

Манифест
Публичная библиотека должна иметь возможность отражать весь спектр человеческого опыта и мнений в обществе и не должна подвергаться риску введения цензуры. Принятый в некоторых странах закон о свободе информации помогает осуществлению таких прав. Библиотекари и органы управления библиотек должны отстаивать эти основные права человека и не поддаваться давлению со стороны отдельных лиц и групп с целью ограничения доступа к материалам, имеющимся в публичной библиотеке.
1.6 Доступ для всех

Одним из основополагающих принципов публичной библиотеки является то, что ее услуги должны предоставляться всем и не ограничиваться одной группой людей в ущерб другим группам. Необходимо принять положения, которые обеспечивали бы, чтобы такие услуги в равной мере предоставлялись группам меньшинств, которые по тем или иным причинам не в состоянии пользоваться основными услугами — таким, например, как представителям языковых меньшинств, людям с физическими и сенсорными недостатками или тем, кто живет в отдаленных районах и не может посещать библиотеку. Уровень финансирования, объем предоставляемых услуг, внутренняя планировка библиотечных помещений и часы работы должны определяться с учетом того, что концепция всеобщего доступа является основополагающим принципом. (См. Главу 3 "Удовлетворение потребностей пользователей").

Формирование фондов должно также основываться на принципе доступа для всех и обеспечивать доступ к материалам в формате, удобном для особых групп пользователей, например, книги, набранные шрифтом Брайля, или "говорящие книги" для слепых. Необходимо использовать информационные и коммуникационные технологии, позволяющие получать доступ к фондам библиотеки или к другим источникам информации как изнутри библиотеки, так и из удаленных районов.
1.7 Местные потребности

Публичные библиотеки — это местные службы, которые созданы во благо местной общины и которые призваны оказывать ей информационные услуги. Предоставляемые услуги и материалы должны основываться на местных нуждах, которые должны регулярно изучаться. Без соблюдения этого требования публичная библиотека потеряет связь с теми, кого она призвана обслуживать, и в результате ее потенциал не будет использован до конца. Вот почему библиотекари должны быть в курсе перемен в обществе, происходящих в силу таких факторов, как социально-экономическое развитие, демографические изменения, колебания в возрастной структуре общества, уровне образования, занятости и появление других структур в области образования и культуры.


1.8 Местная культура

Публичная библиотека должна быть одним из главных учреждений местной общины по сбору, хранению и популяризации достижений местной культуры во всем ее многообразии. Это может быть достигнуто самыми разными способами, например, путем сбора и хранения местных исторических документов, организации выставок, вечеров воспоминаний, публикации материалов, интересующих местное население, и создания интерактивных программ на местную тематику. Там, где устные традиции остаются важным средством коммуникации, публичная библиотека должна поощрять их сохранение и развитие.

Программа развития сельских библиотек и ресурсов в Зимбабве предусматривает услуги, в которых, наряду с такими средствами передачи информации, как драма, пение и танец, существуют чтение, выдача книг по абонементу и популяризация грамотности.

Сельские читальни в Ботсване служат центрами хранения произведений сетсванской литературы и содействия распространению сетсванского языка и культуры. Там собираются дискуссионные группы, исполнители народных песен и танцев, а также проводятся другие мероприятия.

Сельские библиотеки в Кахамарке (Перу) занимаются воссозданием и возрождением языковой базы местного населения Анд. Был разработан проект по изданию материалов о местной культуре и в результате появилась "Сельская энциклопедия", которая служит альтернативным пособием в школах, способствует самореализации людей и содействует самообразованию.

В Сингапуре специальный отдел Азиатской библиотечной службы оказывает услуги на местных наречиях, а также на китайском, малайском и тамильском языках.

На Кубе библиотеки служат местом встреч поэтов; они также содействуют проведению исследований в области сельских устных традиций и сохранению таких традиций.

Одна из целей сельских библиотек в Индия состоит в создании основы для документирования традиционных знаний. Там издаются книги, написанные сельскими жителями.


1.9 Культурные корни публичной библиотеки

Для успешной работы публичной библиотеки в течение длительного времени важно, чтобы она основывалась на культуре или культурах, той страны или территории, где она расположена. Ее успех менее вероятен, если ее форма и структура переносятся из страны или территории с совершенно иной культурной основой.


1.10 Библиотеки без стен

При планировании мероприятий, направленных на осуществление задач публичной библиотеки, главное внимание должно уделяться оказываемым ею услугам. Удовлетворяя потребности своей общины, публичная библиотека предоставляет целый ряд услуг, некоторые из которых (например, доступ к богатым фондам печатных материалов) могут оказываться наиболее эффективно в самом здании библиотеки. Однако во многих случаях оказание услуг за стенами библиотеки более эффективно. В разных обществах можно привести разные примеры, однако принцип планирования библиотечной службы, исходя из способности предоставлять услуги, а не из наличия надлежащего здания, играет важную роль при разработке любой политики развития библиотечного дела. Предоставление услуг с использованием информационных и коммуникационных технологий также открывает широкие возможности для доставки библиотечных и других информационных материалов прямо домой или на работу.

Для оказания услуг в малонаселенных районах используются самые разнообразные транспортные средства. Оказание библиотечных и информационных услуг людям, которые не в состоянии посещать библиотеку из-за физических или сенсорных недостатков или, скажем, отсутствия транспорта, обеспечивает доступ к таким услугам в любом доме или на любом рабочем месте, независимо от того, где они находятся.

Служба публичных библиотек в Чили оказывает услуги с помощью самых разнообразных транспортных средств, используя для доставки книг автомашины, велосипеды и моторные лодки, а также доставляя упаковки книг на спинах вьючных животных. С помощью таких мобильных средств книги и другая печатная продукция доходят до представителей самых разных возрастных групп, где бы они ни проживали. Они также предоставляются домам отдыха, больницам и тюрьмам.


1.11 Библиотечные здания

Библиотечные здания играют важную роль в обеспечении библиотечного обслуживания. Они должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечивать функционирование библиотечной службы, быть доступными всем членам общины и быть хорошо приспособленными к размещению новых служб. Они должны быть расположены недалеко от мест, где осуществляются другие виды деятельности общины, например, магазинов и культурных центров. По возможности, библиотечные здания должны предоставляться для проведения других мероприятий общины, например, собраний и выставок, а более крупные здания — для театральных постановок, музыкальных и других представлений с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств. Разумно используемое здание библиотеки будет играть важную роль в поддержании активной жизни в сельской местности и станет важным просветительским и социальным центром и местом встреч, особенно в отдаленных сельских районах. Библиотекари должны, таким образом, следить за тем, чтобы библиотечные здания использовались эффективно, а их службы и площади приносили наибольшую пользу всей общине.


1.12 Ресурсы

Для успешного выполнения своей роли публичная библиотека должна располагать достаточными ресурсами, причем не на момент своего создания, а на длительную перспективу, с тем чтобы иметь возможность поддерживать и развивать услуги, удовлетворяя потребности местной общины. Это значит, что она должна предоставлять материалы в любом формате и регулярно обновлять их с целью удовлетворения растущих потребностей отдельных граждан и групп, включая свежие документы и материалы для замены устаревших или пришедших в негодность. Кроме того, для того чтобы играть действительно важную роль в жизни общества, публичная библиотека должна быть укомплектована достаточным числом обученного персонала и располагать достаточными средствами для оказания любых услуг, какие только могут быть востребованы.



Глава 2

Юридические и финансовые аспекты
"Публичная библиотека подчиняется местным и национальным органам. Ее деятельность определяется специальным законодательством и финансируется национальными и местными властями. Деятельность публичной библиотеки является важным компонентом любой долгосрочной стратегии в области культуры, предоставления информации, распространения грамотности и образования".

Манифест ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994 г.
2.1 Введение

Публичная библиотека является учреждением общины, обеспечивающим доступ на местном уровне к самым разнообразным знаниям и информации на благо отдельных граждан и общины в целом. Для поддержания уровня обслуживания, требуемого для осуществления своих функций, деятельность публичных библиотек должна обеспечиваться соответствующим законодательством и постоянным финансированием.


2.2 Публичная библиотека и органы власти

Существует множество различных моделей отношений между публичными библиотеками и органами власти. Точно так же многообразны и сложны законы, регулирующие их деятельность, и схемы финансирования. В разных странах предоставление библиотечных услуг частично или полностью регулируется органами власти провинций, районов, штатов или городов. Поскольку публичные библиотеки являются местными учреждениями, органы местного самоуправления часто становятся самой подходящей властной структурой для их управления. Однако в некоторых странах услуги публичной библиотеки оказываются на региональном или государственном уровне и тогда уже национальная библиотека играет роль публичной библиотеки. Есть примеры, когда органы власти двух или более уровней сотрудничают в деятельности, связанной с предоставлением библиотечных услуг.

Эстонский Закон о публичных библиотеках (1998 г.) детализирует ответственность органов власти всех уровней. В нем говорится, что публичная библиотека учреждается органом местного самоуправления и что районная или городская библиотека несет ответственность за координацию деятельности библиотечных служб, межбиблиотечный обмен фондами и передвижные библиотеки. Местные органы власти отвечают за выплату заработной платы сотрудникам, однако ответственность за финансирование закупок библиотечных фондов делится между местными и национальными органами власти.
2.2.1 Альтернативные структуры

В некоторых странах местные органы власти хотя и несут номинальную ответственность за деятельность публичных библиотек, не имеют необходимых для этого средств, однако, поэтому неправительственные организации или частные фонды осуществляют практическое руководство службами публичных библиотек.

Для обеспечения устойчивого развития и выполнения своих задач в информационной сети публичная библиотека должна быть тесно связана с органом власти надлежащего уровня и финансироваться им. Конечной целью должно стать вовлечение публичных библиотек в официальные властные структуры, действующие согласно национальному законодательству и имеющие надлежащий уровень финансирования.

В Аргентине насчитывается 1'600 публичных библиотек, финансируемых неправительственными организациями или общественными структурами и функционирующих в соответствии с национальным законодательством.


2.2.2 Национальная политика в области информации

В целях наиболее полного и эффективного использования имеющихся библиотечных и информационных ресурсов и возможностей, открывающихся в результате развития электронных источников информации, многие страны разрабатывают национальную политику в области информации. Публичные библиотеки должны быть одним из главных элементов такой политики, а сотрудники публичных библиотек должны следить за тем, чтобы их активно вовлекали в ее разработку.


2.3 Законодательство о публичной библиотеке

Деятельность публичных библиотек должна регулироваться законодательством, которое обеспечивало бы их постоянное функционирование и позволяло бы им занимать надлежащее место во властных структурах. Законодательство о публичной библиотеке имеет самые разные формы. В некоторых странах и регионах это законодательство принимается специально для публичных библиотек, в то время как в других странах и регионах оно является составной частью более широкого законодательства, распространяющегося на различные виды библиотек. Различные законодательные акты о публичной библиотеке отличаются также по содержанию своих положений. Законодательство может быть простым, разрешающим создавать публичные библиотеки, но оставляющим право на разработку стандартов обслуживания за тем органом власти, который несет прямую ответственность за библиотеку, или же сложным, детально предписывающим, какие именно услуги должны оказываться и какие стандарты должны при этом соблюдаться. С образцами законодательства о публичной библиотеке можно ознакомиться на веб-сайте ИФЛА.

Поскольку властные структуры в разных странах сильно отличаются друг от друга, форма и содержание законодательства о публичной библиотеке, скорее всего, также сильно отличаются. И все же законодательство, регламентирующее деятельность публичных библиотек, должно указывать, какой именно орган власти отвечает за их обеспечение и каким образом должно осуществляться их финансирование. Оно должно также включать их в общую сеть библиотек в стране или регионе.

В Мексике и Венесуэле принято специальное законодательство о публичной библиотеке, в то время как в Колумбии и Бразилии законодательство об информационных службах включает в себя положения о публичных библиотеках.

Финский Закон о библиотеках (1998 г.) предусматривает, что публичная библиотека должна финансироваться (либо отдельно, либо вместе с другими публичными библиотеками) муниципальными властями, что публичные библиотеки должны сотрудничать с другими видами библиотек и что муниципальные власти должны оценивать деятельность конкретной библиотеки и уровень оказываемых ею информационных услуг.

Конституция Республики Южная Африка 1996 г. обеспечивает конституционную основу для оказания библиотечных и информационных услуг в стране. Она относит "библиотеки, не являющиеся национальными библиотеками", к сфере исключительной компетенции законодательства провинций. Таким образом, власти провинции несут ответственность за разработку законодательной базы для оказания библиотечных и информационных услуг.

В Армении местные власти несут ответственность за финансирование и содержание публичных библиотек. Закон о местном самоуправлении (1996 г.) определяет круг их обязанностей по содержанию и развитию публичных библиотек.

В Российской Федерации на федеральном уровне есть два закона, касающиеся библиотек — Закон "О библиотечном деле" и Закон "Об обязательном экземпляре документов". В них не идет речь исключительно о публичных библиотеках, хотя большая часть Закона о библиотечном деле посвящена именно им.

Итальянская Конституция передает регионам контроль за публичными библиотеками, созданными в городах и провинциях. Некоторые регионы издали законы о библиотеках, с тем чтобы регулировать сотрудничество между библиотеками и другими информационными, архивными, культурными и учебными учреждениями и устанавливать стандарты качества.

Совет Европы и Европейское бюро библиотечных, информационных и документальных ассоциаций (EBLIDA) выпустили Руководство по библиотечному законодательству и библиотечной политике в Европе.


2.3.1 Смежное законодательство

Публичные библиотеки подпадают под целый ряд законодательных актов, помимо законодательства, принятого специально для них. Сюда могут входить законодательные акты о финансовом управлении, защите данных, охране здоровья, технике безопасности и условиях работы персонала. Можно привести множество других примеров. Руководство публичной библиотеки должно знать о всех законодательных документах, затрагивающих ее деятельность.

Оно должно быть также в курсе международных торговых переговоров, которые могут вылиться в политические решения и соглашения, способные оказать серьезное влияние на положение публичных библиотек. В таких случаях библиотекари должны использовать любую возможность для того, чтобы довести до сведения общественности и политиков последствия таких решений и соглашений.
2.3.2 Авторское право

Законодательство об авторском праве имеет особое значение для публичных библиотек, особенно законодательство, касающееся электронных документов. Оно должно постоянно пересматриваться и обновляться, а библиотекари должны все время следить за изменениями в законодательстве, касающемся всех средств информации. Работники библиотек должны популяризировать и поддерживать законодательство об авторском праве, которое справедливо уравновешивает права авторов и потребности пользователей.

В Чешской Республике библиотечная ассоциация СКИП, действуя по собственной инициативе, приняла участие в разработке законодательства об авторском праве. После соответствующего обсуждения с представителями Министерства культуры и Комитета по культуре парламента Чехии в него были внесены изменения, учитывающие интересы библиотекарей.
2.3.3 Публичное право на выдачу документов

В некоторых странах введено законодательство о публичном праве на выдачу документов, которое предусматривает выплату вознаграждения авторам и другим лицам, причастным к созданию книги, в связи с пользованием ею в публичных библиотеках или ее выдачей по абонементу. Важно, чтобы средства, используемые для осуществления платежей в силу публичного права на выдачу документов, не изымались из ассигнований, выделяемых библиотекам на покупку материалов. Если выплаты в силу публичного права на выдачу документов производятся по отдельной статье расходов, такое право действительно обеспечивает материальную поддержку авторов без ущерба для бюджетов публичных библиотек. Некоторые схемы выплат могут также обеспечивать получение полезных статистических данных о выдаче книг, написанных конкретными авторами. Библиотекари должны участвовать в разработке схем выплаты вознаграждения по публичному праву на выдачу документов, с тем чтобы такие выплаты не производились из средств библиотечных бюджетов.

Датское правительство выделяет средства за право на публичную выдачу, которая предназначена датским авторам, переводчикам, художникам, фотографам и составителям, участвовавшим в создании какого-либо печатного произведения. Это рассматривается как поддержка развития культуры.
2.4 Финансирование

Достаточно высокий уровень финансирования имеет большое значение для успешного осуществления задач, стоящих перед публичной библиотекой. Без надлежащего уровня финансирования в течение длительного времени невозможно разрабатывать планы мероприятий по обеспечению библиотечного обслуживания и использовать имеющиеся ресурсы наиболее эффективно. В этом можно убедиться на целом ряде примеров, когда построено новое библиотечное здание, а средств на его содержание недостаточно; когда создаются новые книжные фонды, а средств на их обновление нет; когда внедряются компьютерные системы, а средств на их ремонт и обновление тоже нет. Финансирование должно осуществляться не только в период создания публичной библиотеки, но и в последующий период на гарантированной, длительной и регулярной основе.


2.4.1 Приоритеты

Публичная библиотека и оказываемые ею услуги — это долгосрочное вложение от имени общины, которое должно финансироваться надлежащим образом. Общепризнанно, что даже в самых богатых обществах может оказаться невозможным обеспечение надлежащего уровня финансирования каждой библиотечной службы. Поэтому очень важно, чтобы развитие служб осуществлялось на плановой основе с указанием четких приоритетов. Этот процесс необходим, независимо от объема средств, имеющихся в распоряжении библиотечной службы. В целях стратегического планирования и согласования приоритетов необходимо составлять письменные программные документы для каждой службы, которые должны обсуждаться на регулярной основе и в случае необходимости пересматриваться.


2.4.2 Партнерство

Ни одна публичная библиотека, какой бы большой и богатой она ни была, не может удовлетворить все потребности своих абонентов собственными силами. Партнерство с другими библиотеками, смежными организациями и сетями и обеспечение доступа к другим источникам информации позволяет публичной библиотеке удовлетворять информационные потребности своих абонентов путем наращивания имеющихся ресурсов.


2.4.3 Источники финансирования

Для финансирования публичных библиотек используется множество источников, однако объемы такого финансирования из каждого источника во всех странах различны и зависят от местных факторов.

Главными источниками финансирования являются:


  • налогообложение на местном, региональном и центральном уровнях;

  • блок-гранты организаций и учреждений на центральном, региональном и местном уровнях.

Вспомогательными источниками поступлений являются:

  • пожертвования со стороны финансовых учреждений или частных лиц;

  • доходы от коммерческой деятельности, например, книгоиздания, книжной торговли, продажи произведений искусства и ремесленных изделий;

  • доходы от платежей, получаемых от абонентов, например, штрафов;

  • доходы, получаемые в качестве платы за индивидуальные услуги, предоставляемые абонентам, например, пользование фотокопировальной и множительной техникой;

  • доходы от спонсорской деятельности внешних организаций;

  • поступления от проведения специальных лотерей.


2.4.4 Взимание платы с абонента

В Манифесте ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке говорится: "Публичная библиотека обычно предоставляет свои услуги бесплатно". Взимание платы с абонентов за предоставленные услуги или членство не должно использоваться в качестве источника доходов публичных библиотек, поскольку в таком случае платежеспособность становится критерием, определяющим, кто может пользоваться публичной библиотекой, а кто нет. Это ограничивает доступ и тем самым нарушает основополагающий принцип, согласно которому публичная библиотека должна быть доступна всем. Установлено, что в некоторых странах взимается плата за библиотечные абонементы или за специальные услуги. Такая плата неизбежно закрывает доступ для тех, кто не в состоянии платить. Взимание такой платы должно рассматриваться как промежуточное решение, а не постоянный источник финансирования публичной библиотеки.

В некоторых странах принято требовать от абонента специальную плату или взимать штраф за невозвращение в библиотеку какого-либо материала в положенный срок. Иногда это необходимо для того, чтобы материалы постоянно находились в обращении и не держались длительное время одним абонентом. Сумма штрафа должна устанавливаться на таком уровне, чтобы это никого не отпугивало от пользования библиотекой. Иногда взимается также плата за предоставление персональных услуг, например, за пользование фотокопировальной техникой или принтером. Размер таких платежей также должен устанавливаться на уровне, который не отпугивал бы абонентов.
2.4.5 Финансирование технического обеспечения

Публичные библиотеки должны, по возможности, использовать новую технику для улучшения обслуживания и предоставления новых услуг. Это означает значительные инвестиции во всевозможное электронное оборудование и в обеспечение его надежности при оказании услуг. Для того чтобы оборудование работало эффективно, его нужно обновлять и заменять. Это сопряжено с серьезными финансовыми последствиями, поэтому необходимо разрабатывать план замены и обновления технического оборудования.


2.4.6 Внешнее финансирование

Библиотечные работники должны творчески подходить к поискам внешних источников финансирования публичной библиотеки. Однако они не должны принимать средства от кого бы то ни было, если при этом будет подрываться основополагающий статус публичной библиотеки как учреждения, доступного всем. Например, коммерческие организации могут предложить средства на условиях, которые могут негативно отразиться на универсальном характере услуг, предоставляемых публичной библиотекой.

Публичная библиотека в Таррагоне (Испания) получает средства от частных предприятий города для финансирования службы коммерческой и экономической информации.
2.5 Управление публичной библиотекой

Публичные библиотеки должны управляться надлежащим органом, в состав которого входили бы в основном представители местной общины, включая тех, кто был избран либо в местный совет, либо в правление библиотеки. Библиотечные комитеты и правления должны иметь правила процедуры, а их заседания должны быть открытыми для широкой публики. Заседания должны проводиться регулярно. При этом должны публиковаться их повестки дня, краткие отчеты, ежегодные доклады и финансовые отчеты. Обычно управляющий орган отвечает за разработку общей политики, а не за повседневную деятельность библиотеки. Во всех случаях главный библиотекарь должен беспрепятственно допускаться к заседаниям управляющего органа библиотеки и работать в тесном сотрудничестве с ним. Документы, касающиеся общей политики библиотеки, должны быть доступны для широкой публики. По возможности, необходимо предпринимать шаги по вовлечению местных жителей в развитие публичной библиотеки.

Сотрудники публичной библиотеки должны быть полностью подотчетны как своему управляющему органу, так и местным жителям, отчитываясь перед ними за проделанную работу. Такие отчеты могут иметь форму докладов, публичных встреч и консультаций. Они также должны соблюдать самые высокие стандарты при исполнении своих профессиональных обязанностей и в ходе консультаций с управляющим органом. Хотя окончательные решения по вопросам общей политики принимаются управляющим органом и главным библиотекарем, необходимо искать способы вовлечения в этот процесс местных жителей — реальных или потенциальных абонентов библиотеки. В некоторых странах разработаны так называемые "библиотечные хартии", которые оценивают и оглашают уровень обслуживания в данной публичной библиотеке. Такие хартии являются своеобразным "контрактом" между публичной библиотекой и абонентами. Библиотечные хартии приобретают еще больший вес, если они разрабатываются в консультации с абонентами.
2.6 Администрация публичной библиотеки

Публичные библиотеки должны иметь хороших менеджеров и администраторов. Деятельность администрации публичной библиотеки не должна становиться самоцелью — она должна быть направлена на то, чтобы повышать качество обслуживания абонентов. Администрация должна быть эффективной и подотчетной. Для достижения наилучших результатов административные работники и менеджеры крупной публичной библиотеки должны быть многопрофильными специалистами. Одновременно они могут привлекать к работе узких специалистов, например, библиотекарей, бухгалтеров, специалистов по связям с общественностью и системных менеджеров. Может также возникнуть необходимость воспользоваться услугами некоторых опытных специалистов, работающих в вышестоящей организации или другом смежном учреждении, например, юристов и специалистов по заработной плате и пенсиям.


2.7 Реклама и продвижение на рынке

Публичные библиотеки работают в обществе, которое становится все более сложным и которое отрывает у людей все больше времени и требует от них все большего внимания. Поэтому важно, чтобы библиотеки постоянно напоминали о своем существовании и своих услугах. Реклама может быть самой разной — от простых вывесок на зданиях библиотек с указанием их названия и листовок с указанием часов работы и перечнем предоставляемых услуг до более сложных рекламных схем, например, разработки маркетинговых программ и использования веб-сайтов для продвижения на рынке услуг библиотеки и рекламирования ее деятельности.



следующая страница >>