Рабочая программа дисциплины «археология» Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины в10 Источниковедение Направление подготовки... 1 123.4kb.
Рабочая программа учебной дисциплины История южных и западных славян... 2 680.9kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история искусства стран востока»... 2 441.54kb.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 2 587.45kb.
Рабочая программа по дисциплине «Методы и средства защиты информации»... 1 125.13kb.
Рабочая программа по дисциплине «Объектно-ориентированное программирование»... 1 129.85kb.
Направления подготовки Бакалавриат 050100 «Педагогическое образование»... 1 26.39kb.
Технологическая карта дисциплины "Алгебра" 1 92.35kb.
Направления подготовки Бакалавриат 050100. 62 «Педагогическое образование»... 1 25.1kb.
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование. История. 1 80.62kb.
Программа вступительного испытания по педагогика начального образования... 1 58.29kb.
Католические священники миссионеры 1 262.02kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины «археология» Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое - страница №2/2



2 семестр


Семестр

Вид занятия

(Л, ЛР)

Тема

Используемые
интерактивные
образовательные технологии


Кол-во
часов


2

Л СЗ

Предпосылки возникновения ранних эгалитарных и раннеклассовых обществ

Проблемная лекция-презентация


4

2

СЗ

Проблема происхождения индоевропейских народов

Диспут

2

2

Л

Древнеямная КИО в эпоху ранней бронзы

Лекция-Презентация


2

2

СЗ

Экономика и общественные отношения степных культур на раннем этапе бронзового

века


Доклады студентов и их обсуждение

2

2

Л

Катакомбная культура среднего бронзового века. Степные культуры среднего бронзового века.

Лекция-Презентация


2

2

Л

Срубная КИО позднего бронзового века

Лекция-Презентация


2

2

Л СЗ

Андроновская КИО позднего бронзовоговека

Лекция-Презентация


2

Л СЗ

Историческаяроль металлургии железа

Доклады студентов и их обсуждение

2

2

Л СЗ

Раннеклассовые общества Кавказа

Лекция-Презентация

Доклады студентов и их обсуждение



4

Л СЗ

Раннеклассовые общества Средней Азии

Лекция-Презентация

Доклады студентов и их обсуждение



4

2

Л СЗ

Северное Причерноморье и Древняя Греция

Лекция-Презентация

Доклады студентов и их обсуждение



4

2

Л СЗ

Скифская культура

Лекция-Презентация


4

2

Л СЗ

Сарматская культура

Лекция-Презентация


4

2

СЗ

Специфика экономики степных культур в РЖВ

Коллоквиум

2

2

СЗ

Особенности раннеклассовых отношений и духовная культура степных кочевников РЖВ

Диспут

2

2

Л

Первобытная периферия в РЖВ на территории Восточной Европы

Лекция-Презентация


2

ИТОГО:

44

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет около 50%.





  1. Оценочные средства текущего контроля
    успеваемости, промежуточной аттестации и
    реализуемых в дисциплине компетенций

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями Примерной ОП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль «История» для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дисциплины разработан «Фонд оценочных средств по дисциплине – «Археология», являющийся неотъемлемой частью учебно-методического комплекса настоящей дисциплины.




    1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости




  • устный опрос на семинарском занятии (С);

  • коллоквиум (К);

  • диспут (Д)

  • самостоятельную работу с научной литературой (РЛ);

  • понятийный диктант (ПД);

  • контрольный срез (КС).




    1. Оценочные средства промежуточной аттестации и
      реализуемых в дисциплине компетенций студентов

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине являются экзамены в 1 и 2 семестрах.


Вопросы к курсовому экзамену по археологии (I семестр)

  1. Предмет и задачи археологии. Задачи и методы археологического исследования.

  2. История археологии Оренбургского края.

  3. Виды археологических памятников. Понятие «археологическая культура».

  4. Археологическая периодизация.

  5. Понятие «палеолит». Проблема антропогенеза в археологии.

  6. Олдувайская эпоха.

  7. Ашельская эпоха.

  8. Эпоха мустье.

  9. Поздний палеолит.

  10. Искусство эпохи палеолита.

  11. Первобытная религия.

  12. Мезолит как историческая эпоха. Изменение климата в голоцене и его последствия.

  13. Мезолитические памятники Восточной Европы.

  14. Мезолит Южного Урала.

  15. Характеристика неолитической эпохи.

  16. «Неолитическая революция»: понятие, предпосылки, последствия.

  17. Раннеземледельческие неолитические культуры Ближнего Востока.

  18. Джейтунская культура.

  19. Неолит Волго-Уральского междуречья.

  20. Неолит Оренбуржья (поселения Ивановское и Елшанское).

  21. Хозяйство неолита степной зоны.

  22. Неолит лесной зоны.

  23. Понятие «энеолит».

  24. Трипольская культура: памятники, домостроительство, хозяйство.

  25. Религия и искусство трипольской культуры.

  26. Культура Анау.

  27. Ранний (мариупольский) этап степного энеолита.

  28. Поздний (хвалынско-среднестоговский) этап степного энеолита.

  29. Энеолит Оренбургского Приуралья.

  30. Хозяйство степного населения в энеолите.

  31. Раннепервобытная родовая община (поздний палеолит, мезолит).

  32. Позднепервобытная родовая община (неолит).


Вопросы к курсовому экзамену по археологии (II семестр)


  1. Роль Балкано-Карпатского региона в распространении металлургии в эпоху энеолита.

  2. Трипольская культура.

  3. Хвалынская культура эпохи энеолита в степном Поволжье.

  4. Основные достижения эпохи неолита.

  5. Древнейшие очаги и предпосылки перехода к земледелию и скотоводству.

  6. Хозяйство населения степной зоны в неолите и энеолите.

  7. Методологические подходы определения предпосылок становления раннеклассовых обществ.

  8. Историческое значение открытия металлургии меди. Начало ремесла.

  9. Историческое значение открытия земледелия и скотоводства.

  10. История изучения ямной культуры. Хронология.

  11. Археологические памятники ямной культуры Оренбуржья.

  12. Хозяйство населения ямной культуры.

  13. Социальная структура и общественные отношения у носителей ямной культуры.

  14. Археологические признаки ранних индоевропейских и индоиранских культур бронзового века.

  15. Теории об индоевропейцах и их прародине.

  16. Развитие коневодства и появление колесного транспорта в степях Восточной Европы.

  17. Майкопская культура. Археологические памятники. Экономика. Общественные отношения.

  18. Афанасьевская культура в Южной Сибири.

  19. Археологические памятники срубной культуры в Оренбуржье.

  20. Абашевская культура.

  21. Синташтинско-аркаимская культура.

  22. История изучения андроновской культуры.

  23. Алакульская культура.

  24. Катакомбная культура: характеристика археологических памятников.

  25. История изучения срубной культуры.

  26. Хозяйство и общественные отношения катакомбной культуры.

  27. Памятники андроновской культуры в Оренбургской области.

  28. Хозяйство и общественные отношения срубной и андроновской культур.

  29. Историческое значение открытия металлургии железа: экономические и социальные последствия.

  30. Древнейшие государства Закавказья. Урарту. Колхида.

  31. Хорезм - государство в Средней Азии (в эпоху раннего железа).

  32. Парфия. Экономическое развитие. Особенности государственного устройства.

  33. Ольвия: город-государство древних греков в Северном Причерноморье.

  34. Херсонес: город-государство древних греков в Северном Причерноморье.

  35. Города Боспорского царства. Особенности политического устройства.

  36. Искусство греческой культуры Северного Причерноморья.

  37. Геродот о скифской и сарматской культурах.

  38. История археологических исследований скифской и сарматской культур.

  39. Скифская культура.

  40. Савромато-сарматская культура.

  41. Пазырыкская культура.

  42. Кочевое скотоводство - специфика экономического развития степной зоны в РЖВ.

  43. Особенности раннеклассового общества у степных кочевников раннего железного века.

  44. Искусство степных кочевнических культур в РЖВ.

  45. Пражская культура и ее роль в формировании древнерусского этноса и государства.

  46. «Праславянские» культуры РЖВ (чернолесская, милоградовская, зарубинецкая, черняховская).

  47. Финно-угорские культуры РЖВ (дъяковская и ананьинская).




    1. Критерии оценки формируемых в дисциплине
      компетенций


Оценка формируемых в дисциплине компетенций студентов производится по следующим критериям:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.



Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




    1. Основная литература




  1. Мартынов А.И. Археология. Учебник. М.: Высшая школа. 2007.

  2. Моргунова Н.Л. Археология Южного Урала. Оренбург, 2007.


7.2. Дополнительная литература


  1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979.

  2. Елинек Ян. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1983.

  3. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропо-социогенеза. Т.I., М., 1983. Гл.4,5.

  4. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986, гл.3,4.

  5. Палеолит СССР. Археология СССР. М., 1984.

  6. Природа и древний человек. М., 1981.

  7. Любин В.П. Ашельская эпоха на Кавказе. С-П., 1998.

  8. Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

  9. Палеолит СССР. Археология СССР. М., 1984.

  10. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

  11. Столяр А.Д. Происхождение искусства. М., 1974.

  12. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

  13. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

  14. Дэвлет Е.Г. Мифы в камне: Мир наскального искусства. М., 2005.

  15. История Самарского Поволжья. Каменный век. Самара, 2000.

  16. Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1968.

  17. Неолит Северной Евразии. М., 1996.

  18. Выборнов А.А. Неолит Волго-Камья. Самара, 2008.

  19. Котова Н.С. Неолитизация Украины. Киев, 2008.

  20. Массон В.М. Экономика и социальный слой древних обществ. М. – Л., 1976.

  21. Массон В.М. Первые цивилизации. М. – Л., 1989.

  22. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

  23. Моргунова Н.Л. Неолит и энеолит юга лесостепей Волго-Уральского междуречья. Оренбург, 1995.

  24. Мунчаев Р.М., Мерперт Н.Я. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии. М., 1981.

  25. Чайлд В.Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.

  26. Шнирельман В.А. Происхождение производящего хозяйства. М., 1989.

  27. Юдин А.И. Варфоломеевская стоянка и неолит степного Поволжья. Саратов, 2004.

  28. Юдин А.И. Закономерности и общие тенденции культурно-исторических процессов в Нижнем Поволжье на протяжении неолита и энеолита // Археология восточноевропейской степи. Вып. 4. Саратов, 2006.

  29. Васильев И.Б., Синюк А.Т. Энеолит Восточно-Европейской лесостепи. Куйбышев, 1985.

  30. Васильев И.Б. Хвалынская энеолитическая культура волго-уральской степи и лесостепи // Вопросы археологии Поволжья. Вып.3. Самара. 2003.

  31. История искусства народов СССР. Т.1. М., 1971.

  32. Котова Н.С. Энеолит степного Поднепровья и Приазовья. Луганск, 2006.

  33. Матюшин Г.Н. Энеолит Южного Урала. М., 1982.

  34. Тодорова Х. Энеолит Болгарии. София. 1979.

  35. Энеолит СССР. М., 1982.

  36. Мировоззрение древнего населения Евразии. М., 2001.

  37. Хвалынские энеолитические могильники и хвалынская энеолитическая культура. Самара, 2010.

  38. Авилова Л.И. Металл Ближнего Востока: модели производства в энеолите, раннем и среднем бронзовом веке. М. 2008.

  39. Даниленко В.Н. Энеолит Украины. Киев. 1974.

  40. Дегтярева А.Д. Технология металлопроизводства ямной культуры // Проблемы изучения ямной культурно-исторической области. Оренбург. 2006.

  41. Индоевропейская истории в свете новых исследований. Сборник статей. М., 2010.

  42. Каргалы. Т. I – IV. 2002 – 2005. М.

  43. Рубин О.С. Проблема локализации индоевропейской прародины: критический обзор современных концепций // Археология восточно-европейской степи. Вып. 4. Саратов, 2006.

  44. Рындина Н.В. Древнейшее металлообрабатывающее производство Юго-Восточной Европы. М. 1998.

  45. Происхождение и распространение колесничества. Сб. статей. Луганск, 2008.

  46. Кони, колесницы и колесничие степей Евразии. Сборник статей. Екатеринбург-Самара-Донецк. 2010.

  47. Археология. Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994.

  48. Археология восточно-европейской лесостепи. Вып.6. Саратов. 2008.

  49. Грязнов М.П. Афанасьевская культура на Енисее. СПб. 1999.

  50. Гей А.Н.. Новотиторовская культура. М. 2000.

  51. Кореневский С.Н. 2008. Современные проблемы изучения майкопской культуры // Археология Кавказа и Ближнего Востока. М.

  52. Мерперт Н.Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья. М., 1974.

  53. Моргунова Н.Л. Древнеямная культура на Илеке. Екатеринбург, 1994.

  54. Моргунова Н.Л. Большой Болдыревский курган // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. IV. Оренбург, 2000.

  55. Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975.

  56. Проблемы изучения ямной культурно-исторической области. Оренбург, 2006. (Статьи Н.Л. Моргуновой, М.А. Турецкого, З.П. Мариной, Н.И. Шишлиной, А.Т. Синюка).

  57. Шишлина Н.И.. Северо-Западный Прикаспий в эпоху бронзы (V-III тыс.до н.э.). М. 2007

  58. Археология восточно-европейской лесостепи. Саратов.Вып.6. 2008, Вып.9.2010.

  59. Братченко С.Н. Донецька катакомбна культура раннього етапу. Луганск,2001.

  60. Синюк А.Т. Бронзовый век бассейна Дона. Воронеж, 1996.

  61. Происхождение и распространение колесничества. Сб. статей. Луганск, 2008.

  62. Кони, колесницы и колесничие степей Евразии. Сборник статей. Екатеринбург-Самара-Донецк. 2010.

  63. Аркаим-Синташта: древнее наследие Южного Урала. Сб. статей. Челябинск, 2010.

  64. Вопросы археологии Поволжья. Выпуск 4. Самара, 2006.

  65. Зданович Г.Б. Бронзовыый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск, 1988.

  66. Зданович Г.Б., Гаврилюк А.Г., Малютина Т.С. 2006. Некрополи укрепленного поселения Аркаим // Проблемы изучения ямной культурно-исторической области. Оренбург. 2006.

  67. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994.

  68. Кузьмина Е.Е. Арии – путь на юг. М., 2008а.

  69. Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985.

  70. Сальников К.В. Очерки истории Южного Урала. М., 1967.

  71. Синюк А.Т. Бронзовый век бассейна Дона. Воронеж, 1996.

  72. Ткачев В.В. Степи Южного Приуралья и Западного Казахстана на рубеже эпох средней и поздней бронзы. Актобе, 2007.

  73. Археологические памятники Оренбуржья. Вып. 1 - 10. Оренбург, 1998 -2011

  74. . Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М., 1985.

  75. Дьяконов И.М.. Урартские письма и документы. М.-Л., 1963.

  76. Вайнберг Б.И. Ставиский Б.Я. История и культура Средней Азии в древности. Пособие для вузов. М, 1994.

  77. Кошеленко Г.А. Родина парфян. М., 1977.

  78. Сарианиди В.И. Бактрия сквозь мглу веков. М., 1984.

  79. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.

  80. Шелов Д.Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. М., 1975.

  81. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961.

  82. Кобылина М.М. Античная скульптура Северного Причерноморья. М., 1972.

  83. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918.

  84. Алексеев А.Ю., Качалова Н.К., Тохтасьев С.Р. Киммерийцы: этнокультурная принадлежность. СПб., 1993.

  85. Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989.

  86. Археология СССР. Степи азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.

  87. Археологические памятники Оренбуржья. Вып. 1-9. Оренбург, 1996 – 2010.

  88. Галанина Л.К. Келермесские курганы. «Царские» погребения раннескифской эпохи. М., 1997.

  89. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.

  90. Грязнов М.П. Аржан – царский курган раннескифского времени. Л., 1980.

  91. Моргунова Н.Л., и др. Шумаевские курганы. Оренбург, 2003

  92. Моргунова Н.Л., Мещеряков Д.В. «Прохоровские» погребения V Бердянского могильника // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. III. Оренбург, 1999.

  93. Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995.

  94. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.

  95. Ранние кочевники Волго-Уральского региона. Оренбург, 2008.

  96. Смирнов К.Ф. Савроматы. М., 1964.

  97. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М., 1975.

  98. Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. СПб., 1994.

  99. Эрлих В.Р. У истоков раннескифского комплекса. М., 1994.

  100. Яблонский Л.Т. Некрополи Древнего Хорезма (археология и антропология могильников). М., 1999.

  101. Третьяков П.Н.По следам древних славянских племен. Л., 1982.

  102. Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху. М., 1952.

  103. Смирнов К.А Дьяковская культура. М., 1980.

  104. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

  105. Иванов В.А. У подножия Рифейских гор. Уфа, 1982.

  106. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? СПб., 1995.

  107. Иванов В.А. Древние угры – мадьяры в Восточной Европе. Уфа, 1999.

  108. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших ней. Эпоха средневековья. Самара, 2000.

  109. Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.. 1987.

  110. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.


7.3. Периодические издания

Журнал «Российская археология»


7.4. Интернет-ресурсы

  1. www.historic.ru

  2. http://www.hrono.ru

  3. www.school.edu.ru

  4. wwww.lib.ua-.ru.net

  5. http: // historydoc. edu.ru

  6. http://www.bibliotekar.ru/ (Электронная библиотека нехудожественной литературы)

  7. «Русская культура» http://www.rusculture.ru/ (Информационно-аналитический публицистический портал)

  8. «Русская культура» http://ruskult.ru/ (История русской культуры)

  9. http://www.ospu.ru/?id5=2 (Электронный каталог библиотеки ОГПУ)

  10. http://rucont.ru/ (Вузовская электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ»)

  11. http://www.biblioclub.ru/ (ЭБС «Университетская библиотека онлайн»)

  12. http://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека eLibrary.ru)

  13. http://www.iqlib.ru/ (Электронная библиотека учебной литературы)

  14. http://www.jourclub.ru/ (Каталог статей и учебных пособий "JourClub")

  15. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ  им. М.В.Ломоносова). Раздел «Россия XVIII – начала XX вв.»)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


8.1. Учебно-лабораторное оборудование

- специально оборудованная аудитория с учебными пособиями по археологии,

- музей археологии,

- исторические карты.


8.2. Технические и электронные средства обучения и контроля успеваемости
- аудио-видеоаппаратура

- компьютер

- наглядные пособия, учебно-методические пособия.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100.62 Педагогическое образование, профиль история.





<< предыдущая страница