страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 090900. 62 «Информационная - страница №1/1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Проректор по учебной работе _______________/ Л.М. Волосникова «___» _______________ 2011 г. Дополнительные главы криптографии Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения профиль подготовки «Безопасность распределенных систем» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________________________________/О.В. Ниссенбаум/ « » ____________ 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры информационной безопасности 20.04.2011г., протокол № 8. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем __ стр. Зав. кафедрой __________________________________________/А.А. Захаров/ « » ____________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий 15.05.2011, протокол № 2. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _____________________________________/ И.Н. Глухих/ « » ___________ 2011 г. Зав. методическим отделом УМУ _________________________/С.А. Федорова/ «_____» _______________ 2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра информационной безопасностиНИССЕНБАУМ О.В. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ КРИПТОГРАФИИУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направления 090000.62 «Информационная безопасность», профиль подготовки: «Безопасность распределенных систем» Тюменский государственный университет 2011 Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 090000.62 «Информационная безопасность», профиль подготовки «Безопасность распределенных систем». Тюмень, 2011, 10 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. УМК дисциплины опубликован на сайте ТюмГУ: Дополнительные главы криптографии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендован к изданию кафедрой информационной безопасности Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ Ответственный редактор: А.А. Захаров, зав. кафедрой информационной безопасности, д.т.н., проф. © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011 © Ниссенбаум О.В., 2011
Основной целью дисциплины «Дополнительные главы криптографии» является углубленное изложение принципов защиты информации с помощью криптографических методов и примеров реализации этих методов на практике. Задачи дисциплины «Дополнительные главы криптографии» - дать основы:
Изучение дисциплины «Дополнительные главы криптографии» базируется на дисциплинах: «Математика», «Дискретная математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Теория информации», «Математическая логика и теория алгоритмов, «Теоретико-числовые методы криптографии», «Криптографические методы защиты информации». Дисциплина «Дополнительные главы криптографии» является дисциплиной по выбору студента. Знания и практические навыки, полученные из дисциплины «Дополнительные главы криптографии», используются обучаемыми при разработке курсовых и дипломных работ.
Изучение дисциплины «Дополнительные главы криптографии» обеспечивает овладение следующими компетенциями: общекультурными (ОК): - способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); -способностью самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения должного уровня физической подготовленности в целях обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12) -способностью использовать языки и системы программирования, инструмента9льные средства для решения различных профессиональных, исследовательских и прикладных задач (ПК-9); -способностью разрабатывать формальные модели политик безопасности, политик управления доступом и информационными потоками в компьютерных системах (ПК-11); -способностью готовить научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных работ (ПК-17). В результате изучения дисциплины «Дополнительные главы криптографии» студенты должны: знать:
уметь:
владеть:
Таблица 1.
Таблица 2. Тематический план
Таблица 3. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4. Планирование самостоятельной работы студентов
Знания и практические навыки, полученные из дисциплины «Дополнительные главы криптографии», используются при разработке курсовых и дипломных работ.
Конструкция и определение свойств блочного шифра. Реализация на ЭВМ.
Анализ одного из существующих блочных шифров. Исследование свойств S-блоков при помощи бент-функций. Использование базиса Грёбнера.
Конструкция и исследование свойств поточного шифра.
Анализ одного из существующих поточных шифров. Автокорреляция. Построение линейных и нелинейных аппроксимаций с использованием бент-функций. Использование метода «разделяй и властвуй».
Обсуждение научных статей по теме. Защита докладов.
Обсуждение научных статей по теме. Защита докладов.
Проверка качества подготовки в течение семестра предполагает следующие виды промежуточного контроля: А) выполнение расчетных работ; Б) выполнение студентом обзоров литературы по заданной теме; В) подготовка студентом доклада. Текущий и промежуточный контроль освоения и усвоения материала дисциплины осуществляется в рамках рейтинговой (100-бальной) системы оценок. Примерные темы докладов: 1) Концепция «квадрат» в шифре AES. 2) Дифференциальный криптоанализ в работах Ади Шамира. 3) Линейный криптоанализ в работах Мицуру Мацуи. 4) Максимально нелинейные логические функции и бент-функции. 5) К-бент функции. 6) Построение линейных и нелинейных аппроксимаций для S-блоков DES. 7) Базис Грёбнера. 8) Криптоанализ шифра ГОСТ 28147-89 при помощи базиса Грёбнера. 9) Криптоанализ шифра А5. 10) Криптоанализ поточного шифра Sosemanuk. 12) Современная стеганография – математические методы. 13) Электронные водяные знаки. 14) Конечные автоматы на полурешетках и их применение в криптоанализе. Вопросы к экзамену
Предусмотрено сочетание традиционных видов учебной активности, таких как конспектирование лекций и контроль усвоения теоретического материала в виде собеседований, обсуждение лекционного материала, лабораторных работ, так и интерактивных технологий, таких как выполнение и обсуждение докладов, переводов иностранной литературы по предмету и расчетных работ. Обучаемые вовлечены в формирование лекционных и практических занятий, выполняя доклады и акцентируя внимание на наиболее актуальных для них вопросах криптографии. Интерактивная часть лекций и лабораторных призвана обеспечить атмосферу научного поиска, призывая исследовать и применять последние достижения в области математических аспектов криптографии и криптоанализа, следить за прогрессом в изучаемой области, знакомиться с материалами российских и международных научных и научно-практических конференций. Подготовка и защита студентами докладов и обзоров литературы по заданной теме позволяет расширить научный кругозор студентов, повысить навык работы с учебной и научной отечественной и зарубежной литературой, развить языковые навыки, повысить математическую подготовку, укрепить междисциплинарные связи, развить навык систематизировать и свободно излагать перед аудиторией материал по заданной теме, заложить основы для дальнейшей исследовательской работы.
9.1. ОСНОВНАЯ:
9.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. - вузовские электронно-библиотечные системы учебной литературы. - база научно-технической информации ВИНИТИ РАН - доступ к открытым базам цитирования, в т.ч. springer.com, scholar.google.com, math-net.ru - математический пакет MathLab; -среды разработки на языках C#, C++, Pascal, Java.
Для организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с пакетом прикладных программ, в том числе с установленной средой разработки на языке C#, C++, Pascal, Java, пакет MathLab. Для проведения лекционных занятий необходим переносной или стационарный компьютер и проектор с разрешением не менее 1200х800. |
|