Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины «археология» Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое - страница №2/2
2 семестр
Семестр
|
Вид занятия
(Л, ЛР)
|
Тема
|
Используемые
интерактивные
образовательные технологии
|
Кол-во
часов
|
2
|
Л СЗ
|
Предпосылки возникновения ранних эгалитарных и раннеклассовых обществ
|
Проблемная лекция-презентация
|
4
|
2
|
СЗ
|
Проблема происхождения индоевропейских народов
|
Диспут
|
2
|
2
|
Л
|
Древнеямная КИО в эпоху ранней бронзы
|
Лекция-Презентация
|
2
|
2
|
СЗ
|
Экономика и общественные отношения степных культур на раннем этапе бронзового
века
|
Доклады студентов и их обсуждение
|
2
|
2
|
Л
|
Катакомбная культура среднего бронзового века. Степные культуры среднего бронзового века.
|
Лекция-Презентация
|
2
|
2
|
Л
|
Срубная КИО позднего бронзового века
|
Лекция-Презентация
|
2
|
2
|
Л СЗ
|
Андроновская КИО позднего бронзовоговека
|
Лекция-Презентация
|
2
|
Л СЗ
|
Историческаяроль металлургии железа
|
Доклады студентов и их обсуждение
|
2
|
2
|
Л СЗ
|
Раннеклассовые общества Кавказа
|
Лекция-Презентация
Доклады студентов и их обсуждение
|
4
|
Л СЗ
|
Раннеклассовые общества Средней Азии
|
Лекция-Презентация
Доклады студентов и их обсуждение
|
4
|
2
|
Л СЗ
|
Северное Причерноморье и Древняя Греция
|
Лекция-Презентация
Доклады студентов и их обсуждение
|
4
|
2
|
Л СЗ
|
Скифская культура
|
Лекция-Презентация
|
4
|
2
|
Л СЗ
|
Сарматская культура
|
Лекция-Презентация
|
4
|
2
|
СЗ
|
Специфика экономики степных культур в РЖВ
|
Коллоквиум
|
2
|
2
|
СЗ
|
Особенности раннеклассовых отношений и духовная культура степных кочевников РЖВ
|
Диспут
|
2
|
2
|
Л
|
Первобытная периферия в РЖВ на территории Восточной Европы
|
Лекция-Презентация
|
2
|
ИТОГО:
|
44
|
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет около 50%.
-
Оценочные средства текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации и
реализуемых в дисциплине компетенций
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями Примерной ОП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль «История» для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дисциплины разработан «Фонд оценочных средств по дисциплине – «Археология», являющийся неотъемлемой частью учебно-методического комплекса настоящей дисциплины.
-
Оценочные средства текущего контроля успеваемости
-
устный опрос на семинарском занятии (С);
-
коллоквиум (К);
-
диспут (Д)
-
самостоятельную работу с научной литературой (РЛ);
-
понятийный диктант (ПД);
-
контрольный срез (КС).
-
Оценочные средства промежуточной аттестации и
реализуемых в дисциплине компетенций студентов
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине являются экзамены в 1 и 2 семестрах.
Вопросы к курсовому экзамену по археологии (I семестр)
-
Предмет и задачи археологии. Задачи и методы археологического исследования.
-
История археологии Оренбургского края.
-
Виды археологических памятников. Понятие «археологическая культура».
-
Археологическая периодизация.
-
Понятие «палеолит». Проблема антропогенеза в археологии.
-
Олдувайская эпоха.
-
Ашельская эпоха.
-
Эпоха мустье.
-
Поздний палеолит.
-
Искусство эпохи палеолита.
-
Первобытная религия.
-
Мезолит как историческая эпоха. Изменение климата в голоцене и его последствия.
-
Мезолитические памятники Восточной Европы.
-
Мезолит Южного Урала.
-
Характеристика неолитической эпохи.
-
«Неолитическая революция»: понятие, предпосылки, последствия.
-
Раннеземледельческие неолитические культуры Ближнего Востока.
-
Джейтунская культура.
-
Неолит Волго-Уральского междуречья.
-
Неолит Оренбуржья (поселения Ивановское и Елшанское).
-
Хозяйство неолита степной зоны.
-
Неолит лесной зоны.
-
Понятие «энеолит».
-
Трипольская культура: памятники, домостроительство, хозяйство.
-
Религия и искусство трипольской культуры.
-
Культура Анау.
-
Ранний (мариупольский) этап степного энеолита.
-
Поздний (хвалынско-среднестоговский) этап степного энеолита.
-
Энеолит Оренбургского Приуралья.
-
Хозяйство степного населения в энеолите.
-
Раннепервобытная родовая община (поздний палеолит, мезолит).
-
Позднепервобытная родовая община (неолит).
Вопросы к курсовому экзамену по археологии (II семестр)
-
Роль Балкано-Карпатского региона в распространении металлургии в эпоху энеолита.
-
Трипольская культура.
-
Хвалынская культура эпохи энеолита в степном Поволжье.
-
Основные достижения эпохи неолита.
-
Древнейшие очаги и предпосылки перехода к земледелию и скотоводству.
-
Хозяйство населения степной зоны в неолите и энеолите.
-
Методологические подходы определения предпосылок становления раннеклассовых обществ.
-
Историческое значение открытия металлургии меди. Начало ремесла.
-
Историческое значение открытия земледелия и скотоводства.
-
История изучения ямной культуры. Хронология.
-
Археологические памятники ямной культуры Оренбуржья.
-
Хозяйство населения ямной культуры.
-
Социальная структура и общественные отношения у носителей ямной культуры.
-
Археологические признаки ранних индоевропейских и индоиранских культур бронзового века.
-
Теории об индоевропейцах и их прародине.
-
Развитие коневодства и появление колесного транспорта в степях Восточной Европы.
-
Майкопская культура. Археологические памятники. Экономика. Общественные отношения.
-
Афанасьевская культура в Южной Сибири.
-
Археологические памятники срубной культуры в Оренбуржье.
-
Абашевская культура.
-
Синташтинско-аркаимская культура.
-
История изучения андроновской культуры.
-
Алакульская культура.
-
Катакомбная культура: характеристика археологических памятников.
-
История изучения срубной культуры.
-
Хозяйство и общественные отношения катакомбной культуры.
-
Памятники андроновской культуры в Оренбургской области.
-
Хозяйство и общественные отношения срубной и андроновской культур.
-
Историческое значение открытия металлургии железа: экономические и социальные последствия.
-
Древнейшие государства Закавказья. Урарту. Колхида.
-
Хорезм - государство в Средней Азии (в эпоху раннего железа).
-
Парфия. Экономическое развитие. Особенности государственного устройства.
-
Ольвия: город-государство древних греков в Северном Причерноморье.
-
Херсонес: город-государство древних греков в Северном Причерноморье.
-
Города Боспорского царства. Особенности политического устройства.
-
Искусство греческой культуры Северного Причерноморья.
-
Геродот о скифской и сарматской культурах.
-
История археологических исследований скифской и сарматской культур.
-
Скифская культура.
-
Савромато-сарматская культура.
-
Пазырыкская культура.
-
Кочевое скотоводство - специфика экономического развития степной зоны в РЖВ.
-
Особенности раннеклассового общества у степных кочевников раннего железного века.
-
Искусство степных кочевнических культур в РЖВ.
-
Пражская культура и ее роль в формировании древнерусского этноса и государства.
-
«Праславянские» культуры РЖВ (чернолесская, милоградовская, зарубинецкая, черняховская).
-
Финно-угорские культуры РЖВ (дъяковская и ананьинская).
-
Критерии оценки формируемых в дисциплине
компетенций
Оценка формируемых в дисциплине компетенций студентов производится по следующим критериям:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
-
Основная литература
-
Мартынов А.И. Археология. Учебник. М.: Высшая школа. 2007.
-
Моргунова Н.Л. Археология Южного Урала. Оренбург, 2007.
7.2. Дополнительная литература
-
Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979.
-
Елинек Ян. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1983.
-
История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропо-социогенеза. Т.I., М., 1983. Гл.4,5.
-
История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986, гл.3,4.
-
Палеолит СССР. Археология СССР. М., 1984.
-
Природа и древний человек. М., 1981.
-
Любин В.П. Ашельская эпоха на Кавказе. С-П., 1998.
-
Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.
-
Палеолит СССР. Археология СССР. М., 1984.
-
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
-
Столяр А.Д. Происхождение искусства. М., 1974.
-
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
-
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
-
Дэвлет Е.Г. Мифы в камне: Мир наскального искусства. М., 2005.
-
История Самарского Поволжья. Каменный век. Самара, 2000.
-
Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1968.
-
Неолит Северной Евразии. М., 1996.
-
Выборнов А.А. Неолит Волго-Камья. Самара, 2008.
-
Котова Н.С. Неолитизация Украины. Киев, 2008.
-
Массон В.М. Экономика и социальный слой древних обществ. М. – Л., 1976.
-
Массон В.М. Первые цивилизации. М. – Л., 1989.
-
Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.
-
Моргунова Н.Л. Неолит и энеолит юга лесостепей Волго-Уральского междуречья. Оренбург, 1995.
-
Мунчаев Р.М., Мерперт Н.Я. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии. М., 1981.
-
Чайлд В.Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
-
Шнирельман В.А. Происхождение производящего хозяйства. М., 1989.
-
Юдин А.И. Варфоломеевская стоянка и неолит степного Поволжья. Саратов, 2004.
-
Юдин А.И. Закономерности и общие тенденции культурно-исторических процессов в Нижнем Поволжье на протяжении неолита и энеолита // Археология восточноевропейской степи. Вып. 4. Саратов, 2006.
-
Васильев И.Б., Синюк А.Т. Энеолит Восточно-Европейской лесостепи. Куйбышев, 1985.
-
Васильев И.Б. Хвалынская энеолитическая культура волго-уральской степи и лесостепи // Вопросы археологии Поволжья. Вып.3. Самара. 2003.
-
История искусства народов СССР. Т.1. М., 1971.
-
Котова Н.С. Энеолит степного Поднепровья и Приазовья. Луганск, 2006.
-
Матюшин Г.Н. Энеолит Южного Урала. М., 1982.
-
Тодорова Х. Энеолит Болгарии. София. 1979.
-
Энеолит СССР. М., 1982.
-
Мировоззрение древнего населения Евразии. М., 2001.
-
Хвалынские энеолитические могильники и хвалынская энеолитическая культура. Самара, 2010.
-
Авилова Л.И. Металл Ближнего Востока: модели производства в энеолите, раннем и среднем бронзовом веке. М. 2008.
-
Даниленко В.Н. Энеолит Украины. Киев. 1974.
-
Дегтярева А.Д. Технология металлопроизводства ямной культуры // Проблемы изучения ямной культурно-исторической области. Оренбург. 2006.
-
Индоевропейская истории в свете новых исследований. Сборник статей. М., 2010.
-
Каргалы. Т. I – IV. 2002 – 2005. М.
-
Рубин О.С. Проблема локализации индоевропейской прародины: критический обзор современных концепций // Археология восточно-европейской степи. Вып. 4. Саратов, 2006.
-
Рындина Н.В. Древнейшее металлообрабатывающее производство Юго-Восточной Европы. М. 1998.
-
Происхождение и распространение колесничества. Сб. статей. Луганск, 2008.
-
Кони, колесницы и колесничие степей Евразии. Сборник статей. Екатеринбург-Самара-Донецк. 2010.
-
Археология. Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994.
-
Археология восточно-европейской лесостепи. Вып.6. Саратов. 2008.
-
Грязнов М.П. Афанасьевская культура на Енисее. СПб. 1999.
-
Гей А.Н.. Новотиторовская культура. М. 2000.
-
Кореневский С.Н. 2008. Современные проблемы изучения майкопской культуры // Археология Кавказа и Ближнего Востока. М.
-
Мерперт Н.Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья. М., 1974.
-
Моргунова Н.Л. Древнеямная культура на Илеке. Екатеринбург, 1994.
-
Моргунова Н.Л. Большой Болдыревский курган // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. IV. Оренбург, 2000.
-
Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975.
-
Проблемы изучения ямной культурно-исторической области. Оренбург, 2006. (Статьи Н.Л. Моргуновой, М.А. Турецкого, З.П. Мариной, Н.И. Шишлиной, А.Т. Синюка).
-
Шишлина Н.И.. Северо-Западный Прикаспий в эпоху бронзы (V-III тыс.до н.э.). М. 2007
-
Археология восточно-европейской лесостепи. Саратов.Вып.6. 2008, Вып.9.2010.
-
Братченко С.Н. Донецька катакомбна культура раннього етапу. Луганск,2001.
-
Синюк А.Т. Бронзовый век бассейна Дона. Воронеж, 1996.
-
Происхождение и распространение колесничества. Сб. статей. Луганск, 2008.
-
Кони, колесницы и колесничие степей Евразии. Сборник статей. Екатеринбург-Самара-Донецк. 2010.
-
Аркаим-Синташта: древнее наследие Южного Урала. Сб. статей. Челябинск, 2010.
-
Вопросы археологии Поволжья. Выпуск 4. Самара, 2006.
-
Зданович Г.Б. Бронзовыый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск, 1988.
-
Зданович Г.Б., Гаврилюк А.Г., Малютина Т.С. 2006. Некрополи укрепленного поселения Аркаим // Проблемы изучения ямной культурно-исторической области. Оренбург. 2006.
-
Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994.
-
Кузьмина Е.Е. Арии – путь на юг. М., 2008а.
-
Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985.
-
Сальников К.В. Очерки истории Южного Урала. М., 1967.
-
Синюк А.Т. Бронзовый век бассейна Дона. Воронеж, 1996.
-
Ткачев В.В. Степи Южного Приуралья и Западного Казахстана на рубеже эпох средней и поздней бронзы. Актобе, 2007.
-
Археологические памятники Оренбуржья. Вып. 1 - 10. Оренбург, 1998 -2011
-
. Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М., 1985.
-
Дьяконов И.М.. Урартские письма и документы. М.-Л., 1963.
-
Вайнберг Б.И. Ставиский Б.Я. История и культура Средней Азии в древности. Пособие для вузов. М, 1994.
-
Кошеленко Г.А. Родина парфян. М., 1977.
-
Сарианиди В.И. Бактрия сквозь мглу веков. М., 1984.
-
Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.
-
Шелов Д.Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. М., 1975.
-
Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961.
-
Кобылина М.М. Античная скульптура Северного Причерноморья. М., 1972.
-
Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918.
-
Алексеев А.Ю., Качалова Н.К., Тохтасьев С.Р. Киммерийцы: этнокультурная принадлежность. СПб., 1993.
-
Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989.
-
Археология СССР. Степи азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.
-
Археологические памятники Оренбуржья. Вып. 1-9. Оренбург, 1996 – 2010.
-
Галанина Л.К. Келермесские курганы. «Царские» погребения раннескифской эпохи. М., 1997.
-
Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.
-
Грязнов М.П. Аржан – царский курган раннескифского времени. Л., 1980.
-
Моргунова Н.Л., и др. Шумаевские курганы. Оренбург, 2003
-
Моргунова Н.Л., Мещеряков Д.В. «Прохоровские» погребения V Бердянского могильника // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. III. Оренбург, 1999.
-
Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995.
-
Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.
-
Ранние кочевники Волго-Уральского региона. Оренбург, 2008.
-
Смирнов К.Ф. Савроматы. М., 1964.
-
Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М., 1975.
-
Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. СПб., 1994.
-
Эрлих В.Р. У истоков раннескифского комплекса. М., 1994.
-
Яблонский Л.Т. Некрополи Древнего Хорезма (археология и антропология могильников). М., 1999.
-
Третьяков П.Н.По следам древних славянских племен. Л., 1982.
-
Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху. М., 1952.
-
Смирнов К.А Дьяковская культура. М., 1980.
-
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
-
Иванов В.А. У подножия Рифейских гор. Уфа, 1982.
-
Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? СПб., 1995.
-
Иванов В.А. Древние угры – мадьяры в Восточной Европе. Уфа, 1999.
-
История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших ней. Эпоха средневековья. Самара, 2000.
-
Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.. 1987.
-
Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.
7.3. Периодические издания
Журнал «Российская археология»
7.4. Интернет-ресурсы
-
www.historic.ru
-
http://www.hrono.ru
-
www.school.edu.ru
-
wwww.lib.ua-.ru.net
-
http: // historydoc. edu.ru
-
http://www.bibliotekar.ru/ (Электронная библиотека нехудожественной литературы)
-
«Русская культура» http://www.rusculture.ru/ (Информационно-аналитический публицистический портал)
-
«Русская культура» http://ruskult.ru/ (История русской культуры)
-
http://www.ospu.ru/?id5=2 (Электронный каталог библиотеки ОГПУ)
-
http://rucont.ru/ (Вузовская электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ»)
-
http://www.biblioclub.ru/ (ЭБС «Университетская библиотека онлайн»)
-
http://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека eLibrary.ru)
-
http://www.iqlib.ru/ (Электронная библиотека учебной литературы)
-
http://www.jourclub.ru/ (Каталог статей и учебных пособий "JourClub")
-
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). Раздел «Россия XVIII – начала XX вв.»)
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Учебно-лабораторное оборудование
- специально оборудованная аудитория с учебными пособиями по археологии,
- музей археологии,
- исторические карты.
8.2. Технические и электронные средства обучения и контроля успеваемости
- аудио-видеоаппаратура
- компьютер
- наглядные пособия, учебно-методические пособия.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100.62 Педагогическое образование, профиль история.
<< предыдущая страница
|